Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТЬ СОКРАТА'

ЛИЧНОСТЬ СОКРАТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
321
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / СОКРАТ / ЛИЧНОСТЬ / АРИСТИПП

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шакиров А.Р.

Статья посвящена великому философу - Сократу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONALITY ОF SOCRATES

The article is dedicated to the great philosopher Socrates.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТЬ СОКРАТА»

УДК 101.1

Шакиров А.Р. студент 2 курса факультет «Энергетический»

Ульяновский Государственный Технический Университет (УлГТУ)

Россия, г. Ульяновск

ЛИЧНОСТЬ СОКРАТА

Аннотация:

Статья посвящена великому философу - Сократу.

Ключевые слова: философия, Сократ, личность, Аристипп, Платон

Shakirov A. R. student

2year, Faculty "Energy" Ulyanovsk State Technical University (UlSTU)

Russia, Ulyanovsk THE PERSONALITY ОF SOCRATES

Abstract:

The article is dedicated to the great philosopher Socrates.

Key words: philosophy, Socrates, the person, Ariship, Platoт

В истории трудно найти образ философа, образ великой человеческой личности, который был бы запечатлен в памяти потомства так ярко как образ Сократа. Мы знакомы со всеми особенностями его речи, с приемами его бесед, - и тем не менее, само учение Сократа представляется нам менее известным, чем учение многих из его предшественников.

Художественное изображение личности Сократа в творениях Платона имеет для нас первостепенное значение и уясняет нам тайну его могущественного влияния на умы. Его философия была не учением, а духовной деятельностью, жизнью: недаром Лахес говорит о Сократе, что он производит на него музыкальное впечатление, «потому что он извлек прекраснейшую гармонию не из лиры или какого-либо другого инструмента, а из самой жизни, согласив в себе самом слова с делами» и являя образец «истинно эллинской гармонии» (188 D). В этом тайна его личного обаяния и объяснение особенностей его личного влияния.

Среди многочисленных учеников Сократа мы находим представителей самых разнообразных умственных и нравственных течений - идеалиста Платона, аскетов кинической школы и проповедника наслаждения -Аристиппа. Все они, несмотря на коренное различие философских идей и нравственных интересов, ведут свое начало от Сократа. Чему же учил сам Сократ?

Ознакомление с личностью Сократа есть главное, что требуется для разумения его философии.

Сократ родился в 469 г. от небогатых афинских граждан. Отец его,

Софрониск, был ваятелем, а мать, Фенарета, - повивальной бабкой. Он наследовал ремесло отца и в молодости занимался ваянием: Павсаний видел еще три грации, будто бы изваянные Сократом. По-видимому, однако, он рано оставил свое ремесло и предался своей философии - тому «исканию мудрости», которому он посвятил всю свою жизнь и в котором он не имеет предшественников. Среди ближайших последователей его мы находим пифагорейцев - Симмия и Кебета, последователя элеатов -Евклида, гераклитейца - Платона и многих последователей софистов. Кроме того, Сократ был лично знаком с выдающимися представителями греческой мысли, посещавшими Афины, вступая с ними в беседы и состязания. В своем искании он обращался ко всем, не находя ни у кого той истинной «мудрости» или знания, которое он ставил себе целью. Отношение его к физике - совершенно отрицательное: он признает ее бесплодным умствованием о делах, превышающих человеческий разум.

Личность в высшей степени оригинальная, загадочная в самой своей цельности и многогранности, Сократ умел совмещать в себе трезвую рассудочность с духовной прозорливостью, скептический рационализм с религиозностью, этический идеализм Платона, жизнерадостность Аристиппа и аскетическое презрение киников к чувственным благам: «ты так живешь, -говорит ему Антифон, - что ни один раб, которого господин стал держать таким образом, не захотел бы остаться: ты ешь и пьешь самую скверную пищу и питье и платье носишь не только скверное, но одно и то же летом и зимою, пребываешь босым и без нижнего белья» .

Сама наружность Сократа приковывала внимание своею странностью: «музыкальная» личность, образец истинно-эллинской гармонии, он был вместе с тем образцом внешнего безобразия, ходячей комической маской: фигура пузатого Силена с необычайно мясистыми губами, вздутым курносым носом и глазами навыкат под громадным нависшим лбом как бы говорила о соединении сильной чувственности с мощным интеллектом. В этой мощи, господстве разума, и состояла личная «мудрость» Сократа, источник его внутренней свободы и гармонии, его мужества, его праведности, его счастья или «евдемонии». Нравственное учение Сократа, который именно и сводил добродетель к знанию добра или господству разума, нередко упрекали в одностороннем, крайнем интеллектуализме. На деле это учение было непосредственным выражением самой личности, самой духовной жизни Сократа и являлось не головной, рассудочной моралью, а результатом пережитого нравственного опыта, нравственного самосознанья; оно является столь же естественным духовным плодом аттической культуры, как аттическое искусство и поэзия, обращая самую человеческую личность в «инструмент гармонии» и человеческую жизнь - в прекрасное художественное произведение.

Душа, разумный дух, его превосходство, его красота и доблесть - вот единственная истинная ценность личности, по которой расцениваются все прочие ценности. Путь к ее познанию есть нравственный опыт - новая

область, открываемая Сократом. Этот путь заключается в самопознании или само испытании и в разумном нравственном общении с ближними. В этом он видит свое дело, свое служение и назначение: «сам бог поставил меня, чтобы проводить жизнь в философии, испытывая себя и других».

Личность и деятельность Сократа встречала различную оценку среди современников. Помимо простых недоразумений, которые он вселял, были и внутренние причины разлада, была вражда, которую возбуждает всякий пророк, всякая высшая духовная личность. Всякий человек по-своему реагирует на духовные воздействия: одних они влекут, других отталкивают, возбуждая гнев и вражду; сначала они смущают душу, поселяют в ней жало. Платон мастерски изображает эту игру противоположных чувств, вызываемых личностью Сократа в своих собеседниках, эти различные реакции низменных и благородных душ в общении с Сократом.

Использованные источники: 1. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС; Русский Двор, 1997. - 576 с., илл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.