Научная статья на тему 'Личностно ориентированный подход в формировании лингвистического компонента при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья'

Личностно ориентированный подход в формировании лингвистического компонента при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
222
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / МОДАЛЬНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОВЗ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СЛОВАРНАЯ РАБОТА / ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / PERSONALITY ORIENTED APPROACH / LINGUISTIC COMPONENT / MODALITY CHARACTERISTICS / CHILDREN WITH DISABILITIES / SEND / DISABILITIES / ORTHOGRAPHIC LITERACY / LEARNING VOCABULARY / LEXICAL EXERCISES / METHODS OF TEACHING RUSSIAN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кубасов Александр Васильевич, Христолюбова Людмила Викторовна, Цыганкова Анна Владиславовна

Статья посвящена проблемам формирования лингвистического компонента в образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Отдельно рассматривается личностно ориентированный подход в обучении: учет различий в психической деятельности правого и левого полушарий головного мозга, позволяющий определить особенности сенсорного восприятия учащимися учебного материала. Делаются выводы о важности определения у обучающихся модальностных характеристик, которые могут быть положены в основу формирования у них орфографической грамотности. Приводятся типы упражнений со словарными словами, помогающие сформировать и закрепить слуховой, зрительный и кинестетический образы слова у детей с разными модальностными характеристиками. Определяется важность лексических упражнений в системе орфографической работы, значимость изучения синтагматических связей словарного слова в связи с развитием словаря, грамматических умений, связности речи и орфографической грамотности. В связи с этим предлагаются комплексные задания, при выполнении которых внимание обучающихся одновременно направлено на усвоение орфографии, на правильное произношение, на образование грамматических форм слов, на активизацию словаря и на развитие связной речи. Статья предназначена для обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», педагогов и всех участников системы коррекционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кубасов Александр Васильевич, Христолюбова Людмила Викторовна, Цыганкова Анна Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY ORIENTED APPROACH IN THE FORMATION OF LINGUISTIC COMPONENT WHILE TEACHING CHILDREN WITH DISABILITIES

The article is devoted to the issues of formation of the linguistic component in the education of students with disabilities. Special attention is paid to the personality oriented approach in learning: taking into account differences in the mental functions of the right and left hemispheres of the brain making it possible to determine the peculiarities of sensory perception of the learning material by the children. The authors make a conclusion about the importance of modality characteristics in the pupils which can be taken as a basis of formation of their orthographic literacy. The article describes several types of exercises on the vocabulary words aimed to create and reinforce auditory, visual and kinesthetic images of the word in children with different modality characteristics. The authors determine the importance of lexical exercises in the system of orthographic work, the significance of learning the syntagmatic connections of vocabulary words in connection with the development of vocabulary, grammar skills, speech coherence and orthographic literacy. In this connection, complex tasks presupposing that the pupils’ attention is simultaneously focused on acquisition of orthography, correct pronunciation, word form derivation, activization of vocabulary and development of coherent speech are suggested in the article. The paper is addressed to university students in the field of training 44.03.03. “Special (Defectological) Education”, pedagogues and all participants of the system of special education.

Текст научной работы на тему «Личностно ориентированный подход в формировании лингвистического компонента при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376.1:372.881.161.1 ББК 4450.681.9=411.2 ГСНТ

А. В. Кубасов Л. В. Христолюбова А. В. Цыганкова Екатеринбург, Россия

14.29.01 Код ВАК 13.00.03

A. V. Kubasov L. V. Khristolyubova A. V. Tsygankova Ekaterinburg, Russia

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО

КОМПОНЕНТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Статья посвящена проблемам формирования лингвистического компонента в образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Отдельно рассматривается личностно ориентированный подход в обучении: учет различий в психической деятельности правого и левого полушарий головного мозга, позволяющий определить особенности сенсорного восприятия учащимися учебного материала. Делаются выводы о важности определения у обучающихся модальностных характеристик, которые могут быть положены в основу формирования у них орфографической грамотности. Приводятся типы упражнений со словарными словами, помогающие сформировать и закрепить слуховой, зрительный и кинестетический образы слова у детей с разными модаль-ностными характеристиками. Определяется важность лексических упражнений в системе орфографической работы, значимость изучения

PERSONALITY ORIENTED APPROACH IN THE FORMATION OF LINGUISTIC COMPONENT WHILE TEACHING CHILDREN WITH DISABILITIES

Abstract. The article is devoted to the issues of formation of the linguistic component in the education of students with disabilities. Special attention is paid to the personality oriented approach in learning: taking into account differences in the mental functions of the right and left hemispheres of the brain making it possible to determine the peculiarities of sensory perception of the learning material by the children. The authors make a conclusion about the importance of modality characteristics in the pupils which can be taken as a basis of formation of their orthographic literacy. The article describes several types of exercises on the vocabulary words aimed to create and reinforce auditory, visual and kinesthetic images of the word in children with different modality characteristics. The authors determine the importance of lexical exercises in the system of orthographic work, the significance of learning the syntagmatic connections of vocabulary words in connection with the development of vocabu-

синтагматических связей словарного слова в связи с развитием словаря, грамматических умений, связности речи и орфографической грамотности. В связи с этим предлагаются комплексные задания, при выполнении которых внимание обучающихся одновременно направлено на усвоение орфографии, на правильное произношение, на образование грамматических форм слов, на активизацию словаря и на развитие связной речи. Статья предназначена для обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», педагогов и всех участников системы коррекци-онного образования.

Ключевые слова: личностно ориентированный подход; лингвистический компонент; модальностные характеристики; дети с ограниченными возможностями здоровья; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; орфографическая грамотность; словарная работа; лексические упражнения; методика преподавания русского языка.

Сведения об авторе: Кубасов Александр Васильевич, доктор филологических наук.

Место работы: профессор кафедры теории и методики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет.

Сведения об авторе: Христолюбо-ва Людмила Викторовна, кандидат филологических наук.

Место работы: доцент кафедры теории и методики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет.

lary, grammar skills, speech coherence and orthographic literacy. In this connection, complex tasks presupposing that the pupils' attention is simultaneously focused on acquisition of orthography, correct pronunciation, word form derivation, activization of vocabulary and development of coherent speech are suggested in the article. The paper is addressed to university students in the field of training 44.03.03. "Special (Defectological) Education", pedagogues and all participants of the system of special education.

Keywords: personality oriented approach; linguistic component; modality characteristics; children with disabilities; SEND; disabilities; orthographic literacy; learning vocabulary; lexical exercises; methods of teaching Russian.

About the author: Kubasov Aleksandr Vasil'yevich, Doctor of Philology.

Place of employment: Professor of Department of Theory and Methods of Teaching Persons with Disabilities, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

About the author: Khristolyubova Lyudmila Viktorovna, Candidate of Philology.

Place of employment: Associate Professor of Department of Theory and Methods of Teaching Persons with Disabilities, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Сведения об авторе: Цыганкова Анна Владиславовна, кандидат филологических наук.

Место работы: доцент кафедры теории и методики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет.

Контактная информация: 620017, навтов, 26, к. 116.

E-mail: [email protected].

About the author: Tsygankova Anna Vladislavovna, Candidate of Philology.

Place of employment: Associate Professor of Department of Theory and Methods of Teaching Persons with Disabilities, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космо-

Лингвистический компонент в образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) связан не только с овладением основными языковыми единицами и правилами их употребления, но и с формированием способности использовать устную и письменную форму речи для решения соответствующих жизненных задач. Об этом говорится во всех вариантах адаптированных основных образовательных программ (АООП), соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) [11].

Под лингвистическим компонентом понимается конкретный языковой и речевой материал: единицы разных языковых уровней (фонетического, лексического, грамматического) и речевые высказывания, которые обусловлены лексической темой и речевой ситуацией. Однако главным объектом изучения в образовательных учреждениях, реали-© Кубасов А. В., Христолюбова Л. В., Цыг Специальное образование. 2018. № 4

зующих АООП образования лиц с ОВЗ, остается слово, поскольку оно является основной единицей языка. На словарном материале изучается фонетический состав лексемы и его слоговая структура, в связи с написанием конкретных слов рассматриваются правила графики и орфографии, при анализе классов лексем различных частей речи усваиваются грамматические категории и нормы словоизменения.

Между тем известно, что при усвоении языковых единиц учебного материала разным обучающимся требуется неодинаковое количество времени, что зависит не только от особенностей их нозологии и интеллектуальных способностей, но и от особенностей восприятия получаемой информации [2; 8]. Этой проблематике посвящены исследования Р. Сперри [19] и его последователей (С. Спрингер, Г. Дейч, К. Ханна-форд, Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева и др.). Работы по изучению раз-ова А. В., 2018

личий в психической деятельности правого и левого полушарий головного мозга позволяют учитывать особенности сенсорного восприятия учебного (в том числе и языкового) материала обучающимися одного класса или группы на основе модальности восприятия [2; 8; 14].

Этот подход при правильной и своевременной диагностике позволяет разделить школьников по признаку предпочитаемой модальности: «правополушарных» — на визуалов и кинестетиков. Первые опираются при усвоении информации на зрительное, вторые — на мышечное, вкусовое, обонятельное и осязательное восприятие. Для «левополушар-ных», или аудиалов, главным является слуховое восприятие. Модальностные характеристики обучающихся являются «одним из самых мощных фильтров, определяющих модель мира человека... Если одну и ту же вещь последовательно дать визуалам, аудиалам и кинестетикам, можно обнаружить, что первые будут ее рассматривать, вторые попросят рассказать о ней, а третьи начнут ее ощупывать» [7, с. 105].

Исследования в данной области также показывают, что большинство обучающихся относится к группе равнополушарных, а «чистые» визуалы, кинестетики и ау-диалы испытывают значительные трудности в разных видах учеб-

ной деятельности [4]. Диагностика ведущей модальности, так же как выявление и учет психофизиологических особенностей обучающихся, способствует реализации личностно ориентированного подхода и создает благоприятные условия для успешного усвоения учебного материала.

Современная дидактика в рамках формирования лингвистического компонента большое значение придает орфографической грамотности обучающихся, которая является важной предпосылкой развития языковой личности и лингвистической культуры. Орфографическая грамотность помогает в усвоении школьных дисциплин и влияет на социализацию (Л. И. Айдарова, Т. Д. Бочка-рова, В. Ф. Иванова, Г. Н. Приступа, Т. Г. Рамзаева, В. В. Репкин, Н. С. Рождественский, А. В. Теку-чев и др.). Однако формирование орфографической грамотности всегда является проблематичным, особенно в обучении детей с ОВЗ.

В коррекционной методике существует хорошо разработанная и во многом алгоритмизированная система формирования орфографических навыков [1]. Используемые в ней методы и приемы (орфографическое прого-варивание со списыванием и без него, зрительно-предупредительные диктанты, условно-графические схемы, подчеркивания и выделения, таблицы «дежурных»

слов, письмо по памяти и т. д.) можно модифицировать с учетом личностно ориентированного подхода. В этом плане представляется интересной классификация орфографических упражнений, предложенная Н. С. Рождественским еще в 1960 г., в которой учитывается характер используемых анализаторов, участвующих при выполнении упражнений. Здесь выделяются задания, основанные на зрительном восприятии (списывание), слуховом восприятии (диктанты) и кинестетическом восприятии (морфемный и словообразовательный анализ, деление слов на слоги) [13]. Модальностные характеристики обучающихся позволяют определить приоритетное использование какого-либо типа упражнений при формировании орфографической грамотности [10; 14].

Работа над словарными словами осуществляется в нескольких направлениях: лексическая работа (обогащение, уточнение и активизация словаря); работа над морфемной структурой и словообразованием слова; грамматическая работа, включающая изучение морфологических особенностей и синтаксических возможностей словарных слов; собственно орфографическая работа, сочетающая развитие навыка фонетически правильного письма и формирование навыка письма по

правилу. С опорой на эти направления учителя-практики каждое словарное слово, представленное в учебнике, предлагают рассматривать в разных аспектах [17]. Приведем примеры.

АДРЕС, -а, мн. -а, -ов , м.

1. Надпись на письме, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя. 2. Местонахождение, местожительство, а также обозначение, название местонахождения, местожительства.

Однокоренные слова. Адресок, адресант, адресат. Адресный, адресованный. Адресовать, адресоваться.

Словосочетания, предложения. Точный адрес. Переменить адрес. Служебный адрес. Дать свой адрес. Попросить адрес.

Этимология. Заимствовано из польского языка в XVIII в. Польское слово adres восходит к французскому adresse.

ОТÉЧЕСТВО, -а; ср.

Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Однокоренные слова. Отечественный. Отеческий.

Словосочетания, предложения. Любовь к отечеству. Он защищал свое отечеств.

Этимология. Образовано в древнерусском языке от отьць — «отец» по методу кальки с греческого patria.

Словарная статья для каждой лексемы содержит общую грамматическую характеристику словарного слова, его лексическое

значение, перечень однокорен-ных слов, словосочетания и предложения с данным словом, а также этимологию слова. Подобное представление словарных слов поможет организовать орфографическую работу с учетом личностно ориентированных характеристик обучающихся с ОВЗ. Приведем примеры заданий со словарными словами из учебников 5—8 классов для детей с нарушением интеллекта. В основном они имеют лексическую направленность, однако задания для детей с разными модальностны-ми характеристиками можно переформулировать и уточнить («послушай», «запиши», «спиши», «разложи» и т. п.). Опорой для выполнения могут послужить словарные статьи в рабочих тетрадях.

1. Распредели слова по общему значению: фрукты, помещение, животное (яблоко, жираф, фойе, комната, медведь, вокзал, апельсин, верблюд, завод).

2. Найди в каждой строке лишнее слово. Подчеркни его. Объясни, по какому принципу отобраны слова.

Запад, север, ветер, восток.

Печенье, конфета, апельсин, мороженое.

Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

3. Дополни словосочетания подходящими по смыслу словами из скобок: Приземлиться на .... Ра-

ботать на ... Плыть в .... Участвовать в... (экскаватор, аэродром, демонстрация, океан).

4. Сгруппируй слова по темам.

Долото, мандарин, молоток,

апельсин, лимон, пила.

5. К словам беседа, знамя, дорога подбери синонимы. Составь с ними предложения.

6. К словам защита, победа, до свидания подбери антонимы. Составь с ними предложения.

7. Назови одним словом: 1000мет-ров — .; сентябрь, октябрь, ноябрь — ...; жители страны, области, города — .

8. Образуй возможные словосочетания со словами океан, мужчина, сервиз:

а) огромный, злой, добрый;

б) большой, фарфоровый, красивый;

в) тихий, огромный, синий.

9. Укажи, в каких случаях слова имеют переносное значение.

Железная воля. Семена вражды. Железная руда. Семена пшеницы. Железная дорога. Железный нож.

10. В данных предложениях замени слово картина синонимами

произведение, кинофильм, вид.

В нашем кинотеатре показывают новую картину. На выставке были представлены картины молодых художников. С вершины горы открылась прекрасная картина.

11. Расположи предложения в определенном порядке так, чтобы

получился текст. Выдели словарные слова.

Оживает и береза. Наступил март. Деревья оживают. Корни ее начинают жадно высасывать влагу из земли.

Лексическим упражнениям в системе орфографической работы следует отводить особое место. Сначала необходимо раскрыть предметную и понятийную отнесенность слова, так как слово является одновременно и единицей речи, и единицей мышления [3]. Ознакомление с предметной отнесенностью слова может проходить через включение слова в контекст или использование наглядности. Более сложным путем идет формирование понятийной отнесенности слова, которое предполагает внутреннее отделение слова от предмета. На этом этапе у обучающихся с ОВЗ необходимо сформировать следующие умения: устанавливать значение слова (семасиологический подход) и узнавать слово по толкованию лексического значения (ономасиологический подход).

На материале словарных слов проводятся наблюдения над синонимами, антонимами и омонимами, многозначностью, прямыми и переносными значениями. Обучающимся предлагают найти изучаемые слова в тексте, выявить их значение, составить с ними синтаксические единицы (словосочетания и предложения

разных типов), пояснить необходимость использования данной лексемы в определенном контексте. Изучение словарных слов тесно связано с лексическими (лексико-грамматическими) упражнениями, в которых необходимо объяснить значение слова (прямое или переносное), определить многозначность и стилистические оттенки значений лексемы в синонимическом ряду, самостоятельно включить слово в словосочетание, предложение или текст.

При формировании лингвистического компонента в обучении лиц с ОВЗ необходимо учитывать системные отношения лексемы с другими языковыми единицами. В целях формирования языковых и речевых навыков и умений целесообразно проводить специальные наблюдения над синтагматическими и парадигматическими связями данного слова: выстраивать синонимические ряды с изучаемым словом и выделять синонимическую доминанту, подбирать к нему антонимы с учетом многозначности, объединять лексемы в тематические группы.

Слово всегда находится в системных отношениях с другими единицами языка, поэтому с целью более успешного формирования лексических умений целесообразно проводить наблюдения за парадигматическими и синтагматическими связями данного

слова. Работа над парадигматикой способствует развитию у детей таких умений, как умение подбирать синонимы и антонимы, выстраивать синонимические ряды и выделять в них доминанту. Важно группировать слова в тематические группы («объединение слов, основывающееся не на лексико-семантических связях, а на классификации самих предметов и явлений») [16, с. 231] и лексико-семантические группы («объединение двух, нескольких или многих слов по их лексическим значениям») [16, с. 231].

Определение синтагматических связей изучаемого слова с орфограммой развивает у обучающихся умения включать его (иногда и путем лексических замен) в контексты разных уровней: словосочетание, предложение, текст. При этом необходимо наглядно показывать обучающимся различия в лексической и синтаксической сочетаемости слова.

Под лексической сочетаемостью понимается способность одного слова употребляться рядом с другим в определенном речевом отрезке. Синтаксическая сочетаемость — способность лексемы вступать в разные грамматические связи с другими словами с учетом отнесенности ее к определенной части речи или лексико-грамма-тическому разряду [9].

Важно также помнить о валентности слова, способности его

присоединять зависимые слова в конкретных грамматических формах, без которых его использование в речи является неполным [6]. Знания о валентности слов формируют не только языковые, но и речевые навыки и умения.

Особое внимание в формировании лингвистического компонента следует уделять заданиям комплексного характера, в которых внимание обучающихся направлено не только на усвоение правил орфографии, но и на орфоэпию, образование и употребление грамматических форм, активизацию лексики и развитие диалогической и монологической форм речи. К таким можно отнести следующие задания:

-работа со словарями (орфографическим и толковым);

-подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов;

- этимологический анализ, который обеспечивает осмысленность и повышает правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний; этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, о его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова, обращение к истории слова в некоторых случаях позволяет мотивировать его современное правописание;

-различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из

стихотворений и художественных текстов, разгадывание и составление несложных кроссвордов;

-составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а из группы слов — небольших текстов.

Опора на слуховой, зрительный и кинестетический образы слова в сочетании с традиционными методами и приемами, на наш взгляд, будут способствовать реализации личностно ориентированного подхода в формировании лингвистического компонента в образовании обучающихся с ОВЗ. Целенаправленная работа с языковыми единицами в разных аспектах (лексическом, грамматическом, орфографическом) признается важнейшим направлением коррекции не только речевого, но и психического развития учащихся [11]. Совершенствование лексической стороны речи и орфографической грамотности во многом помогает преодолеть проблемы в социальной адаптации и развитии познавательной деятельности, создает основу для коммуникации детей с ОВЗ.

Литература

1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррек-ционной) школе [Электронный ресурс] : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. — М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. — Элетрон. текстов. данные. — Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/5/0076/5_0076-

2. Белянин, В. П. Основы психолингвистической диагностики / В. П. Белянин. — М. : Тривола, 2000. — 248 с.

3. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. — М. : Изд-во Акад. педагогических наук РСФСР, 1956. — 520 с.

4. Гриндер, М. Исправление школьного конвейера / М. Гриндер. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 320 с. — (НЛП в педагогике).

5. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки — два разных мира / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. — М. : Линка-пресс, 1998. — 184 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кацнельсон, С. Д. К понятию типов валентности / С. Д. Кацнельсон // Вопросы языкознания. — 1987. — № 3. — С. 20—32.

7. Ковалев, С. В. НЛП педагогической эффективности / С. В. Ковалев. — М. : Московский психолого-социальный ин-т ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. — 160 с. — (Б-ка психолога).

8. Коновалова, Н. И. Ресурсы речевой психодиагностики в образовательном процессе / Н. И. Коновалова // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 11. — С. 195—202.

9. Кубрякова, Е. С. В поисках сущности языка: когнитивные исследования / Е. С. Кубрякова. — М. : Знак : Ин-т. языкознания РАН, 2012. — 208 с.

10. Николаева, Е. А. Личностно ориентированное обучение орфографической грамотности младших школьников с нарушением речи [Электрон. ресурс] : учеб. пособие / Е. А. Николаева, К. Е. Пана-сенко, М. В. Садовски, Г. Е. Воробьева // Междунар. журн. экспериментального образования. — М., 2015. — № 10-2. — Электрон. текстов. данные. — Режим доступа: http://expeducatюn.m/m/artide/view?id= 8556.

11. О введении ФГОС ОВЗ [Электронный ресурс] : письмо М-ва образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 // Консультант плюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://qps.ru/5X4gm.

12. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными

нарушениями развития : учеб.-метод. пособие / авт-сост. И. А. Филатова, Е. В. Ка-ракулова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2018.

13. Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания / Н. С. Рождественский. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 304 с.

14. Сиротюк, А. Л. Модальностные характеристики учащихся как основа формирования учебной мотивации / А. Л. Си-ротюк // Народное образование. — 2006. — № 1. — С. 132—138.

15. Спрингер, Г. Левый мозг, правый мозг / Г. Спрингер, Г. Дейч. — М. : Мир, 1983. — 256 с.

16. Филин, Ф. П. Очерки по теории языкознания / Ф. П. Филин. — М. : Наука, 1982. — 334 с.

17. Хайруллина, Л. Х. Изучение словарных слов в специальной (коррекционной) школе / Л. Х. Хайруллина, Л. В. Христолюбова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2015.

18. Ханнафорд, К. Мудрое движение / К. Ханнафорд. — М. : Восхождение, 2000.

19. Sperry, R. W. The great cerebral commissure / R. W. Sperry // Scientific American. — 1964. — No 210(1). — P. 42—52.

References

1. Aksenova, A. K. Metodika obucheniya russkomu yazyku v spetsial'noy (korrekt-sionnoy) shkole [Elektronnyy resurs] : ucheb. dlya stud. defektol. fak. pedvuzov / A. K. Aksenova. — M. : Gumanitar. izd. tsentr «VLADOS», 2004. — Eletron. tekstov. dannye. — Rezhim dostupa: http://www.pedlib.ru/Books/5/0076/5_0076-1.shtml.

2. Belyanin, V. P. Osnovy psikholingvisti-cheskoy diagnostiki / V. P. Belyanin. — M. : Trivola, 2000. — 248 s.

3. Vygotskiy, L. S. Izbrannye psikhologi-cheskie issledovaniya / L. S. Vygotskiy. — M. : Izd-vo Akad. pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1956. — 520 s.

4. Grinder, M. Ispravlenie shkol'nogo konveyera / M. Grinder. — M. : Institut ob-shchegumanitarnykh issledovaniy, 2001. — 320 s. — (NLP v pedagogike).

5. Eremeeva, V. D. Mal'chiki i devochki — dva raznykh mira / V. D. Eremeeva, T. P. Khrizman. — M. : Linka-press, 1998. — 184 s.

6. Katsnel'son, S. D. K ponyatiyu tipov valentnosti / S. D. Katsnel'son // Voprosy yazy-koznaniya. — 1987. — № 3. — S. 20—32.

7. Kovalev, S. V. NLP pedagogicheskoy effektivnosti / S. V. Kovalev. — M. : Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy in-t ; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEK», 2001. — 160 s. — (B-ka psikhologa).

8. Konovalova, N. I. Resursy rechevoy psikhodiagnostiki v obrazovatel'nom pro-tsesse / N. I. Konovalova // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2015. — № 11. — S. 195—202.

9. Kubryakova, E. S. V poiskakh su-shchnosti yazyka: kognitivnye issledova-niya / E. S. Kubryakova. — M. : Znak : In-t. yazykoznaniya RAN, 2012. — 208 s.

10. Nikolaeva, E. A. Lichnostno orientiro-vannoe obuchenie orfograficheskoy gra-motnosti mladshikh shkol'nikov s naru-sheniem rechi [Elektron. resurs] : ucheb. posobie / E. A. Nikolaeva, K. E. Panasenko, M. V. Sadovski, G. E. Vorob'eva // Mezh-dunar. zhurn. eksperimental'nogo obrazova-niya. — M., 2015. — № 10-2. — Elektron. tekstov. dannye. — Rezhim dostupa: http:// expeducation.ru/ru/article/view?id=8556.

11. vvedenii FGOS OVZ [Elektronnyy resurs] : pis'mo M-va obrazovaniya i nauki RF ot 11 marta 2016 g. № VK-452/07 // Konsul'tant plyus. — Elektron. dan. — Rezhim dostupa: http://qps.ru/5X4gm.

12. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detey s tyazhelymi mnozhe-stvennymi narusheniyami razvitiya : ucheb.-metod. posobie / avt-sost. I. A. Filatova, E. V. Karakulova ; Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2018.

13. Rozhdestvenskiy, N. S. Svoystva rus-skogo pravopisaniya kak osnova metodiki ego prepodavaniya / N. S. Rozhdestven-skiy. — M. : Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 1960. — 304 s.

14. Sirotyuk, A. L. Modal'nostnye kha-rakteristiki uchashchikhsya kak osnova formirovaniya uchebnoy motivatsii /

A. L. Sirotyuk // Narodnoe obrazovanie. — 2006. — № 1. — S. 132—138.

15. Springer, G. Levyy mozg, pravyy mozg / G. Springer, G. Deych. — M. : Mir, 1983. — 256 s.

16. Filin, F. P. Ocherki po teorii yazykoz-naniya / F. P. Filin. — M. : Nauka, 1982. — 334 s.

17. Khayrullina, L. Kh. Izuchenie slovar-nykh slov v spetsial'noy (korrektsionnoy)

shkole / L. Kh. Khayrullina, L. V. Khristo-lyubova ; Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2015.

18. Khannaford, K. Mudroe dvizhenie / K. Khannaford. — M. : Voskhozhdenie, 2000.

19. Sperry, R. W. The great cerebral commissure / R. W. Sperry // Scientific American. — 1964. — No 210(1). — P. 42—52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.