И.в. ТЕРЕЛЯНСКАЯ, Е.В. ТЕРЕЛЯНСКАЯ (Волгоград)
Личность социальных работников как предиктор социально-психологического климата в системе социальных служб*
Исследуется влияние таких личностных характеристик социальных работников, как адаптация, взаимопомощь, взаимопонимание, доброжелательность во взаимоотношениях, понимание, активность в поддержании комфортного социально-психологического климата в коллективе. Рассматриваются особенности соотношений эмоционального, поведенческого и когнитивных компонентов социально-психологического климата в центрах социального обслуживания населения.
Ключевые слова: социальная работа, социальный работник, социально-психологический климат, личностные черты, коллектив, компоненты социально-психологического климата.
Система социальной защиты и социального обслуживания в России, как и система образования в области социальной работы, в последнее десятилетие претерпевает существенные изменения. К факторам, обуславливающим их развитие, можно отнести, во-первых, вступление в силу федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который существенно изменил систему социального обслуживания. Во-вторых, утверждены очередные профессиональные стандарты «Специалист по социальной работе» и «Социальный работник» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 г. № 351н). В то же время ситуация пандемии СОУГО-19 еще раз актуализировала востребованность и незаменимость человеческого ресурса в организации социального обслуживания населения. В связи с этим актуальным является рассмотрение проблемы обеспечения организаций социальной защиты и социального обслуживания населения квалифицированными сотрудниками, профилактики текучести кадров.
* Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональные дефициты специалистов социальных служб» (9 ноября 2021 г.).
Последний аспект вызывает особенную обеспокоенность. Коэффициент текучести кадров рассчитывается как процентное соотношение уволенных сотрудников за определенный период к списочному составу организации. Нормальной считается текучесть в 3-5%. «Относительно стабильный коллектив имеет коэффициент текучести кадров в 5-9%. Показатель меньше 3% говорит о застое, цифры более 50% - о серьезных проблемах» [7].
Исследование кадровой политики социальных служб Е.В. Филатовой показало, что после стимулирования труда, профессионального отбора, расстановки и обучения кадров благоприятный социально-психологический климат в коллективе играет высокую роль в удовлетворенности трудом социальными работниками и обусловливает снижение коэффициента текучести кадров в организациях соцзащиты населения [14].
Впервые термин психологический климат появляется в работах российского социолога Н.С. Мансурова, где изучаются факторы, влияющие на производительность труда. Его коллега В.М. Шепель чуть позже перечислил основные признаки психологического климата как «эмоциональной окраски психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей» [9] и выделил в нем три зоны - социальный, моральный и психологический.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал неоднозначность использования и определения термина социально-психологический климат. В англоязычных источниках чаще всего используются понятия «психологический климат» (psychological climate), «организационный климат» (organizational climate), «социально-психологический климат» (socio-psychological climate), «социально-психологические условия» (social-psychological environment), «условия труда» (work conditions), «производственная среда» (work environment) [17]. В российских, помимо социально-психологического (Л.П. Буе-ва, Н.Н. Обозов, К.К. Платонова, Л.Г. Поче-бут, В.М. Шепель, В.А. Чикер), климат в организации может называться организационным (С.А. Валуев, А.В. Игнатьева, В.И. Пригожин), психологическим (Н.С. Мансуров, В.М. Ше-пель), морально-психологическим или просто моральным (М.А. Назаренко, Э.Г. Нико-
© Терелянская И.В., Терелянская Е.В., 2022
нов, А.Р. Самохвалова, В.М. Шепель), эмоциональным и даже социальным микроклиматом или психологической атмосферой (Ф.Б. Ольшанский) [1; 4; 11-13]. Чаще всего применение этих понятий равнозначно, но есть вариативность в понимании сущности явления. По мнению российского ученого и педагога Н.П. Аникеевой, главное - согласовать точки зрения о сущности явления, а не спорить о его наименовании [2]. В.Б. Ольшанский утверждал, что «психологический климат» - это больше «метафорическое, чем строго научное выражение, которое удачно выражает существо проблемы» [12, с. 16].
Отечественные психологи В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов связывали термин психологический климат и психическое состояние индивидов в группе [3]. Содержательная характеристика феноменов различна, если самочувствие отдельного сотрудника связано с его отношением к трудовому процессу и межличностными отношениями, то речь идет о социально-психологическом климате, тогда как психологический климат взаимосвязан с самочувствием сотрудника, которое проявляется в настроении, психологическом комфорте сотрудника в коллективе.
В.И. Антонюк и Н.С. Мансуров находили различие между понятиями «социально-психологический климат» и «морально-психологический климат» в том, что при изучении последнего необходимо обращать внимание среди прочего и на морально-нравственные взаимоотношения среди сотрудников. Тождественным понятием к «морально-психологическому климату» является «духовная, или психологическая атмосфера» как психическое состояние работника коллектива, отражаемое в межличностных отношениях и в стиле поведения [16].
Изучать социально-психологический климат, по нашему мнению, необходимо с двух сторон, с объективной стороны - влияние факторов, компонентов и условий организации трудовой деятельности; а с субъективной стороны - влияние личностных черт сотрудников в отношениях друг с другом, во взаимопонимании, в удовлетворенности организацией и совместной деятельности, настроениях и самочувствиях членов коллектива.
Целью нашего исследования было установить предикт личности социальных работников, осуществляющих свою профессиональную деятельность в системе социальных служб, на социально-психологический климат. Решение этой задачи позволит разрабо-
кие науки -
тать практические рекомендации и организационные технологии по его оптимизации в коллективах социальных служб, повысить удовлетворенность сотрудников профессиональной деятельностью, а также снизить текучесть кадров в организациях социальной защиты населения.
В качестве гипотезы выступило предположение о том, что, во-первых, личность социальных работников оказывает влияние на социально-психологический климат в организациях социальной защиты и социального обслуживания и, во-вторых, набор компонентов социально-психологического климата не меняется от организации к организации.
В нашем исследовании мы отталкивались от определения социально-психологического климата, предложенного В.В. Бойко, А.Г. Ковалевым и В.Н. Панферовым, которые понимают под ним «результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия, проявляющийся в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки работы личности в коллективе, что находит выражение во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решением общих задач коллектива» [3, с. 18].
Личностными чертами человека мы вслед за Р.Б. Кеттеллом считаем «гипотетические психологические конструкты, которые обнаруживаются в поведении и определяют предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и в различное время, то есть они отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики» [6; 15].
Для измерения уровня благоприятности социально-психологического климата в организации для нашего исследования была взята методика «Карта-схема оценки психологического климата», разработанная Л.Н. Лутош-киным [8], и экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе, предложенная психологами О.С. Ми-халюк и А.Ю. Шалыто [10].
Характеристики личности у социальных работников измерялись с помощью «Стандартного многофакторного личностного опросника Кеттелла 16PF» (форма А) [6]. Выборку нашего исследования составили 76 работников двух центров социального обслуживания населения Волгоградской области.
Диагностика социально-психологического климата в обследуемых организациях показа-
ла следующее распределение основных компонентов:
1. Эмоциональный компонент составляет немного выше одной трети от суммы всех компонентов (42%). Он выражается в настроении, возникающем у сотрудника вследствие воздействия на него психологических особенностей членов профессионального коллектива, распределения симпатий и антипатий между ними, а также удовлетворенности собой, коллегами, работой, социальным положением и т. д.
2. Поведенческий компонент социально-психологического климата в организациях социального обслуживания оказался в размере 30% и проявлялся в стремлении взаимодействовать с коллегами, помогать им, работать с
ними в одном коллективе, а также выражался в виде заботы и доверия между членами коллектива.
3. Когнитивный компонент незначительно отличался от поведенческого (28%), т. е. соц-работники достаточно хорошо знают особенности и деловые качества друг друга, выстраивают дружеские отношения с членами и других коллективов, оказывают при необходимости помощь своим коллегам по работе [10].
Далее с помощью однофакторного дисперсионного анализа нами были выявлены личностные черты (нормативность поведения, практичность, нонконформизм, тревожность), влияющие на компоненты социально-психологического климата у сотрудников соцзащиты (табл. 1).
Таблица 1
данные однофакторного дисперсионного анализа влияния личностных черт работников на психологический климат в организации
Личностные характеристики Уровень Компоненты
Эмоциональный Поведенческий Когнитивный
Нормативность поведения Низкий уровень 2,09 1,44
Средний уровень 2,12 2,17 -
Высокий уровень 2,28 1,81 -
Нонконформизм Низкий уровень 2,36 2,38 -
Средний уровень 2,42 2,06 -
Высокий уровень 1,79 1,57 -
Практичность Низкий уровень 2,60 - -
Средний уровень 2,22 - -
Высокий уровень 1,64 - -
Тревожность Низкий уровень - - 1,82
Средний уровень - - 2,43
Высокий уровень - - 2,11
* Отсутствуют значимые данные.
1. Фактор «нормативность», по Р. Кеттел-лу, является показателем эмоционально-волевой сферы личности и оценивает с позиции дихотомии следующие качества настойчивость-податливость, организованность-несобранность, а также принятие морально-нравственных норм коллектива или их игнорирование [6].
Выявилось, что работники, имеющие средние показатели по фактору «нормативность поведения», создают в коллективе наиболее благоприятный социально-психологический климат, т. к. они сознательно подходят к выполнению возложенных на них обязанностей, выполняя их качественно и в срок.
Допустимый социально-психологический климат будет наблюдаться среди лиц, имеющих высокие показатели нормативности, потому что они требовательны как к себе, так и к коллегам, настойчиво отстаивают собственную точку зрения, руководствуются чувством долга.
Неблагоприятный социально-психологический климат наблюдается при наличии работников, имеющих низкие показатели по данному фактору, т. к. им свойственны тенденция к непостоянству цели, непринужденности в поведении, неисполнительность при выполнении поставленных задач и социально-культурных требований, что может привести к асоциальным поступкам.
2. Такую личностную характеристику, как практичность, Р. Кеттелл противопоставлял мечтательности. он считал, что практичные люди отличаются уравновешенностью и здравым смыслом, стараются поступать обдуманно, в соответствии с нормами морали, и сохранять присутствие духа в стрессовых ситуациях [Там же].
Преобладание высоких показателей по шкале практичности наиболее оптимально для создания благоприятного климата в организациях социального обслуживания, т. к. им свойственны предельная внимательность, высокая сосредоточенность, разумная инициативность и старательность по отношению к трудовой деятельности.
Неблагоприятный социально-психологический климат характерен среди работников, имеющих высокие показатели по фактору мечтательности, т. к. они имеют склонность к беспричинной перемене настроения, ориентированы на свой внутренний мир, что может привести к эмоциональным взрывам и повлиять на коллег при совместной работе.
кие науки -
3. Такое личностное качество, как нонконформизм, согласно Р. Кеттеллу, означает проявление независимости, стремление принимать собственные решения и действовать самостоятельно [6]. Как показывают результаты нашего исследования, для коллектива оптимальнее, когда работники социальных служб решения принимают совместно, т. е. имеют средние показатели по параметру нонконформизма [Там же].
Р. Кеттелл называет людей с проявлением нонконформизма идеалистами, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на самочувствие отдельных сотрудников в зависимости от их ценностной ориентированности [Там же]. Сотрудник с высоким уровнем нонконформизма нередко выступает против социальных норм, принятых в коллективе, не соглашается с большинством, действует, не считаясь с коллегами. Такие лица будут отрицательно влиять на эмоциональное состояние других членов коллектива и снижать уровень социально-психологического климата до неблагоприятного.
допустимый социально-психологический климат будет наблюдаться среди лиц, имеющих средние показатели практичности, потому что для них характерны инициативность и деловитость, организованность, направленная на выполнение поручений на качественном уровне с большой эффективностью.
4. Под тревожностью Р. Кеттелл понимал ранимость, плохое настроение, застенчивость, чувствительность, а также склонность к ипохондрии [Там же]. Наше исследование показало, что тревожность сотрудника социальной службы влияет на когнитивный компонент социально-психологического климата. Данная черта выражается в беспокойстве за свою профессиональную деятельность и за отношения с коллегами.
Благоприятный социально-психологический климат в организациях социальной защиты создают сотрудники, со средними показателями, т. к. они сопереживают неудачам коллег, оценивают проблемы коллектива как собственные. Неблагоприятный социально-психологический климат наблюдается среди работников, имеющих высокие показатели по данному фактору, т. к. им трудно налаживать контакты с коллегами в связи с собственной застенчивостью, страхами.
Следующим шагом было более детальное рассмотрение того, какие именно компоненты социально-психологического климата преоб-
ладают в каждом отдельном центре социального обслуживания населения. Полученные средние оценки по компонентам в каждом центре оцениваются как положительные. В первом центре более всего выражен эмоциональный компонент, который проявляется в межличностных симпатиях сотрудников, а также в повышенном жизнерадостном тонусе в целом всего коллектива. Во втором центре все компоненты социально-психологического климата одинаково выражены, но по сравнению с другими центрами показатели ниже, что, возможно, связано со сменой руководства.
В результате нашего исследования нами были определены свойства, которые оцениваются членами коллектива как наиболее важные для оценки социально-психологического климата трудового коллектива. Так, в первом центре особенно ценными для поддержания комфортного социально-психологического климата были названы такие свойства, как адаптация, взаимопомощь, взаимопонимание, доброжелательность во взаимоотношениях. Во втором центре социальные работники особенно ценят следующие качества: адаптацию. жизнерадостность, гордость за свою организацию, уважение. В исследуемых центрах социального обслуживания населения присутствуют качества, которым социальные работники не уделили должного внимания - это конструктивная критика, переживание за коллектив, совместное времяпрепровождение.
Объективная и принципиальная конструктивная критика не вредит организации при соблюдении следующего условия: критиковать только ошибки и недочеты в работе, а не личные качества и индивидуальные особенности человека, не имеющие отношения к его профессиональной деятельности. Если переживания за членов своей организации воспринимаются как собственные, то каждый член коллектива готов взять ответственность на себя и предпринимать инициативу, чтобы справиться с трудностями для достижения поставленных целях, что обеспечит у каждого сотрудника чувство стабильности и защищенности в своем коллективе.
Совместное времяпрепровождение будет оказывать положительное влияние на слаженную работу коллектива в том случае, если у членов этого коллектива есть заинтересованность участвовать в совместных делах, вместе проводить развлекательные и спортивно-массовые мероприятия, а также организовывать культурно-просветительские мероприятия.
Несмотря на то, что данное исследование проводилось в двух независимых центрах социального обслуживания, существует тенденция к тому, что набор свойств социально-психологического климата идентичен в каждом трудовом коллективе. Возможно, полученный результат обусловлен единой структурой и принципами работы учреждений социального обслуживания Волгоградской области.
Предиктор личности социального работника на социально-психологический климат носит двухсторонний характер. С одной стороны, каждый социальный работник с только ему свойственным набором психологических качеств воздействует на других членов коллектива. Коллеги, оценивая его поведение, манеры, профессиональные особенности и мастерство, в соответствии со своей индивидуальностью будут меняться сами и вслед за этим будет меняться климат в организации. Следовательно, данный процесс требует времени для того, чтобы выработались компоненты значимые для каждого сотрудника, влияющие на социально-психологический климат. Все исследуемые коллективы социальных служб выбирают идентичные компоненты (например, взаимопомощь, взаимопонимание, доброжелательность во взаимоотношениях), при наличии которых будет преобладать тот климат, в котором каждому сотруднику будет комфортно работать.
Таким образом, гипотеза о том, что личность сотрудника социальных служб является предиктором благоприятности социально-психологического климата, подтвердилась, как и предположение о том, что социально-психологический климат имеет идентичный набор характеристик в каждой организации системы социального обслуживания.
список литературы
1. Адова И.В. Исследования социально-психологического климата коллектива в отечественной литературе [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. URL: https://ns portal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/11/ 26/issledovaniya-sotsialno-psikhologicheskogo-klima ta (дата обращения: 18.12.2021).
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.
3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.
4. Жовтоножко В.В. Исторический анализ термина «Социально-психологический климат» в отечественной науке [Электронный ресурс] // Власть.
педагогические науки
2016. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/is toricheskiy-anaHz-termina-sotsialno-psihologicheskiy-klimat-v-otechestvennoy-nauke (дата обращения: 17.11.2021).
5. Жуков В.И. Современная социальная политика и ее кадровое обеспечение // Социальное образование и кадровое обеспечение социальной сферы: VIII Всерос. соц.-пед. конгресса, 5-7 июня 2008 г.: в 2 т. / Рос. гос. соц. ун-т [и др.]. М., 2008. Т. 2. С. 251.
6. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла: учеб.-метод. пособие. СПб., 2006.
7. Коэффициент текучести кадров. Формула расчета [Электронный ресурс] // Ассистентус. ру. URL: https://assistentus.ru/sotrudniki/koefficient-tekuchesti-kadrov/ (дата обращения: 17.11.2021).
8. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организационной работы / под ред. Б.З. Вульфова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1986.
9. Михайлов А.С. Социально-психологический климат производственной организации в различных социально-экономических условиях [электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 1(25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialno-psihologicheskiy-klimat-proizvodstvennoy-organizatsii-v-razlichnyh-sotsialno-ekonomicheskih-usloviyah (дата обращения: 18.11.2021).
10. Михалюк О.С., Шалыто А.Ю. Экспресс-методика измерения социально-психологического климата // Энциклопедия психологических тестов: общение, лидерство, межличностные отношения. М., 1997. С. 127-129.
11. Неверова Ю.С. Связь социальных отношений и климата в организации [Электронный ресурс] // Вестн. Перм. нац. исслед. политех. унта. Социально-экономические науки. 2013. № 19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-sotsialnyh-otnosheniy-i-klimata-v-organizatsii (дата обращения: 16.11.2021).
12. ольшанский В.Б. личность и социальные ценности. М., 2008.
13. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения: сб. ст. / АН СССР, Ин-т психологии; отв. ред. Е.В. Шорохова, О.И. Зотова. М., 1979.
14. Филатова Е.В. Кадровая политика социальных служб и проблемы, сопровождающие ее реализацию // Вестник Кемер. гос. ун-та. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovaya-politika-so tsialnyh-sluzhb-i-problemy-soprovozhdayuschie-ee-re alizatsiyu (дата обращения: 18.12.2021).
15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2020.
16. Шкердина А.А. Факторы, определяющие социально-психологический климат трудового кол-
лектива (обзор литературы) [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 4. URL: http://joumals.mosgu.ru/ trady/article/view/815 (дата обращения: 17.11.2021).
17. Toprak M., Karakus M. Psychological climate in organizations: A systematic review // European Journal of Psychology and Educational Research. Vol. 1. Is. 1. P. 43-45.
* * *
1. Adova I.V. Issledovaniya social'no-psihologi-cheskogo klimata kollektiva v otechestvennoj literature [Elektronnyj resurs] // Obrazovatel'naya social'-naya set' nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/vuz/psi khologicheskie-nauki/library/2014/11/26/issledovaniya-sotsialno-psikhologicheskogo-klimata (data obrashche-niya: 18.12.2021).
2. Anikeeva N.P. Psihologicheskij klimat v kollektive. M., 1989.
3. Bojko V.V., Kovalev A.G., Panferov V.N. So-cial'no-psihologicheskij klimat kollektiva i lichnost'. M., 1983.
4. Zhovtonozhko V.V. Istoricheskij analiz termina «Social'no-psihologicheskij klimat» v otechestvennoj nauke [Elektronnyj resurs] // Vlast'. 2016. N° 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-analiz-ter mina-sotsialno-psihologicheskiy-klimat-v-otechestven noy-nauke (data obrashcheniya: 17.11.2021).
5. Zhukov V.I. Sovremennaya social'naya politika i ee kadrovoe obespechenie // Social'noe obrazovanie i kadrovoe obespechenie social'noj sfery: VIII Vseros. soc.-ped. kongressa, 5-7 iyunya 2008 g.: v 2 t. / Ros. gos. soc. un-t [i dr.]. M., 2008. T. 2. S. 251.
6. Kapustina A.N. Mnogofaktornaya lichnost-naya metodika R. Kettella: ucheb.-metod. posobie. SPb., 2006.
7. Koefficient tekuchesti kadrov. Formula rascheta [Elektronnyj resurs] // Assistentus.ru. URL: https:// assistentus.ru/sotrudniki/koefficient-tekuchesti-kadrov/ (data obrashcheniya: 17.11.2021).
8. Lutoshkin A.N. Kak vesti za soboj: starshe-klassnikam ob osnovah organizacionnoj raboty / pod red. B.Z. Vul'fova. 3-e izd., pererab. i dop. M., 1986.
9. Mihajlov A.S. Social'no-psihologicheskij klimat proizvodstvennoj organizacii v razlichnyh social'-no-ekonomicheskih usloviyah [Elektronnyj resurs] // Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kur-skogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 1(25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psiho logicheskiy-klimat-proizvodstvennoy-organizatsii-v-razlichnyh-sotsialno-ekonomicheskih-usloviyah (data obrashcheniya: 18.11.2021).
10. Mihalyuk O.S., Shalyto A.Yu. Ekspress-me-todika izmereniya social'no-psihologicheskogo klimata // Enciklopediya psihologicheskih testov: obshche-nie, liderstvo, mezhlichnostnye otnosheniya. M., 1997. S. 127-129.
11. Neverova Yu.S. Svyaz' social'nyh otnoshenij i klimata v organizacii [Elektronnyj resurs] // Vestn. Perm. nac. issled. politekh. un-ta. Social'no-ekonomi-cheskie nauki. 2013. № 19. URL: https://cyberlenin ka.ru/article/n/svyaz-sotsialnyh-otnosheniy-i-klimata-v-organizatsii (data obrashcheniya: 16.11.2021).
12. Ol'shanskij V.B. Lichnost' i social'nye cenno-sti. M., 2008.
13. Social'no-psihologicheskij klimat kollektiva: teoriya i metody izucheniya: sb. st. / AN SSSR, In-t psihologii; otv. red. E.V. SHorohova, O.I. Zotova. M., 1979.
14. Filatova E.V. Kadrovaya politika social'nyh sluzhb i problemy, soprovozhdayushchie ee realiza-ciyu // Vestn. Kemer. gos. un-ta. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovaya-politika-so tsialnyh-sluzhb-i-problemy-soprovozhdayuschie-ee-re alizatsiyu (data obrashcheniya: 18.12.2021).
15. H'ell L., Zigler D. Teorii lichnosti. SPb., 2020.
16. Shkerdina A.A. Faktory, opredelyayushchie social'no-psihologicheskij klimat trudovogo kollekti-va (obzor literatury) [Elektronnyj resurs] // Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 2018. № 4. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/ 815 (data obrashcheniya: 17.11.2021).
The personality of the social workers as the predicator of the social and psychological climate in the system of the social services
The article deals with the study of the influence of such personal characteristics of the social workers as adaptation, mutual help, mutual understanding, kindness in mutual relations, understanding and activity in supporting the friendly social and psychological climate in the collective. There are considered the peculiarities of the correlation of the emotional, behavioral and cognitive components of the social and psychological climate in the social service centers of people.
Key words: social work, social worker, social and psychological climate, personality traits, collective, components of social and psychological climate.
и.п. акиншева
(луганск)
современные проблемы специалистов социальных служб в луганской народной республике*
Раскрывается значение семьи для ребенка. Анализируется работа Республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, а также Республиканского центра социальной поддержки семей, детей и молодежи. Данные центры оказывают поддержку лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, молодежи и семьям с детьми, одиноким матерям и беременным женщинам, лицам, которые потеряли жилье в результате стихийных бедствий, пожара, военного конфликта.
Ключевые слова: семья, трудная жизненная ситуация, интернатное учреждение, несовершеннолетние, социальная поддержка, социальная реабилитация.
Подготовка специалистов социальной сферы имеет огромное значение в жизни Луганской Народной Республики (ЛНР). На современном этапе в лНР произошли изменения в управлении социальной сферы. Так, все центры по делам семьи и молодежи получили государственный статус, т. е. стали подведомственными Министерству труда и социальной политики луганской Народной Республики. Мы остановимся на деятельности ряда государственных учреждений ЛНР (ГУ ЛНР «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», ГУ ЛНР «Республиканский центр социальной поддержки семей, детей и молодежи», ГУ ЛНР «Алчев-ский центр социальной реабилитации детей-инвалидов»), которые нацелены на оказание помощи и поддержки детям и семьям.
Так, в ЛНР действует Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, включающий в себя шесть филиалов в городах республики, оказывающих помощь и поддержку детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Первый из них был открыт в 1997 г. в городе Лу-
* Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональные дефициты специалистов социальных служб» (9 ноября 2021 г.).
© Акиншева И.П., 2022
(Статья поступила в редакцию 30.12.2021)