УДК 37.04 Дорогинская Е.В., Дорогинская А.В.
Дорогинская Е.В.
магистрант 2 года Херсонский государственный педагогический университет (г. Бахчисарай, Россия)
Дорогинская А.В.
магистрант 2 года Херсонский государственный педагогический университет (г. Бахчисарай, Россия)
ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ ВЫБОРА КОПИНГ-СТРАТЕГИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема взаимосвязи тревожности и копинг-поведения, определяется особенность формирования и выбора копинг-стратегий детей с ОВЗ младшего школьного возраста, и характеризуется особенность проявления стрессовых состояний личности.
Ключевые слова: копинг-стратегии, психологические реакции, экстремальные ситуации, стресс, дети с ОВЗ, тревожность.
Постановка проблемы. Проблема тревожности у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) младшего школьного возраста является одной из самых сложных проблем в современной психологии. Особенность таких детей в том, что они сильнее, чем здоровые подвержены тревоги. Сложившиеся проблемы в поведении у тревожных детей с ОВЗ становятся достаточно серьезным препятствием на пути обучения. [1]
Преодоление стрессовых ситуаций, у детей с ОВЗ младшего школьного возраста, остаются еще недостаточно изученными. Младшим школьникам, в
силу своего возраста и уровня развития навыков психологической саморегуляции, довольно сложно скорректировать свое поведение и оценить причину стресса. Возраст 7-11 лет, сам по себе наполнен изменениями, которые воспринимаются, как кризисными. Новые нормы и правила поведения в школьной среде, наполняют жизнь ребенка стрессом и постоянными изменениями. [2]
Анализ исследований и публикаций. Изучением процесса возникновения стрессовых реакций, способов их профилактики и коррекции поведения личности в стрессовых ситуациях занимались такие зарубежные исследователи, как Дж.Адамс, Ф. Александер, Дж.Амирхан, Г. Басович, Г. Вейлант, Р. Лазарус, а в отечественной психологии исследования преодоления стресса осуществлялись с позиции личностно-ориентированного подхода (Л. И. Анциферова, В. А. Бодров, В. А. Ганзен, Л. П. Гримак). Понятие «Копинг» ввел в активное использование Р. Лазарус. Он писал, что копинг - это стремление к решению проблемы, которое предпринимает индивид, если требования среды имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с опасностью, так и в ситуации направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности. [5]
В целом понятие копинг используется в психологии для описания характерных способов поведения людей в различных сложных жизненных ситуациях. Копинг поведение реализуется с помощью копинг стратегий. На выбор таких стратегий влияют следующие факторы: возрастные, гендерные характеристики, в том числе и разнообразные психологические особенности личности. Чаще всего выделяют личностные и ситуативные детерминанты копинг поведения. [3]
Одной из отличительных черт многих работ является поиск коррелятов среди личностных характеристик для выбора стратегий преодоления, при этом поиск коррелятов часто выполняется в рамках изучения психологических ресурсов личности, которое уже оформилось в самостоятельное направление исследований. В качестве психологических копинг-ресурсов рассматривается
локус контроля, коммуникативная компетентность, эмоциональный и социальный интеллект, когнитивные способности. Особое место в перечне копинг-ресурсов занимает уровень тревожности. Ведь, в зависимости от уровня выразительности, тревожность может выполнять различные по своему характеру и модальности функции (сигнальная, активирующая, деструктивная и т.п.), которые могут вносить изменения в поведение человека и, в частности, в копинг - поведение. [4]
Гипотеза исследования предполагает, что уровень личностной тревожности является одним из главных условий выбора копинг-стратегии у детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
В ходе исследования используются такие методы как аналитическая обработка информации психологической научной литературы, методика «Индикатор копинг-стратегий» Дж. Амирхана в адаптации Н. А. Сироты и В. М. Ялтонского, «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка, «Шкала тревоги Спилберга-Ханина», «Шкала проявления тревоги» Дж. Тейлор, в адаптации Т. А. Немчинова, «Копинг-тест Лазаруса».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бацилева О. В., Пузь И. В., Греско И. М. Особенности отношения к здоровью детей с разным уровнем психоэмоционального напряжения. Психологический журнал. Психологический журнал. 2018. № 6(16). С. 167-183;
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 2007-224 с;
3. Камынина Н.В. Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. 2008. 212 с;
4. Львова Е.Н. , Митина О.В., Шлягина Е.И. Личностная тревожность и выбор стратегий совладания. Вопросы психологии. 2015. № 2;
5. Синельникова Т. В. психологические особенности выбора копинг-стратегий в младшем школьном возрасте. "Наука и образование", 2015. №3, с. 101 - 106
Doroginskaya E. V., Doroginskaya A. V.
Doroginskaya E.V.
Kherson State Pedagogical University (Bakhchisarai, Russia)
Doroginskaya A.V.
Kherson State Pedagogical University (Bakhchisarai, Russia)
PERSONAL ANXIETY IN CHILDREN WITH DISABILITIES AS CONDITION FOR CHOOSING COPING STRATEGY IN PRIMARY SCHOOL AGE
Abstract: therefore, this study examines the problem of the relationship between anxiety and coping behavior, determines the features of the formation and choice of coping strategies for children with disabilities of primary school age, and characterizes the features of the manifestation of stressful personality states, which plays an important role in the ability to overcome stress in the most effective way.
Keywords: coping strategies, psychological reactions, extreme situations, stress, children,
anxiety.