DOI: 10.23888/humJ202210173-82
ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ ВРАЧА И МЕДИЦИНА КАК СЕМЕЙНАЯ ТРАДИЦИЯ
PERSONAL KNOWLEDGE OF A DOCTOR AND MEDICINE AS A FAMILY TRADITION
Молчанов И. П., Щавелев С. П.
Курский государственный медицинский университет, Курск, Российская Федерация
Аннотация:
В современном обществе в связи с возрастающей потребностью в воспроизведении высококвалифицированных медицинских кадров на первый план выходит проблема воспитания не только образованного, но и мыслящего врача. Возможность освоения новых навыков начинающим доктором оценивается рядом компетенций при трансляции личного знания обучающего и заинтересованностью объекта в конечном результате познавательной деятельности. Перенос личностного знания представляет собой сложный многоэтапный процесс, подразумевающий реорганизацию поступающей информации с учетом индивидуальных особенностей характера и мировоззрения воспринимающего. Глубину изучения материала и успешность его реализации в дальнейшем будущем соотносят с интересом, обуславливающим, помимо сознательной фиксации данных, также и бессознательное закрепление, формирование которого может происходить еще в детском и подростковом возрасте. В последующем в медицинских образовательных учреждениях благодаря качественной работе преподавателей происходит целостное освоение парадигм диагностики и лечения заболеваний. В связи с малым количеством публикаций подобной тематики, данная проблема рассматривается впервые. Авторами в ходе данного исследования была поставлена цель изучения специфики взаимодействия преподавателя и ученика в
Molchanov I. P., Schavelev S. P.
Kursk State Medical University, Kursk, Russian Federation
Abstract:
Due to the increasing need to produce highly qualified medical personnel, the problem of training not only an educated, but also a thinking doctor comes to the fore in modern society. The possibility of mastering new skills by a future doctor is assessed by a number of competencies while passing the personal knowledge of the tutor and increasing the interest of the student in the result of cognitive activity. The transfer of personal knowledge is a complex multi-stage process, involving the reorganization of incoming information taking into account the individual characteristics of the personality and worldview of the perceiver. The depth of the material study and the success of its future implementation are correlated to the interest formed in childhood and adolescence, which determines conscious fixation of the data and its unconscious reinforcement as well. Subsequently, a comprehensive acquisition of the paradigms of diagnostics and treatment of diseases takes place in medical educational institutions thanks to the quality teachers' work. Due to the small number of publications on this topic, this problem is considered for the first time. In the course of this study, the authors set the goal of studying the specifics of the interaction between a professor and a student in an interactive format within the framework of intramural studies, the peculiarities of personal knowledge transmission, as well as the
интерактивном формате в рамках очного transference of patterns of aspiration for medical
обучения, особенности трансляции личностного activity. According to the results of the study it
знания, а также передачи паттернов стремления к was found out that the predisposition to medicine
медицинской деятельности. По результатам develops in families of medical workers since
исследования было установлено, что формирова- childhood. The crucial significance of teaching
ние предрасположенностей к медицине начина- staff in the process of the unconscious material
ется во врачебных семьях с самого детства. Доказа- learning in high medical school was proved and
на определяющая роль преподавательского the key role of personal knowledge as a basic
состава в процессе бессознательного усвоения phenomenon for the differential activities of a
материала в высших медицинских школах и physician was determined.
утверждено ключевое значение личностного знания как базового феномена для дифференциальной деятельности медицинского работника.
Ключевые слова:
личностное знание; медицина; семья; интерактивное обучение; преподавательский состав; мотивация
Keywords:
personal knowledge; medicine; family; interactive training; teaching staff; motivation
Актуальность
Врач является одной из ключевых и незаменимых профессий в современном обществе. Однако данная деятельность сопряжена с большими моральными и физическими усилиями, постоянным давящим чувством ответственности за жизни людей, колоссальным альтруизмом. Посредством межпоколенной передачи индивидуальных навыков и опыта людей, изучающих медицину, происходило формирование целых врачебных династий. С каждой эпохой знания наслаивались, и врачи становились все более и более образованными. Трансляция компетенций от учителя к ученику, от отца к сыну, при личном тесном общении давала свои плоды и позволяла взращивать молодых и талантливых специалистов [1, 2]. Личностное знание, которым владел наставник, невольно усваивалось учеником посредством особых форм понимания, тем самым создавая почву для развития юного медика. Каждый человек по мере своей социализации обладает и наполняет свой динамический запас сведений о структуре мироздания в целом и о себе — в частности [3, 4]. Поступающая информация сортируется и переоценивается индивидом с точки зрения его целей и восприятия собственной жизни, то есть адаптируется под индивидуальную матрицу мировоззрения своего носителя или же наоборот отторгается [5, 6]. Феномен личностного знания, представляющего из себя субъективно-объективную индивидуальную оценочную характеристику нашей реальности, формируемую посредством собственных представлений при условии сохранения факта истинности, недостаточно изучен на текущем этапе, однако имеет ключевое значения в процессах развития умений и способностей индивида [7-10].
Профессиональная деятельность различного рода требует знания разной глубины. Так, одной из самых сложных сфер, использующих максимальное количество
интеллектуальных и опосредованно интуитивных ресурсов, является медицина [11, 12]. Психологические паттерны родителей (их предпочтения, мысли, речь и желания) неявно транслируются на детей. Тем самым у ребенка, растущего во врачебной семье, со временем возникает бессознательное желание выбрать данную профессию, а в дальнейшем совершенствоваться в ней. Происходящая передача личностного знания от родителей к ребенку практически неуловима, однако имеет место быть [13-16]. На следующем этапе опытные и умные преподаватели высшей медицинской школы способны грамотно и профессионально довести материал до студента, оценить уровень его подготовки и способствовать совершенствованию [17]. В медицинском образовании огромная роль принадлежит личностному знанию. Преподаватели транслируют его студентам, ординаторам, чтобы вырастить достойных врачей, а студенты воспринимают это. Однако при отсутствии желания и должной самоотдачи личностное знание может «не усвоиться», тем самым старания наставника пропадают даром, поэтому столь важную роль в медицинском образовании играет полная самоотдача студента процессу обучения [18-20].
Цель
Исследование явления личностного знания и особенностей его трансляции и реализации в медицинском образовании и деятельности, а также связи между выбором ребенком специальности врача и степенью его осведомленности по медицинским вопросам, поднимаемым родственниками-врачами в семье.
Задачи:
1. Выявить аспекты специфики трансляции личностного знания в целом и во врачебной деятельности — в частности.
2. Определить наличие передачи психологических паттернов стремления к медицине от родителей к ребенку во врачебной семье.
3. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов с применением методов классической статистики.
Гипотеза
Предположение о том, что личностное знание представляет собой явление, фиксация научными приборами и рационализация существования которого пока невозможна, однако, передаваясь от человека к человеку, оно оказывает колоссальное влияние на формирование практических и теоретических навыков, а также воплощение в жизнь латентных паттернов профессиональной деятельности, возникших еще в детском возрасте за счет определенной атмосферы семейного быта.
Материалы и методы
В ходе исследования на базе 2 курса лечебного факультета Курского государственного медицинского университета было проведено анонимное анкетирование «Личностное знание врача и медицина как семейная традиция» с помощью платформы «Google Forms». При разработке анкеты были выделены два
блока: первый — позволяющий оценить степень реализации личностного знания в медицинских университетах, второй (доступный только при наличии родственников, относящихся к медицине) — дающий представление о влиянии семьи врачей на реализацию бессознательных паттернов стремления к медицине. Для исключения недостоверных данных в анкету был добавлен специальный вопрос, чтобы убрать из выборки или поставить под сомнение намеренно ложные ответы респондентов. Для интерпретации результатов применялось классификационное ранговое кодирование.
В анонимном анкетировании приняли участие 311 человек из числа студентов, обучающихся на 2 курсе лечебного факультета: 76,6% — женщины, 23,4% — мужчины. Средний возраст опрошенных среди женщин составил 18,84 ± 0,98 (min — 18 лет, max — 25 лет), среди лиц мужского пола 19,25 ± 0,44 (min — 18 лет, max — 22 года). Поскольку выборка мужчин и женщин неравномерна, то её разбор осуществлялся без разделения по полу.
Статистический анализ полученных данных проводился с помощью пакетов статистики Statistica 13.3 и MS Excel. В результаты исследования был включен анализ анкет: процентное соотношение показателей, а также количественный учет признаков.
Результаты и их обсуждение
Для досконального изучения феномена трансляции личностного знания и влияния семьи медиков на профессиональный выбор ребенка было организовано исследование, разделенное на изучение рядов аналитических характеристик. Сперва производилась обработка данных, полученных по параметру преимущественного мотивирующего фактора при выборе медицинской профессии, затем оценка связи поколений во врачебной деятельности и влияния бессознательных паттернов на формирование позиции по обучению в медицинском университете. Информация о распределении мотивирующих факторов для студентов при выборе карьеры врача представлена в таблице 1.
Таблица 1. Распределение мотивирующих факторов при выборе медицинской профессии
Мотивирующие факторы Абсолютное число участников,N Доля, %
Семейные традиции 29 9,3
Заинтересованность в высоком заработке 49 15,7
Желание в дальнейшем заниматься научной деятельностью, связанной с медициной 103 33
Советы родных или близких людей (друзей, знакомых) 72 23,1
Мечта стать врачом, сформированная в детском или сознательном возрасте 190 60,9
Гуманистические цели (желание помогать людям) 175 56,1
Моим родителям-медикам удалось заинтересовать меня именно в детском возрасте 1 0,33
Смерть близкого мне человека 1 0,33
В первую очередь студенты Курского государственного медицинского университета при выборе медицинского образования отдали предпочтение исполнению своей мечты, сформированной в сознательном или детском возрасте (60,9%). Гуманистическими целями при выборе профессии мотивировались 56,1%
опрашиваемых. Также высокий процент респондентов ориентировались на желание в будущем заниматься в научной сфере деятельности (33%). Так, не меньший интерес вызывает на первый взгляд относительно небольшой процент людей, выбравших медицину в качестве семейной традиции (9,3%). Однако в рамках курса полученный результат (29 человек) свидетельствует о наличии определенных паттернов, детерминирующих профессиональный выбор ребенка в семье медиков.
В таблице 2 представлена оценка связи взаимного влияния на выбор профессии врача таких факторов, как медицина, определяемая как семейная традиция, и отсутствие в семье людей, имеющих отношение к медицине, что позволяет нам получить информацию о корригируемости двух параметров относительно друг друга в формате данного исследования.
Таблица 2. Сравнение мотивирующих факторов при выборе медицинской профессии по количественному критерию
Мотивирующие факторы Врачевание как семейная традиция (I) (N = 159) Отсутствие врачей в семье (II) (N = 152)
Семейные традиции 17,61 0,65
Заинтересованность в высоком заработке 15 16,47
Желание в дальнейшем заниматься научной деятельностью, связанной с медициной 27,67 38,8
Советы родных или близких людей (друзей, знакомых) 28,93 17,1
Мечта стать врачом, сформированная в детском или сознательном возрасте 61,6 60,5
Гуманистические цели (желание помогать людям) 57,3 55,2
Моим родителям-медикам удалось заинтересовать меня именно в детском возрасте 0,62 -
Смерть близкого мне человека 0,62 -
Статистический анализ групп сравнения с применением и-критерия Манна-Уитни показал, что между двумя группами мотивирующих факторов при сравнении по признакам наличия и отсутствия медиков в семье разница статистически незначима, то есть весомых различий не обнаружено (иэмп = 15, р > 0,05).
Для дальнейшего изучения темы необходимо было проанализировать выборку и выделить студентов, имеющих в семье представителей медицины (врачи, медицинские сестры, фельдшеры). В результате проведенного опроса данные показали, что более 50% студентов имеют родственников, связанных с врачебной деятельностью (50,6%). В абсолютных числах на них приходится 159 человек.
Определенно наибольшая доля информации, получаемой человеком, происходит из его семьи, поэтому вопрос, указанный в нашей форме, ставится для четкого отражения степени ее влияния на формирование студентом паттерна предрасположенности к медицине еще в детском возрасте. Так, 191 опрашиваемый (61,5%) ответили, что обращали внимание на общение взрослых по медицинским вопросам, и 120 (38,5%) — что не придавали этому большого значения.
77
Для более точной оценки степени зависимости между двумя эмпирическими распределениями — студентами, имеющими родственников-медиков, и не имеющими таких родственников, — мы воспользуемся критерием Х2 Пирсона. Так, статистический анализ групп показал, что между наличием родственников, работающих в медицинской сфере, и степенью осведомленности и заинтересованности ребенка медициной была выявлена статистически значимая связь (х2 = 13,837, p < 0,001).
Одной из ключевых задач исследования было обнаружение факта передачи психологических паттернов стремления к медицинской деятельности в пределах семьи, поэтому среди студентов, имеющих родственников-медиков, мы провели опрос, результатом которого стали статистические данные, выраженные в относительных числах (рис. 1).
II П^кТИЧеСкИ БСМДЭ 1: Очень чьето
П В зависимости от случая, когда представляетсн удобная тМД№ разговора Редко
Арктически не о&щэешя на подобие тепы Рис. 1. Степень общения студентов на медицинские темы в семье.
Согласно приведенной на рисунке 1 круговой диаграмме, мы отчетливо видим, что преимущественно студенты общаются на медицинские темы, когда им представляется удобный случай (например, встреча с родственником-медиком) — 48% (90 человек). Однако достаточно внушительными являются данные, полученные от меньшинства, в расчёте на абсолютные числа 13 студентов практически все свое время посвящают разговорам на медицинские темы. Также 15% ответили, что общаются по вопросам медицины достаточно часто. Из полученных данных мы можем сделать выводы, что люди, в чьих семьях родственники-врачи пребывают постоянно (мамы, папы, бабушки и дедушки), общаются с ними на медицинские темы намного чаще. Однако студенты, которые находятся на расстоянии от своих близких из медицинской сферы, не могут многократно контактировать с ними, поэтому обсуждают интересующие нас вопросы только при личных или групповых встречах.
В ходе проведения исследования мы совершили попытку оценки влияния личностного знания на реализацию паттернов стремления к медицине, сформированных в детском возрасте (рис. 2).
Так, мы предположили существенное влияние личностного знания на реализацию паттернов стремления к медицине, сформированных в детском возрасте. Часть респондентов определили для себя высшей важностью в учебном процессе высокий
Рис. 2. Влияние методов подготовки на уровень знаний при обучении в высшей медицинской школе.
уровень самоподготовки — 64 студента (20,5%). Однако наибольшее количество опрашиваемых выбрало «качественное объяснение материала преподавателями на лекциях и практических занятиях» как самый действенный фактор формирования целостных и долговременных знаний в процессе обучения, что в очередной раз доказывает высокую ценность личностного знания в медицинском образовании, в том числе и по мнению 75,3% опрошенных студентов.
Для более высокой достоверности изучаемого параметра в опросе мы отразили такой фактор, как способность студентов фиксировать информацию, произнесенную преподавателем, латентно, бессознательно, то есть без явного проявления, и более 92,6% обнаружили у себя такое качество, что говорит о колоссальном влиянии личностного знания на процесс обучения.
Авторами в ходе работы был выдвинут гипотетический механизм передачи личностного знания в высших учебных заведениях. Так, основополагающим элементом трансляции и усвоения бессознательного знания является применение разнообразных методик взаимодействия студента и преподавателя (интерактивное обучение, мозговой штурм), а также закрепление изучаемой информации опосредованно эмоциональными переживаниям обучающихся (юмористическое сравнение относительно аспектов материалов занятия, интересная историческая справка). В результате чего в процесс запоминания происходит дополнительное включение нейронов круга Пейпеца и более длительная реверберация возбуждения, что способствует установлению связи гиппокампа с релевантными зонами неокортекса с объединением в общую нейросеть и создает предпосылки к успешной консолидации информации, как следствие — формированию долговременной памяти.
Выводы
Обобщая полученные результаты, можно подчеркнуть, что личностное знание — одно из ключевых явлений образовательного процесса, постоянно сопровождающее человека в течение всей жизни. Этот феномен имеет приобретенный характер, с
возрастом он лишь расширяется и реформируется, открывая субъекту новые возможности. Без сомнения, дети реагируют на общение взрослых генерацией бессознательных предрасположенностей, которые в зрелом возрасте могут перерасти в истинную сознательную любовь к своему делу.
1) Изучение передачи паттернов стремления к медицине с использованием критерия Пирсона дало положительные результаты и доказало наличие трансляции предрасположенностей к работе в медицинской сфере в семье от родителей к детям.
2) В дальнейшем процесс влияния личностного знания не прекращается и во время обучения в высшей медицинской школе. Так, посредством статистического исследования мы выяснили, что большая часть студентов, обучающихся на 2 курсе лечебного факультета Курского государственного медицинского университета, отдают предпочтение концентрации информации через личностное знание опытных и высокообразованных преподавателей, и лишь небольшая часть опирается на самоподготовку как основополагающий фактор образовательного процесса.
Доказательством наличия бессознательного усвоения материала выступил поражающий результат: более 92,6% студентов фиксируют информацию, не концентрируясь на ее запоминании, во время объяснения преподавателя.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Куксо К.А. Врач в полисе: коллективная рецепция медицинской практики в классической Греции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики. 2015. №56. С. 106-108.
2. Лисанюк Е.Н. Практическая аргументация и античная медицина // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2016. № 10. С. 227-259.
3. Шеина И.М. Роль фоновых знаний в понимании иноязычного текста // Вестник Поморского университета. 2009. № 6. С. 111-117.
4. Губанова Е.О. Неявное знание: сущность и виды // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 4. С. 253-256.
5. Baron J., Hollo J. Zeitshr. fur Sinnes physiologie. Hamburg: L. Voss; 1935.
6. Terence R. Consciousness and the brain: deciphering how the brain codes our thoughts // Neuropsycho-analysis. 2014. Vol. 16, № 2. P. 149-152. doi: 10.1080/15294145.2014.956209
7. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб.: Союз; 1997.
8. Полани М. Личностное знание: на пути к
REFERENCES:
1. Kukso KA. Doctor in polis: collective reception of medical practice in classical greece. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy Teorii i Praktiki. 2015;(56):106-8. (In Russ).
2. Lisanyuk EN. Practical argumentation and ancient medicine. Schole. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 2016;(10):227-59. (In Russ).
3. Sheina IM. Role of background knowledge in written discourse comprehension. Vestnik Pomorskogo Universiteta. 2009;(6):111-7. (In Russ).
4. Gubanova EO. Tacit Knowledge: Essence and Types. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2010;(4):253-6. (In Russ).
5. Baron J, Hollo J. Zeitshr. fur Sinnes physiologie. Hamburg: L. Voss; 1935.
6. Terence R. Consciousness and the brain: deciphering how the brain codes our thoughts. Neuropsychoanalysis. 2014;16(2): 149-52. doi: 10.1080/15294145.2014.956209
7. Piaget J. Judgement and Reasoning in the Child. Saint-Petersburg; 1997. (In Russ).
8. Polanyi M. Personal knowledge: towards a Post-critical Philosophy. Moscow; 2017. (In Russ).
80
посткритической философии. М.: Прогресс; 2017.
9. Бубнов А.Ю., Гребенщикова Е.Г., Щавелев С.П. Понятие вненаучного познания // Третьи Илиа-диевские чтения. 2000. № 1. C. 42-43.
10. Щавелев С. П. Духовная практика. К.: Изд-во КГМУ; 2017.
11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер; 2008.
12. Захарова Н.М. Мотивация абитуриентов к поступлению в медицинский институт как показатель готовности к обучению // Вестник СВФУ им. М.К. Аммосова. 2017. № 1. С. 112-116.
13. Задорова Ю.А., Куфтяк Е.В. Трансляция паттернов привязанности в поколениях семьи // Медицинская психология в России. 2017. № 9. С. 1-18.
14. Куфтяк Е.В. Семейно-поколенческое исследование: теория и практика // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. № 20. C. 64-68.
15. Мешков Н.И., Мешков Д.Н. Мотивация личности как ключевая проблема психологии // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 1. С. 37-43. doi: 10.15507/Inted.078.019.201501.03
16. Галныкина Е.А. Влияние семьи на выбор будущей профессии студентами медицинского факультета. В сб.: Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «Студенческая наука - 2019». СПб.; 2019. № 2. С. 380-381.
17. Крушельницкая О.И., Полевая М.В. Самореализация в понимании российских студентов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, № 1 (28). Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=420. С сыл ка активна на 13.10.2021. doi: 10.23888/humJ 2020179-90
18. Карпов А.О. Интегрированное знание в современной школе [Internet]. Доступно по: https://clck.ru/Y3Tev. Ссылка активна на 13.10.2021.
19. Польская Г.А., Польской В.С. Воспитание в системе образования высшей школы // Интегра-тивные тенденции в медицине и образовании. 2019. № 1. C. 88-92.
20. Польской В.С., Молчанов И.П. Роль интерактивного обучения в рамках воспитательно-образовательной деятельности высших учебных заведений // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2020. № 1. С. 111-117.
9. Bubnov AYu., Grebenshchikova EG., Shchavelev SP. Ponyatie vnenauchnogo poznaniya. Tret'i Iliadievskie Chteniya. 2000;(1):42-3. (In Russ).
10. Shchavelev SP. Dukhovnaya praktika. Kursk; 2017. (In Russ).
11. Jejdemiller JeG., Justickis VV. Psihologija i Psihoterapija Sem'i. Saint-Petersburg; 2008. (In Russ).
12. Zaharova NM. Motivacija abiturientov k postupleniju v medicinskij institute kak pokazatel' gotovnosti k obucheniju. Vestnik SVFU im. M.K. Ammosova. 2017;(1):112-6. (In Russ).
13. Zadorova JuA., Kuftjak EV. Transljacija patternov privjazannosti v pokolenijah sem'i. Medicinskaja PsihologijavRossii. 2017;(9):1-18. (In Russ).
14. Kuftjak EV. Semejno-pokolencheskoe issledovanie: teorija i praktika. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2014;(20):64-8. (In Russ).
15. Meshkov NI., Meshkov DN. Motivacija lichnosti kak kljuchevaja problema psihologii. Integracija Obrazovanija. 2015;19(1):37-43. (In Russ). doi: 10.15507/Inted.078.019.201501.03
16. Galnykina EA. Vlijanie sem'i na vybor budushhej professii studenta mimedicinskogo fakul'teta. In: Materialy vserossijskogo nauchno goforuma studentov s mezhdunarodnym uchastiem «Studencheskaja Nauka - 2019». Saint-Petersburg. 20 19;(2 ):380-1. (In Russ).
17. Krushelnitskaya OI, Polevaya MV. Selfrealization as interpreted by Russian students. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(1). Available at: http://humjoumal. rzgmu.ru/art&id=420. Accessed: 2021 October 13. (In Russ). doi: 10.23888/humJ 2020179-90
18. Karpov AO. Integrirovannoeznanie v sovremennojshkole [Internet]. Available at: https://clck.ru/Y3Tev. Accessed: 2021 October 13. (In Russ).
19. Pol'skaja GA., Pol'skoj VS. Vospitanie v sisteme obrazovanija vysshej shkoly. Integrativnye Tendencii v Medicine i Obrazovanii. 2019;(1):88-92. (In Russ).
20. Pol'skoj VS, Molchanov IP. Rol' interaktivnogo obuchenija v ramkah vospitatel'no-obrazovatel'noj dejatel'nosti vysshih uchebnyh zavedenij.
Integrativnye Tendencii v Medicine i Obrazovanii. 2020;(1):111-7. (In Russ).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Молчанов Илья Павлович — студент. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9397-9913. E-mail: ilya.mol46@yandex.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Ilya P. Molchanov — Student.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9397-9913.
E-mail: ilya.mol46@yandex.ru
Щавелев Сергей Павлович — доктор исторических наук, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3981-0396. E-mail: shhavelevsp@kursksmu.net
Sergei P. Schavelev — Dr. Sci. (Hist.), Dr. Sci. (Philosoph.), Professor, Head of the Department of Philosophy. ORCID: https://orcid.org/0 000-0003-3981-0396. E-mail: shhavelevsp@kursksmu.net
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 13.10.2021. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 01.02.2022. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.03.2022.
PAPER RECEIVED: 13.10.2021. PAPER REVISED: 01.02.2022. PAPER ACCEPTED: 01.03.2022.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Молчанов И.П., Щавелев С.П. Личностное знание врача и медицина как семейная традиция // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 1 (36). С. 7382. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=520. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/Ыт1202210173-82
FOR CITATION:
Molchanov IP, Schavelev SP. Personal knowledge of a doctor and medicine as a family tradition. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(1):73-82. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&:id=520. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ202210173-82