Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА БРИТАНСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА (НА ПРИМЕРЕ ДИСКУРСА Д. КЭМЕРОНА)'

ЛИЧНОСТНАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА БРИТАНСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА (НА ПРИМЕРЕ ДИСКУРСА Д. КЭМЕРОНА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политический дискурс / британский лидер / личностная концептосфера / адресованность / коммуникативный успех/неудача / political discourse / British leader / individual concept-sphere / addressee-driven means / communicative success/failure

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Р В. Саттарова

Отличительной особенностью политического дискурса является сочетание институциональных и индивидуально-личностных характеристик: дискурс, реализуемый от имени политического института в рамках политического контекста, представляет собой своего рода матрицу, «ячейки» которой заполнены обусловленными институциональным дискурсом параметрами. При этом «неизвестным» являются составляющие личностной концептосферы политика. В данном исследовании личностная концептосфера лидера рассматривается в рамках рациосферы, эмоциосферы и этос-сферы, средства реализации которых апеллируют к соответствующим концептосферам адресата. Таким образом, осуществляя воздействие на целевую аудиторию, политический лидер обращается к средствам отмеченных выше концептосфер, которые призваны влиять на соответствующие концептосферы адресата. Эмпирическим материалом данного исследования служит институциональный дискурс премьер-министра Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии Дэвида Уильяма Дональда Кэмерона. Целью исследования является рассмотрение конкретных средств, формирующих рациосферу, эмоциосферу и этос-сферу личностной концептосферы Д. Кэмерона при обращении к разным сегментам внутренней целевой аудитории. В качестве основного метода исследования мы обратились к дискурсивному анализу, основными этапами которого послужили определение видов модальности; выделение типов аргументации; рассмотрение стратегий и тактик. Дискурсивный анализ эмпирического материала проведён с учётом адресата политических выступлений. В результате изучения выступлений Д. Кэмерона в 2009–2016 гг. было отмечено, что при обращении к внутренней целевой аудитории конкретный адресат получал апелляцию к определённым индивидуально-личностным концептосферам: политические структуры; молодёжь; наёмные работники – рациосфера; военные – эмоциосфера; валлийцы – этос-сфера; получающие социальное пособие – эмоциосфера и этос-сфера. Проведённое исследование позволяет сделать вывод об адресат-детерминированности дискурсивных средств, определяющих личностную концептосферу политика. Несмотря на наличие одинаковых или подобных дискурсивных средств при обращении к разной целевой аудитории, адресат-детерминированность является ключевой характеристикой дискурса политического лидера. Ситуации коммуникативного успеха или неудачи в дискурсе являются следствием взаимовлияния личностных концептосфер лидера и целевой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDIVIDUAL CONCEPT-SPHERE OF A BRITISH POLITICAL LEADER (BASED ON D. CAMERON’S DISCOURSE)

The peculiarity of political discourse is the combination of institutional and individual features: discourse conducted by a political institute within the political framework is the “matrix”, “cells” of which are filled with characteristics conditioned by institutional discourse. The “unknown variable” features are represented by a politician’s individual concept-sphere. The research deals with the individual concept-sphere of a politician within the framework of the rational sphere, emotional sphere and ethos-sphere, which discursive means appeal to the corresponding concept-spheres of the addressee. Thus, having an influence on the target audience, the political leader appeals to the means of the aforementioned concept-spheres, which are supposed to impact on the corresponding concept-spheres of the addressee. The research is based on the institutional discourse of David William Donald Cameron, the Prime-minister of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland in 2010-2016. The study is aimed at distinguishing concrete means which form the rational sphere, emotional sphere and ethos-sphere of D. Cameron’s individual concept-sphere while appealing to various groups of the internal addressee. The main research method is discursive analysis which incorporates the following stages: revealing types of textual and discursive modality; distinguishing types of argumentation; consideration of strategies and tactics. The discursive analysis of the empirical material is conducted in regard to the addressee of the political speeches. The research of D. Cameron’s political speeches in 2009–2016 shows that an appeal to the internal target audience is characterised by a certain individual concept-sphere assigned as a dominant one for each addressee group: political institutions and leaders, the young, and working people – the rational sphere; the army – the emotional sphere; the Welsh – the ethos-sphere; people on welfare benefits – the emotional sphere and ethos-sphere. As a result of the study, the author comes to the conclusion that discursive means determined by the politician’s individual concept-sphere are addressee-driven. Despite the same or similar discursive means while addressing various addressee groups, addressee-driven means (or some other factors, for instance, their correlation) are a key feature of a political leader’s discourse. Situations of communicative success or failure in the discourse result from mutual interaction between the individual concept-spheres of a leader and a target addressee.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА БРИТАНСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА (НА ПРИМЕРЕ ДИСКУРСА Д. КЭМЕРОНА)»

4. Nedyalkov V.P., Sil'nickij G.G. Tipologiya kauzativnyh konstrukcij. Tipologiya kauzativnyh konstrukcij. Morfologicheskijkauzativ. Leningrad: Nauka, 1969: 5 - 18.

5. Russkaya grammatika: v 2 t. Moskva: Nauka, 1980; T. 2.

6. Shtajn K.'E. Perehodnost' i sinkretizm v svete deyatel'nostnoj koncepcii yazyka. Yazykovaya deyatel'nost': perehodnost' i sinkretizm: sbornik statej nauchno-metodicheskogo seminara «TEXTUS». Moskva - Stavropol', 2001; Vypusk 7: 47 - 54.

7. Yaschenko T.A., Vsevolodova M.V. Prichinno-sledstvennye otnosheniya vsovremennomrusskomyazyke. Moskva: LIBROKOM, 2012.

Статья поступила в редакцию 15.11.21

УДК 81'42

Sattarova R.V., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: r.v.sattarova@strbsu.ru

THE INDIVIDUAL CONCEPT-SPHERE OF A BRITISH POLITICAL LEADER (BASED ON D. CAMERON'S DISCOURSE). The peculiarity of political discourse is the combination of institutional and individual features: discourse conducted by a political institute within the political framework is the "matrix", "cells" of which are filled with characteristics conditioned by institutional discourse. The "unknown variable" features are represented by a politician's individual concept-sphere. The research deals with the individual concept-sphere of a politician within the framework of the rational sphere, emotional sphere and ethos-sphere, which discursive means appeal to the corresponding concept-spheres of the addressee. Thus, having an influence on the target audience, the political leader appeals to the means of the aforementioned concept-spheres, which are supposed to impact on the corresponding concept-spheres of the addressee. The research is based on the institutional discourse of David William Donald Cameron, the Prime-minister of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland in 2010-2016. The study is aimed at distinguishing concrete means which form the rational sphere, emotional sphere and ethos-sphere of D. Cameron's individual concept-sphere while appealing to various groups of the internal addressee. The main research method is discursive analysis which incorporates the following stages: revealing types of textual and discursive modality; distinguishing types of argumentation; consideration of strategies and tactics. The discursive analysis of the empirical material is conducted in regard to the addressee of the political speeches.

The research of D. Cameron's political speeches in 2009-2016 shows that an appeal to the internal target audience is characterised by a certain individual concept-sphere assigned as a dominant one for each addressee group: political institutions and leaders, the young, and working people - the rational sphere; the army - the emotional sphere; the Welsh - the ethos-sphere; people on welfare benefits - the emotional sphere and ethos-sphere. As a result of the study, the author comes to the conclusion that discursive means determined by the politician's individual concept-sphere are addressee-driven. Despite the same or similar discursive means while addressing various addressee groups, addressee-driven means (or some other factors, for instance, their correlation) are a key feature of a political leader's discourse. Situations of communicative success or failure in the discourse result from mutual interaction between the individual concept-spheres of a leader and a target addressee.

Key words: political discourse, British leader, individual concept-sphere, addressee-driven means, communicative success/failure.

Р.В. Саттароеа, канд. филол. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак,

E-mail: r.v.sattarova@strbsu.ru

ЛИЧНОСТНАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА БРИТАНСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА (НА ПРИМЕРЕ ДИСКУРСА Д. КЭМЕРОНА)

Отличительной особенностью политического дискурса является сочетание институциональных и индивидуально-личностных характеристик: дискурс, реализуемый от имени политического института в рамках политического контекста, представляет собой своего рода матрицу, «ячейки» которой заполнены обусловленными институциональным дискурсом параметрами. При этом «неизвестным» являются составляющие личностной концептосферы политика. В данном исследовании личностная концептосфера лидера рассматривается в рамках рациосферы, эмоциосферы и этос-сферы, средства реализации которых апеллируют к соответствующим концептосферам адресата. Таким образом, осуществляя воздействие на целевую аудиторию, политический лидер обращается к средствам отмеченных выше концептосфер, которые призваны влиять на соответствующие концептосферы адресата. Эмпирическим материалом данного исследования служит институциональный дискурс премьер-министра Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии Дэвида Уильяма Дональда Кэмерона. Целью исследования является рассмотрение конкретных средств, формирующих рациосферу, эмоциосферу и этос-сферу личностной концептосферы Д. Кэмерона при обращении к разным сегментам внутренней целевой аудитории. В качестве основного метода исследования мы обратились к дискурсивному анализу, основными этапами которого послужили определение видов модальности; выделение типов аргументации; рассмотрение стратегий и тактик. Дискурсивный анализ эмпирического материала проведён с учётом адресата политических выступлений.

В результате изучения выступлений Д. Кэмерона в 2009-2016 гг. было отмечено, что при обращении к внутренней целевой аудитории конкретный адресат получал апелляцию к определённым индивидуально-личностным концептосферам: политические структуры; молодёжь; наёмные работники - ра-циосфера; военные - эмоциосфера; валлийцы - этос-сфера; получающие социальное пособие - эмоциосфера и этос-сфера. Проведённое исследование позволяет сделать вывод об адресат-детерминированности дискурсивных средств, определяющих личностную концептосферу политика. Несмотря на наличие одинаковых или подобных дискурсивных средств при обращении к разной целевой аудитории, адресат-детерминированность является ключевой характеристикой дискурса политического лидера. Ситуации коммуникативного успеха или неудачи в дискурсе являются следствием взаимовлияния личностных концептосфер лидера и целевой аудитории.

Ключевые слова: политический дискурс, британский лидер, личностная концептосфера, адресованность, коммуникативный успех/неудача.

Выступления политического лидера являются разновидностью политического дискурса - вида дискурса, субъектами которого являются политические деятели, выполняющие свои профессиональные обязанности в сфере политики с целью реализации политических задач, ведущих к политическим последствиям [1; 2]. Речь политического лидера является в первую очередь институциональным дискурсом, т.е. осуществляется от имени политического института. Выступление от имени политического института может быть охарактеризовано в качестве персуазивного дискурса, так как призвано убедить адресата совершить определённое действие или отказаться от его совершения [3; 4]. Политический дискурс создаётся путём наложения друг на друга дискурсивного, идеологического и культурного кодов [5]. Несмотря на преимущественно институциональный характер политической коммуникации, соглашаемся с точкой зрения профессора З.З. Чанышевой, подчёркивающей необходимость исследования индивидуальных коннотаций, которые присущи политическому дискурсу. Профессор предлагает рассматривать различные области личностной концептосферы: идеосфера, социосфера, аксиосфера, рациосфера, эмоциосфера [6]. Принимая во внимание классическое учение о логосе, пафосе и этосе, развитое в трудах современных лингвистов [7-11], в данном исследовании представлены такие ин-

дивидуально-личностные концептосферы, как рациосфера, эмоциосфера и этос-сфера.

Таким образом, политический дискурс - «матрица» с известными характеристиками, определяемыми институциональным дискурсом, и «неизвестным», обусловленным элементами личностного дискурса, способствующими воздействию на конкретную целевую аудиторию. Ключевым аспектом политического дискурса является взаимодействие личностных концептосфер политического деятеля и целевой аудитории. Гипотезой данного исследования является адресат-детерминированность дискурсивных средств. Считаем, что средства репрезентации личностных концептосфер политического лидера призваны воздействовать на соответствующие личностные концептосферы адресата. Мы учитываем, что коммуникативный успех в политическом дискурсе обусловлен сочетанием различных дискурсивных средств, однако уверены, что в качестве основополагающей при обращении к определённой целевой аудитории можно выделить только одну или две концептосферы, так как замечено, что соотношение разных видов средств в дискурсе одного и того же лидера отличается в зависимости от целевой аудитории.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что существует возможность моделирования речевого поведения политического лидера на ос-

нове выделенных нами моделей политического дискурса. В данной работе под моделями понимается определённый набор языковых и дискурсивных средств, репрезентирующих ту или иную концептосферу.

Материал исследования представлен дискурсом 75-го премьер-министра Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии Дэвида Уильяма Дональда Кэмерона. В ходе исследования проанализировано около 200 выступлений политического лидера в рамках предвыборных кампаний и сроков премьерских полномочий (2009-2016 гг.). Единицей анализа послужил адре-сат-детерминированный фрагмент дискурса, т.е. отрезок дискурса, обращён-ный к одной целевой аудитории. Количество проанализированных фрагментов дискурса - 730 единиц. Целью данного исследования является рассмотрение конкретных средств репрезентации рациосферы, эмоциосферы и этос-сферы личностной концептосферы Д. Кэмерона при обращении к разным сегментам внутренней целевой аудитории.

В ходе дискурсивного анализа для достижения цели исследования мы решали следующие задачи. В каждом адресат-детерминированном фрагменте речей Д. Кэмерона были выделены стратегии дискурса, виды модальности и аргументации, представленные конкретными языковыми и дискурсивными средствами, которые в дальнейшем были условно отнесены нами к одной из трёх частных сфер индивидуально-личностной концептосферы. Отметим, что нашей приоритетной задачей является выделение и описание самих дискурсивных средств, а их распределение по группам авторами исследования обусловлено интерпретацией трудов ряда филологов [7-11 и др.] и проведено в соответствии с их иллокутивной целью.

Отмеченные задачи стали этапами дискурсивного анализа, применённого в данном исследовании:

1) определение видов модальности (текстовой и дискурсивной);

2) выделение семантического вида аргументации;

3) рассмотрение стратегий и тактик дискурса политического лидера (классификации, используемые в данной статье, подробно представлены в диссертации Саттаровой РВ. [12]).

Научная новизна данного исследования заключается в апробации предлагаемой методики анализа и в её дальнейшем использовании при составлении речей для политических деятелей. Политический дискурс Д. Кэмерона можно назвать достаточно успешным, т.к. используемые им средства воздействия привели к нескольким крупным коммуникативным успехам.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении знаний о моделировании политического дискурса; дополнении теории дискурса новой методикой дискурсивного анализа. Практическая ценность исследования представлена возможностью применения выделяемых нами моделей дискурса при обращении к той или иной целевой аудитории, а также в рамках научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлениям «Филология», «Лингвистика», «Иностранный язык».

В результате исследования выявлено, что рациосфера репрезентируется 1) прагматической (раскрывающей пользу какого-либо действия) и интеллектуальной (защищающей определённые идеи и взгляды) аргументацией; 2) эпистемической (передающей значения «знание/незнание», «уверенность/неуверенность», раскрывающей выводы), эвиденциальной (предлагающей доказательства) и деонтической модальностью волеизъявления и способности. Кроме того, в фокусе данного исследования были когнитивные метафоры, которые, по словам выдающегося лингвиста современности А.П. Чудинова, реализуют, моделируют и оценивают политические процессы [13], вследствие чего относятся к домену рациосферы.

Считаем, что эмоциосфера представлена 1) эмоциональной (направленной на эмотивный фон аудитории) и эстетической (обращающейся к представлениям о прекрасном) аргументацией; 2) деонтической модальностью угрозы и обещания; эмотивной (передающей и обращающейся к чувствам), гипотетической (выражающей предположение, возможность, упрёк, сожаление, желание), аксиологической (выраженной оценочной лексикой, в том числе культурологически маркированными единицами) модальностью. Культурологически маркированными единицами называют единицы языковой системы, обладающие культурно-ценностной информацией [14; 15].

Реализация этос-сферы включает модели морально-этической аргументации и ряд идеологем.

В качестве приёмов и тактик стратегий выступают определённые виды модальности [12], а также другие средства, отнесение которых к частной концептос-фере осуществлялось в соответствии с их иллокутивной целью.

На основе изучения материала исследования выявлено, что в процентном соотношении рациосфера личностной концептосферы политика более всего представлена при обращении к политическим структурам (43 %), молодёжи (41 %) и наёмным работникам (40 %). При апелляции к данным адресатам Д. Кэмерон моделировал прагматическую или интеллектуальную аргументацию. В примере 1 представлен образец интеллектуальной аргументации, иллокутивной целью которой является принятие аудиторией точки зрения политика:

Пример 1. There are some very special other things that make Britain a place we are proud to call home. I want to share my thoughts on three of those things tonight. Philanthropy and volunteering. Our culture of philanthropy and volunteering. The way we have built a country that is a welcoming home for people with different cultures,

histories and religions. And our values, and willingness to stand up and defend them [16].

Перевод. Существуют особенности [характера, культуры], которые заставляют нас гордиться, когда мы называем Британию своей родиной. Сегодня я хочу рассказать о трёх таких особенностях. Помощь нуждающимся. Наша культура, в которой принято помогать нуждающимся. Наша страна -гостеприимный дом для людей с разной культурой, историей и религией. И наши ценности и готовность защищать их (здесь и далее перевод наш - С.Р.).

Кроме смыслового наполнения данного фрагмента дискурса, интенцио-нальность реализуется с помощью личного местоимения I ('я'), в этом случае не столько являющегося показателем национально-культурной характеристики, сколько объясняемого - в сочетании с глаголом деонтической модальности to want ('хотеть' (значение «волеизъявление»)) и глаголом интегративной семантики to share ('поделиться' (зд.: 'рассказать')) - стремлением лидера предъявить свою точку зрения адресату.

Отличительными чертами дискурса Д. Кэмерона были апелляция к средствам эмотивной модальности при моделировании различных видов аргументации и обращение к эмоциональной аргументации в качестве основы для других моделей. Так, средства эмоциональной аргументации включают эмотивную лексику (имена прилагательные в превосходной степени сравнения the greatest, the most generous, the poorest; наречие-интенсификатор really) и эмотивный синтаксис (вспомогательный глагол to do в утвердительном предложении, эмфатические синтаксические конструкции, основанные на анафоре It's British troops ... It's Britain that... And it's the British public who...):

Пример 2. First, one of the greatest things about Britain is that we are one of the most generous nations on earth. We really do care about those less fortunate than ourselves. There I was at the G20 this weekend making the case for more sustained global action to deal with Ebola. Once again it's British troops and British aid workers out there on the front line risking their own lives in an effort to save others. It's Britain that has kept its commitment on aid - because as a country, we don't make promises to the poorest people on the planet and then not meet them. And it's the British public who have given over £830 million in the last decade to international appeals for humanitarian causes from the Philippines to West Africa [там же].

Перевод: Во-первых, одна из величайших характеристик Британии состоит в том, что мы одна из самых благородных стран в мире. Мы действительно заботимся о тех, кому повезло меньше, чем нам. На этих выходных я был на саммите «Большой двадцатки», выступая за сохранение мировых темпов по борьбе с лихорадкой Эбола. Снова именно британские войска и сотрудники британской гуманитарной помощи находятся на передовой, рискуют своей жизнью, пытаясь спасти других. Именно Британия сдержала своё обязательство по гуманитарной помощи, потому что наша страна не даёт обещаний беднейшим людям на планете, а затем не выполняет их. И именно британцы пожертвовали 830 миллионов фунтов за последние десять лет на международную гуманитарную помощь странам, простирающимся от Филиппин до Западной Африки.

Одним из средств домена рациосферы является когнитивная метафора. Так, обращаясь к наёмным работникам, Д. Кэмерон включил в дискурс оригинальную когнитивную метафору ECONOMY IS A MERRY-GO-ROUND:

Пример 3. There's a similar complacency in how we approach the crucial issue of low pay. There is what I would call a merry-go-round. People working on the minimum wage having that money taxed by the government and then the government giving them that money back - and more - in welfare [17].

Перевод. Существует подобное самодовольство и в том, как мы подходим к ключевому вопросу низкой заработной платы. Существует, как я бы это назвал, карусель. Люди получают минимальную заработную плату, которую правительство облагает налогом, и затем это же правительство возвращает эти же деньги, более того, возвращает в виде социальных пособий.

Реализация эмоциосферы личностной концептосферы Д. Кэмерона среди внутренней целевой аудитории наиболее всего проявляется при апелляции к военным (56 %) и получающим социальное пособие (54 %). В качестве иллюстрации средств эмоциосферы мы выбрали эмоциональную аргументацию и тактику иллюстрирования стратегии персуазивности, основанную на обращении к воображению адресата:

Пример 4. You tried to come off welfare, you didn't take more money home. You tried to earn a wage and after all the benefit withdrawals and tax, you ended up hardly better off than when you started. Say you were a single mother of two children, working shifts as a carer, trying to claw your way out of welfare. Say you were earning £150 a week. Under Labour, in some cases, do you know how much of that you would keep, after benefit withdrawal and taxes? 4p in every pound. Four pence. Would you get out of bed on a cold morning for that? No one would. So this is a key, irreducible principle for us - work must always pay [18].

Перевод. Вы старались прожить без социальных пособий (устроившись на работу), (но) вы не заработали больше денег. Вы пытались заработать, но после всех вычетов и налогов у вас оказалось не намного больше средств, чем до того, как вы начали работать. Допустим, Вы - мать-одиночка с двумя детьми, работающая сиделкой, пытающаяся выкарабкаться из жизни на социальные пособия. Предположим, Вы зарабатываете 150 фунтов в неделю. При Лейбористской партии в некоторых случаях знаете ли Вы, сколько денег

у Вас останется после всех вычетов и налогов? 4 пенса от каждого фунта. 4 пенса. Вы бы вставали с постели холодным утром из-за этого? Никто бы не вставал. Вот почему наш главный, постоянный принцип: работа всегда должна приносить доход.

Апелляция к воображению получающих социальное пособие в данном фрагменте дискурса усиливается средствами эмотивной модальности, а именно эмотивным синтаксисом: 4p in every pound. Four pence [там же].

Этос-сфера личностной концептосферы Д. Кэмерона была более всего представлена при апелляции к валлийцам (39 %) и получающим социальное пособие (36 %). В примере 5 идеологема A responsible society реализуется с помощью средств аксиологической модальности: good, right, hard, wrong, trust, collective responsibility, to erode:

Пример 5. As well as the good intentions of governments, there was that assumption of trust at the heart of the system. That people would naturally do the right thing. That they would use the system when they fell on hard times, but then work their way out of it. This may have worked when the welfare state was born, when there was a stronger culture of collective responsibility in this country. But as I've argued for years, the welfare system has helped to erode that culture. From the couple told they'll get more benefits if they live apart to those who knew they could earn more by signing on than by going out to work. Time and again people were not just allowed to do the wrong thing but were actively encouraged to do so [19].

Перевод. Наряду с благими намерениями правительств, в основе этой системы (социальных пособий) находилась идея доверия. (Вера в то), что люди, естественно, поступят правильно. Что они будут прибегать к этой системе, когда им будет сложно, но затем «вернутся в строй». Возможно, система бы сработала, когда она только появилась, когда в этой стране сильнее было развито чувство социальной ответственности. Но, как я утверждал годами, система социальных пособий разъела чувство ответственности. Это и семейная пара, которой объяснили, что их пособие будет больше, если они будут жить раздельно, это и те, кто знали, что смогут зарабатывать больше, подав заявление на социальные пособия, чем устроившись на работу.

Библиографический список

Снова и снова людям не просто разрешали поступать неправильно, их усердно поощряли на это.

Таким образом, апелляция к сегментам внутренней целевой аудитории представлена похожими средствами, однако их соотношение позволяет сделать вывод о доминантной сфере индивидуально-личностной концептосферы Д. Кэмерона при обращении к определённой целевой аудитории с соответствующими видами текстовой и дискурсивной модальности, семантическими типами аргументации, стратегиями и тактиками дискурса: рациосфера (адресат: политические структуры; молодёжь; наёмные работники), эмоциосфера (военные; получающие социальное пособие), этос-сфера (валлийцы; получающие социальное пособие). Стоит отметить, что особенности дискурсообразующего топоса при обращении к последней указанной целевой аудитории приводят к одинаковому соотношению двух индивидуально-личностных концептосфер: эмоциосферы и этос-сферы.

Считаем, что предлагаемая нами методика дискурсивного анализа представляет собой достаточно комплексный подход к исследованию выступлений политического лидера и может быть внедрена в практику дискурсивного анализа, а также при составлении речей лидеров.

В результате данного исследования мы пришли к выводу о зависимости между конкретными языковыми и дискурсивными средствами, к которым обращается британский лидер Д. Кэмерон, и сегментом целевой аудитории. Несмотря на наличие одинаковых или подобных дискурсивных средств при обращении к разной целевой аудитории, адресат-детерминированность является одной из ключевых характеристик, определяющих личностную концептосферу политика. Именно результат взаимовлияния личностных концептосфер лидера и целевой аудитории приводит к ситуациям коммуникативного успеха или неудачи в дискурсе. В качестве перспективы исследования отметим сопоставительный анализ индивидуально-личностной концептосферы разных британских лидеров как представителей одного лингвокультурного сообщества, а также британских и американских лидеров, обладающих разным культурным наследием.

1. Dijk T.A. What is political discourse analysis? Political Linguistics. 1997: 11 - 52.

2. Gastil J. Undemocratic discourse: a review of theory and research on political discourse. Discourse and Society. 1992; Vol. 3, № 4: 469 - 500.

3. Кошеварова Ю.А. Коммуникативно-прагматический анализ аргументативного дискурса: на материале художественных произведений английских и американских писателейХХвека. Диссертация ... кандидата филологических наук. Уфа, 2006.

4. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия. Москва: Флинта, 2006.

5. Иванова С.В. Тенденции развития и исследования современного политического дискурса. Актуальные проблемы контрастивной лингвистики, типологии языков и лингвокультурологии в полиэтническом пространстве. Уфа, 2011: 58 - 67.

6. Чанышева З.З. Структурация индивидуальной концептосферы субъекта политического дискурса. Вестник Башкирского университета. 2012; Т. 17, № 1: 117 - 120.

7. Астафурова Т.Н., Олянич А.В. Лингвосемиотика власти: знак, слово, текст. Волгоград: Нива, 2008.

8. Языковая среда. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010.

9. Петрова Е.А. Логосфера как вербально-дискурсивная сфера культуры. Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. Уфа, 2018; Т. 10, Ч. 2: 26 - 30.

10. Хазагеров Г.Г Политическая риторика. Москва: Никколо-Медиа, 2002.

11. Хазагеров Г.Г Убеждающая речь. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2010.

12. Саттарова РВ. Средства моделирования властных отношений в политическом дискурсе. Диссертация ... кандидата филологических наук. Уфа, 2019.

13. Чудинов А.П. Постулаты уральской школы политической метафорологии. Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. 2012; № 2: 85 - 93.

14. Иванова С.В. Лингвокультурологический аспект исследования языковых единиц. Автореферат диссертации ... доктора филологических наук. Уфа, 2003.

15. Иванова С.В., Чанышева З.З. Лингвокультурология: проблемы, поиски, решения. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010.

16. Norwood Dinner: Prime Minister's speech. Available at: https://conservative-speeches.sayit.mysociety.org/speech/601915

17. PM speech on opportunity. Available at: https://www.gov.uk/government/speeches/pm-speech-on-opportunity

18. Prime Minister sets out welfare reform plans in speech in Hove. Available at: https://www.brightonandhovenews.org/2015/02/17/prime-minister-sets-out-welfare-reform-plans-in-speech-in-hove/

19. Welfare speech. Available at: https://www.gov.uk/government/speeches/welfare-speech References

1. Dijk T.A. What is political discourse analysis? Political Linguistics. 1997: 11 - 52.

2. Gastil J. Undemocratic discourse: a review of theory and research on political discourse. Discourse and Society. 1992; Vol. 3, № 4: 469 - 500.

3. Koshevarova Yu.A. Kommunikativno-pragmaticheskij analiz argumentativnogo diskursa: na materiale hudozhestvennyh proizvedenij anglijskih i amerikanskih pisatelej ХХ veka. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Ufa, 2006.

4. Chernyavskaya V.E. Diskurs vlasti i vlast'diskursa. Problemy rechevogo vozdejstviya. Moskva: Flinta, 2006.

5. Ivanova S.V. Tendencii razvitiya i issledovaniya sovremennogo politicheskogo diskursa. Aktual'nye problemy kontrastivnoj lingvistiki, tipologii yazykov i lingvokul'turologii v poli'etnicheskom prostranstve. Ufa, 2011: 58 - 67.

6. Chanysheva Z.Z. Strukturaciya individual'noj konceptosfery sub'ekta politicheskogo diskursa. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2012; T. 17, № 1: 117 - 120.

7. Astafurova T.N., Olyanich A.V. Lingvosemiotika vlasti: znak slovo, tekst. Volgograd: Niva, 2008.

8. Yazykovaya sreda. Polnyj slovar' lingvisticheskih terminov. Rostov-na-Donu, 2010.

9. Petrova E.A. Logosfera kak verbal'no-diskursivnaya sfera kul'tury. Aktual'nye problemy prava i gosudarstva v XXI veke. Ufa, 2018; T. 10, Ch. 2: 26 - 30.

10. Hazagerov G.G. Politicheskaya ritorika. Moskva: Nikkolo-Media, 2002.

11. Hazagerov G.G. Ubezhdayuschaya rech'. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2010.

12. Sattarova R.V. Sredstva modelirovaniya vlastnyh otnoshenij v politicheskom diskurse. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Ufa, 2019.

13. Chudinov A.P. Postulaty ural'skoj shkoly politicheskoj metaforologii. Ural'skij filologicheskij vestnik. Seriya: Yazyk. Sistema. Lichnost': lingvistika kreativa. 2012; № 2: 85 - 93.

14. Ivanova S.V. Lingvokul'turologicheskijaspekiissledovaniya yazykovyh edinic. Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Ufa, 2003.

15. Ivanova S.V., Chanysheva Z.Z. Lingvokul'turologiya: problemy, poiski, resheniya. Ufa: RIC BashGU, 2010.

16. Norwood Dinner: Prime Minister's speech. Available at: https://conservative-speeches.sayit.mysociety.org/speech/601915

17. PM speech on opportunity. Available at: https://www.gov.uk/government/speeches/pm-speech-on-opportunity

18. Prime Minister sets out welfare reform plans in speech in Hove. Available at: https://www.brightonandhovenews.org/2015/02/17/prime-minister-sets-out-welfare-reform-plans-in-speech-in-hove/

19. Welfare speech. Available at: https://www.gov.uk/government/speeches/welfare-speech%20

Статья поступила в редакцию 16.11.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.