Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ'

ЛИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / СУБЪЕКТ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коржова Е.Ю.

В статье дана характеристика личности как субъекта жизненного пути, обладающего духовно-нравственными качествами. Раскрыты особенности личности современного человека с помощью характеристики типов жизненных ориентаций. Показано, как в психологии личности соотносятся теоретические знания о личности (модели) с ее жизненными проявлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONALITY OF A MODERN PERSON IN THE STUDENTS REPRESENTATIONS

The article deals with description of the personflity as lifesubject with spiritual and moral qualities. The peculiarities of modern people personality are depicted by means of characteristics of the life orientations types. It is shown that in the psychology of personality the theoretical knowledge about personality (the model) is correlated with its life forms.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ»

Образ современного u человека: личностный и профессиональный компоненты

ЛИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ

Е. Ю. КОРЖОВА, доктор психологических наук,

профессор, заведующая кафедрой психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) elenakorjova @gmail.com

В статье дана характеристика личности как субъекта жизненного пути, обладающего духовно-нравственными качествами. Раскрыты особенности личности современного человека с помощью характеристики типов жизненных ориентаций. Показано, как в психологии личности соотносятся теоретические знания о личности (модели) с ее жизненными проявлениями.

The article deals with description of the personflity as lifesubject with spiritual and moral qualities. The peculiarities of modern people personality are depicted by means of characteristics of the life orientations types. It is shown that in the psychology of personality the theoretical knowledge about personality (the model) is correlated with its life forms.

Ключевые слова: личность, психология личности, субъект, духовно-нравственные качества, типология личности, жизненные ориентации, модель личности

Key words: personality, psychology of personality, subject, spiritual and moral qualities, typology of personality, life orientation, model of personality

Если рассматривать личность как интегративный психологический феномен проявления человека в жизнедеятельности, то на первый план выступает вопрос об особенностях взаимодействия человека с окружающим ми-

ром, его причастности к бытию, что отражается в ряде различных понятий: «жизнедеятельность», «жизненный путь», «рефлексия», «интериоризация/экстериориза-ция», «поступок», «установка», «переживание», «отношение» и др. В самом об-

щем плане можно предположить, что личность и есть инструмент взаимосвязи внутреннего и внешнего в человеке, на чем основана ее специфическая функция: личность «отвечает» за внутреннюю организацию субъективного и за ее воплощение вовне. То есть к функциям личности относятся: выделение себя из окружающего мира (это связано с задачей внутренней организации субъективного) и регуляция взаимодействий с внешним миром. Способность активно участвовать в процессе жизнедеятельности и тем самым «выстраивать» собственное бытие, то есть быть ее субъектом, является центральной характеристикой человека и условием становления личности. В соответствии с вышесказанным феномен личности представляет человека как субъекта жизненного пути, обладающего духовно-нравственными качествами, при этом субъектная сфера является формальной стороной личности и предпосылкой становления ее содержательной стороны — духовно-нравственной [4]. В современной психологической литературе неоднократно отмечаются неисчерпаемость морально-нравственной проблематики и нерешенность нравственных проблем общества, экстремализация безнравственности и привыкание к ней населения [1; 2; 7].

В истории мировой философской, религиозной, культурной жизни можно найти свидетельства того, что субъект-объектные отношения характеризуют определенный этап личностного развития: современному человеку для того чтобы стать личностью, необходимо стать субъектом (отделение ребенка от матери и ближайшего окружения, проявление самостоятельности принятия решения). Дальнейший же личностный рост (прогрессивная его тенденция) связан со стремлением преодолеть субъект-объектное противостояние с целью достижения максимально возможной целостности в единстве с миром.

Если обратиться к истории человече-

ства, то признаки целостности человека обнаруживаются до его грехопадения, после чего вся последующая история — более или менее удачные попытки восстановления целостности. Это отражается и в становлении концепций личности, разнообразие которых связано с описанием разных вариантов решения проблемы. Субъект-объектные ориентации, на уровне личности трансформирующиеся в жизненную позицию, рассматриваются нами в качестве основания типологизации личности. При выборе оснований типологии мы опирались на разработанную нами ранее концепцию человека как субъекта жизнедеятельности [3].

В контексте психологии личности основания типологии выглядят как «активность жизненной позиции» (одномерная типология), «жизненная ответственность» и «жизненное творчество» (двухмерная типология), что было выявлено эмпирически на обширной выборке. Соответственно типами личности в одномерной типологии являются личность с пассивной жизненной позицией и личность с активной жизненной позицией, а в двухмерной — личность с высокой жизненной ответственностью и выраженным жизненным творчеством (преобразователь); личность с низкой жизненной ответственностью и выраженным жизненным творчеством (гармонизатор); личность с высокой жизненной ответственностью и выраженным жизненным приспособлением (пользователь); личность с низкой жизненной ответственностью и выраженным жизненным приспособлением (потребитель).

При отсутствии выраженности субъект-объектных ориентаций и необходимости дополнительного жизненного самоопределения выделяются ситуативно-целостная личность, которая может быть адаптивной или творческой в зависимости от

Способность активно участвовать в процессе жизнедеятельности и тем самым «выстраивать» собственное бытие, то есть быть ее субъектом, является центральной характеристикой человека и условием становления личности.

Личность современного человека многоообразна и противоречива настолько, насколько многообразны и противоречивы жизненные выборы.

конкретной ситуации, а также внутренне целостная личность с осознанным нравственным идеалом.

Совершенство личностного типа (зрелость, целостность) может быть рассмотрено с разных сторон: как широта осмысления границ бытия; как интегра-тивность поуровневого описания; как гармоничность жизненной адаптации — творчества, внутренней / внешней ответственности, активной / пассивной жизненной позиции; как наличие нравственного идеала; наконец, как общая ценность личности. При этом можно выявить соответствие типов личности определенным историческим эпохам становления личности: личность с пассивной жизненной позицией («мифологический период», Древний мир); личность с активной жизненной позицией (Возрождение, Просвещение); целостная личность: Средневековье (путь к целостности от пассивности, на котором ориентация на внешние критерии (Бога и его заповеди) органично соединяется с неизбежным собственным нравственным выбором согласно нравственному идеалу, видимому в Боге) и, начиная с XIX века, путь от активности к целостности.

Определяется также историческая последовательность: потребитель (первобытный и древний миры) — гармонизатор (средневековый мир — переходный от пассивности к целостности) - преобразователь (эпохи Ренессанса, Просвещения, отвергшие целостность ради активности) — пользователь (современный мир — переходный от активности к целостности) - целостная личность (мир будущего). Каждая эпоха, приближаясь к завершенности, сопровождается обострением проблемы нравственного выбора, поскольку именно способ ее решения определяет меру личностной зрелости.

Личность современного человека мно-гоообразна и противоречива настолько,

насколько многообразны и противоречивы жизненные выборы [6; 8]. На основании опроса, проведенного в 2013 году среди студентов гуманитарных факультетов (психолого-педагогического, социальных наук, филологического) РГПУ им. А. И. Герцена (количество респондентов составило 152 человека), с помощью кластерного анализа нами были выделены характеристики личности современного человека, отражающие жизненные ориентации и, соответственно, личность опрошенных. Меньше всего ответов принадлежало тем, кто считал, что современный человек должен быть просто хорошим человеком: умным и добрым, образованным и с чувством юмора. Характеристики современного человека, данные всеми остальными, несмотря на различия, неизменно подчеркивали его конкурентоспособность, соревновательную направленность. Все эти характеристики в свою очередь сгруппировались в шесть типов.

3 «Разносторонний успешный человек» (самый распространенный). Подчеркиваются его деловая направленность (немного эгоистичен, хитрый, не боится трудностей, сильный, независимый, упорный), знания (склонный к чтению, музыке, искусству в целом, с высшим образованием и знанием иностранного языка, интересный), воспитание (воспитанный, человечный, совершающий поступки без нанесения вреда окружающим, думающий об их чувствах, великодушный, терпеливый), творческая жилка и психическое здоровье. Это портрет делового человека с активной жизненной позицией.

3 «Обгоняющий других» (мобильный, конкурентоспособный, аналитичный, уверенный в себе, коммуникабельный, здоровый).

3 «Бизнесмен» (разумный, умеющий работать с информацией, толерантный, трудолюбивый, умеет идти на компромисс, гибкий, «все, что нужно для бизнеса»).

3 «Деловой мечтатель» (деловой,

бескорыстный, фантазирующий, начитанный, без вредных привычек).

3 «Практичный человек» (умеет прогнозировать, честный, уравновешенный, практичный).

3 «Профессионал» (стойкий, профессиональный, находчивый, гуманный, целостный, способный понять, умеющий думать и решать).

Тем самым выделились все четыре типа жизненных ориентаций, но со специфической «деловой» окраской, а последний тип характеризует целостную личность, которая обретает целостность в профессии: «обгоняющий других» (деловой преобразователь), «бизнесмен» (деловой пользователь), «деловой мечтатель» (деловой гармонизатор), «практичный человек» — это деловой потребитель, «профессионал» (целостный тип, причем профессионально ориентированный).

Таким образом, современная молодежь очень по-разному представляет варианты жизни. Большинство стремится к деловитости. Но кроме этой черты, все остальные существенно различаются, что говорит об отсутствии единых мнений о процессе жизненного поиска. Более того, все четыре основных типа жизненных ориентаций участвуют в построении образов будущей жизни. Имеет место и представление о возможной целостности личности, однако ее гармоничность в сознании студентов связывается лишь с профессиональной успешностью, что и указывает на его определенную ограниченность. Поскольку направленность выступает в качестве системообразующего фактора личности, то данные психологические портреты можно рассматривать в качестве разновидностей психологических типов личности современной молодежи.

Психология личности как наука дает целостное представление о личности, характеризуя специфику человека как личности, раскрывая ее основные признаки и соответствующий понятийный аппарат, показывая разнообразие и разную меру

совершенства подходов к личности в зависимости от представления о направленности и жизненных ориентациях. Традиционно личность описывается через различные подходы к ее познанию. Проведенный нами анализ современных концепций личности показал, что за каждой из них стоит определенная теоретическая модель, соответствующая различным вариантам (типам) личности, существующим в реальности. Личностная модель является связующим звеном между познанием личности (гносеологией) и ее реальным бытием (онтологией). Тем самым теоретические знания о личности соотносятся с ее жизненными проявлениями. В рамках каждой теоретической модели по-разному решаются проблемы психологии личности. Данная логика отражается и в преподавании психологии личности.

В процессе образования неизбежно происходит формирование определенного мировоззрения. Так, при изучении психологических концепций личности рано или поздно возникает вопрос о собственной позиции по отношению к личности. Решение этого вопроса тесно связано с собственным жизненным самоопределением, выбором своего жизненного пути, в том числе профессионального. Избранная позиция будет проявляться впоследствии при работе с людьми и скажется на выборе диагностических методов, интерпретации данных, тех или иных рекомендаций.

Опираясь на критерий направленности, модели личности можно выстроить в иерархический ряд от менее к более совершенным.

Тип потребителя описан в научной литературе в форме «объектной» модели личности с крайне пассивной жизненной позицией, чему соответствуют следующие научные направления:

В процессе образования неизбежно происходит формирование определенного мировоззрения. Так, при изучении психологических концепций личности рано или поздно возникает вопрос о собственной позиции по отношению к личности.

Целостный тип, в котором сочетаются как творческие, так и приспособительные тенденции, как высокая, так и низкая ответственность, соответствует «двусторон-не-целостным» моделям личности.

3 ортодоксальный психоанализ и близкие к нему психоаналитические подходы;

3 российская наука о поведении, американский, английский бихевиоризм.

Тип преобразователя представлен «субъектной» моделью личности с крайне активной жизненной позицией, что свойственно следующим направлениям:

3 гуманистический неофрейдизм;

3 классическая гуманистическая психология.

Эти модели личности иначе могут быть названы «полюсными», обозначающими крайние позиции исследователей в понимании направленности и в конечном счете — предназначения личности.

Далее располагаются «экваторные» позиции авторов, которые избегают одностороннего понимания личности и, следовательно, являются более гармоничными и целостными.

Среди таких концепций есть односторонне целостные: в оценке одного из двух основных параметров жизненной позиции авторы склонны к крайней позиции, в оценке другого учитывают обе возможные тенденции.

Как правило, «средняя» оценка относится к жизненной ответственности, а «крайняя» — к жизненному творчеству.

Тип пользователя описывается «целостной гомеостатической» моделью личности, что свойственно направлениям, которые стремятся учесть как воздействие извне, так и собственные устремления личности (целостная, или гармоничная оценка жизненной ответственности), при этом личность рассматривается как низкокреативная (низкая оценка ее жизненного творчества, признание ее высокой приспособляемости). К таким направлениям относится когнитивный и ситуационный подходы к личности.

Тип гармонизатора раскрыт в «целостной гетеростатической» модели личности

в направлениях, также учитывающих в объяснении ответственности личности воздействия извне и собственные устремления (целостная, или гармоничная оценка жизненной ответственности); личность при этом выступает высококреативной (высоко оценивается ее способность к жизненному творчеству). Соответствующие направления:

3 психосинтетические подходы;

3 экзистенциальная психология;

3 персонализм.

Целостный тип, в котором сочетаются как творческие, так и приспособительные тенденции, как высокая, так и низкая ответственность, соответствует «дву-сторонне-целостным» моделям личности. Их авторы избегают крайних оценок жизненной позиции по обоим ее основаниям. Есть разные варианты таких моделей:

3 «ситуативно-целостная» модель личности свойственна направлениям, учитывающим внутренние и внешние факторы бытия, в соответствии с которыми распределяется ответственность. Личность при этом может быть ситуативно адаптивной или творческой: системные направления отечественной психологии советского периода, а также концепции авторов, близкие к подходу французской социологической школы;

3 «внутренне-целостная» модель личности с духовно-нравственным стержнем в направлениях, описывающих целостное осмысление бытия: современные отечественные подходы, «психология бытия», отечественная духовная психология.

Обращает на себя внимание тот факт, что «экваторные» (более или менее целостные) взгляды отличают большинство отечественных воззрений на личность, включая современные, растет их разнообразие, что отражает и объективные процессы, связанные со стремлением человека к совершенствованию, гармонии с собой и миром, постижению целостности бытия.

Таким образом, существует взаимное соответствие типа личности и научного

подхода, его описывающего, которое продуктивно излагать в учебном курсе психологии личности, используя материал мировой художественной литературы для объемного и целостного раскрытия личности в процессе ее жизненного пути, во всей своей противоречивости и полноте. Разнообразие жизнеописаний личности в художественной литературе представляет внутренние миры различной сложности и жизненные пути, в разной мере приближающие человека к своему предназначению [5]. Согласно данным нашего опроса, сегодня более половины молодых людей ориентируются на жизненные идеалы в соответствии с любимыми героями художественной литературы. Поэтому опора на ее богатый опыт, отражающий систему ценностей человечества, предоставляет дополнительные возможности осознанного выбора собственной мировоззренческой позиции (как в широ-

ком, так и в узком смысле, в контексте профессионального самоопределения). Нами разработана типология личности, охватывающая одиннадцать типов и тридцать подтипов [6]. В рамках каждого типа проблемы и противоречия личности становятся более заметными при усилении выраженности направленности и наглядно демонстрируют, какие опасности подстерегают человека на каждом пути и в какую типичную «ловушку» жизни можно попасть. Исключение составляет внутренне-целостная личность, идущая по пути к духовному идеалу через осмысление бытия. В личности такого типа, напротив, при усилении выраженности направленности становится более глубоким осмысление жизни и растет духовная зрелость.

Согласно данным нашего опроса, сегодня более половины молодых людей ориентируются на жизненные идеалы в соответствии с любимыми героями художественной литературы.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Веселова, Е. К. Методологические и методические проблемы эмпирического исследования нравственной сферы личности / Е. К. Веселова // Научное мнение. — 2013. — № 6. — С. 168—173.

2. Дворецкая, М. Я. Смыслообразующее влияние категории «дух» на формирование интегративной психологической концепции человека / М. Я. Дворецкая // Психологическая наука и образование. — 2006. —

№ 3. — С. 44—50.

3. Коржова, Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека / Е. Ю. Коржова. — СПб. : Изд-во РХГА, 2006. — 384 с.

4. Коржова, Е. Ю. Психология личности: типология теоретических моделей / Е. Ю. Коржова. — СПб. : Институт практической психологии, 2004. — 542 с.

5. Коржова, Е. Ю. Психология личности в художественной литературе / Е. Ю. Коржова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2009. — № 100.— C. 77—87.

6. Коржова, Е. Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: личность и ее жизненный путь в художественной литературе / Е. Ю. Коржова. — 2-е изд. — СПб. : Общество памяти игумении Таисии, 2013. — 468 с.

7. Психологические исследования духовно-нравственных проблем / отв. ред. : А. Л. Журавлев, А. В. Юре-вич. — М. : Изд-во Института психологии РАН, 2011. — 480 с.

8. Современная личность: психологические исследования / отв. ред. : М. И. Воловикова, Н. Е. Харламенко-ва. — М. : Изд-во Института психологии РАН, 2012. — 392 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.