Е. Ю. Коржова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
Психология жизненного пути позволяет интегрировать разнородные и разрозненные знания о личности во всей ее противоречивости и полноте, в контексте всей жизни человека, с учетом жизненных ситуаций \ «высвечивающих» личность. Центральным же феноменом в личности мы считаем ее направленность, что дает возможность исследовать определяющиеся различиями в направленности варианты жизненного пути. Когда мы говорим о личности, имеется в виду уникальный для данного человека способ решения общей для всех людей жизненной задачи — реализации своего человеческого предназначения. То, как оно понимается и в каком направлении происходит процесс ее решения, прежде всего и определяет суть эмпирической личности.
Выбор жизненных ориентаций как жизненное самоопределение рассматривается нами в качестве исходного момента жизненного пути личности. Жизненные ориентации, как показано нами ранее2, проявляются во всех поступках человека в мире и отношениях к нему, в различных способах решения вопроса о человеческом предназначении, и реализуются в гармоничных или дисгармоничных вариантах развития личности. В наших исследованиях жизненных ориентаций эмпирически были выделены их базовые компоненты, взаимосвязь которых определяет ортогональные оси жизненного творчества и ответственности — основания типологии. Духовно-нравственный вектор задает дополнительную плоскость анализа, придавая типологии известную объемность. Личность, инструмент взаимосвязи внутреннего и внешнего мира человека, может быть понята как более высокий уровень психологической организации человека, по сравнению с субъектным, включающий (в преобразованном виде) характеристики человека как субъекта жизнедеятельности, а также, помимо этого, и другие признаки. Прежде всего, это относится к тем свойствам личности, наличие которых позволяет говорить о ней как об оценочной категории. Это наличие осознанного нравственного идеала и, соответственно, те формы активности, которые свойственны человеку в связи со стремлением достичь соответствия идеалу, т. е. формы нравственного самоопределения.
1 Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций.— М., 1998.
2 Коржова Е. Ю. 1) Психологическое познание судьбы человека.— СПб., 2002; 2) Психология жизненных ориентаций человека.— СПб., 2006.
252
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Том 11. Выпуск 2
В наших исследованиях жизненных ориентаций3 эмпирически были выделены их базовые компоненты: жизненная изменчивость (стремление изменяться) — жизненная стабильность (стремление оставаться прежним); внутренний локус контроля (принятие ответственности) — внешний локус контроля (делегирование ответственности); направленность на освоение внутреннего мира (стремление к самосовершенствованию) — направленность на освоение внешнего мира (стремление к практической деятельности); подвижность (стремление к новизне) — инертность (стремление к привычному). Жизненные изменчивость, внутренний локус контроля, направленность на освоение внутреннего мира, подвижность свойственны личности с активной жизненной позицией (субъектная ориентация), а противоположные качества — жизненные стабильность, внешний локус контроля, направленность на освоение внешнего мира, инертность — описывают личность с пассивной жизненной позицией (объектная ориентация).
Помимо одномерной типологии (пассивная — активная жизненная позиция), возможна еще одна типология — двухмерная — благодаря особой группировке базовых компонентов жизненных ориентаций в два независимых основания новой типологии. В пространстве между двумя осями — жизненное творчество и жизненный локус контроля — располагаются четыре базовых личностных типа, в соответствии с основными четырьмя типами жизненной позиции: преобразователь, гармонизатор, пользователь и потребитель жизни4. Эти данные в дальнейшем были дополнены более глубоким анализом особенностей каждого типа на примерах из мировой художественной литературы5. Типология получила также развитие при изучении личности в творчестве А. П. Чехова6, Н. В. Гоголя7. Соответственно, расширялись схемы анализа психологических характеристик типов.
На основании выявленных психологических типов и их отличительных особенностей ниже кратко приводятся психологические характеристики типов. Соответствие этих психологических типов и модели личности в различных психологических концепциях описано нами ранее, как и более развернутые характеристики типов8.
Преобразователь отличается приверженностью к «активному деланию». Это человек с весьма широким кругом жизненных переживаний. Тип преобразователя представляет личность с чрезмерно активной жизненной позицией («субъектная» модель личности). Она отличается выраженным жизненным творчеством и высокой ответственностью. Главной ценностью является собственное «Я» и его раскрытие, и потому это самоутверждающаяся личность, жаждущая самовыражения («самореализатор»).
3 Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека.— СПб., 2002.
4 Коржова Е.Ю. 1) Психологическое познание судьбы человека. СПб., 2002; 2) Психология жизненных ориентаций человека.— СПб., 2006.
5 Коржова Е. Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе.— СПб., 2004.
6 Коржова Е. Ю. Поиски прекрасного в человеке: Личность в творчестве А. П. Чехова.— СПб., 2006.
7 Коржова Е. Ю. Духовная лестница Н. В. Гоголя: Личность и творчество.— СПб., 2009.
8 Коржова Е. Ю. 1) Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе.— СПб., 2004; 2) Психология жизненных ориентаций человека.— СПб., 2006; 3) Поиски прекрасного в человеке: Личность в творчестве А. П. Чехова.— СПб., 2006; 4) Духовная лестница Н. В. Гоголя: Личность и творчество.— СПб., 2009; 5) Творческий лик русских мыслителей.— СПб., 2009.
Вследствие выраженной эго-ориентации представители данного типа предрасположены к страстям гордости и тщеславия. Самовыражение личности преобразователя происходит в творчестве, любви и жизненных удовольствиях.
Личности данного типа делятся на два подтипа.
1. Личность целеустремленного активного субъекта, самостоятельно созидающего и преобразующего свою жизнь. Это личность, выбирающая жизненный путь самовыражения после удовлетворения биологических нужд.
Классическая гуманистическая психология, описавшая такую личность, представила дихотомическую типологию по критерию успешности самовыражения и разделила «самоактуализирующихся» личностей и тех, кто таковыми не является.
Творческая личность — человек, ориентированный на творческое самовыражение в профессии; способности к ней и увлеченность ею побуждают к упорному труду, сознательной работе над собой и достижению профессиональных вершин. Среди трех подтипов данного типа отличается наиболее позитивными чертами — порядочностью, трудолюбием, «облагораживающими» природный талант.
Самозабвенно влюбленный эгоист — уверенный в себе, гордый, самонадеянный, порывистый человек, самоутверждающийся в любви. Самолюбив, самоуверен и откровенно эгоистичен, стремится властвовать.
Самоуверенный гордец — человек, стремящийся выразить свою неповторимость и уникальность согласно идее избранности и вседозволенности по принципу «Я так хочу». Наиболее дисгармоничный подтип: двигателем личности выступает своеволие гипертрофированного «Я», стремление к доказательству его уникальности.
2. Личность, ориентирующаяся на самовыражение с мощной инстинктивной подоплекой, в соответствии с властной побудительной силой бессознательного: преобразователь, отличающийся целеустремленностью в самовыражении, подчиненном бессознательным импульсам. Ее жизненный путь — это путь самовыражения параллельно с удовлетворением биологических нужд. Благодаря мощной энергетической силе ведущего инстинкта самореализация у таких людей протекает в яркой, необычной форме. Такой человек не знает пределов самовыражения и действует с полной самоотдачей на накале страсти. В силу эгоистической самозамкнутости в конечном счете они сами страдают и не приносят счастья другим.
Страстный любовник — человек, всецело поглощенный силой любовной страсти и посвящающий свою жизнь ее объекту как божеству. Самореализация осуществляется в любви. Вследствие ориентированности на другого этот подтип характеризует наиболее альтруистичного, искреннего человека с глубокой самоотдачей.
Тщеславный сластолюбец — себялюбец, жадный до жизненных удовольствий. Самореализация осуществляется в самолюбовании. Такой человек ориентирован на самого себя и самоутверждается среди других, стремясь возвысить себя за счет других во что бы то ни стало. Представители этого подтипа переполнены жизненной энергией и жадно впитывают жизненные ощущения, растрачивая жизнь в погоне за жизненными удовольствиями.
Инстинктивный творец — человек, бессознательно жаждущий самоутвердиться хотя бы посредством удовлетворения инстинктов и находящий себя в творчестве. Самореализация осуществляется в творчестве. Представителя данного подтипа не интересуют другие и то, как он выглядит в глазах других, и потому он действует без оглядки на людей и сознательно готов к любому преступлению. Творчество выглядит как побочный эффект инстинктивных действий.
Потребитель характеризуется прагматичными жизненными установками и приспособительным характером существования, несколько потребительским отношением к жизни. Это человек с достаточно узким кругом значимых переживаний. Тип потребителя представляет личность с чрезмерно пассивной жизненной позицией («объектная» модель личности). При выраженном жизненном приспособлении и низкой ответственности представляет личность «обывателя», чуждого творчества и «вечных вопросов». Поскольку представители этого типа ориентированы на получение удовольствия, они предрасположены к страстям чревоугодия и сладострастия.
Личности данного типа делятся на два подтипа.
1. Личность, ориентированная на телесные ценности «человека-животного», идет по пути удовлетворения биологических потребностей и характеризует потребителя с ориентацией на телесные удовольствия, инфантилизмом, суженной временной перспективой и незначительной осмысленностью жизни. В рамках ортодоксального психоаналитического подхода варианты личности определяются по фиксации неразрешенных конфликтов на той или иной стадии развития.
Жизнелюб-обжора — беззаботный и потому жизнерадостный человек, более всего в жизни ценящий вкусную пищу. Ведущей является удовлетворение пищевой потребности.
Кутила — тип, часто встречающийся в произведениях русских писателей,— объединяет характеристики обжоры и пьяницы.
Сексуальный маньяк — безответственный и циничный человек с ведущим сексуальным инстинктом, в полном соответствии с учением 3. Фрейда9. Такой человек обычно приносит беды окружающим в силу своего циничного отношения к людям.
2. Личность, ориентированная на впитывание жизненных впечатлений, идет по пути реакций на внешние обстоятельства. Данный подтип личности также характеризуется пассивностью жизненной позиции, однако, в отличие от предыдущего, отличается ориентацией на внешние воздействия по отношению к человеку в целом, выходящие за его физические рамки. В наиболее ярком варианте это личность «человека-автомата», суть которой поведенческие реакции на случайные стимулы среды. Обычно это человек со скромными жизненными запросами, довольствующийся малым.
В поведенческих подходах к объяснению человека типы личности обычно или вообще не выделяются, или признается генетическая заданность типов-черт как устойчивых поведенческих характеристик, например, в широко известной типологии Г. Айзенка10.
Задушевный собеседник — неприхотливый, привязчивый, сердечный человек, сострадающий другим.
Собственник — человек, всей душой привязанный к незначительным объектам — вещам.
Уединившийся в себе — одиночка, прячущийся от жизни, отграничивающийся от нее. Отличается наиболее выраженными особенностями данного типа личности. Если «задушевный собеседник» ограничивает свою связь с миром избирательным общением, «тряпичник» — предметами, то «уединенный в себе» стремится оградить себя от любых проявлений жизни.
9 Фрейд 3. Психология бессознательного.— М., 1989.
10 Айзенк Г. Структура личности / Пер. с англ.— СПб., 1999.
Пользователь — человек действия, ориентированный на достижение жизненного успеха, с трезвым взглядом на жизнь, определенной прагматичностью. Тип пользователя представляет личность, стремящуюся к комфорту, которая отличается выраженными адаптивными тенденциями и высокой ответственностью («гомеостатическая» модель личности). Приспособление к обстоятельствам происходит с целью достижения равновесного состояния благодаря обретению материальных благ, накоплению денег, сознанию власти при функциональном отношении к людям. Имеется предрасположенность к страсти корыстолюбия.
В ситуативном и когнитивном подходах, описавших такую личность, в силу абсолютизации изменчивости личностной сути и значимости лишь ее актуального состояния в настоящем типологии не рассматривались.
Купец — расчетливый, целеустремленный, деятельный человек, намеренный извлекать пользу из любых жизненных обстоятельств и направленный на умножение материального благосостояния.
Деловой циник — человек, весьма предприимчивый в сомнительных спекуляциях, отличающийся цинизмом деловой хватки и обогащающийся главным образом ради власти, которую дают деньги. В этом подтипе заостряются качества «купца».
Мыслитель — человек, поведение которого в значительной мере зависит от собственных логических умозаключений — схем мироустройства.
Гармонизатор открыт жизненному опыту, для него многое значат собственный внутренний мир и возможности его совершенствования, сосредоточенность на грустном жизненном опыте и его осмыслении. Тип гармонизатора представляет чрезмерно творческую личность с («гетеростатическая» модель личности). При выраженном жизненном творчестве и низкой ответственности представляет личность в «безудержном полете», стремящуюся к самосовершенствованию, но ориентированную на собственное «Я». Такой человек отличается богатым воображением, мечтательностью, непрактичностью, что располагает к страсти печали.
Поскольку представители этого типа ориентированы на получение удовольствия, они предрасположены к страстям чревоугодия и сладострастия.
Личности данного типа делятся на два подтипа.
1. Созерцательно-творческая суть личности выражается в безграничности свободы самовыражения в мечтах — воплощении интенсивных преобразований внутреннего мира. Сочетание глубины внутреннего мира, приводящего к творческой безграничности фантазий и подчинению «року», «судьбе», приводят к напряженным и часто мучительным переживаниям, с которыми трудно справиться людям «сильных страстей». Для представителей данного типа характерны склонность к самоанализу, богатое воображение, любовь к природе, сосредоточенность на грустных сторонах жизни, как и эгоцентризм, непринятие ответственности.
Влюбленный мечтатель — задумчивый, поэтичный, утонченно-лиричный человек, мечтающий прежде всего о романтической любви, в ней самовыражающийся и сводящий к ней смысл жизни. В случае неразделенной любви возможен трагический исход вследствие непереносимости страданий и неумения справиться с ними.
Честолюбивый мечтатель — амбициозный человек с обостренной впечатлительностью, склонностью к фантазиям, мечтающий прежде всего о славе, об утверждении ценности своего «Я» в глазах других.
2. Личность с творческим складом, в стремлении к самовыражению и духовному росту находящая опору в бессознательном приобщении к мистическому опыту. Очень
важна духовная сторона жизни. Такой человек пытается достичь духовных вершин без сознательного духовного труда, опираясь лишь на духовные практики подобно медитации (путь «к духовности без усилий»). Судьбы литературных персонажей, наделенных личностью данного типа, дают наглядный пример того, как совершенствование ради совершенствования, ради утверждения идеи своей избранности без осмысления жизни, без усилий и веры в бесконтрольном духовном развитии приводит к уязвимости к действию негативных сил и грубым изменениям личности вплоть до стирания индивидуальности, растворения во вселенной. Человек, идущий по такому пути, полагает, что возвысился до божественного уровня, а в действительности находится во власти противоположных сил.
В нашей классификации выделилось три подтипа по степени осознанности «темной духовности» избранного пути.
— «Иллюзионист» в самовыражении — стремящийся на бессознательном уровне к бесконечному самопознанию и духовному совершенству, безграничному самовыражению и обесценивающий жизнь и весь мир в качестве иллюзий.
— Ищущий себя в оккультном мистицизме — человек, видящий идеал жизни в «познании мира», а не Бога, т. е. во внеличностной духовности со слабо осмысливаемым содержанием.
— Согласный на сделку с дьяволом — человек, в жажде познания и высоких притязаниях готовый к сознательному контакту с темными силами.
Далее выделяются более сложные психологические типы, в которых сочетаются высокая и низкая ответственность, творческие и приспособительные тенденции.
Ситуативно-целостная личность может быть адаптивной или творческой в зависимости от конкретной ситуации; в целом она является продуктом социального развития. Это личность, стремящаяся к сознательной саморегуляции при отсутствии выраженного духовно-нравственного стержня и потому внутренне противоречивая и непоследовательная в поступках. Предрасположена к страстям гнева и уныния. Личность данного типа делится на два подтипа.
1. Личность созерцательного, рефлексирующего, склонного к самоанализу человека, погруженного в раздумья над отдельными сторонами бытия, над гармоничностью своих отношений с людьми и миром, вплотную подходящего к осмыслению жизни.
В нашей типологии выделяются два варианта в соответствии с преобладающим объектом недовольства, ведущего к негативному переживанию жизни: «разочарованный в себе» и «разочарованный в других». Разочарованный в себе — человек, в своем отвращении к жизни недовольный прежде всего собой, строго себя судящий в беспощадном самоанализе.
Разочарованный в других — человек, направляющий свое раздражение от недовольства жизнью на окружающих, к которым относится пренебрежительно вплоть до цинизма, несмотря на тщеславие, зависимость от их мнения. Данный подтип представляет менее благоприятный вариант личности, поскольку если обвинение себя может принести добрые плоды, то других — никогда.
2. Личность деловитого, энергичного прагматика-рационалиста, холодного и расчетливого, жаждущего утвердить свою оригинальность.
В нашей классификации выделилось два подтипа в зависимости от преобладающего содержания занятий: «труженик-“муравей”» и «попрыгун». Негативные характеристики типа усиливаются параллельно с усилением бессодержательности занятий, их очевидной пустоты.
Труженик-«муравей» — неутомимый, деятельный человек, жизнь которого заполнена размеренным целеустремленным повседневным трудом.
Попрыгун — легкомысленно порхающий по жизни, пробующий в ней свои силы и растрачивающий их в метаниях, поисках неизвестно чего.
Личность «не-алиби в бытии», претендующая на внутреннюю целостность благодаря осознанному нравственному идеалу, выбирает жизненный путь «к раю на земле», т. е. через осмысление земного бытия. Тип может быть иначе назван «благородный чудак». Личность этого типа отличается уравновешенностью жизненных ориентаций при ограниченной «земной духовности».
Данный тип личности отражает усилия многих писателей создать идеальный образ человека, наделенного прекрасными душевными качествами. Если абстрагироваться от конкретных черт и ситуаций, то каждый из таких людей — в какой-то мере Дон Кихот, образ которого стал нарицательным, символизируя благородство порывов человека, однако столь же благородных, сколь и бесплодных. Это человек, в полной мере чувствующий свою причастность к земному бытию, которое для него осмыслено благодаря глубокой вовлеченности в него, выраженному небезразличию к нему, для которого счастье других важнее всего. Это совершенный светский человек, не опирающийся на Бога в своих героических и жертвенных делах, в связи с чем — падающий под непосильным жизненным грузом, который он взваливает на себя. Это «странный» для других человек, отличающийся смирением, кротостью, простотой, наивностью. Термин «не-алиби в бытии» принадлежит М. М. Бахтину11 в раскрытии единства человека и мира через причастность к нему.
«Не-алиби в межличностных отношениях» — человек, устремленный к единству с бытием через принятие другого как главной ценности и его боли как своей, любовь, сочувствие, сострадание к нему.
«Не-алиби в деятельности» — человек, устремленный к единству с бытием в делах на благо будущего человечества, в неустанном труде.
«Не-алиби в бытии человечества» — человек, устремленный к единству с бытием в абстрактных благородных порывах «ради счастья человечества».
Внутренне-целостная личность духовного человека свойственна уравновешенность жизненных ориентаций при наличии выраженного духовно-нравственного стержня. Данный тип личности характеризуется сознательной ориентацией на духовные ценности и возможностью сознательного достижения гармоничности и целостности на пути к духовному идеалу через осмысление бытия и за пределами земной жизни. Это придает глубокую осмысленность жизни, переживание радости, гармонии с миром в любви к Богу и всему, что Он создал. Такого человека отличают обостренное нравственное чувство, смирение, сострадание и любовь ко всем, проявляющиеся в поступках добра и милосердия, духовной помощи. Свободный в нравственном самоопределении, он сознательно делает выбор в пользу добра в соответствии с Божиими заповедями; полагающийся на волю Божию, он вместе с тем в полной мере несет ответственность за свои поступки. В данном типе личности доминируют добродетели. Таким образом, это личность как человек, не ограниченный земной природой, имеющий уникальную возможность бесконечного совершенствования, имея ориентир (идеал) в совершенстве Бога.
11 Бахтин М.М. К философии поступка// Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985.— М., 1986.
В нашей классификации по глубине осмысленности жизни и уровню духовной зрелости выделилось три подтипа: «странник», «юный подвижник» и «мудрец».
Странник — человек в процессе духовного поиска. Он всю жизнь мечется, ищет смысл жизни и наконец обретает его под конец земного бытия.
Юный подвижник — молодой человек, с ранних лет (по крайней мере, с юности) ставший на путь духовного совершенствования.
Мудрец — человек, прошедший большой жизненный путь и достигший вершин духовной зрелости.
Чем более выражено отклонение жизненной ориентации от духовной, предполагающей Бога как высшую ценность, тем более глубоки противоречия личностной организации и ее выражение в поступках. Однако любой человек может из любой, самой низкой точки начать духовное восхождение и достичь высот духовной зрелости.
Модели личности существуют не только в виде концепций, но и в виде различных вариантов образа жизни реального человека. Биографический подход позволяет решить сложную задачу познания целостной жизни, которая рассматривается во временной протяженности. Реальные и художественные жизнеописания представляют материал для определения более глубоких содержательных характеристик различных вариантов жизненного пути и соответствующих контент-аналитических категорий в контексте направленности жизненного пути, соответствующую нашему представлению о сущности личности как субъекте своей жизни, по-разному проявляющем в ней активность в соответствии с направленностью, обладающем нравственно-духовными характеристиками. Такие исследования проведены нами в процессе анализа вариантов жизненного пути литературных персонажей12.
В связи с этим возникает проблема связи личности персонажей и личности автора, а в более широком плане — личности творческого человека и продуктов его творчества.
Творчество может рассматриваться как одна из сфер проявлений направленности личности в процессе жизни и потому быть предметом исследования в психологии жизненного пути. Творчество вследствие профессиональной принадлежности или душевной склонности требует от человека значительного напряжения душевных сил и, как правило, для ее субъектов становится одной из важнейших. В связи с этим возникает вопрос о связи общей направленности личности с условиями творчества, как внутренними (личностными), так и внешними (ситуативными). Данная проблема является частью более широкой проблемы связи смысла жизни и творчества, в процессе которого человек занимает по отношению к миру особую целостную позицию, переживает онтологическое единство с ним, что показано в наших исследованиях связи личности и творчества А. П. Чехова13, Н. В. Гоголя14, русских православных мыслителей15.
12 Коржова Е. Ю. 1) Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе. СПб., 2004; 2) Поиски прекрасного в человеке: Личность в творчестве А. П. Чехова. СПб., 2006; 3) Духовная лестница Н. В. Гоголя: Личность и творчество.— СПб., 2009.
13 Коржова Е. Ю. Поиски прекрасного в человеке: Личность в творчестве А. П. Чехова.— СПб., 2006.
14 Коржова Е. Ю. Духовная лестница Н. В. Гоголя: Личность и творчество.— СПб., 2009.
15 Коржова Е. Ю. Творческий лик русских мыслителей.— СПб., 2009.
Новаторство Чехова в области психологизма проявляется и в изображении «нравственных движений» обыденного сознания. Введение духовно-нравственного вектора в интерпретации как раз и позволяет увидеть не только отрицание искажений «нормы», но и саму эту «норму». Показана ведущая роль направленности в гармонии жизненного пути и целостности личности — ее истинной красоты. В коротких рассказах писателя часто присутствуют отдельные «зарисовки» направленности. В произведениях большой формы более отчетливо заметна ее связь с целостной личностью. Особенно это относится к известным пьесам — личность раскрывается в них в полной мере. В организации внутреннего мира персонажа особое внимание обращалось на его противоречивость (дисгармоничность) или целостность (гармоничность), что и свидетельствует о красоте или некрасивости, либо даже уродливости личности. Поступки как внешнее выражение внутреннего мира оценивались прежде всего с позиции их последствий — для себя и окружающих. Таким образом, личностный принцип творчества А. П. Чехова определен нами в качестве центрального (изображение человека как субъекта своей жизни посредством описания различных способов видения мира и их ограниченности, а также духовно-нравственного уровня и поисков смысла жизни). В произведениях писателя широко представлены все основные модели личности. Наиболее частые действующие лица: «человек-животное», «человек-автомат», «само-реализатор», «влюбленный мечтатель», «делец», «разочарованный», «благородный чудак», «духовный человек».
Писателем описаны преимущественно дисгармоничные варианты жизненного пути, его «некрасивость»,— вначале с юмором, а затем с нарастающей болью. В Чехиане — своеобразной «энциклопедии человеческой пошлости» — прекрасное видится как противоположность душевного уродства; то, что должно быть,— через отрицание того, что есть. Примерно в 95 % произведений красота духовности утверждается отрицанием безобразия бездуховности. Честные, интеллигентные, тонко чувствующие люди в его пьесах мучительно переживают пустоту и отсутствие смысла жизни, вплотную подходят к нему и останавливаются в преддверии. Останавливаясь же на мимолетных проявлениях духовности или тем более раскрывая внутренний мир духовной личности, Чехов всякий раз подчеркивает красоту гармоничного и умиротворенного человека, освещенного кротостью, любовью и радостью.
В психологическом изучении творчества Н. В. Гоголя нами было показано, что в его произведениях представлена оригинальная концепция личности, воплощенная в художественно-образной форме. Концепция личности Гоголя соотносится с этапами творчества и опирается на принцип духовного преображения. Учитывая святоотеческие основания творчества Гоголя и его собственные духовные устремления, можно назвать ее концепцией развития личности от «внешнего» к «внутреннему» человеку. Концепция личности Гоголя раскрывается в психологических типах личности, соответствующих различным ценностным ориентациям.
Ниже представлен предлагаемый нами, с учетом особенностей творческого метода Гоголя и изображения им своих персонажей в разное время, на разных этапах творчества, ряд характеристик, с помощью которых можно дать психологическое описание личности персонажей. В зависимости от стадии творчества эти параметры выступают как более или менее значимые, вплоть до отсутствия некоторых из них.
1. Поверхностный, видимый «слой» личности (поведение и внешность, «опредмечивание» личности в предметах и явлениях внешнего мира, грехи).
2. Роль внешних обстоятельств в формировании личности (например, должность в «Ревизоре», помещичья жизнь в «Мертвых душах»).
3. Роль внешних обстоятельств в проявлении внутреннего содержания (жизненное событие как проявитель внутреннего мира, необходимость поступка, испытание, когда требуется осуществить выбор, например, прибытие ревизора, необычная просьба Чичикова, неожиданное богатство художника («Портрет»)).
4. Более глубокое проявление внутреннего мира (механизм организации личности, источник и принцип, страсти как устойчивые (привычные) наклонности).
5. Возможности духовного преображения (доступность видения духовного мира (читателю), проблески духовной жизни в прошлом и настоящем, грядущие события, реминисценции святоотеческой литературы в характеристике персонажа).
На каждом новом этапе творчества Гоголь все в большей мере обращает внимание на духовное развитие личности, видя в нем главный стержень личностного бытия. От искажений образа Божия в человеке вплоть до такой степени, когда его вообще не видно (личность-«персона» (маска) в драматургии Гоголя) писатель переходит к изображению элементов духовной жизни, свидетельствующих о том, что душа еще жива («Мертвые души». Т. 1) и к поиску путей духовного преображения («Мертвые души». Т. 2; еще в большей степени духовная проза). Размышления Гоголя на эту тему также находят отражение в его письмах.
Общий принцип выделения типов указан самим Гоголем. Одной из центральных мыслей художественных произведений Гоголя является тема «задора». В своем пристальном интересе к «задорам» Гоголь с очевидностью опирался на святоотеческое учение о человеке. Чем более ценность реализуется как добродетель, тем более целостной предстает личность в произведениях Гоголя. И напротив, чем сильнее выражено действие страсти, тем губительнее ее действие и сильнее личностная деформация. При этом личности разного уровня зрелости могут относиться к одному и тому же типу ценностных ориентаций. Психологические типы личности у Гоголя соответствуют, во-первых, базовому делению человеческой активности на созерцательную и деятельную стороны, а во-вторых, делению связей человека с миром на отношения к себе, другим людям и предметам.
Перейдя к вопросу от вымышленных жизнеописаний (жизненный путь литературных персонажей) к реальным (жизненный путь авторов художественных произведений и выдающихся людей России), нами были разработаны дополнительные критерии анализа16. Были созданы творческие биографии, в которых раскрывается личность и жизненный путь выдающихся русских ученых-гуманитариев в самом широком смысле этого слова и не всегда рассматриваемых именно в таком ключе. Как правило, наука, религия и искусство в этом случае сливаются воедино, что проявляется в разносторонности дарований и увлечений и позволяет употреблять синтетическое понятие «мыслители».
Биографический подход признается ведущим методом исследования жизненного пути личности, в силу своей «синтетичности» он применяется во многих гуманитарных науках и как нельзя более подходит для изучения целостной или тяготеющей к целостности личности православного ученого. В психобиографическом анализе мы ограничились Х1Х-ХХ вв., так как именно в это время складывались, закреплялись традиции научных исследований.
16 Коржова Е. Ю. Творческий лик русских мыслителей.— СПб., 2009.
Как известно, проанализировав биографии восемнадцати человек, достигших значительных жизненных успехов, А. Маслоу17 создал обобщенный «портрет» само-актуализирующейся личности. Суть ее — прежде всего ярко выраженный эгоцентризм. Когда «Я» становится и исходным, и конечным пунктом жизненного маршрута, это существенно ограничивает возможности личностного развития. Такого рода ограничения снимаются у людей, для которых главной задачей жизни является духовное развитие. Восемнадцать мыслителей, биографии которых заинтересовали нас, составляют довольно резкий контраст по отношению к «самоактуализирующимся личностям». Таким образом, вполне отчетливо вырисовывается задача, поставленная в нашей книге: в противовес получившей популярность самоактуализирующейся личности составить портрет творческой, но духовной личности.
В предыдущих наших книгах мы показали, что личность человека духовного типа, т. е. идущего по пути сознательного духовного совершенствования, отличается наибольшей личностной целостностью, гармоничностью, зрелостью. В восемнадцати биографиях новой книги в полной мере раскрывается красота личности, которой потенциально обладает каждый. Это щедрый дар Бога человеку, которого он «мало чем умалил от ангелов». Творчество как самовыражение личности, ее воплощение во внешнем мире в контексте пути следования высокому идеалу позволяет более глубоко понять сущность духовной личности. Это свидетельство гармонии веры и знания, интуиции и логики. Целостность мировоззрения позволила русским мыслителям видеть далеко в будущее и предсказать ход исторического развития России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзенк Г. Структура личности / Пер. с англ.— СПб., 1999.
2. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985.— М., 1986.
3. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций.— М., 1998.
4. Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека.— СПб., 2002.
5. Коржова Е. Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей.— СПб.,
2004.
6. Коржова Е. Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе.— СПб., 2004.
7. Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека.— СПб., 2006.
8. Коржова Е. Ю. Поиски прекрасного в человеке: Личность в творчестве А. П. Чехова.— СПб., 2006.
9. Коржова Е. Ю. Духовная лестница Н. В. Гоголя: Личность и творчество.— СПб., 2009.
10. Коржова Е. Ю. Творческий лик русских мыслителей.— СПб., 2009.
11. Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ.— М.; Киев, 1997.
12. Фрейд 3. Психология бессознательного.— М., 1989.
17 Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ.— М.; Киев, 1997.