Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ И СТУДЕНТОВ-ПЕДИАТРОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ И СТУДЕНТОВ-ПЕДИАТРОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
454
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ / БУДУЩИЕ ПСИХОЛОГИ ОБРАЗОВАНИЯ / БУДУЩИЕ ВРАЧИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL TRAINING / STUDENTS / FUTURE PSYCHOLOGISTS OF EDUCATION / FUTURE DOCTORS / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Удалова Татьяна Юрьевна, Мордык Анна Владимировна, Иванова Ольга Георгиевна, Аринина Дарья Евгеньевна, Вишняков Игорь Августович

В статье представлен сравнительный анализ результатов исследования профессионально важных личностных качеств (интеллект, эмпатия, уровень субъективного контроля, совестливость, активность, общительность, невротизм, депрессия, психотизм, расторможенность, робость) будущих педиатров и психологов образования. Для анализа использована методика И.А. Вишнякова. Цель исследования: выявление сходства и различий степени сформированности данных качеств личности специалистов помогающих профессий. Это позволит корректировать образовательный процесс в ВУЗе по формированию данных качеств у будущих специалистов и повысить их личностную готовность к профессиональной деятельности. В исследовании были включены 96 студентов 3 курса ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» (специальность 31.05.02. «Педиатрия») и 76 студентов 3 курса ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (направление 44.03.02. «Психолого-педагогическое образование»). Анализ результатов показал, что студенты имеют средний уровень интеллекта, совестливости и невротизма, высокий уровень субъективного контроля, низкую и среднюю депрессивность. Для будущих психологов образования характерен более высокий уровень эмпатии и общительности, для врачей - расторможенности. Уровень робости и психотизма у студентов медицинского и педагогического вуза имеет оптимальные для профессиональной деятельности средние значения. Уровень личностной активности следует повысить респондентам обеих групп, так как это обеспечивает активное включение человека в новые межличностные и профессиональные отношения, которые позволяют осваивать новые виды деятельности и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Удалова Татьяна Юрьевна, Мордык Анна Владимировна, Иванова Ольга Георгиевна, Аринина Дарья Евгеньевна, Вишняков Игорь Августович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH ON PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES AT STUDENTS OF EDUCATION PSYCHOLOGISTS AND PEDIATRIC STUDENTS

The article presents a comparative analysis of the research results of professionally important personal qualities (intelligence, empathy, level of subjective control, conscience, activity, sociability, neuroticism, depression, psychotism, disinhibition, timidity) of future pediatricians and educational psychologists of education. The I.A. Vishnyakov methodology was used. The purpose of the study was to identify the similarities and varying stages of formation of these personality qualities of specialists in assisting professions. It will allow us to adjust the educational process of these qualities' formation in the university among future specialists and to increase their personal readiness for professional activity. Ninety-six 3rd year students of Omsk State Medical University (specialty 31.05.02 «Pediatrics») and seventy-six 3rd year students of Omsk State Pedagogical University (specialty 44.03.02. «Psychological and Pedagogical Education») took part in the study. Analysis of the results showed that students have an average level of intelligence, shyness and neuroticism, a high level of subjective control, low and moderate depression. Future education psychologists are more empathetic and sociable, and doctors are more disinhibited. The level of timidity and psychotism among students of a medical and pedagogical university has average values that are optimal for professional activities. The level of personal activity should be increased for respondents of both groups, as this ensures the active inclusion of a person in new interpersonal and professional relationships that allow them to master new types of activities and technologies.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ И СТУДЕНТОВ-ПЕДИАТРОВ»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

DOI:10.23888/humJ20203338-348

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ И СТУДЕНТОВ-ПЕДИАТРОВ

THE RESEARCH ON PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES AT STUDENTS OF EDUCATION PSYCHOLOGISTS AND PEDIATRIC STUDENTS

Удалова Т.Ю.1, Мордык А.В.2, Иванова О.Г.2, Аринина Д.Е.1, Вишняков И.А.1, Удалова Е.С.3

Омский государственный педагогический университет (1)

Омский государственный медицинский университет (2)

Омский государственный технический университет (3)

Аннотация:

В статье представлен сравнительный анализ результатов исследования профессионально важных личностных качеств (интеллект, эмпа-тия, уровень субъективного контроля, совестливость, активность, общительность, невротизм, депрессия, психотизм, расторможенность, робость) будущих педиатров и психологов образования. Для анализа использована методика И.А. Вишнякова. Цель исследования: выявление сходства и различий степени сформирован-ности данных качеств личности специалистов помогающих профессий. Это позволит корректировать образовательный процесс в ВУЗе по формированию данных качеств у будущих специалистов и повысить их личностную готовность к профессиональной деятельности.

Udalova T.Y.1, Mordyk A.V.2, Ivanova O.G.2, Arinina D.I.i, Vishnyakov I.A.1, Udalova E.S.3

Omsk State Pedagogical University (1) Omsk State Medical University (2) Omsk State Technical University (3)

Abstract:

The article presents a comparative analysis of the research results of professionally important personal qualities (intelligence, empathy, level of subjective control, conscience, activity, sociability, neuroticism, depression, psychotism, disinhibition, timidity) of future pediatricians and educational psychologists of education. The I.A. Vishnyakov methodology was used. The purpose of the study was to identify the similarities and varying stages of formation of these personality qualities of specialists in assisting professions. It will allow us to adjust the educational process of these qualities' formation in the university among future specialists and to increase their personal readiness for professional activity. Ninety-six 3rd year students of Omsk State Medical University (specialty 31.05.02 «Pediatrics») and

В исследовании были включены 96 студентов 3 курса ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» (специальность 31.05.02. «Педиатрия») и 76 студентов 3 курса ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (направление 44.03.02. «Психолого-педагогическое образование»). Анализ результатов показал, что студенты имеют средний уровень интеллекта, совестливости и невротизма, высокий уровень субъективного контроля, низкую и среднюю депрессивность. Для будущих психологов образования характерен более высокий уровень эмпатии и общительности, для врачей - расторможенности. Уровень робости и психотизма у студентов медицинского и педагогического вуза имеет оптимальные для профессиональной деятельности средние значения. Уровень личностной активности следует повысить респондентам обеих групп, так как это обеспечивает активное включение человека в новые межличностные и профессиональные отношения, которые позволяют осваивать новые виды деятельности и технологий.

seventy-six 3rd year students of Omsk State Pedagogical University (specialty 44.03.02. «Psychological and Pedagogical Education») took part in the study.

Analysis of the results showed that students have an average level of intelligence, shyness and neuroticism, a high level of subjective control, low and moderate depression. Future education psychologists are more empathetic and sociable, and doctors are more disinhibited. The level of timidity and psychotism among students of a medical and pedagogical university has average values that are optimal for professional activities. The level of personal activity should be increased for respondents of both groups, as this ensures the active inclusion of a person in new interpersonal and professional relationships that allow them to master new types of activities and technologies.

Ключевые слова:

профессиональная подготовка, студенты, будущие психологи образования, будущие врачи, профессионально важные качества.

Keywords:

professional training, students, future psychologists of education, future doctors, professionally important qualities.

Актуальность

В связи с гуманизацией современного общества все большее внимание уделяется процессу подготовки специалистов помогающих профессий, к числу которых относятся врачи и психологи. Профессиональная врачебная и психологическая деятельность имеют ряд общих специфических особенностей, таких как правильное выстраивание диалога с клиентом, умение понять чувства пациента, который находится в сложной жизненной ситуации, осознание своей ответственности перед клиентом и способность быстро найти правильный путь решения проблемы [1,2]. Именно для данных профессий, наряду с профессиональными знаниями и навыками, приобретают особую значимость личные черты самого специалиста, среди которых принято выделять профессионально-важные личностные качества (ПВЛК) - индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач [3,4].

И.А. Вишняковым разработана, методологически и теоретически обоснована методика, позволяющая диагностировать профессионально важные качества будущего психолога образования, определен оптимальный уровень их развития [5]. В процессе обоснования комплекта профессионально важных качеств психолога образования были

проанализированы содержания данных качеств, имеющиеся в работах отечественных психологов: А.К. Марковой [6], М.Р. Битяновой [7], Р.В. Овчаровой [8], Л.В. Темновой [9]. В результате анализа И.А. Вишняков выделил в структуре профессионально значимых качеств психолога образования три уровня: высший уровень - субъектно-деятельностные качества, средний уровень - личностные качества, нижний уровень -индивидные качества. В данной статье рассмотрен комплект качеств среднего уровня -личностных [5]. Данный комплект включает личностные качества, профессионально важные не только для психолога, но и для социального педагога, школьного учителя, врача, преподавателя вуза и некоторых других специальностей социальной направленности. В то же время, данный комплект дополняется специфичными для конкретных профессий личностными качествами. Например, для педагогов профессионально важным качеством является «дидактичность» как способность преобразовать информацию в форму, доступную для конкретного ученика.

В ходе работы над данной темой нам было интересно сравнить сходства и различия в степени сформированности качеств, входящих в комплект, у будущих педагогов-психологов и педиатров. Мы исходили из того, что существенных различий у психологов и врачей не должно быть, особенно в отношении коммуникативных способностей, способности проявлять эмпатию и организовать деятельность клиента. Если различия в уровне развития качеств у будущих психологов образования и будущих педиатров будут выявлены, то это определит задачи, встающие перед преподавателями вузов, по определению действий для соответствующего развития профессионально важных качеств будущих специалистов.

Н.В Яковлева отмечает, что «...для пациентов самыми значимыми характеристиками врача остались коммуникативно-технические и эмоционально-эмпатические характеристики» [10, с592]. Профессионально важные во врачебной практике качества описаны в работах А.Р. Ароян, А.И. Артюхиной, Е.В. Бондаренко, Б.А. Ясько и др. [11-13], а также зарубежных авторов: Д. Ирвин, Мэтью К. Виниа, Стивен Р. Лэтэм, Линда Л. Эмануэль [14,15]. Профессионально важные качества психолога рассматривали такие отечественные исследователи как М.К. Бапаева, В.И. Долгова, М.С. Жуматаева, Е.В. Пятницкая, В.К. Шаяхметова и др. [16-18].

Однако, большинство работ посвящено анализу отдельных профессионально важных качеств специалистов помогающих профессий, в нихне представлена сравнительная характеристика результатов исследования будущих педиатров и психологов образования.

Цель

Выявить и сравнить уровень развития профессионально важных качеств у студентов - психологов образования и педиатров. Анализ уровня развития профессионально важных качеств у студентов позволяет охарактеризовать эффективность образовательного процесса в вузе по формированию данных качеств в процессе профессиональной подготовки и степень личностной готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности. Конкретная характеристика данных

качеств у студентов позволит решить задачи по коррекции образовательных воздействий в вузе, если уровень развития личностных качеств окажется неоптимальным.

Задачи

1. Провести сравнительный анализ уровней интеллекта, эмпатии, субъективного контроля, совместимость, личностной активности, общительности в группах студентов медицинского и педагогического вузов.

2. Оценить выраженность невротизма и депрессии в группах студентов медицинского и педагогического вузов.

3. Проанализировать уровень психотизма, расторможенности, робости в группах студентов медицинского и педагогического вузов.

4. Разработать рекомендации по коррекции образовательного процесса для формирования необходимых личностных качеств для будущих специалистов помогающих профессий.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» (ОмГМУ) и ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (ОмГПУ). В исследовании приняли участие 172 человека: 1-ю группу составили 96 студентов ОмГМУ (специальность 31.05.02. «Педиатрия»), из которых28 (29,2%) мужчин, 68 (70,8%) женщин, средний возраст 21,5±0,3 лет; 2-ю группу - 76 студентов ОмГПУ (направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»), из которых 20 (26,3%) мужчин, 56 (73,7%) женщин, средний возраст 21,3±0,5 лет. Статистически значимых различий по полу (х2=0,68; р=0,171) и возрасту (1:=0,34; р=0,732) респондентов в группах сравнения не выявлено. В связи с тем, что к выполнению профессиональной деятельности предъявляются единые требования вне зависимости от пола, мы не будем в дальнейшем учитывать половую принадлежность при анализе результатов. Всем респондентам были разъяснены цели исследования, а также круг лиц, имеющих доступ к индивидуальным результатам опроса. Исследование проводилось на добровольной основе. Обязательным критерием участия в исследовании было подписание добровольного согласия.

В соответствии с целью исследования был использован тест-опросник для выявления уровня развития профессионально важных качеств у студентов помогающих профессий «12 Личностных Факторов студентов» (И.А. Вишняков, 2006). Данный тест построен на основе комплекта профессионально важных качеств личности психолога образования, разработанного И.А. Вишняковым. Тест позволяет выявить не только уровень сформированности указанных качеств у каждого студента, но и соотнести с «идеальным уровнем» данных качеств, оптимальным для специалиста, что требуется в данном исследовании. Методика позволяет проследить динамику формирования профессионально важных качеств личности начиная с абитуриента и до завершения профессиональной подготовки в вузе. Тест «12 ЛФ студентов» построен на основе 16-факторного личностного опросника Кеттелла, содержит три типа шкал допустимых качеств: 1-й тип - возрастающая шкала, в которой наиболее желательны наиболее высокие

значения по данной шкале, это интеллект, эмпатия, уровень субъективного контроля, совместимость, активность, общительность. 2-й тип - убывающая шкала, в которой наиболее желательны низкие значения по параметрам невротизм, депрессия. 3-й тип -шкала нормального распределения, в которой наиболее желательны средние значения показателей психотизм, расторможенность, робость. Результаты переводятся в стандартную шкалу стенайнов [5].

Статистическая обработка материала проведена с помощью методов вариационной статистики на основе анализа абсолютных и относительных величин с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0. Анализу результатов исследования предшествовало определение характера распределения (нормальное, отличное от нормального) величин показателей в группах. Рассчитывали показатели описательной статистики (M,a,m). Для сравнения количественных показателей в группах использован^критерий Стьюдента. Сравнения величин качественных показателей осуществляли с помощью критерия хи-квадрат (х2). Результаты считали статистически значимыми при р<0,05.

Результаты и их обсуждение

Самая важная характеристика, определяющая эффективность выполнения любой деятельности - интеллект. По результатам исследования показатели среднего арифметического по шкале интеллекта (Таблица 1) у студентов 1-й (6,89±1,82стенайнов) и 2-й (6,9±1,6стенайнов) групп достаточно близки (t=0,05853) и характеризует средний для данной социальной группы уровень. Однако в 1-й группе (педиатры) выявлено 13 (13,5%) респондентов с низким для студентов высших учебных заведений показателем интеллекта, во 2-й группе(будущих психологов) - 7(9%). Таким образом, данным студентам желательно заниматься интеллектуальным саморазвитием (тем более что оно не заканчивается в юношеском возрасте), в противном случае, в будущем специалисты не смогут справляться со своими профессиональными обязанностями.

Таблица 1

Результаты исследования профессионально важных качеств студентов медицинского и педагогического вузов

Шкала 1-я группа (М±у) 2-я группа (М±у) t- критерий Стьюдента

Искренность 6,79±1,81 7,2±1,61 1,495

Интеллект 6,89±1,82 6,9±1,6 0,059

Эмпатия 4,74±1,85 5,6±1,82 3,04459**

УСК 7,88±2,37 8,1±2,78 0,57219

Невротизм 6,4±3,07 6,5±3,15 0,31267

Психотизм 5,12±1,98 4,7±2,14 1,2649

Депрессия 4,5±2,38 5,2±2,17 1,95916*

Совестливость 3,49±1,67 3,7±1,66 0,677

Расторможенность 3,72±1,85 2,7±1,83 3,69827**

Активность 2,39±1,65 2,2±1,44 0,58788

Робость 2,08±1,65 2,4±1,7 1,088

Общительность 3,34±1,62 4±1,68 2,48486**

Примечание: ^различия значимы на уровне р>0,05; **различия значимы на уровне р>0,01

342

Способность к эмпатии, то есть пониманию эмоционального состояния другого человека, в частности, пациента/клиента, его чувств, слов, осознание переживаний и демонстрация этого понимания у будущих медиков (4,74±1,85 стенайнов) статистически значимо ниже (1=3,045), чем у студентов педагогического вуза (5,6±1,82 стенайнов). Наиболее благоприятный для выполнения профессиональной деятельности - высокий уровень эмпатии - имеется только у 20 (21%) студентов 1-й группы, и у трети респондентов по 2-й - у 25 человек (33%). Таким образом, повышение уровня эмпатии актуально для будущих педиатров (особенно для 41 (42,75%) с низким уровнем эмпатии) и не помешает обучающимся в педагогическом вузе (18 студентов или 23,68%).

Локус контроля у студентов 2-й группы (8,1±2,78 стенайнов) несколько более интернален в сравнении со студентами 1-й группы (7,88±2,37 стенайнов), но различия не значимы (1=0,572). Достаточно высокие показатели стандартного отклонения характеризуют обе группы как разнообразные по индивидуальным значениям. Высокие показатели по шкале субъективного контроля (наиболее соответствующие профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий) отмечены у 51 (53%) будущего педиатра и у 46 (61%) будущих педагогов-психологов. Таким образом, как студенты психологи, так и будущие врачи-педиатры возлагают ответственность за значимые события преимущественно на себя, но в группах сравнения присутствуют7 (7,29%) будущих медиков и 9 (11,84%) будущих психологов образования, не готовых нести ответственность не только за других, но даже за себя.

Студенты-педиатры (6,4±3,07 стенайнов) и студенты-педагоги-психологи (6,5±3,15 стенайнов) имеют достаточно близкий показатель по шкале невротизма (1=0,313). Невротизм - качество личности, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением и высоким чувством вины. При этом в обеих группах отмечается достаточно большой разброс индивидуальных показателей (самые высокие результаты стандартного отклонения). Для 32 (33%) студентов 2-й группы и 21 (28%) студента 1-й группы было характерно спокойствие, уравновешенность, решительность и уверенность (низкие значения по шкале невротизма). Высокие значения невротизма, то есть повышенная раздражительность и восприимчивость человека к происходящим событиям, выявлены у 10 (10%) медиков и у 12 (16%) психологов образования. Данным студентам необходимо освоить техники саморегуляции или получать другую специальность.

По шкале психотизма также можно заметить, что показатели 1-й (5,12±1,98 стенайнов) и 2-й (4,7±2,14 стенайнов) групп не имеют значимых различий (1=1,265;) и относятся к оптимальному уровню. Нормальные, средние значения по шкале отмечены у 40 (42%) студентов 1-й группы и у 31 (41%) студента во 2-й группе. Это означает, что для данной категории студентов характерно хорошее, богатое воображение, живость ассоциаций, оригинальность, реалистичность, хорошая переключаемость, отсутствие внутреннего напряжения, адекватность эмоциональных реакций. Однако у одного человека в группе будущих педиатров выявлен критически высокий показатель психотизма, что свидетельствует о его профессиональной непригодности по данной характеристике вследствие излишней фантазии и недостатка реалистичности, негибкости, субъективизма, эгоцентризма и эгоизма; у будущих психологов таких людей не выявлено.

Студенты 2-й группы (5,2±2,17 стенайнов) несколько более оптимистичны, чем в 1-й (4,5±2,38 стенайнов). Однако значимых различий в уровне депрессии нет (t=1,959). И хотя низкий показатель депрессии выявлен чуть более чем у половины (54%) будущих педиатров (52 человека) и у 29 (38%) будущих педагогов-психологов, необходимо восстанавливать «юношеский оптимизм» у современной молодежи.

Рассматривая шкалу совестливости как положительное духовно-нравственное качество личности, для которой характерна высокая чувствительность к нравственной стороне своих поступков, самокритичность, предъявление к себе самых высоких нравственных требований, добросовестность, честность необходимо отметить большую схожесть обследованных групп студентов по данной характеристике: в 1-й группе -3,49±1,67стенайнови во 2-й - 3,7±1,66 стенайнов (t=0,677), что может быть охарактеризовано как средний уровень совестливости. Высокий показатель, наиболее приветствуемый для данных профессий, отмечен в 1-й группеу 30 (31%) студентов, у 24 (32%) - во 2-й.

Студенты 1-й группы (3,72±1,85 баллов) были статистически значимо (t=3,698) более расторможенные по сравнению со студентами 2-й группы (2,7±1,83 стенайнов). Однако средние, наиболее благоприятные для профессии, значения отмечены у 53 (55%) 1-й группы, в то время как во 2-й - только у 32 (42%). Высокий уровень, который характеризуется достаточно высокой двигательной подвижностью, неусидчивостью, суетливостью, выявлен у 53 (55%) респондентов 1-й группы, в то время как во 2-й - только у 32 (42%). Таким образом, необходимо проводить воспитательную и психокоррекционную работу с будущими специалистами помогающих профессий для усиления у них сознательного контроля над произвольным поведением.

«Активность является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности. В обучении активность личности является одной из основных предпосылок достижения целей обучения и воспитания, общего и профессионального развития личности специалиста» [19, с.29].Современное студенчество характеризуется низкими показателями личностной активности: у будущих психологов (2,2±1,44 стенайнов) и у педиатров (2,39±1,65 стенайнов) различия по шкале не значимы (t=0,588). Высокой активностью характеризовались только 10 (10%) студентов в 1-й группе и 7 (9%) во 2-й. Необходимо повышать личностную активность современного студенчества, так как это обеспечивает более продуктивное и ускоренное включение человека в новые межличностные и профессиональные отношения, которые позволяют осваивать новые виды деятельности и технологий. Высокая личностная активность позволяет специалисту активно проявлять себя как личность, высказывая свое личное мнение и выражая личную позицию. Данное личностное качество является одной из основ профессионального развития специалиста.

Рассматривая такое важное качество личности будущего профессионала как робость, для которой характерны стеснительность, скованность в интерперсональных отношениях, среди педиатров и психологов образования значимых различий не выявлено (t=1,088). Уровень робости как в 1-й группе (2,08±1,65 стенайнов), так и во 2-й (2,4±1,7 стенайнов) был низкий. Это означает, что такие студенты смелы, решительны, склонны к риску, не теряются при столкновении с незнакомыми вещами и

обстоятельствами, решения принимают быстро и незамедлительно приступают к их осуществлению. Оптимальный средний уровень робости, обеспечивающий у врачей и психологов реализацию принципа «не навреди», характерен для 29 (30%) студентов 1-й группы и для 24 (32%) - во 2-й группе.

Более высокий уровень общительности имеют студенты 2-й группы (4±1,68 стенайнов), в отличии от студентов 1-й группы (3,34±1,62 балла) ^=2,485). Наиболее благоприятный для выполнения профессиональной деятельности высокий показатель можно наблюдать у 32 (42%) студентов 2-й группы, в то время как у студентов 1-й группы -только у 24 (25%).

Выводы

1. Обследованные студенты третьего курса обоих университетов имеют средний для современного студенчества уровень интеллекта.

2. По сравнению со студентами-педиатрами, студенты психолого-педагогического профиля статистически значимо более эмпатичны и общительны.

3. Студенты-педиатры статистически значимо более расторможены, что может помешать им в профессиональной деятельности, однако и среди будущих психологов есть люди, которым необходимо работать над преодолением расторможенности.

4. Как у будущих врачей-педиатров, так и у педагогов-психологов выявлены преобладание средних значений в уровне совестливости и невротизма, высокий уровень субъективного контроля, низкая и средняя депрессивность.

5. Уровень робости и психотизма у студентов медицинского и педагогического вуза имеет оптимальные для профессиональной деятельности средние значения.

6. Необходимо повышать уровень личностной активности современных студентов «.. .за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [19, с.29].

Воздействия преподавателей по формированию оптимального уровня профессионально важных личностных качеств у будущих психологов образования и педиатров необходимо корректировать, что позволит повысить личностную готовность специалистов к профессиональной деятельности. Об этом позволяют говорить полученные конкретные характеристики уровня развития личностных качеств будущих психологов образованияи педиатров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности. В кн.: Карпов А.В., ред. Психология труда. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС; 2003. С 120.

2. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК; 2003. С. 368-370.

REFERENCES:

1. Karpov AV. The concept of professionally important qualities of activity. In: Karpov AV, editor. Psihologija truda. Moscow: VLADOS-PRESS; 2003. P. 120. (In Russ).

2. Klimov EA. Professional Psychology: Selected Psychological Works. Moscow: Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: MODEK; 2003. P. 368-370. (In Russ).

3. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ; 1993.

4. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально важных качеств. Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ленинград; 1982.

5. Вишняков И.А. Акмеологическая концепция подготовки школьного психолога в вузе. Дис. ... д-ра психол. наук. М.; 2006.

6. Ляудис В.Я., Корж Н.Н., ред. Развивающаяся психология - основа гуманизации образования: материалы I Всероссийской научно-методической конференции, 19-21 марта 1998. М.: Российское психологическое общество; 1998.

7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство; 1998.

8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, Учебная литература; 1996.

9. Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования. Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.; 2001.

10. Яковлева Н.В. Конфликтный потенциал профессиональной медицинской деятельности: организационный и личностный аспекты // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7, №4(27). С. 583-596. Доступно по: http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=400. Ссылка активна на 20 мая 2020. doi:10.23888/humJ20194583-596

11. Ароян А.Р., Удалова Т.Ю., Мордык А.В,. и др. Профессиональное выгорание и эмпатия медицинских работников противотуберкулезных диспансеров // Курский научно-практический вестник: человек и его здоровье. 2017. №1. С. 124-129. doi:10.21626/vestnik/2017-1/22

12. Артюхина А.И., Бондаренко Е.В. Технология формирования профессионально-субъектной позиции у студентов медицинского вуза. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ; 2010. С. 125-126.

13. Ясько Б.А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача // Психологический журнал. 2004. Т. 25, №3. С. 71-81.

14. Irvine D. The performance of doctors: the new professionalism // The Lancet. 1999. Vol. 353. Р. 1174-1177.

15. Wynia M.K., Latham S.R., Kao A.C., et al. Medical professionalism in society // The New England Journal of Medicine. 1999. №341(21). P. 1612-1616.

16. Долгова В.И., Шаяхметова В.К. Формирова-

3. Derkach AA, Kuzmina NV. Acmeology: ways to reach the top. Moscow: RAU; 1993. (In Russ).

4. Marishchuk VL. Psychological foundations of the formation of professionally important qualities [dissertation]. Leningrad; 1982. (In Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Vishnyakov IA. Acmeological concept of training a school psychologist at a university [dissertation]. Moscow; 2006. (In Russ).

6. Liaudis VYa, Korzh NN, editors. Developing Psychology - the Foundation of the Humanization of Education: materials of the I All-Russian Scientific and Methodological Conference, March 19-21,1998. Moscow: Russian Psychological Society, 1998. (In Russ).

7. Bityanova MR. Organization of psychological work at school. Moscow: Perfection; 1998. (In Russ).

8. Ovcharova RV. Reference book of a school psychologist. Moscow: Education, Educational literature; 1996. (In Russ).

9. Temnova LV. Personal and professional development of a psychologist in the system of higher education [dissertation]. Moscow; 2001. (In Russ).

10. Yakovleva NV. Conflict potential of professional medical activity: organizational and personal aspects. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2019;7(4):583-96. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id = 400 Accessed: 2020 M ay 20. doi:10.23888/humJ20194583-596

11. Aroyan AR, UdalovaTYu, Mordyk AV, et al. Professional burnout and empathy of medical workers of TB dispensaries. Kursk Scientific and Practical Bulletin Man and His Health. 2017;(1):124-9. (In Russ). doi:10.21626/vestnik/ 2017-1/22

12. Artyukhina AI, Bondarenko EV. The technology of formation of a professionally-subjective position among students of a medical university. Volgograd: Publishing House of Volgograd State Medical University; 2010. P. 125-126. (In Russ).

13. Yasko BA. Expert analysis of professionally important qualities of a doctor. Psychological Journal. 2004;25(3):71-81. (In Russ).

14. Irvine D. The performance of doctors: the new professionalism. The Lancet. 1999;353:1174-7.

15. Wynia MK, Latham SR, Kao AC, et al. Medical professionalism in society. The New England Journal of Medicine. 1999;(341):1612-6.

16. Dolgova VI, Shayakhmetova VK. The formation of

346

ние профессионально важных качеств педагога-психолога. Челябинск: Издательство ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета; 2017.

17. Жуматаева М.С., Бапаева М.К. Профессионально-важные качества будущих психологов // Достижения науки и образования. 2015. №1(1). С. 58-61.

18. Пятницкая Е.В. Развитие профессионально важных качеств будущих психологов в процессе обучения в вузе // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2018. №2 (14). С. 76-79.

19. Крутова И.Ю. Субъектно-деятельностный подход к формированию познавательной активности студентов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. №1 (12). Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=192. Ссылка активна на 20 мая 2020.

20. Гарески И.В. Профессионально-социальная культура как нравственная основа деятельности врача // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. №2(13). Доступно по: http://humjoumaLrzgmu.ru/art&id=205. Ссылка активна на 20 мая 2020.

professionally important qualities of a teacher-psychologist. Chelyabinsk: Publishing House of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University; 2017. (In Russ).

17. Zhumataeva MS, Bapaeva MK. Professionally important qualities of future psychologists. Achievements of Science and Education. 2015;(1):58-61. (In Russ).

18. Pyatnitskaya EV. The development of professionally important qualities of future psychologists in the learning process at the university. Bulletin of the Saratov Regional Institute for the Development of Education. 2018;(2):76-9. (In Russ).

19. Krutova IYu. The subject-activity approach to the formation of cognitive activity of students. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2016;1(12). Available at: http://hum journal.rzgmu.ru/ art&id=192. Accessed: 2020 May 05. (In Russ).

20. Garesky IV. Professional and social culture as the moral basis of the doctor's activities. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2016. №2(13). Available at: http://hum journal.rzgmu.ru/ art&id=205. Accessed: 2020 May 05. (In Russ).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Удалова Татьяна Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры практической психологии, Омский государственный педагогический университет; 644099, Омск, набережная Тухачевского, д. 14. E-mail: udalova_tu@mail.ru

Мордык Анна Владимировна - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой фтизиатрии, фтизиохи-рургии и инфекционных болезней, Омский государственный медицинский университет; 644099, Омск, ул. Ленина, д. 12. E-mail: amordik@mail.ru

Иванова Ольга Георгиевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры фтизиатрии, фтизиохирургии и инфекционных болезней, Омский государственный медицинский университет; 644099, Омск, ул. Ленина, д. 12. E-mail: olga-ivanova1969@mail.ru

Аринина Дарья Евгеньевна - магистрант первого года обучения, Омский государственный педагогический университет; 644099, Омск, набережная Тухачевского, д. 14. E-mail: arinina.darya@bk.ru

Вишняков Игорь Августович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии, Омский государственный педагогический университет; 644099, Омск, набережная Тухачевского, д. 14. E-mail: vishia@omgpu.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Udalova Tatyana Yurievna - Candidate in Pedagogy Science, Associate Professor of the Department of Practical Psychology, Omsk State Pedagogical University; 14, Tukhachevsky Embankment, 644099, Omsk. E-mail: udalova_tu@mail.ru

Mordyk Anna Vladimirovna - Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Phthisiology, Phthisiosurgery and Infectious Diseases, Omsk State Medical University; 12, Lenin Street, 644099, Omsk. E-mail: amordik@mail.ru

Ivanova Olga Georgievna - Candidate in Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Phthisiology, Phthisiosurgery and Infectious Diseases, Omsk State Medical University; 12, Lenin Street, 644099, Omsk. E-mail: olga-ivanova1969@mail.ru

Arinina Daria Evgenievna - undergraduate of the first year of study, Omsk State Pedagogical University; 14, Tukhachevsky Embankment, 644099, Omsk. E-mail: arinina.darya@bk.ru

Vishnyakov Igor Avgustoviich - Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Practical Psychology, Omsk State Pedagogical University; 14, Tukhachevsky Embankment, 644099, Omsk. E-mail: vishia@omgpu.ru

347

Удалова Елена Сергеевна - студент второго года обучения, Омский государственный технический университет; 644050, Омск, пр. Мира, д. 11. E-mail: lena.serg650@gmail.com

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 22.03.2020. ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 01.09.2020.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Удалова Т.Ю., Мордык А.В., Иванова О.Г., и др. Исследование профессионально важных личностных качеств у студентов психологов образования и студентов-педиатров // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, №3(30). C. 338-348. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&ia=447. Ссылка активна на чч.мм.ггггг. doi:10/23888/ humJ20203338-348

Udalova Elena Sergeevna - Student of the two year of study, Omsk State Technical University; 11, Mira Avenu, 644050, Omsk. E-mail: lena.serg650@gmail.com

PAPER RECEIVED: 22.03.2020. PAPER ACCEPTED: 01.09.2020.

REFERENCE FOR CITING:

Udalova TJu, Mordyk AV, Ivanova OG. The research on professionally important qualities at students of education psychologists and pediatric students. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(3):338-48. Available at: http://humjournal.rzgmu. ru/art&id=447. Accessed: dd Month yyyy. doi:10.23888/ humJ20203338-348

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.