Научная статья на тему 'Личностная самоэффективность студентов-психологов'

Личностная самоэффективность студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
783
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностная самоэффективность студентов-психологов»



Гайдар М.И.

Личностная самоэффективность

*

студентов-психологов

Начиная с конца 90-х годов ХХ века, профессия психолога стала в нашей стране не только известной, но престижной, модной, даже элитарной. Сегодня широкое проникновение психологии в жизнь людей выражается в том, что психологические знания и технологии используются как при решении проблем отдельного индивида, так и социально-экономических, политических и иных проблем общества. Однако эти позитивные сдвиги вступают в противоречие с теми фрагментарными, несистематизированными знаниями о профессии, личности психолога, особенностях его подготовки, которые являются пока отличительной чертой располагающейся на стыке общей, педагогической, возрастной, социальной, профессиональной психологии пограничной области, которую можно назвать психологией психологов. Это противоречие требует повышенного внимания к изучению психологов на всех этапах профессионализации, в том числе, в ходе вузовского обучения. К числу актуальных мы относим проблему личностной самоэффективности студентов-психологов, видя в последней существенный ресурс для их эффективной подготовки и успешной деятельности.

Автор концепции самоэффективности американский психолог А. Бандура утверждает, что для достижения успеха в деятельности человеку, помимо всего прочего, требуется самоэффективность как оптимистическое представление о собственной успешности. Под самоэффективностью мы предлагаем понимать представления человека о своих возможностях, потенциях и способностях быть продуктивным при осуществлении предстоящих деятельности, общения, поведения в сочетании с уверенностью в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объективного и субъективного эффекта.

Сегодня остается практически неизученной самоэффективность как студентов-психологов, так и уже работающих психологов, хотя она является профессионально значимой для тех и других. Самоэффективность специалиста как бы «вырастает» из самоэффективности студента. Поэтому ее развитие является одной из актуальных задач вуза. Все это указывает на теоретическую и практическую значимость исследования самоэффективности студентов-психологов. Но для его осуществления следует разграничить виды самоэффективности.

В своих работах А. Бандура не выделяет отдельные ее виды, но подчеркивает, что она имеет ситуационно-специфичный характер, так что нет смысла считать ее обобщенной чертой [1, 3 и др.]. Нам известна единственная попытка обозначения двух видов самоэффективности - в деятельности и в общении, - предпринятая

Материалы представлены научным руководителем - зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии Воронежского госуниверситета, доктором педагогических наук, профессором Н.И. Вьюновой

WWW.PRO.RSU.RU

группой американских психологов, создавших опросник для их диагностики [4]. Критерием для выделения разных видов самоэффективности психолога могут выступить те его психологические особенности, которые, по его представлению, могут быть продуктивно реализованы им в отдельных видах активности. Используя этот критерий, мы различаем деятельностный, коммуникативный и личностный виды самоэффективности [2].

Личностная самоэффективность психолога предусматривает осознание им наличия у себя ПВК, которые, как ему представляется, будут востребованы при выполнении профессиональных функций, обеспечат успешность решения стоящих перед ним задач, и уверенность в своей способности актуализировать их, используя как особое средство в работе с людьми, как профессиональный инструмент. Представляется, что с ней, в первую очередь, связаны те ПВК, которые мы называем собственно личностными на том основании, что они имеют определяющее значение для личностно-профессионального роста психолога.

Мы считаем, что ПВК, взятые сами по себе, необходимы для успешной профессиональной деятельности, но недостаточны. Психолог может их иметь, но если он не уверен в том, что сможет ими правильно воспользоваться как профессиональным инструментом, он будет испытывать своеобразный барьер перед необходимостью начать работу, избегать решения сложных, конфликтных профессиональных задач, избирать стратегию ухода, пассивного поведения. Именно наличие личностной самоэффективности создает у него психологическую готовность к самостоятельной трудовой деятельности, позволяет приступить к выполнению своих функций и обязанностей, определяемых задачами и содержанием этой деятельности. Поэтому, с нашей точки зрения, личностная самоэффективность как бы достраивает систему ПВК до логического конца, представляет собой то психологическое, субъектное по своей природе условие, при котором ПВК действительно реализуются в трудовой деятельности. Она обеспечивает для ПВК свойство достаточности, без которого они не могут выполнить свою главную функцию - способствовать успешному решению субъектом стоящих перед ним профессиональных задач.

Мы трактуем личностную самоэффективность психолога как профессионально ценное метакачество, поскольку она не может существовать до того, как у будущего психолога сформируется система ПВК, в потенциале способствующих успешной деятельности. Сначала должны быть выработаны эти качества, чтобы затем появилось такое комплексное психологическое образование, как личностная самоэффективность, выражающаяся в представлениях о ПВК и уверенности в том, что они могут быть использованы как надежный профессиональный инструмент.

Изложенные теоретические представления были положены в основу эмпирического исследования, в котором проверялась гипотеза о связи между высоким или средним уровнем самоэффективности того или иного вида и наличием определенных ПВК у студентов-психологов, а именно: личностная самоэффективность связана с такими собственно личностными ПВК, как эмпатичность, интернальность и самопринятие; деятельностная самоэффективность связана с

такими деятельностными ПВК, как организаторские склонности; коммуникативная самоэффективность - с коммуникативными склонностями и толерантностью как коммуникативными ПВК психолога.

Объектом эмпирического исследования являлись студенты-психологи II и IV курсов Воронежского госуниверситета. Объем выборки составил 67 человек. Использовались тест самоэффективности Дж. Маддукса и М. Шеера, методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева, опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и Б.А. Федоришина, опросник «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда, тест эмпатии И.М. Юсупова, методика «Диагностика коммуникативной толерантности» В.В. Бойко.

В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась частично. Личностная самоэффективность положительно связана с самопринятием, общей интернальностью, а также интернальностью в сфере профессиональной деятельности и в межличностных отношениях (при а < 0,01). Однако, вопреки ожиданиям, оказалось, что она отрицательно коррелирует с общей эмпатией. Это можно объяснить тем, что, проявляя к клиенту выраженную эмпатию, психолог отдает себе отчет в том, что он как бы «растворяется» в его переживаниях, теряет индивидуальность, и это не позволяет ему чувствовать себя уверенно относительно собственных профессиональных способностей и возможностей. Деятельностная самоэффективность положительно связана с организаторскими склонностями как деятельностными ПВК, а коммуникативная самоэффективность - с коммуникативными склонностями как коммуникативными ПВК (при а < 0,01).

Перспективы дальнейшего исследования проблемы видятся в углубленном изучении взаимосвязи личностной самоэффективности и ПВК студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе, динамики личностной самоэффективности будущих психологов, установления ее специфики в связи со стабильными и критическими этапами их профессионального становления в вузе.

Литература

1. Бандура А. Теория социального научения / Альберт Бандура. СПб: Евразия, 2000. 320 с.

2. Гайдар М.И. Личностная самоэффективность психолога / М.И. Гайдар // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности / под ред. К.М. Гайдар. Воронеж: ВГУ, 2007. С. '2-63.

3. Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control / A. Bandura. New-York: W.H. Freeman, 1997. 604 p.

4. Scheier M.F. The self-efficacy scale: Construction and validation / M.F. Scheier, J. Maddux [et al.] // Psychological report. 1982. Vol. '1. P. 663-671.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.