Научная статья на тему 'Личностная тревожность студентов как показатель изменения в ценностно-смысловой сфере'

Личностная тревожность студентов как показатель изменения в ценностно-смысловой сфере Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
210
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЛИЧНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВАКУУМЫ / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / STUDENTS / PERSONALITY / ANXIETY / EXISTENTIAL VACUUMS / VALUES / SEMANTIC FORMATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комиссарова О. А.

В статье рассматривается актуальная на данный момент времени психолого-педагогическая проблема возникновения внутренних (экзистенциальных) вакуумов в ценностно-смысловой сфере студентов вуза и влияние их на повышение уровня личностной тревоги. Затрагивается вопрос, связанный с ценностными ориентациями студентов, определяющих характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым детерминирующих ее поведение. В качестве теоретической основы проведенного исследования взяты работы В. Франкла и Р. Мэя, раскрывающие суть основных используемых в статье понятий. В эмпирической части работы используются диагностические методики: «Уровень соотношения “Ценности” и “Доступности” в различных жизненных сферах» (УСЦД) Е.Б. Фанталовой и «Шкала самооценки личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера Ю. Л. Ханина. Основная гипотеза исследования заключается в нахождении влияния количества вакуумов в ценностно-смысловой сфере студентов на степень выраженности уровня личностной тревожности. Для ее проверки проводился однофакторный дисперсионный анализ, показавший достоверность выдвинутой гипотезы. Полученные результаты можно использовать в практической деятельности социальных психологов, педагогов и воспитателей.The article deals with the current psychological and pedagogical problem of the emergence of internal (existential) vacuums in the value-semantic sphere of university students and their influence on increasing the level of personal anxiety. The question is related to the value orientations of students, which determine the nature of the relationship of the individual with the surrounding reality and thereby determine its behavior. The work of V. Frankl and R. May, revealing the essence of the main concepts used in the article, was taken as the theoretical basis of the study. In the empirical part of the work, diagnostic techniques are used: «The level of the ratio of “Values” and “Accessibility” in various life spheres» (USSC) EB Fantalova and “The scale of self-assessment of personal anxiety” Ch. D. Spielberger Yu. L. Khanin. The main hypothesis of the study is to find the influence of the number of vacuums in the value-semantic sphere of students on the severity of the level of personal anxiety. To verify it, a one-way analysis of variance was carried out, which showed the reliability of the hypothesis put forward. The results can be used in the practical activities of social psychologists, teachers and educators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностная тревожность студентов как показатель изменения в ценностно-смысловой сфере»

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 1. С. 42-45. УДК 159.9.07.

DOI: 10.24147/2410-6364.2020.1.42-45

О. А. Комиссарова

ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ В ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЕ

В статье рассматривается актуальная на данный момент времени психолого-педагогическая проблема возникновения внутренних (экзистенциальных) вакуумов в ценностно-смысловой сфере студентов вуза и влияние их на повышение уровня личностной тревоги. Затрагивается вопрос, связанный с ценностными ориентациями студентов, определяющих характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым детерминирующих ее поведение. В качестве теоретической основы проведенного исследования взяты работы В. Франкла и Р. Мэя, раскрывающие суть основных используемых в статье понятий. В эмпирической части работы используются диагностические методики: «Уровень соотношения "Ценности" и "Доступности" в различных жизненных сферах» (УСЦД) Е.Б. Фанталовой и «Шкала самооценки личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера -Ю. Л. Ханина. Основная гипотеза исследования заключается в нахождении влияния количества ва-куумов в ценностно-смысловой сфере студентов на степень выраженности уровня личностной тревожности. Для ее проверки проводился однофакторный дисперсионный анализ, показавший достоверность выдвинутой гипотезы. Полученные результаты можно использовать в практической деятельности социальных психологов, педагогов и воспитателей.

Ключевые слова: студенты; личность; тревожность; экзистенциальные вакуумы; ценности; смысловые образования.

O. A. Komissarova

TRAIT ANXIETY OF STUDENTS AS AN INDICATOR OF CHANGES IN THE VALUE-SEMANTIC SPHERE

The article deals with the current psychological and pedagogical problem of the emergence of internal (existential) vacuums in the value-semantic sphere of university students and their influence on increasing the level of personal anxiety. The question is related to the value orientations of students, which determine the nature of the relationship of the individual with the surrounding reality and thereby determine its behavior. The work of V. Frankl and R. May, revealing the essence of the main concepts used in the article, was taken as the theoretical basis of the study. In the empirical part of the work, diagnostic techniques are used: «The level of the ratio of "Values" and "Accessibility" in various life spheres» (USSC) EB Fantalova and "The scale of self-assessment of personal anxiety" Ch. D. Spielberger -Yu. L. Khanin. The main hypothesis of the study is to find the influence of the number of vacuums in the value-semantic sphere of students on the severity of the level of personal anxiety. To verify it, a one-way analysis of variance was carried out, which showed the reliability of the hypothesis put forward. The results can be used in the practical activities of social psychologists, teachers and educators.

Keywords: students; personality; anxiety; existential vacuums; values; semantic formations.

Основной теоретической базой для данной статьи являются работы В. Франкла и Р. Мэя, связанные с вопросами потери смысла жизни и возникновения в следствии этого повышенного уровня тревоги. В. Франкл отмечает, что люди часто страдают от ощущения

© Комиссарова О. А., 2020

бессмысленности своего бытия, которое сопровождается чувством пустоты. На основании этого он вводит понятие «экзистенциальный вакуум», являющийся специфической невротизацией, способствующей возникновению ноогенных неврозов, сопровождающихся

повышением тревоги и возникающих от бессмысленности и неверия в то, что смысл существует. По мнению В. Франкла, такая невро-тизация не является патологичной, а возникает вследствие ценностных проблем [1; 2].

Р. Мэй, рассматривая проявление тревоги, отмечает, что она чаще всего возникает в тот момент, когда человек «сталкивается с возникающим потенциалом или возможностями реализовать свое бытие; и именно эта возможность влечет за собой разрушение настоящей безопасности, что в свою очередь приводит к тенденции разрушения новых потенциальных возможностей» [3]. Состояние индивида, перед которым встает вопрос реализации его потенциала, можно охарактеризовать как тревогу. Необходимо также подчеркнуть, что усиление тревоги сужает поле самосознания; чем сильнее тревога, тем меньше осознание себя субъектом, обращенным к объектам внешнего мира [3; 4]. Мэй подчеркивает, что нежелание идти навстречу тревоге, приводит к «выбору прошлого», что прерывает процесс изменения и обретения смысла [3; 4].

Вопросы реализации жизненных ценностей наиболее ярко проявляются в юношеском возрасте, самый расцвет которого приходится на студенческие годы. Этот период жизни является наиболее чувствительным к раскрытию внутреннего мира молодых людей и сопровождается богатым диапазоном эмоциональных переживаний. Это время активного поиска себя в мире, профессионального самоопределения, усвоения норм отношений между людьми, время внутренних кризисов, а также интенсивного формирования ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера и личности молодого человека [5]. Однако необходимо отметить, что существующие в обществе социально-экономические условия создают для большинства молодых людей трудности в определении жизненных стратегий и реализации значимых ценностей, что способствует процессу невротизации и возникновению психосоматических заболеваний.

Актуальность проведенного исследования заключается в рассмотрении вопроса, связанного с образованием внутренних ва-куумов в структуре личности студентов. Ценностные ориентации, обретенные в этот период жизни, определяют характер отношений молодых людей с окружающей действитель-

ностью и тем самым детерминируют их поведение. Е. Б. Фанталова отмечает, что состояние внутренней тревоги в условиях переживания внутренних вакуумов студентами сопряжено со снижением рефлексии, силы Я, эмоционально-волевого контроля и локуса контроля, с одной стороны, и с нарастанием внутренней психической напряженности, блокады ведущих жизненных потребностей и негативного отношения к общению и социальному окружению - с другой [6].

Цель работы заключается в определении количества внутренних вакуумов в ценностно-смысловой сфере студентов психологического факультета и качество их влияния на повышение уровня личностной тревожности.

Гипотеза исследования: увеличение числа внутренних вакуумов в ценностно-смысловой структуре личности студентов влияет на повышение уровня тревожности.

В исследовании принимали участие 162 студента психологического факультета.

В качестве диагностического материала использовались следующие методики.

Для диагностики степени расхождения в ценностно-смысловой сфере студентов-психологов использовалась методика «Уровень соотношения "Ценности" и "Доступности" в различных жизненных сферах» (УСЦД) Е. Б. Фанталовой. В приведенном исследовании интерес представляют внутренние ваку-умы (ВВ) как один из видов таких расхождений. Используемая методика дает возможность выявить внутренние вакуумы и определить их количество за счет установления разницы между показателями «Ценность» и «Доступность» (> 4). Внутренние вакуумы определяются, когда «доступное» для исследуемых является «малоценным», и проявляются состояниями внутренней опустошенности и снижения побуждений [7].

«Шкала самооценки личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, измеряющая личностную тревожность как устойчивую диспозицию, склонность реагировать на угрозу извне. Подсчет баллов для каждого участника опроса дает возможность выявить у него общий уровень личностной тревожности: показатели, находящиеся в интервале до 30 баллов, относятся к области низкой тревожности; в интервале от 31 до 45 баллов - к области умеренной тревожности; в интервале 46 и выше баллов тревожность достигает наиболее высокого уровня.

О. А. Комиссарова

Результаты исследования и их анализ.

В результате проведенного исследования определились группы студентов, имеющих разное количество внутренних вакуумов (то, что доступно, но мало значимо) в ценностно-мотивационной сфере (от 0 до 5). Для определения степени выраженности личностной

тревожности в зависимости от числа внутренних вакуумов, подсчитывались средние значения.

Количественное и процентное соотношение исследуемых в каждой группе представлено на круговой диаграмме рисунка 1.

30 человек 18 %

18 человек 11 %

35 человек 22 %

53 человека 33 %

7 человек 4 %

19 человек 12 %

1

2

3 S 4 Ш 5 □ 6

Рис.1. Процентное соотношение студентов-психологов в зависимости от числа ВВ в ценностно-мотивационной сфере

Примечание: 1 - процент студентов, не имеющих ВВ в ценностно-мотивационной сфере; 2 - процент студентов, имеющих один ВВ в ценностно-мотивационной сфере; 3 - процент студентов, имеющих два ВВ в ценностно-мотивационной сфере; 4 - процент студентов, имеющих три ВВ в ценностно-мотивационной сфере; 5 - процент студентов, имеющих четыре ВВ в ценностно-мотивационной сфере; 6 - процент студентов, имеющих пять ВВ в ценностно-мотивационной сфере.

Как видно из рис. 1, у 18 студентов из общей группы наблюдается отсутствие внутренних вакуумов при средних показателях уровня личностной тревожности, равных 38,6 балла, относящихся к области низко выраженной тревожности по методике Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина. Такие студенты составляют 11 % от общего числа группы.

Один внутренний вакуум в ценностно-смысловой сфере имеют 30 человек (18 %), показатели уровня тревожности у данных студентов повысились до 42,35 балла, однако они находятся в зоне средних показателей. Два внутренних вакуума имеют 35 студентов (22 %) при значениях личностной тревожности, равной 44,6 балла, эти значения являются пограничными между средним и высоким уровнями тревожности.

При увеличении количества внутренних вакуумов до трех (53 человека) наблюдается увеличение средних показателей личностной тревожности до 49,23 балла, что соответствует области высоких значений. Такие студенты составляют 33 % от общей группы.

Увеличение внутренних вакуумов до четырех - 19 человек (12 %), - сопровождается дальнейшим повышением тревожности. Она становится равной 49,64 балла. Пять внутренних вакуумов было выявлено у 7 человек

(4 %). При этом наблюдается резкое снижение личностной тревожности до 45,75 балла.

Результаты могут указывать на возникновение у молодых людей, имеющих три или четыре внутренних вакуума, психологического состояния, схожего по своему проявлению с невротическими переживаниями, возникшими в связи с экзистенциальными причинами: рассогласованием между «доступным» в системе ценностей, но мало значимым, и «ценным», но отсутствующим в данный момент времени.

Дальнейшее увеличение внутренних ва-куумов до 5 ведет, по результатам исследования, к снижению у студентов уровня личностной тревожности, что может быть вызвано включением определенных форм психологической защиты.

Для подтверждения гипотезы о влиянии количества внутренних вакуумов на уровень выраженности тревожности проводился одно-факторный дисперсионный анализ (Analysis of variances, ANOVA). Данная статистическая обработка проводилась с использованием программы SPSS.

Независимой переменной являлись внутренние вакуумы (их количество в ценностно-смысловой сфере студентов), в качестве зависимой переменной была представ-

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 1. С. 42-45

лена личностная тревожность (показатели, определившиеся по результатам обработки методики ЛТ).

Полученный в ходе статистической обработки коэффициент Фишера F = 4,087 при уровне значимости p < 0,01 дает возможность считать полученные результаты достоверными и говорить о том, что образование в ценностно-смысловой сфере студентов внутренних ва-куумов, а также их увеличение, влечет за собой повышение уровня личностной тревожности.

Таким образом, проведенное исследование и полученные в нем результаты дают возможность сделать следующие выводы.

Во-первых, период юношеского возраста является временем формирования ценностно-смысловых образований в структуре личности. В этот период возможно переосмысление ценностей и, как видно из результатов исследования, «обесценивание» или пересмотр части из них. Важным показателем, выявленным в эмпирической части работы, является количество внутренних вакуумов и числа студентов, их имеющих. Так, отсутствие внутренних вакуу-мов в ценностно-смысловой сфере или наличие одного наблюдается только у 48 студентов из общей выборки в 162 человека.

Во-вторых, проведение статистического анализа дало возможность подтвердить основную гипотезу о влиянии количества внутренних вакуумов на общий уровень выражен-

Информация о статье Дата поступления 9 февраля 2020 Дата принятия в печать 6 марта 2020

Сведения об авторе

Комиссарова Ольга Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии и педагогики Московского университета им. С.Ю. Витте (Москва, Россия). E-mail: ol.komissarova@list.ru.

Для цитирования

Комиссарова О. А. Личностная тревожность студентов как показатель изменения в ценностно-смысловой сфере // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 1. С. 42-45. DOI: 10.24147/2410-6364.2020. 1.42-45.

ности личностной тревожности. Их увеличение приводит к повышению тревожности.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для практической работы психологов-педагогов со студентами вузов с целью оказания помощи в снижении личностной тревожности и формировании ценностно-смысловой сферы личности.

Литература

1. Франкл В. Теория и терапия неврозов. -СПб. : Речь, 2001. - 134 с.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М. : Прогресс, 1990. - 352 с.

3. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М. : НФ «Класс», 1994. -144 с.

4. Мэй Р. Проблема тревоги - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 432 с.

5. Мухина В. С. Возрастная психология. - М. : Академия, 1997. - 431 с.

6. Фанталова Е. Б. Куприна О. А. Специфические особенности состояния тревоги в условиях переживания внутренних вакуумов студентами // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - Владивосток: Центр классической и прикладной психологии, 2012. -С. 246-249.

7. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара, 2001. - 128 с.

Article info

Received February 9, 2020 Accepted March 6, 2020

About the author

Komissarova Olga Aleksandrovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and pedagogy, Moscow University S.U. Witte (Moscow, Russia). E-mail: ol.komissarova@list.ru.

For citations

Komissarova O. A. Trait Anxiety of Students as an Indicator of Changes in the Value-Semantic Sphere. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2020, no. 1, pp. 42-45. DOI: 10.24147 /2410-6364.2020.1.42-45. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.