Научная статья на тему 'Личность преступника как объект криминологического воздействия (на примере личности женщины-преступницы)'

Личность преступника как объект криминологического воздействия (на примере личности женщины-преступницы) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2623
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЖЕНЩИНА-ПРЕСТУПНИЦА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кунц Елена Владимировна

Рассматривается характеристика личности преступника как объекта криминологического воздействия. Анализируется личность женщины-преступницы, определяются ее основные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личность преступника как объект криминологического воздействия (на примере личности женщины-преступницы)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 37 (291). Право. Вып. 34. С. 77-80.

Е. В. Кунц

ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ-ПРЕСТУПНИЦЫ)

Рассматривается характеристика личности преступника как объекта криминологического воздействия. Анализируется личность женщины-преступницы, определяются ее основные характеристики.

Ключевые слова: личность преступника, криминологическое воздействие, женщина-преступница, предупреждение преступлений.

Понятие «личность преступника» тесно связано с общесоциологическим понятием человеческой личности. А. А. Герцензон писал, что «изучение личности преступника — это частный случай изучения человека в обществе»1.

А. И. Яковлев считал, что «человеческая личность есть результат воплощения определенных индивидуально-неповторимых черт и свойств, в которых отражается индивидуальный жизненный путь человека, его индивидуальное бытие, обусловленное конкретным содержанием его семейных, производственных, бытовых и прочих отношений и связей — той микросреды, в которой он живет, действует и формируется как лич-ность»2.

Человеческая личность является общим понятием для понимания личности преступника и личности осужденного.

Личность женщины-преступницы является предметом изучения таких наук, как социология, психология, криминология, уголовное право. Нас интересует личность женщины-преступницы и осужденной в рамках криминологической науки.

Криминологическое понимание личности женщины-преступницы, трактовка признаков ее личности предполагает различные уровни обобщения этого понятия: общее понятие личности преступницы-женщины, различные категории (группы) преступниц, конкретное лицо.

«Общее понятие «личность преступника» есть абстракция. Пока оно не наполнено конкретным содержанием, оно имеет в основном рабочее, вспомогательное значение, позволяя проводить научный анализ различных категорий преступников»,— считает А. М. Яковлев3.

Понятие «личность осужденных» включает в себя социальные черты и свойства, характерные в целом для большинства осужденных. Осужденные женщины — это часть населе-

ния, следовательно, закономерности, которые присущи законопослушным женщинам, в той или иной степени характерны и для осужденных. Психологами выявлен ряд закономерностей, которые позволяют учитывать в работе с осужденными женщинами особенности, характерные для граждан разного пола, возраста, образования. Следовательно, структура личности осужденной отражает разнообразие образующих ее признаков, их различный характер и различную роль в этимологии преступного поведения, их взаимосвязь и взаимодействие. Характеристика личности осужденной включает следующие признаки и свойства:

- социально-демографические признаки;

- уголовно-правовые признаки;

- социальные проявления личности в коллективе осужденных и в исправительном учреждении;

- нравственные свойства;

- психологические особенности.

К социально-демографическим признакам относят пол, возраст, семейное положение, трудоспособность и состояние здоровья, образование, род занятий, отношение к религии, гражданство. Все эти признаки, взятые в совокупности, дают ясное представление о контингенте осужденных. Данные о половом составе осужденных позволяют сделать вывод, что растет количество женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Возрастная характеристика осужденных позволяет сделать вывод о том, что большинство лишенных свободы женщин принадлежит к возрастным группам 18-40 лет. Лица более молодого и более старшего возраста осуждаются к лишению свободы значительно реже. Возраст осужденных явно предопределяется числом судимостей.

Доля инвалидов, нетрудоспособных женщин растет по преступлениям, связанным с корыстной и насильственной направленностью. Такая же тенденция наблюдается и в отношении лиц, находящихся по приговорам судов на принудительном лечении от алкоголизма и наркомании.

Многочисленные исследования показывают, что образовательный уровень все чаще стал проявляться как криминогенный фактор. Растет количество осужденных к лишению свободы женщин, у которых среднеспециальное и высшее образование. Все чаще стали попадать в исправительные учреждения преподаватели, учителя, врачи. Все большее количество женщин исповедуют религию, относят себя к верующим.

Следует согласиться с позицией В. Н. Кудряв -цева, который понимает под уголовно-правовыми признаками осужденных данные о характере совершенного преступления, его направленности и мотивации, единоличном или групповом характере преступной деятельности, рядовой или организаторской роли в ней,

о прошлой судимости или фактическом рецидиве преступления4.

Выяснение причин, условий совершения преступлений во многом могут помочь найти верные пути индивидуальной воспитательной работы с осужденными.

Сама осужденная в исправительном учреждении обладает определенным статусом. Нахождение в отряде ее к чему-то обязывает, тогда как отношения между осужденными чаще всего являются неформальными. Неподчинение определенным предписаниям может повлечь за собой серьезный конфликт. В связи с этим следует особое внимание уделять особенностям воспитательной работы с осужденными, характеризующимися различной степенью восприятия исправительного воздействия. Следует не забывать, что восприятие является исходной посылкой для регуляции поведения, формирования отношения к действительности отдельных индивидов и социальных групп, в том числе различных категорий осужденных. Без знания психологии, учета моделей осужденных нельзя вести речь об исправлении.

Взгляды, убеждения, оценки, жизненные ожидания и стремления, ценностные ориентации — это далеко не весь перечень нравственных свойств личности. Не является открытием, что личность осужденной определяется уровнем ее развития, характером, потребностями. Если

потребности являются полезными, то осужденная в период отбывания наказания, как правило, ведет себя законопослушно.

Классификация заключенных в зарубежных пенитенциарных учреждениях имеет разные основания, в частности, в США классификация заключенных проводится в соответствии с вероятностью совершения ими побега и оценкой их опасности.

В пенитенциарных учреждениях Германии заключенные делятся на три группы: 1) лица, не нуждающиеся в ресоциализации; 2) лица, нуждающиеся в ресоциализации; 3) преступники, которые, по всей вероятности, не могут быть ресоциализованы.

Классификация осужденных — это деление осужденных на группы с целью размещения их по пенитенциарным учреждениям, организации исправительного (пенитенциарного) воздействия и их дальнейшей ресоциализации.

Известный немецкий криминолог Г. Шнайдер под классификацией понимает деление правонарушителей на тех, кого нужно исправить, и тех, кого нужно охранять.

Благодаря классификации предоставляется возможность распределить всех осужденных женщин на группы для обеспечения каждой осужденной индивидуальное воздействие, в котором они нуждаются.

Традиционно в криминологической классификации личности выделяют: 1) общий тип преступницы-осужденной; 2) личность осужденной определенной категории; 3) личность осужденной определенного вида. Такое деление соотносится как общее, особенное, единичное.

В основу такого деления может быть положен вид совершенного преступления, а также вид противоправного поведения. Так, если за критерий принять корыстные преступления, то можно выделить следующие типы женщин-преступниц:

а) женщины, совершившие корыстно-хозяйственные преступления;

б) женщины, совершившие корыстные преступления по службе;

в) женщины-воры, совершившие преступления против собственности — кражи;

г) женщины-мошенницы, совершившие хищение путем обмана или злоупотребления доверием;

д) ненасильственные вымогательницы.

И, наконец, значительное место в структуре личности осужденных отводится психологическим особенностям осужденных. Особое место здесь по праву отводится интеллектуальным, эмоциональным и волевым свойствам. Долгое время работе психолога в исправительном учреждении не оказывалось должного внимания. Считалось, что начальники отрядов могут справиться с внутренними проблемами осужденных, но это не так. В рамках достижения задач, которые преследует государство, применяя к преступникам меры уголовного наказания, создаются межрегиональные психологические лаборатории, одна из них создана при ГУИН МЮ РФ по Челябинской области.

Но основная проблема, существующая в рамках преступности женщин, кроется не в стенах уголовно-исполнительной системы. Нельзя обеспечить нормальные человеческие условия, и социальную реабилитацию людям или хотя бы снизить уровень тех страшных последствий, которые происходят из-за того, что огромное количество людей отправляется отбывать наказания в исправительные учреждения.

Однако из самых сокровенных желаний у женщин, отбывающих наказание,— забеременеть, в результате чего вполне реально получить поблажки в питании, а самое главное — сократить срок.

Потребности, интересы осужденных женщин в большинстве своем связаны с теми социальными ролями, которые выполнялись ими в семье, коллективе и обществе. Их убеждения, мотивация поведения в исправительном учреждении часто связаны с семейно-бытовыми проблемами. Семья для женщин играет роль сдерживающего от правонарушений фактора, в то время как семейные конфликты несут в себе криминогенное значение. Издевательства над детьми, убийства. Убивают в основном мужей-сожителей и мужей, 15-20 % осужденных женщин — убийцы и преступницы, совершившие тяжкие телесные повреждения. Это в особенности характерно для тех осужденных женщин, социальные роли которых непосредственно связаны с жизнью семьи и воспитанием детей. Они острее переживают утрату свободы, чем те, у которых нет семьи и детей.

Огромное значение в таких случаях приобретает сохранение социальных связей осужденных женщин: свидания с родственниками, получение посылок и бандеролей, денежных переводов.

Большая доля не реализующих право на свидание принадлежит осужденным женщинам, семья которых распались за время отбывания наказания.

Общение с семьей в период отбывания наказания положительно влияет на дальнейшую социальную адаптацию женщины после отбывания наказания.

Женщина неотделима от семьи. Женщина, лишившаяся семьи, страдает. Для тех, кто оказался в колонии, одна из самых главных и трудных задач — не потерять свою семью, не стать чужой своим собственным детям, родителям, мужу, а если это уже случилось, то найти возможность каким-то образом преодолеть горе потери.

Женщина сама по себе эмоциональнее, чем мужчина, поэтому она часто позволяет себе разговаривать на повышенных тонах. Такие женщины чаще всего сами способны разрешить любой конфликт, естественно, применяя различные способы, начиная от простого рукоприкладства, заканчивая использованием металлических предметов.

Осужденные женщины острее, чем мужчины, воспринимают сам факт изоляции от общества. Особенности их психофизиологической организации обусловливают повышенную возбудимость, восприимчивость к отрицательному влиянию ближайшего окружения, плаксивость, раздражительность. У них чаще, чем у мужчин, происходят нервно-психические срывы, возникают стрессовые ситуации5.

Н. М. Ядринцев в 1872 г. обосновал идею самоуправления сообщества заключенных, самовоспитания, что позволяет достичь исправления. Большое значение он придавал коллективистскому настрою в среде заключенных, исходя из общности русских и их ментальности, настаивал на благожелательных отношениях тюремного персонала и заключенных, предвосхищая гуманизацию исправительных учреждений6.

Огромный вклад в изучение психотерапии в тюрьме внес крупнейший криминолог Ш. Жермен. Он предпринимал попытки влиять на мораль заключенных и содействовать их исправлению путем создания групп. В качестве примера формы групповой психотерапии он использовал коллективную беседу. Он объединял заключенных в группы людей, близких по интеллектуальному развитию. В результате беседы они обмениваются мнениями по интересующей теме. Чтобы вызвать всех осужденных

на откровенный разговор, лидер не должен реагировать принципиально на какие-либо суждения. Главная его цель — достичь доверия со стороны заключенных.

По мнению Ш. Жермена, такое общение должно помочь преступникам приспособиться к условиям жизни в тюрьме.

Как показывает опыт западных стран, если в тюрьмах женщин обучают домоводству, личному уходу за собой, полезному проведению досуга, проводят культурные и спортивные мероприятия, то такое разнообразное проведение времени заключенными воспринимается как вольная жизнь, поэтому такие женщины легче адаптируются к свободе.

Примечания

1 См.: Герцензон, А. А. Уголовное право и социология. М., 1970. С. 139.

2 См.: Яковлев, А. М. Личность преступника. М., 1975. С. 14.

3 См.: Там же. С. 29.

4 См.: Кудрявцев, В. Н. Личность преступника. М., 1988. С. 33.

5 См.: Шелдон, С. Если наступит завтра. М., 1992. С. 47-107.

6 См.: Ядринцев, Н. М. Русская община в тюрьме и ссылке. СПб., 1872. С. 623.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.