Научная статья на тему 'Личностные детерминанты социально-психологической адаптации личности: теоретико-методологические основы исследования'

Личностные детерминанты социально-психологической адаптации личности: теоретико-методологические основы исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1324
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / A SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / A PROFESSIONAL DEMAND OF THE PERSON / VALUES / VALUE SPHERE OF PERSONALITY / VALUE-SENSE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вызулина Ксения Сергеевна, Ясько Бела Аслановна

В статье обосновано, что в поиске психологических детерминант социальной адаптации эвристичностью обладает интеграция сложившихся концепций профессиональной востребованности и ценностно-смысловой сферы личности. Проведен обзор исследований, в которых выделены конструкты «профессиональная востребованность личности»; «ценности», «смыслы», и показана их непосредственная связь с социальной адаптацией как процессом и результатом жизненной активности личности. С опорой на данные, содержащиеся в анализируемых источниках, показано, что востребованная личность характеризуется высоким уровнем саморегуляции поведения и адаптационным ресурсом; с ростом уровня востребованности отмечается расширение адаптационных способностей личности. Адаптированная личность, обладая свободой выбора, способностью принимать решения и воплощать их в жизнь, характеризуется высокой осмысленностью жизни. Утрата же смыслов рассматривается как предиктор социальной дезадаптации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL DETERMINANTS OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PERSONALITY: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF RESEARCH

The paper substantiates that in search for psychological determinants of social adaptation, an integration of the developed concepts of a professional demand and the value sense sphere of the personality possesses the heuristic. The review of researches is carried out in which constructs of "a professional demand of the personality", "values", and "senses" are allocated. Their direct relationship with social adaptation as process and result of vital activity of the personality is shown. Relying on the data containing in the analyzed sources we show that the demanded personality is characterized by the high level of self-control of behavior and an adaptation resource. With increasing level of a demand, adaptation abilities of the personality are growing. The adapted personality, possessing a freedom of choice and ability to make decisions and to realize them, is characterized by high intelligence of life. Loss of senses is considered as a predictor of social disadaptation of the personality.

Текст научной работы на тему «Личностные детерминанты социально-психологической адаптации личности: теоретико-методологические основы исследования»

УДК 159.9:316.6 ББК 88.5 В 92

К.С. Вызулина

Аспирант кафедры управления персоналом и организационной психологии Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]

Б.А. Ясько

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНО-НСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

(Рецензирована )

Аннотация. В статье обосновано, что в поиске психологических детерминант социальной адаптации эвристичностью обладает интеграция сложившихся концепций профессиональной востребованности и ценностно-смысловой сферы личности. Проведен обзор исследований, в которых выделены конструкты «профессиональная востребованность личности»; «ценности», «смыслы», и показана их непосредственная связь с социальной адаптацией как процессом и результатом жизненной активности личности. С опорой на данные, содержащиеся в анализируемых источниках, показано, что востребованная личность характеризуется высоким уровнем саморегуляции поведения и адаптационным ресурсом; с ростом уровня востребованности отмечается расширение адаптационных способностей личности. Адаптированная личность, обладая свободой выбора, способностью принимать решения и воплощать их в жизнь, характеризуется высокой осмысленностью жизни. Утрата же смыслов рассматривается как предиктор социальной дезадаптации личности.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация; профессиональная востребованность личности; ценности; ценностная сфера личности; ценностно-смысловые ориентации.

K.S. Vyzulina

Post-graduate student of Human Resource Management and Organizational Psychology Department, Kuban State University; E-mail: [email protected]

B.A. Yasko

Doctor of Psychology, Professor of Psychology Department, Kuban State University; E-mail: [email protected]

PERSONAL DETERMINANTS OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PERSONALITY: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF RESEARCH

Abstract. The paper substantiates that in search for psychological determinants of social adaptation, an integration of the developed concepts of a professional demand and the value-sense sphere of the personality possesses the heuristic. The review

- 180 -

of researches is carried out in which constructs of "a professional demand of the personality", "values", and "senses" are allocated. Their direct relationship with social adaptation as process and result of vital activity of the personality is shown. Relying on the data containing in the analyzed sources we show that the demanded personality is characterized by the high level of self-control of behavior and an adaptation resource. With increasing level of a demand, adaptation abilities of the personality are growing. The adapted personality, possessing a freedom of choice and ability to make decisions and to realize them, is characterized by high intelligence of life. Loss of senses is considered as a predictor of social disadaptation of the personality.

Keywords: a social-psychological adaptation, a professional demand of the person, values; value sphere of personality; value-sense orientation.

Происходящие социально-экономические процессы в стране и в мире могут в различной степени способствовать развитию личностных деформаций, негативному воздействию на психику, а также привести к состоянию дезадаптации. Анализируя реакцию социума на динамику социальных изменений в обществе, можно сказать, что индивид, который хорошо приспосабливается к новым условиям жизни, отличается высокой продуктивностью, удовлетворенностью жизнью и психическим спокойствием. От окружающих условий, влияющих на психологическую деятельность индивида, зависит и степень социально-психологической адаптации личности в окружающем мире. В психологии адаптация рассматривается как «результат (процесс) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности...» [1: 7]. В ряде работ адаптацию определяют и как «процесс установления оптимального соответствия личности и окруж ающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализо-вывать связанные с ним значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведение требованиям среды» [2: 153]. Отмечается тесная взаимосвязь процессов адаптации, со-

циализации и развития личности. Причем одни авторы считают процесс адаптации постоянным, другие полагают, что личность «начинает осуществлять адаптивные процессы в тех случаях, когда оказывается в проблемных ситуациях (а не только при переживании конфликтных ситуаций)» [3: 18]. Различают два вида адаптации — биофизиологическую и социально-психологическую. По мнению П.В. Тюриной, социально-психологическая адаптация представляет собой процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями [2: 152].

Некоторые авторы считают, что эффективность социально-психологической адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно личность воспринимает себя и окружающий мир; может ли адаптация привести к переменам в поведении, в общении, в профессиональной деятельности и в бытовой сфере [2]. Находясь в состоянии социально-психологической адаптации, личность стремится достичь равновесия между различными сторонами жизни и деятельности.

Актуальность поиска психологических детерминант, обусловливающих социально-психологическую адаптацию личности, несмотря на многочисленные исследования, не снижается. Так, рассматриваются личностно-психологические ресурсы адаптации в виде стратегий совладаю-щего поведения, нервно-психической

- 181 -

устойчивости, жизнестойкости [4]. В работах Л.Г. Дикой условием достижения адаптации личности определена развитая способность к саморегуляции; проанализированы обеспечивающие ее механизмы [5].

Вместе с тем, на наш взгляд, определенной эвристичностью в поисках детерминант социальной адаптации обладают концепции профессиональной востребованности и ценностных ориентаций личности.

Феномен востребованности

исследуется в психологии относительно недавно. Ряд авторов определяют востребованность как одну из составляющих профессионализации и профессионализма; Е.М. Иванова считает ее одним из важнейших свойств профессии; A.A. Волков, H.H. Радул, О.В. Хлудова рассматривают востребованность как внешнее условие самореализации. В понимании Е.М. Лысенко востребованность - это реализация ресурсных возможностей в профессиональной деятельности. Востребованность как мотив трудовой деятельности интерпретируется Г.Г. Гореловой и E.H. Молодых [6]. Учитывая неоднозначность трактовки термина « востребованность», Е .В. Харитонова методологическим фундаментом изучения этого феномена определила интегративный подход. Автором выделена метасистема взаимоотношений, составляющих психологию востребованности: социум, личность и профессия. Под профессиональной востребованностью Е.В. Харитонова понимает многоуровневую, строящуюся иерархически, имеющую связи с другими психологическими образованиями (активность, смысл, ценность, внешняя среда, общение, профессиональная деятельность и др.) метасистему субъективных отношений личности к себе как «значимому для других» профессионалу [6: 40—43]. Теоретическим и эмпирическим путем автором были выделены основные функциональные компоненты профессиональной востребованности:

— отношение к себе как профессионалу, реализовавшему свой потенциал;

— принадлежность к профессиональному сообществу и обществу в целом;

— переживание профессиональной востребованности;

— отношение к себе как компетентному профессионалу;

— отношение к себе как авторитетному профессионалу;

— оценивание профессиональной деятельности и ее результатов;

— восприятие отношения других к себе как значимому профессионалу;

— самоотношение к себе как значимому для других профессионалу.

Показано, что рост уровня профессиональной востребованности способствует качественным изменениям в ценностно-мотивационной сфере, в стремлении к достижению социального статуса, улучшению самоотношения личности, осмысленности жизни, преобладанию рабочей направленности. Разработанная концепция была операцио-нализирована в виде опросника «Профессиональная востребованность личности (ПВЛ)» [6].

Е.В. Харитонова считает, что общий уровень профессиональной востребованности личности коррелирует с социально-психологической адаптацией. Востребованная личность, по сравнению с невостребованной, характеризуется более высоким уровнем саморегуляции поведения и адаптационным ресурсом. С ростом уровня востребованности отмечается расширение адаптационных способностей личности. В то же время низкий уровень профессиональной востребованности чреват для личности нервно-психическими срывами, отсутствием адекватного восприятия действительности, коммуникативными трудностями, а также низким уровнем социализации [7].

Таким образом, обозначаются личностные конструкты, на пере-

- 182 -

сечении которых формируется социальная адаптация: востребованность и ценностная сфера личности. Д.А. Леонтьев определяет личностные ценности как «консервированные» отношения личности с миром, отражающие разновари-антные аспекты общечеловеческого опыта [8: 223]. Каждая личность характеризуется присущей ей индивидуальной последовательностью личностных ценностей. Для зрелой личности ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей или смысловых ориентиров. На сегодняшний день существуют несколько подходов к классификации ценностей. Так, Г. Олпорт рассматривает социальные ценности, которыми может обладать зрелая личность: теоретические, социальные, политические, религиозные, эстетические и экономические [9]. В. Франкл выделяет личностные ценности: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения [10]. Но мнению некоторых исследователей (М. Рокич, Ш. Шварц, У. Билски), ценности личности характеризуются рядом общих признаков [11: 70]:

— общее число ценностей невелико;

— все люди обладают одними и теми же ценностями, но с разным «весом»;

— ценности организованы в системы;

— истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, социальных институтах, самой личности;

— влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах.

В психологии рассматривается феномен «ценностно-смысловая сфера личности». Ноказано, что в ней развиваются смыслы и цели жизнедеятельности человека, определяются способы их достижения (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б .С. Брату сь, Н. И. Непом нящая). В этом контексте исследуются

компоненты ценностно-смысловой составляющей личности — ценностные ориентации, личностные смыслы и установки (А.Г. Асмо-лов, A.B. Серый, Е.А. Березина); ценностно-смысловые образования (Ю.М. Кузнецова); ценностное отношение (Ф.Ф. Василюк, Б.И. Додо-нов); смыслообразование (Б.С. Бра-тусь, А.Г. Асмолов); метамотивы (А. Маслоу); ценностные ориентации, «руководящие принципы жизни» (М. Рокич, Д.А. Леонтьев) [12]. В ряде отечественных исследований ценности личности анализируются с позиций субъектного подхода. Утверждается, что ценности вне отношения «субъект — объект» не существуют; что «ценность — это не признак объекта, а характеристика субъекта в его среде» [13: 279].

В традициях экзистенциального подхода ценностные образования рассматриваются как база для формирования системы личностных смыслов. Смысл — это продукт ценностной системы личности. Формирование и развитие системы личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимоде терминирующий характер [13]. Стремление к поиску и реализации личностью смысла жизни

B. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем развития личности. Отсутствие смысла жизни может стать причиной развития многих психических заболеваний, а также разного вида отклоняющегося от общепризнанных рамок поведения [10]. Опираясь на известные взгляды А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского,

C.Л. Рубинштейна, Б.С. Братуся, ДА.. Леонтьев пишет, что стремление к смыслу для человека является необходимостью по причине конечности, ограниченности и необратимости бытия человека в мире. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым себя [8].

Нрофессионально-востребован-ная личность, обладая свободой

- 183 -

выбора, способностью принимать решения и воплощать их в жизнь, характеризуется высокой осмысленностью жизненных ситуаций [7: 306]. О роли ценностной направленности личности в формировании ее стрессоустойчивости и социальной адаптации пишет А.Б. Рогозян [14]. В исследованиях Н.Е. Водопьяновой утрата смыслов рассматривается как причина профессиональной дезадаптации («выгорания»). «Выгорающие» на работе люди становятся раздраженными и эмоционально истощенными. Даже находясь в кругу семьи, они полностью поглощены рабочими проблемами. Развиваются негативные реакции по отношению к себе, близким людям, к работе. Снижается лояльность, утрачивается привлекательность рабочего процесса, а с ними — происходит понижение уровня умственной работоспособности и здоровья в целом [15].

Проведенный анализ позволяет сделать некоторые выводы.

Социально-психологическая адаптация — это высший уровень адаптации личности, процесс приобретения человеком определенного социально-психологического статуса, а также овладения социально-психологическими ролевыми функциями. В этом процессе личность

стремится удовлетворить актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели и ценности.

Социально-психологическая адаптация непосредственно связана с реализацией личностью потребности быть востребованным. Востребованная личность характеризуется высоким уровнем саморегуляции поведения и адаптационным ресурсом. С ростом уровня востребованности отмечается расширение адаптационных способностей субъекта. Этот феномен следует учитывать в поиске детерминант социально-психологической адаптации личности независимо от социального и профессионального контекста ее жизнедеятельности.

Адаптированная личность, обладая свободой выбора, способностью принимать решения и воплощать их в жизнь, характеризуется и высокой осмысленностью жизни. Утрата же смыслов детерминирует дезадап-тационные процессы, в частности — профессиональное выгорание.

Таким образом, в поиске детерминант социально-психологической адаптации личности достаточным методологическим основанием обладает подход, интегрирующий концепции профессиональной востребованности и ценностно-смысловой сферы личности.

Примечания:

1. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. Минск: ACT, 2001. 688 с.

2. Тюрина Н.В. Нонятие адаптации в современной психологии // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2007. № 5 (40). С. 152-157.

3. Налчаджан A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. 264 с.

4. Ясько Б. А. Психологические ресурсы профессиональной адаптации субъекта труда в условиях нарушенного естественного жизненного ритма // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 5 / под ред. A.A. Обознова, A.JI. Журавлева. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2013. С. 288-302.

5. Дикая Л.Г. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: ИП РАН, 2003. 318 с.

6. Харитонова Е.В. Структура и динамика социально-профессиональной востребованности личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2012. 50 с.

7. Харитонова Е.В. Психологические особенности профессионально-востребованной личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. № 4 (51). С. 302-308.

- 184 -

8. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.

9. Allport G.W. Pattern and grown in personality. N.Y.: Holt. Rinehart and Winston, 1961. 215 p.

10. Франкл В. Человек в поисках собственного смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

11. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.

12. Близнецова О.И., Шапенкова И.П. Ценностно-смысловая сфера личности студентов как цель воспитания // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2009. № 3. С. 68-75.

13. Авдеева Т.Г. Особенности ценностно-смысловой ориентации руководителей образовательных учреждений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. «Аспирантские тетради». СПб.,

2008. № 23(54). С. 278-285.

14. Рогозян А.Б. Свойства социальной адаптивности в структуре индивидуального стиля стресс-устойчивости личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ,

2012. Вып. 1 (95). С. 234-244.

15. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.

References:

1. Krysko V.G. Social psychology: a reference book. Minsk: AST, 2001. 688 pp.

2. Tyurina N.V. The concept of adaptation in modern psychology // Bulletin of Astrakhan State Technical University. 2007. No. 5 (40). P. 152-157.

3. Nalchadzhan A. A. Social and psychological adaptation of a person (forms and strategies). Yerevan: Publishing house of AN ArmSSR, 1988. 264 pp.

4. Yasko B.A. Psychological resources of professional adaptation of the subject of labour in the conditions of the broken natural rhythm of life // Actual problems of psychology of labour, engineering psychology and ergonomics. Iss. 5 / ed. by A. A. Oboznov, A.L. Zhuravlyov. M.: Publishing house of the RAS Istitute of Psychology,

2013. P. 288-302.

5. Dikaya L.G. Psychological self-control of the functional state of a person (system and activity approach). M.: IP RAS, 2003. 318 pp.

6. Kharitonova E.V. Structure and dynamics of the social and professional demand of a person: Diss, abstract for the Dr. of Psychology degree. M., 2012. 50 pp.

7. Kharitonova E.V. Psychological features of a professionally-demanded person // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2009. No. 4 (51). P. 302-308.

8. Leontyev D.A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of meaning reality. M.: Smysl, 1999. 487 pp.

9. Allport G.W. Pattern and grown in personality. N.Y.: Holt. Rinehart and Winston, 1961. 215 p.

10. Frankl V. Man's search for meaning: a collection: transl. from English and German / general ed. of L.Ya. Gozman, D.A. Leontyev. M.: Progress, 1990. 368 pp.

11. Karandashev V.N. Methods of Schwarz for studying person's values: conception and methodological guide. SPb.: Rech, 2004. 70 pp.

12. Bliznetsova O.I., Shapenkova I.P. Value and meaningful sphere of students' identity as an educational purpose // Bulletin of Nizhnevartovsk State University.

2009. No. 3. P. 68-75.

13. Avdeeva T.G. Features of value and meaning orientation of heads of educational institutions // News of the Russian State Teachers' Training University of A.I. Herzen. "Postgraduate notebooks". SPb., 2008. No. 23(54). P. 278-285.

14. Rogozyan A.B. Feachers of social adaptativity in the structure of individual style of stress resistance of a person // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2012. Iss. 1 (95). P. 234-244.

15. Vodopyanova N.E. Psychodiagnostics of stress. SPb.: Piter, 2009. 336 pp.

- 185 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.