№ 316
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Ноябрь
2008
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК 159.9:331.101.3
М.А. Бендюков
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ ИНДИВИДОВ
Представлено эмпирическое исследование особенностей личности безработных. Исследование проведено на двух выборках в 2004 и 2007 гг. Показано, что личностные черты безработных и занятых различаются. Выявлены черты личности, повышающие риск безработицы и черты личности, стабилизирующие занятость.
Безработица является относительно новым явлением нашей жизни. Несмотря на то что первые безработные, в сегодняшнем понимании этого слова, появились в 1991 г., после принятия Закона «О занятости населения в РФ», психологические исследования индивидов, оказавшихся в этой сложной ситуации, явно недостаточны. Актуальность исследований в этой области определяется, прежде всего, многочисленностью социальной группы безработных. По данным Росстата в 2007 г. она составила около 5 млн чел. [1]. Кроме того, имеющиеся научные исследования и практический опыт показывают, что восстановление трудовой занятости представляет собой проблему, разрешение которой невозможно без учета психологических особенностей безработных индивидов.
Разрабатываемая нами концепция кризисов профессионального развития личности в условиях негарантированной занятости рассматривает период безработицы как особый этап профессионального жизни субъекта труда - ненормативный кризис профессионального развития, - исход которого во многом определяется психологическими факторами [2]. В этой связи особое значение имеет изучение психических феноменов, которые способствуют или, напротив, препятствуют попаданию трудоспособного индивида в состояние безработицы.
Ключевыми психологическими особенностями, которые определяют индивидуальное своеобразие человека, являются черты личности. Одним из традиционных подходов к исследованию личностных особенностей является так называемый типологический подход. В рамках этого подхода личность рассматривается как совокупность черт, т.е. привычных способов реагирования, поведения и переживаний в определенных ситуациях. Это означает, что личность как совокупность черт формируется в процессе социализации (характер) и проявляется в поведении. Именно наличие уникальной констелляции черт определяет индивидуальные особенности человека [3]. Это понимание личности лежит в основе таких широко известных психометрических тестов, как опросник Кеттелла (16 PF), Миннесотский многошкальный личностный опросник (MMPI), патохарактерологический опросник А.Е. Личко (ПДО), пятифакторный опросник личности (NEO PI, иначе называемый «большая пятерка») [4].
Гипотезой нашего исследования является тезис о том, что особенности личности оказывают влияние на потерю работы и безработицу.
Задачи исследования:
1. Выявление особенностей личности безработных.
2. Определение особенностей психического состояния и уровня адаптации безработных.
3. Выявление личностных типов, обладание которыми может являться фактором риска безработицы и, напротив, типов, выступающих как факторы, стабилизирующие занятость.
4. Оценка степени соответствия структуры личностных особенностей безработных граждан структуре психологических особенностей работающего населения.
Объектом исследования являлись безработные граждане, состоящие на учете в Центре занятости населения Красногвардейского района Санкт-Петербурга в количестве 132 чел. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе в 2004 г. было проведено исследование личностных особенностей в рандомизированной выборке безработных в количестве 66 чел. На втором этапе в 2007 г. мы повторили наше исследование на выборке, эквивалентной по полу, возрасту, образованию и количеству испытуемых. Характеристики выборки в целом соответствуют характеристикам безработных Санкт-Петербурга. Кроме того, мы осуществили сравнительный анализ полученных данных с данными, полученными на выборке занятого населения Санкт-Петербурга, проведенной в 2006 г. В исследовании приняли участие рабочие и служащие промышленных предприятий в количестве 72 человека (31 мужчина и 41 женщина в возрасте от 19 до 53 лет).
Методом исследования являлся Миннесотский многошкальный личностный опросник [5]. Преимуществами данного теста по сравнению с другими личностными опросниками являются:
- максимальная объективность;
- валидность по внешнему критерию;
- надежный контроль достоверности полученных результатов.
Полученные результаты в Т-баллах представлены на рис. 1 и в табл. 1.
На рис. 1 средние значения показателей шкал ММР1 и в 2004, и 2007 гг. находятся в диапазоне от 49 до 64 Т-баллов, что показывает их соответствие критериям нормы.
В табл. 1 представлены результаты математической обработки полученных данных с помощью Т-критерия Стьюдента. Значимые различия между группами выявлены только по шкале Б (депрессия).
Учитывая, что данная шкала отражает и склонность к депрессивному реагированию как личностную черту и, одновременно, ситуативно обусловленную депрессивную симптоматику, можно заключить, что значи-
мых различий по выборкам 2004 и 2007 гг. не выявлено. Это заключение косвенно подтверждается результатами анализа уровня профилей теста ММР1, который характеризует текущее эмоциональное состояние испытуемого и степень выраженности стресса [6] (рис. 2).
Как видно из рис. 2, в 2004 г. в нормальном эмоциональном состоянии находилось менее половины безработных 46,9%. И каждый второй (49,8%) имеет пограничный профиль ММР1, т.е. характеризуется теми или иными эмоциональными расстройствами, являющимися реакцией на стрессовые обстоятельст-
ва. В 2007 г. в нормальном эмоциональном состоянии находятся более половины безработных (56%). Менее половины (40,9%) индивидов имеют пограничный профиль ММР1. Отсюда можно сделать вывод, что более высокие показатели по шкале Б (депрессия) в 2004 г. ситуативно обусловлены.
На рис. 3 представлено распределение индивидов по ведущим пикам ММР1, т.е. количество безработных, имеющих показатели по соответствующим шкалам более 70 Т-баллов, представленное в виде процента к общему количеству испытуемых в выборке.
Шкалы ММРІ
2004 г
2007 г
Рис. 1. Диаграмма средних значений показателей шкал опросника ММРІ у безработных Санкт-Петербурга в 2004 и 2007 гг.
Т а б л и ц а 1
Результаты математической обработки шкал опросника ММРІ у безработных Санкт-Петербурга в 2004 и 2007 гг., Т-баллы
Шкалы ММРІ Среднее значение 2004 г. Стандартное отклонение 2004 г. Среднее значение 2007 г. Стандартное отклонение 2007 г. Т-критерий Стьюдента р
Ь 51,61 9,63 48,95 8,44 1,682 0,095
Б 61,71 10,44 62,26 9,76 -0,310 0,757
К 58,05 9,22 54,64 9,41 2,001 0,051
Ив 54,55 10,90 55,45 9,15 -0,519 0,605
Б 63,62 11,98 59,45 11,75 -2,017 0,040
ну 54,97 9,77 55,82 9,12 -0,516 0,607
ра 61,59 10,94 61,44 10,75 0,080 0,936
ш 57,15 11,11 53,76 9,04 1,924 0,065
Ра 57,59 10,37 58,29 10,78 -0,378 0,706
рг 59,64 11,22 60,77 9,03 -0,641 0,523
Єс 62,83 13,47 61,18 9,28 0,820 0,414
Ма 61,33 9,65 59,97 9,32 0,826 0,410
ЄІ 54,05 8,83 56,33 9,52 -1,432 0,155
Нормальные Пограничные Утопленные
профили % профили % профили %
Рис. 2. Сравнительная диаграмма уровней профилей ММРІ за 2004 и 2007 гг.
□ 2004
□ 2007
Рис. 3. Распределение безработных по ведущим пикам ММРІ
Сравнение диаграмм средних значений показателей шкал ММРІ у безработных с их распределением по ведущим пикам позволяет заключить, что в 2004 г. среди безработных наблюдалось значительное количество лиц, находящихся в состоянии:
- подавленности, снижения активности, утраты интересов, пессимистического отношения к своим перспективам, неудовлетворённости и чувства вины (28,8% имеют значения по шкале Б более 70 Т-баллов);
- замкнутости, склонности к уходу в себя, фантазированию, затруднению в социальных контактах (21,2% имеют значения по шкале Єс более 70 Т-баллов);
- сниженного самоконтроля, раздражения, готовности к агрессивному реагированию, недостаточной ответственность, игнорировании интересов окружающих, нарушении общепринятых норм и правил
поведения (15,15% имеют значения по шкале Ра более 70 Т-баллов).
В выборке 2007 г. существенно снизилось количество индивидов, имеющих значения по шкале Б более 70 Т-баллов (19,2 против 28,8% в 2004 г.), однако увеличилось количество безработных, характеризующихся непостоянством интересов, переоценкой своих возможностей, чрезмерной активностью, повышенной суетливостью, отвлекаемостью (18,18% имеют значения по шкале Ма более 70 Т-баллов).
В табл. 2 представлены данные сравнительного анализа данных теста ММРІ между безработными индивидами и выборкой рабочих и служащих промышленных предприятий Санкт-Петербурга. Обнаружены значимые различия между этими выборками по ряду шкал опросника.
Т а б л и ц а 2
Сравнительный анализ данных опросника ММРІ безработных и занятых индивидов, Т-баллы
Шкалы ММРІ Среднее значение. Безработные Стандартное отклонение. Безработные Среднее значение. Занятые Стандартное отклонение. Занятые Т-критерий Стьюдента р
Ь 50,28 9,04 49,98 10,41 0,078 0,956
Б 61,99 10,1 51,50 8,73 -2,610 0,024
К 56,35 9,32 51,82 10,31 1,463 0,144
Ив 55,0 10,03 66,48 10,68 2,991 0,015
Б 61,5 11,87 54,46 9,93 -2,017 0,040
ну 55,3 9,41 52,79 11,74 -1,316 0,087
Ра 61,5 10,84 61,83 10,36 0,062 0,974
МГ 55,4 10,22 49,89 8,54 1,424 0,265
Ра 57,9 10,53 59,72 9,67 -1,378 0,306
Рг 60,2 10,12 65,75 8,95 -2,704 0,017
Єс 62 11,51 65,59 8,75 0,820 0,414
Ма 60,6 9,44 55,50 9,60 2,242 0,034
ЄІ 55,1 9,21 48,96 6,65 -1,992 0,065
Среди безработных, по сравнению с работающим населением, значимо меньше индивидов, характеризующихся повышенными значениями показателей шкал № (ипохондрия) и И (психастения). Это свидетельствует о том, что люди, характеризующиеся такими особенностями личности, как мнительность, склонность к опасениям, стремление к порядку и точности, стремление держаться привычных ситуаций, форм деятельности и знакомых партнеров, обязательность, а также лица, отличающиеся повышенным вниманием к своему состоянию и заботой о собственном здоровье, относительно редко становятся
безработными или более редко становятся на учет в центры занятости в качестве безработных. Таким образом, черты педантичного типа акцентуации личности и ипохондрическое отношение к себе можно рассматривать как факторы, стабилизирующие занятость.
Люди, характеризующиеся чертами возбудимого типа акцентуации личности (Ра (психопатия)), одинаково часто встречаются как среди безработных, так и среди работающего населения. Следовательно, такие особенности личности, как склонность к импульсивным действиям, большая сила и неустойчивость эмо-
ций, затруднения в контроле своего поведения и состояния, готовность к нарушению правил и норм поведения, как это ни удивительно, не влияют в значительной мере на вероятность человека стать безработным.
Преобладание среди безработных лиц с выраженными гипертимными (Ма (гипомания)) и дистимиче-скими (Б (депрессия)) чертами личности, по сравнению с занятыми, свидетельствует о том, что принадлежность человека к одному из этих двух типов акцентуации является фактором риска безработицы.
Обобщая результаты нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Безработные характеризуются значительно большей неоднородностью особенностей личности по срав-
нению с занятыми. При этом значительная часть безработных индивидов имеет ограниченные приспособительные возможности по причине расстройств личности и неблагоприятного эмоционального состояния.
2. Безработные и занятые значимо различаются по ряду личностных черт. Вероятность потери работы более высока для индивидов, имеющих акцентуации характера гипертимного, дистимического и, вероятно, циклоидного типа, а также для людей, находящихся в депрессивном состоянии. То есть эти личностные особенности являются фактором риска безработицы. Напротив, черты застревающего и ипохондрического типа акцентуации можно рассматривать как факторы, стабилизирующие занятость.
ЛИТЕРАТУРА
1. Режим доступа: http://www.rostrud.info/results/pokaz_zanyt_062008/
2. Бендюков М.А. Профессиональное развитие в условиях негарантированной занятости. Психологический анализ. СПб.: Изд-во АНО «ИПП»,
2006. 160 с.
3. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Институт прикладной психологии, 2000. 512 с.
4. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. 480 с.
5. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб.: Речь, 2006. 244 с.
6. Соломин И.Л. Личностный опросник ММР1. Методическое руководство. СПб.: Изд. ИППИ, 2001. 57 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 24 сентября 2008 г.