ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПЕРЕМЕНАМ БЕЛОРУССКИХ СТУДЕНТОВВ УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Вержибок Г.В. (Беларусь, Минск, БНТУ) galina_minsk@mail.ru
Аннотация. В статье раскрываются вопросы личностной готовности к переменам как конструкт активации разных сфер психики, предоставляющий возможность индивиду быть более адаптивным к быстрым и постоянно действующим изменениям современного мира.В условиях нового цифрового социума возрастает вовлеченность подрастающего поколения в интернет-пространство, чтосвязано не только с оптимизацией многих действий и процессов, но и с неизбежно возникающими рисками.Представлен анализ основных показателей готовности к переменамна выборке белорусских студентов.
Ключевые слова:цифровая социализация, цифровые технологии, ресурсы личности, интернет, интернет-ресурсы, готовность к изменениям.
PERSONAL READINESS FOR CHANGES OF BELARUSIAN STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL SOCIALIZATION Verzhybok H.V. (Belarus, Minsk, BNTU) galina_minsk@mail.ru
Abstract. The article reveals the issues of personal readiness for change as a construct of activation of different spheres of the psyche, which provides an opportunity for an individual to be more adaptive to the rapid and constant changes in the modern world. In the conditions of a new digital society, the involvement of the younger generation in the Internet space is increasing, which is associated not only with the optimization of many actions and processes, but also with the risks that inevitably arise. The analysis of the main indicators of readiness for change in a sample of Belarusian students is presented.
Keywords: digital socialization, digital technologies, personal resources, Internet, Internet resources, readiness for change.
Распространение информационных технологийпредоставляет возможность осуществлять разнообразную деятельность в условиях виртуальных пространств и использовать принципиально новые средства коммуникации. Использование интернета уже давно является атрибутом повседневной жизни современных людей, который превратился в объективную необходимостьдля каждого пользователя и выступает одним из важных социокультурных институтов и факторов развития личности. Как инструмент широкого доступа к разнообразной информации интернет стимулирует накопление и развитие знаний, создает условия и расширяет возможности создания единого информационного поля и выстраивания широкого круга общения. Глобальная информатизация приводит к еще более широкому распространению среди населения пользователей - в странах Европы их количество уже составляет в среднем 59%, в России этот показатель варьирует около 23%. При этом более 64% опрошенных (ВЦИОМ, 2016-2018 гг.) проводят в интернет-пространстве не менее 4-х часов ежесуточно. Зона рунета становится наиболее активным тьютером личности в ее продвижении по жизненному пути, формируется новое ценностное пространство (Лучинкина, 2019, с. 60-61).
Однако идеология создания новых ресурсов принципиально изменилась, уже не нужно владеть программированием или обладать какими-либо специальными навыками. На первый план выходит личный опыт, посредством использования социальных сетей происходит изменение интересов и ценностей, культуры среды и индивида, его способов взаимодействия - с окружающим миром и с самим собой. Процесс социального наследования как овладение системой культурных знаков и развитие многих поколений людей,
воплотивших свой опыт в символах, изменяет свой характер, что связано с индивидуализацией этого процесса и опосредуется взрывным характером изменений(Поршнев, 2008, с. 43-44). При этомиспользование социальных сетей и интернет-ресурсов имеет амбивалентный характер (Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский), когда возможны позитивные и негативные последствия. В условиях цифровой социализации это могут быть «эффекты двусмысленности» - доступность информации и качество этого материала, возможность получения сведений из разнообразных источников и ослабление критичности мышления, снижение мотивации при дистанционном обучении, расширение пространства общения и аути-зация пользователей, многослойность коммуникативных актов и размывание границ высказываний, относительная легкость овладения технологиями и появление интернет-зависимости, свобода выбора личной позиции и повторяемость ситуаций неопределенности.
Также отмечается и «цифровое неравенство, которое отражает как разные возможности доступа к Интернету, так и неравномерность технологического развития стран в современном мире, появление конкуренции между человеком и программным продуктом, естественным и искусственным интеллектом». Возникают проблемы, связанные с развитием цифрового общества, появлением цифровой культуры, формированием человека нового (цифрового) типа и решением этических вопросов цифровизации социума. Информационно-коммуникативные инновации, создавая новую виртуальную среду, приводят к смешению реального и виртуального, действительного и вымышленного, что актуализирует проблему идентичности субъекта,сопровождается формированием новой системы ценностей (Чернов, 2021, с. 126-128).
В связи с этими указанными позициями весьма существенным для индивида становится вопрос о «готовности к изменениям» (или психологической готовности), которая «встраивается» в процесс изменения на личностном, групповом и системном уровнях. С позиции интегративного подхода (М.И. Фаерман) это категория субъективной психологической реальности, сложный комплексный конструкт, возникающий на определенном этапе и приводящий к изменениям в субъективной и объективной реальностях человека, расширению спектра решений и путей достижения жизненных целей, т.е. к свершениям, достижениям, нововведениям, развитию, свободе, обогащению. Данное понятие, не являясь непосредственным механизмом поведенческих паттернов или продуктом волевых усилий, представляет собой активацию ресурсной, мотивационной, энергетической сфер психики, обеспечивает активность субъекта к личностным трансформациям (самоизмене-ниям)(Брынза, 2015,с. 69).
При интенсивном развитии цифровых технологий возрастает вовлеченность подрастающего поколения в интернет-пространство, которое связано не только с оптимизацией многих действий и процессов, но и с неизбежно возникающими рисками разного плана. Изучение вопроса личностной готовности к переменам студенческой молодежи выступает вопросом актуальным и значимым. Проблема цифровизации социума и людей находится еще на начальном этапе осмысления, что дает основание для ее изучения (Чернов, 2021, с. 128).
Выборка исследования составила 50 человек (студенты 4 курса МГЛУ в возрасте от 20 до 22 лет при равномерном, по 50%, распределении количества юношей и девушек). Был использован опросник «Личностная готовность к переменам», PCRS «Personalchangereadinesssurvey» (С. Родник, Р. Хезер, Т. Голд, М. Хал, адапт. Н.А. Бажа-новой и Г.Л. Бардиер), который выявляет параметры, органично вписывающиеся в рамки позитивной психологии: страстность (passion) понимается как энергичность и неутомимость; находчивость (resourcefulness) рассматривается как умение обращаться к новым источниками для решения проблем; оптимизм (optimism) есть вера в успех и большие надежды, нежелание ориентироваться на худшее развитие событий; смелость, предприимчивость (adventurousness) трактуется как тяга к новому, неизвестному, отказ от испытанного и надежного; адаптивность (adaptability) предполагает умение менять свои планы
и решения; уверенность (confidence) основана на вере в себя и свои достоинства; толерантность к двусмысленности (toleranceforambiguity) опирается на спокойное отношение к отсутствию ясных ответов, когдане определены цели и ожидания. Возможно также установление уровня развития измеряемого свойства.
В рамках анализа показателей личностной готовности студентов к переменам выделяется преобладание среднего уровня, предполагающегооптимальныйвариантразвития измеряемых свойств. Установлено доминирование (по средним значениям)трех шкал опросника: «оптимизм» (21,72) как стремление фиксировать возможности решения проблем и«уверенность» (19,90) как убеждение в том, что все возможно, стоит только захотеть; «находчивость» (19,44) есть умение понять расстановку сил и использовать благоприятное стечение обстоятельств. Наиболее высокими оказались результаты по шкале «оптимизм» (55%), низкий уровень показателей зафиксирован по шкале «смелость, предприимчивость» (45%) и понимается как решительность в поступках, способность к начинанию и осуществлению дела, приносящего успех. Детализация данных у юношей и девушек показала, что высокими значениями также, как и на всей выборке, представлены «оптимизм» (22,96 и 20,48соответственно) и «уверенность» (20,24 и 19,56), статистически значимых различий по полу не выявлено.
В корреляционной матрице были определены следующие взаимосвязи изучаемых шкал, которые образуют определенную «цепочку», позволяющую установить значимые показатели: «уверенность» и «толерантность к двусмысленности» (-,414**), «уверенность» и «находчивость» (,353 ), «находчивость» и «страстность (,389 ). Тем самым вера в себя и свои силы снижает уровень самообладания в тех ситуациях, когда не ясна суть происходящего или не ясен исход дела, но развивает умение находить выходы из сложных ситуаций, что, в свою очередь, повышает жизненный тонус.
У юношей «страстность» как активное отношение к жизни и своей деятельности определяет их «адаптивность» (,585**) и «находчивость» (,435*), что позволяет посредством сообразительности и сметливости перестраиваться в новых ситуациях. Для них свойственны позиции, когда, чем меньше «толерантность к двусмысленности», тем больше проявляется у них «уверенность» (-,482*). У девушек связь «уверенности» и «находчивости» (,443*) раскрывает значимость веры в собственные силы на основе применения личностных качеств изобретательности, бойкости и догадливости.
Исследователями отмечается, что именно эта методика особенно эффективна при рассмотрении стрессовых ситуаций, возникающих в связи с инновациями, поскольку никому не удается полностью справляться с переменами. Полученные результаты могут применяться на практике педагогами и психологами, кураторами групп в качестве ориентировочной основы для развития ценностной и мотивационно-потребностной сферы студенческой молодёжи, управления процессом их социализации и предотвращения негативных последствий киберсоциализации. Представленные данные предусматривают также и возможность использования их в научно-исследовательской и организационно-управленческой педагогической деятельности. Понимание особенностей противостояния переменам помогает оградить себя от перенапряжения, понять ориентировочную основу действий в тех ситуациях, в которых они наиболее уязвимы.Психологическая готовность к изменениям является базовым элементом для достижений и свершений, активации ресур-сов,инициациинововведений и развития личности.
Литература
1. Брынза А.В. Готовность к изменениям как психологический ресурс личности в достижении благополучия // ScienceandEducationaNewDimension. PedagogyandPsychol-ogy. Т. III (31). 2015. № 61.С. 69-73.
2. Лучинкина А.И. Специфика интернета как института социализации // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 5. 2019. № 1. С. 59-69.
3. Поршнев А.В. Психологические аспекты эффективного использования Интернета в образовательных целях // Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С. 43-50.
4. Чернов И.В. Цифровизация как тенденция развития современного общества: специфика научного дискурса // Гуманитарий Юга России. Т. 10. 2021.№ 1. С. 121-132.