Научная статья на тему 'Личностно-типологические свойства подростков зависимых от Интернета'

Личностно-типологические свойства подростков зависимых от Интернета Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
249
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-типологические свойства подростков зависимых от Интернета»

ЛИЧНОСТНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПОДРОСТКОВ ЗАВИСИМЫХ ОТ ИНТЕРНЕТА

Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Смирнова Е.А., Бабин А.А., Козлов И.А.

Московский государственный медико-стоматологический университет, кафедра психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии

Компьютерные технологии прочно вошли не только в профессиональную, но уже и в бытовую жизнь современного человека. В настоящее время 37-38% аудитории российского Интернета составляют именно лица молодого возраста (от 18 до 24 лет), при этом отмечается, что количество молодежи в Интернете растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп (РОЦИТ, 1999; Monitoring.ru, 2000), что обуславливает высокую вероятность риска формирования зависимости среди данной группы населения.

В процессе проведенного нами исследования выявлены характерные личностно-типологические свойств подростков, склонных к интернет-зависимости. Основываясь на полученных данных сравнения двух групп (склонных к интернет-зависимости и контрольной) был составлен портрет подростка, склонного к развитию Интернет-аддикции. Выявлено, что статистически значимые отличия среди подростков, склонных к интернет-зависимости наблюдаются по фактору поиска новых ощущений, показателей уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных навыков и умений. Поиск острых ощущений является одним из первичных, лежащих в основе формирования зависимого поведения. Обнаружено, что подростки контрольной группы демонстрируют более компетентный стиль общения, характеризующийся адекватным реагированием в ситуациях межличностного взаимодействия, удачным сочетанием допустимой агрессии и эмпатии, понимания другого человека. В группе склонных к Интернет-зависимости преобладает агрессивный стиль, характеризующийся повышенной тревожностью, уязвимостью и, как следствие, оборонительно-нападающей позицией, часто исключающей близость в общении. В группе склонных к интернет-зависимости наиболее часто встречается асоциальная стратегия преодолевающего поведения, включающая асоциальные и агрессивные действия. Данный стиль копинг-стратегии характеризуется импульсивностью и резкостью поведения, демонстрацией собственного превосходства над другими людьми, часто заниженной самооценкой. Такие подростки боятся сокращать дистанцию с окружающими. Человеческая близость несёт в себе угрозу. С этой точки зрения общение, опосредованное через Интернет существенно более безопасно, т.к. в любой момент участник беседы может решать, продолжать ему общение или прекратить. Также подростков, склонных к Интернет-зависимости, по данным теста Кетела, характеризует: эмоциональная отчуждённость (фактор А, р=0,001), неустойчивость эмоциональных проявлений, снижение способности управлять эмоциями и настроениями, находить им адекватное объяснение (фактор С, р=0,001), конформность поведения (фактор Е, р=0,009), зависимость от группы (фактор Р2, р=0,006), робость в межличностном общении, низкая стрессоустойчивость (фактор Н, р=0,003), повышенная степень озабоченности (фактор Б, р=0,001), склонность к чувству вины (фактор О, р=0,001). В группе для сравнения обнаружена тенденция к проявлению противоположных свойств. Таким образом, на основании проведённого исследования можно со статистической достоверностью говорить об особенностях эмоционально-волевой сферы, стилях межличностного взаимодействия, коммуникативных навыков, способах совладания со стрессовыми ситуациями подростков, имеющих риск формирования интернет-зависимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Стр. [135]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.