Научная статья на тему 'Андрогинность как специфическая гендерная характеристика религиозного брака схимников'

Андрогинность как специфическая гендерная характеристика религиозного брака схимников Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
176
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCHEMA-MONK / A RELIGIOUS MAN / A MAN-ANDROGYNE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нагевичене Валентина Яковлевна

The notion of "religious marriage" as an alternative to christian marriage and christian family during the formation of the new testament apostolic christianity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Androgen as specific gender characteristics of religious marriage scholars

The notion of "religious marriage" as an alternative to christian marriage and christian family during the formation of the new testament apostolic christianity.

Текст научной работы на тему «Андрогинность как специфическая гендерная характеристика религиозного брака схимников»

УДК 159.928+159.928.23 ББК Ю945+Ю984.0+Ч421.385.3

АНДРОГИННОСТЬ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ГЕНДЕРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНОГО БРАКА СХИМНИКОВ

В.Я. Нагевичене

Рассмотрено понятие «религиозный брак» как альтернатива христианскому браку и христианской семье в период апостольского новозаветного формирования христианства.

Ключевые слова: схимонах, религиозный человек, человек-андрогин.

В истории христианства всегда присутствовал значительный интерес к монахам и монашеству, в особенности к схимонашеству как самой аскетичной его форме. Духовный путь таких монахов и особенности его становления в теозисе1 связаны с обретением Друга, способного оказать необходимую помощь в процессе озарения, богоявления или откровения. Поэтому можно сказать, что путь монашеского становления («подвига») от простого монаха до схимонаха связан с обрядом братотво-рения - заключения религиозного брака с согласия монашествующей братии. Религиозный брак - это чисто христианское, монашеское установление (религиозный брак - это брак монахов2), предусматривающее оказание помощи монахам в их подвижнической деятельности на пути духовного становления ке-нотипического типа святости, схимонашества. «Братотворение - заключение между двумя неродственными лицами братского союза, на освящение которого была составлена даже особая молитва. Этот обычай существовал у всех индоевропейских народов. Русскими законами братотворение не признавалось, но хотя оно и не влекло за собой никаких юридических последствий. Оно, однако, несомненно, существовало и в России. Здесь оно называлось братство названное или крестовое» [1, с. 404]. Среди монахов существовал определенный обряд братотворения, предполагающий обмен крестами, произнесение клятвы в братской любви и верности перед

1 Теозис (Шео818, греч. ©еюок; - обожествление, обожение) - процесс трансформации верующего, проявляющийся достижением богоподобия или единения с Богом; финальная стадия процесса трансформации и цель духовной жизни верующего.

2 Следует подчеркнуть отличие контекста использованного в настоящей публикации термина от другого омо-нимически сходного, но семантически отличающегося термина «религиозный брак», употребляемого как синоним понятия «церковный брак» - брак, заключенный по религиозным обрядам, не являющийся браком в юридическом смысле и не имеющий правовых последствий.

иконой, зажжение свечей, хождение вокруг аналоя, обмен поцелуями.

Очевидно, что подобного рода союз двух однополых в биологическом плане людей характеризуется определенными социальнопсихологическими особенностями. В связи с этим представляет интерес исследование религиозного брака как варианта узаконенных церковью брачных отношений и его теологических оснований.

Такие понятия, как религиозный брак и религиозная семья, связаны с формой существования схимонахов и не распространяются даже на монахов в обычном монастыре, а существуют только в пустынях (небольших монастырях либо одиноких жилищах отшельников, возникших в отдаленных и пустынных местностях) у схимонашеской братии. Религиозный брак как брак монахов имеет определенные отличия от привычного понимания обыкновенного брака: в обычном браке человек теряет духовное, в иночестве - плотское, поскольку иночество - это способ быть богоподобным, то есть стать по образу и подобию Бога.

Сам феномен религиозного брака возник в первоначальном христианстве и сохранился до нашего времени. Среди апостолов христианства существовали две позиции в отношении брака и связаны они с именами святых Павла и Петра. Павел возглавлял христианство как новую религию - безбрачную, беспорочную, безгреховную, аскетическую, а Петр больше был предрасположен к иудео-христианскому направлению, поэтому призывал к ранним бракам и к включению в брак всех, даже стариков.

В этом плане церковь становилась матерью поучений и утешений в семейно-брачных отношениях. Предписания по таким отношениям и по нравственным постулатам брака и семьи приобрели свое выражение в Апостольских постановлениях - кодификации пастырских правил. Христиане, вступающие в брачно-семейные отношения и не находя в них

Серия «Психология», выпуск 16

103

Социальная и организационная психология и психология управления

ценности в духовном плане, вставали на путь монастырской жизни, где применялись и ценились послушание, целомудрие, взаимный надзор, исправление, самоотречение, бедность. Совершенный христианин - это монах, а монастырь - его место. Православным инокам, имеющим «братнюю любовь», не рекомендовалось жить по одному в пустыне, а предлагалось лучше селиться возле монастырей. Тем самым монах отделял себя целомудренной монастырской жизнью от греховного земного, плотского тела.

У отцов церкви часто повторяются высказывания о необходимости наряду со вселенской любовью иметь уединенную дружбу. Но если первая (вселенская любовь) относится ко всякому, то вторая должна быть осмотрительной в выборе друга. Братская любовь является наиболее «фундаментальным видом любви» [3, с. 43], поскольку предусматривает ответственность, заботу, уважение другого человека и желание продлить его жизнь без конца. Именно этот вид любви наиболее распространенно представлен в одном из самых известных постулатов Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Ядро теософских оснований понимания братской любви составляют представления о том, что в ней наиболее значимо представлены переживания единства, целостности со всеми людьми, человеческого единения и что она возможна лишь между равными. Начало братской любви закладывается в чувстве любви к беспомощному. Начиная любить беспомощного, верующий учится любить его как брата; любить того, кто нуждается в помощи, необходимо так же, как любишь себя самого. П.А. Флоренский предельно четко определил цену, значимость и важность любви к ближнему: «... потеря друга и близкого - выше слов: тут - предел скорби. <...> Одиночество - страшное слово: „быть без Друга“ таинственным образом соприкасается с „быть вне Бога“. Лишение друга - это род смерти» [2, с. 416], и далее: «Дружба - не только психологична и этична, но, прежде всего, она онто-логична и мистична. Так на нее смотрели во

все времена все углубленные созерцатели жизни. Что же есть дружба? - Созерцание Себя через Друга в Боге» [2, с. 438].

В представлении теологов двое верующих образуют две частицы тела Христова. Блаженный Августин указывал на великое таинство любви по двое, это - основная заповедь любви, или любовь не может быть там, где нет Другого, обязательно должен быть объект любви.

В Библии много говорится о высокой нравственности братской любви, которая является одним из условий духовного становления религиозной личности в любви к Богу через любовь к Другу и которая не может быть сравнима с язычниками, живущими во грехе отношений мужеложества, скотоложества. Евангелие призывает к ангельской любви, которая особая, бесполая, небесно-спокойная, всем помогающая и в добре, и во зле, от всех далекая и ни с кем не сливающаяся.

В этом плане важно, как библейски воспринимается Друг, имеющий одинаковый с религиозным человеком пол: половое различие есть только внешняя условность индивидуальности, что индивид сам по себе есть бесполое существо - андрогин, но, тем самым, оно и является самым совершенным и абсолютным. В этом плане религиозный брак - это не только брак монахов, но и союз двух андрогинов, которым нужна помощь в сохранении их андро-гинизма, целостности человека с людьми, Миром и Богом. Религиозный брак через «братнюю» любовь помогает определиться в своей целостности религиозной личности через брата (Друга) и выйти к состоянию целостности своего бытия с Миром и Богом.

Литература

1. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. - Репринт. изд. - М. : Концерн «Возрождение», 1992. - Т. 1.

2. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский. - М. : Правда, 1990. - Т. 1.

3. Фромм, Э. Искусство любви / Э. Фромм // Философия и жизнь. - 1990. - № 8.

Поступила в редакцию 02.03.2012 г.

Нагевичене Валентина Яковлевна. Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных наук, Южно-Уральский государственный университет, филиал в г. Миассе. E-mail: feml@feml.susu.miass.ru

Valentina Ya. Nagevichene. Doctor of philosophy, docent, professor of department of social and humanitarian sciences, Miass branch of South Ural State University. E-mail: feml@feml.susu.miass.ru

104

Вестник ЮУрГУ, № 6, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.