Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшая математика / проект / технический вуз / личностно-ориентированное образование / higher mathematics / project / technical university / personality-oriented education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Елена Владимировна

Технические университеты нашей страны «шагают в ногу со временем», и потому периодически меняют свои требования к профессиональной подготовке специалиста на выходе из вуза. Систематически появляются новые дисциплины для изучения, открываются даже новые технические специальности, меняются учебные планы, но неизменно наличие в них математической подготовки студентов, хотя рабочие программы по высшей математике претерпевают изменения. Математика учит студента выстраивать логические цепочки, последовательно и всесторонне подходить к решению любой профессиональной задачи. Мы считаем, что в преподавании математики необходимо использовать принципы личностно-ориентированного подхода, которые «во главу угла» ставят личность студента, его развитие, его потребности. Это позволит для каждого студента изучить математику на максимальном для себя уровне, сделать математическую подготовку значимой лично для каждого студента. Личностно-ориентированный подход позволяет использовать в процессе математической подготовки проблемные, исследовательские, эвристические, дискуссионные формы обучения. Мы, упор при таком математическом обучении, делаем на работе студентов по созданию разнообразных проектов, личных и групповых. При этом у студентов появляются не только знания по предмету, но и происходит развитие студента как личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical universities of our country "keep up with the times", and therefore periodically change their requirements for the professional training of a specialist upon leaving the university. New disciplines are systematically emerging for study, even new technical specialties are being opened, curricula are changing, but the presence of mathematical training of students in them is invariable, although work programs in higher mathematics are undergoing changes. Mathematics teaches students to build logical chains, consistently and comprehensively approach the solution of any professional problem. When teaching mathematics, it is necessary to use the principles of a personality-oriented approach, which put the student's personality, his development, and his needs "at the forefront". This will allow each student to study mathematics at the maximum level for themselves, to make mathematical training meaningful for each student personally. The personality-oriented approach makes it possible to use problem-based, research, heuristic, and debatable forms of learning in the process of mathematical preparation. The emphasis in such mathematical training is on the work of students to create a variety of projects, personal and group. At the same time, students acquire not only knowledge of the subject, but also develop the student as a person.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

ресурсы. Задания практического характера студенты выполняют, действуя по алгоритму и используя материалы указанных источников, креативно подходят к решению задач творческого плана. Каждый студент работает самостоятельно, так как задания носят индивидуальный характер и списать практически невозможно.

Студенты-бакалавры с интересом осваивают технологии, которые будут им полезны в будущей профессиональной деятельности. Они разрабатывают тестовые задания различных форм по своей предметной области, используют современные цифровые технологии для организации тестирования и анкетирования, знакомятся с онлайн-ресурсами для подготовки к государственной итоговой аттестации, создают чек-листы с целью упорядочения различных видов деятельности.

Представленные задания лабораторной работы можно использовать как в высшем, так и среднем образовании. В связи с этим, они имеют и методическое значение: бакалавры педагогического образования учатся формулировать упражнения для самостоятельной работы обучающихся, организовывать их исследовательскую, творческую деятельность. Полный текст заданий всех лабораторных работ по дисциплине «Технологии цифрового образования» представлены в базе данных [1].

Литература:

1. База данных контрольно-измерительных материалов по дисциплине «Технологии цифрового образования» (направление подготовки Педагогическое образование (уровень бакалавриат) / Т.В. Кормилицына, С.И. Проценко, Е.А. Тагаева [и др.]; ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева». -Саранск: МГПУ, 2023. - 1 CD-ROM

2. Бесплатное создание тестов и проведение онлайн тестирования. - Мастер-Тест: сайт. - 2008. - URL: http://master-test.net (дата обращения: 21.09.2023)

3. Воинова, И.В. Методические аспекты разработки тестовых заданий как средства формирования математических понятий / И.В. Воинова, Л.А. Сафонова // Профильная школа. - 2016. - Т. 4, № 4. - С. 56-63

4. Красильникова, В.А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования: монография / В.А. Красильникова. - Москва: Дом педагогики, ПИК ГОУ ОГУ, 2009. - 339 с. - URL: http://ito.osu.ru/files/monograf.pdf (дата обращения: 21.09.2023)

5. Кормилицына, Т.В. Методы активного обучения дисциплинам коммуникативно-цифрового модуля ядра высшего педагогического образования / Т.В. Кормилицына, Е.А. Бакулина // Гуманитарные науки и образование. - 2023. - Т. 14, № 1(53). - С. 47-53

6. Радьков, A.M. Тестовые технологии в системе непрерывного образования: метод, пособие / A.M. Радьков, Е.В. Кравец. - Могилев: Изд-во. МГУ, 2001. - 147 с.

7. Сафонова, Л.А. Методика составления тестов по предметной области «Математика. Информатика» / Л.А. Сафонова // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. A.A. Романова. - Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2016.-С. 239-243

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Сергеева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В

ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. Технические университеты нашей страны «шагают в ногу со временем», и потому периодически меняют свои требования к профессиональной подготовке специалиста на выходе из вуза. Систематически появляются новые дисциплины для изучения, открываются даже новые технические специальности, меняются учебные планы, но неизменно наличие в них математической подготовки студентов, хотя рабочие программы по высшей математике претерпевают изменения. Математика учит студента выстраивать логические цепочки, последовательно и всесторонне подходить к решению любой профессиональной задачи. Мы считаем, что в преподавании математики необходимо использовать принципы личностно-ориентированного подхода, которые «во главу угла» ставят личность студента, его развитие, его потребности. Это позволит для каждого студента изучить математику на максимальном для себя уровне, сделать математическую подготовку значимой лично для каждого студента. Личностно-ориентированный подход позволяет использовать в процессе математической подготовки проблемные, исследовательские, эвристические, дискуссионные формы обучения. Мы, упор при таком математическом обучении, делаем на работе студентов по созданию разнообразных проектов, личных и групповых. При этом у студентов появляются не только знания по предмету, но и происходит развитие студента как личности.

Ключевые слова: высшая математика, проект, технический вуз, личностно-ориентированное образование.

Annotation. Technical universities of our country "keep up with the times", and therefore periodically change their requirements for the professional training of a specialist upon leaving the university. New disciplines are systematically emerging for study, even new technical specialties are being opened, curricula are changing, but the presence of mathematical training of students in them is invariable, although work programs in higher mathematics are undergoing changes. Mathematics teaches students to build logical chains, consistently and comprehensively approach the solution of any professional problem. When teaching mathematics, it is necessary to use the principles of a personality-oriented approach, which put the student's personality, his development, and his needs "at the forefront". This will allow each student to study mathematics at the maximum level for themselves, to make mathematical training meaningful for each student personally. The personality-oriented approach makes it possible to use problem-based, research, heuristic, and debatable forms of learning in the process of mathematical preparation. The emphasis in such mathematical training is on the work of students to create a variety of projects, personal and group. At the same time, students acquire not only knowledge of the subject, but also develop the student as a person.

Key words: higher mathematics, project, technical university, personality-oriented education.

Введение. Техническое образование в нашей стране постоянно претерпевает изменения, направленные на удовлетворение требований работодателей. Одной из современных используемых концепций, давно применяемых в образовании, является личностно-ориентированная направленность образования, но, конечно, со временем она претерпела существенные изменения. В свое время В.В. Сериков разработал модель личностно-ориентированного образования на

основе идеи С.Л. Рубинштейна, который считал, что если личность занимает определенную позицию, то в этом проявляется ее сущность. По мнению Сергея Леонидовича, «личностно-ориентированное образование - это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций воспитанников» [7, С. 27]. Т.е. главная цель образования - это развитие личности.

Трактовок понятия «личностно-ориентированный подход» очень много, все их, по мнению В.В.Серикова, можно разбить на три группы:

1. Личностно-ориентированный подход - общегуманистический феномен, основанный на уважении прав, достоинств ребенка при выборе им образовательного маршрута, учебного плана, учебного учреждения и т.д.

2. Личностно-ориентированный подход - цель, программа педагогической деятельности, базирующаяся на стремлении воспитать личность.

3. Личностно-ориентированный подход - специальный вид образования, в основе которого - создание определенной образовательной системы, которая «запускала «бы механизмы функционирования и развития личности [7, С. 16-17].

Мы согласны с вышеперечисленными авторами и предлагаем, при преподавании математики в вузе, опираться на принципы личностно-ориентированного подхода, который во главу угла ставит личность студента, его индивидуальность и самоценность. Принципы личностно-ориентированного подхода, применяемые в математическом обучении студентов, направлены на единство их практической и профессиональной математической подготовки. Они способствуют усилению взаимосвязи математических знаний с профессиональными знаниями, а также связи изучаемого предмета с повседневной жизнью, становятся личностно значимы для каждого студента. Эти принципы усиливают мотивацию студентов к получению новых знаний по математике, тем самым повышая продуктивность образовательного процесса. Математика является основой, базой для получения профессиональных знаний по техническим специальностям, поэтому одним из принципов преподавания математики является политехнизм. Использование этого принципа помогает студентам получить возможность применения в своей практической профессиональной деятельности для решения разнообразных задач имеющихся математических знаний и навыков. Применение принципа личностно-ориентированной направленности в математической подготовке предусматривает создание благоприятного обстановки на занятиях, студент должен получит тот уровень знаний, который способен усвоить с учетом личных способностей. В результате создаются условия для реальной индивидуализации обучения, учитываются психологические особенности познавательных процессов и практической деятельности каждого студента. Личностно-ориентированное преподавание математики нацелено на удовлетворение потребностей в знаниях каждого конкретного студента, поэтому предполагает применение проблемных, исследовательских, эвристических, дискуссионных форм обучения. Упор при таком математическом обучении делается на развитии у студентов логического мышления, исследовательских навыков в работе, воспитании самостоятельности. Студенты вовлекаются в создание разнообразных личных и групповых проектов. В результате у студентов появляются и знания по предмету, и студенты развиваются как личности.

Изложение основного материала статьи. В современной научной педагогической литературе применение личностно-ориентированного подхода именно в математической подготовке студентов технического вуза еще недостаточно разработано, хотя принципы личностно-ориентированного подхода в образовании рассматривались учеными.

В своем исследовании мы использовали исследования, по применению личностно-ориентированного подхода в образовании, отраженные в трудах И.А. Зимней [1], Э.Ф. Зеера [2], В.П. Серикова [7], E.H. Степанова [9], A.B. Хуторского [11], И.С. Якиманской [12]. Мы опирались на работы соотечественников в области применения метода проектов в образовании: Е.С. Полат [10], A.C. Сиденко [8].

На своих занятиях мы для развития личности акцент делаем на создании студентами проектов по крупным изучаемым разделам математики. Студенты создают личные или групповые проекты, а затем защищают их на конференциях. Например, много разнообразных проектов создали студенты при изучении раздела высшей математики «Теория вероятностей». Перечислим некоторые темы проектов студентов: «Ипотека - это выгодно для меня или нет?» , «Каковы мои шансы выиграть в лотерею?», «Случайные величины вокруг нас и их числовые характеристики», «Выигрыш в азартной игре», «Как реклама влияет на выбор человека», «Комбинаторика в лоскутной технике», «Счастливый билет на экзамене» и т.д. Приведем примеры некоторых тем групповых проектов по теме «Дифференциальные уравнения»: «Применение дифференциальных уравнений в геодезии», «Применение дифференциальных уравнений в горном деле», «Для чего мне маркшейдеру нужны дифференциальные уравнения?», «Решение систем дифференциальных уравнений методом Адамса», «Разностные методы решения дифференциальных уравнений» и т.д. Существует утверждение о том, что деятельность -есть основной фактор развития личности, ее основа, средство, необходимое условие становления человека как личности.

Применение личностно-ориентированного подхода в математической подготовке в вузе обеспечивает такую организацию учебно-познавательной деятельности студентов, когда студент как личность выступает в качестве активного творческого начала, то есть, не пассивно получая информацию, а активно участвуя в ее «добывании». В нашем исследовании мы опираемся на принципы личностно-ориентированного подхода, выделенные E.H. Степановым [9].

Принципы личностно-ориентированного подхода:

а) Принцип самоактуализации. Необходимо подтолкнуть студента к проявлению своих имеющихся возможностей и способностей, и их дальнейшему развитию. В полной мере этот принцип работает при творческом создании проекта студентами по заданной теме.

б) Принцип индивидуальности. Задача преподавателя - создание комфортных условий для развития индивидуальности каждого студента. Индивидуальность студента в полной мере отражается в его работе над проектами.

в) Принцип выбора. У студента в процессе обучения всегда должен быть выбор. Это мы осуществляем при использовании в процессе обучения проектов. Студент сам выбирает цель, содержание, форму проекта и методы работы над проектом.

г) Принцип творчества и успеха. Студенты создают личные и групповые проекты и такая творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности студентов, их уникальность. Творчество способствует формированию позитивной Я-концепции личности каждого студента.

д) Принцип доверия и поддержки. Работая в группе над проектом, студенты учатся взаимодействовать и доверять друг другу, поддерживать друг друга.

Кроме стандартного решения задач и упражнений, студенты по крупным разделам выполняют проекты.

Существуют различные определения понятия «проект», мы на своих занятиях под проектом понимаем творческую работу студентов, выполненную по заданной теме самостоятельно, но под контролем педагога. Таким образом, это всевозможные студенческие проекты (индивидуальные и групповые) [4, С. 267].

При создании проекта преподаватель озвучивает общую тему, студент самостоятельно выбирает одно из возможных направлений исследования, разрабатывает его, подбирает материал из разных источников. Также придумывает форму подачи проекта [6].

Любой проект студента является результатом его творческой деятельности. Создание проекта развивает у студента познавательную активность, самостоятельность, учит быть ответственным, т.е. развивает студента как личность. Выпускник университета, занимающийся во время обучения проектами, легче адаптируется в современных экономических условиях, более конкурентен на рынке труда.

Работая над проектом студент последовательно проходит все этапы проектирования, набирается необходимого опыта по созданию проекта, что пригодится ему в будущей профессиональной деятельности. При создании групповых проектов студенты учатся работать в команде. Проектные задания развивают у студентов познавательные, творческие потребности, их рефлексивные способности [3].

Студенты работали над проектами по разделам математики, которые изучали, а также над межпредметными проектами. Более подробно описано в предыдущей статье [5].

Выводы. Опыт использования проектов для развития личности студента технического вуза в процессе преподавания математики определяют направление дальнейшего нашего исследования.

Ведущей идеей применения личностно-ориентированного подхода в обучении студентов мы видим в погружении их в проектную деятельность, самостоятельную работу над проектами. При этом роль преподавателя - роль консультанта, наставника, помощника. И здесь все индивидуально, кто-то из студентов может полностью самостоятельно работать над проектом, кого-то нужно направлять, а с кем-то приходится работать подробно при создании проекта. В результате проектного обучения студенты должны развить свои деловые личностные качества, научиться работать самостоятельно и быть готовы всю свою жизнь учиться.

Литература:

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42

2. Зеер, Э.Ф Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.-метод. пособие / Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. университета, 1999. -245 с.

3. Сергеева, Е.В. Развитие коммуникативной компетентности студентов на занятиях математики в техническом вузе / Е.В. Сергеева // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2023. - Т. 14. - №1. - С. 95-97

4. Сергеева, Е.В. Дистанционное обучение при изучении математики / Е.В. Сергеева // Проблемы современного педагогического образования. -2019. -№ 62-1. - С. 266-268

5. Сергеева, Е.В. Развитие медиакомпетентности студентов на занятиях математики / Е.В. Сергеева // Проблемы современного педагогического образования. -2023. -№ 78-2. - С. 235-237

6. Sergeeva, E.V. The Importance of Mathematics for Future Architects and Civil Engineers / E.V. Sergeeva II IOP Conference Series: Materials Science and Engineering: International Science and Technology Conference "FarEastCon 2019", Vladivostok, Russky Island, 01-04 октября 2019 года. - Vladivostok, Russky Island: Institute of Physics Publishing, 2020. - P. 052024. - DOI 10.1088/1757-899X/753/5/052024

7. Serikov, V.V. Education and a Person. Theory and Designing Practice / V.V. Serikov. - M: "Logos" Publishing Corporation, 1999.-272 p.

8. Сиденко, A.C. Метод проектов: история и практика применения / A.C. Сиденко // Завуч. - 2003. - № 6,- С. 96-111

9. Степанов, E.H. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / E.H. Степанов. -М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.

10. Полат, Е.С. Современные и педагогические технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: ИЦ «Академия», 2010. - 368 с.

11. Хуторской, A.B. Практикум по дидактике и современным методам обучения / A.B. Хуторской. - Спб, 2004,- 541 с.

12. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская; отв. ред. М.А. Ушакова. - 2-е изд. -М.: Сентябрь, 2000. - 111 с.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Таканова Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева» (г. Москва); Автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского» (г. Москва)

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития коммуникативных навыков при актуализации основных видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма. Особое внимание автор статьи уделяет чтению как одному из самых сложных и при этом самых эффективных составляющих обучения иностранному языку. Благодаря чтению и письму, обучающиеся активно пополняют свой словарный запас, развивают свое критическое мышление, расширяют свой кругозор. Однако необходимо понимать, какие трудности могут возникнуть при актуализации данных видов речевой деятельности в реальных условиях обучения. Автор рекомендует обратить на это особое внимание, чтобы создать максимально комфортные условия для формирования коммуникативной компетентности и мотивированности обучающихся к изучению иностранного языка. В настоящее время существует достаточно много интересных и эффективных способов и приемов для актуализации коммуникативных навыков, которые успешно интегрируются в преподавание иностранного языка в вузе.

Ключевые слова: иностранный язык, коммуникация, мотивация, информация, чтение, письмо.

Annotation. The article discusses the features of the development of communication skills using the main types of speech activities: listening, speaking, reading and writing. The author of the article pays special attention to reading as one of the most difficult and at the same time most effective components of teaching a foreign language. Thanks to reading and writing, students actively replenish their vocabulary, develop their critical thinking, and expand their horizons. However, it is necessary to understand what difficulties may arise when updating these types of speech activity in real learning conditions. The author recommends paying special attention to this in order to create the most comfortable conditions for the formation of communicative competence and motivation of students to learn a foreign language. Currently, there are quite a lot of interesting and effective ways and techniques for updating communication skills, which are successfully integrated into teaching a foreign language at a university.

Key words: foreign language, communication, motivation, information, reading, writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.