► история психологии
УДК 159.92 ББК 88.3
ЛИЧНОСТЬ В МИРЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ Л. С. ВЫГОТСКОГО
PERSONALITY IN A WORLD OF UNCERTAINTY: METHODOLOGY OF CULTURAL-HISTORICAL KNOWLEDGE OF L. S. VYGOTSKY'S
Мицкевич Александр Николаевич
Доцент Кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В. А. Сластенина Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук E-mail: an.mitskevich@mpgu.edu
Аннотация. В статье представлены методологические аспекты формирования концептуальных подходов к исследованию личности в условиях генезиса новой социальной формации, закономерности и особенности развития личности в контексте культурно-исторической концепции Л. С. Выготского.
Ключевые слова: культурно-историческая теория, личность, педагогика, психология, развитие.
Mitskevich Alexander N.
Assistant Professor at the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education named after Academician of RAO, V. A. Slastenin, Moscow Pedagogical State University (MSPU), PhD in Psychology E-mail: an.mitskevich@mpgu.edu
Abstract. The article presents methodological aspects of formation of the conceptual approaches to the personality study in terms of the genesis of a new social formation, the regularities and peculiarities of the personality development in the context of L. S. Vygotsky's cultural-historical concept.
Keywords: cultural-historical theory, personality, pedagogy, psychology, development.
Проблема личности, ее места и роли в обществе всегда была и остается одной из самых актуальных и сложных во все времена. Наиболее остро, как правило, она встает в период революций и резких социальных и экономических перемен, происходящих в обществе. Именно эти эволюционные изменения и революционные взрывы, в свою очередь, рождают и преподносят миру имена ярких и неординарных личностей, проявивших себя в самых различных сферах человеческой деятельности.
Одной из таких личностей, ставшей олицетворением революционных изменений в психологии в России, а также в мире психологической науки XX столетия, стала личность Льва Семеновича Выготского (1896-1934). Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского стала открытием, ознаменовавшим новое направление изучения личности в мире неопределенности, исторических переворотов и революций, страстей и трагедий, развития и расцвета психологической науки.
Создатель нового направления - «культурно-исторической школы» или «культурно-исторической теории», Л. С. Выготский родился в России в городе Орше в 1896 г. Это совпало с рождением в этом же году Ж. Пиаже - родоначальника генетической психологии, концепции когнитивного развития и Н. А. Бернштейна - основоположника теории физиологии движения и активности.
Интересно то, что сама личность и труды Л. С. Выготского хотя оценивались позитивно и даже восторженно, принимались не всегда однозначно. Поэтому, анализируя его жизнь и творчество, можно предположить, что он сам является ярким примером личности, посвятившей себя поиску смысла жизни и реализации своих идеалов в мире, полном неопределенности.
Начало этому было заложено в выпускной квалификационной работе, где, отождествляя себя со своим любимым героем Гамлетом принцем Датским, он предпринимает первую попытку найти ответ на главный вопрос каждой личности: «Быть или не быть?».
В дальнейшем в процессе хоть и непродолжительной, но очень активной научной и исследовательской деятельности во 2-м МГУ на факультете педагогики и психологии (ныне ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет») в период с 1924 по 1934 г. Л. С. Выготский написал около 200 трудов и научных работ. К сожалению, большинство из них были опубликованы сначала за рубежом, а только затем в начале 1960-х гг. в Советском Союзе в виде отдельных изданий его работ и собрания сочинений. Многие работы Льва Семеновича оказались безвозвратно утраченными, некоторая часть сохранившихся материалов осталась не завершенной автором в связи с его занятостью и тяжелой болезнью. В настоящее время родственниками, исследователями и последователями идей Л. С. Выготского ведется кропотливая работа по воссозданию его научного наследия, сбору и восстановлению, архивации и каталогизации материалов для подготовки к изданию собрания сочинений его научных работ и трудов в 16 томах.
Злободневность работ Л. С. Выготского, написанных в начале 1920-х - середине 1930-х гг., не потеряла своей актуальности и сейчас. Это обусловлено, как и тогда, в период кардинальных изменений в политической, идеологической, экономической и социальной жизни России, острой необходимостью выработки принципиально новых, но логически объяснимых норм и ценностей поведения личности, основанных на вековых исторических
традициях народа и старого общества. И хотя оно было разрушено «до основания», важным был вопрос в идеологии, педагогике, психологии: что и как делать «затем»?!
Именно Л. С. Выготский одним из первых в психологии и педагогике дал ответы на эти злободневные вопросы. Он осуществил поиск и обоснование революционных в то время способов объяснения и регулирования механизмов поведения новой личности, исходя из сложившихся специфических экономических, социальных условий развития личности и общества в целом. Это было сделано в их тесной связи с многовековыми культурно-историческими традициями России, с одной стороны, и с учетом анализа многообразного опыта формирования и развития личности существовавшего за рубежом - с другой.
В чем заключается актуальность научных выводов Л. С. Выготского для нас в XXI в.? Она заключается в предложенном им алгоритме поиска творческого ответа на вопросы: что оказывает решающее влияние на формирование личности в мире неопределенности, как формировать эту личность в условиях реформирования общества, каким должен быть идеал личности в новых условиях?
При ответе на эти вопросы необходимо учитывать сложность и неопределенность ситуации, в которой работал сам Л. С. Выготский. Основное противоречие начала XX в. состояло в неоднозначности определения сущности, а также места и роли сознания и личности в психологической науке. Решающее влияние на формирование этих понятий оказывала совокупность психоаналитических (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг), биологизаторских (Э. Кречмер, Э. Толмен) подходов, научные позиции рефлексологов и физиологов (В. М. Бехтерева, И. П. Павлова, Дж. Уотсона).
Знание языков, критический научный анализ работ зарубежных ученых: В. Келера, К. Коффки, Ж. Пиаже, Э. Торндайка, проведенный Л. С. Выготским, позволил ему переосмыслить имеющиеся исторические научные противоречия в оценке места и роли сознания и личности в различных условиях и формациях, изложить их основы в своем классическом труде «Исторический смысл психологического кризиса» [1; 2].
В последующем в результате проделанной экспериментальной работы по изучению сознания и его отдельных психических функций (памяти, мышления, речи) он разработал концепцию зависимости состояния (и уровня) развития психики личности от степени культурно-исторического развития общества. При этом степень развития культуры впервые изучались как источник и продукт развития общества. В этой связи Л. С. Выготский отмечал: «Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека и потому сама постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития» [3, с. 145-146].
Оценивая результаты достигнутого в противовес представителям бихевиовериз-ма, отрицавшим возможность изучения сознания, и приверженцам психоаналитического направления, утверждавшим, что они занимаются «глубинной психологией», Л. С. Выготский доказал возможность и целесообразность исследования сознания, высших психических функций и называл свою психологию «вершинной». При этом культура им рассматривалась в качестве вершинного уровня развития личности и общества в целом.
Представляется очень важным вывод Л. С. Выготского о том, что поведение личности, в том числе в новых исторических условиях, является не только результатом ее
развития, но и продуктом исторического развития общества в целом. Это обусловило очевидность необходимости переноса изучения проблемы сознания в область общественно-государственную, социальную, поэтому речь уже велась о необходимости изучения процессов становления и развития личности в новых условиях.
Исходя из вышеизложенного, органичным следствием развития идей Л. С. Выготского стали его последующие выводы и психологические теории.
Закон развития высших психических функций, проявляющихся в форме коллективного поведения и сотрудничества с другими людьми. В основе этого явления, по мнению Л. С. Выготского, лежит феномен включения внутренних индивидуальных функций личности, а после овладения ею специальными орудиями и средствами взаимодействия -коллективного поведения личности в целом. При этом подчеркивалась особая значимость проявления личностной активности.
Закон влияния среды на развитие личности. Лев Семенович подчеркивал, что именно среда является важнейшим источником психического развития личности. Отношения и степень взаимовлияния окружающей среды и личности друг на друга изменяются по мере развития и взросления личности, а следовательно, изменяются отношения и степень влияния социальной среды на личность. При этом влияние среды, как объективного фактора, опосредуется в значительной мере переживаниями личности (а у ребенка особенно значимо) на всех этапах ее развития.
Закон неравномерности (гетерохромности) психического развития в детской психологии, как составная часть учения Л. С. Выготского о возрастных новообразованиях. В рамках данного закона он вывел и совместно с коллегами экспериментально доказал закон неравномерного скачкообразного развития психики ребенка, ввел в научный психологический оборот понятие возраста как единицы измерения уровня детского развития и его анализа. Л. С. Выготский представил новое видение источника, движущих сил, стадий и фаз развития детской психики. Этот закон работает и с успехом применяется в детской, дифференциальной, социальной педагогике и психологии в наше время.
Вышеназванные законы, выявившие особенности (развитие личности как совокупность качественных изменений психики) и закономерности развития детской психики (неравномерности развития и оптимальной продолжительности каждого отдельно взятого периода), позволили Л. С. Выготскому сделать важный и актуальный в настоящее время методологический вывод о системном и смысловом строении сознания личности.
По его мнению, психологические новообразования личности являются следствием и результатом интериоризации предметов и понятий внешнего мира психикой. Главные роли в этом играют память и мышление. В процессе развития личности ребенка, его социально-психологической адаптации и овладения новыми знаниями это реализуется в различных формах внешнего поведения, то есть экстериоризации.
Наиболее ярко и наглядно это нашло отражение в широко известной концепции формирования «зоны ближайшего психического развития» личности ребенка. По мнению Л. С. Выготского: «Правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще бы делались невозможными. Обучение есть... внутренне необходимый и
всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека» [3, с. 450].
Идеи Л. С. Выготского с воодушевлением были подхвачены психологами и педагогами России и успешно реализованы при разработке методических указаний по профессиональной подготовке специалистов педагогического профиля, учебных планов и программ, а также при проведении занятий. При этом в основу психического развития личности были положены не только традиционные, но и вновь реализуемые системы обучения и воспитания детей, подростков и молодежи. Л. С. Выготский раскрыл механизм этого развития. Таким образом, им была выделена роль обучения, как неотъемлемой части воспитания и образовательного процесса личности в целом.
При этом второй составляющей образовательного процесса - воспитанию личности он уделял не меньшее значение. Раскрывая психологический механизм воздействия процесса воспитания на личность, он указывал, что на первой стадии педагог управляет поведением ребенка в качестве субъекта, но уже на второй стадии сам ребенок выступает в качестве субъекта взаимодействия, а на третьей - в качестве субъекта, изменяющего окружающий мир. Таким образом, личностью сначала осуществляется процесс «вращивания» в социум, затем он постепенно преобразуется ею в систему управления своим поведением в нем, а в дальнейшем - преобразования окружающего мира и общества в целом. Это в значительной мере и определяет ответ Л. С. Выготского на наболевшие классические вопросы личности в мире неопределенности: российский «Что делать?» и Гамлета принца Датского «Быть или не быть?».
Важнейшим методологическим выводом, сделанным Л. С. Выготским тогда и не потерявшим своей значимости сегодня, является выделение трудовой деятельности, осуществляемой при помощи орудий труда, в качестве фундаментальной генетической основы становления и развития личности. При этом данное положение не дифференцируется им с позиций возраста, пола, социального статуса и других.
Мы обсуждаем идеи Л. С. Выготского потому, что они не потеряли своей значимости и в настоящее время: время эволюционных изменений в мире, обществе, культуре. Секрет их жизнеспособности заложен в необходимости использовании образовательных рычагов социума, воспитательных сил и средств окружающей макро- и микросреды, а также активности самой личности. В этой связи ведущая роль в образовательном процессе, реализации инноваций, сейчас отводится не только педагогу-организатору учебного и воспитательного процесса, но также и непосредственно обучающемуся.
По твердому убеждению Л. С. Выготского: «В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность... Учитель является, с психологической точки зрения, организатором воспитывающей среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с воспитанником... Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом» [5, с. 57-58]. При этом им всегда в образовательном процессе поднималась и подчеркивалась необходимость опережающего характера воспитания.
Подводя итог краткого анализа творчества, научной и исследовательской деятельности Л. С. Выготского, можно сделать вывод о том, что методологические основы
культурно-исторической концепции Л. С. Выготского подтвердили свою справедливость и правоту, прошли проверку временем, нашли широкий отклик и применение у нас в стране и за рубежом.
Они подтвердили свою научную и практическую надежность и достоверность в науке и практике в детской и возрастной психологии, педагогике, дефектологии, психофизиологии и различных их отраслях.
Коллеги, ученики и последователи Льва Семеновича Выготского, известные в России и всему миру деятели науки Л. И. Божович, Л. В. Занков,. А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина, Д. Б. Эльконин и другие также внесли свой достойный вклад в развитие его научных концепции.
А. Р. Лурия в ходе практических исследований подтвердил ряд выдвинутых Л. С. Выготским гипотез об особенностях развития психики. Продолжая исследование этих подходов, он способствовал их распространению в международном психологическом сообществе в Америке и Европе. Недаром, по выражению С. Тулмена, их называли Моцартом и Бетховеном психологии. Там иногда не разделяют их и нередко пишут о культурно-исторической психологии Л. С. Выготского - А. Р. Лурии, широко используя ее в своем образовательном процессе.
А. Н. Леонтьев наполнил новым смыслом и содержанием проблему места, роли, взаимосвязи и взаимообусловленности сознания, личности и деятельности, их значения в процессе развития личности. В западноевропейском психологическом сообществе культурно-историческая теория Л. С. Выготского и теория деятельности А. Н. Леонтьева интегрирована в культурно-историческую теорию деятельности - Cultural-Historical Activity Theory (CHAT).
Л. И. Божович, развивая идеи Л. С. Выготского, в своей научно-практической деятельности значительное внимание уделяла проблемам «единой линии» психического развития, мотивации и научных основ воспитания личности детей и подростков, повышения эффективности воспитательной работы в школе.
Важным является не только теоретическое, но и практическое наследие Л. С. Выготского. Оно активно реализуется в системе дошкольного и общего образования России, в том числе в рамках семейного и инклюзивного обучения и воспитания.
Серьезного внимания заслуживают работы Л. С. Выготского в области детской и подростковой дефектологии, коррекционной педагогики и психологии, значимость которых возрастает с каждым днем.
Трудно переоценить вклад Л. С. Выготского в современную систему образования. Благодаря усилиям Л. С. Выготского и его коллег А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова в России создана концепция развивающего обучения, принципиально отличающаяся от концепции обучаемого развития Ж. Пиаже и З. Фрейда.
Сопоставляя сложившую современную ситуацию в системе общего образования и новшества, предложенные в 1920-1930-е гг., можно с уверенностью утверждать, что основные методологические, методические и дидактические подходы Л. С. Выготского легли в основу проектирования и реализации существующих в России соответствующих уровней образования, в первую очередь, дошкольного и общего образования. Главной их задачей было и остается воспитание гармонично развитой личности.
Мы разрабатываем и внедряем современные инновации в системе образования, реализуем новаторские образовательные системы и педагогические технологии. К наиболее известным из них относятся: игровые технологии, разработанные Л. С. Выготским и реализованные в дальнейшем П. П. Блонским, С. Л. Рубинштейном; технологии сотрудничества С. Т. Шацкого, В. Ф. Шаталова, Е. И. Ильина; проектно-исследовательской деятельности В. Н. Шульгина, М. В. Крупениной, Б. В. Игнатьева; развивающего обучения Д. Б. Элько-нина и В. В. Давыдова; проблемного обучения Л. В. Занкова; личностно ориентированные технологии Ш. А. Амонашвили; информационно-коммуникативные технологии.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, личность была и остается основной категорией культурно-исторической концепции Л. С. Выготского.
Основополагающие научно-теоретические методологические, методические и пра-ктико-ориентированные дидактические подходы Л. С. Выготского к изучению особенностей формирования психики детей и подростков, основ организации системы обучения и воспитания являются значимыми и в настоящее время [6].
Актуальные проблемы развития личности в современном мире все возрастающей многогранности, многополярности и противоречивости ситуаций, мнений и представлений, то есть еще большей неопределенности, при отсутствии у личности собственных ценностных норм и установок становятся либо залогом ее успеха, либо предметом пристального изучения психологов, педагогов, дефектологов и других специалистов в нашей стране и за рубежом. Именно поэтому методология культурно-исторического познания Л. С. Выготского, даже спустя столетие с ее разработки, имеет такое важное значение для современников и решения проблем формирования гармонично развитой личности.
Список литературы
1. Брушлинский А. В. Культурно-историческая теория мышления. (Философские проблемы психологии) / Исследования Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. -М.: Высшая школа, 1968. - 104 с.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец; АПН СССР. - Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / под ред. А. Р. Лурии, М. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1982. - 488 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 3: Проблемы развития психики / под ред. [и послесл. ] А. М. Матюшкина. -1983. - 365 с.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 4: Детская психология / под ред. Д. Б. Элькони-на. - 1984. - 431 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Работник просвещения, 1926. -348 с.
6. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и основания современной психологии развития: материалы... по итогам Всерос. науч.-практ. конф. (14-16 апр. 2005 г). - М.: Про-Пресс, 2006. - 90 с.: ил. - (Б-чка журн. «Вестник образования России»; 3/2006).
References
1. Brushlinskiy A. V. Kulturno-istoricheskaya teoriya myshleniya. (Filosof. Problemy psikholo-gii). Moscow: Vysshaya shkola, 1968. 104 p.
2. Vygotskiy L. S. Sobranie sochineniy: in 6 vol. Vol. 1. Voprosy teorii i istorii psikhologii. Moscow: Pedagogika, 1982. 488 p.
3. Vygotskiy L. S. Sobranie sochineniy: in 6 vol. Vol. 3: Problemy razvitiya psikhiki. Moscow: Pedagogika, 1983. 365 p.
4. Vygotskiy L. S. Sobranie sochineniy: in 6 vol. Vol. 4: Detskaya psikhologiya. Moscow: Pedagogika, 1984. 431 p.
5. Vygotskiy L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya. Moscow: Rabotnik prosveshcheniya, 1926. 348 p.
6. Kulturno-istoricheskaya teoriya L. S. Vygotskogo i osnovaniya sovremennoy psikhologii razvitiya. Proceedings of All-Russian scientific-practical Conference (14-16 Apr. 2005). Moscow: Pro-Press, 2006. 90 p.: il. (B-chka zhurn. "Vestnik obrazovaniya Ros-sii"; 3/2006).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 2