Научная статья на тему 'Личностные качества в профессиональной деятельности морского специалиста'

Личностные качества в профессиональной деятельности морского специалиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1216
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРСКОГО СПЕЦИАЛИСТА / СПЕЦИФИКА МОРСКИХ ПРОФЕССИЙ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ МОРСКОГО СПЕЦИАЛИСТА / БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пекарь Е.В., Иваницкая Е.А.

В статье рассматриваются личностные качества морского специалиста, интерес к которым по-прежнему сохраняется, так как связан с вопросами профессиональной пригодности, эффективности и надежности, а возникновение нештатных и аварийных ситуаций на море по причине «человеческого фактора» влечет за собой значительные потери. Исcледование проводилось с целью сравнения личностных качеств профессиональных моряков с личностными качествами курсантов старших курсов и является частью работы, выполняемой психологами университета в рамках сотрудничества с ПАО «Совкомфлот». Установлены различия в профилях совокупных субъектов. Применялась методика «16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С)». Обозначены личностные характеристики морских специалистов, наиболее часто встречающиеся у различных исследователей. Сделанные выводы по эмпирической части работы обращают внимание на личностный профиль будущего морского специалиста, ориентируют на вопросы отбора и подготовки морских управленческих кадров в соответствии с современными требованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пекарь Е.В., Иваницкая Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные качества в профессиональной деятельности морского специалиста»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРСКОГО СПЕЦИАЛИСТА

Е.В. ПЕКАРЬ*, Е.А. ИВАНИЦКАЯ Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, Владивосток

В статье рассматриваются личностные качества морского специалиста, интерес к которым по-прежнему сохраняется, так как связан с вопросами профессиональной пригодности, эффективности и надежности, а возникновение нештатных и аварийных ситуаций на море по причине «человеческого фактора» влечет за собой значительные потери. Исследование проводилось с целью сравнения личностных качеств профессиональных моряков с личностными качествами курсантов старших курсов и является частью работы, выполняемой психологами университета в рамках сотрудничества с ПАО «Совкомфлот». Установлены различия в профилях совокупных субъектов. Применялась методика «16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С)». Обозначены личностные характеристики морских специалистов, наиболее часто встречающиеся у различных исследователей. Сделанные выводы по эмпирической части работы обращают внимание на личностный профиль будущего морского специалиста, ориентируют на вопросы отбора и подготовки морских управленческих кадров в соответствии с современными требованиями.

Ключевые слова: профессиональная деятельность морского специалиста, специфика морских профессий, личностные качества, профессионально-важные качества, личностный профиль морского специалиста, безопасность мореплавания.

Введение

Морские перевозки - это важнейшая основа мировой торговли и ключевой сектор в экономике. В настоящее время около % мирового грузопотока транспортируется по морским путям [15, с. 846]. Мировая экономика и торговля напрямую зависят от судоходства, а успех в транспортировке и доставке грузов, в свою очередь, зависит от морских специалистов.

Мореплавание представляет собой особую сферу человеческой деятельности со своей уникальной спецификой: психически и физически тяжелая, с опасными и сложными условиями работы. Члены экипажа живут и работают в ограниченном про-

© Пекарь Е.В., Иваницкая Е.А., 2019

* Для корреспонденции:

Пекарь Елена Валерьевна

ведущий психолог Центра социально-психологической работы Управления воспитательной работы МГУ им. адм. Г.И. Невельского, Владивосток E-mail: pekar@msun.ru

странстве, «...в замкнутой социальной системе, которая контролирует практически все аспекты жизни ее членов» [15]. Морские специалисты находятся на борту судна 24 часа в сутки семь дней в неделю. В течение длительного промежутка времени моряки изолированы от семьи и друзей. Жизнь на судне сопровождается постоянным воздействием шума, вибраций и качки. Кроме того, в рамках требований к безопасности, предъявляемых разными странами, могут быть сокращены увольнения на берег, а в некоторых случаях и вовсе запрещены. Неудивительно, что моряки часто испытывают состояние психологического напряжения. Ограничение доступа к мобильной связи и Интернету и высокая стоимость услуг спутниковой связи на борту судна способствуют информационной изоляции и потере контакта с близкими. В связи с регулярной сменой экипажей, рядового и командного состава на судне морякам требуется некоторое время для адаптации. Адаптироваться также приходится к перемене климата,

постоянной смене часовых поясов, к изменяющимся условиям труда, а впоследствии

- и к жизни на берегу. Стоит заметить, что «65% мирового торгового флота укомплектовано многонациональными экипажами» [18, с. 252]. Экипажи состоят не только из представителей разных национальностей, но и нередко представляют различные религиозные конфессии, а также культурные традиции.

Практически все рабочие места на судне являются важными для выполнения требований безопасности мореплавания. Специфика морских профессий предполагает постоянные риски и угрозы. Цена аварий, как правило, высока: человеческие жертвы, загрязнение моря и окружающей среды, потеря груза, утрата репутации судоходной компании. В вопросах безопасности профессиональной деятельности личностные качества моряков вызывают интерес морского сообщества.

Изучение личностных качеств работников в различных сферах трудовой деятельности берет начало в XIX веке. Яркий представитель зарубежной социологии

- М. Вебер - одним из первых обратил внимание на корреляцию между индивидуальными качествами трудящихся и качеством выполнения трудовой деятельности. Г. Мюнстерберг ранее других установил связь между психологическими качествами и надежностью специалиста, управляющего техническим средством. В свою очередь, К. Марбе доказал, что на ответственные должности должны подбираться работники, чьи индивидуально-психологические особенности больше всего соответствуют предполагаемой работе.

В.А. Бодров, Н.Д. Завалова, В.А. Поно-маренко, Г.М. Зараковский, уделяя внимание личности профессионала в концепции «человеческого фактора», полагают, что изучение особенностей и возможностей человека должно быть неотделимо от изучения характеристик, состояния, проблемных мест системы, окружающей работника среды и условий труда.

В.А. Бодров, анализируя деятельность человека-оператора, говорил, что «существует немалое и все возрастающее количество профессий, довольно сложных, динамичных в своем развитии, требующих серьезной подготовки и предъявляющих высокие требования к характеристикам личности и организма субъекта деятельности» [2, с. 15]. «Профессиональная пригодность, эффективность и надежность деятельности существенно зависят от индивидуально-психологических особенностей личности» [2, с. 85]. Используя действенный способ оценки личностных особенностей, можно выявить тех, чьи постоянные психические свойства личности, определяющие поведение и особенности отношений, по темпераменту, по доминированию психических состояний наиболее профессионально надежны и пригодны [2].

Т.Н. Савченко и соавторы, применяя факторный анализ экспертных оценок, исследовали деятельность капитанов судов дальнего плавания. Выявлены факторы, существенным образом влияющие на успешность профессиональной деятельности: поведение в экстремальных ситуациях, соответствие занимаемой должности, стрессоустойчивость, волевая компонента деятельности и способность к монотонной работе [14].

В статье Я.О. Ганиной и В.В. Лаптева о нечеткой продукционной модели для оценки профессиональных качеств морских специалистов авторы сопоставляют системообразующие факторы деятельности судоводителей, выделенные Т.Н. Савченко, Г.М. Головиной и А.Ф. Веселковым, с факторами, определяемыми по опроснику Кеттелла. Учитывая все преимущества применения подобных моделей, мы не можем согласиться с проведенным Я.О. Га-ниной и В.В. Лаптевым сопоставлением. В их работе, например, фактор «поведение в экстремальных ситуациях» соотносится с «уверенностью в себе», «стрессоустой-чивость» - с «эмоциональной устойчивостью», «способность к монотонной работе»

- с «самоконтролем» [4]. Т.Н. Савченко же и соавторы иначе раскрывают фактор «поведения в экстремальных ситуациях», данный фактор определяется через понятия «пассивность», «дезорганизация», «халатность», которые обратно взаимосвязаны со способностью к переключению внимания, с депрессивностью, с низким интеллектом и отсутствием способностей (В-шкала Кет-телла). О наполнении других факторов сообщается в статье «Исследование профессионально важных качеств и субъективного качества жизни с помощью системы «ПДС ЮНИПРО» [14].

Специалисты выделяют специфические составляющие, воздействующие на профессиональную деятельность операторов на морском транспорте. Это - сенсорная перегрузка, смена плотности информационного потока от перегрузки до монотонии, непредсказуемость ситуации, высокая моральная и экономическая цена ошибки. Эффективность, успешность их деятельности связана с наличием таких профессиональных качеств, которые позволяли бы им быть эффективными в экстремальной ситуации. Операторский труд морского специалиста связан с высоким уровнем ответственности, определенными характеристиками внимания и памяти, динамичностью, образностью и системностью мышления, а также со способностями к организаторской деятельности [5].

Так, Т.М. Дерендяева и Н.П. Крукович считают, что в деятельности будущего морского специалиста имеет значение психофизический компонент, проявляющийся в психофизической готовности к профессиональной деятельности. Психофизическая готовность представляет собой «... свойство личности, которое обеспечивает возможность своевременной адаптации к изменяющимся условиям производства и внешней среды за счет полного восстановления работоспособности организма в заданном лимите времени, в мотивации к достижению цели, базирующейся на физических, психических и духовных качествах

человека» [6]. Согласно проведенному среди студентов исследованию, авторы выявили профессионально важные качества морских специалистов, а именно: развитое техническое и абстрактное мышление, дисциплинированность и исполнительность, выдержку, ответственность, стремление к самосовершенствованию, волевые качества, стрессоустойчивость, инициативность и самостоятельность, целеустремленность, коммуникабельность, наличие организаторских способностей.

Также были опрошены работающие инженеры рыбопромышленных предприятий. По их мнению, необходимыми специалисту личностными характеристиками являются: помехоустойчивость, наблюдательность, усидчивость, способность переключаться с одного вида работы на другой, способность к инновационной деятельности, способность качественно выполнять работу в условиях дефицита времени, умение вести деловую беседу и переговоры, умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, уравновешенность и самообладание [6].

Обратим внимание на некоторые примеры современных исследований зарубежных коллег, касающихся интересующего нас вопроса. По информации авторов Zolotas Y. et al., на данный момент исследований, обращающих внимание на изучение личности современного моряка, нет в достаточном количестве, поэтому судоходство может получить большие преимущества, используя современную научную психологию [17, p. 203].

Коллектив исследователей во главе с J. McVeigh в качестве причин, которые могут подвергнуть моряков и судно значительному риску, называют психосоциальные причины. В зависимости от личностных качеств профессионала данные причины могут оказать различное на него воздействие. Эти причины - дезадаптация, вызванный работой стресс, смена работы и т.д. [17, p. 25].

B.H. Johnsen, P. Meeus, J. Meling, T. Rogde, J. Eid, R. Esepevik, O.K. Olsen, J. Sommerfelt-

Pettersen говорят о «счастливом судне», когда у членов экипажа развиты навыки межличностного общения и специалисты являются ответственными сотрудниками [16, p. 90]. Также подчеркивается значимость эмпатических способностей членов команды, их умение гасить конфликтные ситуации [16, p. 91].

По мнению авторов I. Theotokas, I. Lagoudis, N. Kotsiopoulos, для работы в море жизненно важными условиями безопасной эксплуатации судов, относящимися к личным качествам морских специалистов, являются: «целеустремленность, умение работать в команде, способность адаптироваться к культурному разнообразию окружающей среды, способность сотрудничать в обычных и чрезвычайных ситуациях» [20, p. 326]. Это очень существенно особенно в тех случаях, когда на борту судна работают моряки разных национальностей и культур. К примеру, мастер (капитан) - это ключевая фигура для эффективной и результативной эксплуатации судна. Он должен уметь приспосабливаться к конкретным условиям, мотивировать, вдохновлять, привлекать, обучать и вознаграждать членов команды [20].

Согласно исследованию V. Sencila & G. Kalvaitiene (Lithuanian Maritime Academy, Klaipeda, Lithuania), студентам 4 курса (67 человек), имеющим около одного года практического опыта работы в море, и экспертам из восьми судоходных и крю-инговых компаний Литвы и Латвии был предложен перечень вопросов о личных и профессиональных характеристиках моряков, определяющих их успешную работу и карьеру в компании. Согласно мнению экспертов, важными были признаны хорошая общая подготовка, знание иностранного языка, ответственность, толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде, надежность, устойчивость и терпимость. Два эксперта отметили способность адаптироваться к морской жизни и рабочей монотонности. Студенты также высоко оценили большую часть вышена-

званных профессиональных качеств и навыков, отношение к труду (напористость, трудолюбие, ответственность) и коммуникабельность как личностное качество, выделяя гибкость мышления и умение работать в команде. Менее значимым, по их мнению, выступает знание иностранных языков, а надежность и терпимость вообще не были студентами названы [19].

Y. Zolotas, M. Kalafati, E. Tzannatos and D. Rassias для выявления личностных особенностей греческих офицеров торгового флота использовали опросник MMPI-2 и выявили: повышенный уровень эмоционального и поведенческого контроля; высокую терпимость к скуке и рутине; относительно жесткое соблюдение традиционных моральных стандартов; общительность. Вместе с тем был констатирован цинизм, который можно интерпретировать как подозрительность, восприятие других людей как эгоистов, не говорящих правду и не доверяющих другим. Цинизм и недоверие к другим авторы предлагают связать с переживанием чувства отчуждения. Хотя группа морских специалистов, по предположению авторов, свободна от проблем, связанных с социализацией на борту судна, мотивы других людей, с которыми им приходится сталкиваться, воспринимаются со скептицизмом, и существует вероятность того, что большая часть их социальных отношений находится на «суперофициальном» уровне [17]. Сравнительно низкие значения получены по шкалам, измеряющим тревогу и беспокойство, депрессию, общий психологический дистресс, дискомфорт в социальных ситуациях, нерешительность, плохо контролируемый гнев, проблемы с текущими долгосрочными отношениями, проблемы с употреблением психоактивных веществ, антисоциальное поведение. Следует отметить, что статистически значимых отличий в профилях комсостава (судоводителей и механиков) не обнаружено [17].

Итак, специалисты в области профессиональной морской деятельности, уделяя

большое внимание вопросам безопасности труда, надежности, эффективности и пригодности моряков, обращаются к личностным особенностям и способностям работника. Профессиональное соответствие/ несоответствие специалиста с ориентированием на его психофизиологические характеристики, личностные и профессиональные качества отнюдь не является единственным, что требует рассмотрения (необходимо учитывать эргономические характеристики средств труда, а также организацию, содержание и условия деятельности). Вместе с тем особенности лично-

сти имеют принципиальное значение при оценке деятельности профессионала. В современных условиях ценность представляют морские специалисты, которые обладают такими личностными качествами, которые позволяют им быть эффективными и продуктивными в трудовой деятельности. К личностным характеристикам морского профессионала чаще всего авторы относят: стрессоустойчивость, целеустремленность, волевые качества, внимательность, ответственность, способность к организаторской деятельности, коммуникабельность, умение работать в команде (табл. 1).

Таблица 1

Личностные характеристики в профессиональной деятельности моряка, представленные в работах различных авторов

Авторы Субьекты исследования (выборка) Личностные характеристики в профессиональной деятельности моряка

Т. Н. Савченко и соавторы [14] Капитаны судов ✓ Особенности личности, обеспечивающие эффективное поведение в экстремальных ситуациях (активность, организованность, внимательность, демократичность). ✓ Уровень ЗУН, соответствующих занимаемой должности (профессиональная компетентность, организационная компетентность, умение организовать работу в чрезвычайных ситуациях, интеллектуальная компонента стрессоустойчи-вости, соответствие должности). ✓ Стрессоустойчивость. ✓ Волевая компонента деятельности (определяется адаптацией к воздействию экстремальных факторов с помощью волевых качеств). ✓ Способность к монотонной работе.

И.В. Герасимова [5] Операторы службы управления движением судов ✓ Высокий уровень ответственности. ✓ Познавательные процессы, необходимые для концентрации и запоминания (память и внимание). ✓ Динамичность, образность и системность мышления. ✓ Способность к организаторской деятельности.

Т.М. Дерендяева, Н.П. Крукович [6] Студенты 5-6 курсов морских специальностей ✓ Развитое техническое и абстрактное мышление. ✓ Дисциплинированность и исполнительность. ✓ Выдержка. ✓ Ответственность. ✓ Стремление к самосовершенствованию. ✓ Волевые качества. ✓ Стрессоустойчивость. ✓ Инициативность и самостоятельность. ✓ Целеустремленность. ✓ Коммуникабельность. ✓ Организаторские способности.

Инженеры рыбопромышленных предприятий ✓ Наблюдательность. ✓ Усидчивость. ✓ Способность переключаться с одного вида работы на другой. ✓ Способность к инновационной деятельности. ✓ Помехоустойчивость. ✓ Способность качественно выполнять работу в условиях дефицита времени. ✓ Умение вести деловую беседу, переговоры. ✓ Умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. ✓ Уравновешенность, самообладание.

B.H. Johnsen, P. Meeus, J. Meling, T. Rogde, J. Eid, R. Esepevik, O.K. Olsen, J. Sommerfelt-Pettersen [161 Офицеры торгового флота (капитаны, старшие, первые и вторые механики) ✓ Развитые навыки межличностного общения. ✓ Ответственность. ✓ Эмпатические способности. ✓ Умение гасить конфликтные ситуации.

I. Theotokas, I. Lagoudis, N. Kotsiopoulos [20] Капитаны судов ✓ Целеустремленность. ✓ Умение работать в команде. ✓ Способность адаптироваться к культурному разнообразию окружающей среды. ✓ Способность сотрудничать в обычных и чрезвычайных ситуациях.

V. Sencila, G. Kalvaitiene [191 Эксперты судоходных и крюинговых компаний ✓ Хорошая общая подготовка. ✓ Знание иностранного языка. ✓ Ответственность. ✓ Толерантность. ✓ Коммуникабельность. ✓ Умение работать в команде. ✓ Надежность. ✓ Устойчивость. ✓ Терпимость. ✓ Способность адаптироваться к морской жизни и рабочей монотонности.

Студенты 4 курса морских специальностей ✓ Профессиональные качества и навыки. ✓ Отношение к труду (напористость, трудолюбие, ответственность). ✓ Коммуникабельность. ✓ Гибкость. ✓ Умение работать в команде. ✓ Знание иностранных языков.

Y. Zolotas, M. Kalafati, E. Tzannatos and D. Rassias [17] Офицеры торгового флота (капитаны и механики) ✓ Повышенный уровень эмоционального и поведенческого контроля. ✓ Высокая терпимость к скуке и рутине. ✓ Соблюдение традиционных моральных стандартов. ✓ Общительность. ✓ Цинизм (как подозрительность, связанная с отчуждением). ✓ Сниженные значения по шкалам тревожности, беспокойства, депрессии, общего психологического дистресса, дискомфорта в социальных ситуациях, нерешительности, плохо контролируемого гнева.

Методика

В работе использовались данные, предоставленные нашими коллегами Д.А. Аблогиным и В.А. Чикер из крюинговой компании «Марлоу Навигейшн Рус» и Санкт-Петербургского университета. Авторы на выборке испытуемых, представляющих собой 70 специалистов уровня управления (капитаны, старшие помощники капитана, старшие механики, вторые механики), получили результаты исследования личностных свойств респондентов с помощью методики «16-фактор-ный личностный опросник» Р. Кеттелла (форма С)». Полученные результаты были представлены личностным профилем морского специалиста, который в целом характеризуется как общительный, стрессоустойчивый, смелый, стремящийся к нормативности поведения, имеющий хороший самоконтроль и адекватную самооценку [1].

Мы, в свою очередь, проанализировали результаты тестов 32 курсантов мужского пола старших курсов судоводительского и

судомеханического факультетов с намерением сравнить результаты действующих морских специалистов, представляющих в данном случае эталонную, контрольную группу, с результатами будущих моряков.

Результаты и обсуждение

Таким образом, с помощью параметрического ^критерия Стьюдента для несвязных выборок, неравных по величине, были обнаружены значимые различия по факторам:

- А (замкнутость - общительность), г =-2,85;

эмп

- Е (подчиненность - доминантность), г =-3,95;

эмп

- в (низкая нормативность поведения -высокая), гэмп=4,21;

- Ь (доверчивость - подозрительность), г =-2,40;

эмп

- М (практичность - мечтательность), г =2,49;

эмп

- О (спокойствие - тревожность), г =3,79;

эмп

- МБ (самооценка), г =-2,61 (табл. 2).

Таблица 2

Значения средних оценок и коэффициента t Стьюдента при сравнении групп испытуемых морских специалистов и курсантов морских специальностей

№ Факторы Морские специалисты, N=70 Курсанты, N=32 г эмп

1 А - замкнутость - общительность 7,23 8,38 -2,85

2 В - конкретное мышление - абстрактное мышление 4,07 4,5 -1,47

3 С - эмоциональная нестабильность - стабильность 9,07 8,66 1,18

4 Е - подчиненность - доминантность 5,03 6,91 -3,95

5 Б - сдержанность - экспрессивность 5,86 5,94 -0,17

6 С - низкая нормативность поведения - высокая 9,65 7,59 4,21

7 Н - робость - смелость 7,99 8,19 -0,47

8 I - реализм - чувствительность 5,19 5,13 0,15

9 Ь - доверчивость - подозрительность 4,55 5,44 -2,40

10 М - практичность - мечтательность 6,22 5,16 2,49

11 N - прямолинейность - проницательность 5,72 5,41 0,71

12 О - спокойствие - тревожность 5,74 4,13 3,79

13 Q1 - консерватизм - радикализм 6,07 6,81 -1,50

14 Q2 - конформизм - нонконформизм 5,86 5,09 1,71

15 Q3 - низкий самоконтроль - высокий 8,49 7,69 1,82

16 Q4 - расслабленность - напряженность 4,57 3,91 1,57

17 МБ - самооценка 6,33 7,66 -2,61

Личностный профиль будущего морского специалиста (инженера) можно представить в следующих характеристиках: общительный, с развитой способностью к установлению непосредственных межличностных контактов, стрессоустойчивый, с достаточным уровнем оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции, эмоционально стабилен и самостоятелен, сдержан, организован и способен брать на себя ответственность, рассудителен и смел, несколько доверчив, но вместе с тем практичен, прямолинеен, спокоен, имеет адекватную самооценку.

Курсанты оказались более общительны и доминантны, что, возможно, связано в силу возраста с их большей эмоциональной восприимчивостью и открытостью, «юношеским» максимализмом и склонностью к демонстративности поведения. Морские специалисты, имеющие перевес по шкале А в сторону шизотимии (по терминологии Р. Кеттелла), характеризуются большей серьезностью и ценящими интеллект и тщательность исполнения обязанностей в отношениях с другими людьми [3].

Различия по фактору в показывают, что специалисты-моряки имеют более высокие баллы по нормативности поведения, что предполагает наличие в большей мере (чем у курсантов) степенности, стремления к ощущению себя правым. По сравнению с курсантами они имеют расширенное, более наполненное представление о своем труде, и, как нам видится, их совестливость, мо-ралистичность, аккуратность и внимание к деталям, быть может, является частью профессионализма, сформированного образа профессии и отношения к ней. Лица с высоким «в+» успешны в работе, требующей выдержки, постоянной производительности и внимания [3]. А.Н. Савченко и соавторы связывают этот фактор со способностью к монотонной работе.

Большая доминантность, автономия и меньшая дисциплинированность (меньшая нормативность поведения) курсантов, на наш взгляд, могут быть связаны со зна-

чимостью для данной выборки индивидуального результата (результата в учебе) по сравнению с коллективным (командным) продуктом деятельности.

Также числовые значения фактора Ь показывают, что курсанты более подозрительны, чем морские специалисты, что дает возможность говорить о связи между факторами Е и Ь. А.Н. Капустина указывала на то, что ряд черт характера, которые относятся к доминированию (фактор Е), в действительности следует связывать именно с этим фактором. Также, по предположению Р. Кеттелла, подозрительность играет роль защитного механизма, который компенсирует чувство социальной ненадежности и неуверенности [3].

Большая практичность, прагматичность курсантов, вероятно, связаны с приверженностью к своей будущей профессии, в том числе, как к источнику материального благосостояния. Проведенные нашим университетом более ранние исследования среди курсантов по мотивам поступления в вуз, подтверждают, что этот фактор занимает далеко не последнее место в выборе профессии. По мнению И.В. Выбойщика, данные экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что отстраненность от «мирских» дел - это результат высокой напряженности внутренней жизни и, по всей вероятности, субъективности, которые делают внешние ценности и реальные события непривлекательными [3]. Надо полагать, к объяснению этой тенденции можно отнести некоторые особенности морской профессии - такие как высокая напряженность труда, изолированность, депривация.

Морские специалисты имеют больший уровень тревожности, по нашему мнению, в связи с особенностями профессиональной деятельности, вероятностью возникновений нештатных ситуаций, характеризующихся напряженностью и повышенной ответственностью.

Числовое значение по самооценке у курсантов большее, чем у морских специалистов,

что, вполне вероятно, говорит о зрелости личности последних, влиянии опыта специалистов на представление о себе, где чаще присутствуют критичность и самоанализ.

Т.Н. Савченко с коллегами, применяя критерии Манна - Уитни и Краскела - Уол-лиса, говорят о выявленных различиях между капитанами и курсантами по фактору 01 Кеттелла (курсанты - более радикальны и прогрессивны). Мы, в свою очередь, не обнаружили таких различий. Возвращаясь к системообразующим факторам оценки морских специалистов, влияющим на успешность в профессии (Т.Н. Савченко), балл по шкале В, полученный в обеих группах испытуемых (более четырех, что в описании А.Н. Капустиной соответствует высокой оценке), можно интерпретировать как способствующий успешному преодолению экстремальной ситуации. Оценки по фактору I (5,19 и 5,13 у специалистов и курсантов соответственно) говорят о преобладании жесткости, суровости, рассудительности над чувствительностью и впечатлительностью. Это имеет положительное значение для развития стрессоустойчивости в морской профессии (третий фактор по Т.Н. Савченко: «стрессоустойчивость»).

Можно полагать, что приведенные различия являются «индикатором» личностной готовности обучающегося к профессиональному труду и могут повлиять на степень осознанности себя как специалиста, помочь сформировать образ будущей профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1. В российской и зарубежной научной литературе широко обсуждаются вопросы профессиональной подготовки, профессионально важных качеств, личностных характеристик работника, профессиональной успешности, вопросы надежности и пригодности специалиста, а также психофизиологического состояния моряков, что про-

диктовано, прежде всего, сохраняющейся высокой аварийностью судоходства, необходимостью обеспечить безопасность человеческой жизни и защиту окружающей среды на море. Свое влияние на особенности профессионального обучения и труда моряков в России сегодня оказывают различные программы, реализуемые государством, например, по модернизации рыбохозяйствен-ного комплекса, обеспечения судоходства на трассах Северного морского пути.

2. К значимым личностным характеристикам морских специалистов чаще специалисты относят стрессоустойчи-вость, целеустремленность, волевые качества, внимательность, ответственность, способность к организаторской деятельности, коммуникабельность, умение работать в команде.

3. Для повышения безопасности мореплавания, с учетом специфики работы в море, в том числе - готовности морских специалистов действовать в условиях чрезвычайной (экстремальной) ситуации, рекомендуется осуществлять отбор кандидатов для обучения профессии и отбор специалистов для работы на судах, исходя из индивидуально-психологических особенностей личности претендентов, а также вести психологическое сопровождение будущих и работающих морских специалистов. Прогноз, по нашему мнению, можно строить, в большей степени опираясь на постоянные психические свойства субъекта профессиональной деятельности (темперамент, особенности протекания психических процессов, состояний), а также анализируя непосредственную деятельность профессионала при выполнении им рабочих задач. Личностные качества же несут только вспомогательную функцию в прогнозировании. Уникальность личности говорит о способности к развитию, в том числе на фоне избранной трудовой деятельности. От того, какие задачи ставит перед собой человек или определяет окружающая его среда, зависит, какие личностные качества помогут справиться с этими

задачами. И чем более сложна профессиональная деятельность, тем активнее она требует разносторонности (многогранности) личностных качеств. Работа мастера (капитана) предусматривает выполнение огромного числа задач, а также исполнения множества ролей (руководителя, оператора, организатора, наставника и т.д.), а значит, и личностный профиль профессионала характеризуется сложностью и многообразием. С этой точки зрения, прогнозирование успешности профессиональной деятельности сталкивается со значительными трудностями, если в оценке профессиональной пригодности и соответствия опираться только на личностные качества субъекта.

4. Проведенное сравнение личностных качеств курсантов с качествами работающих морских специалистов как с профессиональным эталоном создает возможность для анализа ситуации. С другой стороны, результаты этого исследования могут оказать помощь будущим морским специалистам в их профессиональной идентификации.

Литература

1. Аблогин Д.А., Чикер В.А. Взаимосвязь эффективности деятельности морских специалистов с их профессиональными и личностными качествами // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2017. - Т. 2. - № 1. - С. 137-160.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

3. Выбойщик И.В., Шакурова З.А. Личностный многофакторный опросник Р. Кэт-телла: Учебное пособие. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2000. - 54 с.

4. Ганина Я.О., Лаптев В.В. Нечеткая продукционная модель для оценки профессиональных качеств морских специалистов // Вестник АГТУ. Сер. Управление, вычислительная техника и информатика. - 2016. -№ 3.- С. 101-107.

5. Герасимова И.В. Психологическое содержание деятельности операторов службы управления движением судов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Владивосток, 2006. - 22 с.

6. Дерендяева Т.М., Крукович Н.П. К проблеме формирования профессионально важных качеств морских инженеров и их соответствия современным требованиям профессии и рынку труда // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2016. - № 4(38). -С. 156-162.

7. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. 2-е изд. испр. - М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2003. - 336 с.

8. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. - СПб.: «Речь», 2007. - 104 с.

9. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

10. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 6. - С. 87-101.

11. Мотрич В.Н. Столкновения судов и их предупреждение. Новый взгляд. - СПб: БХВ-Петербург, 2017. - 348 с.

12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд. - М.: Высшая школа, 1993. - 944 с.

13. Панков И.И., Смягликова А.П., Окунев В.Н. Применение методов психологической диагностики для определения текущего состояния профессионально важных качеств моряков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. - 2015. - № 4(32). - C. 235-237.

14. Савченко Т.Н., Головина Г.М., Веселков А.Ф. Исследование профессионально важных качеств и субъективного качества жизни с помощью системы «ПДС ЮНИПРО» // Прикладная юридическая психология. -2014. - № 4. - С. 141-153.

15. Chen C., Chiang Z., Liu Y., Zeng X. Critical success factors in marine safety management in shipping industry // Advances in Sustainable Port and Ocean Engineering. Journal of Coastal Research, Special Issue. - 2018. - Vol. 83(SP1). - P. 846-850.

16. Johnsen B.H., Meeus P., Meling J., Rogde T., Eid J., Esepevik R., Olsen O.K., Sommerfelt-Pet-tersen J. Cultural differences in emotional intelligence among top officers on board merchant ships // Int. Marit. Health. - 2012. - Vol. 63(2). - P. 90-95.

17. MacLachlan M. (Ed.). Maritime Psychology. Research in Organizational & Health Behavior at Sea. - Cham, Switzerland: Springer, 2017. -241 p.

18. Oldenburg M., Baur X., Schlaich C. Occupational risks and challenges of seafaring // Journal of Occupational Health. - 2010. - Vol. 52(5). - P. 249-256.

19. Sencila V, Kalvaitiene G. Finding a balance: Companies and new seafarers generation needs and expectations // The International Journal on Marine Navigation and Safety of Sea Transportation. - 2018. - Vol. 12(2). - P. 285-290.

20. Theotokas I., Lagoudis I.N., Kotsiopoulos N. Leadership profiling of ocean going ship // The Asian Journal of Shipping and Logistics. -2014. - Vol. 30(3). - P. 321-343.

References

1. Ablogin DA, Chiker VA. Vzaimosvyaz' ef-fektivnosti deyatel'nosti morskikh spetsial-istov s ikh professional'nymi i lichnostnymi kachestvami. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Organizatsionnaya psik-hologiya i psikhologiya truda 2017; 2(1):137-160 (in Russian).

2. Bodrov VA. Psikhologiya professional'noy prigodnosti. Uchebnoye posobiye dlya vuzov. Moscow: PER SE, 2001: 511 (in Russian).

3. Vyboyshchik IV, Shakurova ZA. Lichnostnyy mnogofaktornyy oprosnik R Kettella: Uchebnoye posobiye. Chelyabinsk: Izd. YUUrGU, 2000: 54 (in Russian).

4. Ganina YaO, Laptev VV. Nechetkaya pro-duktsionnaya model' dlya otsenki profession-al'nykh kachestv morskikh spetsialistov. Vest-nik AGTU. Ser. Upravleniye, vychislitel'naya tekhnika i informatika 2016; 3:101-107 (in Russian).

5. Gerasimova IV. Psikhologicheskoye soder-zhaniye deyatel'nosti operatorov sluzhby up-ravleniya dvizheniyem sudov: avtoref dis ... kand psikhol nauk. Vladivostok, 2006: 22 (in Russian).

6. Derendyayeva TM, Krukovich NP. K probleme formirovaniya professional'no vazhnykh kachestv morskikh inzhenerov i ikh sootvet-stviya sovremennym trebovaniyam professii i rynku truda. Izvestiya Baltiyskoy gosudarst-vennoy akademii rybopromyslovogo flota 2016; 4(38):156-162 (in Russian).

7. Yermolayev OYu. Matematicheskaya statis-tika dlya psikhologov. 2-ye izd ispr. Moscow: Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut, izd-vo «Flinta», 2003: 336 (in Russian).

8. Kapustina AN. Mnogofaktornaya lichnos-tnaya metodika R Kettella. St. Petersburg: «Rech'», 2007: 104 (in Russian).

9. Leont'yev DA, Rasskazova Yel. Test zhiznestoykosti. Moscow: Smysl, 2006: 63 (in Russian).

10. Maddi S. Smysloobrazovaniye v protsessakh prinyatiya resheniya. Psikhologicheskiy zhur-nal 2005; 26(6):87-101 (in Russian).

11. Motrich VN. Stolknoveniya sudov i ikh pre-duprezhdeniye. Novyy vzglyad. St. Petersburg: BKHV-Peterburg, 2017: 348 (in Russian).

12. Ozhegov SI, Shvedova NYu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i fraze-ologicheskikh vyrazheniy. 4-ye izd. Moscow: Vysshaya shkola, 1993: 944 (in Russian).

13. Pankov II, Smyaglikova AP, Okunev VN. Primeneniye metodov psikhologicheskoy di-agnostiki dlya opredeleniya tekushchego sos-toyaniya professional'no vazhnykh kachestv moryakov. Vestnik Gosudarstvennogo uni-versiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala SO Makarova 2015; 4(32): 235-237 (in Russian).

14. Savchenko TN, Golovina GM, Veselkov AF. Issledovaniye professional'no vazhnykh kachestv i sub'yektivnogo kachestva zhizni s pomoshch'yu sistemy «PDS YUNIPRO». Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya 2014; 4:141-153 (in Russian).

15. Chen C, Chiang Z, Liu Y, Zeng X. Critical success factors in marine safety management in shipping industry. Advances in Sustainable Port and Ocean Engineering. Journal of Coastal Research, Special Issue 2018; 83(SP1):846-850.

16. Johnsen BH, Meeus P, Meling J, Rogde T, Eid J, Esepevik R, Olsen OK, Sommerfelt-Petters-en J. Cultural differences in emotional intelli-

gence among top officers on board merchant ships. Int Marit Health 2012; 63(2):90-95.

17. MacLachlan M (Ed). Maritime Psychology. Research in Organizational & Health Behavior at Sea. Cham, Switzerland: Springer, 2017: 241.

18. Oldenburg M, Baur X, Schlaich C. Occupational risks and challenges of seafaring. Journal of Occupational Health 2010; 52(5):249-256.

19. Sencila V, Kalvaitiene G. Finding a balance: Companies and new seafarers generation needs and expectations. The International Journal on Marine Navigation and Safety of Sea Transportation 2018; 12(2):285-290.

20. Theotokas I, Lagoudis IN, Kotsiopoulos N. Leadership profiling of ocean going ship. The Asian Journal of Shipping and Logistics 2014; 30(3):321-343.

PERSONAL QUALITIES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF A MARINE SPECIALIST

E.V. PEKAR', E.A. IVANITSKAYA Maritime State University named after Admiral G.I. Nevelsky, Vladivostok

The article considers the personal qualities of a marine specialist, the interest in which is still preserved, as it is related to issues of professional suitability, efficiency and reliability, and the occurrence of emergency and emergency situations at sea due to the «human factor» entails significant losses. The study was conducted in order to compare the personal qualities of professional sailors with the personal qualities of senior cadets and is part of the work performed by the university psychologists in the framework of cooperation with Sovcomflot OJSC. The differences in the profiles of aggregate subjects are established. The technique «R. Kettell's 16-factor personality questionnaire (Form C)» was used. The personal characteristics of marine specialists, which are most often found among various researchers, are indicated. The conclusions made on the empirical part of the work draw attention to the personal profile of the future marine specialist, focus on the issues of selection and training of marine management personnel in accordance with modern requirements.

Keywords: professional activity of a marine specialist, specifics of marine professions, personal qualities, professionally important qualities, personal profile of a marine specialist, safety of navigation.

Address:

Pekar' E.V.

Leading Psychologist, Center for Social and Psychological Work,

Department of Educational Work, Maritime State University

named after Admiral G.I. Nevelsky, Vladivostok

E-mail: pekar@msun.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.