психологические науки
Демушкина Ольга Сергеевна ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ...
УДК 159.9
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОТРУДНИКОВ КОМАНДЫ ПРОЕКТА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНОЙ деятельности в сфере информационных технологии
© 2018
Демушкина Ольга Сергеевна, соискатель
Московский институт психоанализа (121170, Россия, Москва, Кутузовский проспект, д.34, стр.14, e-mail: olga.demushkina@yandex.ru)
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования связи личностных характеристик членов проектной команды с эффективностью проектной деятельности в области информационных технологий. Проектный подход к решению задач широко используется в области информационных технологий (здесь и далее IT). Повышение эффективности проектной деятельности является важной задачей, которую ставят перед собой руководители организаций и проектные управленцы IT-компаний. Целью научного исследования является проверка гипотезы о том, что личностные характеристики участников проектной команды и эффективность совместной деятельности положительно связаны между собой. Научная ценность исследования обусловлена тем, что в работе систематизированы и эмпирически подтверждены критерии управления человеческими ресурсами проекта, что вносит свой вклад в область знаний по управлению проектами. Практическая ценность проведенного исследования заключается в том, что в работе экспериментально обоснована мысль о необходимости введения тестирования и оценки личностных характеристик сотрудников на этапах набора проектной команды. Для исследования личностных характеристик сотрудников использовался компьютерный инструментарий оценки персонала, в основу которого положен комплексный опрос смежных сотрудников, выполняемый по методологии «360 градусов». Оценивались следующие личностные характеристики:
- готовность к изменениям и умение работать с форс-мажорными обстоятельствами;
- способность достигать результата в любых условиях, включая искусственно созданные препятствия;
- навык командной работы;
- навык планирования времени и способность работать в режиме многозадачности;
- навык управления конфликтами;
- клиентоориентированность и готовность к сотрудничеству.
Оценка эффективности проектной деятельности выполнялась по методологии PMBOK. Изучались следующие характеристики эффективности проектной деятельности: содержание, срок, стоимость и качество. Данные оценок личностных характеристик участников проекта и результаты эффективности проектной деятельности были про-ранжированы, полученные ряды коррелировались между собой по Спирмену. В результате анализа полученных эмпирических данных была подтверждена гипотеза о положительном влиянии личностных характеристик участников проекта на эффективность конечного результата (проектной деятельности). Данные, полученные в исследовании, внедрены в практику и используются в крупной IT-компании на этапах планирования сотрудников проекта и найма специалистов в проект.
Ключевые слова: команда проекта, набор команды проекта, план обеспечения персоналом, проект, управление командой проекта, управление человеческими ресурсами проекта, малая группа, эффективность деятельности, совместная деятельность.
PERSONAL CHARACTERISTICS OF EMPLOYEES OF THE PROJECT TEAM AS A FACTOR OF EFFICIENCY OF PROJECT ACTIVITIES IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGIES
© 2018
Demushkina Olga Sergeevna, applicant
Moscow Institute of Psychoanalysis (121170, Russia, Moscow, 34 Kutuzovskyprospect, building 14, e-mail: olga.demushkina@yandex.ru)
Abstract. The article presents the results of an empirical research of the connection between project team members' personal characteristics and the effectiveness of a project activity in the area of information technology. The project approach is widely used to solve problems in the area of information technology (IT). Conditions for improving the effectiveness of project activities are an important issue that is set by the heads of organizations and project managers of IT companies. The purpose of the scientific research is to test an assumption that personal characteristics of the project team members and the effectiveness of the project activity have a positive connection between each other. The scientific value of the research is based on the fact that the criteria of human project resources management are systematized and confirmed empirically, therefore, it contributes to the project management knowledge field. The practical value of the research is that this work experimentally substantiated the idea of the necessity to introduce testing and evaluation of employees' personal characteristics at the stages of recruitment into the project team. A computerized staff assessment tool was used to study the employees' personal characteristics; it was based on comprehensive interviewing of adjoining employees, which was performed according to the "360 degree" methodology. The following personal characteristics were evaluated:
- preparedness for changes and ability to work under complicated circumstances;
- ability to achieve results in spite of obstacles;
- teamwork skill;
- time planning management skill and ability to work in multitasking mode;
- conflict management skill;
- customer focus and willingness to help.
Evaluation of the project activity effectiveness was performed according to the PMBOK methodology. Such characteristics of the project activity efficiency as content, time period, cost and quality have been assessed. Data of personal characteristics of the project participants' evaluation and the results of the effectiveness of the project activities have been ranked, the received series were being correlated among each other with the Spearman method. As a result of the completed empirical research, the hypothesis about the positive connection between the effectiveness of the project activity and project participants' personal characteristics was confirmed. The data obtained in the study have been introduced into practice and are used in a large IT company during the project staff planning stages and the hiring process for the project.
Keywords: project team, recruitment of project team, staff provision plan, project, project team management, project human resource management, small group, performance efficiency, team work.
Критерии эффективности совместной деятельности являются актуальным вопросом исследования малых
Demushkina Olga Sergeevna PERSONAL CHARACTERISTICS ..
psychological science
групп в современной психологии. Сложность систематизации критериев эффективности заключается в разнообразии условий взаимодействия малых групп (производство, образование, культура и искусство, спорт). При этом проектная деятельность, которая является особой формой взаимодействия, является практически неисследованной областью.
Основная цель исследования состояла в формулировании и экспериментальном доказательстве гипотезы о влиянии уровня развития личностных характеристик команды проекта на эффективность конечного результата (проектной деятельности).
Предметом исследования явились личностные характеристики персонала проекта, такие как: готовность к изменениям и умение работать с форс-мажорными обстоятельствами; способность достичь результата, невзирая на препятствия; навык командной работы; навык планирования времени и способность работать в режиме многозадачности; навык управления конфликтами; кли-ентоориентированность и готовность к сотрудничеству.
В качестве объекта исследования выступали команды специалистов, выполняющие проекты в области информационных технологий в крупной 1Т-компании.
Актуальность работы обусловлена потребностью офисов управления проектами в методиках повышения эффективности проектной деятельности. В современных организациях, основанных на проектах, уделяется особое внимание управлению человеческими ресурсами как отдельному процессу в области знаний по управлению проектами.
Научная значимость избранной темы многократно подчеркивалась ведущими социальными психологами, специализирующимися на вопросах эффективности совместной деятельности малых групп.
Соответствующие высказывания можно найти в работах таких авторов как Андреева Г.М. [1], Гончаров А. И. [2],Свенцицкий А. Л.[15], Сидоренков А. В., Ульянова Н. Ю. [16], Хащенко В.А. [18], Немов Р.С. [11], Журавлев А.Л. [5] и другие.
Личностные характеристики членов малых групп как фактор влияния на эффективность деятельности рассматривается в широком диапазоне научных публикаций.
Ряд авторов, такие как, (Обозов Н.Н.[12], Прохоров А.О.[13], Ханин Ю. Л., Буланова Г. В.[19]) анализируют психические процессы и состояния, как фактор совместной деятельности.
Другие авторы, такие как Капцов А.В. [7], Морозов А.С. [10], Штроо [20], рассматривают базовые переменные личности - цели, ценности, мотивация, защитные механизмы как условие групповой деятельности. В работах Датунашвили А.Ю. [4], Зотова О.И. [6] изучается дисциплинированность как личностно-групповое качество.
Способы совладающего поведения, стиль и тактики профессиональной и познавательной активности изучались исследователями Гордиевич Е.П., Гончарова С.С. [2], Куфтяк Е.В. [9], Толочек В.А.[17], Кузнецов и др.[8].
Практическая значимость исследования заключается в том, что знание критериев, влияющих на эффективность проектной деятельности, методов их оценки, позволит команде управления проектами, учитывая данные критерии, включать их в план обеспечения персоналом.
В рамках исследования проверялась гипотеза о положительной связи личностных характеристик членов команды проекта и эффективности проектной деятельности.
Выборка для исследования включала профессиональных участников проектных команд крупной 1Т-компании, размер выборки - 81 человек. Сотрудники работали над проектами внутренней автоматизации и оптимизации бизнес-процессов.
В исследовании были использованы следующие методы сбора и обработки эмпирической информации: на-
блюдение, анализ документов, опрос, интервью.
Эффективность выполнения проекта оценивал руководитель проекта совместно с руководителем проектного офиса в рамках регулярной аттестации проектной деятельности в соответствии с методикой РМВОК [14]. Оценивались параметры:
- содержание,
- сроки,
- стоимость,
- качество.
В качестве источников данных для оценки проектной эффективности использовался ряд показателей: индекс выполнения сроков; индекс выполнения стоимости; инспекции и аудиты качества; иерархическая структура работ.
Результат оценки ранжировался по уровням: высокий (результат превосходит запланированный уровень), нормальный/средний (результат соответствует запланированному уровню) и низкий (результат ниже запланированного уровня).
По итогам аттестации результатов проектной деятельности сотрудников получены следующие результаты: 48% сотрудников проекта (39 человек) показали высокую результативность (выше нормы); средний (норма) показатель результативности проекта продемонстрировали 33% (27 сотрудников); 19% (15 человек) имели низкие результаты (ниже запланированного).
Оценка личностных характеристик участников проекта выполнялась в рамках регулярной аттестации сотрудников. Использовалась специальным образом разработанная программа, в основу которой положен метод оценки персонала «360 градусов».
Экспертную оценку личностных характеристик каждого члена команды проекта давали сотрудники из делового окружения, а именно: руководитель проекта, подчиненные, если они есть, коллеги и ключевые заказчики проекта. Компьютерная программа позволяет обеспечить анонимность ответов.
Оценивались характеристики:
- готовность к изменениям и умение работать с форс-мажорными обстоятельствами;
- способность достичь результата, невзирая на препятствия;
- навык командной работы;
- навык планирования времени и способность работать в режиме многозадачности;
- навык управления конфликтами;
- клиентоориентированность и готовность к сотрудничеству.
Для каждой личностной характеристики в компьютерной программе заложено описание показателей, свидетельствующих об уровне компетенции у оцениваемого сотрудника. Оценки уровня развития личностных характеристик выставлялись по одному из трех уровней: высокий (выше нормы), средний (норма) и низкий (ниже нормы).
Далее для каждой группы (высокоэффективных, среднеэффективных и низкоэффективных сотрудников) были проанализированы результаты оценки личностных характеристик.
Высокоэффективные сотрудники. У сотрудников с высоким уровнем эффективности проектной деятельности были получены следующие результаты:
- готовность к изменениям на высоком уровне показали 62% сотрудников; на среднем уровне - 23% и на низком уровне - 8%;
- способность достигать результата на высоком уровне выявлена у 54% сотрудников, на среднем уровне у 46%;
- способность к командной работе у сотрудников высокого уровня составляет 46%, на среднем уровне - 54%;
- навык планирования времени и способность работать в режиме мультизадачности продемонстрирован сотрудниками высокого уровня в пределах 62% и на
психологические науки
Демушкина Ольга Сергеевна ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ...
среднем уровне у 38% сотрудников;
- способность управлять конфликтами на высоком уровне выявлена у 62% сотрудников и на среднем уровне у 38%;
- клиентоориентированность на высоком уровне у 54% и на среднем у 46% сотрудников.
Среднеэффективные сотрудники. У сотрудников со средним (норма) уровнем эффективности проектной деятельности были получены следующие результаты:
- готовность к изменениям на высоком уровне продемонстрировали 11%, на среднем уровне 67%, на низком - 22%;
- навык достижения результата, несмотря на препятствия, все 100% сотрудников продемонстрировали на среднем уровне;
- способность к командной работе на среднем уровне выявлена у 89% сотрудников и на низком уровне у 11% сотрудников;
- навык планирования времени и способность работать в режиме мультизадачности выявлен у 89% на среднем уровне и у 11% на низком уровне;
- способность к управлению конфликтами выявлена в 100% случаях;
- клиентоориентированность на высоком уровне выявлена у 22% сотрудников, на среднем уровне у 78% сотрудников.
Низкоэффективные сотрудники. У данной группы были получены следующие результаты:
- готовность к изменениям на среднем уровне у 40% сотрудников, 60% на низком уровне;
- навык достижения результатов, способность к командной работе, навык планирования времени продемонстрирован на низком уровне у всех низкоэффективных сотрудников;
- навык управления конфликтами на среднем уровне у 20% сотрудников и 80% на низком уровне;
- клиентоориентированность на среднем уровне у 40% сотрудников и 60% на низком уровне.
Полученные результаты оценки эффективности деятельности и оценки личностных характеристик были проранжированы и коррелировались между собой по Спирмену. Проверялась гипотеза «Связь между личностными характеристиками и эффективностью деятельности команды проекта будет положительной».
Были получены следующие результаты: корреляция между эффективностью проектной деятельности и готовностью к изменениям и умением работать с форс-мажорными обстоятельствами составила 0,65; корреляция между эффективностью проектной деятельности и способностью достичь результата, невзирая на препятствия, составила 0,92; корреляция между эффективностью проектной деятельности и навыком работы в команде составила 0,71; корреляция между эффективностью проектной деятельности и навыком планирования времени и способность работать в режиме многозадачности составила 0,90; корреляция между эффективностью проектной деятельности и навыком управления конфликтами и способностью к регуляции эмоций составила 0,88; корреляция между эффективностью проектной деятельности и клиентоориентированностью, готовностью к сотрудничеству составила 0,64.
В результате исследования была проверена и подтверждена гипотеза «Личностные характеристики участников проектной команды и эффективность проектной деятельности положительно связаны между собой».
Корреляция между эффективностью деятельности и личностными характеристиками (в порядке убывания) следующая: способность достичь результата, невзирая на препятствия, 0,92; навык планирования времени и способность работать в режиме многозадачности 0,90; навык управления конфликтами и способность к регуляции эмоций 0,88; навык работы в команде 0,71; готовность к изменениям и умение работать с форс-мажорными обстоятельствами 0,65; клиентоориентиро-
ванностью и готовность к сотрудничеству 0,64.
Полученные в рамках исследования результаты внедрены и используются в крупной проектной IT-компании на этапах управления человеческими ресурсами, а именно при подготовке плана обеспечения персоналом проекта, при наборе команды проекта, развитии команды проекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреева Г. М. Социальная психология групп // Андреева Г. М. 1.Социальная психология: уч. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002.
2. Гончаров А. И. Социально-психологические факторы эффективности совместной деятельности воинского коллектива // Военная психология: методология, теория, практика: уч. пособие / Под ред. П. А. Корчемного.
- М.: Воениздат, 2010
3. Гордиевич Е. П., Гончарова С. С. Повседневные трудности супругов на разных этапах жизненного цикла семьи // Журнал практического психолога. - 2011. - N° 6.
4. Датунашвили А. Ю. Трудовая дисциплина в бригаде: социально-психологический аспект // Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда / Отв. ред. Е. В. Шорохова, А. Л. Журавлев.
- М.: Наука, 1987.
5. Журавлев А. Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал. - 1983а. - № 1.
6. Зотова О. И. Социально-психологические вопросы дисциплины при бригадной организации труда // Социально-психологическая служба промышленного предприятия: теория, опыт, практика. - Курган: Сов. Зауралье, 1983.
7. Капцов А. В. Личностное развитие студента в условиях учебной группы // Казанская наука. - 2011. - № 9.
8. Кузнецов О. Н., Ступницкий В. П., Замалетдинов И. С. Изучение познавательной деятельности личности в индивидуальной и групповой авиа-космической психологии // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 8. Психология личности и малых групп / Под ред. Е. С. Кузьмина и др. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.
9. Куфтяк Е. В. Социальный контекст совладающе-го поведения в семье // Журнал практического психолога. - 2010. - № 2.
10. Морозов А. С. «Мотивация достижения» как фактор активности личности в группе // Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Вып. 45. - Ярославль, 1976.
11. Немов Р. С. Социально-психологические основы эффективности групповой деятельности: автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 1982.
12. Обозов Н. Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. - М.: Наука, 1981.
13. Прохоров А. О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. - 1990. - № 6.
14. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK), пятое издание, Project Management Institute, 2013
15. Свенцицкий А. Л. Групповая динамика и групповая эффективность // Свенцицкий А. Л. Социальная психология: учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004
16. Сидоренков А. В., Ульянова Н. Ю. Методики изучения эффективности малых групп в организации: уч. - метод. пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011.
17. Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов // Психологический журнал. 2000. - Т. 21. - № 3.
18. Хащенко В. А. Влияние социально-психологических свойств совета бригады на эффективность управления производственным коллективом: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1986._
Demushkina Olga Sergeevna PERSONAL CHARACTERISTICS ..
psychological science
19. Ханин Ю. Л., Буланова Г. В. Статус и эмоциональное состояние личности в группах разного уровня развития // Вопросы психологии. - 1981. - № 5.
20. Штроо В. А. Защитные механизмы: от личности к группе // Вопросы психологии. - 1998. - № 4.
Статья поступила в редакцию 01.02.2018
Статья принята к публикации 28.03.2018