Научная статья на тему 'Личность и семья в поисках образа жизни'

Личность и семья в поисках образа жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личность и семья в поисках образа жизни»

ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, 'ЭКОНОМИКА УРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ 12-13 ноября 2015 г. С. 71-73

УДК 17:37.01

ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ В ПОИСКАХ ОБРАЗА ЖИЗНИ

В. Я. Нагевичене

Есть разные пути духовного совершенствования личности. Некоторые идут по широкому пути, медленно, постепенно, проходя, как большинство людей через брак (церковный или светский), деторождение, какой-либо профессиональный труд, пестроту суетной жизни, общения с людьми, сквозь земные радости и наслаждения, а затем уже созидательного или стихийного подхода к познанию себя и своих способностей. Но есть путь узкий, высший, праведный, принадлежащий тем, кто обладает в душе особым даром, требующим жесткого самоограничения - даром святости. Вряд ли для этого понадобится большое количество монастырей и келий, но они будут, кого узкий путь духовного становления погонит на уединение для раскрытия способностей своей души. Но может быть и обратный путь - из монастыря, из уединения в семью, в светский образ жизни, который, естественно не может быть подвергнут обществом остракизму.

Новый Завет, Завет Христа, больше ориентирован на монашество, иночество, чем на брак и семью. В основе человека его жизнедеятельности и отношения к браку и семье лежит пол. Именно он определяет функции человека биологического характера («рожать» или «хлеб добывать»), его отношение к браку или безбрачию, его ценности в семье (детородной - для «очищения греха», или целомудренной, даже с сохранением девства).

Новый Завет, религия Христа больше призывает к девственности, к «братней» любви монахов, к отшельнической жизни, как основе скорейшего познания Бога, чем к формированию семьи. Но и ее Новый Завет признает в двух необходимых началах становления: 1) не смогли противостоять своему телу духом, во избежание блуда, как регулятора сексуальных отношений; 2) для очищения от первородного греха рождением своих детей.

Церковь не оставляет без внимания семью, во-первых, она должна быть всегда в Церкви, «воцерковленной», а не быть автономной, во избежание создания различных внеконфессио-нальных ересей; во-вторых, для несения функции воспитания детей - самой трудной функции родителей, которая продолжается до самой старости. И основное качество, которое должны воспитать родители у своих детей - быть христианином, любить Бога, а потом все остальное: любовь к ближним, доброта, трудолюбие, практичный и трезвый ум и достаток в доме, а также прославление Отечества.

Церковь очень не приветствует людей не воцерковленных. Она требует от родителей чаще приводить детей в Церковь, чтобы эту дорогу они знали с детства и сохраняли всю жизнь и не вставали на путь самостоятельного духовного развития, познания себя, смысла Бытия, Мира, Бога.

Люди, обладающие духовным опытом - постижением себя, Бытия, Мира и Бога являются религиозными личностями. Они имели «встречу с Богом», они прошли через «обращение», они перешли от рубежа «духовного делания» (обрядовой стороны определенной конфессии) к следующей ступени духовного становления - «духовному думанью» (формированию своего видения Мира, Бытия и Бога).

Они могут быть в конфессии как «воцерковленные» и служить в монастыре, могут уйти в отшельничество, могут создать свою теоретическую концепцию или практическую секту. Они могут быть как конфессиональными, создать религиозный брак и семью или быть вне-конфессиональными личностями.

Категория внеконфессиональных религиозных личностей широко была представлена на Руси в качестве ведунов, колдунов, предсказателей... Это - «гностики». Взгляды ведунов, предсказателей составляли основу народных верований и были тождественны со взглядами монахов православного христианства, в котором отшельники и монахи тоже обладали (гностическим) даром видения, озарения, откровения. Это - основа христианства, созданного

Формирование поликультурного пространства урала и зауралья: история, теория, практика

Иисусом Христом, имеющим «встречи» с Отцом, обладающим даром Озарения и Откровения, и исполнившим волю Господа. Христианство - больше религия пророков и отшельников, религиозных людей, обладающих благодатью, харизматическими дарами, закладывающимися в основе «поврежденности» или «грехопадения», то есть в духовном, религиозном опыте, который до христианства так был развит у гностиков, эссенов, в общине которых жил и Христос со своей матерью. Весь Новый Завет призывает быть в браке «страннолюбивыми», сохранять девственность обоих супругов, но если уж этого не произошло в силу слабости, немощи тела, то нужно быть обязательно в Церкви и проводить всю обрядовую сторону «духовного делания», для укрепления которого можно и дом сделать «домашней церковью» - со всей необходимой литургией, которую обязан проводить глава семьи.

Семья - от Бога, это таинство, любовь нужно отдать Богу, а тело и разум должны формировать семью, славя Бога за то, что Он дает им, ибо только Бог за нас все знает и решает.

Церковная семья не знает «сумасшедшей» любви и «диких» разводов как светская семья, она стабильна по разуму, верна по плоти и едина по духу. У нее больше шансов уцелеть во все времена меняющейся государственной политики, ибо она больше сориентирована на Церковь, чем на государство любого типа, она выживала «катакомбно» в советский период, выжила в условиях «шоковой терапии» и дальше устоит.

Русская Православная Церковь определила свою социальную политику в отношении к народу, усилила акцент на православном воспитания молодых людей, оказания им помощи в их бездуховном блуждании и реальном сиротстве, она призвала семьи к возрождению традиционных ценностей (догматического обоснования семьи и семейного воспитания, а также отказа от абортов и разводов). Она определила православную (церковную) семью как основу нации и государства.

Конечно, о религиозных личностях (схимонахах) Церковь не забыла и содействует строительству скитов. Схимонахи помогают многим людям, стремящимся к ним. Они содействует развитию творчества у людей, обратившихся к ним: музыка, живопись, иконопись... или проводят воспитательную функцию для беспризорных детей, или оказывают реабилитационную функцию для воинов, служивших в горящих точках, а также помогают в излечении наркоманов, психически больных и умственно неполноценных. Каждый в монастыре будет устроен на свой «сродный» труд (Г.С. Сковорода), но все должны быть в Церкви, «воцерков-ленными», а не стоять на внеконфессиональных позициях.

Ребенок получает воспитание в семье, которое связано с определенным конфессиональным Символом веры. Эту веру ребенок культивирует в «домашней» и конфессиональной церкви на стадии «духовного делания». Он может остаться в данной конфессии и сформировать в ней по ее символу веры брак (или безбрачие) и семью. Может уйти из конфессии (воины-интернационалисты принимали ислам), потому что обретает опыт «мировосприятия» и «мироощущения», то есть сформировали свою религиозность через другую конфессию. Может не согласиться с прежней конфессией и стать атеистом или внеконфессиональной личностью (иметь собственное видение, прозрение, озарение, не соответствующее конфессиональному символу веры).

Этот же ребенок может более серьезно задуматься над таинствами, которых слишком много в любой конфессии, они все непостижимые, а «грех познания» одолевает личность. Его личный опыт мироощущения, мировосприятия, опыт познания - постижения себя, Бытия и Бога определяет эту религиозную личность. Это высший предел развития религиозной личности - религиозный опыт, но в рамках религиозной конфессии православия, особенно русского православия, он представлен по-русски, в виде опыта Откровения, опыта гения.

Христианский православный брак и семья имеют свою традиционную догматическую опору, сформировавшуюся еще во времена ранних христиан и существующую, традиционно, и по сей день. В ней четко продуманы все функции внутренние и внешние, семья, прежде всего:

1) домашняя церковь, то есть замкнутая ячейка, сориентированная на христианство, где главное - почитание Бога;

В. Я. Нагевичене. ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ В ПОИСКАХ ОБРАЗА ЖИЗНИ

2) несет основную воспитательную функцию «в страхе Божьем», а также в добром отношении к людям и государству;

3) формирует рекреацию «рая», где все друг друга любят и почитают;

4) ориентирует на материальное благополучие; наследство, которое не должно уменьшаться, а только приумножаться;

5) направляет на взаимопонимание всех членов семьи, где не должно быть ссор, ибо это - стыд великий перед Богом;

6) обосновывает разумные отношения супругов, а не отношения, основанные на пылкой страсти, семья, основанная на страстной любви менее устойчива к эмоциональным бурям;

7) определяет общечеловеческую, гуманистическую сущность для каждого члена семьи, нацеливает на родственную любовь;

8) четко утверждает православную догматику, которая сохраняет традиционную культуру, имеющую больше шансов просуществовать, чем новомодные, безликие культурные ориентиры;

9) обязывает семью быть в Церкви - быть воцерковленной, а затем уже она должна нести функцию ячейки государства.

Люди, вступающие в православный брак и формирующие семью, могут быть названы:

- христианскими;

- православными;

- церковными (если обряд венчания был в церкви);

- воцерковленными (если посещает церковь);

- внеконфессиональными.

Если люди не находят согласия с православной церковью из-за своего личностного видения, то становятся на путь внеконфессиональной личности, способной создавать свое учение, связанное со своим видением и восприятием себя, семьи, государства, мира и Бога.

Конечно, выбор личности в отношении своего духовного становления очень разнообразен и может привести к различным формам проявления себя, семьи, культуры, государства., поэтому Русская Православная Церковь очень заинтересована, чтобы каждый человек оставался в рамках той конфессии, которой он принадлежал от рождения, сохраняя традиционную культуру великого русского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.