Научная статья на тему 'Личностные качества людей с разным уровнем потребности в компетентности'

Личностные качества людей с разным уровнем потребности в компетентности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5195
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные качества людей с разным уровнем потребности в компетентности»

© 2007 г. И.Ф. Демидова

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПОТРЕБНОСТИ В КОМПЕТЕНТНОСТИ

Понятие «компетентность» всё чаще употребляется в научных публикациях, подробно рассмотрена его структура (Дж. Равен, Дж. Питер, Schelten, П. Мучин-ски, А. А. Деркач, А.К. Маркова и др.), предлагаются и изучаются его отдельные виды - коммуникативная, социально-перцептивная, рефлексивная, аутопсихоло-гическая и т.д. Есть немало работ, посвященных компетенциям, необходимым в различных видах деятельности (педагогике, госслужбе, военном деле, медицине, спорте, искусстве). В то же время прикладного значения эти исследования пока не получили. Доказательством являются объявления о приёме на работу, например: «На работу требуется администратор»; «Требуется библиотекарь, отставник»; «Торговый представитель, 20 - 35 лет, опыт, наличие автомашины»; «Заместитель начальника производственно-технического отдела, 30 - 40 лет, высшее образование, стаж не менее 5 лет». Таких объявлений можно найти массу в любой газете. Что для них характерно? Во-первых, отсутствие указаний на квалификационные характеристики претендента, во-вторых, отсутствие описания сферы деятельности (в какой сфере торговли необходимо реализовать себя торговому представителю, где находится этот производственно-технический отдел). А ведь не секрет, что надо знать специфику товаров, которые представляешь, производство, начальником отдела на котором являешься. Непонятны и требования к высшему образованию. Какое высшее образование требуется? Можно даже не задумываться долго над этим вопросом. Всякий человек в нашей стране ответит на него одним словом: «Любое». И будет прав, так как из других объявлений можно узнать, что обучение производится на месте и в короткие сроки, а значит, содержанием записей в дипломе никто интересоваться не будет.

Такая ситуация сложилась не сейчас и не сразу. Причины здесь чисто социальные: рост безработицы, нежелание работать на заводе или идти в армию, неуверенность в завтрашнем дне и др. Многие предпочли идти учиться, чтобы отложить на время проблему трудоустройства, а затем, получив диплом по нелюбимой специальности, искать любую работу, желательно высокооплачиваемую. С другой стороны, работодатели, в большинстве своем будучи не профессионалами, а предприимчивыми и удачливыми бизнесменами, рассуждают примерно так, что раз они, не обладая специальными знаниями, достигли определённых успехов, то любой толковый молодой человек подойдёт им и научится всему на месте. Всё это привело к тому, что в банках работают не экономисты и финансисты со специальным образованием, а учителя, программисты, медики и кто угодно. Аналогичная ситуация в налоговой инспекции, сфере обслуживания на предприятиях по реализации и сбыту продукции,. Понятие «дипломированный специалист» перестало су-

ществовать в реальности. Выпускники вузов дипломированными специалистами являются, но вот работать они по специальности не спешат, а поэтому сами себя таковыми не всегда считают. К.Г. Юнг писал: «Всякий, закончивший учёбу, априорно считается полностью воспитанным - одним словом, взрослым. Он, более того, должен считать себя таковым, ибо должен быть твёрдо убеждён в своей компетентности, чтобы суметь выстоять в борьбе за существование. Сомнение, чувство неуверенности оказали бы парализующее и стесняющее действие, они похоронили бы столь необходимую человеку веру в собственный авторитет и сделали бы его непригодным к профессиональной жизни. От него ожидается, что он что-то умеет и уверен в своём деле, но никак не предполагается, что он испытывает сомнение в себе и своей состоятельности. Специалист уже неизбежно обречён быть компетентным» [1, с. 133]. Современные выпускники вузов не всегда могут позволить себе чувствовать себя компетентными, они не соответствуют социальным ожиданиям. Данная ситуация выглядит явно неудовлетворительной и для будущего страны, так как дилетанты не в состоянии обеспечить прогресс, и для личностного здоровья человека, поскольку лишает его уверенности в собственной компетентности, заставляя прибегать к защитным механизмам и создавать ложный имидж. Человек неудовлетворен своей работой, воспринимает её не как средство саморазвития, а как заработок, что порождает внутриличностные конфликты и неврозы. Об этом справедливо писали различные философы, например: «Какое мучение трудиться в несродном деле» (Г.С. Сковорода) или: «Наша жизнь становится благословенной не тогда, когда мы делаем то, что нам нравится, а тогда, когда нам нравится то, чем нам приходится заниматься» (И.В. Гёте) [2].

Профессиональная деятельность является одной из основных ценностей человека, в ней он может реализовать свой потенциал, раскрыться и состояться как личность, достичь акме в своем развитии. К. Ясперс подчеркивал: «Что представляет собой человек, каким он становится, зависит в конечном итоге от дела, которое он сделал своим собственным» [3, с. 290]. В то же время далеко не все люди реализуют свой потенциал, становятся профессионалами. Некоторым не позволяют сделать это объективные обстоятельства - работа не по специальности, болезнь, социальные ограничения. Другие не делают это по субъективным причинам - не хватает способностей, отсутствуют соответствующие ценности и потребности. Одной из таких потребностей мы считаем потребность в компетентности. Она может быть прямой, необходимой в целях самореализации, а может быть и косвенной, например, потребность в статусе, материальном благополучии, выступать как средство реализации данных потребностей. Полагаем, что в первом случае потреб-

ность в компетентности становится смыслообразую-щей, направляя и организуя жизнь и деятельность человека. Под потребностью в компетентности мы понимаем базовую социальную потребность человека, от наличия, отсутствия или степени выраженности которой во многом зависит жизненный путь личности, характер и качество его деятельности, становление Я-концепции. По мере приобретения ценностно-смыслового значения для человека она становится одной из детерминант утверждения профессионала. На протяжении нескольких лет предметом нашего научного интереса является именно потребность в компетентности, а не компетентность сама по себе, которая достаточно хорошо изучена и представлена в литературе. Может, для современного человека неважно быть компетентным в чем-либо, а главное, получать хорошую зарплату на любой работе, и мы напрасно переживаем о росте дилетантизма в нашей стране? Наше исследование состояло из нескольких этапов. На первом с помощью анкеты выясняли, что знают люди о компетентности, её структуре, есть ли у них и их знакомых потребность в компетентности, какими качествами обладают люди, имеющие и не имеющие такую потребность. В исследовании приняли участие 230 человек в возрасте от 17 до 65 лет. На основании изучения накопленных исследований и результатов данной анкеты мы разработали опросник, направленный на выявление уровня потребности в компетентности (УПК), и определили личностные качества, которые должны быть связаны с данной потребностью. К сожалению, валидизировать данный опросник нам пока не удалось, так как возникли трудности с критерием валидизации: аналогичных методик мы не обнаружили, а эксперты оказались ненадежным критерием, поэтому мы вынуждены использовать его в существующем варианте. В настоящей статье представлены результаты следующего этапа исследования - выявления личностных качеств людей с разным УПК.

Полагаем, что он у каждого человека различен, а значит, различна и степень ценностно-смысловой компетентности. У людей с разным УПК свой симптомо-комплекс личностных качеств. По мере усиления потребности в компетентности увеличивается мотивация достижения успеха, потребность в самоактуализации, объективность самооценивания своего УПК, на первое место выходят ценности образования, независимости, достижений. Проверка данной гипотезы и явилась целью нашего исследования.

В нем приняло участие 50 чел. с высшим образованием (32 женщины и 18 мужчин), а также 3 группы студентов в количестве 59 чел. (23 юноши и 36 девушек). На первом этапе с помощью разработанного нами опросника выявлялся их УПК. Среди испытуемых с высшим образованием оказалось 12 чел. с низким УПК, 25 - со средним и 13 с высоким. Среди студентов не нашлось ни одного с высоким УПК, у 22 он оказался низким (9 девушек, 13 юношей), у 37 - средним (27 девушек, 10 юношей). Для диагностики их личностных качеств нами были использованы методика на выявление ценностных ориентаций М. Роки-

ча, методика личностного дифференциала (модифицированный нами вариант), методики на достижение успеха и избегание неудачи Т. Элерса и личностный опросник (ЛиО) Э. Шостром.

Рассмотрим сначала личностные особенности каждой группы, а затем сделаем их сравнительный статистический и качественный анализ.

Женщины с высшим образованием и низким уровнем потребности в компетентности. Данная категория объективно оценивает свою потребность в компетентности, что соответствует методике «Личностный дифференциал». Коэффициент корреляции статистически значим (к = 0,57, р < 0,05). При этом у них умеренно высокий уровень мотивации достижения (хер = 17,25) и слишком высокий - избегания неудачи (хср = 20). Данная группа испытуемых является несамоактуализи-рующимися личностями, к тому же не принимающими ценности самоактуализации, их поведение негибко и догматично, они боятся проявлять свои истинные чувства в поведении, не отзывчивы к чувствам и нуждам других людей, считают их плохими и злыми, не доверяют им, между жизненными событиями не видят особой связи, «плывут по течению», не принимают агрессию, отрицают у себя наличие подобных чувств, подавляют их проявление и избегают их выражения, что вполне согласуется с отсутствием спонтанности в поведении, испытывают трудности в установлении теплых межличностных отношений, сверхответственность и предъявляют высокие требования к другим, что также связано с неверием в людей. При этом им присуще чувство самоуважения, допускают для себя наличие слабостей и недостатков, т.е. к себе относятся лучше, чем к другим, принимая в себе то, что отвергают в окружающих.

Основная терминальная ценность для них - здоровье. Далее идут семья и работа, к значимым ценно -стям также относятся мудрость, любовь, материально обеспеченная и продуктивная жизнь, к самыми незначимым - общественное признание, познание, развитие, счастье других. Ведущей инструментальной ценностью является честность, важны также воспитанность, аккуратность, независимость, исполнительность, жизнерадостность, самоконтроль, а незначимы - непримиримость к недостаткам других и высокие запросы.

Таким образом, низкий УПК у женщин с высшим образованием обусловлен мотивацией избегания неудачи, отсутствием стремления к самоактуализации, подавлением проявления своих потребностей и чувств, отсутствием контроля над своей жизнью, направленностью на себя (здоровье, семью, материальную обеспеченность), отсутствием таких ценностей, как развитие, познание, общественное признание. Такие женщины, по-видимому, находят опору для самоуважения в непрофессиональных сферах, например, в той же семье.

Мужчины с высшим образованием и низким уровнем потребности в компетентности. Респонденты, входящие в эту группу, считают, что у них средний УПК, т.е. склонны завышать его. У них средний уровень мотивации достижения успеха (хср = 16) и высокий - избегания неудачи (хср = 19). По своим личност-

ным качествам они являются несамоактуализирую-щимися людьми, хотя ценности самоактуализации принимают, негибки в своем поведении, не отзывчивы к нуждам и чувствам других людей и считают их плохими и злыми по своей природе. Они могут спонтанно выражать свои чувства, считают себя достойными любви и уважения, могут управлять своей жизнью, принимают агрессию как естественное состояние человека и способны устанавливать глубокие, близкие, неформальные взаимоотношения с окружающими. При этом у них есть склонность к самодовольству и самолюбованию, они несамокритичны и принимают все свои слабости и недостатки. Таким образом, мужчины с данным УПК гораздо больше любят себя и менее критичны к себе, чем женщины с аналогичным уровнем, при этом к другим людям они также критичны, как женщины.

Основной терминальной ценностью для них тоже является здоровье. Значимы материальная обеспеченность, семья, интересная работа, друзья, самые незначимые - творчество, красота природы и искусства, счастье других. Не очень значимы - активная деятельная жизнь и развитие, но самая значимая инструментальная ценность - независимость, важны аккуратность, ответственность и воспитанность, а незначимы - смелость в отстаивании своих взглядов, высокие запросы и непримиримость к недостаткам других.

Таким образом, у мужчин с высшим образованием низкий УПК также обусловлен преобладанием мотивации избегания неудачи, отсутствием стремления к самоактуализации, ценностей развития, критическим отношением к людям, в то же время положительное отношение к себе и принятие себя приводит к росту самоуважения и завышению своей потребности в компетентности.

Женщины с высшим образованием и средним уровнем потребности в компетентности. Их самооценка своей потребности в компетентности адекватна, у них умеренно высокий уровень мотивации достижения успеха (хср = 17) и средний - избегания неудачи (хср = 13). Их самооценка УПК значимо коррелирует с мотивацией достижения успеха (к = 0,31; р< 0,05). При этом они являются несамоактуализирующимися личностями и не принимают ценности самоактуализации, боятся проявлять свои истинные чувства в поведении и имеют невысокий уровень самоуважения, поскольку связывают его с конкретными результатами деятельности или поведения, а не с ценностью своей личности. В то же время они достаточно гибки в своем поведении, отзывчивы к чувствам и нуждам окружающих, принимают как себя, так и других людей, считая их достаточно добрыми по своей природе, управляют своей жизнью, способны принимать гнев и агрессию как естественные человеческие проявления, развивают глубокие, близкие, неформальные межличностные взаимоотношения.

Основная терминальная ценность - здоровье, важны - любовь, семья, материальная обеспеченность, друзья, активная деятельная жизнь и работа, неважны -общественное признание, красота природы и искусст-

ва, творчество, развлечения и счастье других. Основная инструментальная ценность - честность, значимы -жизнерадостность, ответственность, терпимость, незначимы - смелость, непримиримость к недостаткам других, высокие запросы.

Следовательно, средний УПК у таких женщин обусловлен преобладанием мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи, наличием ценности активной деятельной жизни, но отсутствие ценности самоактуализации и связывание самоуважения с конкретными достижениями препятствуют повышению УПК.

Мужчины с высшим образованием и средним уровнем потребности в компетентности. Свою потребность в компетентности они оценивают как среднюю с тенденцией к высокой. У них умеренно высокий уровень мотивации достижения успеха (хср = 17) и высокий - избегания неудачи (хср = 17). Их потребность в компетентности значимо коррелирует с самооценкой и мотивацией достижения успеха (р< 0,05). Будучи личностями несамоактуализирующимися, они тем не менее принимают ценности самоактуализации, гибки в своем поведении, управляют своей жизнью, способны принимать гнев и агрессию как естественные человеческие проявления. При этом они чересчур спонтанны в выражении своих чувств, некритично принимают все свои достоинства и недостатки, склонны придавать очень большое значение межличностным отношениям, считая людей по природе добрыми и хорошими, имеют очень высокое самоуважение. Не склонны проявлять отзывчивость к чувствам и нуждам людей. Такие мужчины еще больше любят себя, чем мужчины с низким УПК. Возможно, эта любовь и является помехой для повышения уровня компетентности, так как создает у них впечатление, что они и так достаточно хороши, и дальнейшее совершенствование им не нужно.

Основными терминальными ценностями для них являются здоровье, интересная работа и свобода, затем - материальная обеспеченность и семья, а незначимы - красота природы и искусства и счастье других. Важнейшие инструментальные ценности - независимость, рационализм и образованность, незначимы высокие запросы и непримиримость к недостаткам других.

Таким образом, средний УПК у мужчин с высшим образованием обусловлен особенностями ценностной сферы, но его повышение тормозится сверхположительным некритичным отношением к себе.

Женщины с высшим образованием и высоким уровнем потребности в компетентности. Свою потребность в компетентности они оценивают как среднюю с тенденцией к высокой, несколько занижая её реальный уровень. У них умеренно высокий уровень мотивации достижения успеха (хср = 19) и средний - избегания неудачи (хср = 16), т.е. первый преобладает над вторым. Они принимают ценности самоактуализации, но самоактулизирующимися личностями не являются. Также они спонтанны в проявлении своих истинных чувств, принимают других, считая их добрыми по природе, управляют своей жизнью и считают себя

достойными самоуважения. В то же время они не всегда гибки в своем поведении, что значимо коррелирует с УПК (к = -0,73), проявляют склонность к некоторому догматизму, не отзывчивы к чувствам и нуждам других людей, подавляют у себя проявление гнева и агрессии, сверхответственны, предъявляют высокие требования как к другим, так и к себе, испытывая часто недовольство собой.

Основные терминальные ценности для них - здоровье и активная деятельная жизнь, важны - друзья, познание и работа, а незначимыми - творчество, развлечения, красота природы и искусства, счастье других. Важнейшие инструментальные ценности - ответственность и образованность, важны - широта взглядов, жизнерадостность, независимость, терпимость, честность, незначимы - высокие запросы и непримиримость к недостаткам других.

Таким образом, высокий УПК у женщин с высшим образованием обусловлен преобладанием мотивации дос-тижгния успеха, высокими требованиями к себе и недовольством собой, а также совокупностью ценностных ориентаций - самоактуализации, активной деятельной жизни, познания, ответственности и образованности. Основной сферой реализации потребности в компетентности они, по-видимому, считают профессиональную.

Мужчины с высшим образованием и высоким уровнем потребности в компетентности. Свою потребность в компетентности они оценивают адекватно, сознавая, что она у них высокая. Уровень мотивация достижения успеха умеренно высокий (хср = 19), а избегания неудачи - средний (хср = 15), т.е., как и у женщин с аналогичным УПК, первый преобладает над вторым. Будучи, как все наши респонденты, людьми несамоактуализирующимися, они в то же время в большой степени принимают ценности самоактуализации. Их поведение гибко, они отзывчивы к чувствам и нуждам других, спонтанны в выражении чувств, у них сильно развита способность цельно воспринимать глубинные противоречия человеческой природы: добро и зло, мужественность и женственность, эгоистичность и бескорыстие и т.д. Они управляют своей жизнью, принимают гнев и агрессию как естественные человеческие проявления, очень высоко ценят межличностные отношения, считают, что достойны самоуважения. И все же они недовольны собой, что, по-видимому, толкает их на повышение своей компетентности. Таким образом, будучи, как все мужчины, самодостаточными, они остаются недовольными собой и стараются это недовольство преодолеть и компенсировать, расширяя компетентность.

Ведущие терминальные ценности - здоровье и любовь, важны - материальная обеспеченность, свобода и мудрость, незначимы - развлечения, красота природы и искусства, счастье других. Ведущая инструментальная ценность - образованность, значимы -жизнерадостность и ответственность, незначимы - высокие запросы, независимость, непримиримость к недостаткам других и исполнительность.

Таким образом, высокая потребность в компетентности у мужчин с высшим образованием обусловлена

преобладанием мотивации достижения успеха и недовольством собой. Придавая большое значение ценностям самоактуализации, ценя свободу и образованность, они отдают предпочтение любви и материальной обеспеченности, мало заботясь о развитии и не считая важным иметь интересную работу, а значит, свою потребность в компетентности предпочитают реализовать в непрофессиональной сфере.

Попробуем провести качественный анализ приведенных описаний. По мере повышения УПК у людей повышается ценность самоактуализации и потребность в ней, мотивация достижения успеха и недовольство собой. Происходят определенные изменения и в ценно -стных ориентациях: появляются ценности активной деятельной жизни, свободы, образованности. При этом женщины критичнее относятся к себе, чем мужчины, которые более самодовольны и считают себя достойными самоуважения и уважения независимо от своих реальных достоинств и достижений. Показательно и то, что для всех людей основной терминальной ценностью является здоровье, поскольку без него невозможно реализовать никакие ценности.

У мужчин с низким УПК оказались значимо выше ценность самоактуализации (р < 0,01) и целостность жизни (р < 0,05), чем у женщин с аналогичным уровнем потребности. Для людей со средним УПК также обнаружились некоторые статистически значимые гендерные различия. Так, мужчины чаще опираются в своей жизни на самих себя (р < 0,05), а женщины более отзывчивы к нуждам и чувствам других (р < 0,05). У людей с высоким УПК значимых гендерных различий не оказалось. Возможно, повышение этого уровня сглаживает гендерные факторы, поскольку такая потребность реализуется чаще в профессиональной деятельности независимо от пола работника. Для статистического сравнения данных использовались корреляционный анализ, по Спирмену, и критерий и Ман-на-Уитни.

Рассмотрим теперь особенности студенческой выборки.

Юноши с низким уровнем потребности в компетентности обладают средней мотивацией достижения успеха и избегания неудачи, оценка своей потребности в компетентности средняя с тенденцией к низкой; к самокопанию и самопознанию не склонны, являются несамоактуализирующимися личностями, зависят от мнения других; при этом ценности самоактуализации принимают, стараются быть гибкими в своем поведении, довольно спонтанны в выражении чувств, отзывчивы к нуждам других, принимают себя и считают себя достойными уважения, способны устанавливать близкие отношения с окружающими и принимают агрессию; в то же время они критично относятся к другим, считая их плохими и злыми, и не могут устанавливать взаимосвязи между событиями. Основная терминальная ценность для них - здоровье, затем - друзья и любовь, далее - активная деятельная жизнь, работа, материальная обеспеченность и семья, самые незначимые ценности - творчество, познание, красота природы и искусства и счастье других. Терми-

нальные ценности по значимости расположены следующим образом: жизнерадостность, воспитанность, честность и исполнительность, смелость и аккуратность, а незначимы - высокие запросы и непримиримость к недостаткам других.

Девушки с низким уровнем потребности в компетентности обладают средней мотивацией достижения успеха и умеренно высокой мотивацией избегания неудачи, свою потребность в компетентности оценивают как среднюю, несамоактуализирующиеся, не склонны к самопознанию, зависимы от мнения окружающих, стараются быть гибкими в поведении, отзывчивы к чувствам и нуждам других людей, принимают ценности самоактуализации, спонтанны в выражении чувств, у них высокое самоуважение, не всегда довольны собой, критичны к другим, считая их злыми по природе, находят связи между событиями и явлениями, принимают агрессию, прекрасно устанавливают близкие, неформальные отношения с окружающими.

Основная терминальная ценность - здоровье, любовь, материальная обеспеченность; значимые ценности - друзья, семья, активная деятельная жизнь и работа; незначимые - красота природы и искусства, творчество, счастье других. Из инструментальных ценностей самая важная - ответственность, значимые - жизнерадостность, воспитанность, честность, самые незначимые - высокие запросы и непримиримость к недостаткам других.

Юноши со средним уровнем потребности в компетентности. У них средние уровни мотивации достижения успеха, избегания неудачи, самооценки своей потребности в компетентности; они также зависимы от других, несамоактуализирующиеся личности, хотя ценности самоактуализации вполне принимают, к самопознанию не склонны, стараются быть гибкими в поведении, не очень отзывчивы к нуждам других, но спонтанны в выражении своих чувств, себя принимают и уважают, людей считают скорее добрыми по природе, пытаются видеть связь между событиями и явлениями жизни, принимают агрессию, способны устанавливать близкие связи с другими.

Основная терминальная ценность для них - здоровье, далее следует любовь, значимы - друзья, развитие, активная деятельная жизнь, незначимы - творчество, развлечения, красота природы и искусства, счастье других. Основная терминальная ценность - жизнерадостность, далее - эффективность в делах, важны -независимость и образованность, незначимы - чуткость, терпимость, непримиримость к недостаткам других.

Девушки со средним уровнем потребности в компетентности обладают умеренно высокой мотивацией достижения успеха и средней - избегания неудачи, средней самооценкой своей потребности в компетентности, также не являются самоактуализированными личностями, хотя ценности самоактуализации признают, зависимы от мнения окружающих, стараются быть гибкими в поведении, отзывчивы к чувствам других и сами спонтанны в выражении своих чувств, себя принимают и уважают, других считают добрыми по своей

природе, стараются видеть закономерности между событиями и явлениями жизни, принимают агрессию, способны к установлению близких неформальных отношений.

Основная терминальная ценность - здоровье, далее следуют любовь, работа, важны - семья, материальная обеспеченность, активная деятельная и продуктивная жизнь, уверенность в себе, незначимы развлечения, творчество, красота природы и искусства, счастье других. Самыми важными инструментальными ценностями являются образованность и ответственность, далее - честность, важны - жизнерадостность, воля, независимость, широта взглядов; незначимы - высокие запросы и непримиримость к недостаткам других.

Как видим, между студентами с разным УПК больше сходств, чем различий, что обусловлено, на наш взгляд, возрастными особенностями и общностью социальных условий жизни. Основные различия заключаются в том, что юноши и девушки с низким УПК весьма критичны к природе человека, считая людей злыми и плохими, а со средним - наоборот, более оптимистичны, считают людей по природе хорошими. Девушки с низким УПК больше нацелены на мотивацию избегания неудачи, а со средним - на мотивацию достижения успеха. У юношей такой тенденции не выявлено. Абсолютно для всех самыми важными ценностями являются здоровье и любовь, а вот значимые ценности у девушек со средним УПК более социальны, чем у остальных групп. Что касается инструментальных ценностей, то ведущие гендерно обусловлены (жизнерадостность - у всех юношей, ответственность - у всех девушек), а неведущие зависят от уровня развития потребности в компетентности. У респондентов со средним УПК важными ценностями являются широта взглядов, образованность, независимость, чего нет у респондентов с низким УПК.

Сравнительный анализ групп респондентов с использованием методов математической статистики (и-крите-рий Манна - Уитни) показал, что девушки с низким УПК значимо выше оценивают свою таковую потребность (р < 0,05) и имеют значимо более высокую потребность в избегании неудачи (р < 0,05), чем юноши с аналогичным УПК. По остальным личностным качествам они почти друг от друга не отличаются.

Что касается групп со средним УПК, то здесь девушки имеют более высокую мотивацию к достижению успеха (р < 0,01) и положительно оценивают природу человека (р<0,01), чем юноши.

Как показал статистический анализ, люди разных возрастов с одинаковым УПК практически не отличаются друг от друга по личностным качествам. Так, студенты с низким УПК более гибки в своем поведении (р < 0,05) и отзывчивей к чувствам и нуждам других (р < 0,05), чем взрослые люди с аналогичным УПК. Студенты и взрослые респонденты со средним и высоким УПК значимо не отличаются друг от друга ни по одному из изучаемых параметров. Следовательно, потребность в компетентности формируется в юности на основе определенного склада личности и затем в случае её сохранения общие личностные параметры

остаются неизменными на протяжении жизни. Либо у людей с определенными личностными особенностями чаще развивается потребность в компетентности, чем у людей, не имеющих этих особенностей, что вполне согласуется с нашей общей гипотезой.

Если не учитывать гендерный и возрастной аспекты, то можно увидеть ряд значимых различий между группами с разным УПК. У представителей с низким уровнем значимо ниже развита мотивация достижения успеха, чем у представителей со средним (Т = 3, р < 0,01) и высоким (Т = 3,36, р < 0,01). В то же время в группах с низким УПК значимо выше развито самоуважение (р < 0,05), чем у испытуемых со средним уровнем, что может являться своего рода защитным механизмом или компенсацией отсутствия смысложизненных ориентаций и потребностей, но они при этом значимо критичнее к природе человека (р < 0,001), на что уже указывалось выше.

Если сравнивать группы с низким и высоким УПК, то последние превосходят первых по самооценке своей потребности в компетентности (Т = 3,83, р < 0,001), принятии ценностей самоактуализации (т = 3,36, р < 0,01), склонности рассматривать людей как добрых по своей природе и цельно воспринимать противоречия человеческой природы (Т = 2,69, р < 0,05) и принятию агрессии как естественного человеческого проявления (Т = 2,19, р < 0,05). Также у людей с высоким УПК значимо выше самооценка данной потребности, чем у людей со средним уровнем (Т = 2,7, р<0,01), но они больше недовольны собой, чем последние (Т = 3,32, р<0,01).

Таким образом, четкая динамика наблюдается только по двум параметрам: с повышением УПК более адекватной становится самооценка своей потребности и повышается мотивация достижения успеха. По ос-

Таганрогский институт управления и экономики

тальным личностным особенностям такой четкой динамики не выявлено, хотя определенные различия в личностных качествах имеют место. По-видимому, люди с высокой мотивацией достижения успеха понимают, что этого успеха они не добьются без соответствующей подготовки, поэтому испытывают потребность быть компетентными и расширять свою компетентность, и как следствие чем выше мотивация, тем выше и потребность в компетентности.

Полагаем, что если у большинства данная потребность станет одной из смысловых детерминант их жизни, то независимо от того, в какой сфере человек захочет её реализовать, профессионализм в обществе начнет преобладать над дилетантизмом. Естественно, как смыслообразующая потребность она должна сформироваться в годы учебы - в школе, колледже, вузе, под непосредственным влиянием педагогов. А основным средством её формирования может явиться система смыслотехник и обучающих смыслотехнологий. В связи с этим следующим этапом нашего исследования станет разработка тренинга для студентов с использованием смыслотехник и обучающих смысло-технологий, целью которого будет развитие потребно -сти в компетентности.

Литература

1. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1994.

2. Цит. по: Таранов П.С. 150 мудрецов и философов: интеллектуальный энциклопедический справочник: В 2 т. Симферополь; Запорожье; Москва, М., 2000.

3. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

7 июня 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.