Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТЬ РЕЦИДИВИСТА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В КРИМИНОЛОГИИ'

ЛИЧНОСТЬ РЕЦИДИВИСТА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В КРИМИНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
866
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦИДИВ / RELAPSE / ЛИЧНОСТЬ РЕЦИДИВИСТА / THE IDENTITY OF THE OFFENDER / РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / RECIDIVISM / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / PREVENTION OF RECIDIVISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Керимова З.К.

Бороться с таким растущим негативным социальным явлением, как рецидивная преступность крайне затруднительно без исследования особенностей личности рецидивиста. Изучение, исследование личности рецидивиста имеет как теоретическое, так и практическое значение. Без достаточно глубокого изучения личности рецидивиста невозможно вести эффективную воспитательную работу, направленную на исправление осужденного. Знания о личности рецидивиста также немаловажны в правильной организации предупредительной деятельности. Установление характерных особенностей личности преступника с учетом его индивидуальности дает основание выделить проблему личности преступника-рецидивиста в качестве самостоятельного объекта исследования, сформулировав понятие такой личности в широком и узком смысле. В широком смысле личность преступника-рецидивиста - это личность человека, реализующего свою общественную опасность в совершении повторных преступлений (совокупности преступлений), характеризующегося определенными психологическими особенностями, антиобщественными взглядами, отрицательным отношением к нравственным ценностям, сформировавшимся в результате социального, пенитенциарного и постпенитенциарного воздействия. В узком смысле личность преступника-рецидивиста представляет собой личность лица, хотя бы один раз осуждавшегося за преступление, характеризующегося устойчивостью преступной деятельности и совершающего противоправные деяния, под воздействием негативных личностных особенностей и социальных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY RECIDIVIST AS AN OBJEСT OF STUDYING IN CRIMINOLOGY

To fight this growing negative social phenomenon, as recidivism is extremely difficult without examining the personality characteristics of the offender. The study of personality recidivist has both theoretical and practical importance. Without enough in-depth study of the personality of the offender it is impossible to conduct effective educational work, aimed at the correction of the convict. Knowledge about the identity of the offender is also important in the proper organization of preventive activity. Establishment of the characteristics of the individual offender given his personality gives rise to highlight the problem of the individual repeat offenders as an independent object of study, formulated the concept of such a person in the broad and narrow sense. In a broad sense, the person repeat offenders - a person's identity, realizes its social danger of committing repeated crimes (multiple offenses), characterized by a certain psychological characteristics, antisocial attitudes, negative attitude to moral values, shaped by the social, penal and post-penitentiary impact. In the narrow sense of the identity of the offender is a recidivist identity of the person, at least once blamed for the crime, criminal activity is characterized by stability and committing illegal acts under the influence of negative personality characteristics and social factors.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТЬ РЕЦИДИВИСТА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В КРИМИНОЛОГИИ»

УДК 343.01

ЛИЧНОСТЬ РЕЦИДИВИСТА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В КРИМИНОЛОГИИ

Керимова З.К., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, zuhrakerimova@gmail.com

Бороться с таким растущим негативным социальным явлением, как рецидивная преступность крайне затруднительно без исследования особенностей личности рецидивиста. Изучение, исследование личности рецидивиста имеет как теоретическое, так и практическое значение. Без достаточно глубокого изучения личности рецидивиста невозможно вести эффективную воспитательную работу, направленную на исправление осужденного. Знания о личности рецидивиста также немаловажны в правильной организации предупредительной деятельности.

Установление характерных особенностей личности преступника с учетом его индивидуальности дает основание выделить проблему личности преступника-рецидивиста в качестве самостоятельного объекта исследования, сформулировав понятие такой личности в широком и узком смысле.

В широком смысле личность преступника-рецидивиста - это личность человека, реализующего свою общественную опасность в совершении повторных преступлений (совокупности преступлений), характеризующегося определенными психологическими особенностями, антиобщественными взглядами, отрицательным отношением к нравственным ценностям, сформировавшимся в результате социального, пенитенциарного и постпенитенциарного воздействия.

В узком смысле личность преступника-рецидивиста представляет собой личность лица, хотя бы один раз осуждавшегося за преступление, характеризующегося устойчивостью преступной деятельности и совершающего противоправные деяния, под воздействием негативных личностных особенностей и социальных факторов.

Ключевые слова: рецидив, личность рецидивиста, рецидивная преступность, предупреждение рецидивной преступности.

UDK 343.01

PERSONALITY RECIDIVIST AS AN OBJECT OF STUDYING IN CRIMINOLOGY Kerimovа Z.K., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, zuhrakerimova@gmail.com

To fight this growing negative social phenomenon, as recidivism is extremely difficult without examining the personality characteristics of the offender. The study of personality recidivist has both theoretical and practical importance. Without enough in-depth study of the personality of the offender it is impossible to conduct effective educational work, aimed at the correction of the convict. Knowledge about the identity of the offender is also important in the proper organization of preventive activity.

Establishment of the characteristics of the individual offender given his personality gives rise to highlight the problem of the individual repeat offenders as an independent object of study, formulated the concept of such a person in the broad and narrow sense.

In a broad sense, the person repeat offenders - a person's identity, realizes its social danger of committing repeated crimes (multiple offenses), characterized by a certain psychological characteristics, antisocial attitudes, negative attitude to moral values, shaped by the social, penal and post-penitentiary impact.

In the narrow sense of the identity of the offender is a recidivist identity of the person, at least once blamed for the crime, criminal activity is characterized by stability and committing illegal acts under the influence of negative personality characteristics and social factors.

Key words: relapse, the identity of the offender, recidivism, prevention of recidivism.

Своеобразие личности осужденного-рецидивиста проявляется, прежде всего, в ее социальности, правовом, психологическом облике: возрасте, семейном положении, мотивах совершенных преступлений, интересах, установках, уровне субъективного контроля своего поведения и др. Развитие всегда происходит в микросреде, в первую очередь в семье и особенно под влиянием родителей.

Однако надо иметь в виду, что личность рецидивиста основана на наиболее устойчивых, достаточно развитых неблагоприятных качествах, борьба с которыми именно по этой причине может быть чрезмерна затруднена.

Как известно, личностью не рождаются, а становятся. Именно поэтому, на наш взгляд, является абсурдным считать личностные качества ре-

цидивиста наследственными, биологизаторскими. Личность преступника-рецидивиста основана на приоритетах в его жизни, которые формируются под влиянием его микросреды. Личность рецидивиста - это совокупность устоявшихся жизненных позиций и принципов разрешения возникающих в его жизни проблем, основанных на характере, темпераменте, особенностях мышления; нравственных ценностных ориентациях, социальных и психологических аспектах пола, возраста, состояния здоровья; навыках, умениях, знаниях, представлениях об окружающем мире и о себе [1].

Личность рецидивиста должна изучаться специально уполномоченными на то лицами при местах лишения свободы, которые занимались бы систематическим анализом поведения каждого осужденного. И при назначении судом за последующее преступление наказания и определении порядка отбывания этого наказания, суд мог и должен был бы исходить именно из такого анализа.

Немаловажно определить сущность понятия «личность рецидивиста» в пенитенциарном его понимании. В этом плане у рецидивистов, особенно многократных, наполнены особым содержанием нравственные особенности и ценностные ориентации. Иногда даже в этом аспекте рецидивисты противопоставляют себя остальному миру. В исправительных учреждениях рецидивист часто не способен стать другой личностью, освободиться от всего, что породило его преступное поведение. Прежний жизненный опыт, прежние представления и ориентации сознательно или бессознательно останутся с ним [2]. Причем, они могут и никак не проявляться.

Изучая мотивы пенитенциарного преступления, ни в коем случае не следует ограничиваться выявлением того, что сам человек думает о причине своего поступка, и считать именно это причиной преступления. Дело в том, что осужденный в качестве причины своего преступного действия называет только внешние, лежащие на поверхности стимулы (например, причиной он может назвать оскорбление его другим осужденным). Подобное не объясняет, почему данный индивид ответил на оскорбление насилием, а другой в аналогичной ситуации этого не сделал [3]. В таких случаях необходимо помнить о том, что сущностными чертами рецидивиста являются как раз морально-нравственная деградация, антисоциальные установки, антисоциальная направленность.

Для успешной профилактики меры предупреждения рецидивного преступления должны строиться на детальном изучении личностных свойств рецидивиста, выявлении истинных мотивов преступной деятельности и типологической принадлежности лица [4]. Сложность работы по исправлению заключается, прежде всего, в том, что мотивы могут носить бессознательный характер, и отсюда трудно будет устанавливать, в том числе типологическую принадлежность человека. Нужно

установить у каждой конкретной личности не только негативные стороны, которые привели к совершению преступления, но и то положительное, на чем следует строить исправительный процесс после осуждения лица [4]. Залогом успеха в работе по предупреждению совершения новых преступлений рецидивистами является детальное изучение особенностей характера, темперамента, интеллекта рецидивиста.

Очень часто на практике оказывается, что личность рецидивиста до совершения преступления и во время нахождения его в условиях лишения свободы, т.е. в исправительных учреждениях разнообразна. Безусловно, такое расхождение является весьма условным, так как в условиях исправительного учреждения не может сформироваться абсолютно новая личность. Ее изменения в значительной мере есть продолжение, развитие или трансформация тех черт, которые существовали и ранее.

Психологический портрет любого человека, включая и осужденного, в большинстве случаев не подвергается кардинальным изменениям. Но психика всегда пластична и приспосабливается к новым условиям, которые могут быть самыми разными и неожиданными. Именно поэтому важно учитывать, что исправительные учреждения относятся к тем самым условиям, которые требуют от рецидивиста приспособления к ним независимо от желания и воли рецидивиста. Даже в тех случаях, когда рецидивист, находящийся в исправительных учреждениях, сопротивляется воздействию администрации, нарушает режим содержания, это не всегда может означать, что у него остались неизменными те черты, которые породили совершение преступления. Сами же психологические характеристики личности без поведенческого выражения чаще всего не могут расцениваться как отрицательные или положительные в нравственном и правовом плане. Они как бы «нейтральны», и то какое поведение они могут породить, во многом зависит от этических ориентаций индивида, формируемых путем воспитания [5].

Также непременно важным является то, что настоящие причины совершения рецидивистами новых преступлений носят достаточно скрытый, глубинный характер. Поэтому при изучении личности рецидивистов необходимо использовать специальную совокупность социологических и психологических методов. Именно социологические и психологические методы изучения личности в совокупности позволят выявить и причины совершения ими преступлений, и особенности их психики, и на этой основе можно будет определить способы воздействия на рецидивистов с целью их исправления [6].

Среди основных методов изучения личности осужденного-рецидивиста, имеющих важное значение, следует в первую очередь назвать индивидуальные беседы, наблюдение, тестирование. Как показывает конкретное изучение, тестирование

чаще всего осуществляют профессиональные психологи, но они очень редко связывают его результаты с мотивами совершенного преступления и мотивами поведения в период отбывания наказания. Поэтому итоги их работы далеко не всегда можно с успехом использовать в индивидуально-воспитательной работе [7].

Конечно же, необходимо уделять особое внимание характеру прошлых преступлений, условий отбывания наказания за них и месту конкретного человека среди осужденных в данное время и ранее.

Для выявления истинных нравственных ценностей рецидивиста в ходе изучения его личности необходимо проявить искренний человеческий интерес к дальнейшей судьбе рецидивиста, разузнать о взаимоотношениях с родителями, членами семьи, друзьями. На основе выявленных нравственных ценностей для рецидивиста в дальнейшем можно будет вести исправительную работу над ним. Наряду с этим, рецидивисту необходимо привести в пример модель последующего поведения рецидивиста, основанного на законном образе жизни, направленного, главным образом, на поддержание и развитие ранее выявленных в рецидивисте нравственных ценностей.

Такая работа должна строиться поэтапно, во избежание резкого и масштабного наплыва на рецидивиста «непривычного» для него, что, в свою очередь, рецидивистом может быть воспринято как некое принуждение. Конечно же, со стороны рецидивиста последует резкий отказ от предлагаемого законопослушного поведения, ведь в данном случае мы имеем дело не просто с преступником, а с «профессионалом своего дела» - рецидивистом.

В ходе первой и последующих бесед с рецидивистом необходимо принимать во внимание его реакцию на каждую тему, на каждый вопрос. О личности рецидивиста нужно узнавать также и от других осужденных, вместе с которыми он отбывает наказание.

Очень большое значение имеет для тех, кто изучает личность рецидивиста, его умение ставить себя на место осужденного как во время совершения преступления, так и после него.

В общекриминологической практике наиболее широкое применение для этих целей нашли, прежде всего, анкетные методы: методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) и 16-факторный опросник Кеттела. Известно, что методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) представляет собой модифицированный и стандартизированный Ф.Б. Березиным, М.П. Ми-рошниковым, Р.В. Рожанцом вариант многофакторного личностного опросника (ММР1), созданного Хатавеем и Мак-Кинли. Всего ММИЛ имеет 13 шкал, из которых 3 - оценочные и 10 - основные. Оценочные: шкала 1 (лжи), которая включает утверждения, измеряющие стремление испытуемого выглядеть в глазах экспериментатора в возмож-

но более благоприятном свете; шкала Г (надежность) позволяет, помимо оценки степени достоверности полученных по ММИЛ данных, судить об особенностях психического состояния обследуемого; шкала К (коррекция) позволяет дифференцировать лиц, стремящихся смягчить или скрыть наличие у себя тех или иных черт характера, и лиц, чрезмерно открытых. Эта шкала также позволяет выявить степень социальной опытности человека и знание им социальных норм [8].

Простота анкетного метода - опросник Кеттела - по сравнению с другими анкетными методами, дает возможность самостоятельно обучаться этому методу изучения личности рецидивиста. В опроснике Кеттела имеются 16 психологических параметров, выявляющих психологический портрет рецидивиста. В 16-факторном опроснике есть также четыре дополнительных (или, по Р. Кеттелу, вторичных) фактора: уровень тревоги, интроверсия - экстраверсия, сензитивность - уравновешенность, подчиненность - независимость.

Кроме этих психологических методов, имеются еще и другие методы, такие как: методика криминологического изучения личности осужденного, структурное изучение личности, опрос сотрудников исправительных учреждений, наблюдение и т.д.

Источником информации о личности рецидивиста служат также уголовные дела и личные дела осужденных. Но содержащаяся в них информация будет носить объективное содержание лишь в случае проверки этой информации лицом, изучающим личность рецидивиста. Относительно того или иного рецидивиста необходимо наладить постоянный обмен информацией между различными службами исправительного учреждения.

Подводя итог, следует отметить целесообразность внедрения в практику постоянных бесед с осужденными рецидивистами и разработки алгоритма прогнозирования дальнейшего их поведения. Каждая такая беседа должна, по возможности готовиться, особенно если она преследует какие-то существенные цели, в виде, например, признания преступником своей вины и покаяния в нем. Данная задача требует совместных усилий практических работников с психологами, а в ряде случаев и психиатрами. Это в значительной мере может обеспечить достижение профилактического и воспитательного эффекта.

Однако существенные затруднения в такой работе отмечаются в большинстве случаев как в Российской Федерации в общем, так и в Республике Дагестан, в частности. Нужно принимать во внимание, что практическая реализация изучения личности рецидивиста затруднена тем, что учреждения уголовно-исполнительной системы не всегда располагают в нужном количестве специалистами, которые могли бы на высоком профессиональном уровне изучать личность осужденного-рецидивиста. А без высокопрофессиональных спе-

циалистов невозможно и психологическое воздействие на рецидивиста, необходимое для претворения в жизнь последним желаемой модели поведения законопослушного гражданина [9]. Поэтому очень актуален вопрос о подготовке соответст-

вующих специалистов, работа которых могла бы обеспечить участие всех сотрудников исправительного учреждения и полиции в процессе исправления рецидивистов [10].

Литература

1. АнтонянЮ.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2009. С. 85.

2. Вожжов А.В. Особенности личности рецидивистов, совершающих насильственные преступления // Российский следователь. 2012. № 18. С 32-34.

3. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудpяков Ю.Н., Бовин Б.Г. Некоторые отличительные психологические черты личности преступника // Личность преступника и предупреждение преступлений. М., 1987. С. 13-26.

4. Гончарова М.В. Методологические подходы к определению личности корыстного преступника-рецидивиста // Российский следователь. 2014. № 2. С. 29-32.

5. К методологии криминогенетического анализа // Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия. М., 1976. С. 50-60.

6. Антонян E.А. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. № 2. С. 12.

7. Керимова З.К. Причины рецидива преступлений в Республике Дагестан // Вестник Дагестанского государственного университета. 2013. № 2. С. 133-136.

8. Бepeзин Ф.Б., Мщошнико М.П., Pожанeц P.В. Методика многостороннего исследования личности. М., 1976.

9. Даххаев М.М. Проблемы ресоциализации осужденных, отбывших наказание в виде лишения свободы // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 4. С. 108-111.

10. Кабурнеев Э.В., Керимова З.К. О некоторых аспектах предупреждения рецидива преступлений в Республике Дагестан // Вестник Дагестанского государственного университета. 2014. № 2. С. 176-179.

References

1. Antonjan Ju.M. Кртто^уа. ^Ьраппуе 1експ. M., 2009. S. 85.

2. Vozhzhov A.V. Osobennosti lichnosti recidivistov, sovershajushhih nasil'stvennye prestuplenija // Rossijskij sledovatel'. 2012. № 18. S 32-34.

3. Antonjan Ju.M., Golubev V.P., Kudpjakov Ju.N., Bovin B.G. №^оруе оШЛкеГшуе psixologi-^s^ chepty lichnosti ppestupnika // Lichnost' ppestupnika i ppeduppezhdenie ppestuplenij. M., 1987. S. 13-26.

4. Goncharova M. V. Metodologicheskie podhody k opredeleniju lichnosti korystnogo prestupnika-recidivista // Rossijskij sledovatel'. 2014. № 2. S. 29-32.

5. K metodologii kpiminogeneticheskogo analiza // Lichnost' ppestupnika: metody izuchenija i ppoble-my vozdejstvija. M., 1976. S. 50-60.

6. Antonjan E.A. Vospitatel'noe vozdejstvie na osuzhdennyx k lisheniju svobody // Ugolovno-ispolnitel'naja sistema: ppavo, jekonomika, uppavlenie. 2005. № 2. S. 12.

7. Kerimova Z.K. Prichiny recidiva prestuplenij v Respublike Dagestan // Vestnik Dagestanskogo gosu-darstvennogo universiteta. 2013. № 2. S. 133-136.

8. Bepezin F.B., Miposhniko M.P., Pozhanec P.V. Metodika mnogostoponnego isskdovanija lichnosti. M., 1976.

9. DahhaevM.M. Probkmy resocializacii osuzhdennyh, otbyvshih nakazanie v vide lishenija svobody // JuM^s^ vestnik DGU. 2014. № 4. S. 108-111.

10. Kaburneev Je.V., Kerimova Z.K. O ^kotoryh aspektah preduprezhdenija recidiva prestuplenij v Res-publike Dagestan // Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 2. S. 176-179.

Поступила в редакцию 30 апреля 2015 г.

Received 30 April, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.