УДК 101.1
Шакиров А.Р. студент 2 курса факультет «Энергетический»
Ульяновский Государственный Технический Университет (УлГТУ)
Россия, г. Ульяновск
ЛИЧНОСТЬ СОКРАТА
Аннотация:
Статья посвящена великому философу - Сократу.
Ключевые слова: философия, Сократ, личность, Аристипп, Платон
Shakirov A. R. student
2year, Faculty "Energy" Ulyanovsk State Technical University (UlSTU)
Russia, Ulyanovsk THE PERSONALITY ОF SOCRATES
Abstract:
The article is dedicated to the great philosopher Socrates.
Key words: philosophy, Socrates, the person, Ariship, Platoт
В истории трудно найти образ философа, образ великой человеческой личности, который был бы запечатлен в памяти потомства так ярко как образ Сократа. Мы знакомы со всеми особенностями его речи, с приемами его бесед, - и тем не менее, само учение Сократа представляется нам менее известным, чем учение многих из его предшественников.
Художественное изображение личности Сократа в творениях Платона имеет для нас первостепенное значение и уясняет нам тайну его могущественного влияния на умы. Его философия была не учением, а духовной деятельностью, жизнью: недаром Лахес говорит о Сократе, что он производит на него музыкальное впечатление, «потому что он извлек прекраснейшую гармонию не из лиры или какого-либо другого инструмента, а из самой жизни, согласив в себе самом слова с делами» и являя образец «истинно эллинской гармонии» (188 D). В этом тайна его личного обаяния и объяснение особенностей его личного влияния.
Среди многочисленных учеников Сократа мы находим представителей самых разнообразных умственных и нравственных течений - идеалиста Платона, аскетов кинической школы и проповедника наслаждения -Аристиппа. Все они, несмотря на коренное различие философских идей и нравственных интересов, ведут свое начало от Сократа. Чему же учил сам Сократ?
Ознакомление с личностью Сократа есть главное, что требуется для разумения его философии.
Сократ родился в 469 г. от небогатых афинских граждан. Отец его,
Софрониск, был ваятелем, а мать, Фенарета, - повивальной бабкой. Он наследовал ремесло отца и в молодости занимался ваянием: Павсаний видел еще три грации, будто бы изваянные Сократом. По-видимому, однако, он рано оставил свое ремесло и предался своей философии - тому «исканию мудрости», которому он посвятил всю свою жизнь и в котором он не имеет предшественников. Среди ближайших последователей его мы находим пифагорейцев - Симмия и Кебета, последователя элеатов -Евклида, гераклитейца - Платона и многих последователей софистов. Кроме того, Сократ был лично знаком с выдающимися представителями греческой мысли, посещавшими Афины, вступая с ними в беседы и состязания. В своем искании он обращался ко всем, не находя ни у кого той истинной «мудрости» или знания, которое он ставил себе целью. Отношение его к физике - совершенно отрицательное: он признает ее бесплодным умствованием о делах, превышающих человеческий разум.
Личность в высшей степени оригинальная, загадочная в самой своей цельности и многогранности, Сократ умел совмещать в себе трезвую рассудочность с духовной прозорливостью, скептический рационализм с религиозностью, этический идеализм Платона, жизнерадостность Аристиппа и аскетическое презрение киников к чувственным благам: «ты так живешь, -говорит ему Антифон, - что ни один раб, которого господин стал держать таким образом, не захотел бы остаться: ты ешь и пьешь самую скверную пищу и питье и платье носишь не только скверное, но одно и то же летом и зимою, пребываешь босым и без нижнего белья» .
Сама наружность Сократа приковывала внимание своею странностью: «музыкальная» личность, образец истинно-эллинской гармонии, он был вместе с тем образцом внешнего безобразия, ходячей комической маской: фигура пузатого Силена с необычайно мясистыми губами, вздутым курносым носом и глазами навыкат под громадным нависшим лбом как бы говорила о соединении сильной чувственности с мощным интеллектом. В этой мощи, господстве разума, и состояла личная «мудрость» Сократа, источник его внутренней свободы и гармонии, его мужества, его праведности, его счастья или «евдемонии». Нравственное учение Сократа, который именно и сводил добродетель к знанию добра или господству разума, нередко упрекали в одностороннем, крайнем интеллектуализме. На деле это учение было непосредственным выражением самой личности, самой духовной жизни Сократа и являлось не головной, рассудочной моралью, а результатом пережитого нравственного опыта, нравственного самосознанья; оно является столь же естественным духовным плодом аттической культуры, как аттическое искусство и поэзия, обращая самую человеческую личность в «инструмент гармонии» и человеческую жизнь - в прекрасное художественное произведение.
Душа, разумный дух, его превосходство, его красота и доблесть - вот единственная истинная ценность личности, по которой расцениваются все прочие ценности. Путь к ее познанию есть нравственный опыт - новая
область, открываемая Сократом. Этот путь заключается в самопознании или само испытании и в разумном нравственном общении с ближними. В этом он видит свое дело, свое служение и назначение: «сам бог поставил меня, чтобы проводить жизнь в философии, испытывая себя и других».
Личность и деятельность Сократа встречала различную оценку среди современников. Помимо простых недоразумений, которые он вселял, были и внутренние причины разлада, была вражда, которую возбуждает всякий пророк, всякая высшая духовная личность. Всякий человек по-своему реагирует на духовные воздействия: одних они влекут, других отталкивают, возбуждая гнев и вражду; сначала они смущают душу, поселяют в ней жало. Платон мастерски изображает эту игру противоположных чувств, вызываемых личностью Сократа в своих собеседниках, эти различные реакции низменных и благородных душ в общении с Сократом.
Использованные источники: 1. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС; Русский Двор, 1997. - 576 с., илл.