Научная статья на тему 'Личностно-ориентированное обучение: новая модель взаимодействия школы и родителей'

Личностно-ориентированное обучение: новая модель взаимодействия школы и родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
827
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИ / РОДИТЕЛИ / УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ / PERSONALITY FOCUSED TRAINING / INTERACTION / TEACHERS / PARENTS / EFFICIENCY CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асриева Ольга Олеговна, Коваленко Татьяна Владимировна

В статье описываются принципы взаимодействия педагогов и родителей в условиях личностно-ориентированного обучения. Рассматриваются условия его эффективности, обсуждаются требования к личности педагога и позиция родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асриева Ольга Олеговна, Коваленко Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality Focused Training: New Interaction Model of School and Parents

The article describes the principles of interaction between teachers and parents in the conditions of personality focused training. Conditions of its efficiency are considered; requirements to a teacher’s identity and parents’ position are discussed.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированное обучение: новая модель взаимодействия школы и родителей»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 371.4 ББК 74.20

Асриева Ольга Олеговна

соискатель

кафедра социальной педагогики и социальной работы Омский государственный педагогический университет

г. Омск

Коваленко Татьяна Владимировна

соискатель

кафедра социальной педагогики и социальной работы Омский государственный педагогический университет

г. Омск Asrieva Olga Olegovna Applicant for a Degree Chair of Social Pedagogics and Social Work Omsk State Pedagogical University Omsk

Kovalenko Tatyana Vladimirovna

Applicant for a Degree Chair of Social Pedagogics and Social Work Omsk State Pedagogical University Omsk

Личностно-ориентированное обучение: новая модель взаимодействия

школы и родителей

Personality Focused Training: New Interaction Model of School and Parents

В статье описываются принципы взаимодействия педагогов и родителей в условиях личностно-ориентированного обучения. Рассматриваются условия его эффективности, обсуждаются требования к личности педагога и позиция родителей.

The article describes the principles of interaction between teachers and parents in the conditions of personality focused training. Conditions of its efficiency are considered; requirements to a teacher’s identity and parents’ position are discussed.

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, взаимодействие, педагоги, родители, условия эффективности

Key words: personality focused training, interaction, teachers, parents, efficiency conditions.

В динамично меняющемся российском обществе все ярче проявляется тенденция возрастания значимости потенциала личности, необходимого для ее реализации в самых разных областях жизнедеятельности, при этом стремление к личному успеху становится частью национальной культуры [5]. Воспитание

успешного человека, способного к полноценной самореализации в обществе, обладающего развитыми социально значимыми качествами, являющегося субъектом мировой и национальной культур, становится новой задачей институтов социализации и, конечно, школы. Сегодня она не только утверждается новой личностно-ориентированной парадигмой, но и легитимно установлена Федеральными Государственными Образовательными стандартами.

Вопрос не формального, а реального перехода к личностноориентированному обучению - это, прежде всего, вопрос о новом операциональном оснащении педагога, о новых педагогических инструментах, основанных на идеях подхода и соответствующих новым стандартам. По мнению идеологов личностно-ориентированного подхода: Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др., они должны отвечать таким требованиям как:

- диалогичность;

- деятельностно-творческий характер;

- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставления ребенку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания, способов учения и поведения [2, 7, 10]. Обращаясь к практике разработки и применения личностноориентированных педагогических инструментов, ученые подчеркивают роль нового, субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе, которое отличается высокой степенью активности всех заинтересованных сторон: педагога, ребенка, родителей и т.д.

Являясь одной из базовых категорий философии, «взаимодействие» выступает в роли интегрирующего фактора, посредством которого происходит объединение частей в различные виды целостности. Я.Л. Коломинский, А.А. Реан, В.Я. Ляудис и др. признают сущностью взаимодействия в педагогических системах систематическую, постоянную коммуникативную деятельность одних субъектов, вызывающую ответную реакцию других [4, 6]. Отметим, что в этом определении речь идет о совместной, заинтересованной и продуктивной деятельности учителя, ученика, родителей и др. субъектов. В.Я Ляудис определяла

продуктивное взаимодействие как «... специфическое средство решения продуктивных задач и овладения учащимися способами познавательной деятельности и межличностных отношений» [4, С. 49].

В современных трактовках взаимодействие рассматривается как развивающее и развивающееся (Н.Ф.Родионова), как процесс раскрытия творческого потенциала учителя и ученика (В .Г. Рындак, А.П. Тряпицина), как условие актуализации человеческой субъектности (В.В. Горшкова, А.Н. Ксенофонтова) и в др. вариантах. Отметим, что внимание отдельным аспектам проблемы взаимодействия в педагогических исследованиях распределено не равномерно. Большая часть работ посвящена взаимодействию учителя и ученика, тогда как в настоящее время особую актуальность приобретает вовлечение в этот процесс родителей, расширение их участия в образовании детей.

В специальных педагогических исследованиях Е.А. Бердичевской, Л.П. Качаловой, Н.Е. Щурковой и др. ученых воспитание в семье и в школе рассматривается как часть единого процесса развития социально значимых качеств личности [1, 3, 9]. Авторы вообще не разграничивают процесс взросления и становления ребенка на школьную и семейную составляющую, они даже указывают на отрицательный характер последствий такого разграничения. Чаще используя понятие «семья», исследователи указывают на ряд основных направлений взаимодействия школы и родителей. Мы, в свою очередь, попытаемся дополнить эти направления наблюдениями из собственной педагогической практики.

К числу направлений развития взаимодействия с родителями, наиболее эффективных по нашему мнению можно отнести:

- педагогическое просвещение родителей. Это направление предусматривает формирование теоретических и прикладных знаний родителей в области воспитания ребенка, создания благоприятной ситуации его развития. Кроме того, взаимодействие как форма организации совместной деятельности по развитию социально значимых качеств ребенка не возможна без понимания родителями основных целей, форм и методов обучения и воспитания ребенка. Даже

задача поиска и утверждения общих интересов в образовании ребенка решается только через информативно-разъяснительную работу с родителями;

- формирование открытости образовательного учреждения для родителей. Придать образовательному учреждению открытость — значит, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. В условиях открытого образовательного учреждения родители не только могут контролировать образовательный процесс, но и участвовать в его управлении. Выступая носителями образовательного заказа они формируют общественный контроль за качеством образования. Кроме того, в условиях передовых образовательных учреждений практикуется привлечение родителей не только к различным формам внеклассной работы, но даже, в отдельных случаях, к преподаванию. Взаимодействие в условиях открытого образовательного учреждения, таким образом, делает родителей членами педагогического коллектива;

- совместную деятельность детей, родителей и учителей в условиях школы или вне ее. К этому направлению можно отнести: совместные праздники, развлечения, спортивные мероприятия, спектакли, концерты, труд по благоустройству помещения образовательного учреждения и прилегающих территорий и др. Ценность таких форм заключается в том, что они оказывают непосредственное влияние на содержание досуга семьи, помогают родителям глубже понять образовательную работу педагогов с детьми, перенять некоторые методы и приемы этой работы, увидеть собственного ребенка в иной, чем домашняя, среде, системе взаимоотношений;

- ведение индивидуальной работы с дисфункциональной семьей. Эта деятельность актуальна тогда, когда педагогом предполагается не благополучная социальная ситуация развития ребенка. Работа с дисфункциональной семьей предусматривает, прежде всего оказание помощи и устранение причины дисфункции. На поверку оказывается, что данное направление часто связано с педагогической неграмотностью родителей, отдельными затруднениями в отношениях с ребенком, которые родители не в состоянии разрешить самостоятель-

но. Это комплексная деятельность, предусматривающая работу педагогов, психологов, медицинских и социальных работников;

- привлечение родителей к управлению образовательным учреждением. Родители, семья, являясь одними из социальных заказчиков образовательных услуг, должны быть реально включены в систему управления образовательного учреждения, принимать более активное участие в оценке его деятельности.

Содержание взаимодействия учителя и родителей включает в себя взаимосвязанные и взаимозависимые элементы; общение, отношение, связь, предполагающие коммуникацию как обмен информацией; познание личности учащихся и их родителей; постоянный двусторонний контакт (связь). Практика показывает, что полноценное и эффективное взаимодействие возникает тогда, когда начинает меняться сам педагог. Большая часть условий организации взаимодействия в духе личностно-ориентированного обучения в триаде «педагог -ученик - родители» относится к личности педагога.

Первое условие: осознание учителем необходимости формирования эффективного взаимодействия с родителями младших школьников как цели и критерия эффективности воспитательного процесса.

Второе условие: реализация личностно-деятельностного, диалогического, индивидуально-творческого подходов в организации обучения школьников.

Третье условие — высокий уровень коммуникативных умений у педагога. Коммуникативные умения, согласно анализу психолого-педагогической литературы, главный компонент общения. Педагог в процессе взаимодействия с родителями должен реализовать все функции общения — выступать и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений. Это, в свою очередь, предполагает наличие у педагога ряда коммуникативных умений.

Четвертое условие — способности к эмпатии и рефлексии. Данное условие связано с третьим. Для установления обратной связи в процессе общения помогают эмпатийные процессы. Эмоциональная обратная связь достигается через способности передавать партнеру по общению понимание его пережива-

ний и внутренней ситуации, что будет способствовать более эффективному процессу взаимодействия субъектов воспитательного процесса. Способность к эмпатии предполагает наличие у педагога другой способности, рефлексивной, выражающейся в обобщенном умении углубляться в свой собственный психический мир, в особенности своей личности, своего общения с родителями и учащимися.

Однако, во взаимодействии, основанном на идеях личностноориентированного подхода, не менее актуальной остается задача формирования родительской позиции. Здесь уместно вспомнить, что кроме моральной есть еще и нормативно установленная ответственность родителей, которая закреплена в частности в действующем Законе Российской Федерации «Об образовании», в котором утверждается, что «..родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте» [8].

Собственно, формирование новой позиции родителей в образовательном процессе предусмотрены самими ФГОС. Они предусматривают, например:

- совместную проектную деятельность, партнерство «учитель- родитель-ребенок» в творческой, научно-исследовательской и поисковой работе;

- активное участие в досуговой и внешкольной работе, которая в новых условиях организуется не школой, а с помощью школы;

- введение в учебно-методические комплекты заданий, которые заведомо должны выполняться совместно. Практика показала, что это обстоятельство обязало учителя учить, в первую очередь родителя, а уж затем ученика;

- активизацию позиции родителя в информационном взаимодействии «родитель - ученик - ребенок»

Новая модель взаимодействия основана на объединении совместных усилий семьи и школы, когда педагоги и родители, дополняя и поддерживая друг друга, стремятся к одной и той же цели, к благу детей, к их полноценному и гармоничному развитию. Ее реализация основана на следующих идеях:

- родители - не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;

- переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;

- осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;

- систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психоло-го-педагогической поддержки семьям;

- установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей,

- обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания.

В сфере воспитания партнерство со школой интересует родителей с точки зрения приобретения системных и главное - «живых», некнижных психологопедагогических знаний; улучшения детско-родительских отношений, повышения родительского авторитета; стимулирования собственного личностного роста как взрослых людей. В свою очередь, школа обращается к ресурсам семьи для развития инфраструктуры воспитательного процесса, повышения учебной мотивации учащихся, преодоления кадрового и компетентностного дефицита в сфере воспитания за счет мастерства и опыта отдельных родителей.

Для запуска новой модели взаимодействия педагогов и родителей необходимы:

- создание переговорной площадки, удобной для обеих сторон;

- выявление оснований партнерства, то есть взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон;

- инвентаризация организационно-структурных форм социального партнерства школы и семьи и выбор из них наиболее приемлемых для конкретных участников;

- формирование нормативно-правовой базы социального партнерства на уровне образовательного учреждения, фиксация в договорной форме целей, задач, принципов (добровольности, кооперативности, взаимного доверия, взаимной ответственности и контроля, открытости и т.д.);

- формирование управляющей системы социального партнерства;

- разработка и реализация программ, планов, проектов партнерского взаимодействия.

Библиографический список

1. Бердичевская, Е.А. Семья и школа как партнеры [Текст] / Е.А. Бердичевская //Классный руководитель. - 2005. - №5. - С. 106-112

2. Бондаревская, Е.В. теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Р\Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.

3. Личностно-ориентированный подход: теория и практика. Социальная модель - проект интеграции школы и семьи /Под ред. Л.П. Качаловой, Е.В, Телеевой - Шадринск, 2004. - 127 с.

4. Ляудис, В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалев, В. Я. Ляудис. М.: НИИОП АПН СССР, 1980, С. 37—52.

- С. 49

5. Медведев, Д. А. Послание Федеральному Собранию РФ, Москва, 19 ноября 2009 г. [эл.ресурс]. - ЦКЬ: http://www.kremlin.ru (дата обращения 10.11.2012)

6. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология [текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - М. : Прайм-Еврознак, 2008. -576 с.

7. Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе [Текст] / В.В. Сериков. - М. : Логос, 2012. - 448 с.

8. Федеральный Закон «Об образовании» [Эл.ресурс] / Министерство

Образования и Науки РФ. Официальный сайт. - ЦКЬ:

http://old.mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/ (дата обращения 10.11.2012)

9. Щуркова, Н.Е. За гранью урока [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М. : ЦГЛ, 2004. - 192 с.

10. Якиманская, И.С. Основы личностно-ориентированного образова-

ния [Текст] / И.С. Якиманская. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2011. - 224 с.

Bibliography

1. Berdichevskaya, E. Family and School As Partners [Text] / E. Berdichevskaya // Class Teacher. - 2005 . - No. 5. - P. 106-112.

2. Bondarevskaya, E. The Theory and Practice of Personality Focused Education [Text] / E. Bondarevskaya. - Rostov-on-Don: Publishing House of Rostov Pedagogical University, 2000. - 352 p.

3. Lyaudis, V. Structure of Productive Educational Interaction // Psychological-Pedagogical Problems of Interaction Between Teacher and Pupils / Under the Editorship of A.Bodalev, V.Lyaudis. - Moscow, 1980, P. 37 — 52. - P. 49

4. Medvedev, D. Message to Federal Assembly of the Russian Federation, Moscow, on November 19, 2009 [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.kremlin.ru (Date of Address 10.11.2012)

5. Personality Focused Approach: Theory and Practice. Social Model - the Project of Integration of School and Family / Under the Editorship of L.Kachalova, E. Teleeva - Shadrinsk, 2004. -127 p.

6. Rean, A. Kolominsky, Ya. Socio-Pedagogical Psychology [Text] / A. Rean, Ya.Kolominsky. - Moscow: Prime-Evroznak, 2008. -576 p.

7. Serikov, V. Personality Progress in Educational Process [Text] / V.V. Serikov. - Moscow: Lagos, 2012. - 448 p.

8. Shchurkova, N. Beyond the Lesson [Text] / N.Shchurkova- Moscow: TsGL, 2004. -192 p.

9. The Federal Law "About Education" [Electronic Resource] / the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Official site. - Access Mode: http://old.mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/ (Date of Address 10.11.2012)

10. Yakimanskaya, I. Bases of Personality Focused Education [Text] / I. Yakimanskaya. - Moscow: Binomial. Laboratory of Knowledge, 2011. - 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.