Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: ДИАГНОСТИКА И СВЯЗИ С ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ, ИНИЦИАТИВНОСТЬЮ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ'

ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: ДИАГНОСТИКА И СВЯЗИ С ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ, ИНИЦИАТИВНОСТЬЮ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
145
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ШКАЛА ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шинина Татьяна Валерьевна, Морозова Инна Григорьевна

Личностная автономия сегодня становится в фокусе внимания исследователей, практиков, родительского сообщества. С чем связан такой научно-практический интерес к данному конструкту? Под личностной автономией понимается проявления в поведении, сознании, чувствах собственных личностных решений, а не социально ориентированных и одобряемых извне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шинина Татьяна Валерьевна, Морозова Инна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: ДИАГНОСТИКА И СВЯЗИ С ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ, ИНИЦИАТИВНОСТЬЮ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

тезисы;;;;;;:

УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ

jSf ОНЛАЙН/^ ХР^ ФОРМАТ ^

ЕССЕ 2020

— Личностная автономия детей

раннего возраста: диагностика и связи с исследовательской активностью, инициативностью и самостоятельностью

ШИНИНА Татьяна Валерьевна

Организация: МГППУ Регион: Россия, Москва

МОРОЗОВА Инна Григорьевна

Организация: Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВО РГСУ)

Регион: Россия, Москва

Ключевые слова: личностная автономия, самостоятельность, инициативность, ранний возраст, шкала оценки.

Личностная автономия сегодня становится в фокусе внимания исследователей, практиков, родительского сообщества. С чем связан такой научно-практический интерес к данному конструкту? Под личностной автономией понимается проявления в поведении, сознании, чувствах собственных личностных решений, а не социально ориентированных и одобряемых из вне. Личностная автономия рассматривается как интериоризованная форма внешней регуляции, ставшей саморегуляцией. Проявление личностной автономии служит показателем личностного здоровья и психической устойчивости, индикатором позитивной направленности личности. [6, 7, 9]. Основы личностной автономии формируются в раннем в раннем возрасте. Для того, чтобы в ребенке сформировать личностную автономию как зрелую форму саморегуляции, необходимо осмыслить и проанализировать воспитательные стратегии значимых взрослых, применяемые с самого раннего возраста. Ребенку важно развиваться в условиях, которые поддерживают его самостоятельность, инициативность, исследовательскую активность. В статье представлены материалы видео-исследования, проведенного на выборке из диад родителей и детей раннего возраста. В исследовании приняли 46 диад (г. Москва, г. Екатеринбург) с детьми в возрасте от 10 до 12 месяцев (M=10,04; SD=0,45). Для оценки видеопротоколов использовалась Шкала «Коммуникативных сигналов ребенка». [2,3,4,5] Методикой изучения социально-эмоционального развития ребенка — Шкалы развития Bayley-III [1]. Наблюдения были закодированы с помощью программного обеспечения «The Observer XT-15». Математическая обработка данных — стат. пакет SPSS 26.0.

Результаты исследования показали, что личностная автономия ребенка связана с высоким уровнем интегрированности, открытостью опыту, когда ребенок способен открыто выражать свои эмоциональные переживания, включая отрицательные. Ребенок является автором собственных действий, действует в согласии с собствен-

тезисы::::::: söiisi®

УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ ЕССЕ 2020

ным внутренним состоянием. Инициатива ребенка связана с его активной субъек-тностью, свободой выбора действий, возможностью представления своих способов действий с предметом значимому взрослому. Исследование показало, что развитие личностной автономии связано с высоким уровнем исследовательской активности ребенка в процессе взаимодействия с родителем, дающим возможность ребенку самому проявить интерес к предметам и игрушкам, так уровень индикатора «Чувствительность к взрослому» имеет обратную корреляцию с индикатором «Инициатива к предмету» (r=-0,444 при p^0,001 по Спирмену) и «Предметная деятельность (r=- 0,400 при p^0,001 по Спирмену). Также выявлен значимы уровень корреляции (p^0,005 по Спирмену) для шкалы «Досуг» BayLey-III и индикаторов «Фокус внимания предмет» (r=-0,337) и «Эмоциональные переживания к предмету» (r=-0,361). Становление личностной автономии является фундаментом для формирования готовности к самостоятельной жизни в подростковом возрасте [8].

Список литературы:

1. Бакушкина Н. И., Киселев С. Ю., Львова 0. А., Сулейманова Е. В, Туктарева И. В. Использование шкал Бейли (BayLey-III) для оценки нейрокогнитивного развития детей в норме и при патологии // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2018. — Т. 11. — № 1. — С. 85-94.

2. Галасюк И. Н. Семейная психология: методика «Оценка детско-родительского взаимодействия». Evaluation of child-parent interaction (ecpi-2.0): практ. пособие / под ред. И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. М.: Изд-во Юрайт, 2019. — 223 с.

3. Галасюк И. Н., Шинина Т. В. Оценка детско-родительского взаимодействия. Evaluation of child-parent interaction (ECPI). М.: ИТД Перспектива, 2017. — 304 с.

4. Галасюк И. Н., Шинина Т. В., Иргашев Н. Р., Морозова И. Г., Пасечник 0. Н. Открытая профессиональная экспертиза методики детско-родительского взаимодействия: векторы развития психологического инструментария // Актуальные проблемы психологического знания. — 2018. — №3 (48). — С. 5-23.

5. Детско-родительское взаимодействие и развитие ребенка раннего возраста. коллективная монография / Л. В. Токарская, М. А. Лаврова, Н. И. Бакушкина, И. Н. Галасюк, Я. И. Коряков, О. Н. Пасечник, М. Е. Пермякова, Е. В. Хлыстова, Д. А. Чегодаев, Т. В. Шинина ; под редакцией Л. В. Токарской; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. — Екатеринбург : ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2019. — 206 с.

6. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. - 2016. - №62. - С.18-37.

7. Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. - 2016. Т.5. №2. - С. 5-10.

8. Shinina T. V., Mitina O. V. Design and Validation of the «Adolescents' Readiness for Independent Living» Questionnaire: Assessment and Development of Life SkiLLs. PsikhoLogicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2019. VoL. 24, no. 1, pp. 50-68. doi:10.1 7759/pse.2019240104.

9. Black M. M., Walker S. P., Fernald L. C. et aL. EarLy chiLdhood deveLopment coming of age: science through the Life course Lancet, 389 (2017), pp. 77-90

10. Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-51392001 «Кросс-культурные особенности взаимодействия значимого взрослого и ребенка в России и Вьетнаме».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.