Научная статья на тему 'Личность наркомана, психофизиологические аспекты формирования наркотической зависимости'

Личность наркомана, психофизиологические аспекты формирования наркотической зависимости Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
12416
706
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ НАРКОМАНА / ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / БОЛЕЗНЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕГРАДАЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / PERSONALITY OF NARCOMANIAC / PSYCHIATRIC TEST / ILLNESS / INTELLECTUAL DEGRADATION / CRIMES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галузинский Александр Алексеевич

Статья посвящена особенностям личности наркомана, причинам возникновения наркотической зависимости. В работе дается анализ поведения наркозависимого и рассматривается процесс деградации личности с начала болезни, называемой наркоманией, до ее конца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Галузинский Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality of narcomaniac, psychophysiological aspects of forming narcotic dependence

The article devotes to habits of narcomaniac personality, to reasons of beginning narcotic dependence. This work gives the test of behaviour of drug addict and discusses the process of degradation of personality from the beginning of the illness, called drug addiction, till it ends.

Текст научной работы на тему «Личность наркомана, психофизиологические аспекты формирования наркотической зависимости»

5.7. ЛИЧНОСТЬ НАРКОМАНА, ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Галузинский Александр Алексеевич, аспирант. Место учебы: Институт Международного Права и Экономики им. A.CTрибоедова.

Аннотация: Статья посвящена особенностям личности наркомана, причинам возникновения наркотической зависимости. В работе дается анализ поведения наркозависимого и рассматривается процесс деградации личности с начала болезни, называемой наркоманией, до ее конца.

Ключевые слова: личность наркомана, психиатрический анализ, болезнь, интеллектуальная деградация, преступления.

PERSONALITY OF NARCOMANIAC, PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASPECTS OF FORMING NARCOTIC DEPENDENCE

Galuzinskiy Alexander Alexeevich, postgraduate student. Place of study: Institute Of International Law And Economics by A.S.Griboedov.

Annotation: The article devotes to habits of narcomaniac personality, to reasons of beginning narcotic dependence. This work gives the test of behaviour of drug addict and discusses the process of degradation of personality from the beginning of the illness, called drug addiction, till it ends.

Keywords: personality of narcomaniac, psychiatric test, illness, intellectual degradation, crimes.

Личность наркомана и психофизиологические аспекты формирования наркотической зависимости являются одними из основных звеньев в проблеме понимания наркомании. Проанализировав эти категории можно дать объективную оценку его деянию. Наркоман - это зависимое от наркотиков лицо. Это люди, находящиеся в тисках непрерывной и прогрессирующей болезни, наносят непоправимый вред не только себе, но и обществу. Тем не менее, часть людей, подверженных наркомании, а также дельцы в сфере наркобизнеса отстаивают тезис, что потребление наркотиков - это личный выбор человека. Но данная позиция антигуманна и псевдодемократична, поскольку потребление наркотиков и распространение наркомании в обществе разрушают человеческое достоинство, уменьшают степень свободы и личной безопасности других людей и, одновременно, создают благоприятную среду для наркопреступности и иных антиобщественных проявлений.

Поведение лиц, употребляющих наркотики осуществляется под влиянием или, во всяком случае, на глазах людей. Это, прежде всего, ближний круг лиц - семья, бытовое окружение, сверстники. Для таких лиц характерно времяпрепровождение в компаниях. При этом мнение и действия группы значимы больше, чем чьи-либо.

Роль среды в формировании девиантного либо преступного поведения подрастающих детей велика. Это действительно так, в той мере, в какой внешняя среда накапливает в себе порочные формы поведения, а группа сверстников подавляет индивидуальные мотивы поведения и диктует собственные. Первопричиной

подавления индивидуальных мотивов поведения, правил поведения, принятых обществом, у лица, впервые попробовавшего наркотики, является его слабохарактерность и безволие. Всем известно, что наркотики наносят непоправимый вред здоровью, ведут к деградации личности, запрещены обществом и государством, но все равно некоторые люди делают этот шаг, решив его сделать самостоятельно, ввиду каких - либо причин, либо навязанный сверстниками, потому что это модно. Но применительно к теме, которую мы сейчас оцениваем, нельзя забывать и о биологических качествах среды.

Криминологам известно, что так называемые неблагополучные семьи, порождают высокий процент преступников и лиц, употребляющих наркотики. Это обычно дезорганизованная семья с непостоянством брачных отношений, незаконнорожденностью, ранними беременностями дочерей, многодетностью, низким образовательным цензом, нестабильным трудом, случайными источниками материального обеспечения, бедностью, миграцией, преступным поведением, плохим здоровьем. Дети в таких семьях безнадзорны, ответственность за детей родители часто перекладываются на детские учреждения, школу, полицию.

Следует обратить внимание еще на некоторые характеристики. Повышен порог слухового восприятия: они часами слушают столь громкую музыку, что от такого уровня децибелов у здоровых людей повышается кровяное давление и учащается сердцебиение. То же можно сказать о повышении порога зрительного раздражения на примере кислотных цветов и даже сочетаний в одежде, в обустроенном по своему вкусу жилище. Столь же слабая реактивность анализаторов прослеживается и в эмоциональной сфере молодых людей. В качестве примера можно привести ранние неразборчивые половые связи, редкость состояний трепетной влюбленности, когда впечатляюще воспринимается взгляд, прикосновение, сам факт встречи. Естественно, что при слабой реактивности, высоком психофизиологическом пороге, не пропускающем слабые раздражители, существует необходимость в сильных раздражителях. Таким сильным раздражителем становится искусственная стимуляция наркотиками, алкоголем.

Психиатрический анализ девиантных личностей позволяет выявить отклонение от нормы практически во всех сферах психики. Так, их интеллект отличается слабым осмыслением, незаинтересованностью в умственных занятиях, отсутствием познавательных интересов (учеба, чтение развивающих книг, участие в кружках), другие интересы пассивны, нестойки и, по сути своей, развлекательны. Слабость интересов, малая способность предвидения (в том числе последствий собственных поступков) делают невозможным це-леполагание, планирование будущего, начиная от профессии. Естественно, что общий объем знаний крайне мал, даже в областях, которые, казалось бы, их интересуют.

Эмоциональная сфера характеризуется обедненной гаммой чувств, преобладанием архаичных чувствований, гневливости, агрессивности. Эмоциональная неразвитость в сочетании с упомянутым высоким порогом психофизиологического восприятия проявляется обезличенностью межличностных отношений.

Вместе с тем, что очень важно в условиях сегодняшней эпидемии наркомании, к злоупотреблению ими привлекаются здоровые, недевиантные дети. Подростков вовлекают в наркотизацию посредством моды,

ЛИЧНОСТЬ НАРКОМАНА

Галузинский А. А.

активно насаждаемой через молодежный досуг. Преступность в этой группе связана не с глубинными особенностями личности, а с непосредственным действием наркотика или является результатом личностных изменений, нажитых в процессе болезни, наркомании.

Наркомания - тяжелое заболевание, поражающее весь организм, ведущее к преждевременной смерти. Но к нашей теме относится лишь часть многообразной патологии, которая предопределяет расстройства поведения, - психика. Криминальное поведение наркоманов выражено прежде всего симптомами болезни, а развивающиеся сопутствующие психические расстройства облегчают, упрощают совершение преступлений. Ведущим симптомом болезни является влечение к наркотику. Это влечение по своей интенсивности, всеохватности сопоставимо с другими жизненно важными (витальными) влечениями человека. При сопоставлении оказывается, что тяга к наркотику сильнее потребности в еде и прочем. Для утоления этого влечения, добычи средств на покупку вещества наркоман не останавливается ни перед чем.

Особенно опасны больные, злоупотребляющие опийными препаратами и стимуляторами, интеллектуальный дефект которых менее выражен, чем у тех, кто принимает седативные средства и фантастики (гашиш, ЛСД, псилоцибин и др.). Состояние влечения обостряет их психические возможности, они начинают лучше соображать, концентрироваться, становятся целеустремленными, изобретательными, убедительно лгут, способны обмануть и опытных проницательных людей. Но нередко к своей цели идут прямолинейно, напролом, что зависит от силы влечения и способности к самообладанию, маскировке.

Влечение к наркотику у наркомана обычно возникает при вытрезвлении, когда концентрация наркотика в крови падает. Оно пока еще не столь интенсивно, как в состоянии абстиненции ("ломки"), но его сила увеличивается, поддерживаемая опасением, что следующей дозы он может не достать. Поэтому надо считать, что влечение у наркомана практически постоянно, оставляя его лишь на короткое время высоты опьянения. И, следовательно, наркоман постоянно криминогенен. Впрочем, даже находясь в опьянении, он озабочен добыванием денег. Поэтому и не охваченный тягой к наркотику он не упускает возможности украсть, отнять, смошенничать.

Условием повышенной криминогенности личности наркоманов является развивающиеся у них психические изменения, психический дефект. Этот дефект можно сравнить с тем, что наступает при некоторых серьезных психических болезнях, например при шизофрении.

Нагляден этический ущерб, который претерпевает личность, и до заболевания не отличавшаяся высоким нравственным уровнем. Паразитический образ жизни не тяготит, а иногда даже служит предметом гордости. Идеалы откровенно циничны, и не возникает внутренней потребности это скрывать.

Известная лживость наркомана вовсе не всеобъемлюща, как принято считать, она связана лишь с собственно наркотизацией, с тем, что грозит конфликтом или уголовной ответственностью. В остальном наркоман может быть откровенен излишне, вызывающе, до степени, которая в психиатрии оценивается как "обнаженность", что не позволяет себе здоровый человек.

Если в начале наркотизации группу связывали какие-то общие чувствования, то с развитием болезни наблюдается переход на одиночное потребление, как

это бывает, например, и при алкоголизации. Отношения с миром становятся формальными. Есть круг знакомых по общему, наркотическому интересу, и здесь к связям примешиваются обман, подозрительность, недоброжелательность. Как правило, наркоман в отличие от алкоголика, который расположен к своим собутыльникам, не скажет о своих приятелях доброго слова. Следственная, оперативная работа в этой сфере не должна представлять большой сложности. Здесь крайне упрощен и "торг": при условии снисхождения, нарастания абстиненции наркоман "сдает" кого угодно, даже, казалось бы, самого близкого человека.

В процессе болезни прогрессируют черствость, бесстыдство; чувство благодарности очень быстро исчезает, как и сочувствие, сострадание, даже если эти качества до наркотизации были выражены.

Этическое снижение нельзя объяснить только ситуацией, которую создал себе наркоман, ситуацией, которая делает необходимостью постоянную ложь, увертки, незаконную добычу средств. Этические качества теперь уже не поддерживаются эмоциональной функцией.

В течение болезни прогрессирует эмоциональное опустошение. Оно имеет основой определенные биохимические изменения в нервной системе, уже известные науке. Наркоман как бы сжигает запас своей эмоциональности в интенсивных, частых эйфориях.

Первыми исчезают тонкие, высокие чувствования, связанные с высокими представлениями, нюансировка переживаний. Та эмоциональная патология, которая наблюдается врачами у наркоманов, - депрессия, дисфория - не противоречит утрате эмоциональности в ее человеческом понимании. Депрессия, дисфория со злобой и агрессией, аутоагрессией - это древнейшие, архаические чувства, выраженные у некоторых людей. На этот уровень эмоциональности опускаются с развитием болезни и душевнобольные, и наркоманы. Внешним показателем низкого эмоционального уровня могут служить многочисленные поверхностные в разных направлениях самопорезы на предплечьях или груди. Это форма аутоагрессии часта у истерических личностей и сопрягается с демонстративным, театральным поведением, особой приукрашивающей себя лживостью.

Постепенно личность становится уплощенной, опустошенной. Такая бесчувственность объясняет особенности насильственных преступлений, совершаемых больными. В особо кровавых, излишне жестоких, на взгляд здорового человека, преступлениях может быть след наркотика - опьянения, дефекта вследствие наркомании.

Интеллектуальная деградация наркомана хорошо прослеживается в тех случаях, когда до заболевания уровень умственного развития был достаточен. Утрачивается интерес к умственным задачам, оценке, анализу ситуаций, слабеет способность к активной концентрации внимания, что еще больше затрудняет мыслительные операции, ухудшается память на то, что не заряжено эмоционально, т.е. на то, что не связано с наркотиком.

О былом хорошем интеллектуальном развитии можно судить по запасу слов, достаточно богатому; скудный запас с преобладанием жаргона, стереотипных выражений, прибауток говорит об изначальном низком интеллектуальном уровне. Это позволяет косвенно судить о давности болезни в первом случае не только по измененным венам. Как известно, все впервые задер-

жанные утверждают, что они приняли наркотик "первый раз".

Наркоман становится плохим учеником и плохим работником, даже если он не работник умственного труда. При необходимости он еще может собраться, выполнить некую задачу, особенно если речь идет о том, как достать наркотик или деньги для его покупки. Но эти усилия кратковременны, больной легко истощаем и спустя 1 - 2 часа оказывается интеллектуально беспомощным, способным только на понятные, упрощенные аффективные реакции.

Нарастание интеллектуальной деградации приводит к видимому слабоумию. Больной, даже будучи трезвым, плохо понимает обращенные к нему вопросы, отвечает неточно, как бы мимо смысла, интересующего собеседника; на новый вопрос может дать прежний ответ. Отвечает с паузами не потому, что обдумывает, как лучше ответить, а потому, что с трудом старается понять. Эта тяжелая теперь для него работа видима мимически: лицо не напряжено и живо, а расслаблено и тупо. С прогрессированием слабоумия исчезает способность виртуозно лгать - уже мало кого он может обмануть.

Описанные выше особенности личности наркомана -эмоциональная бесчувственность, опустошение,

вплоть до слабоумия, его интеллектуальных возможностей, что не позволяет ему предвидеть смысл ситуации, в которой он оказался, и последствия своих поступков, волевое снижение - приобретают особый криминальный смысл в контексте среды.

Здесь мы имеем в виду не человека, который попробовал наркотик разово, не того, кто только начинает наркотизироваться, а именно больного наркоманией, у которого дефект, нажитый в процессе болезни, уже выражен. Первым еще может управлять страх разоблачения. Больным-наркоманом движет только потребность в наркотике, которая превышает инстинкт самосохранения, а не только этические мотивы, чувство ответственности, долга и т.п.

В микросреде (семья, работа, друзья) - это человек, на которого ни в каком отношении рассчитывать нельзя, а можно ждать только неприятностей и ущерба. В макросреде (общество) он представляет, особенно в наши дни, крайнюю социальную опасность. "Подкармливая" его желанным наркотиком, его можно подвести к совершению любого преступления, вплоть до выполнения террористических действий. Правда, ненадежность наркомана делает его одновременно и опасным свидетелем. После использования, выполнения разового задания их обычно ликвидируют.

Самыми частыми преступлениями, которые сопутствуют наркомании, являются не просто корыстные, а те, которые позволяют получить сиюминутную корысть. Необходимость достать наркотик - основной категорический мотив жизни наркомана, превышающий потребность в еде и питье.

Измененное состояние сознания, эмоциональные расстройства снимают поведенческий контроль и высвобождают примитивные инстинкты агрессии, насилия. Нарушения воли легко делают наркотизирующего пассивным орудием преступления, а нарушение интеллекта накладывает отпечаток на совершаемые действия.

Разумеется, ни одна психическая функция не работает изолированно (наше психиатрическое разделение на сферы психики условно), а только интегрировано, в комплексе. Но важно подчеркнуть, что лица, вовлеченные в наркоманию, даже в случае разового, перво-

го приема наркотика способны к совершению преступлений. И нередко характер преступления, особенности его исполнения дают основание предполагать "наркотическую окраску" события.

Подводя итог, можно сделать вывод, что люди, подверженные этой беспощадной болезни не только ухудшают свое состояние здоровья, уничтожают свой интеллект и способность к нормальному существованию, но и причиняют боль своим родным и близким. Более того, в процессе систематического употребления наркотиков, возникает настолько сильная привязанность к ним, что наркоману, на уровне психофизиологических процессов, происходящих у него в организме, уже очень трудно отказаться от них, либо это вовсе невозможно. И в итоге конец всегда один и тот же: тюрьма, больница или смерть.

Список литературы:

1. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступное поведение и психические аномалии. М., 1998.

2. Прудников Б.П. Виктимное поведение несовершеннолетних наркоманов / Под ред. д-ра юрид. наук С.Я. Лебедева. М., 1999.

3. Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.

Literature list:

1. Antonyan Y.M., Borodin S.V. Crime behaviour and psychic aperiodicities. M., 1998.

2. Prudnikov B.P. Victim behaviour under age narcomaniaces / edited by doctor of juristic sciences S.Y. Lebedeva. M., 1999.

3. Gabiani A.A. On the adge of precipice: drug addiction and narcomaniaces. M. 1990.

Рецензия

на статью Галузинского А.А. «Личность наркомана, психофизиологические аспекты формирования наркотической зависимости».

Статья написана на актуальную для современной России тему. В последние годы отмечается значительный рост численности лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества. Тем самым наносится огромный вред здоровью нации, наркоманами совершается также множество сопутствующих преступлений. Именно это побудило автора к осуществлению анализа процессов формирования наркотической зависимости, он также предпринял попытку изучить и понять черты личности наркомана, его сущность.

Ознакомление с содержанием статьи дает основание утверждать, что автор вник в проблему исследования. На основе изучения литературных источников, представлен механизм формирования наркозависимой личности, её интеллектуальной деградации и последующего поведения. Автором также анализируются возможные причины формирования наркотической зависимости: окружение, неблагополучие в семье, безволие и влияние молодежной моды. Материал изложен хорошим литературным языком.

Рецензируемая статья А.А. Галузинского отвечает необходимым требованиям, она актуальна, имеет научную новизну и заслуживает публикации в научном издании, включенном в перечень Высшей аттестационной комиссии.

Доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ В.П. Ревин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.