Научная статья на тему 'Личностная устойчивость как компонент антикриминального мировоззрения'

Личностная устойчивость как компонент антикриминального мировоззрения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / АНТИКРИМИНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / WORLDVIEW / MINDSET / PERSONAL RESISTANCE / ANTI-CRIMINAL MINDSET / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пьянова Е.Н.

В статье особое внимание уделяется рассмотрению формирования личностной устойчивости старшеклассников как компонента антикриминального мировоззрения. Учащиеся старших классов в разной мере обладают способностью противостоять негативному влиянию социальной среды, которая выражается в личностных качествах и локализации контроля над значительными для себя событиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пьянова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal resistance as a component of anti-criminal mindset

This article deals with the high school students’ personal resistance development as a component of anticriminal mindset. The high school students have varying ability to withstand the negative affect of the social environment. This ability is manifested in personal qualities and localization of control over events of personal significance.

Текст научной работы на тему «Личностная устойчивость как компонент антикриминального мировоззрения»

УДК 378.14

Пьянова Екатерина Николаевна

Pyanova Ekaterina Nikolayevna

старшим преподаватель

Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета

ЛИЧНОСТНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ АНТИКРИМИНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Senior Lecturer, Yelabuga Institute of Kazan (Volga) Federal University

PERSONAL RESISTANCE AS A COMPONENT OF ANTI-CRIMINAL MINDSET

Аннотация:

В статье особое внимание уделяется рассмотрению формирования личностной устойчивости старшеклассников как компонента антикриминального мировоззрения. Учащиеся старших классов в разной мере обладают способностью противостоять негативному влиянию социальной среды, которая выражается в личностных качествах и локализации контроля над значительными для себя событиями.

Ключевые слова:

картина мира, мировоззрение, личностная устойчивость, антикриминальное мировоззрение, юношеский возраст.

Summary:

This article deals with the high school students' personal resistance development as a component of anticriminal mindset. The high school students have varying ability to withstand the negative affect of the social environment. This ability is manifested in personal qualities and localization of control over events of personal significance.

Keywords:

worldview, mindset, personal resistance, anti-criminal mindset, adolescence.

Введение

В сознании взрослеющего человека происходят значительные изменения. Они проявляются в осознании им собственной индивидуальности и ее свойств, появлении жизненного плана, установки на сознательные сферы жизнедеятельности, соотнесении себя с той или иной культурой. Особое же значение в период юности приобретает рассмотрение вопроса о картине мира [1]. Связано это с тем, что в данный период происходит переосмысление взглядов, представлений о мире и своем нахождении в нем, основных жизненных позиций и формирование правового сознания.

Цель исследования

Цель исследования заключается в изучении личностной устойчивости как компонента антикриминального мировоззрения. В юношеском возрасте созревают когнитивные и личностные предпосылки мировоззрения. И от того, насколько благополучно будет протекать данный процесс, зависит то, насколько правильно и глубоко мировоззрение будет отражать объективный мир. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации [2, с. 376].

Под влиянием мировоззрения возникает достаточно устойчивая иерархическая структура мотивационной сферы старшего школьника, в которой решающими являются мотивы, связанные с его взглядами и убеждениями, с его намерениями и решениями [3, с. 305]. Исследование личностной устойчивости [4; 5] к негативным влияниям социальной среды является актуальным для современной науки, поскольку в информационном обществе становится важным умение каждого отдельного человека противостоять негативным воздействиям внешней среды и справляться с внутренними проблемами, стрессами, кризисами, сложными жизненными ситуациями.

В юношеском возрасте происходит идентификация Я, которое колеблется между положительным и отрицательным полюсами. Если молодой человек успешно справился с задачей идентификации, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. Если же он не может самоопределиться и обозначить свое Я, то он начинает проявлять неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. В настоящее время средства массовой информации все чаще и чаще сообщают о нестабильной ситуации в жизни общества: насильственные преступления, терроризм, жестокие отношения между людьми. Массовая пропаганда криминального мира вселяет в подрастающее поколение атмосферу вседозволенности, безнаказанности. У юношей и девушек вырабатывается страх, недоверие, сомнение в будущем как результат наблюдения насилия над идеалами жизни. Именно школьное воспитание закладывает

в учащемся правовые действия, необходимые для формирования той зрелой личности, которая адекватно оценивает свои поступки и поведение. Образовательное учреждение как наиважнейший социальный институт должен вести работу по повышению уровня правосознания подрастающего поколения, опираясь при этом на возрастные особенности. Подводя итоги вышесказанному, можно предположить, антикриминальное мировоззрение начинает полностью осмысливаться в юношеском возрасте, где личностная устойчивость играет важную роль. Юноши и девушки действуют менее непосредственно, менее импульсивно, учатся обдумывать свои поступки, принимать решения и действовать в соответствии с сознательно поставленными целями.

Материал и методы исследования

Основным методом в данной работе выступил метод тестирования. Для эмпирического изучения исследуемой темы были выбраны следующие психодиагностические методики: многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (юношеский вариант - 14PF) и методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынской, М. Эткинда. Полученные данные подверглись математико-статистической обработке. Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel XP и пакета статистического анализа SPSS.

После обработки бланков с ответами последующему анализу было подвергнуто 60 работ, выполненных учащимися старших классов общеобразовательных школ г. Елабуги.

Результаты исследования и их обсуждение

Настоящее исследование исходило из того, что люди в разной мере обладают способностью противостоять негативному влиянию социальной среды, которое выражается в личностных качествах и локализации контроля над значительными для себя событиями. С целью наиболее общей оценки предлагаемых Кеттеллом конструктов усредняем значения каждого фактора для двух групп испытуемых (М - среднее арифметическое значение), исходя из результатов, полученных по методике «Уровень субъективного контроля» (УСК): интерналов/экстерналов. Различия по каждому фактору у двух групп испытуемых определялись с помощью t-критерия Стью-дента, при этом учитывались критические значения: tкр. = 2,00 для р < 0,05, tкр. = 2,66 для р < 0,01, tкр. = 3,46 для р < 0,001.

Таблица 1 - Статистические различия в средних значениях по факторам

у испытуемых с интернальным и экстернальным локусом контроля

Факторы Интернальный локус контроля Экстернальный локус контроля 1эмп. Уровень значимости

среднее значение (М) среднее значение(М)

А 12,2 11,05 1,36 0,38

В 8,6 7,9 0,73 0,74

С 14,2 10,9 2,87 0,01

D 8,6 8,4 0,55 0,88

Е 12,7 11,2 1,99 0,23

F 13,4 10,6 1,98 0,07

G 11 10,5 0,91 0,68

Н 13,4 10,7 2,43 0,05

I 8,8 11,3 -1,88 0,08

J 10,8 9,7 0,91 0,66

О 7,2 9,8 -3,34 0,05

Q2 8,8 10,8 -2,58 0,05

Q3 10 10,4 -0,43 0,44

Q4 9,2 10,1 -1,06 0,63

При сопоставлении средних значений по факторам у испытуемых с интернальным и экстернальным локусом контроля обнаружены статистически значимые различия по следующим факторам личностного опросника Р. Кеттелла: С - степень эмоциональной устойчивости (р < 0,01), H - Тректия (робость) - Пармия (смелость) (р < 0,05), O - Гипертимия (спокойствие) -Гипотемия (тревожность) (р < 0,05), Q2 - Зависимость от группы (конформизм) - Самодостаточность (нонконформизм) (р < 0,05). Статистически значимых различий по иным факторам опросника не выявлено. Полученные различия позволяют выделить личностные качества, свойственные каждой группе испытуемых - с интернальным и экстернальным локусом контроля.

Для старшеклассников с интернальным локусом контроля свойственны эмоциональная устойчивость, соблюдение общепризнанных форм поведения, групповых моральных представлений. Интернал ограниченный, строго придерживается правил, быстро реагирует на опасность, деликатный, внимательный к другим, чаще находится в тени, большому обществу предпочитает

одного - двух друзей. Они могут «управлять своими неудачами», нести ответственность за события своей жизни и считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий. Мало чувствительны к оценкам и одобрению окружающих, хотя мнение последних играет не последнюю роль. Смелы и решительны, в основном полагаются только на себя и несколько переоценивают свои возможности.

Старшеклассники с экстернальным локусом контроля больше, чем интерналы, проявляют неустойчивость настроения, слабый контроль своих эмоций, плохо справляются с жизненными неудачами и переживают их как внутренний конфликт. Экстернал полон тревоги и предчувствий, находится во власти настроений, впечатлительный. Он независим от группы, находчив, самостоятельно принимает решения, не нуждается в поддержке других людей, независим. Они испытывают трудности к приспособлению к новым условиям. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей. Им так же, как и интерналам, свойственны высокие интеллектуальные способности и моральные качества, они осознают социальные требования и понимают желательную картину своего поведения в соответствии с общественными нормами и моральными требованиями.

Выявленные различия и статистически значимые корреляционные связи позволили установить, что проявление высокого субъективного контроля старшеклассниками с интернальным локусом контроля связано с личностными качествами, такими как общительность, социальная приспособленность (r = 0,84), интеллект (r = 0,88), энергичность, переоценка своих возможностей (r = 0,91), ответственность, обязательность, стремление к соблюдению моральных требований (r = 0,82), смелость и решительность в принятии решений (r = 0,90), уверенность в себе, умение «управлять своими неудачами» (r = 0,84).

Для группы старшеклассников с экстернальным локусом контроля снижение субъективного контроля связано с не ориентацией на мнение группы, поддержку и одобрение окружающих (p < 0,05), а также с низким проявлением самоконтроля (p < 0,01).

Относительно корреляционной структуры экстерналов видно, что они не отличаются устойчивыми связями между исследуемыми показателями, так как почти все корреляционные связи являются единичными. В эмоциональных контактах экстерналы не изменяют свое поведение в соответствии с мнением окружающих, не приспосабливаются к их требованиям (фактор Q2). Неумение контролировать свое поведение в отношении социальных нормативов, трудности с самоорганизацией (фактор Q3) не дают возможности экстерналам отвечать за происходящие события их жизни. Принимая групповые стандарты и ценности (зависимость), экстернал замыкается в себе, происходит увеличение внутренней напряженности. Поэтому они стараются не приспосабливаться к мнению окружающих. Таким образом, можно говорить о том, что экстерналы более подвержены воздействию извне, влиянию негативной информации и т. д.

Выводы

Учащиеся старших классов в разной мере обладают способностью противостоять негативному влиянию социальной среды, которое выражается в личностных качествах и локализации контроля над значительными для себя событиями. При формирующемся мировоззрении интерналы более устойчивы к антисоциальным явлениям, чем экстерналы.

На основе формирующегося мировоззрения, личностных качеств выстраивается жизненный путь личности, ее образ жизни, жизненная позиция: личность принимает себя, свои ценности, индивидуальность как носителя возможностей и способностей, поддерживает и укрепляет свою самооценку. Социальная среда мощно воздействует на психику человека, ведет ее к определенной трансформации, предлагая человеку огромный объем информации. Наряду с позитивным воздействием на сознание человека отмечаются факты негативного влияния, что может катастрофически сказаться на результатах личностного и профессионального самоопределения, самореализации и самоактуализации личности.

Таким образом, воспитав правоисполнительного учащегося, мы получаем личность, которая опирается в принятии решении и поступках на свои правовые установки, ценности и морали.

Ссылки:

1. Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. М., 1983. С. 251-261.

2. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. М., 1983. 840 с.

3. Божович Л.И. Психология личности. М., 2010. 464 с.

4. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование. М., 1981. 206 с.

5. lonescu S. Resilience and Related Concepts // Psychological Security, Stability, Psychological Trauma : collection of scientific articles according to the materials of the First International Forum in St. Petersburg, 5-7 June 2006 / ed. I.A. Baeva, W. lonescu, L.A. Regush. St. Petersburg, 2006. P. 17-23.

References:

1. Leontiev, AN 1983, The image of the world. Selected psychological works, Moscow, p. 251-261.

2. Ilicheva, LF, Fedoseyev, PN, Kovalev, SM & Panov, VG (ed.) 1983, Philosophical encyclopaedic dictionary, Moscow, 840 p.

3. Bozovich, LI 2010, Psychology of Personality, Moscow, 464 p.

4. Chudnovsky, VE 1981, Moral stability of personality: a psychological study, Moscow, 206 p.

5. lonescu, S 2006, 'Resilience and Related Concepts', Psychological Security, Stability, Psychological Trauma: collection of scientific articles according to the materials of the First International Forum in St. Petersburg, 5-7 June 2006, St. Petersburg, p. 17-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.