Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ВЫБОР ТРАЕКТОРИИ ЕГО РАЗВИТИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛА'

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ВЫБОР ТРАЕКТОРИИ ЕГО РАЗВИТИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностные особенности / стили реагирования во фрустрационной ситуации / специфика отношения / профессиональные умения / личностные качества / траектории развития / как профессионала. / shaxsiy xususiyatlar / asabiylashuvchi vaziyatlarda javob uslublari / munosabatlarning o'ziga xos xususiyatlari / kasbiy mahorat / shaxsiy fazilatlar / professional sifatida rivojlanish trayektoriyalari.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Назирова Лола Васижановна

В статье представлены данные исследования проблемы становления профессионального развития школьного психолога. Личностные особенности школьного психолога, обуславливающие выбор его траектории профессионального развития. Проблема актуальна в свете решения задач профессиональной реализации психологов системы дошкольного и школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAKTAB PSİXOLOGINI KASB-PASSIYATNING RIVOJLANISH TRAYEKTORIYАSINI TALANLASHNI SHART OLGAN SHAXSIY XUSUSIYATLARI

Maqolada maktab psixologining malakasini oshirish muammosini o'rganish ma'lumotlari keltirilgan. Maktab psixologining shaxsiy xususiyatlari, uning kasbiy rivojlanish trayektoriyasini tanlashni belgilaydi. Muammo maktabgacha va maktab ta'limi tizimida psixologlarni kasbiy tatbiq etish muammolarini hal qilish nuqtai nazaridan dolzarbdir.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ВЫБОР ТРАЕКТОРИИ ЕГО РАЗВИТИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛА»

Назирова Лола Васижановна,

доцент кафедры общей психологии, Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами, кандидат психологических наук

личностные особенности школьного

психолога, обуславливающие

выбор траектории его развития как профессионала

УДК: 159.99

DOI: 10.34920/SO/VOL_2023_ISSUE_8_4

НАЗИРОВА Л.В. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ВЫБОР ТРАЕКТОРИИ ЕГО РАЗВИТИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛА

В статье представлены данные исследования проблемы становления профессионального развития школьного психолога. Личностные особенности школьного психолога, обуславливающие выбор его траектории профессионального развития. Проблема актуальна в свете решения задач профессиональной реализации психологов системы дошкольного и школьного образования.

Ключевые слова и понятия: личностные особенности; стили реагирования во фрустрацион-ной ситуации; специфика отношения; профессиональные умения, личностные качества, траектории развития, как профессионала.

NAZIROVA L.V. MAKTAB PSiXOLOGINI KASB-PASSIYATNING RIVOJLANISH TRAYEKTORIYАSINI TALANLASHNI SHART OLGAN SHAXSIYXUSUSIYATLARI

Maqolada maktab psixologining malakasini oshirish muammosini o'rganish ma'lumotlari keltirilgan. Maktab psixologining shaxsiy xususiyatlari, uning kasbiy rivojlanish trayektoriyasini tanlashni belgilaydi. Muammo maktabgacha va maktab ta'limi tizimida psixologlarni kasbiy tatbiq etish muammolarini hal qilish nuqtai nazaridan dolzarbdir.

Tayanch so'z va tushunchalar: shaxsiy xususiyatlar; asabiylashuvchi vaziyatlarda javob uslublari; munosabatlarning o'ziga xos xususiyatlari; kasbiy mahorat, shaxsiy fazilatlar, professional sifatida rivojlanish trayektoriyalari.

NAZIROVA L.V. THE ARTICLE PRESENTS DATA FROM A STUDY OF THE PROBLEM OF ESTABLISHING THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A SCHOOL PSYCHOLOGIST

Personal characteristics of a school psychologist that determine the choice of his professional development trajectory. The problem is relevant in the light of solving the problems of professional implementation of psychologists in the preschool and school education system.

Key words and concepts: personal characteristics; response styles in frustrating situations; specifics of the relationship; professional skills, personal qualities, development trajectories as a professional

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 8 (129)

Введение.

В Указе Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Национальной Программы по развитию школьного образования 2022-2026 годах»1 в целях формирования знаний и навыков учащихся школ, их воспитания в духе преданности национальным и общечеловеческим ценностям, повышения авторитета профессии учителя и качественного состава педагогов, совершенствования учебников и учебно-методических комплексов на основе современных требований, строительства современных моделей учреждений школьного образования, отвечающих международным стандартам, а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли» определены основные направления Программы развития, а именно:

- повышение в обществе авторитета профессии учителя, создание благоприятных социальных условий для педагогов и достойное стимулирование их труда;

- повышение ответственности учителей за воспитание и обучение молодежи, их требовательности в своем непрерывном профессиональном развитии;

- формирование национального кадрового резерва для учреждений общего среднего образования, разработку критериев передового директора школы и образцового учителя, а также проведение на их основе регулярной оценки деятельности руководящих и педагогических кадров;

- системная организация духовно-просветительской работы в учреждениях общего среднего образования, внедрение механизмов непрерывного мониторинга, оценки и прогнозирования в данном направлении, повышение роли семьи, особенно родителей, в образовании и воспитании ребенка;

- содержательная организация свободного времени учащихся, совершенствование системы их профессиональной ориентации;

1 Национальная база данных законодательства, 11.05.2022 г., № 06/22/134/0407; 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302; 13.06.2023 г., № 06/23/92/0366. - https:// lex.uz/docs/6008668

- усиление интеграции детей с особыми образовательными потребностями в систему дошкольного и школьного образования, а также ускорение процессов инклюзивного образования;

- обеспечение осуществления всех процессов обмена данными в общем среднем образовании посредством Единого программного комплекса управления системой дошкольного и школьного образования, расширение спектра оказания электронных государственных услуг в данной сфере;

- доведение коэффициента сменности учреждений общего среднего образования до оптимального уровня, осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта и оснащения школ необходимым инвентарем на основе современных моделей. В реализации поставленных задач непосредственно участвует школьный психолог в роли координатора взаимодействия в системе Учитель-Родитель-Ученик. Особое значение предъявляется к личностно значимым характеристикам Психолога2.

Актуальность выбранной проблемы состоит не столько в раскрытии предмета личности профессионала и специфики ее становления, сколько раскрытию сути проблемы - предъявления требований профессии Психолога к Личности самого профессионала. Возникла острая необходимость в обозначении специфики современной профессии Психолога и ее значения не только для психолога самого, но и прежде всего для общества. Современное общество переживает кризис развития не только в направлении глобализации, но и в направлении реализации гуманистических задач сохранения общечеловеческих, духовных ценностей. Духовность и процветание не только Личности, но прежде всего Человека его ресурсов, потенциалов и всевозможных рациональных, конструктивных идей во блага общественного развития стало основой для развития и реализации индивидуальных способностей и возможностей как подрастающих, так и зрелых граждан общества.

2 Суннатова Р.И. Индивидуально типологические особенности мыслительной деятельности. - Т.: 1996.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 8 (129)

Проблема исследования траектории развития организационного психолога, как профессионала является сложной много векторной проблемой: с одной стороны, индивидуально типологические, гендерные, личностные особенности, с другой предъявляемые требования со стороны самой профессии, с третьей стороны ожидания и притязания социальной роли психолога не говоря уже об этнопсихологических характеристик и отношений в обществе к профессии психологии. Для того чтобы деятельность психолога была эффективной и оправданной, ему необходимы не только теоретические знания и умения в данной области, но и опыт, а так же личностные характеристики индивидуальной организации его деятельности.

Теоретический обзор исследований. В своем исследовании мы остановимся на самой профессиональной деятельности и ее требованиях, которые предъявляются к Личности. Так, в исследованиях личности школьного психолога, проведенного Н.В.Прусовой отмечено, что «для того, чтобы деятельность психолога была эффективной и оправданной, ему необходимы не только теоретические знания и умения в данной области, но и опыт, объективность, умения анализировать проблемные зоны и правильно давать им определение и суметь решить все возникшие проблемы, связанные с областью психологии труда»1. То, что между показателем «профессиональные умения» и «личностные качества», а так же «траектории профессионального роста» существует взаимосвязь и взаимоопределение, то есть развитие одного направления влияет на изменение показателей другого направления. Так, под профессиональными умениями понимаются конкретные действия. «Профессиональные умения, необходимые для эффективной деятельности организационного психолога - это его действия по выполнению профессиональных функций и обязанностей»2. Профессиональные умения: уметь объективно всесторонне анализировать условия и факторы, цели и

1 Прусова Н.В. Психология труда: конспект лекций. -https://psy.wikireading.ru/31392

2 Прусова Н.В. Психология труда: конспект лекций. -https://psy.wikireading.ru/31392

задачи труда и жизни работника. А также такие личностные качества, как: 1) объективность; 2) умение анализировать проблемные зоны; 3) умение правильно формулировать определение проблемных зон; 4) умение правильно и адекватно решать все возникающие проблемы, связанные с областью психологии труда. Деятельность психолога направлена на достижение максимальной эффективности труда работников, качества, удобства и внешней привлекательности продукции компании и достижение того, чтобы организация было узнаваема и уважаема на рынке. Возможно, это и есть траектория развития организационного психолога как профессионала.

Новизна исследования. В исследовании проверена гипотеза о том, что существует связь между показателями «Профессиональные умения» «личностные особенности» и «траектории профессионального развития» имеется связь. Наличие данной связи при изучении специфики деятельности школьного психолога определен такими понятиями как психологическое благополучие, объективность отношение к компетенциям и умение разрешать проблемные ситуации.

Цель исследования - выявить и изучить личностные особенности школьного психолога, с целью определения траектории его профессионального роста.

Предметом исследования является связь показателей «профессиональные умения», «личностные качества» и «траектория развития как профессионала».

Объект исследования составили личностные особенности 60 школьных психологов.

Информационная база исследования:

исследование проходило в рамках профотбора на вакансию психолога организации Узбекистан, Ташкент. (дополнительно указываются полное название организации с официального сайта, город, точный адрес), РСМШ;

Основная часть. С целью реализации основных задач, прежде чем трактовать понятие личностные качества и определять их место в профессиональной струк-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 8 (129)

туре школьного психолога, остановимся на обосновании понятия «Личность». Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Асланова Н.Ф. считает, что быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию. Быть личностью - значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Закрепление индивидуальных норм и ценностей, формирование определенного отношения к окружающему миру означает, что у человека появляется своя, внутренняя мерка для оценки своего поведения и поведения других людей, что он в меньшей степени зависит от мнений и оценок окружающих, сам выбирает ценностное допустимые цели и соответствующие нормам способы поведения, т.е. становится социально зрелой, самостоятельной личностью1. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я», противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Переживание собственного «Я» выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. «Я» профессионал занимает неотъемлемую часть Личности зрелого человека. Каким образом в человеке сочетаются Личностные и профессиональные качества. В деятельности психолога они часто бывают связаны. Основным качеством личности является психологический склад ума. Это способность подвергать психологическому анализу различные жизненные ситуации, поступки людей, особенности их взаимоотношений. Личность психолога

1 Асланова Н.Ф. Развитие Личности. // Вестник Донецкого педагогического института № 2. 2017 г. С. 249.

является инструментом его работы2. Личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. По мнению Карандашева В.Н. психологу присуща терпимость, снисходительность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей переживаний. По мнению исследователя если в сознании человека или подсознании живет чувство недостатка своих знаний о субъективном мире других людей и причинах их поведения, тогда у него есть шанс стать психологом. Психолог является личностью хорошо адаптированной к среде (В.Н.Дружинин)3. Очевиден факт наличия интеллекта. В исследованиях Р.Кеттелла представлен психологический портрет психолога с одной стороны практика с другой исследователя. Так по формуле Кеттелла эффективность психолога практика заключалась в готовности к контактам, общая интеллектуальность, ненасыщенность контактами с другими людьми. Умение поддерживать контакт4. В силу особенности рода деятельности коммуникативные навыки особо выделены и изучены5. В данном направлении интересны эмпирические исследования Т.А.Вериясовой (1997), согласно которым для психолога необходимы свойства личности, которые необходимы для ученых любой фундаментальной науки. Так Кеттелл выделяет целый ряд аналитических компонентов личности таких как объективность и возможно компетентность,

2 Карандашев В.Н.Введение в профессию:психолог: учебник и практикум для вузов / В. Н. Карандашев.

— 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 476 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12213-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/ bcode/511668

3 Дружинин, В. Н. Психология общих способностей : учебное пособие для вузов / В. Н. Дружинин. — 3-е изд.

— Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09237-0. — Текст

: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516754

4 Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. -Санкт Питербург, Серия, "Издательство Питер", 2000 С. 32.

5 Вериясова Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога: дис.... канд. психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 1997. С. 48.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 8 (129)

подчеркивая их значение для дальнейшего продвижения психолога в плане профессионального роста. Значение объективности, как необходимого условия проведения анализа психологической информации. Преимущество современных психологов, как практиков, так и исследователей заключается в необходимом умении количественно и качественно работать с информацией. По данным исследователей Аминовой Н.А. и Моло-канова М.В. основными необходимыми профессионально значимыми качествами являются: коммуникативные (от потребности до реализации, от знаний до умений), интеллектуальность (мировоззрение, смыслоцен-ностная, когнитивная структура Я); стрессоу-стойчивость (психоэмоциональные характерные и индивидуально типологические характеристики); эмоциональная устойчивость, социальные компоненты представленности Я (эмпатия, аттракция), и самое интересное и объединяющее это опора на себя при принятие решений (критическое, самостоятельное, обоснованное мышление). Верня-ева Т.А. составила портрет психолога1, который включает в себя более 35 характеристик. Для своего дальнейшего исследования мы разделили эти характеристики по следующим признакам: доброжелательность, терпеливость, общительность, тактичность, оптимизм, самообладание, чуткость, альтруистичность, вежливость, гуманность, отзывчивость, интеллигентность, сензитивность, умение слушать, умелое владение невербальными средствами общения, открытость, непринужденность, естественность и искренность в эмоциональных проявлениях, устойчивость к стрессу - возможно этими качествами в 20 столетие обладали только психологи, но в XXI веке этими качествами обладают люди психологически грамотные, представители разных новых или смежных профессий: например, менеджеры, маркетологи, педагоги, продавцы, тьюторы, эдвайзеры, коучинг тренеры и т.д. психологу данные качества, как и представителям смежных схо-

1 Верняева Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога. - Дисс. На соиск. Уч. Степени к.пс.наук, Санкт Петербург С. 48—49.

жих профессий данные качества помогают наладить эмоционально положительный контакт с клиентами. И.В.Сыромятников выявил, что успешных психологов характеризуют высокие показатели и по шкалам интеллектуальности, общительности, эмоционально-волевой устойчивости, дипломатичности, проницательности, смелости, самоконтроля, корректности, порядочности, тер-пимости2. Второе направление личностных качеств таких как ответственность, организованность, любознательность, наблюдательность, настойчивость, внимательность, объективность, динамичность, гибкость поведения, высокий уровень общего и социального интеллекта, рефлексию, креативность, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность - представляют интерес и в современности. Именно эти качества в особенности объективность делают профессию психолога, а следовательно психолога незаменимым инструментом в поиске решений всевозможного круга проблем, а именно в различного рода способностях:

1) способность к полному и правильному восприятию объекта, наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации;

2) способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновение в его духовный мир, психологическая интуиция, основанные па глубокой общей эрудиции и гуманистической направленности;

3) способность к сопереживанию, эмпа-тия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь;

4) способность к самоанализу, интерес к собственной личности и личности других людей;

5) способность управлять самим собой и процессом общения, умение быть внимательным

Были выявлены четыре основных фактора, обусловливающих эффективность в работе практического психолога:

2 Малебашева Г.В. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности военного психолога-женщины : автореф. дис.... канд. психол. наук. - М.: Военный университет, 2006. С. 13.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 8 (129)

30 ТАЪЛИМ ПСИХОЛОГИЯСИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ч____

Таблица 1. Показатели выраженности объективности в %

Баллы П=40 40 и более баллов 31-39 баллов 21-30 баллов «сомнение» 20 баллов «повышенная доверчивость»

Средние данные, % 23% 52% 20% 5%

Ранг 2 1 3 4

• коммуникативность, проявляющаяся в таких личностных качествах психолога, как готовность к контактам, наблюдательность, общительность, проницательность, свободное владение речью, сензитивность, умелое владение невербальными средствами общения, умение слушать, эмоциональная заразительность, эмпатия, развитая рефлексия;

• притягательность, включающая такие личностные качества, как альтруистичность, вежливость, внимательность, гуманность, доброжелательность, естественность в эмоциональных проявлениях, интеллигентность, искренность, корректность, непринужденность, обаяние, оптимизм, открытость, ответственность, отзывчивость, порядочность, привлекательность, тактичность, терпеливость, чуткость, юмор;

• адаптивность, интегрирующая такие личностные качества, как гибкость поведения, динамичность, дисциплинированность, инициативность, креативность, настойчивость, опора на себя в принятии решения, организованность, психофизиологическая активность, работоспособность, самоконтроль, самообладание, устойчивость к стрессу, умение поддерживать контакты, целеустремленность, эмоциональная стабильность, терпимость;

• интеллектуальность, включающая аналитический склад ума, общую и социальную интеллектуальность, компетентность, кругозор, любознательность, объективность.

Важность наличия этих способностей говорит о том, что профессиональная деятельность современного школьного психолога по своей сути является взаимодействием в системе «Психолог Ученик», «Психолог Родитель», «Психолог АУР», «Психолог Педагог», «Психолог коллектив».

Таким образом, предъявляемые требования к личностным качествам современного школьного психолога существенным обра-

зом изменено от констатации наличных профессиональных личностных качеств, обеспечивающих успешность в деятельности: коммуникативных, интеллектуальных, эмоционально волевых к конкретным компетенциям обеспечивающим возможность создания развивающей среды для развития личности всех участников учебно-воспитательного процесса: учеников, педагогов, управленческого аппарата образовательных учреждений.

Данные эмпирического анализа: Изучение психологических составляющих личностных качеств школьного психолога. В

исследование приняло участие 40 испытуемых в среднем возрасте 35 лет. Женщины школьные психологи со стажем работы менее 5 лет - 15 испытуемых; со стажем работы 10 лет -15 испытуемых и со стажем более 15 лет - 10 испытуемых. Из 40 испытуемых все с высшим образованием: педагогический ВУЗ- 20; Университет -10 испытуемых; переквалификация -10 испытуемых (гуманитарное, \экономическое, техническое образование). Условие участие добровольное в рамках проведения работы по повышению квалификации. Первое знакомство 1.30 работа в группе. Данные средних показателей по тесту на объективность представлены в таблице 1.

Наибольшее количество испытуемых психологов всего 52% от 40 ка 21 испытуемых показали наличие данных от 31 до 39. Эти испытуемые умеют объективно оценивать других и не боятся признавать свои ошибки в этом деле.

23% испытуемых получили от 40 до 55 балов. По данным опросника они легко составляют мнение о людях и столь же легко говорят об этом тому, к кому это мнение относится. Однако в их суждениях о людях немало субъективности и излишней самоуверенности.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 8 (129)

Таблица 2. Показатели психологического благополучия испытуемых группы «А», в %

Шкалы 1 2 3 4 5 6 7

п= 21 85% 56% 57% 50% 100% 62% 66%

Рейтинг 4 7 6 2 3 5 1

Примечание:

1. Шкала «Положительные отношения с другими».

2. Шкала «Автономия».

3. Шкала «Управление окружением».

4. Шкала «Личностный рост».

5. Шкала «Цель в жизни».

6. Шкала «Самопринятие».

7. Шкала «Психологическое благополучие»

20% испытуемых получили от 25 до 29 балов. Испытуемые не всегда бывают уверены в правильности своего мнения и иногда бывают необъективны из-за того, что легко меняют свое мнение, поддаваясь влиянию других.

5% из 40 как получили 15 балов. Испытуемый слишком доверчив и способен судить о людях необъективно, довольно поверхностно, часто ошибаясь при этом.

На основе полученных данных методики мы выделили две группы согласно критерию выраженности такого показателя как «объективность». Первую группу составили испытуемые с выраженным показателем «объективности». Далее эта группа будет называться группа «А». Группа с потенциально высокими показателями профессионально важных качеств (ПВК). Группу «А» составили испытуемые психологи с выраженными показателями ПВК - объективности.

Сравнение данных по группам, стаж. Всего 21 испытуемый из них 5ро психологов со стажем до 5 лет, 10 психологов со стажем работы до 10 лет из них 2ое с ученой степенью, 6 психологов со стажем более 15 лет из них 1 с ученой степенью.

Вторую группу - группу В составили 19 испытуемых с показателями субъективности в преобладании самоуверенности, сомнения и повышенной доверчивости. Из них 10 испытуемых со стажем менее 5 лет (5ро из которых самоуверенные 4ро сомневающиеся и 1 доверчивый); 5ро со стажем до 10 лет (4ро с самоуверенностью); 4 ро со стажем более 15 лет 2 с ученой степенью.

Выраженность объективности выявлена в группе «А» среди психологов со стажем 10 и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

более лет (76%). Тогда как показатель субъективности в группе «В» выражен 79% в группе менее 5 и 10 лет.

Возможно, что стаж оказывает влияние на формирование ПВК личности испытуемых школьных психологов.

Результаты исследования психологического благополучия испытуемых группы А с высокой степенью объективности1.

Данные количественного анализа представлены в таблице № 2. Выраженность шкал показателей психологического благополучия испытуемых группы А.

Выраженность шкал показателей психологического благополучия испытуемых группы «А», п=21

Уровень психологического благополучия высокий. На первом месте выраженность шкалы Личностный рост. Данная шкала отражает то, что у большинства испытуемых преобладает чувство непрекращающегося развития. Испытуемые воспринимают себя «растущим» и само реализовывающимся. Они открыты новому опыту, испытывают чувство реализации своего потенциала, наблюдают улучшения в себе и своих действиях с течением времени; изменяются в соответствии с собственными познаниями и достижениями. Далее на втором месте по рейтингу стоит шкала «Цель в жизни». Главная цель в жизни и чувство направленности отличная черта испытуемых этой группы. Они считают, что прошлая и настоящая жизнь имеет смысл; придерживаются убеждений, которые являются источниками цели в жизни; имеют

1 Исследование проводилось совместно со студенткой 4-го курса образовательного направления «Психология» МФПУ Кравченко О., 2020 г.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 8 (129)

V____

Таблица 3. Показатели «Я» реального и «Я» профессионального

Средние данные П = 21 1 2 3 4 5 6 7 8

«Я» реал.шк. психолог 8 8 7 3 1 0 8 8

Ранг 1 1 2 3 4 5 1 1

«Я» идеальный 10 8 5 2 0 0 10 10

Ранг 1 2 3 4 5 5 1 1

Рейтинг delta = ранг У— ранг X 0 -11 -1 -1 -4 0 0 0

0 121 1 1 16 0 0 0

r =0,99 2 0 2 1 1 0 2 2

Примечание - названия октант:

1. Авторитарный (властный-лидирующий).

2. Эгоистичный (независимый-доминирующий).

3. Агрессивный (прямолинейный-агрессивный).

4. Подозрительный (недоверчивый-скептический).

5. Подчиняемый (покорно-застенчивый).

6. Зависимый (зависимый-послушный).

7. Дружелюбный (сотрудничающий-конвенциальный).

8. Альтруистический (ответственно-великодушный).

намерения и цели на всю жизнь. Особенно в профессиональном самоопределении. Испытуемые выразили положительное отношение к людям. У них «Само принятие» выше среднего показателя. Они позитивно относятся к себе, знают и принимают различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, положительно оценивают свое прошлое. Данный аспект важен при мониторинге эффективности работы. Управление окружением в средних значениях. Испытуемые способны организовывать и создавать условия для реализации плана и задач вместе с тем не навязывает своих желаний окружающим. Средние показатели свидетельствуют о том, что испытуемые руководствуются мнением окружающих.

Вывод: выражены показатели направленности личности и профессионально важных качеств таких, как Личностный рост, само принятие, цель в жизни и положительное отношение к окружающим.

Анализ результатов методики Т. Лири. Данные исследования в группе А. Показатели межличностных отношений и наличия внутри личностного конфликта по показателям данных в модификации Л.Н.Собчик. Т.Лири выделял восемь типов интерперсонального поведения (в скобках указаны названия в модификации ЛН.Собчика). Данные средне арифметических показателей

представленных в баллах показателей октант между «Я» реально профессионал и «Я» идеально профессионал по 21 испытуемых группы А, представлены в таблице 3.

При обработке результатов подсчиты-ваются преобладающий тип отношения к окружающим. В данной группе внутри личностный конфликт не выявлен. Расхождение между представлениями о себе как «Я» реальный психолог, так и «Я» идеальный психолог в рамках нормы от 0 до 2х. Высокая ранговая корреляция до 0,99. На первом месте: «Я» реальный образ: лидер, независимый, сотрудничающий, ответственный, прямолинейный. «Я» идеальный образ: лидирующий, независимый, сотрудничающий, ответственный, прямолинейный (честный), доверие внутри нормы с ограничением взаимодействия.

Выводы:

• внутри личностного конфликта не выявлено;

• в качестве интерперсанального поведения выявлен дружелюбный стиль отношения в качестве психолога. Положительный результат по формуле «дружелюбие» является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими;

• в качестве актуальных ПВК личности школьного психолога выделены следую-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 8 (129)

Рисунок 1. Профессионально важные качества личности испытуемых группы "А".

ПВК личности испытуемых группы А

12345678 »Я реал.шк. психолог Я идеальный

щие: лидер, независимый, сотрудничающий, ответственный, прямолинейный;

• в качестве идеальных ПВК личности школьного психолога выделены: лидирующий, независимый, сотрудничающий, ответственный, прямолинейный (честный), доверие внутри нормы с ограничением взаимодействия.

Данные исследования в группе «В». Показатели межличностных отношений и наличия внутри личностного конфликта по показателям данных в модификации Л.Н.Собчика. Т.Лири выделял восемь типов интерперсонального поведения (в скобках указаны названия в модификации Л.Н.Собчика).

Данные средне арифметических показателей представленных в баллах показателей октант между «Я» реально профессионал и «Я» идеально профессионал по данным 19 испытуемых группы «В», представлены в таблице 4.

При обработке результатов подсчитыва-ются преобладающий тип отношения к окружающим. В данной группе внутри личностный конфликт выявлен с высокой степенью расхождение по 4, 7, 8 октантам. По данным «Я» реального образа профессионального: преобладание стремления к независимости: стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный,

расчетливый, независимый, себялюбивый, несколько отчужденно относится к трудностям. Считают, что психолог школьный должен быть: Властный, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее. Жесткий по отношению к себе и окружающим, резкий. Ориентация на себя, склонность к соперничеству. Внешне предпочитает быть любезным со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный, ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый. Критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный.

«Я» идеальный образ «Я» психолога выражается в том, что школьный психолог: гипе-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 8 (129)

Таблица 4. Показатели «Я» реального и «Я» профессионального

Средние данные П = 19 1 2 3 4 5 6 7 8

«Я» реальный школьного психолога 12 13 9 8 8 0 10 8

ранг 2 1 4 5 5 6 3 5

«Я» идеальный 12 12 8 12 8 0 16 16

Ранг 2 2 3 2 3 4 1 1

Рейтинг delta = ранг У— ранг X 0 -1 1 3 2 2 2 4

0 1 1 9 4 4 4 16

r =0,98 0 1 1 4 0 0 6 8

Примечание: название октант

1. Авторитарный (властный-лидирующий).

2. Эгоистичный (независимый-доминирующий).

3. Агрессивный (прямолинейный-агрессивный).

4. Подозрительный (недоверчивый-скептический).

5. Подчиняемый (покорно-застенчивый).

6. Зависимый (зависимый-послушный).

7. Дружелюбный (сотрудничающий-конвенциальный).

8. Альтруистический (ответственно-великодушный).

рответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа). Дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный.

Доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. Стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, расчетливый, независимый. Относится к проблемам и трудностям несколько отчужденно, заносчивый. Критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения (со стороны коллег). Упорный, настойчивый и энергичный. Критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Вежливый.

Выводы:

1. Внутри личностного конфликт выявлен по октантам испытуемые считают, что нельзя доверять окружающим, нужно быть менее доверчивым. По октантам 7 (стать более конвенциальным) и по октанту 8 быть более ярким в проявлении своих способностей. По мнению испытуемых группы, психологу не хватает авторитета достичь его можно более жестким отношением к окружающим.

2. В качестве интерперсанального поведения выявлен доминирующий стиль отношения в качестве психолога. Положительное значение результата, полученного по формуле «доминирование», свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию.

3. В качестве актуальных ПВК личности школьного психолога выделены следующие: независимый, властный, конвенциальный, лидирующий.

4. В качестве идеальных ПВК личности школьного психолога выделены: великодушный, конвенциальный, властный, прямолинейный, недоверчивый.

5. В статье представлены основные выделенные и определенные самими специалистами личностные качества. Тема актуальная и требует дальнейшего изучения.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 8 (129)

с ТАЪЛИМ ПСИХОЛОГИЯСИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 35 и

Список литературы:

1. Асланова Н.Ф. Развитие Личности.//Вестник Донецкого педагогического института №2. 2017 г. С.249

2. Вериясова Т. А. Профессионально-личностный портрет психолога : дис.... канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1997. С. 48.

3. Верняева Т. А. Профессионально-личностный портрет психолога. С. 48—49.

4. Дружинин В.//.Экспериментальная психология.С.32.

5. Карандашев В.Н. Введение в профессию. Высшее проф образование. 2019г

6. Малебашева Г. В. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности военного психолога-женщины : автореф. дис.... канд. психол. наук. М.: Военный университет, 2006. С. 13.

7. Суннатова Р.И. Индивидуально типологические особенности мыслительной деятельности. Т.1996

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 8 (129)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.