Научная статья на тему 'Личное потребление как фактор экономического роста'

Личное потребление как фактор экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1449
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / PERSONAL CONSUMPTION / EFFECTIVE DEMAND / ECONOMIC GROWTH / CONSUMER SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудряшов К. А.

В статье исследуется роль личного потребления в общественном воспроизводстве, являющегося двигателем экономического роста. Рассматриваются тенденции, способствующие и препятствующие превращению России в страну общества потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CONSUMPTION AS AN ECONOMIC GROWTH FACTOR

The article investigates the role of personal consumption in public reproduction which is the mover of economic growth. The trends are viewed, which promote and impede turning Russia into consumer society country.

Текст научной работы на тему «Личное потребление как фактор экономического роста»

УДК 330.3

К.А. КУДРЯШОВ, аспирант

Нижнекамский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань)

личное потребление как фактор экономического роста

В статье исследуется роль личного потребления в общественном воспроизводстве, являющегося двигателем экономического роста. Рассматриваются тенденции, способствующие и препятствующие превращению России в страну общества потребления.

Потребление создает предпосылку материального и нематериального производства и является побудителем человека к экономической деятельности с целью обеспечения собственного благосостояния и благосостояния членов своей семьи. Именно необходимость удовлетворения потребностей побуждает производителей создавать нужные жизненные блага, а появление новых товаров и услуг стимулирует развитие потребностей человека [1].

В процессе потребления удовлетворяется потребность и исчезает продукт производства, но при этом потребность не исчезает, а возникает вновь, воспроизводится. Карл Маркс пишет: «...Потребление порождает способности производителя, возбуждая в нем направленную на определенные цели потребность. Производство есть непосредственно также и потребление, так как при производстве индивидуум потребляет средства производства, которые используются и изнашиваются, а отчасти и распадаются на основные элементы» [2]. Следовательно, производство стимулирует новое потребление через возбуждение новых потребностей.

Объем товаров конечного потребления, который выпускает экономическая система, зависит от уровня конкурентоспособности и интегральной потребительской ценности этих товаров, а также от качественного уровня потребителей, то есть от качества человеческого капитала. Чем выше качество человеческого капитала, тем больше он и создает, и потребляет, причем не столько количественно, сколько качественно. Потребление двигает вперед экономическую систему. Источниками, обеспечивающими потребление, являются доходы и займы. Но если темп роста совокупного займа опережает темп роста совокупного дохода, то деньги начинают обесцениваться (рис. 1) [1].

В последнее время новые процессы в сфере потребления связаны с такими признаками потребления, которые позволяют говорить и о новом «типе потребления постиндустриального общества». Сегодня, по-видимому, даже в наиболее развитых странах он еще не вполне сложился. Однако некоторые признаки уже можно обозначить. Среди них изобилие материальных благ и услуг и высокий уровень материального потребления

г \

Инфляция

Рис. 1. Рост потребления, порождающий инфляцию

основной массы населения, в котором постепенно стираются границы между производством и потреблением, потреблением и инвестированием, рабочим и свободным временем. В структуре потребления отмечается опережающий рост потребления услуг по сравнению с потреблением материальных благ А в потреблении услуг на первое место выдвигаются деловые, связанные с получением знаний и информации [4].

Россия вносит активный вклад в мировую копилку общества потребления, ведь она является крупнейшим генератором денежных доходов населения. Помимо значительного числа работников, непосредственно занятых добычей, транспортировкой и переработкой сырья, этот сектор «кормит» довольно обширную инфраструктуру - широкий круг трудоемких производств, основным потребителем для которых является сам экспортно-сырьевой сектор либо занятые в нем.

Благоприятная конъюнктура цен последнего десятилетия на энергоносители на фоне экономического роста позволила российскому обществу сформировать новую систему потребления путем копирования западных образцов культуры потребления. Так, согласно «Российской Бизнес-Газете», анализ последнего пятилетия показывает высокие темпы развития потребительского рынка: 10-15% прироста ежегодно. Даже негативное влияние инфляционных процессов не останавливает начавшуюся с 2000 г тенденцию превращения России в постиндустриальное общество потребления [1].

В 2007 г. по отношению к уровню 1999 г. розничный оборот в сопоставимых ценах составил 244%, в то время как объем платных услуг - лишь 157%. Наиболее быстрый рост розничного товарооборота отмечался, по данным Росстата с 2004 по 2007 гг.: его физический объем в 2007 г. составил 169% к уровню 2003 г. Опережающими темпами увеличивалось при этом потребление непродовольственных товаров - рост их продаж за этот период в сопоставимых ценах составил 84% по сравнению с 54% продаж продовольственных товаров.

Одна из причин роста розничного товарооборота - рост доходов населения. Реальные располагаемые доходы населения в 2007 г. составили 156% к уровню 2003 г. Но разный уровень материального достатка обуславливает различия по структуре питания, обеспеченности

товарами длительного пользования, обеспеченности жильем и пр. Еще одной из причин роста послужило бурное развитие потребительского кредитования [4].

Однако в конце 2008 г. началось сокращение потребительского спроса и замедление темпов роста экономики. Макроэкономическое состояние отечественного производства охарактеризовалось резким падением промышленного производства и замедлением инвестиций, повышением процентных ставок и кредитным сжатием, существенным сокращением доходов федерального бюджета и размеров золотовалютных резервов, разворотом финансовых потоков и обесценением валюты.

Для стабильного экономического роста необходим стабильный платежеспособный спрос, позволяющий поддерживать стабильный рост потребления. При этом стоит опираться не столько на внешний рынок, сколько на внутреннее потребление. Поэтому необходимо сместить акцент в экономической сфере с производства на потребление. Стимулируя и расширяя совокупное потребление путем расширения платежеспособного спроса, рынок создает условия для увеличения потребного совокупного товаров и услуг, а значит, и для стабильного общего экономического роста. Государственному регулированию должен подлежать не весь платежеспособный спрос, а лишь та его часть, которая действительно будет реализована в потреблении (производственном и личном). По-другому, объектом потребления будет выступать эффективный потребительский спрос - спрос, вызывающий реальный рост потребления и предложения товаров и услуг. Экономика России отличается от экономик западных стран низким уровнем потребления, поэтому российской экономике целесообразнее регулировать платежеспособный спрос, стимулирующий потребление. Низкий уровень потребления в России обусловлен неравномерностью, полярностью распределения национального богатства и доходов в стране [5].

В рыночную экономику и соответственно в общество потребления Россия вошла причудливым путем. Возник парадоксальный синтез незрелого капиталистического способа производства и глобальной повседневной культуры консюмеризма. Результатом является острое противоречие между ограниченным слабой экономикой пространством

потребительских возможностей и динамично развивающимся пространством желаний.

С одной стороны, Россия далека по уровню своего социально-экономического развития от развитых обществ потребления [6]. С другой -здесь идет формирование капитализма, хотя его основные контуры существенно отличают его от моделей, характерных для развитых рыночных обществ.

Общество потребления возникает как логический результат развития капитализма. Экономический и технологический прогресс делают его возможным, но оно несводимо к экономике. Современные технологии производства товаров широкого потребления позволяют развиваться основам этого общества и в контексте незрелого капитализма. Именно такой синтез характерен для современной России. Формируется социальная стратификация, в основе которой лежат различия в возможности доступа к пространству общества потребления. Как пишет З. Бауман, «у каждого может возникнуть желание стать потребителем и наслаждаться возможностями, которые предоставляет подобный образ жизни. Но не каждый способен быть потребителем» [7]. Иначе говоря, все хотят, но не все могут, а те, которые могут, обладают этой возможностью в разной степени.

В Россию в массовом масштабе проникает западная культура потребления, происходит революция потребительских притязаний, формируется новая система средств потребления, копирующая иностранные образцы, возник заметный слой людей, который по своим материальным возможностям может позволить воспроизводство стилей зажиточных групп развитых стран мира [8].

Крупный специалист по проблемам развивающихся стран М. Торадо ссылается в своем известном учебнике на исследование Г. Кана, в котором страны мира разделены на пять групп по критерию индустриального развития, для каждой из них был определен уровень среднедушевого дохода в год. Данные представлены ниже [4] (табл. 1).

В 2009 г. страна занимала по уровню ВВП в расчете на одного жителя 69 место в мире. Среднедушевой доход в 2009 г. составил 16 886 руб. в месяц.

Таблица 1

Принадлежность стран по критерию индустриального развития к среднедушевому доходу [9]

Страны Среднедушевой доход в долл.

Доиндустриальные 50-200

Частично индустриальные 200-600

Индустриальные 600-1 500

Развитые индустриальные 1 500-4 000

Постиндустриальные 4 000-20 000

наиболее развитая страна с обществом потребления - США, которая производит 20% мирового ВВП, а потребляет - 40%. Благодаря развитому потребительскому рынку США занимают ведущие позиции на мировом рынке. Двигателем экономического роста в США является потребление. Уже в конце XX в. типичная американская семья, состоявшая из 4 человек, имела совокупный доход от 30 до 40 тыс. долл. и выше. Согласно оценкам министерства труда США, в период 1996-2006 гг. фонд личного потребления увеличился на 23% и на его долю в 2006 г. пришлось 67,6% ВВП.

Для России характерно неравенство в потреблении продовольственных товаров различными группами населения из-за дифференциации их доходов. И чем значительнее эта дифференциация, тем выше степень неравенства в потреблении. Коэффициент дифференциации доходов населения по уровню доходов (коэффициент фондов) на 2008 г. составил 17,8 раз, против 13,9 раз в 2000 г., что свидетельствует о расслоении общества на бедных и богатых. Потребление наиболее состоятельных слоев общества при насыщенном рынке ограничивается лишь их потребностями.

Вполне очевидно, что экономический рост ценен не сам по себе, а в качестве основы повышения благосостояния населения, поэтому качественная оценка роста часто дается через оценку динамики потребления [6] (табл. 2).

Таблица 2 Динамика ВВП и личное потребление в ценах 2008 г., % [10]

Наименование Годы

2008 2009 2010

ВВП 5,6 -7,9 7,5

Личное потребление 11,3 -8,1 5,7

Мы считаем, что Россия - это не постиндустриальная страна с обществом потребления, в силу неразвитости финансового рынка. Пока не будут доступны кредиты частному сектору, до-мохозяйствам - у нас не будет высокой культуры потребления. Как писал К. Маркс: «Потребление порождает способности производителя, возбуждая в нем направленную на определенные цели потребность» [11]. Именно внутренний платежеспособный спрос порождает стимулы к производству. В странах западной Европы его формирует в основном средний класс. И нам необходимы более решительные и кардинальные меры по формированию среднего класса собственников и потребителей. Средний класс - это основной потребитель внутреннего рынка.

Между тем мировой опыт сложившихся обществ потребления свидетельствует о необходимости владеть ситуацией, особенно в переходный период. Помимо всего прочего именно потребительский рынок зачастую оказывается двигателем прогресса во всех отраслях экономики, побуждая их производить конкурентоспособную продукцию.

Нам видится, что в настоящее время переход к новому типу потребления по образцу развитых западных стран является одним из важнейших приоритетов развития российского общества.

Список литературы

1. Мун Д.В. Ресурсные риски - вызов идеологии «общества потребления» в России // Финансы и бизнес.- 2009. -№ 6. - С. 15-16.

2. Бондаренко Е.Л. Личное потребление в условиях экономической интеграции стран - членов СЭВ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - С. 112.

3. Иванов В.Н., Суворов А.В. Доходы и потребление российского населения в условиях кризиса и альтернативы государственной политики в этой сфере // Проблемы прогнозирования. - 2009. - № 6. - С. 3-5.

4. Гужва Е.Г. Потребление как национальный приоритет: Российская специфика // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3. - С. 1-19.

5. Баруллин С.В., Баруллина Е.В. Модель экономики потребления и финансовые механизмы ее реализации в России // Финансы и кредит. - 2005. - № 20. - С. 8-15.

6. Дашин П.В. Групповая динамика потребления в современной России // Теория и практика общественного развития. - 2006. - № 3.

7. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. - М.: Весь мир, 2004.

8. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. - 2005. -№ 2. - С. 3-39.

9. Торадо М.П. Экономическое развитие. - М.: Экон. ф-т МГУ, ЮНИТИ, 1997. - С. 622.

10. URL: http://www.macroforecast.ru/doc/bulleten_qum-mir_ 17_www. doc

11. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 12. - С. 718.

В редакцию материал поступил 08.09.10

Ключевые слова: личное потребление, платежеспособный спрос, экономический рост, общество потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.