Научная статья на тему 'Концепт «Прекрасное» в рассуждениях древнегреческих мыслителей'

Концепт «Прекрасное» в рассуждениях древнегреческих мыслителей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
607
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
древние греки / философия / прекрасное / эстетика / Пифагор / Демокрит / Сократ / Платон / Аристотель. / ancient Greeks / philosophy / beauty / aesthetics / Pythagoras / Democritus / Socrates / Plato / Aristo-tle.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдулаева Элита Султановна

В статье рассматривается концепт «прекрасное» в рассуждениях древнегреческих мыслителей. Ав-тор анализирует воззрения известных философов. Так, например, Пифагор и пифагорейцы отмечали, что красота есть гармония, соразмерность частей, составляющих единое целое с природой и Космосом; кра-сота есть мера и число. Демокрит подчеркивал: зависимость искусства от природы; не всякий может познать меру вещей; превышение меры сделает приятное не приятным. Сократ говорил, что прекрасное не само по себе прекрасно, а применительно к цели его назначения. Прекрасное и приятное– это полезное и доброе. Платон рассматривал прекрасное как благо или благое (хорошие обычаи, справедливость, доб-родетели души, развитие наук). Аристотель замечал, что искусство и природа стремятся к цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "BEAUTIFUL» IN THE REASONING OF ANCIENT GREEK THINKERS

The article deals with the concept of "beautiful" in the reasoning of ancient Greek thinkers. The author ana-lyzes the views of famous philosophers. For example, Pythagoras and the Pythagoreans noted that beauty is a harmony, a proportionality of parts that make up a single whole with nature and the Cosmos; beauty is a measure and a number. Democritus emphasized: the dependence of art on nature; not everyone can know the measure of things; exceeding the measure will make the pleasant not pleasant. Socrates said that the beautiful is not beautiful in itself, but in relation to its purpose. Beautiful and pleasant is useful and kind. Plato considered the beautiful as good or good (good customs, justice, the virtues of the soul, the development of the Sciences). Aristotle observed that art and nature strive for a goal.

Текст научной работы на тему «Концепт «Прекрасное» в рассуждениях древнегреческих мыслителей»

SOCIOLOGICAL SCIENCES

УДК 1.18.111.85

Абдулаева Элита Султановна,

кандидат философских наук, доцент кафедры «Теория и технология социальной работы» Чеченский государственный университет Россия, г. Грозный DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11960 КОНЦЕПТ «ПРЕКРАСНОЕ» В РАССУЖДЕНИЯХ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

Elita Sultanovna Аbdulayeva,

candidate of philosophy, associate Professor Department of "Theory and technology of social work"

Chechen state University Russia, Grozny [email protected]

THE CONCEPT OF "BEAUTIFUL» IN THE REASONING OF ANCIENT GREEK THINKERS

Аннотация

В статье рассматривается концепт «прекрасное» в рассуждениях древнегреческих мыслителей. Автор анализирует воззрения известных философов. Так, например, Пифагор и пифагорейцы отмечали, что красота есть гармония, соразмерность частей, составляющих единое целое с природой и Космосом; красота есть мера и число. Демокрит подчеркивал: зависимость искусства от природы; не всякий может познать меру вещей; превышение меры сделает приятное не приятным. Сократ говорил, что прекрасное не само по себе прекрасно, а применительно к цели его назначения. Прекрасное и приятное- это полезное и доброе. Платон рассматривал прекрасное как благо или благое (хорошие обычаи, справедливость, добродетели души, развитие наук). Аристотель замечал, что искусство и природа стремятся к цели.

Annotation

The article deals with the concept of "beautiful" in the reasoning of ancient Greek thinkers. The author analyzes the views of famous philosophers. For example, Pythagoras and the Pythagoreans noted that beauty is a harmony, a proportionality of parts that make up a single whole with nature and the Cosmos; beauty is a measure and a number. Democritus emphasized: the dependence of art on nature; not everyone can know the measure of things; exceeding the measure will make the pleasant not pleasant. Socrates said that the beautiful is not beautiful in itself, but in relation to its purpose. Beautiful and pleasant is useful and kind. Plato considered the beautiful as good or good (good customs, justice, the virtues of the soul, the development of the Sciences). Aristotle observed that art and nature strive for a goal.

Ключевые слова: древние греки, философия, прекрасное, эстетика, Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.

Key words: ancient Greeks, philosophy, beauty, aesthetics, Pythagoras, Democritus, Socrates, Plato, Aristotle.

Впервые вопросы эстетики стали волновать древних греков. Красота для греков выступала особенностью видимого мира. Они были убеждены, что определенные пропорции являются совершенными и управляют космосом, а поэтому и человеческие творения должны соблюдать эти пропорции. «Все сотворенное красиво и неким образом вызывает наслаждение, а красота и наслаждение не могут существовать без пропорции» [3]. Несмотря на разные позиции, занимаемые греческими мыслителями в отношении определения прекрасного, существуют общефилософские принципы, которые можно выделить.

Пифагорейцы о прекрасном. Пифагорейская школа возникла в VI веке до нашей эры, или точнее пифагорейский орден, так как их взгляды носили религиозно-мистический характер. Основатель -Пифагор является легендарной личностью уже в

классический период истории Греции. Его последователи достигли высот в разных областях науки и, собственно, от них мы узнаем о представлениях их учителя. Так, пифагореец Филолай отмечает, что гармония - есть соединение разнородных и смешанных, различным образом настроенных предме-тов[8]. Гармония для пифагорейцев выступала мерой прекрасного, соразмерного пропорциям. Она была применима по отношению к Космосу, природе, человеку, наукам и искусству. Эстетические взгляды пифагорейцев получили в Греции широкое распространение и стали прототипом в выстраивании античного канона в изобразительном искусстве, скульптуре, архитектуре, музыке.

Общее толкование прекрасного у пифагорейцев: красота есть гармония, соразмерность частей, составляющих единое целое с природой и Космосом.Узкое толкование заключается в тезисе:

БОСЮШСТСЛЬ 8С1Б1ЧСБ8 / «ШШЭШ1УЮ^ВДГНа1я#Щ15М®2®

146

красота есть мера и число. Геометричность и символизм применялись пифагорейцами в изображении человека, создании скульптуры и здания, музыкальном произведении.

Демокрита, жившего в начале У-1У в.в. до нашей эры, рассматривали более поздние философы как основоположника эстетики. Развивая идею о строении Вселенной, состоящей из атомов и пустоты, философ выводил свои размышления во многих областях и был эрудитом своего времени. Демокрит обратил внимание на зависимость искусства от природы. «Мы стали в самых важных делах учениками животных: подражая пауку, мы сделались его учениками в ткачестве, учениками ласточки - в строительстве...» [8]. То обстоятельство, что некоторые люди разбираются в красоте, является даром природы, - отмечал Демокрит.

В отрывках, фрагментах его трудов, которые целиком не дошли до современников, мы можем увидеть основной тезис: не всякий может познать меру вещей (отсюда следует вывод, что и чувство прекрасного ему недоступно). Эстетическое восприятие дано, исходя из взглядов Демокрита, мудрецам, которым даровано познать чувство меры.

Продолжая ход его мыслей, отметим, что красота в понимании мыслителя - соединение рационального и эмоционального восприятия. Преобладание рационального или чувственного компонента может привести к неприятию. Превышение меры сделает приятное не приятным. При этом он применял данное положение и к самому человеку. «Стремиться выше своих сил и природы» - по мнению одного из самых известных греческих философов, приводит к колебаниям и потрясениям в жизни человека [3]. Простота образа жизни ведет к спокойствию, безмятежности.

Начиная с середины V века до нашей эры в философских взглядах древних греков наблюдается изменения, касающиеся «точки отсчета» в своих исследованиях. Их взгляды обращаются, прежде всего, к человеку, его месту в обществе, смыслу существованию, деятельности. Возникает плеяда мыслителей, рассматривающих человеческую деятельность как основополагающую.

Безусловно, такое видение предстает только в интерпретации современного человека, так как любые явления, приводящие к разрушению сложившихся взглядов, религиозных представлений рассматривались древними греками как опасные. Вспомним Сократа, приговоренного в пожилом возрасте к смерти, чья гуманистическая философия стала основой для возникновения множества школ, основанных его учениками. Причем самые разные мыслители считали своим учителем Сократа, так как его беседы, поиски истины настолько будоражили умы современников, что слава мудреца вышла далеко за пределы Афин. Собственно, воспоминания учеников послужили источником для получения информации о выдающемся человеке, окружавших его людях, предметах размышлений.

Сократ, согласно Ксенофонту, отмечал, что живопись и скульптура повторяют вещи, сотворенные природой, то есть подражают ей. Сократ,

как известно, был сыном афинского ремесленника-ваятеля, но ремесло отца он оставил рано, посвятив себя целиком философии [7. С.12]. Древние греки при изображении допускали идеализацию предмета, что приводило к созданию искусственной красоты. При беседе Сократа с художником Пар-расием, мыслитель подчеркивает, что «если ты хочешь найти образ, свободный от каких-либо недостатков, ты заимствуешь от многих моделей...»[5]. Однако красота скульптуры не может быть полной без выражения души, - подчеркивает Сократ в той же беседе, дошедшей до нас со слов Ксенофонта.

Другие мысли Сократа о прекрасном отражены в беседе с его учеником Аристиппом, записанной также Ксенофонтом. Прекрасные вещи, со слов Сократа, разнообразны: «прекрасный щит не похож на прекрасное копье...» [5]. То есть прекрасное не само по себе прекрасно, а применительно к цели его назначения. Прекрасное и приятное у Сократа - это полезное и доброе, прежде всего. То есть, пропорции не могут быть прекрасными сами по себе, и красота вещи зависит от того, кто этой вещью пользуется[6].

Платон - знаменитый ученик Сократа также размышляет о природе прекрасного. В диалоге «Пир» Платон рассматривает прекрасное как высшую ценность в мире, подразумевая добродетели, истины. Здесь мы видим продолжение мыслей его учителя, который подчеркивал значимость моральной составляющей жизни. Платон рассматривает прекрасное как благо или же точнее можно сказать, что благое (хорошие обычаи, справедливость, добродетели души, развитие наук) выступает как прекрасное. Впрочем, он часто эти понятия отождествлял, взаимозаменяя их [4].

Сходство с пифагорейцами мы отмечаем в толковании прекрасного у Платона, который рассматривает идеальный мир частицей Космоса, управляемой неизменными законами. Всякая вещь выступает частицей этого мира, обладая своей формой. Постичь этот идеальный мир возможно с помощью разума, ибо наши чувства способны отразить только его отблеск. Трансцендентная мысль Платона выходит за рамки космологии пифагорейцев, объединяя мотивы прекрасного с моральной позицией Сократа, она предвосхищает монотеистиче-кую концепцию христианства, в то же время кардинально отличается от них всех.

У Аристотеля, жившего в IV веке до нашей эры мы находим свою эстетическую позицию. С одной стороны, она схожа с античной концепцией прекрасного, представляющую собой соразмерность, меру. С другой стороны, он кардинально разрывает связь искусства и природы, подчеркивая, что «искусство есть созидание, основанное на знании, но не всякое созидание является искусством» [1].

Интересно, что мы находим у него некоторую аналогию с размышлениями Сократа, касающуюся целесообразности прекрасного. Аристотель выдвигает положение, в котором подчеркивается мысль: и искусство и природа стремятся к цели. В своем труде «Метафизика» он развивает мысль, которая

стала доминирующей на протяжении двух тысячелетий: « ..наука и искусство получаются у людей благодаря опыту»[2]. Понятие прекрасное у Аристотеля выступает продуктом рационализаторской деятельности человека.

Стоит отметить, что мысли, изложенные Аристотелем, были повсеместно распространены в греческом мире. У греков не было согласия: пифагорейцы считали, что прекрасное и искусство должны вызывать катарсис, софисты относились с гедонистической точки зрения, Сократ и Платон с морально-нравственной позиции, Аристотель в каждом выдвинутом положении о прекрасном видел частицу истины. Таким образом, он систематизировал существующие взгляды, хотя о самом понятии «прекрасное» мыслитель не упоминает, рассуждая о искусствах. Однако среди его рассуждений можно найти мысли, которые отражают затронутую тему обсуждения: «следует уметь делать то, что необходимо и полезно, однако прекрасное стоит выше этого».

Подведя итоги рассуждениям в данной работе, подчеркнем следующие общефилософские принципы, присущие древнегреческим философам:

Пифагор и пифагорейцы: красота есть гармония, соразмерность частей, составляющих единое целое с природой и Космосом; красота есть мера и число.

Демокрит: зависимость искусства от природы; не всякий может познать меру вещей; превышение меры сделает приятное не приятным.

Сократ: прекрасное не само по себе прекрасно, а применительно к цели его назначения. Прекрасное и приятное- это полезное и доброе.

Платон: прекрасное как благо или благое (хорошие обычаи, справедливость, добродетели души, развитие наук) выступает как прекрасное;

Аристотель: «искусство есть созидание, основанное на знании, но не всякое созидание является искусством»; искусство и природа стремятся к цели.

В заключении приведем шутливые рассуждения легендарного баснописца Древней Греции о прекрасном. В своем труде «Книга о Ксанфе-фило-софе и Эзопе, его рабе, или похождения Эзопа», жившим в VII - VI вв.до н.э., в шутливой форме автор рассматривает разные вопросы. В частности, когда философ Ксанф поручает купить для обеда, на который приглашены его друзья, самого лучше и прекрасного, что есть на свете, Эзоп покупает языки свиней, которые и приготавливает в разном виде. На недовольство Ксанфа, Эзоп отвечает, что нет на свете лучше и прекраснее, чем язык, так как без него нельзя ни дать, не взять, вся философия на нем держится, жизнь основана также на языке. В следующий раз хозяин, помня противоречивый характер своего раба при учениках заказывает купить ему для угощения самого негодного на свете. Он опять пошел и накупил языков и приготовил из них

обед. В этот раз его аргументация была такова: нет хуже на свете языка, так как он несет раздоры, обманы, зависть, распри, войны [9.С. 64-65.].

Рассуждения баснописца приводят к мысли, что то, что выступает прекрасным, может быть не приятным в зависимости от того, что мы вкладываем в это понятие. Нельзя не согласиться с таким суждением.

Литература:

1. Асмус В.Ф. Античные мыслители об искусстве. М., 1937. 382 с.

2.Аристотель С. Метафизика /Пер.с греческого А.В. Кубицкого. М.: Эксмо, 2008. 608 с.

3.Быстров Н.Л. История эстетики: от античного пифагорейства до средневековой схоластики: учеб. пособие [науч. ред. Л. А. Закс]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 216 с.

4.Диалоги Платона. Пир. psylib.org.ua/books/plato01/20pir.htm

(Дата обращения 17.05.2020)

5.Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. Книга 1. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1348105100 (Дата обращения 17.05.2020)

6.Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. том I. М.: Высшая школа", 1963; "АСТ". 2000. psylib.org.ua/books/lose001/txt30.htm (Дата обращения 17.05.2020)

7.Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: биогр.очерки. М.: Республика, 1995. 267с.

8.Татаркевич В. Античная эстетика. Пер.с польск. М., «Искусство», 1977. 327 с.

9. Эзоп. Басни. М.: Эксмо, 2009. 448 с.

Literature:

1. Asmus V. F. Ancient thinkers about art. Moscow, 1937. 382 p.

2. Aristotle S. Metaphysics / TRANS.from the Greek A.V. Kubitsky. Moscow: Eksmo, 2008. 608 p.

3. Bystrov N. L. History of aesthetics: from ancient Pythagoreanism to medieval scholasticism: studies'. manual [scientific ed. L. A. Zaks]; M-vo education and science ROS. Federation, The Urals. Feder. UN -T.-Yekaterinburg: Ural Publishing house. UN-TA, 2017. 216 p.

4. Plato's Dialogues. PIR. psylib.org.ua/books/plato01/20pir.htm (accessed 17.05.2020)

5. Xenophon. Memories of Socrates. Book 1. http ://ancientrome.ru/antlitr/t. htm?a= 1348105100 (accessed 17.05.2020)

6. Losev A. F. History of ancient aesthetics. Early classics. volume I. M.: Higher school", 1963; "AST", 2000. psylib.org.ua/books/lose001/txt30.htm (accessed 17.05.2020)

7. Socrates. Plato. Aristotle. Seneca: biogr. essays. M.: Republic, 1995. 267s.

8. Tatarkevich V. Antique aesthetics. Per.with Polish. M., "Art", 1977. 327 p.

9. Aesop. Fables. Moscow: Eksmo, 2009. 448 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.