Список использованной литературы
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М., 2002.
2. Ковалевский И.В. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России. 2006 - № 1. - С. 114-115.
3. Коменский Я.А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики»): Со вступительной статьей проф. А. А. Крановского. - М: Гос.уч.-пед. изд-во НАРКОМПРОСА РСФСР, 1940. - 93 с.
4. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
5. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации / сост. Н.В. Соловова; под ред. В.П. Гарькина. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. - 15 с.
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПОРТСМЕНА ПОЖАРНО-ПРИКЛАДНОГО СПОРТА КАК ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Я.А. Овянникова, старший научный сотрудник, к.п.н.
Н.И. Краснокутский, начальник кафедры Национальный университет гражданской защиты Украины,
г. Харьков
В докладе высветлен вопрос о влиянии индивидуально -психологических свойств спортсмена пожарно-прикладного спорта на результативность его профессиональной деятельности.
Спасатели, пожарные и представители других профессий Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям - это люди, которые постоянно подолгу службы занимаются тяжелым, в том числе физическим трудом. Они всегда должны быть готовы к серьезным нагрузкам [1].
Качественное и безошибочное выполнение персоналом ГСЧС Украины своих профессионально-служебных задач требует высококлассной специальной физической подготовки, которая достигается благодаря тренировкам. И не случайно, что базой специальной физической подготовки для пожарных-спасателей является именно пожарно-прикладной спорт.
Пожарно-прикладной спорт относится к экстремальным видам спорта, является достаточно травматичным видом спорта, где цена ошибки может стоить спортсмену жизни и здоровья. В связи с этим приобретает
значение безошибочности выполнения спортсменами пожарно-прикладного спорта каждого из видов спортивных упражнений.
Установлено, что на психологическую надежность и, соответственно, уровень эффективности спортивной деятельности спортсмена определенным образом влияют его индивидуально-психологические свойства. Поэтому, для выявления личностных характеристик спортсмена пожарно-прикладного спорта было проведено исследование. В нашем исследовании приняли участие спортсмены по пожарно-прикладному спорту от 17-30 лет (г. Харьков, г. Черкассы), которые разделены на три группы по степени эффективности их в спортивной деятельности.
К первой группе (высокий уровень эффективности спортивной деятельности) вошли 25 человек, в возрасте от 22 до 30 лет, имеющие опыт выступлений на соревнованиях международного и национального уровней более 5-ти лет. Имеют спортивную квалификацию по пожарно-прикладному спорту: мастер спорта международного класса, мастер спорта Украины, а также имеют разряды из смежных видов спорта. Являются победителями и призерами чемпионатов Украины, турниров национального и международного уровней.
Ко второй группе (средний уровень эффективности спортивной деятельности) вошли 34 человека, в возрасте от 19 до 24 лет, имеющие опыт выступлений и призовые места на соревнованиях национального уровня, спортивный стаж от 3-5 лет. Имеют спортивную квалификацию: кандидат в мастера спорта и Ьй спортивный разряд по пожарно-прикладному спорту некоторые имеют также разряды из смежных видов спорта.
К третьей группе (низкий уровень эффективности спортивной деятельности) вошли 43 человека в возрасте от 17 до 20 лет. Спортивный стаж по пожарно-прикладному спорту составляет от 1 -го до 3-х лет. Имеют в своем активе несколько выступлений на соревнованиях областного уровня, имеют П-й и Ш-й спортивные разряды, или еще не имеют спортивных разрядов.
В ходе нашего исследования было выделено ряд основных личностных характеристики спортсмена пожарно-прикладного спорта. К ним относятся: коммуникативные, моторные и атенционные качества, конфликтоустойчивость, стрессоустойчивости личности. Учитывая сложность взаимосвязей индивидуально-психологических свойств личности, необходимо подчеркнуть, что нас, прежде всего, интересуют вышеупомянутые группы качеств, ведь именно они в основном обусловливают высокий уровень психологической надежности исследуемых спортсменов.
Проведенное психодиагностическое обследование индивидуально -психологических характеристик спортсменов пожарно-прикладного спорта
с помощью 16-ти факторного опросника Р. Кэттела позволило зафиксировать ряд достоверных различий и составить обобщенные характеристики психологических особенностей спортсменов. Полученные данные представлены в таблице.
Таблица
Показатели выраженности личностных факторов у спортсменов пожарно-прикладного спорта с разным спортивным опытом и квалификацией
Фактор 1-я гр. (М ±т) 2-я гр. (М ±т) 3-я гр. (М ±т) t (1, 2) t (1, 3) t (2, 3)
A 7,14 ±0,42 6,85 ±0,38 4,49±0,25 0,51 5,42* 5,19*
B 7,25±0,37 7,42± 0,33 7,01± 0,29 0,34 0,51 0,93
C 8,47± 0,46 7,90±0,40 5,83±0,28 0,94 4,90* 4,24*
E 7,18 ±0,45 7,20±0,36 5,86±0,29 0,03 2,47* 2,90*
F 7,53±0,29 6,18± 0,44 4,98 ±0,43 2,56* 4.92* 1,95
G 8,39± 0,39 8,04 ±0,38 5,77± 0,28 0,64 5,46* 4,81*
H 8,11 ±0,26 7,33 ±0,47 4,70± 0,28 1,45 8.92** 4,81**
I 5,42± 0,22 5,59 ±0,41 6,01± 0,31 0,37 1.55 0,82
L 4,80± 0,46 8,08± 0,38 5,32 ±0,27 5,50** 0,97 5,92**
M 7,05± 0,46 5,30± 0,37 4,89 ±0,28 2,96* 4.01* 0,88
N 8,10± 0,41 4,96 ±0,36 4,13 ±0,26 5,75* 8,18** 1,87
O 3,85± 0,25 3,44 ±0,37 5,16±0,35 0,92 3,05* 3,38*
Q1 8,67± 0,33 8,70 ±0,44 4,12± 0,31 0,05 10,05* 8,51*
Q2 6,04 ±0,26 4,87±0,44 4,30 ±0,44 2,29* 3,40* 0,92
Q3 8,19 ±0,28 6,59 ±0,47 6,61 ±0,57 2,92* 2,49* 0,03
Q43 8,21± 0,46 8,37±0,39 7,42 ±0,28 0,27 1.47 1.98
*р <0,05 ••р < 0,01
Полученные при изучении индивидуально-психологических свойств спортсменов пожарно-прикладного спорта данные позволяют сделать несколько выводов:
1. Спортсменам пожарно-прикладного спорта с опытом в спортивной деятельности свыше 5 лет свойственно демонстрировать открытость в межличностных контактах, активность, энергичность, общительность, готовность к вступлению в новые социальные группы. Характеризуются динамичностью в общении, имеют активную позицию при устранении конфликтов.
Независимость характера, открытость, дипломатичность в отношении к людям, принятие общих норм и правил, развитое чувство ответственности и долга. Склонны подчиняться требованиям группы наряду с отчетливым стремлением самостоятельно принимать решения.
Отличаются эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе и своих силах. Склонны спокойно и адекватно воспринимать ситуацию,
умеют контролировать свои эмоции и поведение. Для таких личностей характерен высокий уровень стрессоустойчивости. Уравновешенны и нацелены на реальную действительность. Эмоционально гибкие.
Оперативность и скорость мыслительных процессов, высокий уровень общей культуры, умения оперировать абстракциями, развитая аналитичность, разнообразные интеллектуальные интересы, стремление к новым знаниям, склонность к свободомыслию, высокая эрудированность и широта взглядов.
2. Спортсмены с соревновательным опытом от 3 до 5 лет характеризуются сдержанностью в межличностных контактах, активностью, экспрессивностью в социальном общении, готовностью к вступлению в новые социальные группы, склонностью к лидерству.
Присуща независимость характера, осторожность по отношению к окружающим, прямолинейность. В социальной сфере проявляются конформные реакции: зависимость от мнения группы, склонность придерживаться общепринятых норм и правил. В отдельных случаях может проявляться социальная несамостоятельность. В мотивационной сфере проявляется независимость. Обостренное чувство долга и ответственности.
Генетическая стабильность, высокая саморегуляция, контроль эмоций и поведения обеспечивают уравновешенность, внутреннюю уверенность в себе и в своих силах, спокойное восприятие действительности. В отдельных ситуациях может наблюдаться недостаточный уровень стрессоустойчивости, лишняя эмоциональная напряженность.
Также эти спортсмены могут демонстрировать рациональность, практичность, адекватность в восприятии действительности, уравновешенность и стабильность поведения.
Исследуемые данной группы отличаются оперативностью, динамичностью мышления, высоким уровнем общей культуры, развитой аналитичностью мышления, интересом к новым знаниям, широтой взглядов. Кроме этого, такие личности имеют гармонично развитый интеллект.
3. Спортсмены с наименьшим спортивным опытом и квалификацией отличаются сдержанностью в установлении как межличностных, так и социальных контактов. В поведении превалирует экспрессивность, импульсивность, раздражительность. Как характерологические черты чаще проявляются застенчивость и склонность к индивидуальной деятельности.
Свойственна мягкость, уступчивость и открытость, подражание мнению группы, доверчивость по отношению к людям. Свободное отношение к общепринятым нормам и правилам. Отмечается конформность поведения, социальная несамостоятельность и незрелость, чаще демонстрируют социальную пассивность и трудно принимают
ответственные решения.
Эмоциональная пластичность, генетическая неустойчивость, склонность к импульсивности. Эти свойства в отдельных случаях могут компенсироваться развитой волевой регуляцией: умением контролировать свои эмоции и поведение, но в то же время наблюдается повышенный уровень тревожности и низкий уровень стрессоустойчивости. В поведении переменно проявляются как уравновешенность, так и импульсивность. Таких личностей можно назвать эмоционально пластичными и нацеленными на реальность.
В интеллектуальной сфере наблюдается оперативность мышления, высокий уровень общей культуры, эрудированность. Такой спортсмен демонстрирует конкретное воображение, критичность и консерватизм в принятии нового, направленный на практическое мышление.
Таким образом, исходя из полученных результатов, можем говорить о том, что пожарно-прикладной спорт помогает развить и сформировать некоторые личностные характеристики: коммуникативные, моторные и атенционные качества, конфликтоустойчивость, стрессоустойчивости личности. Выделенные личностные характеристики вливаются в общую структуру профессионально-важных качеств спортсмена-спасателя и обеспечивают его устойчивость к воздействию определенных неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, обуславливая безошибочность выполнения поставленных служебных задач.
Список использованной литературы
1. Екстремальна психолопя [Текст]: тдручник / [Свсюков О.П., Куфлiевський А.С., Лебедев Д.В. та ш.]; за ред. О.В. ^мченка. - К.: ТОВ «Август Трейд», 2007. - 502 с.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНОЛОГИЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
И.С. Панферкина Воронежский институт МВД России, г.Воронеж
Проблемы повышения эффективности профессиональной деятельности преподавателей ведомственных вузов привлекает внимание многих исследователей - педагогов, психологов, социологов и др. Эта проблема многоаспектна и сложна, многие вопросы, связанные с решением проблемы, имеют неоднозначные ответы и требуют проведения не только теоретической, но и опытно-экспериментальной работы. В настоящей