Научная статья на тему 'Личностные особенности подростков с компрессионными переломами позвоночника'

Личностные особенности подростков с компрессионными переломами позвоночника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
625
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / КОМПРЕССИОННЫЙ ПЕРЕЛОМ ПОЗВОНОЧНИКА / VERTEBRAL COMPRESSION FRACTURE / ТРАВМАТИЗМ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / PERSONAL CHARACTERISTICS / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / INJURY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крайнюков Сергей Владимирович

Статья посвящена изучению личностных особенностей подростков с неосложнёнными компрессионными переломами позвоночника. Выборку исследования составили 25 подростков с травмой и 30 подростков без нарушений опорно-двигательного аппарата в возрасте 15-17 лет. Результаты исследования показали, что в отличие от здоровых подростков, у подростков с компрессионными переломами обнаруживаются специфические характеристики индивидуально-типологических свойств, черт характера и поведенческих реакций. Было обнаружено, что изменения личностных характеристик определяются сроком получения травмы и гендерными особенностями реагирования. Так, у подростков с недавними травмами наблюдается компенсаторное повышение самоконтроля, в то время как у подростков с давним сроком травмы отмечается тенденция к утрате навыков удовлетворения потребностей, вызванная длительным воздействием физических и психосоциальных ограничителей. При снижении коммуникативной и общей активности у мальчиков, у девочек с травмами фиксируется рост социальных потребностей и социальной активности, что может свидетельствовать о различных способах психологической адаптации подростков к физической травме. Исследование личностных особенностей подростков с компрессионными переломами позвоночника представляется значимым для разработки дифференцированных технологий психологической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крайнюков Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS WITH SEQUELAE OF VERTEBRAL COMPRESSION FRACTURES

The article describes the personality characteristics of adolescents with sequelae of uncomplicated (without neurological disorders) vertebral compression fractures. The study sample consisted of 21 adolescents with injury and 30 adolescents without disabilities of the musculoskeletal system aged 15-17. Adolescents underwent conservative treatment with brace. The results showed that in contrast to healthy adolescents, the ones with compression fractures revealed specific characteristics of individualtypological features, personality traits, mental state and behavioral responses. It was found that changes in personality characteristics are determined by the time elapsed since the injury and gender-specific response caused by various ways of adolescents’ psychological adaptation in physical injury situations. Thus, in the adolescents with recent injuries compensatory increased self-control is observed, whereas adolescents with long-term injuries suffer loss of skills to meet their needs, caused by a prolonged effect of physical and psychosocial constraints. Boys with injuries are characterized by a decrease in communicative and general activity, self-incriminating and obstacle-fixation reaction to frustration along with the denial of the significance of the difficulties and expressed disturbances of psychological adaptation. On the contrary, girls with injuries showed an increase in psychomotor and social activity, a recalcitrant reaction to frustration on the background of high anxiety. The obtained data are important for the development of differentiated and integrated programs of psychotherapy for inpatient adolescents with vertebral compression fractures.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности подростков с компрессионными переломами позвоночника»

2015 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 12 Вып. 1

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.761 С. В. Крайнюков

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С КОМПРЕССИОННЫМИ ПЕРЕЛОМАМИ ПОЗВОНОЧНИКА

Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

Статья посвящена изучению личностных особенностей подростков с неосложнёнными компрессионными переломами позвоночника. Выборку исследования составили 25 подростков с травмой и 30 подростков без нарушений опорно-двигательного аппарата в возрасте 15-17 лет. Результаты исследования показали, что в отличие от здоровых подростков, у подростков с компрессионными переломами обнаруживаются специфические характеристики индивидуально-типологических свойств, черт характера и поведенческих реакций. Было обнаружено, что изменения личностных характеристик определяются сроком получения травмы и гендерными особенностями реагирования. Так, у подростков с недавними травмами наблюдается компенсаторное повышение самоконтроля, в то время как у подростков с давним сроком травмы отмечается тенденция к утрате навыков удовлетворения потребностей, вызванная длительным воздействием физических и психосоциальных ограничителей. При снижении коммуникативной и общей активности у мальчиков, у девочек с травмами фиксируется рост социальных потребностей и социальной активности, что может свидетельствовать о различных способах психологической адаптации подростков к физической травме. Исследование личностных особенностей подростков с компрессионными переломами позвоночника представляется значимым для разработки дифференцированных технологий психологической помощи. Библиогр. 21 назв.

Ключевые слова: подростки, компрессионный перелом позвоночника, травматизм, личностные особенности, реабилитация.

PERSONALITY CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS WITH SEQUELAE OF VERTEBRAL COMPRESSION FRACTURES

S. V. Kraynyukov

St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

The article describes the personality characteristics of adolescents with sequelae of uncomplicated (without neurological disorders) vertebral compression fractures. The study sample consisted of 21 adolescents with injury and 30 adolescents without disabilities of the musculoskeletal system aged 1517. Adolescents underwent conservative treatment with brace. The results showed that in contrast to healthy adolescents, the ones with compression fractures revealed specific characteristics of individual-typological features, personality traits, mental state and behavioral responses. It was found that changes in personality characteristics are determined by the time elapsed since the injury and gender-specific response caused by various ways of adolescents' psychological adaptation in physical injury situations. Thus, in the adolescents with recent injuries compensatory increased self-control is observed, whereas adolescents with long-term injuries suffer loss of skills to meet their needs, caused by a prolonged effect of physical and psychosocial constraints. Boys with injuries are characterized by a decrease in communicative and general activity, self-incriminating and obstacle-fixation reaction to frustration along with

the denial of the significance of the difficulties and expressed disturbances of psychological adaptation. On the contrary, girls with injuries showed an increase in psychomotor and social activity, a recalcitrant reaction to frustration on the background of high anxiety. The obtained data are important for the development of differentiated and integrated programs of psychotherapy for inpatient adolescents with vertebral compression fractures. Refs 21.

Keywords: adolescents, vertebral compression fracture, injury, personal characteristics, rehabilitation.

Современное состояние проблемы

В последние десятилетия, по свидетельствам многих исследователей-медиков, наблюдается существенный рост физического травматизма среди населения, что связывается с увеличением темпов высотного строительства, интенсификацией движения транспорта [1-3]. Наибольшая частота и сложность травм приходятся на молодой, в частности, подростковый возраст, что обусловлено аффективной неустойчивостью, склонностью к рискованному поведению и психосоциальными проблемами в этом периоде. Компрессионный перелом позвоночника (далее — КПП) является одной из наиболее тяжёлых и вместе с тем распространённых травм среди подростков. В то же время специальных психологических исследований, посвящён-ных изучению предикторов, актуальных состояний и последствий КПП у подростков, крайне недостаточно.

Под КПП понимают повреждение тел позвонков в результате их сдавления по продольной оси позвоночника [4]. Такая травма может быть получена при падении с высоты на ноги, ягодицы, голову или при падении тяжёлых грузов на голову или плечи [там же]. Распространённость КПП, по данным национального руководства по травматологии, составляет 3,2-3,3% среди всех травм опорно-двигательного аппарата [5]. Однако по некоторым данным наблюдается рост доли КПП с 2,5% до 8% за последнее время [2].

КПП всегда сопровождается совокупностью негативных последствий, среди которых особо выделяются шоковая реакция в момент получения травмы, выраженный болевой синдром, сложное лечение и длительная реабилитация с необходимостью соблюдения режима с ограничением подвижности, утрата трудоспособности на срок от 6 месяцев до 1 года, зависимость от окружающих [3-5]. Необходимость двигательных ограничений при КПП обусловлена возникновением патологической нестабильности позвоночника, угрожающей риском развития вторичных нарушений (спондилолистез, остеохондроз, кифоз, сколиоз, радикулит, неврологические нарушения, в частности, расстройства чувствительности, парезы и параличи конечностей и др.) [6-7]. В позднем подростковом возрасте ситуация усугубляется затруднением регенерации, при этом неудовлетворительные исходы лечения КПП составляют 30-45% случаев, инвалидизация наступает в 4,9-50,4% случаев, летальность достигает 30% [1-2, 8].

Изучением психологических аспектов физической травмы занимались Г. К. Ермакова [9-10], И. И. Мамайчук, О. В. Воробьёва, С. А. Скворцов [11-12], А. А. Горлов, Е. К. Вишневецкая [13], А. С. Похилько [14], П. Липс, А. Леплеж [15], А. Дж. Ивэнс, К. Е. Кип, С. М. Баутин [16] и др.

А. С. Похилько [14], исследовав подростков с КПП, обнаружил у них изменения личностных характеристик (повышенная самоуверенность, авантюристичность, агрессивность, тревожность, снижение самоконтроля, преобладание внешнеобви-

нительных реакций над самообвинительными, выраженная склонность к использованию защитного механизма замещения) и когнитивных функций (незначительное снижение концентрации и переключаемости внимания, снижение памяти от незначительного до выраженного). Некоторые из этих особенностей, по мнению автора, могут предрасполагать подростков к получению травм.

В работах П. Липса, А. Леплежа [15], А. Дж. Ивэнса, К. Е. Кипа, С. М. Баутина [16] сообщается о том, что КПП нарушают повседневную деятельность пациентов, препятствуют их социальной активности и психическому функционированию, приводят к эмоциональным расстройствам, нарушают представления о здоровье, снижают качество жизни.

Г. К. Ермакова [9] отмечает, что травмы у детей отличаются от травм у взрослых и в большей мере связаны с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями. Автор настаивает на необходимости учёта личностного фактора в этиологии детского травматизма и выделяет ряд основных психологических причин физических травм:

1) эмоциональные свойства темперамента (неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, эмоциональная неустойчивость);

2) сниженные характеристики внимания (концентрация, распределение, пере-ключаемость), низкая наблюдательность;

3) неразвитость сенсомоторной координации;

4) повышенная склонность к риску.

И. И. Мамайчук, О. В. Воробьёва, С. А. Скворцов [12] исследовали психологические предпосылки детского спортивного травматизма и выделили три группы психологических факторов:

1) эмоциональная неустойчивость (тревожность и фрустрированность как значимые её компоненты), трудности самоконтроля;

2) неадекватная самооценка (переоценка своих возможностей);

3) социально-психологические трудности (избегающие реакции в конфликте, перекладывание вины на другого, склонность к индивидуализму).

А. А. Горлов, Е. К. Вишневецкая [13] отмечают, что травмы у детей могут быть вызваны действиями сверстников (33%), взрослых (24%), а также действиями самого ребёнка (42,8%). В последнем случае среди возможных причин указываются следующие:

1) низкий уровень координации и отсутствие необходимых навыков, неумение владеть своим телом;

2) недостаточная осведомлённость об опасности тех или иных действий;

3) пренебрежение опасными обстоятельствами из-за более сильного мотива (демонстрация своих «сверхвозможностей»);

4) особые психофизиологические состояния (усталость, эмоциональное возбуждение, спешка, игровой раж).

Исследования психологических аспектов детского и подросткового травматизма чрезвычайно важны. Так, В. Л. Андрианов [17], ссылаясь на психологические исследования в институте Г. И. Турнера, сообщает, что дети, получившие физические травмы, подвержены получению подобного вида травм в девять раз чаще, чем здоровые дети, что говорит об определяющей роли психологических факторов в их этиологии. Вместе с тем число указанных исследований в России и за рубежом крайне

мало, а представленные данные носят весьма разнородный характер. При этом исследований, посвящённых изучению личностных особенностей при КПП в позднем подростковом возрасте, в доступной нам литературе мы не обнаружили.

Цели, задачи, предмет исследования

Таким образом, предмет нашего исследования — изучение личностных особенностей подростков с последствиями КПП.

Объект исследования: подростки с КПП, отличающиеся разным сроком получения травмы.

Цель исследования: изучить влияние КПП на личностные особенности подростков.

Гипотеза: подростки с КПП будут отличаться специфическими личностными особенностями, определяемыми также сроком получения травмы и гендерными особенностями реагирования.

Задачи:

1) выявить влияние КПП на личностные особенности подростков;

2) выявить тенденции изменения личностных характеристик у подростков с КПП в зависимости от пола и срока полученной травмы.

Метод, выборка

В исследовании применялись следующие методы и методики.

Экстенсивные:

1) наблюдение за поведением подростков в центре реабилитации и в ходе психодиагностической работы;

2) направленные беседы с педагогами и родителями о психологических особенностях подростков, проявляемых в учебной деятельности и повседневной жизни;

3) изучение медицинской документации для получения сведений о диагнозе, длительности заболевания, частоте госпитализаций, характере лечебных воздействий.

Интенсивные:

1) опросник формально-динамических свойств индивидуальности (В. М. Руса-лов) [18] для исследования индивидуально-типологических свойств личности;

2) многофакторный личностный опросник (14F) — подростковый вариант (Р. Кеттелл) [19] для исследования структурных компонентов личности;

3) тест фрустрационных реакций (С. Розенцвейг) [20] для исследования фру-страционной толерантности;

4) восьмицветовой тест (М. Люшер) [21] как вспомогательная методика исследования параметров психического состояния.

В качестве методов математико-статистической обработки данных применялись ^-критерий Стьюдента и и-критерий Манна-Уитни.

Выборку исследования составили 25 подростков (12 мальчиков и 13 девочек) с последствиями неосложнённых (без неврологических расстройств) КПП в возрас-

те 15-17 лет с повреждениями от 1 до 4 позвонков в грудном и поясничном отделах со сроком травмы от 1 до 4 лет (13 случаев — менее 2-х лет назад и 12 — более 2-х лет назад). Подростки проходили консервативное лечение с использованием корсета Ж. Шено. В контрольную группу вошли 30 подростков (11 мальчиков и 19 девочек) аналогичного возраста без нарушений опорно-двигательного аппарата.

Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского восстановительного центра детской ортопедии и травматологии «Огонёк».

Результаты

Согласно данным, полученным по методике В. М. Русалова, подростки с КПП отличаются от здоровых подростков снижением эмоциональных реакций в области интеллектуальной деятельности (£ = 2,52; р = 0,05), что может проявляться в пониженной эмоциональной вовлечённости в процесс решения интеллектуальных задач, безразличии к результатам умственного труда. При помощи и-критерия Манна-Уитни установлено, что в наибольшей степени изменения по этому параметру касаются подростков, получивших травму более двух лет назад (и = 30; р = 0,05).

Что касается гендерных различий, то в отличие от здоровых девочек, у девочек с КПП отмечается повышение показателей психомоторной (и = 40,5; р = 0,05) и коммуникативной (и = 35,5; р = 0,05) активности, главным образом, эргичности коммуникации (возрастание социальных потребностей) (и = 35,5; р = 0,05). Напротив, у мальчиков с КПП отмечается снижение коммуникативной активности (и = 7; р = 0,01), что проявляется в снижении эргичности (и = 9; р = 0,05), скорости (и = 10; р = 0,5) и пластичности (и = 7; р = 0,01) коммуникативного процесса. В целом, показатель общей активности у мальчиков с КПП в сравнении со здоровыми мальчиками снижен (и = 8,5; р = 0,05), что также отражается в снижении показателя их психофизиологической адаптации (и = 9,5; р = 0,05).

По методике Р. Кеттелла у подростков с КПП, в отличие от здоровых подростков, фиксируются повышенные показатели по фактору С (сила эго) (I = -3,33; р = 0,01) и по фактору Е (доминантность) ^ = -2,29; р = 0,05). Повышенные показатели по фактору С наблюдаются прежде всего у подростков, недавно получивших травмы, и у девочек с травмами (и = 51,5; р = 0,01 и и = 30; р = 0,01 соответственно). У девочек с КПП также отмечается повышение оценок по фактору Н (социальная смелость) (и = 45,5; р = 0,05).

В ходе сравнительного анализа данных по методике С. Розенцвейга обнаружилось, что в отличие от здоровых подростков для подростков с КПП характерно повышение уровня препятственно-доминантных реакций в ситуациях обвинения (I = -2,40; р = 0,05). Кроме того, в сравнении со здоровыми подростками у подростков с травмами отмечается снижение потребностно-настойчивых реакций ^-Р) (£ = 2,13; р = 0,05), главным образом, в ситуациях обвинения (£ = 2,26; р = 0,05) и прежде всего в виде реакций необходимо-упорствующего типа (е) (£ = 2,05; р = 0,05). Снижение потребностно-настойчивого реагирования проявляется в наибольшей степени у подростков, получивших травму более двух лет назад (и = 27,5; р = 0,01).

Значительное число изменений в показателях теста С. Розенцвейга наблюдается у мальчиков с КПП. В отличие от здоровых подростков у травмированных мальчиков, наряду со снижением показателя интропунитивных реакций (и = 21,5; р = 0,05)

(прежде всего в ситуациях препятствия (и = 16,5; р = 0,01)) и эгозащитных реакций в ситуациях обвинения (и = 25,5; р = 0,05), отмечается повышение показателя пре-пятственно-доминантного реагирования (и = 20; р = 0,05) (главным образом, в ситуациях обвинения (и = 10,5; р = 0,01)) и, в первую очередь, в виде реакций отрицания значимости фрустрирующей ситуации (М') (и = 18; р = 0,05).

По методике М. Люшера значимых различий между группами здоровых и травмированных подростков в целом не обнаружено. Однако у девочек с травмами, в отличие от здоровых девочек, отмечается повышенный уровень тревоги (и = 59,5; р = 0,05).

Обсуждение результатов

Таким образом, мы можем видеть, что у подростков с КПП наблюдаются личностные особенности, связанные с полученной травмой.

У них отмечаются особенности динамики психической деятельности (снижение эмоциональных реакций в области интеллектуальной деятельности), характерологических черт (повышенная сила эго (фактор С), доминантность (фактор Е)) и поведенческих реакций (фиксация на препятствии в ситуациях обвинения, снижение потребностно-настойчивых реакций). С нашей точки зрения, часть этих особенностей может играть предрасполагающую роль в возникновении травм у подростков. Так, повышенные показатели по факторам С и Е у травмированных подростков могут отражать их высокую самоуверенность, приводящую к недооценке опасностей и рискованному поведению.

Что касается частных различий, связанных с полом и сроком получения травмы, то в силу невысокой численности сравниваемых подгрупп они рассматриваются нами как тенденции, подлежащие дальнейшему исследованию на расширенной выборке. В то же время специфичность обследованной выборки позволяет уделить им некоторое внимание.

У подростков с недавними травмами (менее 2-х лет назад) отмечается тенденция к повышению самоконтроля, по всей вероятности, выполняющего для них адаптивную и компенсаторную функции. У подростков с давними травмами (более 2-х лет назад) наблюдается тенденция к снижению потребностно-настойчивого реагирования, свидетельствующая об игнорировании или снижении навыков удовлетворения потребностей [20] и, по всей видимости, обусловливающаяся длительным воздействием физических и психосоциальных ограничителей.

У мальчиков с КПП фиксируется тенденция к снижению коммуникативной и общей активности наряду с увеличением удельного веса препятственно-доми-нантных реакций. У девочек с КПП, напротив, наблюдается тенденция к развитию социальной активности, росту социальных потребностей на фоне повышенной тревожности.

Выявленные психологические особенности и тенденции подростков с КПП могут составлять перспективную основу дальнейших исследований, необходимых для разработки специализированных технологий психологической помощи подросткам с тяжёлыми физическими травмами.

Выводы

1. Подростки с КПП имеют специфические личностные особенности, связанные с травмой, а именно снижение эмоциональных реакций в области интеллектуальной деятельности в сочетании с доминантностью и повышенной силой эго, снижение потребностно-настойчивых реакций в ситуациях фрустрации, склонность к фиксации на препятствиях в ситуациях обвинения.

2. Существуют тенденции в личностных особенностях у подростков разного пола и с разным сроком полученной травмы. Среди них ведущими являются компенсаторное повышение самоконтроля у подростков с недавними травмами и снижение навыков удовлетворения потребностей у подростков с давними травмами позвоночника; снижение коммуникативной и общей активности у мальчиков в противовес росту социальных потребностей и социальной активности у девочек.

3. Исследование личностных особенностей подростков с КПП представляется значимым для разработки дифференцированных и комплексных подходов к психокоррекции и психологическому сопровождению в условиях длительного лечения и реабилитации в стационаре.

Литература

1. Воронович И. Р., Петренко А. М. Повреждения позвоночника // Травматология и ортопедия: рук-во для врачей: в 3 т. Т. 2 / под ред. Ю. Г. Шапошникова. М.: Медицина, 1997. С. 17-68.

2. Корж А. А., Бондаренко Н. С. Повреждения костей и суставов у детей. Харьков: Прапор, 1994. 445 с.

3. Травматология и ортопедия: Учебник для студентов медицинских вузов / под ред. Н. В. Корнилова. СПб.: Гиппократ, 2001. 488 с.

4. Справочник по травматологии и ортопедии / А. А. Корж, Е. П. Меженина, А. Г. Печерский, В. Г. Рынденко; под ред. А. А. Коржа, Е. П. Межениной. Киев: Здоров'я, 1980. 216 с.

5. Травматология: национальное руководство / под ред. Г. П. Котельникова, С. П. Миронова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 808 с.

6. Виссарионов С. В., Попов И. В. К вопросу о нестабильности позвоночника: терминологические споры // Травматология и ортопедия России. 2007. № 2. С. 94-97.

7. Полищук Н. Е., Корж Н. А., Фищенко В. Я. Повреждения позвоночника и спинного мозга (механизмы, клиника, диагностика, лечение). Киев: Книга плюс, 2001. 338 с.

8. Надулич К. А. Особенности лечения неосложнённых компрессионных переломов грудных и поясничных позвонков у лиц молодого возраста: автореф. дис. ... канд. мед. наук. СПб, 1997. 21 с.

9. Ермакова Г. К. Психолого-педагогическая характеристика детей, получивших травмы // Профилактика и лечение травм у детей. Л.: Ленингр. н.-и. дет. ортопед. ин-т им. Г. И. Турнера, 1983. С. 5763.

10. Ермакова Г. К., Парфенов В. М., Козюков Е. В., Зайдель О. П. Психологические и деонтологиче-ские аспекты в реабилитации детей с травмами и ортопедической патологией // Травматизм и лечение травм у детей: сборник научных трудов под ред. проф. В. Л. Андрианова. Л.: Ленингр. н.-и. дет. ортопед. ин-т им. Г. И. Турнера, 1987. С. 21-29.

11. Мамайчук И. И., Ермакова Г. К. Психологическая служба в детской ортопедической клинике // Психологический журнал. 1988. № 2. С. 28-36.

12. Мамайчук И. И., Воробьёва О. В., Скворцов С. А. Психологические предпосылки детского спортивного травматизма в процессе контактных игровых видов спорта // Травматизм и лечение травм у детей: сборник научных трудов под ред. проф. В. Л. Андрианова. Л.: Ленингр. н.-и. дет. ортопед. ин-т им. Г. И. Турнера, 1987. С. 51-54.

13. Горлов А. А., Вишневецкая Е. К. Система профилактики травм у детей: психологические аспекты // Педиатрия. 1991. № 1. С. 69-73.

14. Похилько А. С. Психологические характеристики подростков с патологиями позвоночника: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2010. 23 с.

15. Lips P., Leplège A. Development and Validation of a Quality of Life Questionnaire for Patients with Vertebral Fractures: Qualeffo-41 // Quality of Life Research. 2000. Vol. 9, Issue 1. P. 763-766.

16. Evans A. J., Kip K. E., Boutin S. M. Development and psychometric properties of the Vertebral Compression Fracture Pain and Functional Disability Questionnaire // Journal of neurosurgery. Spine. 2006. Vol. 5, Issue 3. P. 217-223.

17. Андрианов В. Л., Парфенов В. М., Затекин А. И. Состояние и перспективы развития травмато-лого-ортопедической помощи, организация профилактики травматизма и других несчастных случаев с детьми в Российской Федерации // Травматизм и лечение травм у детей: сборник научных трудов под ред. проф. В. Л. Андрианова. Л.: Ленингр. н.-и. дет. ортопед. ин-т им. Г. И. Турнера, 1987. С. 7-13.

18. Русалов В. М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ): метод. пособие. М.: Диалог-МГУ, 1997. 50 с.

19. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: учебное пособие. М.: Просвещение, 1985. 319 с.

20. Яньшин П. В. Клиническая психодиагностика личности. 2-е изд., испр. СПб.: Речь, 2007. 320 с.

21. Люшер М. Цветовой тест Люшера / пер. с англ. А. Никоновой. М., СПб.: АСТ Сова, 2005. 190 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 21 октября 2014 г.

Контактная информация

Крайнюков Сергей Владимирович — аспирант; [email protected] Kraynyukov Sergey V. — post graduate student; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.