Научная статья на тему 'Структурно-типологические особенности портретных описаний в художественном произведении'

Структурно-типологические особенности портретных описаний в художественном произведении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1680
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПОРТРЕТ / ЖАНР / ГЕРОЙ / ИЗОБРАЖЕНИЕ / СИМВОЛ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Невская Полина Вячеславовна

В тексте художественного произведения портретное изображение человека нередко перерастает свою изобразительную функцию и становится своего рода призмой и способом видения мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-типологические особенности портретных описаний в художественном произведении»

П. В. НЕВСКАЯ

СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОРТРЕТНЫХ ОПИСАНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

в тексте художественного произведения портретное изображение человека нередко перерастает свою изобразительную функцию и становится своего рода призмой и способом видения мира.

Ключевые слова: портрет, жанр, герой, изображение, символ.

Последние годы ознаменованы чрезвычайным интересом гуманитарных исследований к проблеме репрезентации человека в тексте художественного произведения. В современной науке портрет рассматривается как самый достоверный из жанров, который, благодаря присущей ему документальности, ведет к обусловленному эпохой художественному обобщению образа. Информация, которую реципиент считывает с портрета, адресуется к глубинным и тонким структурам психики, порождая сложные содержательные эмоции. В художественном тексте портретное изображение человека создается специфическими средствами, присущими стилю того или иного писателя.

Функции портретного представления человека в тексте множественны, портретная репрезентация зависит от личного авторского мировосприятия и его индивидуального языка, от стиля эпохи. В рамках конкретного художественного текста эти функции, как правило, сосуществуют, вытекая одна из другой и тесно взаимодействуя.

Автор может просто портретировать действительность, изображая необходимого ему персонажа, может сделать портрет символом, источником атмосферы всего произведения, знаком определенной эпохи. Портрет нередко играет роль детали, дополняющей представляемую действительность, а также отражающей внутреннее состояние того или иного героя. Иными словами, в литературном произведении это и форма постижения действительности, и характерная черта индивидуального стиля писателя, и средство характеристики того или иного образа персонажа в рамках данного художественного замысла, и символистическая схематизация фигуры героя, представленной в контексте эпохи, и типологизация личности в социокультурной динамике.

Автор может ввести в текст описание конкретного художественного полотна, изображающего определенного человека того или иного поколения (шедевр, созданный мастерством известного всему миру художника-портретиста), или дать свой собственный изобразительный ход в архитектонике произведения. И в том и в другом случае портрет будет выполнять важнейшую коммуникативную функцию, зависящую от назначения (социального заказа) или от собственного желания творца литературного произведения.

Портретное изображение человека в рамках художественного произведения как эксплицитно, так и имплицитно несет в себе информацию,

обусловленную позицией коммуникатора (писателя). Оно позволяет создавать контекст, ориентированный на реализацию определенных нравственных, психологических и мировоззренческих установок.

В качестве формы художественно-образного представления человека портрет есть проявление системности целостного текста на самом высоком уровне. Это результат интеграции всех частей данного литературного произведения, показатель смысловой завершенности, наилучший способ создания целостного образа литературного героя, преломляющий психологический, поведенческий, социальный, речевой и другие моменты его характеризации.

Рассредоточенное множество портретных фрагментов, представленных в данном литературном произведении, как и тесно скомпонованные группы художественных описаний, оформляется в смысловое единство, обеспечивающее связность и цельность всего текста.

Изучение феномена портрета в тексте художественного произведения заняло значительное место в работах А. Л. Светличной, И. В. Страхова, М. А. Тахо-Годи и других ученых.

Типологии портретов многочисленны и разнообразны. Е. В. Михайлова в своих исследованиях выделяет следующие критерии их классификации:

- содержание элементов (наполняемость);

- количество элементов ^-компонентность);

- их расположение в тексте (позиционирование);

- характер подачи портретной информации (типология портретов);

- наличие / отсутствие авторского комментария к портрету (авторский комментарий) [1].

Под наполняемостью портрета понимаются те его характеристики, которые подают внешность представляемого персонажа, манеру его поведения, жестикуляцию, мимику и т. д. Количество данных характеристик не является устоявшимся и твердо определенным.

^компонентность портрета определяется, по мнению Е. В. Михайловой, «количественным аспектом портретных описаний: минимизированный портрет (имя героя и наличие одного портретного признака), развернутый (представление двух и более деталей, характеризующих персонажа) и гипертрофированный (представление значительного количества портретных описаний) [2].

Позиционирование подразумевает расположение портретных характеристик в тех или иных частях текстового материала, т. е. архитектонику портретного описания представляемого персонажа.

С точки зрения восприятия портрета выделяют следующие его типы:

- портрет-описание, в котором с разной степенью полноты дается перечень портретных деталей и характера персонажа;

- портрет-сравнение, помогающий читателю ясно и четко представить себе внешность героя;

- портрет-впечатление, передающий определенное эмоциональное восприятие от внешности персонажа [3].

Структурные типы портрета подразделяют на концентрированный и деконцентрированный. Первый представляет собой «единичную портретную номинацию, которая не может воспроизводиться и дополняться в ходе развертывания текста» [4], второй - «неоднократно воспроизводимое в ходе текстового развертывания портретное единство, образующее цепочку, звенья которой имеют различную степень удаленности друг от друга», при этом «идентификация персонажа основана на повторяемости в звеньях портретной цепочки» [5]. Л. В. Серикова, рассуждая о портрете как определенной художественной форме литературного произведения и представляя его в качестве целостной системы взаимодействующих друг с другом компонентов - портретных характеристик, выделяет три вида портретной презентации персонажа. А именно, «внутренний человек» (презентация сущностных черт внутреннего мира героя), «медиальный человек» (форма взаи-мопритяжения внутреннего и внешнего человека, связанная с объективацией психофизиологических механизмов субъекта), «внешний человек» (материальная сторона бытования героя) [6].

Содержательная сложность портретных описаний и их типология очевидны и многоаспектны, поскольку портрет рассматривается в данном случае как текст в тексте - феномен, детерминированный не только законами текстообразования, но и принципами (закономерностями) литературной репрезентации одного художественного образа в композиционном единстве с другими. Значение портретирования в художественной литературе огромно: хороший портрет способен дать подлинно глубокое, а не поверхностное визуальное представление о человеке. Будучи гармонично организованным текстовым образованием, подчиненным главной тенденции, моделирующей данный художественный текст, портрет вычленяется как структурный элемент, обладающий собственными целями и задачами не только при презентации определенных героев произведения, но и при формировании текстового пространства в целом.

Функции портрета в художественном произведении многообразны, они определяют место и значение портрета в общей системе текста как базового элемента художественной коммуникации.

Литературный портрет представляет собой в актуальном для писателя плане определенный информационно-тематический материал, генезис

которого связан с отражением в языке некоторой объективной реальности. Как художественное средство он имеет три тесно взаимосвязанных функции, каждая из которых формирует определенный тип портретизации.

Первая, информационная, функция состоит в презентации материала, касающегося внешности представляемого героя, отражающей не только его анатомические характеристики, но и его функциональные и социальные признаки (физический, социальный, духовный портрет).

Вторая, оценочная, функция сводится к авторскому описанию представляемого персонажа (портрет-эмоция, портрет-оценка, портрет-характер).

Назначение третьей функции - аналитической

- есть анализ и комментирование действий персонажа (ситуативный портрет, портрет-жизнеописание, портрет-штрих).

Каждый писатель, создавая то или иное портретное описание, основывается на сущностных показателях бытия. Иными словами, представляемый автором герой оказывается либо реальной личностью, существовавшей в определенную историческую эпоху, либо вымышленным персонажем, который вводится в текст, но не имеет конкретного прообраза. Сказанное позволяет нам выделить два типа портретных описаний: реальный портрет и фантазийный портрет, каждый из которых выполняет свою особую функцию в рамках художественного произведения.

Первый представляет ту или иную историческую личность со своей смысловой системой, жизненными установками, ценностными ориентирами. Второй - вымышленную, обладающую личностными ориентирами, которые придумал автор (базирующимися не на исторических, а на самостоятельно предложенных автором мотивах и психологических решениях, соответствующих целям и задачам художественной коммуникации).

Рассмотрим каждую из обозначенных функций портрета, проанализировав выделенные нами типы.

Системообразующим звеном любого коммуникативного процесса является языковая личность

- тип коммуниканта, предопределенный культурно обусловленной ментальностью, картиной мира, системой ценностей, поведенческих норм. Иными словами, личность была, есть и всегда будет концептуальным центром любой коммуникации, тем более художественной, представляющей собой общение посредством текста литературного произведения. Художественный текст вызывает у читателя переживания и ощущения, вовлекая их в ауру «энергетики героя» (информационноэмоциональное поле). Презентация любого персонажа начинается с вербально-знаковой символизации его физического, социального и духовного портрета. Их совокупность дает читателю необходимую информацию о тех, кто действует в текстовом пространстве данного литературного произведения. Эти знаковые параметры несут конкретную смысловую нагрузку как часть художественного целого.

Неоднородность и неоднозначность отображения человека (личности) на отдельных участках текста художественного произведения требует разнообразия подходов к решению проблемы его портретной презентации. В этом смысле большой интерес вызывают те фрагменты текста, которые посвящены непосредственно описанию человека и всех его портретных характеристик. Они квалифицируются в настоящем исследовании как портретная презентация личности или как портрет.

Доминирующей при портретной презентации героя функцией является информационная. Она формирует первое впечатление на основе воссоздания внешности, манеры одеваться, стиля поведения, ценностных ориентиров, умения общаться с окружающими и т. д. Данные показатели позволяют реципиенту воспроизвести в сознании не только физический, но и социальный, и духовный портреты человека.

Физический портрет. Основные элементы анализа анатомических характеристик человека, позволяющие реципиенту представить его, - это лицо, руки, тело, ноги, фигура. Эти характеристики позволяют читательской аудитории получить практически полную информацию о том, как выглядит тот или иной герой художественного произведения. Физический портрет - явление исключительно сложное и многоаспектное. Он может иметь форму единого текстового материала или быть фрагментарно представленным в тексте всего литературного произведения. В первом случае мы будем иметь дело с портретным текстом, а во втором - с портретным текстовым континуумом. Они тесно взаимосвязаны, дополняют и конкретизируют друг друга. Портретный текст является базовой частью портретного текстового континуума.

Портретный текст целесообразно квалифицировать как материальный портрет, раскрывающий внешние и физические данные человека. То или иное портретное описание имеет два базовых слоя презентации - лица и физических особенностей человека.

Портретный текстовый континуум также имеет два базовых слоя и раскрывает внешние и физические данные человека, но не сразу, а в процессе развертывания всего сюжета.

Социальный портрет. Портретирование человека в художественном тексте довольно часто дает читателю возможность получить сведения не только о внешности представляемого персонажа, но и о его социальном статусе. Эта информация извлекается из описания одежды и осанки персонажа, отображения каких-то моментов его повседневной жизни, а также через живописное представление всего, что окружает героя. Социальный портрет, как правило, представлен посредством нескольких сюжетных компонентов, формирующих портретный текстовый континуум соответствующего уровня репрезентации персонажа.

Духовный портрет. Данный тип портрета есть описание ценностных приоритетов персонажа, т. е. ориентиров, которые им руководят при выполнении того или иного действия или поступка. Иными словами, писатель, представляя своего героя, стремится показать нам его поведение, определенный жизненный опыт и специфику личности, выстраивая его портрет через презентацию поведения, подразумевающего объективный процесс взаимодействия личности с окружающими ее индивидами.

Все они актуальны для портретирования героя и действительности в художественном произведении.

Литература

1. Михайлова Е. В. Дидактическая модель совершенствования речевых умений учащихся на материале словесного портрета как жанра //http:// www. novgorod.fio.ru.

2. Там же.

3. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998.

4. Малетина О. А. Типологии портрета в художественном дискурсе с точки зрения различных подходов // Актуальные проблемы коммуникации и культуры. М.; Пятигорск, 2008. С. 289.

5. Быкова И. А. Типология портрета персонажа в художественной прозе А. П. Чехова // Языковое мастерство А. П. Чехова. Ростов н/Д, 1990. С. 38-46.

6. Серикова Л. В. Портрет персонажа в прозе В. М. Шукшина: системное лексико-семантическое моделирование: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2006.

P. V. NEVSKAYA. STRUCTURAL-TYPOLOGICAL PECULIARITIES OF PORTRAIT REPRESENTATIONS IN FICTION

In the fiction the portrait representation of a human quite often not only plays its representational function but also becomes the prism and the way of world perception.

Key words: portrait, genre, character, representation, symbol.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.