Научная статья на тему 'Личность и жизненный путь личности: от теории к методологии'

Личность и жизненный путь личности: от теории к методологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1514
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / PERSONALITY / LIFE COURSE / SOCIAL FACTS / SOCIAL ACTIONS / SOCIALIZATION / INDIVIDUATION / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пахарь Анна Михайловна

Противостояние в социологической науке двух основополагающих концепций изучения личности и общества традиций реализма (Э. Дюркгейма) и номинализма (М. Вебера) носит условный характер, вследствие того что личность по своей природе одновременно существует в двух плоскостях индивидуальной и социальной. Становление личности происходит через «социальное», то есть существующее в обществе и созданное им: системы морали, ценности, нормы, традиции. Агентами первичной социализации являются ближайшие родственники, которые оказывают большое влияние на формирование личности. Их оценки, переработанные личностью, складываются в ее самооценку. Но не менее важно и то, что личность также сама является «творцом» самой себя благодаря существующему вектору развития. Компонента индивидуального в развитии личности предстает в виде социальных действий, которые имеют цель и предполагают осмысленность, то есть согласованность с внутренними, психическими уровнями личности. Кроме того, не стоит забывать о роли и значимости природных инстинктов и стремления к развитию и совершенству, которые наличествуют у индивида уже при рождении. В соответствии с вышеизложенным, жизненный путь личности автором был определен как путь, складывающийся в зависимости от социального (социализация, внешние условия жизни), внутреннего (наследуемого того, что дано от природы, и врожденного внутреннего стремления к саморазвитию и совершенствованию) и опытного («Я», изменяемого в соответствии с опытом) компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PERSONALITY AND A PERSONAL COURSE OF LIFE: FROM THEORY TO METHODOLOGY

Confrontation in social science of two fundamental conceptions of study concerned with an individual and a society traditional realism (E. Durkheim) and nominalism (M. Weber) is of conventional nature, since a person concurrently exists in two spaces: individual and social. Personal development proceeds by virtue of the social, i.e. existing in the society and created by it: system of morals, values, norms, and traditions. Primary socialization agents are the next of kin who have a great influence on the formation of the personality. Their appraisals, processed by a person, transform into the personal self-appraisal. But no less important is the fact that the person is also an independent creator of oneself thanks to the existing development vector. The individual component in the personal development appears in the form of social actions that have a purpose and are supposed to be considered, which means compliance with the inner, psychic levels of the personality. Furthermore, it should be mentioned the role and importance of natural instincts and aspiration for self-development and self-perfection, which a person has as early as right after one’s birth. In accordance with the foregoing, the author defines a personal course of life as a way depending on the social (socialization, external conditions of life), the inner (inherited what is given by nature, and innate the inner pursuit of self-development and self-improvement) and the experience-based (self-conception that varies according to the experience) components.

Текст научной работы на тему «Личность и жизненный путь личности: от теории к методологии»

УДК 316.776 Пахарь Анна Михайловна научный сотрудник

информационно-аналитического центра факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

ЛИЧНОСТЬ И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ:

ОТ ТЕОРИИ К МЕТОДОЛОГИИ

Резюме:

Противостояние в социологической науке двух основополагающих концепций изучения личности и общества - традиций реализма (Э. Дюркгейма) и номинализма (М. Вебера) - носит условный характер, вследствие того что личность по своей природе одновременно существует в двух плоскостях - индивидуальной и социальной. Становление личности происходит через «социальное», то есть существующее в обществе и созданное им: системы морали, ценности, нормы, традиции. Агентами первичной социализации являются ближайшие родственники, которые оказывают большое влияние на формирование личности. Их оценки, переработанные личностью, складываются в ее самооценку.

Но не менее важно и то, что личность также сама является «творцом» самой себя благодаря существующему вектору развития. Компонента индивидуального в развитии личности предстает в виде социальных действий, которые имеют цель и предполагают осмысленность, то есть согласованность с внутренними, психическими уровнями личности.

Кроме того, не стоит забывать о роли и значимости природных инстинктов и стремления к развитию и совершенству, которые наличествуют у индивида уже при рождении.

В соответствии с вышеизложенным, жизненный путь личности автором был определен как путь, складывающийся в зависимости от социального (социализация, внешние условия жизни), внутреннего (наследуемого - того, что дано от природы, и врожденного - внутреннего стремления к саморазвитию и совершенствованию) и опытного («Я», изменяемого в соответствии с опытом) компонентов.

Ключевые слова:

личность, жизненный путь, социальные факты, социальные действия, социализация, индивидуа-ция, самоактуализация.

Pakhar Anna Mikhaylovna

Research associate, Information Research Centre, Social Science Department, Saint Tikhon’s Orthodox University of Humanities

A PERSONALITY AND A PERSONAL COURSE OF LIFE: FROM THEORY TO METHODOLOGY

Summary:

Confrontation in social science of two fundamental conceptions of study concerned with an individual and a society - traditional realism (E. Durkheim) and nominalism (M. Weber) - is of conventional nature, since a person concurrently exists in two spaces: individual and social.

Personal development proceeds by virtue of the social,

i.e. existing in the society and created by it: system of morals, values, norms, and traditions. Primary socialization agents are the next of kin who have a great influence on the formation of the personality. Their appraisals, processed by a person, transform into the personal self-appraisal.

But no less important is the fact that the person is also an independent creator of oneself thanks to the existing development vector. The individual component in the personal development appears in the form of social actions that have a purpose and are supposed to be considered, which means compliance with the inner, psychic levels of the personality.

Furthermore, it should be mentioned the role and importance of natural instincts and aspiration for self-development and self-perfection, which a person has as early as right after one’s birth.

In accordance with the foregoing, the author defines a personal course of life as a way depending on the social (socialization, external conditions of life), the inner (inherited - what is given by nature, and innate - the inner pursuit of self-development and self-improvement) and the experience-based (self-conception that varies according to the experience) components.

Keywords:

personality, life course, social facts, social actions, socialization, individuation, self-actualization.

В статье проанализированы, обобщены и визуализированы концепции интерпретативной парадигмы М. Вебера, Дж. Мида, Ч. Кули; функционалистской парадигмы Э. Дюркгейма; феноменологии Э. Гуссерля, А. Шюца; этнометодологии П. Бергера, Т. Лукмана, Г. Гарфинкеля; структурализма П. Бурдьё. Для комплексного понимания проблематики личности в процессе анализа теоретического материала были изучены работы, посвященные исследованию личности, следующих ученых: А. Маслоу, Э. Эриксона, К.Г. Юнга, И.С. Кона.

В социологической науке не умаляется противостояние двух основных концепций, различающихся во взглядах на общество и личность, взятых за первооснову. Традиция реализма представлена работами Э. Дюркгейма, предмет ее изучения - «социальные факты» (структуры и институты, их влияние на личность); основные методы: сравнительно-исторический и опросный.

Традиция номинализма представлена концепцией социального действия М. Вебера, предмет ее изучения - определение ситуации «с точки зрения действующего», используемые методы: этнографический (включенное наблюдение) и биографический. На наш взгляд, здесь нет противостояния, так как личность существует в двух плоскостях: индивидуальной и социальной. Поэтому исследования жизненного пути личности также имеют двойственную природу. Уровень «индивидуального», на котором происходят процессы индивидуального развития, и уровень «социального», где представлены события всего общества и истории общества, взывают к необходимости всестороннего изучения природы человеческой личности в междисциплинарном масштабе.

Личность существует во временных плоскостях: настоящем, прошлом (рефлексирует, делает выводы) и будущем (планирует, ставит цели) и, ввиду своей природы, развивается в биологической, психологической и социальной временных координатах. Биологический возраст, который подробно описан Э. Эриксоном [1] и представляет собой «возраст по паспорту», должен соответствовать возрасту психологическому, определяющему степень зрелости, целостности личности, проявляющуюся в совершаемых выборах и в моделях поведения. Указанное соответствие индикатирует здоровое развитие личности. Социальный возраст представляет собой «социальное расписание жизни», принятое в обществе; он сообщает личности, что и к какому возрасту она должна достичь.

Становление личности происходит через «социальное» - то, что существует в обществе, и то, что создано им [2]. К «социальному» относятся система морали, нормы, ценности, традиции, универсалии, фиксируемые в социальных институтах. Всё это индивид представляет в своем сознании в виде «обобщенных других» - это «компонента социального» в его жизненном мире [3], всё то, что оказывает влияние на индивида, к чему он приобщается, что усваивает в процессе социализации, обеспечиваемой через агентов.

Агенты первичной социализации - это ближайшие родственники, выполняющие воспитательную функцию (родители или люди, их заменяющие, если родители отсутствуют). Они представляют собой «значимых других» и дают оценки социализирующейся личности, выступают в роли «зеркал», в которые «смотрится» индивид и складывает о себе определенное мнение (их оценки перерабатываются индивидом и становятся его самооценкой) [4; 5]. Личность, таким образом, предстает как «творящееся», поскольку над ней производят действие, она приобщается к общим для всех категориям реальности (усваивает систему социальных фактов), получает опыт в обществе [6].

Не менее важно то, что личность также является «творцом» самой себя. Компонента индивидуального в развитии личности предстает перед нами в виде социальных действий, поскольку они имеют цель и предполагают осмысленность, то есть согласованность с внутренними, психическими уровнями личности [7]. Наряду с «научением жизни в обществе» и приобщением его к категориям (социальным фактам) идет процесс индивидуации (достижения цельности) [8]. Личность имеет вектор развития и соотносит с этим вектором все, чему ее «научает» общество, осмысленно ставит цели и продумывает этапы их достижения.

В результате влияния общества и переработки данного влияния индивидом формируется «жизненный мир личности» [9]. Это мир смыслов, который включает в себя абстракции (люди, народ, государство с его институтами, нормы и ценности), усвоенные и ставшие «своими» для личности; социальные ожидания, которые базируются на статусах, предполагающих исполнение ролей. «Я», можно сказать, как бы живет в «социальном теле» (габитусе) [10]. Но это «социальное тело» было приобретено индивидом в процессе социализации.

При рождении в индивиде наличествуют природные инстинкты и врожденное стремление к развитию и совершенству. Это «Я» индивида, которое всегда есть его центр, но актуализироваться это стремление «Я» сможет после удовлетворения базовых потребностей и перехода на уровень «метапотребностей» и «метамотивов», когда происходит самоактуализация.

Самоактуализацию нельзя отнести к разряду нужд - она внутренний рост, развитие тенденций, заложенных в организме [11]. Это есть «Истинное Я» - «Я», к которому человеку следует прийти, его следует открыть в себе и развить.

Описанные выше процессы изображены на рисунке 1. Человек (объект и субъект развития) наделен сознанием и потому, в отличие от всех других живых существ, не просто реализует свой жизненный цикл, живет, но проживает (или переживает) свою жизнь. Истолкование, конструирование жизненных событий человеком, а не сами по себе события - вот что делает каждую человеческую жизнь неповторимой и определяет бесконечное множество траекторий жизненного пути.

Социализация

(процесс научения через «значимых других» и «зеркала» -А. Халлер, Д. Мид, Ч. Кули)

і і Тр-

Социальные факты - (все, что производится в обществе обществом -Э. Дюркгейм) ГгТУ) япичность как «творящееся» (опыт человека в обществе -И. Кон)

\ \ / /

(деятельность по реализации целей - М. Вебер) (самореализация, самоактуализация - А. Маслоу)

Индивидуация

(процесс достижения цельности, врожденное стремление к совершенству, понимание предназначения - К. Юнг)

«Собирание социальных ролей воедино», дружба, любовь —от уровня эгоцентричности к близости к другим

Общечеловечность - сопричастность человечеству. Труд во благо других людей

| 1-Рождение] II 1 111 | V - начало зрелости (12-18) | VI - зрелость | VII I vm

Включение в группу = групповая идентичность + эгоидентичность Вхождение в полноту идентификации Целостность = успешное развитие

Стадии развития и процессы жизненного цикла (Э. Эриксон)

Целостность жизни личности, в свою очередь, является предпосылкой ее активности, инициативы, индивидуальных проявлений. Индивид непрерывно эволюционирует как единое целое, ни одну сторону его жизни нельзя понять в отрыве от других сторон, с которыми она тесно связана в процессе своего личностного развития. Превращение индивида в личность означает не только появление особого субъективного феномена «Я», но и оформление объективно проявляющейся способности вести себя свободно и независимо от действующих причин и обстоятельств, осуществлять свободный выбор. Личность на протяжении жизненного пути формируется и как социальный субъект - в соответствии со своим окружением, социальными условиями, и как индивидуальный - в соответствии с тремя уровнями и способностями личности, данными от природы.

Таким образом, жизненный путь личности - это путь, складывающийся в зависимости от социального (социализация, внешние условия жизни), внутреннего (наследуемого - того, что дано от природы, и врожденного - внутреннего стремления к саморазвитию и совершенствованию) и опытного («Я», изменяемого в соответствии с опытом) компонентов. Следовательно, жизненный путь личности необходимо изучать комплексно, целиком исследуя все стороны биографии.

Ссылки:

1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. ; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М., 1996. 344 с.

2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bib-liotek_Buks/Sociolog/Durkgeim/_Soc_Index.php (дата обращения: 03.09.14).

3. Шюц А. Избранное : Мир, светящийся смыслом / пер. с нем. и англ. М., 2004. 1056 с.

4. Мид Дж.Г. Избранное : сб. пер. / отв. ред. Д.В. Ефременко. М., 2009. 290 с.

5. Соо1еу Ch. The Social Self [Электронный ресурс] // The Two Major Works of Charles H. Cooley; Human Nature and the Social Order & Social Organization. Glencoe, 1956. Part II. P. 168-207. URL: https://www.brocku.ca/MeadProject/Coo-ley/Cooley_1902/Cooley_1902f.html (дата обращения: 03.09.14).

6. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. 335 с.

7. Вебер М. Избранные произведения [Электронный ресурс] / пер. с нем. ; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова ; предисл. П.П. Гайденко. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/06.php (дата обращения: 03.09.14).

8. Юнг К.Г. Психологические типы [Электронный ресурс]. URL: http://www.typelogic.ru/jung/psyhological_types/index.html (дата обращения: 03.09.14).

9. Шюц А. Указ. соч.

10. Бурдьё П. Практический смысл [Электронный ресурс] / пер. с фр. А.Т. Бикбова, К.Д. Вознесенской, С.Н. Зенкина, Н.А. Шматко ; отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. СПб., 2001. 562 с. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/bourdieu-all.htm (дата обращения: 03.09.2014).

11. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. URL: http://nkozlov.ru/library/psychology/d3478/ (дата обращения: 03.09.14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.