Научная статья на тему 'Личностные аспекты психологии управления: культурно-исторический анализ'

Личностные аспекты психологии управления: культурно-исторический анализ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
327
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПОЗИЦИЯ РЕЖИССЕРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MANAGEMENT PSYCHOLOGY / CULTURAL AND HISTORICAL ANALYSIS / DIRECTOR'S POSITION / GAME ACTIVITY / THE SUBJECT OF GAME ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кравцова Елена Евгеньевна, Любошиц Борис Моисеевич

Рассматриваются культурно-исторические основания психологии управления, рассматривается роль игры в становлении и развитии позиции управляющего. Раскрывается связь управленческой и игровой деятельности и субъектных позиций в них. Особое внимание уделяется месту воображения в формировании субъектной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal aspects of management psychology. Cultural and historical analysis

The cultural and historical grounds of management psychology and the role of a game in the formation and development of the manager’s position are considered. The connection between managerial and game activity and subject positions in them is revealed. Particular attention is paid to the place of an imagination in the formation of subjective position.

Текст научной работы на тему «Личностные аспекты психологии управления: культурно-исторический анализ»

Личностные аспекты психологии управления: культурно-исторический анализ

Рассматриваются культурно-исторические основания психологии управления, рассматривается роль игры в становлении и развитии позиции управляющего. Раскрывается связь управленческой и игровой деятельности и субъектных позиций в них. Особое внимание уделяется месту воображения в формировании субъектной позиции.

Ключевые слова: психология управления, культурно-исторический анализ, позиция режиссера, игровая деятельность, субъект игровой деятельности.

Особое место в психологии управления занимают проблемы, касающиеся психологических и личностных особенностей людей, которые осуществляют управление.

С одной стороны, существует мнение о том, что управленцем надо родиться. При этом, как правило, профессиональные характеристики таких людей неразрывно связаны с их личностными качествами - хороший организатор, добрый человек, умеет ладить с людьми и т. п.

С другой стороны, существуют направления и технологии целенаправленной подготовки менеджеров. Однако, как следует из психологической литературы, одни и те же знания, умения и навыки у одних людей способствуют эффективности подразделений, которыми они управляют, тогда как у других ведут к их распаду и деградации.

Таким образом, учитывая то, что эффективность того или иного предприятия, организации, учреждения, фирмы и т. п. непосредственно связана с особенностями управления, а в современной

© Кравцова Е.Е., Любошиц Б.М., 2017

психологический литературе, так же как и в литературе по менеджменту, нет однозначных критериев, по которым можно было бы выбрать человека, который будет достойным управленцем, проблема, касающаяся личностных аспектов психологии управления, является актуальной.

Есть основания рассматривать данную проблему в контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Автор культурно-исторической теории является чуть ли не единственным видным психологом, который пришел в психологию через искусство, и, прежде всего, через театр и театральную критику.

Представляется, что это во многом определило особенности предложенной им культурно-исторической или неклассической, как ее называл один из ближайших его учеников Д.Б. Эльконин, психологии. В действительности это была реализация методологического принципа, высказанного К. Марксом, согласно которому «ключ к анатомии обезьяны лежит в анатомии человека»1.

Л.С. Выготский с самого начала делает предметом своего психологического исследования не физиологические основы психических процессов и не отдельные психические функции, а сосредоточивает свое внимание на переживаниях, чувствах и эмоциях, с одной стороны, уже сложившегося взрослого человека, а, с другой стороны, на тех эстетических эмоциях, которые получает читатель, знакомящийся с художественным произведением.

Не будет с нашей точки зрения большим преувеличением сказать, что, занимаясь исследованием произведений искусства, Л.С. Выготский с самого начала выступает в своеобразной роли «режиссера» по отношению и к анализируемому произведению, и к тому, кто знакомится с текстом его работ2.

Надо сказать, что фигура режиссера является центральной в театральной индустрии. Режиссер всегда вынужден быть соавтором сценария, даже если берет для постановки готовую пьесу; он отождествляется со всеми актерами, которые реализуют сценарий; он организует освещение сцены и конструирует декорации. В общем не будет большим преувеличением сказать, что для режиссера всегда спектакль во многом остается «театром одного актера», где он сам себе режиссер.

Аналогичную позицию реализует Л.С. Выготский в своих статьях об искусстве. Он, с одной стороны, по-своему прочитывает содержание (выступает автором сценария), рассматривает действие с позиций разных героев (актеров), обращает внимание читателя (высвечивает) те или иные реплики, анализирует обстановку и предметную ситуацию, в которой происходит действие и т. п.

Во многом позицию режиссера реализуют авторы художественных произведений, придумывая сюжет, героев, их жизнь и судьбу. При этом они пользуются разными технологиями, чтобы заставить читателя испытывать различные эмоции и чувства. Нередко после создания произведения его герои начинают жить отдельной жизнью от автора. Это характерно как для реальных актеров, которые, поработав с тем или иным режиссером, меняются личностно и начинают по-другому воспринимать окружающий мир, что в конечном счете сказывается на их профессиональной деятельности, так и для вымышленных героев. Хорошо известна фраза А.С. Пушкина, который говорил: «Вот, что моя Татьяна сотворила, взяла и вышла замуж».

Кстати, именно эта особенность собственно режиссуры и ее отличие от манипулирования, при котором, независимо от того, идет ли речь о живых людях или вымышленных героях, они были и остаются «бездушными пешками» и ни о каком, ни личностном, ни профессиональном, развитии речь идти не может.

В контексте культурно-исторической психологии позиция управляющего сходна с позицией режиссера. Управляющий должен иметь (уметь конструировать) сценарий развития (ситуации, проблемы и т. п.), ориентироваться на тех, кто в них будет задействован, руководствоваться их личностными особенностями и учитывать их интересы и т. п.

Для реализации позиции управляющего (режиссера) необходим выход за пределы той или иной ситуации и возможность взглянуть на нее со стороны. Такую позицию Курт Левин обозначает как «точку вовне»3. В современной психологии ее нередко называют «надситуативной внутренней позицией».

С одной стороны, и в тезисе, что надо уметь взглянуть на ситуацию со стороны, и в мысли о том, что и управляющий, и режиссер должны уметь выходить за пределы ситуации, ничего нового нет. Однако если рассмотреть этот вопрос с точки зрения культурно-исторической психологии, то можно прийти к важным заключениям.

По мысли Л.С. Выготского, «точка вовне» является существенной характеристикой воображения и во многом определяет его специфику. Применительно к интересующей нас проблеме необходимых личностных характеристик менеджеров сказанное означает необходимость наличия у них развитого воображения.

Если попытаться осмыслить, зачем управленцам воображение, то можно выделить целый ряд аспектов, важных для профессии менеджера.

Во-первых, воображение обеспечивает смысл выполняемой деятельности. Иными словами, хорошие менеджеры должны иметь свой личностный смысл, определяющий направление и эффективность их профессиональной деятельности.

Так, например, менеджеры отдела продаж одной фирмы постоянно проходили обучение по направлениям «Коммуникация», «Переговоры», «Конфликтология», «Продажи», «Выявление потребностей и спроса». Однако конечный результат их деятельности оказался неудовлетворительным: нет никакого явного прогресса в работе фирмы, нет роста продаж, практически нет новых клиентов.

С нашей точки зрения, скорее всего, у этих менеджеров не было развитого воображения, что и привело к низкой эффективности их работы. Основная причина постигших их неудач в том, что они не чувствовали (не осознавали) себя творческими субъектами осуществляемой деятельности. Она носила для них отчужденный характер. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что были случаи добровольного ухода менеджеров из этой фирмы и увода ими части клиентской базы.

Во-вторых, воображение обеспечивает предвидение последствий тех или иных действий и поступков. В противном случае получается, как в известной фразе: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

Например, в одной фирме отсутствовал начальник отдела, и директор этой фирмы решил сам исполнять эту обязанность. Он много занимался операционной деятельностью этого отдела, работал с клиентами и реализовывал, казалось бы, свои лучшие профессиональные и личностные качества. Но в скором времени оказалось, что все это привело к тому, что другим отделам он уделял мало внимания как директор фирмы, стали происходить частые сбои в их работе, в коллективе возникли интриги, ревность и зависть у ряда сотрудников и т. п.

В-третьих, как отмечает В.В. Давыдов, воображение позволяет видеть «целое раньше частей»4. Реализация этой мысли в экспериментальных психологических исследованиях позволила нам прийти к заключению о том, что воображение ориентировано на целостный смысловой контекст предметной и социальной ситуации. Поэтому можно выделить разные уровни «точки вовне» и разные ситуации, возможность взглянуть на которые со стороны обеспечивает профессиональные компетенции управляющего. Например, в уже описанном случае, когда директор фирмы стал одновременно начальником отдела, он перестал руководствоваться контекстом целостной фирмы, а отождествился с тем отделом,

которым временно руководил. Именно это привело к ухудшению климата на фирме и фактически к провалу его инициативы. Ничего не изменило в плане эффективности руководства и решение директора назначить на эту должность лучшего менеджера фирмы. Он не только не справился с работой начальника отдела, но вынужден был уволиться, вследствие чего фирма потеряла хорошего менеджера.

Скорее всего, это было вызвано тем, что ситуация, на которую ориентировался лучший менеджер, оказалась иной, когда его перевели на должность начальника отдела. Это привело к тому, что он с ней не справился, получил отрицательный опыт и вынужден был сменить работу.

Наконец, в-четвертых, если следовать логике Л.С. Выготского, то воображение обеспечивает становление и развитие воли и произвольности.

Применительно к психологии управления это означает, что менеджер не только должен обладать развитой рефлексией, но уметь произвольно и осознанно занимать позицию управляющего.

Например, в одной крупной производственной компании работает специалист по отбору кадров. Однако оказывается, что с большинством тех людей, которых он отбирает, фирме рано или поздно приходится расставаться. Оказывается, что этот специалист по отбору кадров имела особую личностную позицию, согласно которой «всё всегда плохо», «ну почему у меня никогда ничего не получается». При этом она имела специфический взгляд на богатых и успешных людей - украли, незаслуженно получили, и т. п. Оказалось, что личная жизнь у нее тоже не устроена.

Все это привело к тому, что для работы в компании эта специалист неосознанно отбирала преимущественно тех, кто вызывал у нее жалость, тех, кому она, как обнаружилось, личностно симпатизировала. Таким образом, данный специалист по кадрам не различала собственные профессиональную и личностную позиции и не умела их произвольно осуществлять в своей работе. Все это привело к тому, что отобранные ею люди не приживались в компании, которая с самого начала была ориентирована на успех.

Итак, обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что управленцы должны уметь выходить за пределы ситуации и обладать развитым воображением.

Закономерно возникают вопросы о том, где и как формируется «надситуативная позиция» и при каких условиях можно целенаправленно развить необходимое менеджеру воображение.

Рассмотрение этих вопросов в контексте культурно-исторической психологии выводит нас на проблемы игры.

Анализ игры в контексте неклассической психологии Л.С. Выготского позволяет сделать ряд выводов. Так, игра оказывается некоторыми воротами, пройдя через которые человек получает возможность реализовать творческую, в частности театральную деятельность, ведь игра, по мысли автора культурно-исторической психологии, это первая деятельность, в которой человек действует согласно собственному замыслу5.

Помимо этого, очень любопытны критерии игры, предлагаемые Л.С. Выготским. Он в качестве критерия называет воображаемую ситуацию. Но при определении того, что такое воображаемая ситуация по Л.С. Выготскому, очень важно его замечание, что, например, в игре в больницу ребенок плачет, как пациент, и одновременно радуется, как играющий.

Таким образом, получается, что воображаемая ситуация - это пространство между реальным и смысловым полем. Тогда тот, кто играет, должен одновременно ориентироваться и на реальность и на собственный смысл. Или, как указывалось в наших публикациях, можно сказать, что человек в игре двусубъектен.

Есть довольно распространенное мнение о том, что в игре развивается произвольность. При этом, как правило, ориентируются, с одной стороны, на то, что произвольность определяется как подчинение правилам, а одним из ведущих компонентов игры, по мнению Л.С. Выготского, является правило.

Однако исследование произвольности самой игры позволило авторам ввести понятие «субъект игровой деятельности»6.

Наличие субъекта игровой деятельности означает, что субъект становится не двусубъектным («пациентом» и «играющим»), а трехсубъектным («пациентом», «играющим» и тем, кто контролирует обе эти позиции).

Если проанализировать сказанное относительно игровой деятельности с точки зрения интересующей нас проблемы, касающейся личностных характеристик успешных менеджеров, то можно сделать некоторые заключения.

Первое заключение касается надситуативной позиции, или «точки вовне», которая, как следует из наших рассуждений, очень важна для реализации позиции управляющего. С одной стороны, эта позиция является непременным атрибутом игры, что позволяет говорить о необходимости умения играть тем, кто призван управлять фирмой, лабораторией, предприятием и т. п. С другой стороны, в наибольшей степени эта позиция присутствует в субъекте игровой деятельности,

что, как уже указывалось, предполагает умение играть, но вместе с тем предполагает способность к организации коллективной игры и ее управлению.

Второе заключение связано с разными видами игры. Как было установлено в экспериментальных исследованиях, можно выделить следующую периодизацию игры: режиссерская игра - образная игра - сюжетно-ролевая игра - игра с правилами - режиссерская игра - игра по правилам - театральная игра - игра с образом «Я» -игра в профессию - профессиональная игра7.

Основной смысл режиссерской игры связан с созданием сюжета. При этом играющий одновременно исполняет все роли и реализует свой сюжет в предметном пространстве.

В образной игре человек учится отождествлять себя с кем-то или чем-то другим. Соответственно она позволяет играющему выйти за рамки и границы собственного тела, своих переживаний и т. п.

В сюжетно-ролевой игре создаются условия для создания собственного сюжета и его реализации при помощи разных ролей.

Игра с правилами обеспечивает осознание играющими правил и их осмысления с помощью воображения (Л.С. Выготский: развитие игры от развернутого сюжета и скрытых правил к развернутым, явным правилам и скрытому сюжету).

Режиссерская игра, возникающая (которая должна возникнуть) к концу дошкольного возраста, с одной стороны, интегрирует достижения всех более ранних видов игр, а с другой стороны, порождает коллективный (микрогрупповой) характер осуществляемой игровой деятельности.

Игра по правилам, свойственная детям младшего школьного возраста, обеспечивает создание (конструирование) правил в любой деятельности (ситуации).

Театральная игра, с одной стороны, внешне похожа на игру-драматизацию, однако имеет целый ряд специфических черт. Театральная игра позволяет ориентироваться не только (и не столько) на партнера по игре, но и взглянуть на себя и свои действия с точки зрения зрителей.

Игра с образом «Я» направлена на познание себя, самоконтроль, самоконструирование, формирование устойчивой «Я»-концепции.

Игра в профессию направлена на постижение смысла той профессиональной деятельности, которой занимается (или собирается заняться) играющий. Она, как правило, направлена на взаимоотношения представителей той или иной профессии с представителями иных профессий.

В отличие от игр в профессию, профессиональные игры обеспечивают рефлексию, развитие, осмысление, перестройку и тому подобные отношения внутри той или иной профессиональной деятельности.

Попробуем проанализировать, что дает каждый из видов игр позиции управляющего. Итак, режиссерская игра обеспечит менеджеру составление сценария предстоящих событий. Этот сценарий будет касаться его взаимоотношений, с одной стороны, с теми, кем он управляет, а с другой стороны, с теми, с кем должны контактировать его подчиненные. При этом человек, владеющий режиссерской игрой, построит несколько сценариев, которые могут быть реализованы последовательно или параллельно, в зависимости от обстоятельств. Более того, учитывая особенности режиссерской игры, в начальных формах которой режиссер отождествляется с разными героями (персонажами), менеджер с хорошим уровнем режиссерской игры будет легко находить индивидуальный подход к каждому из тех, кем приходится управлять.

В примере про менеджеров, которые проходили обучение, но толку от их работы не было, в конечном счете было принято управленческое решение, которое предполагало составление индивидуального плана развития, включающего в себя профессиональное и личностное развитие всех участников. Помимо этого, был составлен индивидуальный план работы, в котором предусматривалось, что и как предлагать каждому клиенту, учитывая его особенности и потребности. Результат не заставил себя ждать - рост продаж возрос на 35% в первые полгода!

Данное решение и его эффективность свидетельствуют, что тот, кто его придумал и реализовал, овладел режиссерской игрой.

Образная игра помогает человеку, призванному руководить другими людьми, понимать и чувствовать тех, кем ему приходится руководить. Это обеспечивает, прежде всего, принятие правильных, с точки зрения подчиненных, решений, хороший климат и психологическую атмосферу на предприятии (фирме и т. п.).

Например, владелец одного банка с авторитарным стилем управления и, скорее всего, с неразвитой образной игрой начинает строительство торгового центра. При этом он постоянно меняет ближайших помощников, в том числе и своих заместителей, не выполняет обязательств перед подчиненными, меняет условия оплаты труда, всех подозревает и не скрывает этого, никому не верит и т. п.

Первая же попытка рейдерского захвата торгового центра удалась, и предприятие, а затем и финансовый департамент перешли

к новому владельцу. Это произошло, в первую очередь, потому, что этого владельца банка не поддержали его подчиненные. Он не мог отождествиться с ними, что привело к тому, что они так и не стали единой командой.

Сюжетно-ролевая игра, с одной стороны, создает условия для развития управленческой позиции как режиссерская и образная игры. Но помимо этого, она помогает руководителю и подчиненным строить и реализовывать два вида отношений - ролевые, в данном случае профессиональные, и личностные. Руководитель может дружить домами и/или семьями с какими-то своими подчиненными, но на работе они реализуют ролевые отношения.

Например, в одной консалтинговой компании, где, с одной стороны, все начинают работать в определенное время, а с другой стороны, у всех ненормированный рабочий день, один из сотрудников начинает систематически опаздывать. При этом он, во-первых, все время пытается оправдать свое поведение личностными факторами и, во-вторых, постепенно приучает к опозданиям других сотрудников. Разговоры с начальством ничего не меняют в его поведении. Скорее всего, он «выпадает» из ролевых отношений в силу низкого уровня сюжетно-ролевой игры.

В игре с правилами на первое место выходят правила, правда, правила осмысленные (развернутые правила и скрытая мнимая ситуация - Л.С. Выготский). Осмысленность правил является необходимой и существенной характеристикой игры с правилами. В противном случае мы имеем дело с деятельностью по правилам, причем для большинства ее участников она носит отчужденный характер.

При этом необходимо отметить два важных обстоятельства. Первое обстоятельство касается способности того или иного человека принимать «чужие» правила. Эта способность связана с особенностями развития воображения. Ярким примером принятия и переосмысления таких правил является всем знакомый эпизод с Томом Сойером, которого в наказание заставили красить забор. Он так сумел переосмыслить эту деятельность, что и забор был покрашен, и Том остался доволен.

Второе обстоятельство касается выработки правил для всех. В игре с правилами играющие, как правило, соревнуются, и независимо от ее результата споры касаются того, кто как играл, и никак не связаны с правилами. Поэтому нередко хорошие управляющие создают условия, когда правила вырабатываются коллективно, когда рассматриваются ситуации, где не все будут соблюдать правила и т. п.

В последнем примере, как только руководитель организовал коллективное действие, в котором были четко оговорены правила, создается некоторое условное наказание для тех, кто их не соблюдает (игнорирование их мнения на совещании) и т. п. В результате опоздания прекращаются, и их нет уже более шести лет.

Поздние формы режиссерской игры, с одной стороны, так же, как и начальные формы, нацелены на создание сюжетов. С другой стороны, они создают условия для формирования коллективного субъекта деятельности.

Например, несколько партнеров по компьютерному бизнесу создают банк. При этом, с одной стороны, у них четко распределены все роли, а с другой стороны, все акционеры участвуют в управлении. С самого начала между акционерами существуют некоторые разногласия, касающиеся стратегии развития, кредитной политики, управления персоналом и т. п. Между ними развивается нездоровая конкуренция, возникающие проблемы не решаются, разногласия практически даже не обсуждаются. Однако благоприятная экономическая среда, развитие рынка банковских услуг способствуют быстрому развитию банку и обеспечивают высокий доход акционерам.

Возникший кризис в стране привел к угрозе банкротства банка. Из-за отсутствия согласия и неумения совместно решать проблемы акционеры оказываются на грани разорения.

Это довольно типичный случай, который в конечном счете привел к захвату банка, связан с тем, что его акционеры не сумели создать общее дело в силу того, что у них не было опыта коллективной режиссерской игры.

Игра по правилам способствует развитию способности структурирования ситуации.

В одном из первых примеров, когда руководитель сначала сам стал возглавлять отдел продаж, а затем предложил эту должность лучшему менеджеру и оба эти решения оказались неэффективными, он составил карту компетенций и круг должностных обязанностей для того руководителя отдела, который был нужен именно его фирме. Это позволило ему не только нормализовать атмосферу на фирме, но и довольно быстро найти хорошего начальника отдела продаж.

Анализ того, что дает театральная игра менеджерам, позволяет выделить два аспекта. Первый аспект касается некоторой демонстративности (театральности) реализации той или иной позиции руководителем. Это бывает крайне важно в разных ситуациях, например, для того чтобы продемонстрировать подчиненному сферы и рамки их взаимодействия.

Второй аспект связан с тем, что в театральной игре руководитель не только ориентируется на своих подчиненных, но и принимает во внимание их круг профессионального общения и взаимодействия.

Многие хорошие и эффективные руководители умеют, когда надо, говорить особым голосом и с нужной интонацией, используют соответствующую мимику и жесты, умеют держать паузы и т. п.

Игра с образом «Я», которая должна развиваться в юношеском возрастном периоде и обеспечивать переход от детского к взрослому онтогенезу, создает условия для становления жизненных принципов и ценностей. Устойчивый образ «Я», возникающий в результате этой игры, обеспечивает, с одной стороны, защитные механизмы, позволяющие выходить из любых стрессовых ситуаций, преодолевать трудности и строить собственное развитие. Помимо этого, устойчивый образ «Я» помогает в рефлексии себя как профессионала (в нашем случае себя как руководителя) и способствует целенаправленному развитию своих профессиональных качеств.

Акционер одного предприятия, ответственный за внутренние отношения, узнает о хищении финансовых средств и незаконном списании материалов. Вместе того чтобы усилить контроль и как-то разрешить ситуацию, он, опасаясь претензий партнера, предпочел скрыть неприятные факты. Для этого он расстался с аудиторами и позволил главному бухгалтеру привлечь других, более «лояльных» проверяющих. Он попросил главного бухгалтера скрыть недостачу и пообещал на все «закрыть глаза» в обмен на наведение порядка и добросовестную работу в будущем. В результате этот акционер остался миноритарием и участия в управлении компанией не принимает. Его личностные характеристики, приведшие к такому результату, связаны с отсутствием опыта игры с образом «Я».

С одной стороны, игры в профессию не имеют прямого отношения к позиции управляющих, ведь они и так должны хорошо понимать смысл той профессиональной деятельности, которую выполняют. Однако, с другой стороны, как показывает анализ деятельности некоторых менеджеров, далеко не всегда они ориентированы на тех, кто является потребителем их услуг. В одних случаях они концентрируют свое внимание на прибыли, в других - на реализации и отстаивании того направления, которым руководят, в третьих - на реализации собственных замыслов. Во всех этих и многих других случаях они неспособны посмотреть на собственную деятельность и деятельность своих подчиненных глазами тех, для кого производятся те или иные услуги.

В любом случае это приводит к тому, что люди с отсутствием опыта игры в профессию оказываются плохими управленцами.

При этом они часто страдают от эмоционального выгорания, и у них нередко вырабатывается негативное отношение ко всем окружающим.

Еще одним аспектом игр в профессию является то, что по мере карьерного роста у человека должен меняться смысл выполняемой им деятельности. Именно поэтому хороший менеджер далеко не всегда сможет стать хорошим начальником отдела, а хороший начальник отдела трансформироваться в хорошего заместителя директора.

Профессиональные игры способствуют профессиональному развитию человека. В интересующем нас случае это означает, что деятельность руководителей должна сопровождаться профессиональными играми.

Итак, управленец (менеджер, руководитель) должен хорошо владеть разными видами игры.

Третье заключение связано с условиями развития воображения. С одной стороны, согласно имеющимся в психологии данным, воображение является основой игры8. Одновременно с другой стороны, Л.С. Выготский называет игру воображением в действии. Исследования прошлых лет, направленные на взаимосвязь игры и воображения, позволяют говорить о том, что можно выделить их разные взаимоотношения в разных видах игровой деятельности. Так, если в режиссерской, образной игре, игре с образом «Я» воображение предшествует ее возникновению, то в сюжетно-ролевой и театральной игре воображение совпадает с игрой (воображение в действии - Л.С. Выготский). В игре с правилами, игре по правилам, в играх в профессию и профессиональных играх воображение во многом является результатом игры.

Для интересующей нас проблемы личностных характеристик менеджеров это означает, что, с одной стороны, необходима организация разных видов игр с разными, в том числе и производственными сюжетами, с другой стороны, важны условия становления и развития воображения.

Исследования прошлых лет позволили установить, что в структуре воображения можно выделить следующие компоненты: предметную среду, прошлый опыт, надситуативную внутреннюю позицию. Причем на всех этапах развития воображения можно найти выделенные компоненты. В то же время на каждой из стадий развития воображения есть главный компонент, который является пусковым механизмом реализации воображения.

Другой вывод, важный для обсуждаемой нами проблемы, касается двух видов воображения - смыслового и «объективного».

Причем последнее возникает при достаточной реализации смыслового воображения, которое, как правило, возникает и развивается в игре.

Сказанное позволяет сделать четыре важных вывода. Первый вывод касается того, что любой руководитель должен хорошо ориентироваться в той деятельности, которую выполняют его подчиненные. Это своеобразная предметная среда, с которой начинается становление и развитие воображения.

Второй вывод связан с организацией рефлексии профессиональной деятельности. При этом важно, чтобы люди, которых готовят к управлению, умели рефлексировать сначала деятельность других людей, а затем и свою собственную. Очень важно, чтобы это рефлексия была безоценочной. Хорошо использовать такие виды рефлексии, которые сопряжены с положительными эмоциями - показать управление наоборот, представить, как то или иное ошибочное решение принимает какой-то юмористический персонаж и т. п.

Третий вывод касается условий, при которых будущий (или настоящий) руководитель сначала бы занимал позицию «Над» или «Сверху», а затем учился трансформировать ее в «точку вовне».

Например, дается ситуация, для которой человек должен придумать сценарий, затем разыграть его и т. п. После этого ему предлагается представить и проиграть, что придуманная им ситуация взята, например, писателем для сюжета своей новой книги.

Четвертый вывод связан с разными видами воображения. Если смысловое воображение позволяет предлагать разные, в том числе и фантастические, решения (и это очень важно, особенно на первых порах), то «объективное» воображение предполагает определенные рамки. Поэтому целесообразно решение разного рода профессиональных задач, которые требуют реализации «объективного» воображения.

Последнее четвертое заключение касается условий формирования субъекта игровой деятельности.

Условия становления и развития субъекта игровой деятельности связаны с соотношением игры и не игры в жизни человека. Одна и та же ситуация, сюжет и т. п. могут быть и предметом игры, и реализоваться в жизни. В одном случае (в игре) человек частичен, он исполняет роль, занимает определенную позицию, следует условным правилам и т. п. В другом случае человек чувствует себя источником своего поведения и деятельности и поступает личностно9.

Формирование субъекта игровой деятельности происходит как раз при сопоставлении этих разных позиций. Менеджер должен

уметь представить одну и ту же ситуацию как в игре, так и вне игры. Это дает ему возможность использовать игровую деятельность и игровые технологии в реальной жизни, в том числе и в своей профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1984.

Выготский Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева; коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова; общ. ред. В.В. Иванова. 3-е изд. М.: Искусство, 1986.

Левин К. Теория поля в социальных науках: пер. с англ. СПб.: Сенсор, 2000. (Мастерская психологии и психотерапии)

Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1996. № 6.

Новикова Т.С. Психологическое значение сюжетно-ролевой игры в онтогенезе личности: Дис. ... канд. психол. наук, М.: РГГУ, 2006.

Бережковская Е.Л., Кравцова Е.Е. Психологический театр как форма подготовки педагогов и психологов образовательных учреждений // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. М.: Красноярск, 1999.

Выгодская ГЛ. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М.: Просвещение, 1975.

Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2004.

3

4

5

6

I

8

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.