Научная статья на тему 'Формирование внутренних вакуумов в контексте ценностно-смысловых образований'

Формирование внутренних вакуумов в контексте ценностно-смысловых образований Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
139
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ ВАКУУМЫ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРАХИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куприна Ольга Александровна

В статье представлено эмпирическое исследование, опирающееся на теоретическую концепцию экзистенциальной психологии. В ходе первичной обработки результатов определялась степень выраженности личностной тревожности от количества внутренних вакуумов в ценностно-смысловой сфере студентов. Проводились корреляционные анализы для определения связей между внутренними вакуумами, ответственностью, тревожностью, страхами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF INTERNAL VACUUMS IN THE CONTEXT OF VALUE-SEMANTIC UNITS

In the article presents an empirical study based on the theoretical concept of existential psychology. During primary processing of results based on the severity of personal anxiety on the number of internal vacuums in value-semantic sphere students. Conducted correlation analyses to determine relationships between the internal vacuums, liability, anxiety, fears.

Текст научной работы на тему «Формирование внутренних вакуумов в контексте ценностно-смысловых образований»

УДК 141.32

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ВАКУУМОВ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация. В статье представлено эмпирическое исследование, опирающееся на теоретическую концепцию экзистенциальной психологии. В ходе первичной обработки результатов определялась степень выраженности личностной тревожности от количества внутренних вакуумов в ценностно-смысловой сфере студентов. Проводились корреляционные анализы для определения связей между внутренними вакуумами, ответственностью, тревожностью, страхами.

Ключевые слова: внутренние вакуумы, ценностно-смысловая сфера, личностная тревожность, страхи, ответственность.

THE FORMATION OF INTERNAL VACUUMS IN THE CONTEXT OF VALUE-SEMANTIC UNITS

Annotation. In the article presents an empirical study based on the theoretical concept of existential psychology. During primary processing of results based on the severity of personal anxiety on the number of internal vacuums in value-semantic sphere students. Conducted correlation analyses to determine relationships between the internal vacuums, liability, anxiety, fears. Keywords: internal vacuums, value-semantic sphere, personal anxiety, fears, responsible.

В статье представлены результаты, дающие возможность установить влияние внутренних вакуумов в ценностно-смысловой сфере личности на появление и возрастание уровня личностной тревожности, на их связь с определенными видами социальных страхов, а также на наличие связи между внутренними вакуумами и способностью студентами-психологами нести ответственность за события своей жизни.

Базовыми для данной части эмпирического исследования являлись теоретические положения П. Тиллиха, Р. Мэя, С. Мадди, В. Франкла и др. По мнению П. Тиллиха, «ощущение внутренней пустоты и бесцельности существования, проявляющихся через образование внутренних вакуумов, увеличивает уровень тревоги, порождающей чувство беспомощности и бессилия. Угроза тревоги при этом направлена на самоуважение и на внутреннее чувство ценности личности» [3].

Первоначальная обработка результатов проводилась по методикам «Уровень соотношения «Ценности» и «Доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД) Е.Б. Фанталовой и шкале самооценки личностной тревожности (ЛТ) Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина. При анализе «сырых» данных определились группы студентов, имеющих разное количество внутренних вакуумов в ценностно-смысловой сфере. Для каждой группы подсчитывались средние значения показателя ЛТ, дающие возможность определить ее интенсивность в зависимости от числа внутренних вакуумов (ВВ).

В выборке, состоящей из 162 испытуемых, отсутствие внутренних вакуумов наблюдается у 18 студентов-психологов, что соответствует 11 % от общей численности группы. При этом средние показатели уровня их ЛТ равны 38,6 баллам, определяющие область умеренной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина. Наличие одного внутреннего вакуума в ценностно-смысловой сфере имеют 30 студентов-психологов (18 %), также у них наблюдается увеличение показателя уровня тревожности - ЛТ равна 42,35 балла, что не выходит за пределы умеренных значений. 35 студентов (22 %) имеют два внутренних вакуума при ЛТ равной 44,6. Эти значения являются пограничными между средним и высоким уровнями тревожности.

При увеличении количества внутренних вакуумов до трех наблюдается резкое увеличение средних показателей личностной тревожности. Ее значения достигают 49,23 баллов и переходят в

О.А. Куприна

Olga Kuprina

© Куприна О.А., 2014

Раздел IV. Педагогика, психология, социология, философия

область высокой тревожности. Необходимо также отметить, что такие показатели есть у большинства студентов исследуемой выборки, а именно у 53 человек (33 %). Увеличение числа внутренних вакуу-мов до четырех также влечет за собой повышение личностной тревожности (49,64 балла). Количество студентов при этом уменьшается до 19 человек (12 %). Наличие пяти внутренних вакуумов способствует резкому снижению личностной тревожности до 45,75 баллов (7 человек).

На следующем этапе обработки результатов подсчитывалась ранговая корреляция Спирмена между такими показателями, как внутренний вакуум, социальные страхи, личностная тревожность и возможность нести ответственности за свою жизнь. При подсчете ранговой корреляции использовались данные, полученные по следующим методикам: шкала личностной тревожности (ЛТ) Ч.Д. Спил-бергера-Ю.Л. Ханина; шкала «Общей интернальности» (Ио) методики «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е.Ф. Бажина, А.М. Эткинда; методика «Социальные страхи» Л.Н. Грошевой.

В ходе исследования было выявлено существование обратной корреляционной связи между внутренними вакуумами в ценностно-смысловой сфере студентов-психологов и шкалой «Общая ин-тернальность» (Ио) (г = -0,365 при р<0,001); прямая связь со шкалой «Личностная тревожность» (ЛТ) (г = 0,406 при р<0,001), со шкалами «Страх неудачи и поражения» (№ 1) (г = 0,215 при р<0,05) и «Страх самостоятельности» (№ 4) (г = 0,270 при р<0,001) по методике «Социальные страхи» Л.Н. Грошевой. Страх неудачи и поражения раскрывается посредством страхов оказаться хуже других, оказаться неполноценным, не суметь отказать в требовании, сказать «нет», страха неудачи в личной жизни, страха проиграть и т.д. Мы предполагаем наличие связи страха неудачи и поражения с преобладанием у студентов-психологов, имеющих большое число внутренних вакуумов, мотивации к избеганию неудач, как фактора, не дающего полной реализации и воплощения в жизнь значимых для студентов ценностей.

Нерешительная жизненная позиция, связанная с ожиданием поражения, повышает степень расхождения в ценностно-смысловой сфере студентов между «доступным» и «ценным», так как выбираться в большей степени будет то, чего легче достичь, по принципу «лучше синица в руке, чем журавль в небе». Такие студенты заранее принимают меры предосторожности, чтобы предотвратить неудачу. Необходимо также заметить, что студентам, с отсутствием внутренних вакуумов или с небольшим их числом, в большей степени свойственна поведенческая стратегия, направленная на достижение успеха, ориентация на достижение поставленной цели. Такие студенты стремятся к самостоятельному принятию решения при минимальной помощи других, выполнению поставленной деятельности, в том числе овладению знаниями, за счет чего они являются более успешными и эмоционально зрелыми, что проявляется в невысоких показателях личностной тревожности и небольшом числе социальных страхов.

Страх самостоятельности по методике Л.Н. Грошевой как обобщенная категория включает в себя следующий набор страхов: страх брать на себя ответственность, боязнь рискнуть, страх предъявлять требования, страх начать жить заново. Таким образом, страх самостоятельности - это в первую очередь страх нести ответственность за свою жизнь, проявляющийся в пассивной жизненной позиции, сопровождающейся также страхом предъявлять требования к внешней среде, податливостью, конформизмом, зависимостью от обстоятельств, с тенденцией «плыть по течению» несмотря на то, что складывающаяся жизненная ситуация не является полностью удовлетворяющей.

Нежелание менять устоявшуюся жизненную позицию и определенные стереотипы поведения может способствовать усилению дезинтеграции в ценностно-смысловой сфере студентов, приводящей к невротическому состоянию. Обратная корреляционная связь между внутренними вакуумами и шкалой общей интернальности по методике «Уровень субъективного контроля» еще раз подтверждает, что степень расхождения между «доступным» и «ценным» у студентов-психологов неразрывно связана со способностью нести ими ответственность за события своей жизни.

Затем проводился корреляционный анализ Пирсона, в ходе которого определились прямые линейные связи шкалы «Личностная тревожность» (ЛТ) со шкалой «Страх неудачи и поражения» (№ 1) (г = 0,523 при р<0,001) и шкалой «Страх самостоятельности» (№ 4) (г = 0,341 при р<0,001).

Таким образом, в ходе обработки результатов проведенного исследования были выявлены достоверные связи между увеличением числа внутренних вакуумов в ценностно-смысловой сфере студентов-психологов и возрастанием личностной тревожности, а также найдены прямые корреляционные связи со страхом неудачи и поражения и со страхом самостоятельности. Кроме этого была обнаружена обратная корреляция внутренних вакуумов со способностью брать на себя ответственность за события своей жизни. Полученные в ходе исследования прямые корреляционные связи внутренних вакуумов с личностной тревожностью, со страхом неудачи и поражения, а также со страхом самостоятельности, дают возможность говорить о том, что внутренние вакуумы непосредственно связаны с эмоциональной сферой личности. При этом студенты с высоким уровнем личностной тревожности имеют большее число внутренних вакуумов. В свою очередь, обратная корреляционная связь с показателем общей интернальности дает возможность увидеть, что уровень развития волевого компонента в структуре личности, проявляющегося через ответственность и способность принять сознательные решения, относящиеся к жизненным событиям, уменьшают процесс дезинтеграции в ценностно-смысловой сфере студентов-психологов и не способствуют возникновению большого числа внутренних вакуумов [1; 2].

Библиографический список

1. Куприна О. А. Проблема ценностей и смысла жизни в экзистенциальной психологии // Ученые записки РГСУ. - 2006. - № 5 спецвыпуск. - С. 23-25

2. Куприна О.А. Учет основных детерминант смысла жизни студентов психологических факультетов в обеспечении качества их образования // Управление качеством образования в современной России. - Новосибирск: ЦСРНИ, 2014. - С. 72-94.

3. Тиллих П. Теология культуры / П. Тиллих. - М.: Юристъ, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.