Научная статья на тему 'Личностно-развивающий потенциал особых условий профессиональной деятельности'

Личностно-развивающий потенциал особых условий профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
693
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АДАПТАЦИЯ / СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ / СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ / ВЫГОРАНИЕ / СOPING / COMPLICATED CONDITION OF PROFESSIONAL WORK / ADAPTATION / SENSE BASIS / BURNOUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калашникова Светлана Анатольевна

Анализируется влияние особых условий профессиональной деятельности на развитие личности. Показаны различия смысловых оснований, уровня профессионального выгорания в зависимости от успешности в профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калашникова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potentialities of persons developing in complicated conditions of professional work

An analysis is made of the influence over person development of complicated condition of professional work. The distinctions in sense basis, level of burnout depending on success of work are shown in the article.

Текст научной работы на тему «Личностно-развивающий потенциал особых условий профессиональной деятельности»

УДК 152.2.

ББК Ю94

С. а. Калашникова

г. Чита

Личностно-развивающий потенциал особых условий профессиональной деятельности

Анализируется влияние особых условий профессиональной деятельности на развитие личности. Показаны различия смысловых оснований, уровня профессионального выгорания в зависимости от успешности в профессии.

Ключевые слова: особые условия деятельности, адаптация, смысловые основания, стратегии преодоления, выгорание.

S. A. Kalashnikova

г. Чита

Potentialities of persons developing in complicated conditions of professional work

An analysis is made of the influence over person development of complicated condition of professional work. The distinctions in sense basis, level of burnout depending on success of work are shown in the article.

Keywords: complicatedconditionof professional work, adaptation, sense basis, raping, burnout.

Профессиональная деятельность является важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Вхождение человека в профессию закономерно приводит к формированию профессионального образа жизни, особенности которого определяются, в первую очередь, условиями профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность специалистов многих отраслей в современном обществе проходит в сложных условиях, обозначаемых понятиями «особые», «кризисные», «стрессовые», «экстремальные» и др. Особые условия являются самостоятельным классом между нормальными и экстремальными условиями деятельности и отличаются специфичностью действующих экстремальных факторов, доминированием у специалистов негативных функциональных состояний, изменением психологической регуляции деятельности. «Категория особые условия деятельности справедлива для тех ситуаций, когда деятельность специалиста сопряжена с эпизодическим, непостоянным действием экс-

тремальных факторов или высокой осознанной вероятностью их появления, при этом экстремальные факторы не имеют большой мощности и интенсивности, а возникающие негативные функциональные состояния выражены умеренно» [3, с. 46].

В современной психологической литературе большое количество работ посвящено изучению профессиональной деятельности в особых условиях: деятельности летчиков и космонавтов (С. Г. Геллерштейн, Ф. Д. Горбов, Л. П. Гримак, В. И. Лебедев, В. Л. Марищук и др.); полярников (П. В. Волков, Ц. П. Короленко, И.Ф.Рябинин и др.); военных специалистов (В. В. Алешкин, А. В. Барабанщиков, А. Т. Иваницкий, П. Н. Корчемный и др.); сотрудников правоохранительных органов (Б. Ф. Водолазский, А. И. Китов, Е. Н. Резников, В. В. Собольников и др.); пожарных (В. И. Дутов, Л. В. Захарова, В. И. Морозов и др.). Рассматриваются деятельности человека в особых условиях как специфика экстремальных факторов, функциональные психические состояния, психологические качества человека, характеристики деятельности.

Целый ряд работ посвящен проблемам обеспечения жизнедеятельности человека в изменяющихся условиях среды, под влиянием различных факторов экстремальных значений. Большинство из них исходят из основных положений теории адаптации. В настоящее время в психологии могут быть выделены несколько аспектов изучения адаптации: адаптация как жизнедеятельность человека; адаптация как приспособление к условиям существования; адаптация как устойчивость к воздействию внешних факторов; адаптация как способ самореализации человека.

А. С. Аиезер рассматривает человека как подлежащего исследованию через оппозицию: «способность человека адаптироваться к усложняющейся реальности — стремление человека изменять себя на основе развития своих способностей как самоценность». «Человек постоянно находится между стремлением измениться для того, чтобы адаптироваться (т. е. приспособиться к внешне заданной ему ценности), чтобы остаться неизменным, и стремлением измениться, чтобы совершенствовать свои ценности, развивать свои способности» [1, с. 217]. В этой идее находит отражение один из важнейших принципов системного историко-эволюционного подхода к пониманию человека (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), согласно которому необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликта или гармонического взаимодействия) между адап-

тивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость.

В особых условиях деятельности достаточно широкий круг ситуаций можно расценивать как критические. Существует два основных варианта разрешения критической ситуации. Первый заключается в перестройке сложившихся структур деятельности, общения, личностных свойств и выход на более совершенное качество взаимодействия с миром (модель «удачного» переживания, по Ф. Е. Василюку). Второй вариант основывается на психологической защите, целью которой является снижение уровня эмоциональной напряженности (модель «неудачного» переживания, по Ф. Е. Василюку) [см.: 4].

Влияние особых условий деятельности определяется не только объективной сложностью и степенью адаптации человека, но и его отношением к ним. Иначе, важным является наличие определенного смысла выполняемой работы. Объективное содержание профессиональной деятельности может не соответствовать тому значению, которое оно имеет для профессионала. Этим может быть объяснена вариативность поведения людей в одних и тех же ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью. Соответственно, разнообразие состояний напряженности зависит не только от внешних воздействий, но и от ценностно-смыслового содержания деятельности и профессиональных условий, в которых находится субъект.

Специфика профессии, наличие опасности и риска, большие физические нагрузки, негативные эмоциональные воздействия, различные нестандартные ситуации способствуют более глубокому осмыслению жизненных ценностей. Такого рода деятельность постоянно ставит человека «перед необходимостью переживания» — перед необходимостью «борьбы за создание ситуации возможности реализации жизненных необходимостей». В такой ситуации перед человеком встает «задача на смысл» — задача смысло-строительства [2, с. 25]. «...В рамках отношения сознания к бытию работа переживания состоит в достижении смыслового соответствия сознания и бытия, что в отнесенности к бытию суть обеспечение его смыслом, а в отнесенности к сознанию — смысловое принятие им бытия» [2, с. 27].

Д. А. Леонтьев рассматривает критические перестройки в качестве ситуаций, в которых отчетливо наблюдаются процессы смыслостро-ительства. В исследованиях Н. А. Гришиной отмечается, что для людей, работающих в особых условиях, смысл жизни выступает как цель

профессионального самосовершенствования, как стремление и возможность помогать людям. Смысл жизни для них не ограничивается кругом узколичных интересов, он выражается, в частности, в стремлении «продолжать себя» в семье и детях. Такое осмысление своей профессии позволяет специалисту смягчить влияние стрессовых ситуаций.

Однако, воздействие особых условий деятельности на осмысление жизненных ценностей профессионалами не столь однозначно. Отмечается, что высокая напряженность часто приводит к ухудшению состояния здоровья, депрессии. О смысле жизни многие специалисты, работающие в особых условиях, говорят как о чем-то нереальном. Иначе говоря, происходит отчуждение от смысла, смысл не включается в мир конкретного человека [см.: 5].

В исследовании Н. А. Гришиной выделены группы сотрудников по характеру влияния профессиональной деятельности на становление личности:

— Группа профессиональной и личностной дезадаптации. Экстремальность профессии оказывается для представителей этой группы непосильным испытанием, и они уходят из профессии.

— Группа «пассивной адаптации». Характерно «неустойчивое равновесие» между требованиями профессии и уровнем их реализации. Эти люди в какой-то мере привыкают к трудностям профессии как к жизненной необходимости и не испытывают удовлетворения профессиональной деятельностью.

— Группа активного самосовершенствования. Профессиональное и личностное самосовершенствование становится для них единым процессом, происходит повышение значимости профессиональной деятельности до уровня смысла жизни.

В основу нашего исследования были положены следующие предположения: ценностносмысловые основания профессиональной деятельности специалистов, работающих в особых условиях, будут отличаться от таковых у специалистов, работающих в обычных условиях; условия профессиональной деятельности могут приводить к переопределению ее ценностносмыслового содержания, следствием чего может стать профессиональное выгорание, и его проявления тем интенсивнее, чем больше исчерпанность личностных ресурсов работника.

В исследовании принимали участие медицинские работники специализированных бригад скорой медицинской помощи в количестве 81 человека (особые условия деятельности) и медицинские работники поликлинических от-

делений медицинских учреждений (обычные условия деятельности).

На первом этапе исследования с использованием интервью, групповой оценки личности, методики самооценки испытуемые в обеих выборках были разделены на три условные группы:

1) Первую группу составили испытуемые, в целом удовлетворенные профессиональной деятельностью, процессом и результатами профессионального самоопределения. Их деятельность оценивается экспертами как эффективная. Для них характерна умеренная или высокая степень выраженности личностных характеристик, свойственных успешным профессионалам в процессе самоопределения (67,9 % испытуемых в группе с особыми условиями; 63,2 % — в группе с обычными условиями) и адекватная оценка собственных профессионально важных личностных качеств. Данная группа была условно названа «успешные».

2) Испытуемые, отнесенные ко второй группе, не удовлетворены трудом и результатами профессионального самоопределения, однако, их деятельность оценивается экспертами как эффективная. Для них характерна умеренная или высокая степень выраженности профессионально важных личностных характеристик (17,3 % испытуемых в группе с особыми условиями; 19,1% — в группе с обычными условиями). Самооценка собственных профессионально важных личностных качеств невысокая (хотя, по данным ГОЛ, получены высокие показатели), что дает нам основание говорить о неадекватности самооценки. Данная группа может быть обозначена как «условно успешные».

3) Испытуемые третьей группы не удовлетворены процессом и результатами профессионального самоопределения, их деятельность оценивается экспертами как неэффективная. Для них характерен низкий уровень выраженности профессионально важных личностных характеристик (8,6% испытуемых в группе с особыми условиями; 8,2% — в группе с обычными условиями), неадекватная низкая самооценка. Данную группу далее будем условно называть «неуспешные».

На втором этапе исследования использованы «Методика предельных смыслов» Д. А. Леонтьева; «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д. А. Леонтьева; «Опросник терминальных ценностей» (ОТеЦ) И. Г. Сенина; «Опросник общей эмоциональной направленности» Б. Д. Додоно-ва; «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко.

Результаты исследования ценностносмысловой составляющей профессиональной

деятельности позволили сделать следующие выводы:

— Ценностно-смысловые составляющие образа мира «успешных» профессионалов в целом находят соответствие с условиями, особенностями и требованиями профессиональной деятельности. Данное соответствие рассматривается нами как условие адекватности профессионального самоопределения. Однако достижение полного соответствия в реальной жизни практически невозможно. Это является положительным моментом для оптимизации саморазвития человека, поскольку, где существует гармония и полная удовлетворенность жизнедеятельностью, там рано или поздно прекращается развитие. Поэтому, когда речь идет о соответствии, имеется в виду его относительный характер.

— Особенностью ценностно-смысловых координат «условно успешных» профессионалов, самоопределение которых (не смотря на успешность деятельности) обозначено как неадекватное, является присущая им конфликтность. Характерной чертой данной группы является работа «вопреки» своим потребностям, возможностям в связи с различными обстоятельствами. Преодоление себя (а оно является достаточно эффективным в данной группе, поскольку объективно люди оцениваются как «успешные») происходит путем увеличения личных затрат.

— Неадекватность профессионального самоопределения «неуспешных» работников определяется, по нашему мнению, в большей степени тем, что главным смысловым основанием профессиональной деятельности людей, отнесенных к данной группе, является материальный фактор. С одной стороны, в выбранной ими сфере труда заработная плата не соответствует тем усилиям, которые требуются от работников. С другой стороны, материальный фактор выделяется в качестве значимого и в группах «успешных» и «условно успешных». Однако он не является там главным и единственным, люди находят и другие смысловые основания труда, которые позволяют им быть успешными, хотя бы условно.

Может показаться парадоксальным, но «неуспешные» профессионалы в качестве одного из смысловых оснований профессиональной деятельности выделяют поиск смысла. Это позволяет нам полагать, что, возможно, профессиональная неуспешность обусловлена деформацией ценностно-смысловых оснований труда (обесцениванием составляющих или его в целом). Даже в случае осознания личной «неу-спешности» люди понимают необходимость поиска или наличия такого смысла.

на работу не несут, но когда «вытаскиваешь» кого-нибудь с «того света», понимаешь, что для тебя значит твоя работа»; «когда возвращаешь человека к жизни, понимаешь, что ничего ее дороже нет»).

— Различия ценностно-смысловых составляющих жизнедеятельности и профессиональной деятельности в особых и обычных условиях позволяют делать выводы о том, что специфика профессиональной деятельности, а, следовательно, и профессионального образа жизни, оказывает существенное влияние на развитие личности.

В результате корреляционного анализа обнаружена обратная зависимость между рядом показателей профессионального выгорания и показателями осмысленности жизни в группах с различными условиями труда (табл.1).

Таблица 1

Взаимосвязь между общим показателем осмысленности жизни и симптомами синдрома эмоционального выгорания

ФАЗЫ Симптомы Общий показатель осмысленности жизни

Особые условия Обычные условия

НАПРЯЖЕНИЕ Переживание психотравмирующих обстоятельств -0,13 0,054

Неудовлетворенность собой -0,07 -0,38***

«Загнанность в клетку» 0 32*** 0 52****

Тревога и депрессия -0,27* -0,12

Фаза напряжения -0,27* -0,37***

РЕЗИСТЕНЦИЯ Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование -0,33 *** -0,27*

Эмоционально-нравственная дезориентация -0,16 -0,025

Расширение сферы экономии эмоций -0,31** -0,39***

Редукция профессиональных обязанностей -0,23 -0,33***

Фаза резистенции -0 40**** 0,40***

ИСТОЩЕНИЕ Эмоциональный дефицит -0,08 -0,37***

Эмоциональная отстраненность -0,09 -0,33***

Личностная отстраненность (деперсонализация) -0,26 * 0 47****

Психосоматические и психовегетативные нарушения -0,18 -0,098

Фаза истощения -0,22 -0 46****

Итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» -0,36 *** -0 46****

Примечание. Здесь и далее * — коэффициент корреляции Пирсона (г), превышающий критическое значение для р<0,05; ** — коэффициент г, превышающий критическое значение для р<0,02; *** — коэффициент г, превышающий критическое значение для р<0,01; **** — коэффициент г, превышающий критическое значение для р<0,001 [см.: 5].

— У испытуемых, деятельность которых связана с действием факторов экстремальных значений, независимо от особенностей профессионального самоопределения (его адекватности или неадекватности) все показатели осмысленности жизни и локуса контроля оказались выше, чем в группе с обычными условиями. Возможно, работа в особых условиях, связанных с различными сложными ситуациями, в некоторой степени способствует более глубокому осмыслению профессионалами собственной жизнедеятельности (критические жизненные события рассматриваются рядом авторов как способствующие смыслостроительству). Подтверждением тому могут служить высказывания испытуемых в ходе интервью («когда смотришь, как люди живут, понимаешь, что ты на самом деле очень счастливый»; «бывает, ноги

В обеих группах установлены статистически достоверные взаимосвязи между низким общим уровнем выгорания и высокими показателями осмысленности жизни: целеустремленностью, способностью планировать свое будущее;

восприятием собственной жизни как интересной, наполненной смыслом; удовлетворенностью результатами пройденного отрезка жизни и самореализацией; внутренним локусом контроля (табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязь между итоговым показателем синдрома эмоционального выгорания и показателями осмысленности жизни

Шкалы методики «Смысложизненные ориентации» Итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания»

Особые условия Обычные условия

Общий показатель осмысленности жизни -0,36 *** -0 46****

Цели -0,25* -0 48****

Процесс -0,26* -0,38***

Результат -0,31*** -0,29*

Локус контроля - Я -0,38 *** -0,34***

Локус контроля - Жизнь 0 32*** -0,33***

Взаимосвязи между показателями в группах отличаются по своей силе (оценены при различных уровнях значимости). Группы отличаются по количеству установленных достоверных взаимосвязей.

Для выявления взаимосвязей показателей профессионального выгорания с показателями выраженности профессионально важных личностных особенностей и параметрами осмысленности жизни использовалась процедура факторного анализа.

Факторизация параметров проводилась отдельно в основной и контрольной группах испытуемых, характеризующихся различными особенностями профессионального самоопределения с применением метода главных компонентов с последующим варимакс-вращением. Таким образом, были получены модели факторной структуры данных, выявляющие взаимосвязь рассматриваемых переменных в группах «успешных», «условно успешных» и «неуспешных» испытуемых, работающих в особых и обычных условиях.

Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:

— Поскольку группы испытуемых (основная и контрольная), участвующих в исследовании, являются эквивалентными по полу, возрасту, уровню образования, стажу работы в медицинском учреждении, то различия показателей сформированности синдрома «профессиональное выгорание» у испытуемых в группах позволяет утверждать, что особые условия профессиональной деятельности в большей степени, чем

обычные, способствуют профессиональному выгоранию.

— Профессиональное выгорание медицинских работников неизбежно в любом случае. Успешность-неуспешность в профессии и степень адекватности профессионального самоопределения влияют на время, скорость формирования и степень выраженности синдрома «профессиональное выгорание». Подтверждением этому служит то, что практически во всех анализируемых факторных структурах (в основной и контрольной группах) фактор «профессиональное выгорание» является значимым.

— Неадекватность профессионального самоопределения способствует развитию симптомов профессионального выгорания. Это подтверждается тем, что в группах «условно успешных» и «неуспешных профессионалов» показатели выгорания входят практически во все выделенные факторы и с большими факторными нагрузками.

— Особенностью факторного пространства, полученного по данным «успешных» испытуемых основной группы, является выделение (в отличие от контрольной группы) фактора «Активность, уверенность в себе». Это может означать, что в особых условиях для успешной профессиональной деятельности данные характеристики являются особо значимыми, чем в обычных условиях.

— Факторизация данных в группах испытуемых с неадекватным самоопределением позволяет отметить, что одним из факторов

неудовлетворенности трудом и развития профессионального выгорания в особых условиях является депривированная потребность в самореализации. В обычных условиях стремление к самореализации сопровождается включенностью в профессиональную деятельность, в которой, очевидно, данная потребность реализуется.

— В обычных условиях проявления выгорания напрямую связаны с неудовлетворенностью трудом. В особых условиях симптомы профессионального выгорания проявляются также в качестве ресурсосберегающего защитного поведения в ответ на психотравмирующие воздействия.

— В случае адекватного самоопределения выделяются преимущественно независимые факторы. В факторных структурах, характеризующих неадекватное самоопределение, появляются зависимые факторы. Обнаруживается взаимосвязь профессионального выгорания и включенности в деятельность. Качественное своеобразие данной взаимосвязи в исследуемых группах позволяет выявить специфику самоопределения в профессии и стратегий преодолевающего поведения. Профессионалы в зависимости от успешности в профессии (имеется в виду субъективное ощущение успешности) в особых условиях труда используют различные стратегии сопротивления стресс-факторам в профессиональной деятельности.

«Успешные» профессионалы идут по пути экономии ресурсов, который является более приемлемым в особых условиях. Подтверждением этому служит формирование у большинства испытуемых фазы резистенции синдрома профессионального выгорания. Кроме того, факторы «профессиональное выгорание» и «включенность в деятельность» являются независимыми.

«Условно успешные» специалисты решают проблему субъективной неуспешности путем повышения личных затрат в труде, работая «вопреки». Поскольку труд в особых условиях сам по себе требует серьезного потенциала психофизиологических ресурсов, возможно, дополнительное повышение затрат способствует более высоким темпам и глубине выгорания (о чем свидетельствует сформированность фаз напря-

жения и резистенции у большинства «условно успешных» испытуемых). «Профессиональное выгорание» и «включенность в деятельность» выделяются как отдельные факторы, но прослеживается взаимосвязь между указанными параметрами.

«Неуспешные профессионалы» склонны решать противоречие в системе «профессионал — условия деятельности» путем уменьшения личных затрат, отстраненности от труда и, следовательно, снижения его эффективности. В качестве доказательства этого может выступать тот факт, что у большинства «неуспешных» профессионалов сформированными оказались фазы резистенции и истощения. Кроме того, данные факторизации исследуемых параметров демонстрируют обратную зависимость параметров «профессиональное выгорание» и «включенность в деятельность».

Таким образом, в сравнении с обычными условиями особые условия профессиональной деятельности обладают более мощным личностно-развивающим потенциалом. Как наиболее ресурсозатратные для личности, особые условия, с одной стороны, способствуют более глубокому осмыслению действительности (поиску личностных ресурсов), с другой, — в большей степени способствуют развитию профессионального выгорания. Вместе с тем у специалистов, работающих в условиях, связанных с постоянным психическим напряжением, развитие синдрома «профессиональное выгорание» обусловлено, в первую очередь, психическими и физическими нагрузками и выступает в роли защитного ресурсосберегающего поведения в ответ на психотравмирующие воздействия.

Условия труда, ограничивающие возможности самореализации профессионалов при наличии такого стремления, представляют собой значимый фактор профессионального выгорания.

Применение факторного анализа делает возможным выделение взаимосвязи параметров «профессиональное выгорание» и «включенность в деятельность», которые позволяют судить о качестве стратегий преодолевающего поведения профессионалов с различными характеристиками успешности в профессии.

Список литературы

1. Аиезер А. С. Проблема переходов в социокультурных процессах и феномена осмысления-переосмысления ситуации // Мир психологии. 2000. № 1. С. 217 — 229.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. 199 с.

3. Зазыкин В. Г. Психолого-акмеологи-ческие основы деятельности специалистов в

особых условиях: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1994. 416с.

4. Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. Т. 18. 1997. № 6.

5. Чудновский В. Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии. 2001. № 2. С. 82 — 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.