УДК 81'42
ББК 81.0
Я 14
Яблонская Л.В.
Преподаватель кафедры профессиональной педагогики, психологии и культурологии Государственного морского университета имени Адмирала Ф.Ф. Ушакова, соискатель кафедры французской филологии Кубанского государственного университета, e-mail:[email protected]
Личностно-тональный код как создание внешнего образа героя произведения
(Рецензирована)
Аннотация:
Даётся характеристика личностно-тонального кода, посредством которого происходит передача информации о внешнем образе героя произведения от автора текста читательской аудитории. Выделены и описаны параметры внешнего облика персонажа художественного текста. Показана разница между портретным текстом и портретным текстовым континуумом в художественной коммуникации. Установлено, что представленные параметры внешнего облика личности (описание лица, описание телосложения и описание одеяния) в своей совокупности и формируют в текстовом пространстве художественного произведения портретное изображение того или иного персонажа, каждый из выделенных параметров находит своё строго определённое автором произведения место в информационном материале литературного произведения, вступая в «игру» в определённой последовательности и очерёдности, что и создаёт в совокупности запланированный автором эффект воздействия на реципиента.
Ключевые слова:
Личность, портрет, текст, внешний облик, одеяние, телосложение, текстовый континуум, идейный фон произведения, главный герой, персонаж.
Yablonskaya L.V.
Lecturer of Department of Professional Pedagogics, Psychology and Cultural Science of the State Marine University named after Admiral F.F. Ushakov, competitor of French Philology Department, Kuban State University, e-mail:[email protected]
Personal and voice-frequency code as creation of an external image of the hero of work
Abstract:
The paper gives a characteristic of a personal and voice-frequency code by means of which information about an external image of the hero of work is transferred from the author of the text to reader's audience. Parameters of appearance of the character of the fiction text are allocated and described. The difference is shown between the portrait text and a portrait text continuum in art communication. It is established that the presented parameters of appearance of the personality (the description of the person, the description of a constitution and the description of an attire) in the set form the portrait image of this or that character
in text space of a work of art. Each of the allocated parameters finds its own place in yhe information material of the literary work, which is strictly determined by the author of work, entering «game» in a certain sequence, which creates in total the effect of impact on the recipient conceived by the author.
Keywords:
Personality, portrait, text, appearance, attire, constitution, text continuum, ideological background of work, main character, character.
Центральным системообразующим звеном любого коммуникативного процесса является языковая личность, представляющая собой определённый тип коммуниканта, обладающего культурно обусловленной ментальностью, картиной мира, системой ценностей, поведенческих и коммуникативных норм. Иными словами, личность была, есть и всегда будет концептуальным центром любой коммуникации [1: 191], а тем более художественной, представляющей собой общение посредством текста литературного произведения. Художественный текст вызывает в своём читателе определённые переживания и ощущения только благодаря созданию и презентации личностей своих героев, каждая из которых обладает своей энергетикой и своим информационно-эмоциональным полем. Презентация любого персонажа произведения начинается с вербально-знаковой символизации её физического портрета. Именно он даст читателю ту необходимую информацию о персонаже художественного текста, который фигурирует в текстовом пространстве данного литературного произведения как в качестве главного героя, так и в качестве второстепенного. Именно он выступит в качестве его знаковых параметров, неся определённую смысловую нагрузку и, являясь важным и значимым, выступит как часть единого художественного целого [2: 56]. Неоднородность и неоднозначность отображения человека (личности) на отдельных участках целого текста художественного произведения требует разработанности и разнообразия подходов к решению проблемы его портретной презентации. В этом смысле огромный инте-
рес вызывают те фрагменты текста, которые посвящены непосредственно описанию человека и презентации всех его портретных характеристик. Данные фрагменты квалифицируются в настоящей статье как портретная презентация личности или как портрет и именно они наглядно демонстрируют личностно-тональный код в текстовом пространстве художественного произведения.
Личностно-тональный код формирует первое впечатление о человеке на основе презентации, в первую очередь, его внешности, телосложения и манеры одеваться. Данные показатели позволяют реципиенту в общих чертах (внешне) представить себе того или иного героя произведения. Иными словами, личностно-тональный код представлен в рамках литературного произведения так называемым внешним обликом персонажа.
Напомним, что словесно-литературный портрет представляется одним из основных способов создания целостного образа того или иного персонажа. Описывая наружность героя, он являет собой «совокупность всех экспрессивных, говорящих моментов человеческого тела» [3: 26]. Каждый портретный фрагмент не случаен в рамках текстового пространства художественного произведения, он представляет собой определённую ступень раскрытия всего образа героя. Иными словами, являет собой определённый композиционный этап внешней характеристики персонажа.
Портрет персонажа художественного произведения складывается из нескольких параметров, каждый из которых открывает перед читателем ту или иную черту внеш-
него образа героя, что соответственно способствует раскрытию как его характера, так и замысла произведения в целом. Анализ портретных пространств различных героев самых разнообразных литературных произведений позволил выявить ряд самых разнообразных компонентов образа героя, которые в своей совокупности и создают образ определённой личности. Выделенные компоненты были сгруппированы нами в три основных раздела, каждый из которых включает в себя 20 базовых показателей, раскрывающих внешний облик: описание лица; описание телосложения; описание одежды.
Каждый из обозначенных разделов создаёт свои экспрессивно-смысловые оттенки представляемого автором образа персонажа, а в своём единстве они формируют целостное словесно-художественное единство, являющее собой словесно-художественное текстовое пространство портретного характера, обладающего смысловой связностью, целостностью картинного фрагмента и системностью текстового материала. Создание и функционирование словесно-литературного портрета в системе целостного текстового пространства значительного объёма имеет ряд особенностей.
Каждый из выделенных разделов следует рассматривать через призму текстового пространства художественно-литературного произведения.
Внешний портрет человека представляет собой, по мнению М.М.Бахтина, «совокупность всех экспрессивных, говорящих моментов человеческого тела» [3: 26]. Внешняя картинка человека создаётся, на наш взгляд, посредством трёх основных характеристик: описанием его лица, представлением его тела и презентацией его одежды. Если первая и вторая характеристики являются неизменными, то третья варьируется в зависимости от самых разнообразных параметров, начиная от погодных и возрастных зависимостей и заканчивая личностными пред-
почтениями и желаниями. Однако общая тенденция тяготения к тем или иным приоритетам в одежде преобладает у каждого человека практически всю жизнь, что позволяет выделить данную характеристику в самостоятельную и рассматривать её как одну из трёх составных частей внешнего облика человека.
Первым и практически самым главным показателем внешнего облика человека является его портретная характеристика, то есть описание его лица, включающее в себя 20 базовых показателей, представляющих основные элементы наружности личности. К ним относятся: лицо, глаза, брови, нос, переносица, зрачки, ресницы, уши, рот, зубы, скулы, щёки, лоб, подбородок, виски, борода, усы, волосы, цвет лица, мешки под глазами. Индексация каждого из обозначенных элементов определяет особенности портретного пространства личности, а разбросанность их по всему текстовому материалу художественного произведения или же собранность в одном текстовом отрывке создают определённый способ восприятия того или иного героя, что даёт автору возможность управлять вниманием аудитории и программировать адекватное восприятие заложенной в тексте информации. Например:
Широкоскулое, с точёным подбородком лицо Скарлетт невольно приковывало к себе взгляд. Особенно глаза — чуть раскосые, светло-зелёные, прозрачные, в оправе тёмных ресниц. На белом, как лепесток магнолии, лбу —две безукоризненно чёткие линии бровей стремительно взлетали косо вверх - от переносицы к вискам (Митчелл 1936: 17).
Вторым показателем внешнего облика человека является описание его телосложения, включающее в себя также 20 базовых показателей, представляющих основные элементы облика человека. К ним относятся: шея, плечи, руки, кисти рук, пальцы, ноги, живот, грудь (бюст), бёдра, колени, ступни, ягодицы, вес, рост,
телосложение, спина, осанка, талия, торс, возраст. Описание каждого из обозначенных элементов представляет собой в совокупности сложную портретную цепочку внешнего облика персонажа, позволяющую представить данный образ как единое целое, то есть увидеть личность в полном внешнем объёме. Данное описание также может быть как единым текстовым фрагментом, так и цепочкой текстовых характеристик, разбросанных по всему пространству художественного произведения. Например:
У Скарлетт была безупречная талия и отлично сформировавшийся для шестнадцати лет бюст (Митчелл 1936: 17).
Третьим показателем внешнего облика человека является описание его одеяния, включающее в себя также 20 базовых показателей, представляющих основные параметры одежды человека. К ним относятся: шапка (шляпа/шляпка), шарф, пальто (шуба), перчатки, костюм (платье), брюки (юбка), свитер (блузка, рубашка), воротник, куртка, сюртук, жилетка, пояс, каблук, колготки (чулки), носки, обувь (туфли, сапоги, босоножки), нижнее бельё, домашняя одежда, лента в волосах, украшения (для рук, шеи, запястья). Если речь идёт о второстепенном персонаже, появление которого является однократным, то естественно, что описание его одежды будет единым текстовым фрагментом, представляющим собой определённую характеристику внешнего облика как одного из компонентов его портретной характеристики. Например:
(1) Павел Петрович присел к столу. На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда, не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упирались в выбритый подбородок (Тургенев И.С. «Отцы и дети» 2000).
(2) На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху (Тургенев И.С. «Отцы и дети» 2000).
Если же речь идёт об одном из главных героев произведения, то описание его одеяния будет многократным, то есть будет представлять собой целую цепочку текстовых фрагментов, функционирование которой позволит автору донести до читателя манеру того или иного персонажа одеваться как одну из характеристик его внешнего облика.
Описание одежды человека в художественном тексте довольно часто даёт читателю возможность получить информацию о его социальном статусе. Данная информация поступает к реципиенту, как известно, посредством описания одежды и осанки персонажа, каких-то моментов его повседневной жизни, а также через живописное представление всего того, что окружает описываемого героя. Например:
(1) За оградой стоял миловидный мальчик, смуглый и загорелый от игр и гимнастических упражнений на воздухе, разодетый в шелка и атласы, сверкающий драгоценными камнями; на боку у него висели маленькая шпага, усыпанная самоцветами, и кинжал; на ногах были высокие изящные сапожки с красными каблучками, а на голове прелестная алая шапочка с ниспадающими на плечи перьями, скрепленными крупными драгоценным камнем. Поблизости стояло несколько пышно разодетых господ - без сомнения, его слуги (Твен, 1990: 13).
Приведённый пример наглядно (эксплицитно) демонстрирует высокий социальный уровень представляемого персонажа. Лексические единицы (шёлк, ат-
лас, драгоценные камни, самоцветы и т.д.) несут в себе определённую смысловую нагрузку, эксплицитно реализуя то содержание, которое необходимо автору текста для представления данного персонажа, а именно наглядной демонстрации высокого социального уровня и богатого материального положения.
(2) Рубаха его была такая же латаная и перелатанная, как и парус, а заплаты были разных оттенков, потому что недавно выгорели на солнце (Хемингуэй, 2004: 12).
Данный пример представляет довольно низкий социальный уровень персонажа. Лексические единицы (латаная, перелатанная, заплаты и т.п.) несут в себе эксплицитную информацию о бедном материальном положении персонажа.
Итак, основные элементы анализа внешнего облика человека, позволяющие реципиенту представить его себе (лицо, руки, тело, ноги, фигура, одежда и т.д.), позволяют читательской аудитории получить практически полную информацию о том, как выглядит тот или иной герой художественного произведения. Например:
...Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум... Его тёмно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа... (Тургенев, 2000: 54).
Отрывки из текстовых произведений различных писателей наглядно прописывают все детали внешности человека, давая реципиенту максимальную информацию о нём и позволяя представить его самым живописным образом.
Однако внешний облик - явление исключительно сложное и многоаспектное. Он может быть представлен как единым текстовым материалом, так и быть разбросанным по тексту всего литературного произведения. В первом случае мы
будем иметь дело с портретным текстом, а во втором с портретным текстовым континуумом. И тот и другой не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны, дополняют и конкретизируют друг друга. Портретный текст является базовой частью портретного текстового континуума.
Портретный текст целесообразно квалифицировать как материальный портрет, раскрывающий внешние и физические данные человека. Данное портретное описание чаще всего имеет один из трёх базовых слоёв: презентация лица, презентация физических данных человека или презентация его одежды.
Портретный текстовый континуум может иметь как один базовый слой, так одновременно и три базовых слоя и раскроет внешние, физические и социальные (на основе описания одеяния) данные человека, но не сразу, а в процессе развёртывания всего текстового материала.
Портретный текстовый континуум представляет собой довольно частотное явление, так как позволяет автору художественного произведения создать более яркую картину образа персонажа, подчеркнув в каждом из предлагаемых вниманию аудитории портретных текстов ту черту своего героя, на которую необходимо обратить наибольшее внимание. Многоплановая развивающая портретная зарисовка, представляющая собой поэтапное представление персонажа, помогает автору постепенно создать его целостный образ, являя собой логическое, последовательно развивающееся движение мысли. Реципиент постепенно открывает для себя в данном случае героя художественного произведения, воспринимая целостное через детали, компонуя которые автор направляет его восприятие. Портретные тексты - это своеобразные кванты, доли информации, из которых складывается целостная информационная картина, запланированная автором. Портретный текстовый континуум, конечно, не про-
сто механическое соединение портретных текстов, перечисление тех или иных физических качеств личности. Он един, прежде всего, по выраженному в нём авторскому восприятию своего героя. Разные в принципе портретные зарисовки физических качеств человека тесно объединяются благодаря единому тону автора и его неизменной позиции, лежащей в основе всего идейного фона произведения. Сказанное не означает, что герой физически не меняется в течение всего художественного времени текстового пространства. Сказанное лишь подчёркивает целостность авторского замысла, когда небольшие портретные зарисовки последовательно составляют единый каркас физического портрета персонажа.
Таким образом, представленные параметры внешнего облика личности
(описание лица, описание телосложения и описание одеяния) в своей совокупности и формируют в текстовом пространстве художественного произведения портретное изображение того или иного персонажа, представляющее собой внешнее его изображение и дающее аудитории полный внешний образ описываемой и представляемой Личности. Особенность каждого из разделов состоит в том, что каждый из них не является полным текстовым пространством. Каждый из выделенных параметров находит своё строго определённое автором произведения место в информационном материале литературного произведения, вступая в «игру» в определённой последовательности и очерёдности, что и создаёт в совокупности запланированный автором эффект воздействия на реципиента.
Примечания:
1. Грушевская Т.М., Фанян Н.Ю. Модулярный подход к анализу текста/дискурса: вклад женевской лингвистической школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2012. Вып. 2. С. 190-194.
2. Storti C. The Art of Crossing Cultures. Yamouth, ME: Intercultural Press, 1990.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 318 с.
4. Митчелл М. Унесённые ветром. М.: Правда, 1991.
5. Тургенев И.С. Отцы и дети. М.: Худож. лит., 2000. 320 с.
6. Хемингуэй Э. Старик и море. М.: Худож. лит., 2004. 60 с.
7. Твен М. Приключения Тома Сойера. М.: Худож. лит., 1990. 256 с.
References:
1. Grushevskaya T.M., Fanyan N.Yu. Modular approach to the text/discourse analysis: contribution of the Geneva linguistic school // Bulletin of the Adyghe State University. 2012. Iss. 2. P. 190-194.
2. Storti C. The Art of Crossing Cultures. Yamouth, ME: Intercultural Press, 1990.
3. Bakhtin M M. Esthetics of verbal creativity. M., 1979. 318 pp.
4. Mitchell M. Gone with the Wind. M.: Pravda, 1991.
5. Turgenev I S. Fathers and sons. M.: Khudozh. lit., 2000. 320 pp.
6. Hemingway E. The old man and the sea. M.: Khudozh. lit., 2004. 60 pp.
7. Twain M. The Adventures of Tom Sawyer. M.: Khudozh. lit., 1990. 256 pp.