Научная статья на тему 'Личностные функции в структуре языковой личности'

Личностные функции в структуре языковой личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
905
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Милованова Л. А.

Создание условий для становления и развития языковой личности школьника во всем спектре ее проявлений и есть цель профильноориентированного обучения иностранному языку. Эти условия реализуются в рамках особого образовательного пространства педагогического процесса профильно-ориентированного обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные функции в структуре языковой личности»

"сценариев", в которых допускаются нестандартные образы, ритуалы, акцентируются иные детали, ценности. В результате мифологические сюжеты превращаются в условные фабулы: их герои перестают мыслиться как богатыри, способные побороть вселенский хаос, знающие священные ритуалы защиты человека от враждебных сил зла, а мифологическим концептам присваивается новое ценностное значение, отражающее стремление личности ощутить внутреннюю свободу.

Познание не является единственной или главной функцией мифа сегодня. Дифференциация первобытного синкретизма повлекла за собой поэтапный процесс частичной демифологизации культурных концептов (десакрализация, деритуализация). События ушедшего XX века показали, что наука не может полностью вытес-

нить мифологию, прежде всего потому, что она сама не решает такие важные для мыслящего человека проблемы, как смысл жизни, тайна смерти и т. п. Мифология стремится объяснить трудноразрешимое через более понятное, по-своему отвечая на эти вопросы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград, 2002. - 477 с.

2. Мифология. Энциклопедия / Гл. ред. Е.М. Ме-летинский. - М., 2003.

3. Очнева Т.М. Феномен мифа в системах человеческой жизнедеятельности: автореферат дис. ... канд. философ. наук. - Волгоград, 1999. - 23 с.

4. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие "концепта" в лингвистических исследованиях. - Воронеж: Изд-во Воронеж. Истоки, 2001. - 192 с.

Ilyinova E. Y. Demythologization of concepts in literary tradition of folktale // Vestnik of Volgograd State Medical University. - 2005. - — 1. - P. 88-91.

The article deals with the reflection of mythical concepts in the folktale discourse. The evaluative component of the concept is viewed as a key element that may cause cognitive changes in the value and image constituents of the concept, which lead to the semantic restructuring of the concept in the text.

УДК: 802/809:301

ЛИЧНОСТНЫЕ ФУНКЦИИ В СТРУКТУРЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Л.А. Милованова

Волгоградский государственный педагогический университет

На рубеже веков в условиях коренного преобразования общества произошла переоценка общечеловеческих ценностей, что привело к востребованности гуманистических идей, изменению образовательной парадигмы от традиционной к гуманистической, пересмотру традиционных концепций личности, когда в центре изучения оказывается не когнитивный опыт личности, не личность с какими-то внешне заданными свойствами, а весь внутренний мир человека, его личностное мировосприятие, иерархия его собственных смыслов и ценностей.

Значительный интерес к изучению личности вызван, на наш взгляд, тем, что в условиях глобальных коммуникаций и свобод, доступа к информации возможности человека резко расширились. В науке о роли и месте человека в цивилизации произошло осознание того, что личность может быть соизмерена с миром, что персонален сам мир культуры. Это явилось определяющим в эволюционном развитии теории личности, в выдвижении этой теории в число приоритетных объектов изучения философии, психологии, педагогики, социологии, культурологии, языкознания и других наук, исследование которых дополняют новым содержанием и само определение личности.

Обращение к теме человеческого фактора

в языке способствовало смене парадигмы лингвистики. Произошел переход от изучения собственно лингвистики к лингвистике антропологической, в центре которой стоит человек со своими психическими особенностями, формами социального существования и культурной деятельностью. Идеи антропоцентричности проникают в науку о языке, которая рассматривает личность с позиций культурологической лингвистики.

Речевое поведение составляет сущностную характеристику личности. Попытки выделить отличительные особенности речевого поведения и речевой деятельности привели к возникновению в науке нового объекта изучения - языковой личности (ЯЛ). С позиции антропоцентрической парадигмы, человек познает мир через осознание себя, своей теоретической и предметной деятельности в нем, определяя иерархию ценностей, которая проявляется в речи человека, а центром внимания становится личность носителя языка - языковая личность [2, с. 280].

Исходным пунктом развиваемой концепции являются представления о личности как о цели и факторе образовательного опыта в рамках профильно-ориентированного обучения старшеклассников иностранному языку.

1

ВЕСТНИК ВолП

Личность как целое, и языковая личность в том числе, проявляет свои сущностные особенности в структуре личностных функций.

Исследователи (И.Ф. Исаев, С.И. Архангельский и другие) [1, с. 4], указывая на связь функции и структуры объекта, подчеркивают, что в функции больше, чем в структуре отражается природа целого, его специфика и сущность, что функция является условием существования структуры. Вывод о том, что только через систему функций раскрывается сущность объекта, дает нам возможность наиболее полно раскрыть сущность языковой личности старшеклассника.

Понятие "функция" многозначно, оно используется в естественных и гуманитарных науках в очень широком диапазоне: от математического понимания как зависимости любого рода между двумя и более переменными, до функции как характеристики или признака какого-либо системного явления.

В науках, исследующих социально-педагогический аспект деятельности человека, под функцией чаще всего понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы. Устойчивость функциональных компонентов системы определяется их связью со структурными компонентами и между собой. Отсутствие связей у каких-либо компонентов с другими ведет к их изоляции, и, в конечном итоге, к вытеснению из системы. "Функция - явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления" [6, с. 746].

Великий немецкий поэт и философ И. В. Гете понимает функцию как "...существование, мыслимое нами в действии" [10, с. 498].

Представляется важным вывод В.В. Серикова о функциях личности в жизнедеятельности человека, о специфической природе личностного уровня человеческой психики, о смысловой сфере, рефлексии, переживании и диалоге как механизмах образования личностного опыта [9, с. 26].

Размышляя о теоретическом назначении концепции личностно ориентированного образования, В.В. Сериков видит его в раскрытии природы и условий реализации личностно развивающих функций образовательного процесса, что неотделимо от более глубокого и целостного понимания его сущности. Личностно ориентированное образование - это, как считает автор концепции, не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций воспитанников.

Опираясь на отечественные и зарубежные концепции личности, автор исходил из того, что собственно личностные функции обучаемого "включаются" в образовательный процесс в том случае, когда когнитивная ориентировка уже не может обеспечить адекватную позицию ученика

в структуре учебной ситуации. Личностные функции, по мнению В.В. Серикова, - это не характерологические качества ее, а те проявления человека, которые и реализуют феномен "быть личностью" [9, с. 28]. В качестве таковых функций выделены: избирательная (выбор ценностей и образа жизни), опосредующая (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения), критическая (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм), функция волевой саморегуляции при достижении целей, рефлексивная, смыслотворческая, ориентирующая (построение личностной картины мира - системы смыслов), функции ответственности за принимаемые решения, обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творческого преобразования, самореализации (стремление к признанию своего образа "Я" окружающими), обеспечения уровня духовности в соответствии с притязаниями (предотвращение редукции жизнедеятельности к утилитарным целям).

Многообразие функций личности, как полагает В.В. Сериков, можно упорядочить, сведя их к трем базовым. Первой среди таковых автор концепции отмечает функцию ответственности как фундаментальную личностную характеристику. К этой области личностных функций были отнесены функции нравственного выбора, мо-тивационного обоснования жизнедеятельности и др.

Далее идет спектр функций, которые автор условно определил как самореализацию. Сюда могут быть отнесены функции творчества, свободы, самостоятельности, состязательности с различными жизненными препятствиями, развития индивидуальности обеспечения духовного уровня жизнедеятельности, несводимость ее к вещизму, к повседневности.

И, наконец, группа рефлексивных функций личности, обеспечивающих ее смыслопоисковую деятельность, развитие образа "Я", автономность целеобразования.

Выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал личность как носителя сознания, т. е. в первую очередь отношения к миру. В этом смысле личность для С.Л. Рубинштейна проявляется как способность человека вырабатывать это отношение, т. е. занимать определенную позицию. Такова в его понимании фундаментальная функция личности [8, с. 102].

Функциональность личностного выделяется А.Н. Леонтьевым посредством введения понятия о смысле. Смыслообразование - одна из наиболее тонких личностных функций человека. Внутренний мир личности представляет собой как бы сплетение, иерархию, взаимопревращение ее смыслов. Образование смысла - это придания личностного значения чему-либо [5, с. 251].

Исследование специфики личностной природы человека представлены в диалогической

теории М.М. Бахтина, которая приводит к открытию специфических функций личности. Первая -это обеспечение позиции "Я-для-себя", своеобразной самодетерминации. Личность призвана обеспечить предельную конкретность бытия человека, индивидуальную точку зрения на мир, неповторимость. Вторая функция личности -обеспечение целостности внутреннего мира индивида, пронизанного единством внутреннего смысла. Личность как бы "стягивает" мир человека в некое единое целое. Третьей функцией личности следует, по М.М. Бахтину, считать ее ответственность. Взятие человеком ответственности на себя за собственные деяния, а часто и за то, в чем непосредственно не участвовал, - важнейшая функция и предназначение личности.

Рассматривая специфику личностных функций, нельзя не отметить огромную творческую роль языка в познавательной деятельности личности, ибо человеческое отражение носит творческий характер. "Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческую активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувственного образа в логическую мысль, в оперировании понятиями. Творческая активность познающего человека раскрывается также в актах продуктивного воображения, фантазии, в поисковой деятельности, направленной на раскрытие истины путем формирования гипотезы и ее проверки, в создании теории, продуцирования новых идей, замыслов, целей". Таким образом, творческая активность личности, закрепленная в языке, приводит как к объективному, так и к субъективному отражению мира. И это мы считаем еще одной важной личностной функцией языковой личности.

"Развиваясь как личность, человек развивает и формирует свою собственную природу, присваивает и создает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляет себя перед самим собой" [7, с. 22]. То есть в этом случае, как считает В.В. Сериков, также идет речь о развитии определенных функций личности.

В соответствии с этими функциями в содержание личностно ориентированного образования входит новый вид опыта - опыт быть личностью, личностный опыт. Это опыт, как считает В.В. Сериков, выполнения личностных функций, содержание которых может быть представлено по-разному, в зависимости от того, какое представление о природе личности имеет проектировщик такого образования. В самом общем виде - это опыт осмысленного и рефлексируемого поведения в мире.

Представляется важным вывод А.В. Зелен-

цовой о специфике личностного опыта: ".он одновременно имеет и содержательный ("строительный материал" личностных функций, свойств индивида) и процессуальный (смена переживаний, субъектная активность обучаемого) аспекты. Личностный опыт относительно автономен по отношению к предметному содержанию учебных дисциплин. Он характеризуется специфическими способами освоения, предполагающими вхождение субъекта в личностно-развивающую образовательную ситуацию, и смыслообразующей ролью по отношению к другим компонентам содержания образования" [3, с. 7].

Личностный опыт имеет форму только лич-ностно-смыслового переживания.

Развивая идеи В.В. Серикова о личностной стороне деятельности [9, с. 29], мы можем сказать, что личностная сторона речевой деятельности участника коммуникации - это ее субъективное начало, проявляющееся в творческой, закрепленной в языке, активности личности; исследование речевой ситуации на предмет выявления ее смысла, коммуникативной потребност-ной значимости.

Рассматривая развитие языковой личности в личностной парадигме, нельзя оставить в стороне представление о содержании этого развития. Вслед за В.В. Сериковым [9, с. 37], мы понимаем развитие личности как:

1. Развитие ее атрибутивных функций: избирательности, осмысления действительности, произвольности, креативности, рефлексивности, ответственности, автономности. Актуализация личностных функций способствует развитию ценностного, понятийного и поведенческого аспектов языковой личности.

2. Развитие духовной сферы - мировоззренческих, нравственных, эстетических и других ценностей в форме мотивов, установок и способностей. Сюда мы относим развитие языковых способностей и коммуникативных потребностей языковой личности.

3. Деятельностно-поведенческое развитие личности предполагает становление ее привычек, опыта, стиля и манеры презентации своего "Я", т. е. становление речевого поведения языковой личности.

4. Развитие коммуникативного пространства -сферы отношений, круга общения, собственного микросоциума, что предполагает развитие и становление коммуникативной компетенции.

5. Становление индивидуальности личности, что проявляется в формировании и развитии языкового сознания личности.

Таким образом, можно увидеть, что, развивая языковое сознание, способности и свойства языковой личности, мы будем развивать не только коммуникативный потенциал, коммуникатив-

ную компетенцию, коммуникативную культуру личности, не только учить эффективному речевому общению, но актуализировать личностные функции школьников, а значит развивать и совершенствовать гуманистическую ценностную диспозицию личности.

Очевидно, что формирование и совершенствование выше названных сущностных личностных характеристик должно привести к развитию и совершенствованию языковой личности.

Смена целей образования, представление результата новой образовательной политики в виде культуры жизненного самоопределения учащихся делают сегодня актуальной как никогда задачу изучения культурообразующих элементов содержания образования, составляющих, формирующих индивидуальную культуру личности [2, с. 317].

Создание условий для становления и развития языковой личности школьника во всем спектре ее проявлений и есть цель профильно-ориентированного обучения иностранному языку. Эти условия реализуются в рамках особого образовательного пространства - педагогического процесса профильно-ориентированного обучения иностранному языку.

Milovanova L.A. Personal functions in the structure of cal University. - 2005. - — 1. - P. 91-94.

1ИК ВолГМУ I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I

ЛИТЕРАТУРА

1. Архангельский С.И. // Формирование социально-активной личности учителя. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1984. - С. 60-79.

2. Григорьева-Голубева В.А. Становление гуманистических ценностей педагога (в аспекте языковой личности): дис...доктор. пед. наук. - СПб, 2002. - С. 317.

3. Зеленцова А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект): ав-тореф. дис..канд. пед. наук. - Волгоград, 1996. - 37 с.

4. Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления: учеб. пособ. - Белгород, 1997.

5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. - М., 1983. - Т. 1. - С. 251.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - 16-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1984. - 797 с.

7. Петровский В.А. Личность и психология. Ростов-на Дону, 1996. - 320 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. - М., 1989. - Т. 2.

9. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. -М.: Издательская корпорация "Логос", 1999.

10. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М, 2003. - 576 с.

ie language perconality // Vestnik of Volgograd State Medi-

УДК 159.9:301

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ: СПЕЦИФИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ

И.В. Сиволобова

Кафедра педагогики ВГПУ

Человека окружает особое социальное измерение, создаваемое совокупной деятельностью человечества, - поле значений. Это поле значений отдельный индивид находит как вне-его-существующее - им воспринимаемое, усваиваемое, как то, что входит в его образ мира (А.Н. Леонтьев). Поле значений кажется настолько естественным, изначально приросшим к натуральным свойствам окружающих объектов, что его замечают тогда, когда оказываются в рамках совершенно другой культуры, другого образа жизни. Тогда и раскрывается различие в образе мира человека разных культур, в ценностно-смысловой сфере личности [1]. Подобная проблема понимания возникает не только на границах культур, но в условиях принадлежности к разным социальным группам, субкультурам. Тогда и встает проблема интерпретации, толкования и понимания человека человеком.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ,

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Решением вопроса понимания текстов издревле занимается герменевтика, разработав-

шая принципы толкования и понимания источников, допускающих многозначную интерпретацию. Существует значительное число герменевтических концепций. Для педагогики, по мнению И.Д. Демаковой, "полезна "понимающая герменевтика", во многом близкая "понимающей психологии" В. Дильтея и "понимающей социологии" М. Вебера". Герменевтический подход основан на очевидном факте: если предметы и явления физического объективного мира доступны для восприятия, то гуманитарный мир, и прежде всего внутренний мир человека, во многих аспектах не дан в прямом восприятии и может "открыться" лишь в результате особой "понимающей активности" со стороны другого человека. Герменевтический подход представляет собой "методологию вчувствования" (Г.Х. Вригт) и рассматривается как шаг к реализации концепции гуманитарного познания другого человека, в котором большую роль играет субъективный фактор (М.М. Бахтин).

Герменевтический подход повышает эффективность педагогической деятельности и высокие результаты обеспечиваются обращением субъекта во взаимодействии с другим не столько

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.