Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНОЕ САМОСТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ'

ЛИЧНОСТНОЕ САМОСТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТАНОВЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / САМОРАЗВИТИЕ / ВЕДУЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тодышева Татьяна Юрьевна

Проблема. Статья посвящена исследованию проблемы личностного самостановления будущих психологов. Для достижения успешности в профессиональной деятельности будущим психологам очень важно знать и оценивать личные ресурсы, ориентируясь на особенности личностного самостановления, чтобы, получая жизненный опыт, гармонично приближаться к оптимальным состояниям, гибко приобретать новые формы в процессе развития в период юношества, где сам процесс самостановления преображается в яркое и интенсивное действо, когда наступает гражданская зрелость и меняются социальные роли. Изменение социальных ролей, как правило, происходит гетерохронно, одни роли усваиваются раньше, другие позже, поэтому оценка личностью своих ресурсов зачастую проходит некорректно. Отмеченная специфика личностного самостановления в юношестве ставит вопрос о необходимости анализа личностного самостановления будущих психологов и описания ее типологических особенностей для формирования и развития профессиональных компетенций. Цель статьи - представление результатов исследования об особенностях личностного самостановления будущих психологов. Ме тодология исследования основана на материалах научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых по проблеме личностного самостановления. В качестве диагностических инструментов были использованы: методика «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI), копинг-тест Лазаруса, тест «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьева) (далее - СЖО), тест мотивации на достижение успеха Т. Элерса. При анализе эмпирических материалов применялся кластерный анализ (метод одиночной связи). Резуль та ты. Выделены значимые различия особенностей личностного самостановления у студентов с различными уровнями по общему показателю осмысленности жизни. У студентов с низким уровнем СЖО отмечена тенденция использования механизма защит «реактивное образование» и «замещение». Выявлено, что в группах студентов с высоким уровнем СЖО к 4-му курсу возрастает общая напряженность психологических защит. Установлено, что у студентов со средним уровнем СЖО процесс личностного самостановления характеризуется слабой связью психологических защит и копинг-стратегий. Отмечено, что на всех курсах будущие психологи с различными уровнями СЖО редко используют механизм защиты «отрицание». Заключение. Сделаны выводы, что результаты исследования свидетельствуют о необходимости развития технологий по работе с психологическими защитами в образовательном процессе будущих психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тодышева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

Statement of the problem. The article is devoted to the study of the problem of personal self-development of future psychologists. To achieve success in their professional activities, it is very important for future psychologists to know and evaluate their personal resources, focusing on the characteristics of personal self-development, so that, gaining life experience, harmoniously approach optimal states, flexibly acquire new forms in the process of development during adolescence, where the very process of self-formation is transformed into a bright and intense action, when civic maturity sets in and social roles change. Changing social roles, as a rule, occurs heterochronously, some roles are assimilated earlier, others later, therefore, an individual's assessment of his/her resources is often incorrect. The noted specificity of personal self-development in adolescence raises the question of the need to analyze the personal self-development of future psychologists and describe its typological features for the formation and development of professional competencies. The purpose of the article is to present the results of a study on the characteristics of the personal self-development of future psychologists. The methodology of the study is based on the materials of scientific works of Russian and foreign scientists on the problem of personal self-development. The following diagnostic tools were used: the Life Style Index (LSI) technique, Lazarus coping test, the Behavior Self-Regulation Style test (V.I. Morosanova), the Meaningful Orientation test (D.A. Leontiev) the test of motivation for achieving success by T. Ehlers. Cluster analysis (single link method) was used in the analysis of empirical materials. Research results. Significant differences in the characteristics of personal self-development among students with different levels in terms of the general indicator of life meaningfulness are highlighted. Students with a low level of life-purpose orientation (LPO) have a tendency to use the mechanism of protection, i.e., “reactive formation” and “substitution”. It was revealed that in groups of students with a high level of LPO, the overall tension of psychological defenses increases by the 4th year. It has been established that the process of personal self-development among students with an average level of LPO is characterized by a weak connection between psychological defenses and coping strategies. It is noted that in all courses, future psychologists with different levels of LPO rarely use the “denial” defense mechanism. Conclusion. It is concluded that the results of the study indicate the need to develop technologies for working with psychological defenses in the educational process of future psychologists.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНОЕ САМОСТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-62-4-371

УДК 159.9

ЛИЧНОСТНОЕ САМОСТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Т.Ю. Тодышева (Красноярск, Россия) Аннотация

Проблема. Статья посвящена исследованию проблемы личностного самостановления будущих психологов. Для достижения успешности в профессиональной деятельности будущим психологам очень важно знать и оценивать личные ресурсы, ориентируясь на особенности личностного самостановления, чтобы, получая жизненный опыт, гармонично приближаться к оптимальным состояниям, гибко приобретать новые формы в процессе развития в период юношества, где сам процесс самостановления преображается в яркое и интенсивное действо, когда наступает гражданская зрелость и меняются социальные роли. Изменение социальных ролей, как правило, происходит гетерохронно, одни роли усваиваются раньше, другие позже, поэтому оценка личностью своих ресурсов зачастую проходит некорректно. Отмеченная специфика личностного самостановления в юношестве ставит вопрос о необходимости анализа личностного самостановления будущих психологов и описания ее типологических особенностей для формирования и развития профессиональных компетенций.

Цель статьи - представление результатов исследования об особенностях личностного самостановления д будущих психологов. S

Методология исследования основана на материалах научно-исследовательских работ отечественных и ^ зарубежных ученых по проблеме личностного самостановления. В качестве диагностических инструментов ^ были использованы: методика «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI), копинг-тест Лазаруса, тест <i «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтье- G ва) (далее - СЖО), тест мотивации на достижение успеха Т. Элерса. При анализе эмпирических материалов применялся кластерный анализ (метод одиночной связи). О к

Результаты. Выделены значимые различия особенностей личностного самостановления у студентов с g ^ различными уровнями по общему показателю осмысленности жизни. У студентов с низким уровнем СЖО от- д Й

Гт~1 С

мечена тенденция использования механизма защит «реактивное образование» и «замещение». Выявлено, д S

что в группах студентов с высоким уровнем СЖО к 4-му курсу возрастает общая напряженность психологиче- Q

ских защит. Установлено, что у студентов со средним уровнем СЖО процесс личностного самостановления ха- 5] §

рактеризуется слабой связью психологических защит и копинг-стратегий. Отмечено, что на всех курсах буду- Р щ

щие психологи с различными уровнями СЖО редко используют механизм защиты «отрицание». О g

Заключение. Сделаны выводы, что результаты исследования свидетельствуют о необходимости разви- i_ и

тия технологий по работе с психологическими защитами в образовательном процессе будущих психологов. ^ W

Ключевые слова: самостановление, личность, студенты, саморегуляция, копинг-стратегии, психо- ^ щ

логические особенности, саморазвитие, ведущая потребность, ценности, смысл. О ^

-

Тодышева Татьяна Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии института и ^

психолого-педагогического образования, КГПУ им. В.П. Астафьева; e-mail: ttodisheva@mail.ru р£ W _ И С

Постановка проблемы. Анализ феноме- низации его природных, социальных, душевно-

на «личностное самостановление» не- психических, космических начал. Поэтому она ^^

изменно приводит к рассмотрению никогда не завершена, не определена, не зам- НН

огромного количества труднодифференцируе- кнута...» [Аскарова, Сабекия, 2015, с. 187]. Н"Н

мых понятий из различных областей социально- Одним из актуальных направлений исследо- ^Н

и

и

PQ

гуманитарных наук и теорий личности. Сама вания проблемы личностного самостановления сущность человека, как отмечают Г.Б. Аскарова и можно выделить направленность на самораз-Р.Б. Сабекия, «это становление, процесс гармо- витие, которую, по мнению В.И. Слободчикова,

можно определить как фундаментальную способность человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни [Слободчи-ков, 2017]. Определяя саморазвитие и самостановление одними из ведущих потребностей и целей человеческой жизни [Дегтярева, 2020], мы в этой статье особое внимание уделяем периоду юношества, где процесс самостановления преображается в яркое и интенсивное действо, когда наступает гражданская зрелость и меняются социальные роли. Изменение социальных ролей, как правило, происходит гетерохронно, одни роли усваиваются раньше, другие позже, поэтому оценка личностью своих ресурсов зачастую проходит некорректно.

Для достижения успешности в профессиональной деятельности будущим психологам очень важно знать и оценивать личные ресурсы, ориентируясь на особенности личностного самостановления, чтобы, получая жизненный опыт, гармонично приближаться к оптимальным состояниям, гибко приобретать новые формы в процессе развития. Л.В. Косикова и И.М. Кондакова приходят к выводу, что движущими силами самореализации и развития личности в юношеском возрасте становятся осмысленность жизни и формирование ценностей. Они пишут: «Ценности связаны с такими экзистенциальными вопросами, как смысл жизни. Юношескому периоду присущи размышления о том, что время необратимо и скоротечно, это заставляет задуматься над тем, как не прожить жизнь впустую, совершить как можно меньше ошибок» [Косикова, Кондакова, 2016, с. 73]. Отмеченная специфика личностного самостановления в юношестве ставит вопрос о необходимости анализа личностного самостановления будущих психологов и описания ее типологических особенностей для формирования и развития профессиональных компетенций.

Вышеизложенное определяет актуальность и цель статьи - представление результатов исследования об особенностях личностного самостановления будущих психологов.

Обзор научной литературы по проблеме. Личностное самостановление в XVIII в. (эпоха

Просвещения и романтизма) немецкими философами (И. Кант, И. Гердер, Ф. Шиллер) рассматривалось как процесс самопознания, когда человек осваивает общие способы человеческой деятельности (мышление, чувство, волю) через культурную деятельность. Ранее, в XVN-XVШ вв., по мнению М. Монтеня и Т. Кам-панеллы, на развитие личности влияла «трансцендентная» внешняя действительность, по утверждению Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо - «естественная» внешняя действительность, с точки зрения П. Гольбаха, К. Гельвеция и Д. Дидро - «социальная» действительность [Лайпанова, 2005].

В философской антропологии (М. Шелер, Г. Плеснер, Э. Кассирер) «объективным характером самостановления личности была не сколько установка на самоутверждение, сколько потребность активного и самостоятельного развития своих деятельностных сил средствами и способами культуры» [Лайпанова, 2005, с. 6].

Самостановление личности исследовалось в рамках характерологии (Л. Клагес, П. Ге-берлин), психоанализа (З.Фрейд), психологии индивидуальности (А. Адлер), гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу ). Автор экзистенциально-аналитической теории личности А. Лэнгле считал, что «состоявшееся самостановление означает бытие собой с чувством внутреннего согласия и с данным себе разрешением быть таким, какой я есть, несмотря на все отличия от других» [Лэнгле, 2009, с. 6].

К. Ясперсом, М. Хайдеггером, Ж.-П. Сартром разрабатывалась экзистенциальная концепция самостановления личности. Центральным тезисом этой концепции стало утверждение, что человек ищет подлинную жизнь и не может в ее поиске действовать только в рамках биологических потребностей. При реализации большого количества возможностей и идет развитие, происходит самостановление. Ю. Хабермас мыслил историю жизни процессом самостановления, «цель которого - осознание своих идентификаций, отчуждения, объективаций, заблокировавших путь к конституированию субъектом самого себя» [Букловский, 2009, с. 920].

Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм также указывали, что во время глубоких социальных перестроек и конфликтов процесс личностного становления протекает очень тяжело и трудно.

В философской антропологии (М. Шелер, Г. Плеснер, Э. Кассирер) «объективным характером самостановления личности была не сколько установка на самоутверждение, сколько потребность активного и самостоятельного развития своих деятельностных сил средствами и способами культуры» [Лайпанова, 2005, с. 6].

По определению отечественного философа В.А. Андрусенко, «самоопределение человека -объективный процесс его утверждения в жизни через развитие его природных, социальных и духовных качеств в направлении формирования собственного "Я" как самоценности, универсализации мироотношений, жизненной пластичности, максимальной защищенности, эффективной представленности в мире» [Стрелец, 2009, с. 22].

Ю.Ш. Стрелец считает самоопределение реальным процессом, состоящим из самонаблюдения, самооценки и самокоррекции [Стрелец, 2009]. Он высказывает мнение, что «полнота картины человеческого самоопределения должна включать в себя и сущность, и существование человека, и предпосылки (потребности, способности, культурные нормы), образующие систему отношений человек - мир, и реализацию этих отношений в деятельности) [Стрелец, 2009, с. 227].

Методологию исследования составляют научно-исследовательские работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме личностного самостановления.

Методы исследования. В исследовании особенностей личностного самостановления будущих психологов приняло участие 58 студентов направления подготовки «Практическая психология в образовании» КГПУ им. В.П. Астафьева, из них: 15 студентов 2-го курса, 26 студентов 3-го курса, 17 студентов 4-го курса.

Первоначально студенты всех курсов были разделены на группы по общему показателю осмысленности жизни: высокий, средний и низкий. По мнению Е.Л. Буслаевой, смысл жизни

в жизнедеятельности студентов «определяет и направляет активность личности на значимые ценности» [Буслаева, 2018, с. 310], поэтому его можно представить как системобразу-ющий компонент самостановления. Личностное самоопределение в нашем исследовании рассматривалось как процесс, в который входят саморегуляция, самоотношение, мотивация к успеху как контроль взаимосвязи с внешним миром и копинг-стратегии как эгопроцессы, направленные на оптимальную адаптацию к ситуации. Соответственно были подобраны диагностические методики: методика «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI), копинг-тест Ла-заруса, тест «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьева) (далее - СЖО), тест мотивации на достижение успеха Т. Элерса. При обобщении и анализе эмпирических материалов применялся кластерный анализ (метод одиночной связи Single Linkage).

Результаты. На первом этапе исследования были выделены на каждом курсе три группы по общему показателю осмысленности жизни: высокий, средний и низкий (с помощью теста СЖО). На 2-м курсе группу с низким уровнем СЖО составили 3 человека, группа со средним уровнем включала 9 человек, группа с высоким уровнем - 3 человека. На 3-м курсе в группу с низким уровнем СЖО вошло 6 человек, в группу со средним уровнем - 14 человек, в группу с высоким уровнем - 6 человек. На 4-м курсе группа с низким уровнем СЖО включала 5 человек, группа со средним уровнем - 9 человек, группа с высоким уровнем - 3 человека.

Далее проанализируем полученные результаты для высокого уровня СЖО.

Для студентов 2-го курса с высоким уровнем СЖО результаты кластерного анализа распределились следующим образом: 1-й кластер состоит из пунктов теста «Стиль саморегуляции поведения» и теста мотивации на достижение успеха Т. Элерса; 2-й кластер - пункты теста СЖО; 3-й кластер - пункты копинг-теста Ла-заруса, 4-й кластер - пункты методики «Индекс жизненного стиля».

< И

а

4

с

PQ

5 к

ш н S

и ^

д и К

0

1

к

ш

PQ Н

и fc с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

Рис. 1. Дендрограмма для студентов 2-го курса с высоким уровнем СЖО Fig. 1. Dendrogram for 2nd year students with a high level of life-purpose orientation

Рис. 2. Дендрограмма для студентов 3-го курса с высоким уровнем СЖО Fig. 2. Dendrogram for 3rd year students with a high level of life-purpose orientation

Для студентов 3-го курса с высоким уровнем СЖО следующие результаты кластерного анализа: 1-й кластер состоит из пунктов методики «Индекс жизненного стиля»; 2-й кластер -

пункты теста мотивации на достижение успеха Т. Элерса, пункты теста «Стиль саморегуляции поведения», пункты теста СЖО; 3-й кластер -пункты копинг-теста Лазаруса.

Рис. 3. Дендрограмма для студентов 4-го курса с высоким уровнем СЖО Fig. 3. Dendrogram for 4th year students with a high level of life-purpose orientation

Для студентов 4-го курса с высоким уровнем СЖО кластерный анализ показал: 1-й кластер составляют пункты теста «Стиль саморегуляции поведения», 2-й кластер - пункты теста мотивации на достижение успеха Т. Элерса, пункты методики «Индекс жизненного стиля», пункты теста СЖО, 3-й кластер - пункты методики «Индекс жизненного стиля», пункты копинг-теста Лазаруса.

Выявлено, что в группах студентов 2-4-го курсов с высоким уровнем СЖО существуют незначимые различия в процессе личностного самостановления. Группа 2-го курса характеризуется тем, что у респондентов саморегуляция тесно связана с мотивацией к успеху, а реализация копинг-стратегий тесно связана с такой

психологической зашитой, как «интеллектуализация», т.е. объяснение событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. У респондентов 3-го курса с высоким уровнем СЖО выражена явная связь, как и 2-го курса, мотивации к успеху и саморегуляции. У респондентов 4-го курса не отмечена связь мотивации к успеху и саморегуляции. Здесь мотив к успеху входит в кластер, который составляют смысло-жизненные ориентации и психологические защиты. Возможно, это связано с тем, что к 4-му курсу возрастает общая напряженность защит, поэтому в 3-м кластере налицо тесная связь психологических защит и копинг- стратегий.

Далее проанализируем полученные результаты для низкого уровня СЖО.

I

I

4

К m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

5 %

н Н и

рц

PQ К

0

1

к

£ PQ

Н

U

Рч

и ^

о

U

0

1

и

Рч

I

о

ё и

W

ь

[-4

с

W G

« S

X

Н

U

W

м

Рис. 4. Дендрограмма для студентов 2-го курса с низким уровнем СЖО Fig. 4. Dendrogram for 2nd year students with a low level of life-purpose orientation

Для студентов 2-го курса с низким уровнем СЖО результаты тестирования распределились следующим образом: 1-й кластер состоит из пунктов методики «Индекс жизненного стиля», 2-й кластер - пункты копинг-теста Лазаруса; 3-й

кластер - пункты теста «Стиль саморегуляции поведения»; 4-й кластер - пункты теста мотивации на достижение успеха Т. Элерса, пункты теста СЖО и пункт методики «Индекс жизненного стиля» «Реактивное образование».

Рис. 5. Дендрограмма для студентов 3-го курса с низким уровнем СЖО Fig. 5. Dendrogram for 3rd year students with a low level of life-purpose orientation

Для студентов 3-го курса с низким уров- ния»; 2-й кластер - пункты теста СЖО, пункты те-

нем СЖО результаты тестирования распредели- ста мотивации на достижение успеха Т. Элерса;

лись следующим образом: 1-й кластер состоит 3-й кластер - пункты копинг-теста Лазаруса, пун-

из пунктов теста «Стиль саморегуляции поведе- кты методики «Индекс жизненного стиля».

Рис. 6. Дендрограмма для студентов 4-го курса с низким уровнем СЖО Fig. 6. Dendrogram for 4th year students with a low level of life-purpose orientation

Для студентов 4-го курса с низким уровнем СЖО результаты тестирования распределились следующим образом: 1 кластер состоит из пунктов теста «Стиль саморегуляции поведения»;

2-й кластер - пункты теста СЖО, пункты теста мотивации на достижение успеха Т. Элерса, пункты методики «Индекс жизненного стиля»;

3-й кластер - пункты копинг-теста Лазаруса.

Как показал анализ, у групп с низким уровнем СЖО достаточно идентичный состав выделенных кластеров. Эти кластеры можно назвать «Саморегуляция», «Копинг-стратегии». Также для всех курсов оказался характерен кластер связи смысложизненных ориентаций и мотивации к успеху. Уточним, что на 4-м курсе в этом кластере отмечены психологические защиты «реактивное образование» и «замещение». Таким образом, к 4-му курсу будущие психологи с низким уровнем СЖО стремятся

свои подавленные негативные эмоции направить на более безопасный объект и трансформировать их в противоположные, социально одобряемые действия. Злоупотребление этим может в итоге привести к раннему эмоциональному выгоранию и профессиональной неуспешности.

Проанализируем полученные результаты для групп со средним уровнем СЖО, наиболее многочисленных на всех курсах.

Для студентов 2-го курса со средним уровнем СЖО результаты тестирования распределились следующим образом: 1-й кластер состоит из пунктов теста «Стиль саморегуляции поведения»; 2-й кластер - пункты теста СЖО, пункты теста мотивации на достижение успеха Т. Элерса; 3-й кластер - пункты копинг-теста Лазаруса, пункты методики «Индекс жизненного стиля».

О &

Щ

w PQ Н О

Рн <

>fw

tj г*

3

щ

£

а %

а т

2 К

i

w н

К

и

W

я

к

о

В

и щ

V К

ъ

I—

с

W

с

S X

Н U

W PQ

Рис. 7. Дендрограмма для студентов 2-го курса со средним уровнем СЖО Fig. 7. Dendrogram for 2nd year students with an average level of life-purpose orientation

Рис. 8. Дендрограмма для студентов 3-го курса со средним уровнем СЖО Fig. 8. Dendrogram for 3rd year students with an average level of life-purpose orientation

Для студентов 3-го курса со средним уровнем СЖО получено: 1-й кластер состоит из пунктов методики «Индекс жизненного стиля»;

2-й кластер - пункты копинг-теста Лазаруса;

3-й кластер - пункты теста «Стиль саморегуляции поведения»; 4-й кластер - пункты теста СЖО, пункты теста мотивации на достижение успеха Т. Элерса.

Для студентов 4-го курса со средним уровнем СЖО следующие результаты кластерного анализа: 1-й кластер состоит из пунктов копинг-теста Лазаруса; 2-й кластер - пункты методики «Индекс жизненного стиля»; 3-й кластер - пункты теста «Стиль саморегуляции поведения»; 4-й кластер - пункты теста СЖО, пункты теста мотивации на достижение успеха Т. Элерса.

Рис. 9. Дендрограмма для студентов 4-го курса со средним уровнем СЖО Fig. 9. Dendrogram for 4th year students with an average level of life-purpose orientation

Для студентов со средним уровнем СЖО значимые различия между кластерами не отмечены. Для всех групп оказались характерны отдельные кластеры саморегуляции и связи с СЖО с мотивацией к успеху. На 3-м и 4-м курсах выделены кластеры «Копинг-стратегии» и «Психологические защиты», на 2-м курсе копинг-стратегии и психологические защиты связаны между собой.

Установлено, что на всех курсах будущие психологи с различными уровнями СЖО редко используют механизм защиты «отрицание», т.е. допускают со стороны окружающих как позитивную, так и негативную оценку в отношении себя.

Также можно предположить, что будущие психологи, несмотря на направленность подготовки, недостаточно знают личностные ресурсы.

Заключение. Анализ результатов кластерного анализа позволил описать особенности личностного самостановления будущих психологов. Выделены значимые различия особенностей личностного самостановления у студентов с различными уровнями по общему показателю осмысленности жизни. У студентов с низким уровнем СЖО отмечена тенденция использования механизма защит «реактивное образование» и «замещение». Выявлено, что в группах студентов с высоким уровнем СЖО к 4-му курсу

0

1

X № 03 Е-

Ü Q-

<

о ^

3

W £

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4

С и

s

s $

M H

s

о

Рч

PQ

s

0

1

и

M F

s

b

и <

te m с

« s

E H

и

Щ PQ

возрастает общая напряженность психологических защит. Установлено, что у студентов со средним уровнем СЖО процесс личностного самостановления характеризуется слабой связью психологических защит и копинг-стратегий. Отмечено, что на всех курсах будущие психологи

с различными уровнями СЖО редко используют механизм защиты «отрицание».

Мы считаем, что результаты исследования свидетельствуют о необходимости развития технологий по работе с психологическими защитами в образовательном процессе будущих психологов.

Библиографический список

1. Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б. Самость человека и этапы его самостановления // Экономика и социум. 2015. № 1-1 (14). С. 186-189. URL: https://readera.org/read/140110616

2. Букловский С.Г. Диссоциированная личность в модусе самостановления (психоаналитический аспект) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11, № 4 (4). С. 920-924. URL: file:///C:/Users/tomar/Downloads/dissotsiirovannaya-lichnost-v-moduse-samostanovleniya-psihoanaliticheskiy-aspekt.pdfс

3. Буслаева Е.Л. Смысложизненные ориентации современных студентов // Психологические проблемы смысла жизни и акме: электр. сб. матер. XXIII Междунар. симпозиума. ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2018. С. 309-311. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=35270151

4. Голованова Н.Ф., Дерманова И.Б. Два проявления саморазвития личности: психолого-педагогический взгляд // Вестник Удмурского университета. Ижевск: Изд-во: УГУ. 2017. № 4, т. 27. С. 443-450. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dva-proyavleniya-samorazvitiya-lichnosti-psiholo-go-pedagogicheskiy-vzglyad

5. Голышева З.В. Динамика смысложизненных ориентаций (лонгитюдное исследование) // Психологические проблемы смысла жизни и акме: матер. XIV симпозиума. М.: ПИ РАО, 2009. С. 120-124. URL: https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XIV-simpozium.pdf

6. Дегтярева Г.И. Профессиональное саморазвитие // ЭНИГМА. 2020. № 27-3. С. 71-77. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=44263637

7. Дубровская Е.А. Понятие личности и ее самореализация в гуманистической психологии // Диспут плюс. 2014. № 9-10 (29). С. 54-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23143293

8. Дьячук А.А., Бочарова Ю.Ю., Климацкая Л.Г., Шпаков А.И. Особенности совладающего поведения студентов с различной академической успешностью // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022. № 2 (60). С. 132-150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48710517

9. Знаков В.В. Психология понимания мира человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2016.

10. Косикова Л.В., Кондакова И.М. Особенности самореализации в юношеском возрасте // Современные тенденции развития науки и технологии. Ртосв на/Д: Изд-во Южного федерального унта, 2016. № 11-13. С. 72-74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27676388

11. Лайпанова Ф.Х. Самостановление личности в культуре. Карачаевск: КЧГУ, 2005. 174 с.

12. Лебедев А.Н. Мотивация и психологические механизмы саморазвития личности // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН. 2017. С. 751-757. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30669958

13. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М.: Генезис, 2009. 70 с.

14. Романова Л.М. Саморазвитие и самообразование личности студента // Personal development: psychological foundations and social conditions: materials of the V International scientific conference. Изд-во: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2018. С. 22-25. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=32744423

15. Селезнева Е.В. Грани самосуществления: от самоотношения к самореализации: монография: М.; Берлин: Директо-Медиа, 2015. 404 с. URL: https://pps.ranepa.ru/Publication2/2015/d2d7bbbc-d0bf-e611-80d0-005056a06105/55f947312ebba.pdf (дата обращения: 12.04.2018).

16. Слободчиков В.И. Проблемы развития и воспитания личности в студенческом возрасте // Социальное воспитание. 2017. № 2. С. 4-9. URL: https://eJanbook.com/joumal/issue/301056

17. Стрелец Ю.Ш. Смысл жизни человека: от истории к вечности. Оренбург: Изд-во Оренбур. гос. ун-та, 2009. 540 с. URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/11340/1/3932_20131119.pdf

18. Тодышева Т.Ю. Одиночество в период ранней взрослости: матер. междунар. психол.-пед. чтений памяти Л.В. Яблоковой. Сер.: Современное психолого-педагогическое образование / Крас-нояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. С. 42-45. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=44606446

19. Фоминых Е.С. Взаимосвязь самоэффективности и жизненной позиции молодежи // Вектор науки ТГУ. 2020. № 2 (41). С. 55-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43076457

20. Akishina E.M., Olesina E.P., Mazanov A.I. Influence of competitive activity on the development of self-realization among adolescents // International Journal of Evaluation and Research in Education. 2022. Vol. 11, No 2. P. 927-935. DOI: 10.11591/ijere.v11i2.22361. URL: https://ijere.iaescore.com/index. php/IJERE/article/view/22361

21. Borokhovski E., Obukhova Yu.V. Emotional intelligence contributes to the feeling of self-realization: A case of Russian young adults // Russian Psychological Journal. 2021. Vol. 18, No 3. P. 54-69. <;

DOI: 10.21702/rpj.2021.3.4 W

H

22. Fedorova M.A., Tsyguleva M.V., Tsoupikova H.V., Efimenko I.N. Providing professional self-realization 5 for technical university students when teaching the humanities // Advances in Intelligent Systems and о Computing. 2019. Vol. 907. P. 23-30. DOI: 10.1007/978-3-030-11473-2_3 g-

23. Glavinska O.D., Ovdiyenko I.M., Brukhovetska O.V. et al. Professional self-realization as a factor in W the psychological well-being of specialists of caring professions // Journal of Intellectual Disability - О s Diagnosis and Treatment. 2020. Vol. 8, No 3. P. 548-559. DOI: 10.6000/2292-2598.2020.08.03.32 S

hH W

URL: https://www.academia.edu/68800481/Professional_Self_Realization_as_a_Factor_in_the_Psy- и g

nokaya-Krepkaia/6b8ee3a17427398889e1cc0ca68d722462b4aa6f

GQ r s

chological_Well_Being_of_Specialists_of_Caring_Professions H ^

24. Kudinov S.I., Kudinov S.S., Mikhailova O.B. et al. Different self-attitude indicators in students and their 53 S

self-realization in a university // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering W

and Education. 2020. Vol. 8, No 3. P. 47-59. DOI: 10.23947/2334-8496-2020-8-3-47-59. URL: https:// o O

l—i

www.semanticscholar.org/paper/Different-Self-Attitude-Indicators-in-Students-and-Kudinov-Kudino o 8

L U

S

y

v/0c42753a929ed922cc233779ccf9ee9ea10533e3 g

r S h

25. Odinokaya M., Krepkaia T., Sheredekina O., Bernavskaya M. The culture of professional self-realization gr s

as a fundamental factor of students' internet communication in the modern educational environment O P

M bs

of higher education // Education Sciences. 2019. Vol. 9, No 3. P. 187. DOI: 10.3390/educsci9030187. U S

S rrl

URL: https://www.semanticscholar.org/paper/The-Culture-of-Professional-Self-Realization-as-a-Odi- g C

« S

к

H

и

w

PQ

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-62-4-371

PERSONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

T.Yu. Todysheva (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. The article is devoted to the study of the problem of personal self-development of future psychologists. To achieve success in their professional activities, it is very important for future psychologists to know and evaluate their personal resources, focusing on the characteristics of personal self-development, so that, gaining life experience, harmoniously approach optimal states, flexibly acquire new forms in the process of development during adolescence, where the very process of self-formation is transformed into a bright and intense action, when civic maturity sets in and social roles change. Changing social roles, as a rule, occurs heterochronously, some roles are assimilated earlier, others later, therefore, an individual's assessment of his/her resources is often incorrect. The noted specificity of personal self-development in adolescence raises the question of the need to analyze the personal self-development of future psychologists and describe its typological features for the formation and development of professional competencies.

The purpose of the article is to present the results of a study on the characteristics of the personal self-development of future psychologists.

The methodology of the study is based on the materials of scientific works of Russian and foreign scientists on the problem of personal self-development. The following diagnostic tools were used: the Life Style Index (LSI) technique, Lazarus coping test, the Behavior Self-Regulation Style test (V.I. Morosanova), the Meaningful Orientation test (D.A. Leontiev) the test of motivation for achieving success by T. Ehlers. Cluster analysis (single link method) was used in the analysis of empirical materials.

Research results. Significant differences in the characteristics of personal self-development among students with different levels in terms of the general indicator of life meaningfulness are highlighted. Students with a low level of life-purpose orientation (LPO) have a tendency to use the mechanism of protection, i.e., "reactive formation" and "substitution". It was revealed that in groups of students with a high level of LPO, the overall tension of psychological defenses increases by the 4th year. It has been established that the process of personal self-development among students with an average level of LPO is characterized by a weak connection between psychological defenses and coping strategies. It is noted that in all courses, future psychologists with different levels of LPO rarely use the "denial" defense mechanism.

Conclusion. It is concluded that the results of the study indicate the need to develop technologies for working with psychological defenses in the educational process of future psychologists.

Keywords: self-development, personality, students, self-regulation, coping strategies, psychological features, leading need, values, meaning.

Todysheva Tatyana Yu. - PhD (Psychology), Associate Professor, Department of Psychology, Institute of Psychological and Pedagogical Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); e-mail: ttodisheva@mail.ru.

References

1. Askarova G.B., Sabekiya R.B. The self of man and the stages of his self-development // Ekonomika i sotsi-um (Economics and Society). 2015. No. 1-1 (14). P. 186-189. URL: https://readera.org/read/140110616

2. Buklovsky S.G. Dissociated personality in the mode of self-formation (psychoanalytical aspect) // Izvesti-ya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk (News of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences). 2009. Vol. 11, No. 4 (4). P. 920-924. URL: file:///C:/Users/tomar/ Downloads/dissotsiirovannaya-lichnost-v-moduse-samostanovleniya-psihoanaliticheskiy-aspekt.pdfc

3. Buslaeva E.L. Meaningful orientations of modern students. In: Proceedings of 23rd International symposium "Psychological problems of the meaning of life and acme". Moscow: FGBNU "Psychological Institute of the Russian Academy of Education", 2018. P. 309-311. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=35270151

4. Golovanova N.F., Dermanova I.B. Two manifestations of personality self-development: a psychological and pedagogical view // Vestnik Udmurskogo universiteta (Bulletin of the Udmursk University). 2017. No. 4, Vol. 27. P. 443-450. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dva-proyavleniya-samorazvitiya-lichnosti-psihologo-pedagogicheskiy-vzglyad

5. Golysheva Z.V. Dynamics of meaningful life orientations (longitudinal study). In: Proceedings of the 14th Symposium "Psychological problems of the meaning of life and acme". Moscow: PI RAO, 2009. P. 120-124. URL: https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XIV-simpozium.pdf

6. Degtyareva G.I. Professional self-development // ENIGMA. 2020. No. 27-3. P. 71-77. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=44263637

7. Dubrovskaya E.A. The concept of personality and its self-realization in humanistic psychology // Disput plyus (Dispute Plus). 2014. No. 9-10 (29). P. 54-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23143293

8. Dyachuk A.A., Bocharova Yu.Yu., Klimatskaya L.G., Shpakov A.I. Features of coping behavior in students with different academic success // KGPU im. V.P. Astafyeva (Bulletin of KSPU named after V.P. Astafyev). 2022. No. 2 (60). P. 132-150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48710517

9. Znakov V.V. Psychology of understanding the human world. Moscow: Institute of Psychology RAS, 2016.

10. Kosikova L.V., Kondakova I.M. Features of self-realization in adolescence // Sovremennye tendent-sii razvitiya nauki i tekhnologii (Modern Trends in Development of Science and Technology). 2016. No. 11-13. P. 72-74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27676388

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Laipanova F.Kh. Self-formation of personality in culture. Karachaevsk: KCHGU, 2005. 174 p. <;

PQ

12. Lebedev A.N. Motivation and psychological mechanisms of personality self-development. In: W

H

Fundamental and applied research of modern psychology. Results and development prospects / ^ Ed. by A.L. Zhuravlev, V.A. Koltsova. Moscow: Institute of Psychology RAS, 2017. P. 751-757. URL: u https://elibrary.ru/item.asp?id=30669958 ^

13. Langle A. Person. Existential-analytical theory of personality. Moscow: Genezis, 2009. 70 p. W

14. Romanova L.M. Self-development and self-education of a student's personality. In: Proceedings of the p s

o <j

5th International scientific conference "Personal development: Psychological foundations and social tf H

HH W

conditions". Prague: Vedecko vydavatelske centrum "Sociosfera-CZ, 2018. P. 22-25. URL: https://eli- pq g brary.ru/item.asp?id=32744423 H ^

15. Selezneva E.V. Facets of self-existence: from self-attitude to self-realization: monograph. Moscow; 53 § Berlin: Directo-Media, 2015. 404 p. URL: https://pps.ranepa.ru/Publication2/2015/d2d7bbbc-d0bf- W

e611-80d0-005056a06105/55f947312ebba.pdf (access date: 12.04.2018). o O

i—i

16. Slobodchikov V.I. Problems of development and education of personality in university student age // o § Sotsialnoe vospitanie (Social Education). 2017. No. 2. P. 4-9. URL: https://e.lanbook.com/journal/is- g ^ sue/301056

17. Strelets Yu.Sh. The meaning of human life: from history to eternity. Orenburg: Orenburg State Univer- O g sity, 2009. 540 p. URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/11340/1/3932_20131119.pdf

S rrl

18. Todysheva T.Yu. Loneliness in the period of early adulthood. In: Proceedings of the International psy- g R chological and pedagogical readings in memory of L.V. Yablokova. Series: Modern Psychological and Pedagogical Education. Krasnoyarsk: KSPU named after V.P. Astafyev, 2020. P. 42-45. URL: https:// ^^ elibrary.ru/item.asp?id=44606446

19. Fominykh E.S. The relationship between self-efficacy and the life position of youth // Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie (Science Vector of Togli-atti State University. Series: Economics and Management). 2020. No. 2 (41). P. 55-59. URL: https:// ^H elibrary.ru/item.asp?id=43076457

20. Akishina E.M., Olesina E.P., Mazanov A.I. Influence of competitive activity on the development of self-realization among adolescents // International Journal of Evaluation and Research in Education. 2022.

s к

и

w

PQ

Vol. 11, No 2. P. 927-935. DOI: 10.11591/ijere.v11i2.22361. URL: https://ijere.iaescore.com/index. php/IJERE/article/view/22361

21. Borokhovski E., Obukhova Yu.V. Emotional intelligence contributes to the feeling of self-realization: A case of Russian young adults // Russian Psychological Journal. 2021. Vol. 18, No 3. P. 54-69. DOI: 10.21702/rpj.2021.3.4

22. Fedorova M.A., Tsyguleva M.V., Tsoupikova H.V., Efimenko I.N. Providing professional self-realization for technical university students when teaching the humanities // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. Vol. 907. P. 23-30. DOI: 10.1007/978-3-030-11473-2_3

23. Glavinska O.D., Ovdiyenko I.M., Brukhovetska O.V. et al. Professional self-realization as a factor in the psychological well-being of specialists of caring professions // Journal of Intellectual Disability -Diagnosis and Treatment. 2020. Vol. 8, No 3. P. 548-559. DOI: 10.6000/2292-2598.2020.08.03.32 https://www.academia.edu/68800481/Professional_Self_Realization_as_a_Factor_in_the_Psycho-logical_Well_Being_of_Specialists_of_Caring_Professions

24. Kudinov S.I., Kudinov S.S., Mikhailova O.B. et al. Different self-attitude indicators in students and their self-realization in a university // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2020. Vol. 8, No 3. P. 47-59. DOI: 10.23947/2334-8496-2020-8-3-47-59. URL: https:// www.semanticscholar.org/paper/Different-Self-Attitude-Indicators-in-Students-and-Kudinov-Kudino v/0c42753a929ed922cc233779ccf9ee9ea10533e3

25. Odinokaya M., Krepkaia T., Sheredekina O., Bernavskaya M. The culture of professional self-realization as a fundamental factor of students' internet communication in the modern educational environment of higher education // Education Sciences. 2019. Vol. 9, No 3. P. 187. DOI: 10.3390/educsci9030187. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/The-Culture-of-Professional-Self-Realization-as-a-Odi-nokaya-Krepkaia/6b8ee3a17427398889e1cc0ca68d722462b4aa6f

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.