Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ САМОПОНИМАНИЯ "Я-ИДЕНТИЧНОСТИ"'

ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ САМОПОНИМАНИЯ "Я-ИДЕНТИЧНОСТИ" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПОНИМАНИЕ / САМООСОЗНАНИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИИ / САМООТНОШЕНИЯ / САМОПОЗНАНИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТРУКТУРА Я-КОНЦЕПЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Камчыбек Уулу Мырзабек

Данная статья посвящена анализу исследования и изучения самопонимания в психологии. Выделены новые подходы к данной проблеме и отражен теоретический анализ самопонимания «Я-Идентичности». В ней также рассматривается методологические основы и проблемы изучения самопонимания как в рамках западной, так и в российской традиций изучения феномена «самопонимания», проводится сравнительный (сопоставительный) анализ данных дефиниций, с выделением категории «Я» (Я как конструкта) и феномена «Self» / «Selbst» / сам и самости (англ. / нем. /русс. как местоимение и как существительное) для того чтобы, опираясь на условное разграничение понятий «Я» и «Сам», теоретически обосновать и содержательно раскрыть целостный феномен «самопонимания Я-Идентичности» как результата нахождения баланса между личной и социальной идентичностями человека в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL AND SOCIAL BALANCE AS A RESULT OF SELF-UNDERSTANDING OF “I-IDENTITY”

This article is devoted to the analysis of research and study of self-understanding in psychology. New approaches to this problem are highlighted and a theoretical analysis of the self-understanding of “I-Identity” is reflected. It also examines the methodological foundations and problems of studying self-understanding both within the Western and Russian traditions of studying the phenomenon of “self-understanding”, a comparative analysis of these definitions is carried out, with the allocation of the category of “I” (I as a construct) and the phenomenon of “Self” / “Selbst” / self and self (English / German / Russian as a pronoun and as a noun) in order, based on the conditional differentiation of the concepts of “I” and “Myself”, to theoretically substantiate and meaningfully reveal the integral phenomenon of “self-understanding of Self-Identity” as a result of finding a balance between personal and social identities of a person in modern society.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ САМОПОНИМАНИЯ "Я-ИДЕНТИЧНОСТИ"»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ/PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 159.9.07. https://doi.org/10.33619/2414-2948/89/56

ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ САМОПОНИМАНИЯ «Я-ИДЕНТИЧНОСТИ»

©Камчыбекуулу М., канд. психол. наук, Киргизский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан

PERSONAL AND SOCIAL BALANCE AS A RESULT OF SELF-UNDERSTANDING

OF "I-IDENTITY"

©Kamchybek uulu M., Ph.D., Kyrgyz National University J. Balasagyn,

Bishkek, Kyrgyzstan

Аннотация. Данная статья посвящена анализу исследования и изучения самопонимания в психологии. Выделены новые подходы к данной проблеме и отражен теоретический анализ самопонимания «Я-Идентичности». В ней также рассматривается методологические основы и проблемы изучения самопонимания как в рамках западной, так и в российской традиций изучения феномена «самопонимания», проводится сравнительный (сопоставительный) анализ данных дефиниций, с выделением категории «Я» (Я как конструкта) и феномена «Self» / «Selbst» / сам и самости (англ. / нем. /русс. как местоимение и как существительное) для того чтобы, опираясь на условное разграничение понятий «Я» и «Сам», теоретически обосновать и содержательно раскрыть целостный феномен «самопонимания Я-Идентичности» как результата нахождения баланса между личной и социальной идентичностями человека в современном обществе.

Abstract. This article is devoted to the analysis of research and study of self-understanding in psychology. New approaches to this problem are highlighted and a theoretical analysis of the self-understanding of "I-Identity" is reflected. It also examines the methodological foundations and problems of studying self-understanding both within the Western and Russian traditions of studying the phenomenon of "self-understanding", a comparative analysis of these definitions is carried out, with the allocation of the category of "I" (I as a construct) and the phenomenon of "Self' / "Selbst" / self and self (English / German / Russian as a pronoun and as a noun) in order, based on the conditional differentiation of the concepts of "I" and "Myself', to theoretically substantiate and meaningfully reveal the integral phenomenon of "self-understanding of Self-Identity" as a result of finding a balance between personal and social identities of a person in modern society.

Ключевые слова: самопонимание, самоосознания, саморегуляции, самоотношения, самопознания, идентичность, структура Я-концепции.

Keywords: self-understanding, self-awareness, self-regulation, self-attitude, self-knowledge, identity, structure of the Self-concept.

Только в рамках модели когерентности (внутренней согласованности, связности) возможно нахождение баланса между самопониманием личной и социальной идентичностей, результатом этого процесса будет развитие самопонимания Я-Идентичности. В модели

компенсации нахождение баланса между самопониманием личной и самопониманием социальной идентичности нарушено или крайне затруднено, что приводит к дисбалансу, рассогласованию, внутренней несоглассованности, то есть «Неидентичности», в противовес Я-Идентичности. Неидентичность проявляется в невозможности самопонимания своего «Я», с одной стороны, с другой стороны, в часто слепой принадлежности к той или иной группе людей, человек компенсирует свою неидентичность, благодаря целостности, связности определенной идеей группы. К сожалению, в экстремистких группах часто активное участие принимают именно люди с несформированным самопониманием «Я-Идентичности», поэтому изучение этого выделенного нами феномена заслуживает в настоящее время особого научного внимания.

Понятие самопонимание в психологии развития часто является синонимом Я-концепции и образа «Я». Закономерности развития самопонимания, рассмотренные в исследованиях данного направления рассматривают роль когнитивной саморепрезентации во всех ее формах в развитии личности.

В процессе эволюции человек осознал свое «Я» как некое образование, которое определяет его деятельность и жизнь. Как же оно формируется у конкретного человека? Своим формированием «Я» обязано наличию органов чувств и способности к познанию, которые позволяют человеку отделить свою физическую оболочку от других в собственном сознании. О том, что минимальное чувство «Я» есть у некоторых видов обезьян, свидетельствует остроумный эксперимент Гордона Гэллапа [1], известный под названием «зеркальный тест» (test mirror). Он помещал в клетку с обезьянами зеркало. Когда животные привыкали к нему, их на короткий срок усыпляли и наносили красную краску без запаха на бровь или на ухо. После пробуждения шимпанзе и орангутанги немедленно начинали касаться окрашенного места, а гориллы и многие другие виды обезьян не узнавали свое отражение в зеркале и окрашенное место не возбуждало их любопытства. Такое поведение дало исследователю право утверждать, что приматы обладают примитивной Я-концепцией, которая позволяет им отделять себя от других и узнавать в зеркале.

Подобный эксперимент был проведен и с детьми: им на нос наносили краску, а затем подносили к зеркалу. Выяснилось, что 75% детей проявляют беспокойство и начинают ощупывать свой нос в возрасте 21-25 месяцев, а 25% детей делают это в возрасте 9-12 месяцев [1].

Процесс развития «Я» ребенка - это длительный процесс накопления информации о себе, получаемой от других. Нам рассказывают, какого цвета у нас глаза и волосы, на кого из родителей мы похожи, учат говорить, сколько нам лет, и показывать число на пальцах. Нам говорят, где мы живем, кем приходимся нашим многочисленным родственникам, то есть с помощью внешней информации идет процесс первичной идентификации индивида, который позволяет ему вычленить свое «Я» и понять свою самость. При этом у него формируется образ себя, или то, что психологи называют Я-концепцией. Процессы самоосознания и самопонимания практически полностью социальны, даже в том случае, когда речь идет об интроспекции, то есть о наблюдении за собой, размышлении о своих мыслях, поступках и действиях. Они социальны потому, что мы думаем о себе, наблюдаем за собой и оцениваем себя с точки зрения, а главное — словами других людей. Все мы начинаем с того, чем мы были для других [2].

Ученые обращаются к изучению феномена «Я» как к одной из постоянно актуальных и наиболее сложных проблем. До настоящего времени вопрос о содержании понятий «Я-концепция» и «Я-Образ» окончательно не изучен и остается дискуссионным. Основателем понятия «Я-концепция» считают У. Джемса, который изучал структуру личности. Также свой

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89

вклад внесли в исследование содержания Я-концепции последователи У. Джемса, которые для этой содержательной области применили термин «Я-Образ». Многие ученые считают, что термины «Я-концепция» и «Я-Образ» абсолютно идентичны и являются синонимами в психологии. Они считают, что Я-Образ является ядром Я-концепции. В таком случае Я-концепция выступает совокупностью представлений индивида о самом себе, включающей в себя оценки и образ поведения, где образ и оценка своего «Я» рассматривается как поведенческая реакция, которая может быть вызвана Я-Образом (представления индивида о самом себе) [3].

Я-Образ в психологии рассматривается как результат самопознания, самоотношения и саморегуляции, выступая в когнитивном и эмоциональном компонентах.

В. М. Злобин отмечает, что Я-Образ — это установочный компонент самосознания, представляющий собой результат динамических процессов самопознания, самооценки, самоотношения, а также реализацию поведения и действий, на основе восприятия ожидаемого отношения значимых других [4].

По мнению И. В. Латыпова, в структуру Я-Образа необходимо включить еще экзистенциальное и рефлексивное Я. Экзистенциальное Я - это источник личной активности, точка осуществления выбора различных индентичностей. Рефлексивное Я выступает как основа самосознания, когда личность способна частично отчуждаться от своих индентичностей и рассматривать их со стороны [5].

Рассматривая теоретические подходы к понятию «Я-Образ», Блохина Т. С. отметчает, что Я-Образ — это обобщенное субъективное представление самопознания и самоотношения, объектом самовосприятия человека могут стать собственное тело, его умственные и физические способности, его отношения с окружающими и другие личностные представления. Анализируя функции, компоненты и структуру Я-концепции и Я-Образ, она отмечает, что различие между этими двумя понятиями заключается не в содержании, а в степени осознанности представлений о себе [3].

Совокупность образов окружающей действительности являются основой образа, или картины мира, существующей у человека. Совокупность представлений о себе складывается в Я-концепцию или Я-Образ, причем, в Я-Образ входят не только осознаваемые в данный момент личностные качества, мысли и переживания, но и бессознательные мотивы, стремления и представления о своих особенностях и характерных чертах.

Большая осознанность представлений о себе, своих способностях и потребностях, входящих в Я-концепцию, не означает, что ее содержание, так же, как содержание самосознания, полностью осознанно. Тот факт, что традиционно, Я-Образ связывается с глубинной психологией, а я-концепция — с гуманистической психологией, говорит о том, что различия между этими очень близкими (почти тождественными) понятиями не в содержании, но в степени осознанности представлений о себе - большей в Я-концепции, чем в Я-Образе.

Однако, и в том и в другом случае значительная часть содержания остается неосознанной — вообще или в конкретный период времени. Центром Я-Образа и Я-концепции является самооценка, которая может быть, как адекватной, то есть соответствующей истинным качествам, склонностям и способностям человека, так и неадекватной - завышенной или заниженной [3].

При этом, с точки зрения В. А. Янчука, Я-концепция — представляет собой только осознаваемые, фиксируемые человеком и выступающие для него в качестве ориентиров аспекты человеческой сущности для самооценки, саморазвития и т.п. [6].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89

Л. Г. Почебут под Я-концепцией понимает познанный аспект «Я», знание человека о себе как осознанное и артикулированное содержание «Я» на определенном этапе развития [2].

Поскольку Я-концепция включает в себя как модальное, реальное, так и идеальное «Я», к которому добавляются социальные «Я», проявляющиеся в различных актах взаимодействия и отношениях с другими, то следует говорить о структуре Я-концепции. В общих чертах процесс идентификации и первоначальная Я-концепция складываются в юношеском возрасте, когда сосредоточенность на себе наиболее сильна. Однако, будучи динамичным образованием, Я-концепция способна меняться, усложняться и развиваться в течение всей жизни [7].

Я-концепция — важнейший феномен социальной жизни индивида, поскольку с ее помощью каждый человек оценивает свои действия в отношении окружающих, занимает определенную позицию, планирует свое будущее, участвует в жизни сообщества. Формирование Я-концепции является результатом рефлексии, самопознания, а также появления образа «другого», в качестве которого чаще всего выступает сначала взрослый, а затем ровесник. С возрастом Я-концепция становится все более дифференцированной и индивидуализированной. Благодаря способности к самонаблюдению человек начинает осознавать себя в разных ролях, требующих разнообразных способностей и качеств личности.

Поэтому представление о себе из смутного и генерализованного становится все более четким и структурированным. При этом осознаются как общие, связывающие данного человека с другими людьми, так и те индивидуальные качества, которые делают его особенным и уникальным. Важным моментом является тот факт, что качества, на основании которых люди начинают судить о себе, первоначально чисто внешние. Так, ребенок сначала оценивает свой внешний вид, одежду, к подростковому возрасту оценивается и статусное место в группе, продуктивность деятельности. У взрослых людей важнейшими в структуре я -концепции становятся такие характеристики, как интеллект, чувство юмора, тревожность или уверенность в себе, эмоциональность и т. д.

Однако такая динамика развития я-концепции характерна не для всех людей, так как у некоторых рефлексия, стремление понять себя и свою сущность не только не развивается, но уменьшается с возрастом. Это связано и со стремлением вытеснить неприятные оценки, о чем упоминалось выше, и с отсутствием высокоразвитой способности к рефлексии, с направленностью на результат, а не на осознание процесса его достижения и с высоким темпом жизни, не оставляющим времени для размышлений. Часто стремление понять себя возвращается только в пожилом возрасте, что обусловлено желанием оценить прожитую жизнь, подвести итоги [7].

В. С. Агапов анализирует Я-концепцию как субъективную, осознанную динамическую структуру, в которой происходит развитие самопознания, самооценки, саморегуляции и образа Я. Само понятие «Я-концепция», по его мнению, — устойчивый динамический результат личностного развития человека в процессе социализации [8].

По мнению Е. В. Чернышевой, Я-концепция — это система самовосприятий, понимания, определения себя как субъекта, складывающаяся на основе интеракций с окружающей средой. Это — относительно устойчивая система выражения множественных Я, система установок, направленных на самого себя, включающая на разных уровнях своего проявления такие механизмы, как когнитивный, эмоциональный, волевой, поведенческий, психофизиологический [9].

В целом, в отечественной традиции под Я-концепцией понимается относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе [3].

В западной же традиции понятие «Я-концепция» определяется как многоаспектный феномен — как набор образов, схем, понятий, прототипов, теорий, целей или задач. С точки зрения российских и зарубежных ученых, Я-концепция — это не просто предмет самосознания (представление о себе), но и фактор в самореализации личности. Образ Я является частью Я-концепции, выступая в таких аспектах, как самоуважение, саморуководство, самопоследовательность, самопонимание, самоутверждение, самоизучение (близость к себе), самовнушение, ожидание положительного отношения от других, склонность к самообвинению. Несмотря на такое сходство самосознания (Я-концепция) и самоотношения (образ Я), все же следует разграничивать эти два понятия. Разделяя понятия «Я-концепция» и «образ Я», не следует забывать, что мы можем делать это только в понятийном аппарате, а в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны [3].

Наиболее часто ассоциируемым с Я-концепцией является понятие самость. Часто представленные попытки отождествления этих родственных понятий ошибочны [6].

Ошибочным здесь является также утверждение о самости как однородной, константной, полностью последовательной и унитарной категории [6].

Однако же и многоликость самости не должна преувеличиваться. Атрибуты, роли, мотивы и субъективные состояния изменчивы и все же принадлежат одной и той же самости, в силу чего ее можно определять как фундаментальное единство, включающее многообразие сторон. Термин «самость», или «Эго», был использован по отношению к: «внутренней природе», или «неотъемлемой природе» (essential nature) человека [10]; практике и содержанию самоосведомленности (Chein); индивиду, известному как индивид (Hilgard); совокупности аттитюдов, относящихся к «I», «Me» или «Mine», опыту [11]; индивидуальной идентичности и единству личностного характера [12], ряду мыслительных процессов, оперирующих в интересах способствования внутренним драйвам [13]; просто к личности; всеобщности представлений и чувств индивида по отношению к себе.

Многоаспектность использования термина «самость», его частое отождествление с понятиями «эго» и «Я-концепцией», находят свое отражение в существующих определениях.

По F. Bruno, самость: 1) являет собой уникальную человеческую сущность, представленную в пространстве и во времени; 2) представляет своеобразное эголичности; 3) представляет ощущение собственной идентичности, отражение собственного бытия на протяжении всей истории жизни человека [6].

Рассмотрение самости должно включать физическое тело, социально определяемую идентичность (то есть роли и взаимоотношения), личность и представления человека о самом себе (то есть Я-концепцию) (R. F. Baumeister), должно также пониматься как активный агент, принимающий решения, инициирующий действия [6].

В последние годы в западной психологической традиции принято определение самости как сложного, динамического единства, отражающего реализующееся поведение, опосредующее и регулирующего его. В российской традиции самость определяется как интегральная целостность, «одноличие», «подлинность» индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от других людей.

На взгляд В. А. Янчука наиболее полно оно представлено в концепции M. Rosenberg, частично знакомой читателю по работе И.С. Кона «В поисках себя: Личность и ее самосознание».

Американский психолог Маршалл Розенберг (М. Rosenberg) выделил пять параметров, характеризующих уровень развития самосознания [2].

1. Степень когнитивной сложности и дифференцированности образа «Я». Чем больше своих качеств человек осознает, чем сложнее и обобщеннее эти качества, тем выше уровень его самоосознания. Так же как и М. Розенберг, российские психологи считают, что степень когнитивной дифференцированности образа «Я» определяется эмоциональным отношением и характером связи с осознаваемыми качествами. Низкая дифференцированность характеризуется «сцепленностью», «слитностью» качества и его оценки, что делает образ «Я» чрезмерно «пристрастным», обусловливает легкость его дестабилизации и искажения под влиянием разного рода факторов.

2. Уровень развития самосознания. М. Розенберг выделил степень отчетливости, выпуклости образа «Я». Каждому человеку свойственны самонаблюдение и анализ, которые определяют субъективную значимость и содержание образа «Я». Степень отчетливости и выпуклости зависит от уровня развития рефлексии и субъективной оценки тех или иных качеств.

3. Степень внутренней цельности, последовательности образа «Я», что определяется степенью противоречивости или несовместимости отдельных его качеств, степенью несовпадения реального и идеального образа «Я».

4. Степень устойчивости, стабильности образа «Я» во времени.

5. Степень самопринятия, положительное или отрицательное отношение к себе, эмоциональная оценка себя [2].

Самоосознание по Л. Г. Почебут — это способность человека наблюдать и понимать себя как действующего, мыслящего и чувствующего субъекта, оценивать себя, учитывая мнения других людей [1].

Процесс самосознания длится всю жизнь, но особенно интенсивно протекает в подростковом и юношеском возрасте. Человеку важно определиться: кто я сейчас? кем собираюсь стать? Второй вопрос имеет особенное значение, поскольку все мы живем в обществах, которым присуща социальная стратификация, имущественное неравенство, разная степень доступности образования, культурные и этнические различия. Все это приводит к необходимости для растущего человека идентифицировать себя в этом мире.

В подростковом и юношеском возрасте процесс самоосознания становится ключевой проблемой развития, резко возрастает интерес к себе, а растущий человек пытается ответить на вопрос «кто я?» Подростки начинают писать дневники, в которых описывают как внешние события, так и собственные позиции, мысли, чувства. Они формируют отношение к другим, объясняют для себя и оправдывают в собственных глазах те или иные слова и поступки.

Подростки часами рассматривают себя в зеркало, корчат «рожи», а на самом деле учатся придавать своему лицу нужное мимическое выражение по тому или иному поводу, произносят героические монологи и ведут мысленно бесконечные беседы и споры с воображаемыми собеседниками. В своей знаменитой книге «Идентичность, юность и кризис», изданной в 1968 г., Э. Эриксон поставил в основу своего учения то, что, по мнению большинства ученых, является скорее аутентичностью, то есть подлинностью собственного существования [12].

В. А. Янчук рассматривает самость как системообразующее ядро личности. Понимание категории самости связано в работах В. А. Янчука с необходимостью рассмотрения социально определяемой идентичности (включая роли и взаимоотношения) самой личности во всем многообразии ее содержания и проявлений, знаний о собственной самости (то есть Я-концепции) и др. [6]. Категория самости является предметом рассмотрения во многих

парадигмальных системах координат, традиций и школ. Это обусловлено тем, что в каждой из них человеческая самость выступает в качестве системообразующей категории, на которой строится вся концептуальная схема теоретических представлений. Без наличия категории, имеющей непосредственное отношение к человеку со всей совокупностью его жизненных проблем, теоретическая конструкция становится чисто умозрительной.

Таким образом, подводя итог проведенному нами теоретическому анализу основных понятий, встречающихся в рамках раскрытия темы нашего исследования [14], были рассмотрены самопонимание, самоидентичность, самосознание, самость как процессуальные характеристики, а Я-Идентичность, Я-Концепция и Я-Образ как результат этих процессов, при этом хотелось бы здесь еще раз повторится - это условное деление, необходимое нам для построения модели самопонимания «Я-Идентичности» как процесса и результата нахождения баланса между личной и социальной идентичностями человека [15].

Список литературы:

1. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. М.: Юрайт, 2018. 246 с.

2. Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология. М., 2010. 665 с.

3. Блохина Т. С. Соотношение понятий" Я-концепция" и" образ я" // Акмеология. 2017. №3 (63). С. 23-28.

4. Злобин В. М. Социально-психологические условия формирования образа «Я-руководитель» младшего командира курсантского подразделения военного вуза: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012.

5. Латыпов И. В. Соотношение феномена самоотчуждения с образом Я-личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск. 2011.

6. Янчук В. А. Введение в современную социальную психологию. Минск, 2005.

7. Ахмедов А., Марцинковская Т. Синергетические и холистические тенденции Я-концепции: теория и эмпирика // Психологические исследования. 2010. Т. 3. №11. С. 10.

8. Агапов В. С. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.

9. Чернышева Е. В. Особенности Я-концепции личности осужденных: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург. 2005.

10. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл. 1995.

11. James W. The principles of psychology. Cosimo, Inc., 2007. V. 1.

12. Erikson E. H. Kindheit und Gesellschaft. Klett-Cotta, 1999.

13. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: Наука. 1991.

14. Камчыбек уулу М. Психологический анализ самопонимания личной и социальной идентичности в современном кыргызском обществе // Вестник КНУ им. Ж. Баласагына. 2021. №4. С. 108.

15. Камчыбек уулу М. Самопонимание личной и социальной идентичности современным человеком // Вестник КГУ им. И. Арабаева. 2022. №3. С. 340-344.

References:

1. Pochebut, L. G., & Chiker, V. A. (2018). Organizatsionnaya sotsial'naya psikhologiya. Moscow. (in Russian).

2. Pochebut, L. G., & Meizhis, I. A. (2010). Sotsial'naya psikhologiya. Moscow. (in Russian).

3. Blokhina, T. S. (2017). Sootnoshenie ponyatii" Ya-kontseptsiya" i" obraz ya". Akmeologiya, (3 (63)), 23-28. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89

4. Zlobin, V. M. (2012). Sotsial'no-psikhologicheskie usloviya formirovaniya obraza "Ya-rukovoditel'" mladshego komandira kursantskogo podrazdeleniya voennogo vuza: Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow. (in Russian).

5. Latypov, I. V. (2011). Sootnoshenie fenomena samootchuzhdeniya s obrazom Ya-lichnosti: Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Khabarovsk. (in Russian).

6. Yanchuk, V. A. (2005).Vvedenie v sovremennuyu sotsial'nuyu psikhologiyu. Minsk. (in Russian).

7. Akhmedov, A., & Martsinkovskaya, T. (2010). Sinergeticheskie i kholisticheskie tendentsii Ya-kontseptsii: teoriya i empirika. Psikhologicheskie issledovaniya, 3(11), 10. (in Russian).

8. Agapov, V. S. (1994). Stanovlenie Ya-kontseptsii v sisteme dukhovnykh potrebnostei podrostkov: Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow. (in Russian).

9. Chernysheva, E. V. (2005). Osobennosti Ya-kontseptsii lichnosti osuzhdennykh: Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Ekaterinburg. (in Russian).

10. Fromm, E. (1995). Chelovecheskaya situatsiya. Moscow. (in Russian).

11. James, W. (2007). The principles of psychology (Vol. 1). Cosimo, Inc..

12. Erikson, E. H. (1999). Kindheit und Gesellschaft. Klett-Cotta.

13. Freid, Z. (1991). Vvedenie v psikhoanaliz. Moscow. (in Russian).

14. Kamchybek uulu, M. (2021). Psikhologicheskii analiz samoponimaniya lichnoi i sotsial'noi identichnosti v sovremennom kyrgyzskom obshchestve. Vestnik KNU im. Zh. Balasagyna, (4), 108. (in Russian).

15. Kamchybek uulu, M. (2022). Samoponimanie lichnoi i sotsial'noi identichnosti sovremennym chelovekom. VestnikKGUim. I. Arabaeva, (3), 340-344. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 12.03.2023 г. 22.03.2023 г.

Ссылка для цитирования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Камчыбек уулу М. Личностно-социальная сбалансированность как результат самопонимания «Я-Идентичности» // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №4. С. 460467. https://doi.org/10.33619/2414-2948/89/56

Cite as (APA):

Kamchybek uulu, M. (2023). Personal and Social Balance as a Result of Self-understanding of "I-Identity". Bulletin of Science and Practice, 9(4), 460-467. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/89/56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.