Научная статья на тему 'МЕТОДИКА "ОЦЕНКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ" (ECPI) С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ "THE OBSERVER XT"'

МЕТОДИКА "ОЦЕНКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ" (ECPI) С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ "THE OBSERVER XT" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
197
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СИГНАЛЫ РЕБЕНКА / "THE OBSERVER XT"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова Инна Григорьевна, Галасюк Ирина Николаевна, Шинина Татьяна Валерьевна, Пасечник Оксана Николаевна

Общение значимого взрослого (воспитателя, учителя, родителя) с ребенком в процессе игры приобретает сегодня новое звучание [1; 4; 5; 6]. Разработка и апробация новых методов и технологий диагностики детско-родительского взаимодействия позволяет усилить доказательную базу предмета исследования. Методика «Оценка детско-родительского взаимодействия» ECPI предназначена для семей, воспитывающих детей в возрасте до 3-х лет как с развитием в рамках нормы, так и с нарушениями в развитии [2]. С помощью методики проводится оценка уровня взаимодействия в паре в процессе спонтанной игры, диагностика мотивационно-потребностных, коммуникативных и эмоциональных сигналов ребенка, отзывчивости родителя на эти сигналы. Полученные результаты позволяют выявить ресурсы родителя для развития зрелой родительской позиции и ресурсы ребенка для развития инициативности, исследовательской деятельности и самостоятельности. Диагностика проводится с применением видео наблюдения, что дает возможность неоднократного просмотра анализируемого видео материала. В формате исследования заложена совместная с родителями «расшифровка» сигналов ребенка, что способствует осознанию родителями своего поведения в процессе 61 взаимодействия с ним [3, с. 411]. Выделяют три основных аспекта психологического наблюдения как метода научного понимания поведения человека: а) описание поведения - его дескриптивный аспект; б) соотнесение наблюдаемых поведенческих актов; в) объяснение причин поведения [8]. Методика ECPI охватывает все три вышеперечисленных аспекта. Важно как собранные данные рассматриваются и интерпретируются исследователем, которому постоянно приходится отслеживать угрозу влияния субъективных факторов. Минимизировать данную угрозу при анализе видео материалов позволяет использование компьютерной системы «The Observer XT» [9]. Целью нашего исследования является анализ родительской отзывчивости на коммуникативные сигналы ребенка-дошкольника в процессе игры. В исследовании приняли участие 139 семей, в том числе семьи, воспитывающие детей с нарушениями в развитии (синдром Дауна, ментальные нарушения, аутизм). Результаты анализа видео-кейсов позволили обнаружить связь родительской отзывчивости с инициативой и уровнем исследовательской деятельности ребенка, способности ребенка к сотрудничеству. Компьютерная система «The Observer XT» используется исследователями на протяжении многих лет в различных странах Европы и Америки [7], позволяет фиксировать психологические и физиологические проявления родителя и ребенка, анализировать их единым комплексом. Система «The Observer XT» служит средством проверки и контроля надежности данных, полученных с помощью методики ECPI. Перспективой дальнейших исследований является синхронизация результатов с физиологическими данными (например, ЭЭГ, ЭКГ, ЧСС), динамике эмоций (Face Reader), что позволит увидеть влияние родительской отзывчивости на уровень адаптации детей к новым социальным условиям в дошкольном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Морозова Инна Григорьевна, Галасюк Ирина Николаевна, Шинина Татьяна Валерьевна, Пасечник Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА "ОЦЕНКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ" (ECPI) С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ "THE OBSERVER XT"»

Методика "Оценка детско-родительского взаимодействия" (ECPI) с применением компьютерной системы "The Observer XT"

Морозова Инна Григорьевна АНО Независимая научная лаборатория

г. Москва (Россия)

Галасюк Ирина Николаевна

МГППУ г. Москва (Россия)

Шинина Татьяна Валерьевна

МГППУ г. Москва (Россия)

Пасечник Оксана Николаевна

ВШЭ

г. Москва (Росси я)

Ключевые слова: Диагностика, детско-родительское взаимодействие, родительская отзывчивость, коммуникативные сигналы ребенка, «The Observer XT»

Общение значимого взрослого (воспитателя, учителя, родителя) с ребенком в процессе игры приобретает сегодня новое звучание [1; 4; 5; 6]. Разработка и апробация новых методов и технологий диагностики детско-родительского взаимодействия позволяет усилить доказательную базу предмета исследования. Методика «Оценка детско-родительского взаимодействия» ECPI предназначена для семей, воспитывающих детей в возрасте до 3-х лет как с развитием в рамках нормы, так и с нарушениями в развитии [2]. С помощью методики проводится оценка уровня взаимодействия в паре в процессе спонтанной игры, диагностика мотивационно-потребностных, коммуникативных и эмоциональных сигналов ребенка, отзывчивости родителя на эти сигналы. Полученные результаты позволяют выявить ресурсы родителя для развития зрелой родительской позиции и ресурсы ребенка для развития инициативности, исследовательской деятельности и самостоятельности. Диагностика проводится с применением видео наблюдения, что дает возможность неоднократного просмотра анализируемого видео материала. В формате исследования заложена совместная с родителями «расшифровка» сигналов ребенка, что способствует осознанию родителями своего поведения в процессе

взаимодействия с ним [3, с. 411].

Выделяют три основных аспекта психологического наблюдения как метода научного понимания поведения человека: а) описание поведения - его дескриптивный аспект; б) соотнесение наблюдаемых поведенческих актов; в) объяснение причин поведения [8]. Методика ECPI охватывает все три вышеперечисленных аспекта. Важно как собранные данные рассматриваются и интерпретируются исследователем, которому постоянно приходится отслеживать угрозу влияния субъективных факторов. Минимизировать данную угрозу при анализе видео материалов позволяет использование компьютерной системы «The Observer XT» [9].

Целью нашего исследования является анализ родительской отзывчивости на коммуникативные сигналы ребенка-дошкольника в процессе игры. В исследовании приняли участие 139 семей, в том числе семьи, воспитывающие детей с нарушениями в развитии (синдром Дауна, ментальные нарушения, аутизм).

Результаты анализа видео-кейсов позволили обнаружить связь родительской отзывчивости с инициативой и уровнем исследовательской деятельности ребенка, способности ребенка к сотрудничеству.

Компьютерная система «The Observer XT» используется исследователями на протяжении многих лет в различных странах Европы и Америки [7], позволяет фиксировать психологические и физиологические проявления родителя и ребенка, анализировать их единым комплексом. Система «The Observer XT» служит средством проверки и контроля надежности данных, полученных с помощью методики ECPI.

Перспективой дальнейших исследований является синхронизация результатов с физиологическими данными (например, ЭЭГ, ЭКГ, ЧСС), динамике эмоций (Face Reader), что позволит увидеть влияние родительской отзывчивости на уровень адаптации детей к новым социальным условиям в дошкольном учреждении.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии № 6 1966. Стр. 62 - 68.

2. Галасюк И.Н., Шинина Т.В. Методика «Оценка детско-родительского взаимодеиствия» Evaluation of child-parent interaction (ECPI). - М.: ИТД Перспектива, 2017. - 304 с.

3. Галасюк И.Н., Шинина Т.В., Морозова И.Г. Родительский консилиум как инструмент развития личностных ресурсов родителя и особого ребенка // Всероссийская научно-практическая конференция "Личность в норме и патологии". Посвящается 20-летию факультета психологии и педагогики челябинского государственного университета: материалы Всероссийской конференции 20-21 апреля 2017 г. - Челябинск: Печатный двор, 2017. - 553с. С.

411-414

4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I. Психическое развитие ребенка. М., 1986.

5. Кравцова Е.Е. Что такое игра. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2017. № 28. С. 166-199

6. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62459.shtml (дата обращения: 18.02.2017)

7. Griffin, W.A. Open-Source Software for Computer-Assisted Behavioral Observation Coding. Journal of Open Research Software. 6(1), 2018, p.5

8. Kathy Hirch-Pasek, Roberta Michnick Golinkoff, Laura E. Berk, and Dorothy G. Singer A Mandate for Playful Learning in Preschool. Presenting the Evidence. Published by Oxford University Press, Inc. 2009 p. 121

9. The Observer XT. Reference Manual, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.