М.И. ГАЙДАР (Воронеж)
ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Обсуждается актуальная проблема личностной самоэффективности студентов- психологов. Выявлен нелинейный характер динамики личностной самоэффективности будущих психологов в период обучения в вузе. Показана связь личностной самоэффективности с представлениями о профессии, уровнем профессиональной самооценки и профессиональных притязаний, а также с имеющимся у студентов опытом работы.
Начиная с 90-х годов прошлого века профессия психолога стала в нашей стране широко распространенной. Однако пока в психологической науке существуют фрагментарные знания и представления о профессии и личности психолога, особенностях его профессиональной подготовки. Их разрозненность и несистематизирован-ность являются на сегодняшний день отличительной чертой располагающейся на стыке общей, педагогической, возрастной, социальной, профессиональной психологии пограничной области, которую можно назвать психологией психологов (Гайдар 2006). Сегодня требуется повышенное внимание к изучению психологии психологов на всех этапах профессионализации этих специалистов. В рамках этой области мы относим к числу актуальных исследование личностной самоэффективности психологов, видя в последней существенный ресурс для их эффективной подготовки и успешной трудовой деятельности.
До сих пор остается неизученной самоэффективность как студентов-психо-логов, так и уже работающих психологов. Вместе с тем она является профессионально значимой для тех и других. Первым самоэффективность помогает лучше подготовиться к трудовой деятельности, усваивать материал, приобретать профессиональный опыт в ходе практик, занятий научной работой в вузе. Вторым - дает возможность на деле воплотить все то, что усвоено в вузе, и развиваться далее в профессиональном и личностном плане. Самоэффективность специалиста как бы «вы-
растает» из самоэффективности студента. Поэтому ее развитие является одной из первостепенных задач вуза.
Под самоэффективностью мы понимаем представления человека о своих возможностях и способностях быть продуктивным в деятельности, общении, поведении в сочетании с уверенностью в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объективного и субъективного эффекта.
Говоря о самоэффективности психологов, считаем целесообразным особо выделить такой ее вид, как личностная самоэффективность (Гайдар 2007). Она представляет собой интегративную психологическую характеристику, включающую осознание психологом наличия у себя профессионально важных качеств (ПВК), которые, как ему представляется, будут востребованы при выполнении профессиональных функций, обеспечат успешность решения стоящих перед ним задач и уверенность в своей способности актуализировать их, используя как особое средство в работе с людьми, как профессиональный инструмент.
Нами было предпринято эмпирическое исследование с целью изучения динамики личностной самоэффективности сту-дентов-психологов в период обучения в вузе. В нем проверялась гипотеза о том, что развитие личностной самоэффективности студентов-психологов в период обучения в вузе характеризуется динамикой, носящей нелинейный характер, а именно: на 1-м курсе уровень личностной самоэффективности студентов-психологов невысок, затем на 2-м курсе он повышается, на 3-м - снижается, на 4-м курсе снова возрастает, после чего на 5-м курсе вновь происходит снижение. Дополнительная гипотеза состояла в том, что личностная самоэффективность будет выше у тех сту-дентов-психологов, кто уже в годы обучения в вузе имеет опыт самостоятельной профессиональной деятельности.
В качестве базы исследования выступили факультет философии и психологии Воронежского госуниверситета и психологический факультет Воронежского филиала Московской открытой социальной академии. Объектом эмпирического исследования являлись студенты-психологи
© Гайдар М.И., 2008
1 - 5-го курсов. Общий объем выборки составил 298 человек.
В работе использовался следующий комплекс методик, разработанных нами специально в целях исследования.
1. Опросник личностной самоэффективности студентов-психологов. Он позволяет диагностировать уровень личностной самоэффективности студентов-психологов. Необходимость его создания обусловлена тем, что ни одна из тех немногих методик, которые измеряют самоэффективность (Бояринцева 1995; Деркач 1997; Шварцер 1996; Scheier 1982), не позволяет исследовать личностную самоэффективность студентов-психологов. После экспертной оценки объективности пунктов опросника в его окончательный вариант вошли 29 утверждений. Испытуемый отмечает степень согласия с ними по шкале: «совершенно не согласен» - «скорее не согласен, чем согласен» - «скорее согласен, чем не согласен» - «совершенно согласен». Опросник содержит прямые и обратные формулировки утверждений, чередующиеся в случайном порядке. Это необходимо для нейтрализации влияния индивидуальной тактики ответа. Подсчет баллов производится с помощью ключа. Для данного опросника были разработаны статистические нормы, а также на выборке стандартизации в 216 человек произведена его проверка на ретестовую надежность (интервал ретеста - 6 недель, коэффициент ретестовой надежности равен 0,69, статистически значим при а < 0,05) и конвергентной валидности с опросником самоэффективности Дж. Маддукса и М. Шее-ра (коэффициент валидности равен 0,51, статистически значим при а < 0,05).
В паспортичку к опроснику был включен вопрос об опыте работы испытуемых. Его цель - выявить факт наличия опыта самостоятельной профессиональной деятельности. Анализ ответов на него был направлен на проверку предположения о том, что наличие у студентов-психологов опыта работы, связанного с психологией, сочетается с более высоким уровнем их личностной самоэффективности. Ответы испытуемых о наличии опыта работы психологом получали 2 балла, тех, у кого имеющийся опыт работы не связан с психологией, - 1 балл, а ответы об отсутствии опыта работы - 0 баллов.
2. Методика исследования образов идеального психолога и себя как психолога. Она состоит из двух частей. В первой испытуемым предлагается из списка ПВК психолога выбрать 15 наиболее значимых, по их мнению. Тем самым исследуется образ идеального психолога. Во второй части используется прием графического шкалирования, посредством которого испытуемые оценивают каждое из выбранных качеств по трем параметрам: 1) уровень развития качеств у испытуемых как у будущих психологов, в настоящее время - «Я-профессиональное-настоящее» (профессиональная самооценка); 2) уровень развития качеств, который они хотели бы видеть у себя как у профессиональных психологов - «Я-профессиональное-будущее» (уровень профессиональных притязаний); 3) уровень своей уверенности в том, что они смогут развить у себя эти качества и использовать в дальнейшей работе психологом (личностная самоэффективность психолога).
3. Проективная рисуночная методика «Я как будущий профессионал». Направлена на исследование представлений студентов о себе как о будущем профессионалах. Предлагается нарисовать себя как профессионала, при этом намеренно не уточняется область профессиональной самореализации. Мы не ставили цель провести полную интерпретацию рисунков, поэтому при их анализе обращали внимание только на наличие или отсутствие образов, связанных с профессиональной деятельностью вообще и с профессией психолога, в частности. Если на рисунке четко изображена работа психолога, он оценивается в 3 балла, если представлена профессиональная деятельность, но не понятно, связана она с профессией психолога или нет, - 2 балла, если же на рисунке вообще не изображено ничего, так или иначе связанного с профессиональным трудом, - 1 балл. Мы предполагали, что чем более четко на рисунках студентов изображена профессиональная деятельность психолога, тем выше их личностная самоэффективность.
Эмпирические данные обрабатывались качественными и количественными методами. Качественный анализ использовался при анализе проективной рисуночной методики «Я как будущий профессионал». Для определения покурсовой динамики
личностной самоэффективности студентов-психологов применялся метод оценки значимости различий ^ - критерий Стьюден-та). Для выявления взаимосвязи личностной самоэффективности студентов-психо-логов с параметрами их профессионального самосознания (профессиональной самооценкой, уровнем профессиональных притязаний) использовался коэффициент корреляции Пирсона.
Перейдем к результатам исследования. С помощью опросника личностной самоэффективности студентов-психологов нами выявлены следующие статистически подтвержденные факты:
• у большинства студентов-психологов, независимо от курса обучения, преобладает средний уровень личностной самоэффективности;
• низкий уровень личностной самоэффективности чаще встречается у студентов 1, 3 и 5-го курсов, а высокий - у студентов 2-го и 4-го курсов;
• динамика личностной самоэффективности студентов-психологов в период обучения в вузе имеет нелинейный характер, а именно: в целом на 1-м курсе ее уровень невысок, на 2-м курсе он повышается за счет увеличения числа тех, у кого высокий и выше среднего уровни личностной самоэффективности, на 3-м курсе этот уровень снова снижается, затем на 4-м возрастает у большей части студентов, на 5-м курсе вновь в целом падает;
• имеется связь между опытом работы и уровнем личностной самоэффективности: студенты, имеющие опыт работы (как по специальности, так и непсихологической), обладают более высоким уровнем личностной самоэффективности.
При помощи самооценочной методики мы выяснили следующее:
• у большинства студентов, независимо от курса обучения, преобладают средние уровни профессиональной самооценки, профессиональных притязаний и личностной самоэффективности;
• высокий уровень личностной самоэффективности чаще встречается у студентов 2 и 4-го курсов, а низкий - у студентов 1, 3 и 5-го курсов;
• от 1-го к 5-му курсу последовательно уменьшается число студентов с завышенным уровнем профессиональных притязаний и одновременно растет число сту-
дентов со средней профессиональной самооценкой;
• нелинейный характер динамики личностной самоэффективности, выявленный по самооценочной методике, во многом совпадает с установленным по опроснику личностной самоэффективности студентов-психологов.
Анализ результатов проективной рисуночной методики «Я как будущий профессионал» показал, что выборка будущих психологов разделилась на три группы: 1) на разных курсах рисунки от 7 до 47% студентов (в среднем 25,1%) не связаны ни с какой профессиональной деятельностью; 2) от 14 до 37% испытуемых (в среднем 28,8%) изобразили на рисунках профессиональную деятельность неопределенного содержания; 3) рисунки с четким изображением профессиональной деятельности психолога принадлежат 33 - 60% студентов разных курсов (в среднем 46,1%). Профессиональная деятельность психолога чаще всего преобладает на рисунках у студентов 1, 3, 4-го курсов, среди второкурсников больше всего рисунков, не связанных ни с какой профессиональной деятельностью, а у пятикурсников обнаружено достаточно равномерное распределение всех трех вариантов рисунков.
Статистическая проверка показала, что различия в уровне личностной самоэффективности студентов, изобразивших профессиональную деятельность психолога и неопределенную профессиональную деятельность, а также тех, чьи рисунки не связаны с профессиональной деятельностью, статистически незначимы (при а < 0,05). Однако у студентов, изобразивших профессиональную деятельность психолога и не изобразивших никакой профессиональной деятельности, различия в уровне личностной самоэффективности оказались значимыми при а < 0,05. Другими словами, статистически подтвердилась связь между содержанием рисунков студентов и их личностной самоэффективностью: четкое изображение на рисунках профессии психолога сочетается с более высоким уровнем личностной самоэффективности студентов, т.е. студенты, отчетливо представляющие свою будущую профессию, имеют более высокую личностную самоэффективность.
Таким образом, в ходе нашего эмпирического исследования подтвердились основная и дополнительная гипотезы.
Выявленную нелинейную динамику личностной самоэффективности студентов-психологов мы объясняем тем, что на начальном этапе обучения они имеют ограниченные по числу и полноте представления о профессии, ее особенностях, ПВК психолога. Более того, первокурсники адаптируются к новым условиям обучения в вузе, отличающимся от школьных, что вместе с первой причиной и приводит к невысокому уровню личностной самоэффективности.
Однако ко 2-му курсу будущие психологи уже усваивают определенные теоретические основы психологии, в также знания о профессии и личности профессионала. Вероятно, у них возникает впечатление, что, узнав что-то о профессии психолога, они автоматически стали психологами. Это, в свою очередь, влечет за собой повышение уровня личностной самоэффективности.
Но к концу второго - началу третьего года обучения будущие психологи осознают, что они пока еще далеко не профессионалы. Этому способствует переживаемый в данный период известный кризис профессионального развития студентов, сопровождающийся у многих разочарованием в получаемой профессии, недовольством отдельными учебными предметами, сомнениями в правильности профессионального выбора, падением интереса к учебе (Зеер 2006 и др.). На фоне этого вполне объяснимо зафиксированное нами на 3-м курсе некоторое снижение уровня личностной самоэффективности студентов-психологов.
Новое повышение уровня личностной самоэффективности студентов на 4-м курсе мы связываем как с изучением ими различных психологических дисциплин, включенностью в конкретную специализацию, так и с прохождением к этому времени ряда практик (учебных и производственных), позволяющих удостовериться в сформированности своих ПВК и способностей, в умении применять их при решении определенных профессиональных задач в качестве специального «функционального средства» и достигать за счет этого успеха.
На 5-м же курсе студенты осознают, что обучение в вузе заканчивается и в скором времени им предстоит начать самостоятельную профессиональную деятельность. У многих эти тревожные мысли и ожидания сопровождаются сомнениями в собственных возможностях, они ощущают психологическую неготовность к работе по специальности, что является симптомами вновь переживаемого кризиса профессионального развития. В силу этого личностная самоэффективность будущих профессионалов вновь снижается.
Преодоление негативных тенденций в развитии личностной самоэффективности студентов-психологов в период обучения в вузе возможно посредством проведения с ними специальной развивающей работы, что представляет собой одну из перспектив дальнейшего исследования данной проблемы.
Литература
Бояринцева, А.В. Мотивационно-когнитивные характеристики личности молодого предпринимателя: дис. ... канд. психол. наук /
A.В. Бояринцева. М., 1995. 249 с.
Гайдар, М.И. Личностная самоэффективность психолога / М.И. Гайдар // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности: кол. монография / под ред. К.М. Гайдар. Воронеж: ВГУ, 2007. С. 52 - 63.
Гайдар, М.И. Проблема самоэффективности в контексте разработки психологии психологов / М.И. Гайдар // Психология перед вызовом будущего: материалы науч. конф., приуроченной к 40-летнему юб. фак. психологии МГУ, 23 - 24 нояб. 2006. М.: МГУ, 2006. С. 212 - 214.
Деркач, А.А. Психодиагностика и акмео-графия /А.А. Деркач, А.С.Огнев, Ю.Н. Гончаров. Воронеж: ВФ РАГС, 1997. С. 54 - 57.
Зеер, Э.Ф. Психология профессий /
Э.Ф. Зеер. М.: Акад. проект: Фонд «Мир», 2006. 336 с.
Шварцер, Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема /Р. Шварцер, М. Ерусалем,
B. Ромек // Иностр. психология. 1996. № 7.
C. 71 - 76.
Scheier, M.F. The self-efficacy scale: Construction and validation / M.F.Scheier, J. Maddux [et al.] //Psychological report. 1982. Vol. 51. P. 663-671.