Научная статья на тему 'ИГРА В ДЕТСКИХ САДАХ РОССИИ И ВЬЕТНАМА: ОБЩИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ И ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИГРА В ДЕТСКИХ САДАХ РОССИИ И ВЬЕТНАМА: ОБЩИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ И ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ИГРА / ИНДИКАТОРЫ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / ОТЗЫВЧИВОСТЬ / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / РАННИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинина Татьяна Валерьевна, Галасюк Ирина Николаевна

В современных условиях глобализации и цифровизации общества встает вопрос о качествах, которые необходимо развивать у ребенка 21 века. Исследователи фокусируют внимание на эмоциональном и социальном развитии, саморегуляции и самоконтроле как базовых основах успешности ребенка в обществе [8,6]. Для формирования и развития главных новообразований у детей дошкольного возраста фундаментальное значение имеет игра [1,3,4]. Многочисленные экспериментальные исследования [7,2]. подчеркивают роль игры для психического и личностного развития ребенка. Совместное исследование российских и вьетнамских ученых (МГППУ и National College of Education in Ho Chi Minh City) представляет особый интерес в силу того, что в основе деятельности специалистов детских садов Вьетнама лежат идеи советских, российских ученых [9]. Развитие игры детей с учетом культуральных особенностей было в фокусе внимания исследования, в процессе которого применялась видео съемка, проводились интервью с воспитателями, дискуссии с преподавателями вузов, студентами. В нашем исследовании со стороны Вьетнама приняло участие 115 детей в возрасте от 2,5 до 5,7 лет и 358 взрослых (воспитателей, психологов, педагогов, руководителей). Со стороны России в исследовании принимали участие дошкольные учреждения Самарской области 16 98 детей в возрасте от 2,5 до 5,5 лет и 126 взрослых. Цель исследования: изучение содержания игровой деятельности детей детских садов Вьетнама и России. В процессе наблюдения за игрой в спонтанной деятельности детей дошкольных учреждений мы опирались на маркеры, которые были заложены Д.Б. Элькониным [5]. Результаты исследования: Видеонаблюдение за спонтанной игрой ребенка раннего возраста во Вьетнаме показало, что дети используют бытовые сюжеты, реалистичные игрушки, игра носит кратковременный характер, дети мало взаимодействуют друг с другом. Данные показывают, что игра может быть отнесена к первому уровню. У детей старшего дошкольного возраста отмечается незрелость игровой деятельности, что соответствует второму уровню игры. Наблюдения и экспертные интервью с воспитателями и руководителями детских центров Вьетнама, выявили тенденцию о «незрелой» детской игре, что ставит осложняет развитие ключевых компетенций ребенка и произвольности поведения. Подобные проблемы, как показывают исследования, существуют в детских садах России. Констатируется неумение детей взаимодействовать. В основе детских игр лежат однообразные сюжеты, дети плохо умеют подчиняться правилам, управлять своим поведением [6]. Игра перестала носить творческий характер. Многие воспитатели и родители как в России так и во Вьетнаме не умеют играть с ребенком вне учебных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинина Татьяна Валерьевна, Галасюк Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИГРА В ДЕТСКИХ САДАХ РОССИИ И ВЬЕТНАМА: ОБЩИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ И ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Игра в детских садах России и Вьетнама: общий теоретический фундамент и особенности практической деятельности

Шинина Татьяна Валерьевна

МГППУ Г. Москва (Россия)

Галасюк Ирина Николаевна

МГППУ Г. Москва (Россия)

HUONG PHAM THU

The National Training College Ministry of Education and Training in Ho Chi Minh City

Vietnam

NGUYEN THI THANH

The National Training College Ministry of Education and Training in Hanoi City

Vietnam

Ключевые слова: Детская игра, индикаторы, инициативность, отзывчивость, развитие ребенка, ранний возраст

В современных условиях глобализации и цифровизации общества встает вопрос о качествах, которые необходимо развивать у ребенка 21 века. Исследователи фокусируют внимание на эмоциональном и социальном развитии, саморегуляции и самоконтроле как базовых основах успешности ребенка в обществе [8,6]. Для формирования и развития главных новообразований у детей дошкольного возраста фундаментальное значение имеет игра [1,3,4]. Многочисленные экспериментальные исследования [7,2]. подчеркивают роль игры для психического и личностного развития ребенка. Совместное исследование российских и вьетнамских ученых (МГППУ и National College of Education in Ho Chi Minh City) представляет особый интерес в силу того, что в основе деятельности специалистов детских садов Вьетнама лежат идеи советских, российских ученых [9]. Развитие игры детей с учетом культуральных особенностей было в фокусе внимания исследования, в процессе которого применялась видео съемка, проводились интервью с воспитателями, дискуссии с преподавателями вузов, студентами. В нашем исследовании со стороны Вьетнама приняло участие 115 детей в возрасте от 2,5 до 5,7 лет и 358 взрослых (воспитателей, психологов, педагогов, руководителей). Со стороны России в исследовании принимали участие дошкольные учреждения Самарской области

98 детей в возрасте от 2,5 до 5,5 лет и 126 взрослых.

Цель исследования: изучение содержания игровой деятельности детей детских садов Вьетнама и России. В процессе наблюдения за игрой в спонтанной деятельности детей дошкольных учреждений мы опирались на маркеры, которые были заложены Д.Б. Элькониным [5].

Результаты исследования: Видеонаблюдение за спонтанной игрой ребенка раннего возраста во Вьетнаме показало, что дети используют бытовые сюжеты, реалистичные игрушки, игра носит кратковременный характер, дети мало взаимодействуют друг с другом. Данные показывают, что игра может быть отнесена к первому уровню. У детей старшего дошкольного возраста отмечается незрелость игровой деятельности, что соответствует второму уровню игры. Наблюдения и экспертные интервью с воспитателями и руководителями детских центров Вьетнама, выявили тенденцию о «незрелой» детской игре, что ставит осложняет развитие ключевых компетенций ребенка и произвольности поведения. Подобные проблемы, как показывают исследования, существуют в детских садах России. Констатируется неумение детей взаимодействовать. В основе детских игр лежат однообразные сюжеты, дети плохо умеют подчиняться правилам, управлять своим поведением [6]. Игра перестала носить творческий характер. Многие воспитатели и родители как в России так и во Вьетнаме не умеют играть с ребенком вне учебных занятий.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии № 6 1966. Стр. 62 - 68.

2. Галасюк И.Н., Шинина Т.В. Методика «Оценка детско-родительского взаимодействия» Evaluation of child-parent interaction (ECPI). - М.: ИТД Перспектива, 2017. - 304 с.

3. Кравцова Е.Е. Что такое игра. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2017. № 28. С. 166-199.

4. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 3. URL: http:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62459.shtml (дата обращения: 18.02.2017)

5. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

6. Bodrova Elena, Tools of the mind the Vygotskian approach to early childhood education/ Elena Bodrova and Deborah J.Leong. - 2 nd ed 2007 p.235.

7. Kathy Hirch-Pasek, Roberta Michnick Golinkoff, Laura E. Berk, and Dorothy G. Singer A Mandate for Playful Learning in Preschool. Presenting the Evidence. Published by Oxford University Press, Inc. 2009 p. 121.

8. Roberta Michnick Golinkoff, Kathy Hirsh-Pasek. Becoming Brilliant. What Science Tell Us About Raising Successful Chilren. United Book Press, Baltimore, MD. 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.