Психологические науки
ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ
Т.М. Краснянская
PERSONAL HUMAN SAFETY IN PSYCHOLOGY OF SAFETY PROBLEMATIC FIELD
Krasnyanskaya T.M.
The article introduces the author's definition of personal human safety, founds four components organization of this psychological phenomenon. Basing on Russian psychology research materials it reveals personal human safety contents at the level of four dimensions -individual, subject, personality and individuality.
В статье вводится авторское определение понятия «личная безопасность человека», обосновывается четырехкомпонентная организация этого психологического феномена. На материале отечественной психологии раскрывается содержание личной безопасности человека на уровне четырех его измерений - индивида, субъекта, личности, индивидуальности.
УДК 159.9.07
Определение категории «личная безопасность» основывается на осмыслении содержания исходного понятия «безопасность». Несмотря на кажущуюся смысловую простоту на уровне бытовых и интуитивных представлений, общепринятое научное определение безопасности в настоящее время отсутствует. Данное положение обусловлено особой сложностью и внутренней противоречивостью фундаментального понятия «безопасность», смысловое наполнение которого формируется достаточно длительный исторический период.
Категория «безопасность», функционирующая в различных аспектах бытия и применяющаяся применительно ко многим процессам, обладает достаточной глобальностью. Неизбежно отражая присущие конкретному случаю специфические признаки безопасности субъекта, она, между тем, включает в себя нечто общее, что и позволяет использовать это понятие в различных бытийных областях, не теряя присущее ей инвариантное содержание. Сама этимология слова «безопасность» весьма прозрачна и непосредственно связана с его морфологией - «без опасности». Еще в толковом словаре В. Даля безопасность интерпретировалась как «отсутствие опасности; сохранность, надежность» (1, с. 67). В самом общем виде под безопасностью понимается защищенность (2, с. 22). Вообще же, конкретизация смысловой интерпретации понятия «безопасность» позволяет рассматривать его в нескольких направлениях, раскрывающих
определенные ракурсы данной категории: 1) состояние безопасного бытия; 2) защита от правонарушения, насилия, вражеских действий, избегание тюрьмы; 3) что-либо, защищающее или обеспечивающее безопасное состояние (3, р. 1191). В настоящее время произошло определенное сужение трактовки понятия «безопасность». В Современном словаре русского языка безопасность рассматривается как «положение, при котором кому, чему-либо не угрожает опасность» (с. 74). Такого упрощенного лингвистического понимания данной категории для решения задач безопасности представляется недостаточным. Достижение безопасности посредством создания идеальной ситуации отсутствия угроз в реальности практически невозможно, так как в ней всегда существовали и, скорее всего, будут существовать опасности самого различного характера.
Интересны в этой связи рассуждения А.И. Муравых (4, с. 608). Существует критическое (пороговое) отклонение Акр актуальных параметров системы от их значений, соответствующих устойчивому («нормальному») состоянию системы. При выходе за предельно допустимое для нее отклонение Апрд. система не сможет «нормально» функционировать. Таким образом, область «опасных» состояний системы располагается между значениями отклонений от Апрд. до Акр. Выход за пороговые значения нормального состояния системы приводит к возникновению катастрофы. Катастрофой считаются скачкообразные структурно-функциональные изменения в системе, приводящие к значительному нарушению режима ее функционирования, или к разрушению системы. Чем дальше осуществляется выход системы за пороговые значения нормального состояния, тем в большей степени для нее проявляются катастрофические последствия. Стохастическая природа опасности проявляется в том, что всегда существует пусть ничтожно малая, но конечная вероятность реализации критического отклонения Акр (катастрофического события), показывая невозможность достижения абсолютной безопасности. Это обусловлено наличием случайных факторов инициирования опасности, не
поддающиеся субъективному контролю (там же).
Неоднородность состояния безопасности разных субъектов под действием идентичных факторов среды заставляет в ряде случаев сопоставлять характеристики этих факторов (физических, экономических, политических и т.д.) с исконными свойствами конкретного субъекта. Безопасность всегда соотносится с чем-то или кем-то в большей или меньшей степени приближения, что соответственно сказывается на уровне безопасности субъекта. Таким образом, безопасность с психологических позиций в самом общем виде целесообразнее рассматривать как внутреннюю характеристику конкретного субъекта, изменяющуюся некоторым образом под действием каких-либо внешних и внутренних для него факторов. Подчеркнем при этом, что изучение параметров безопасности необходимым образом предполагает анализ соответствующего уровня отношений субъекта с внешним миром, выступающего для него или как фон (первый случай), или как индикатор (второй случай), или как гарант (третий случай) должного уровня существования. Заметим, что данное нами предварительное определение психологической безопасности остается излишне общим и не проливает свет на ключевые параметры безопасности как психологического феномена: составные элементы, ведущее звено, механизмы функционирования.
Уровень безопасности человека меняется не только под влиянием изменения внешних воздействий, но и под влиянием характеристик, присущих самому человеку, - его возраста, пола, опыта, которые различаются по своей устойчивости, чувствительности к влиянию среды, корреляции с его безопасностью. Раскрывая многообразие проявлений человека, обычно используют термины индивид, субъект, личность, индивидуальность. Наиболее последовательно эти понятия различаются в работах Б.Г. Ананьева и А.Н. Леонтьева.
Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. Согласно А.Н. Леонтьеву, индивид - это генотипиче-
ское образование. Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни, включающее, среди прочего, и свойства нервной системы. Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г. Ананьевым. Индивидные свойства человека, в его трактовке, обусловливаются двумя группами характеристик: во-первых, принадлежностью к определенному полу (половым диморфизмом) и, во-вторых, конституциональными и нейродинамическими особенностями. Первая группа этих характеристик связана преимущественно с половыми различиями в психофизиологических, сенсомоторных и сенсорно-перцептивных функциях. Половые различия в этих функциях обнаруживаются на протяжении всей жизни человека, и зависят от возраста. Взаимозависимость половых и возрастных различий настолько велика, что Б.Г. Ананьев счел возможным рассматривать их как единую группу - возрастно-половые свойства. Во вторую группу свойств исследователь поместил индивидуально-типические свойства: особенности телосложения, биохимические свойства (гуморальные и эндокринные) и нейродинамические свойства. Половые, возрастные и индивидуально-типические свойства являются первичными индивидными свойствами и образуют трехмерное пространство, в котором формируются вторичные индивидные свойства -психофизиологические функции и структура органических потребностей. Высшим уровнем индивидного уровня, по Б.Г. Ананьеву, являются задатки и темперамент.
В трактовке В.С. Мерлина, индивидные свойства организма человека включают в себя подсистемы биохимических, общесоматических и нейродинамических свойств. Уже на уровне этих подсистем субъект обладает определенным запасом прочности, потенциала безопасности. Согласно гипотезе К. Бернара, человеческий организм существует, так как обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма. Это происходит потому,
что все системы и протекающие в организме процессы находятся в равновесном состоянии. До тех пор, пока обозначенное равновесие сохраняется, организм живет и действует. Таким образом, постоянство внутренней среды, по мнению ученого, - это условие свободной жизни. В учении У. Кэннона, развивающем идею Бернара о постоянстве внутренней среды организма, способствующей его выживанию, подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия внутренним и внешним факторам, нарушающим это равновесие, определяется как гомеостаз. Одним из центральных моментов учения о гомеостазе является представление о том, что всякая система стремится к сохранению своей стабильности. По Кэннону, получая сигналы об угрожающих системе изменениях, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние и, согласно нашей трактовке, к начальному уровню безопасности. Если же нарушить равновесие процессов и систем организма, то параметры внутренней среды нарушаются, живой организм начинает болеть. Болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное существование организма. Если же прежних параметров, необходимых для сохранения равновесия внутренней среды, достичь не удается, то организм может попытаться обеспечить его при других, измененных параметрах. В этом случае общее состояние организма может отличаться от нормального уровня, зачастую, равновесие достигается через появление хронического заболевания.
В контексте индивидных свойств -свойств организма человека, позволяющих обеспечивать сохранение им безопасности целесообразно рассмотрение еще двух его базовых характеристик: структурной избыточности организма и развитых безусловных рефлексов (инстинктов) (Анохин П.К., 1962, Парин В.В., Баевский Р.М., 1966). Возникновение ряда опасностей для существования сопровождается у человека неосознанным проявлением комплекса инстинктов, в ка-
кой-то мере содействующих его самосохранению. Так, при опасности повреждения отдергивается рука, закрываются глаза, при нарушении нормальных условий среды (ее химического, температурного состава, давления) в организме возникают более или менее успешные изменения, направленные на компенсацию вредных воздействий и приспособление к новым условиям среды. Структурная избыточность, выражаясь в материальном (дублирование органов, способность одних органов частично компенсировать функции других, вышедших из строя органов) и информационном (резервирование органов восприятия, хранения и переработки информации, ее передачи) аспектах, способствует обеспечению большей надежности функционирования организма и, соответственно, увеличивает шансы противодействия опасности. Данный аспект безопасности человека не поддается произвольному регулированию. Опираясь на выделенные А.Г. Асмоловым (5, с. 196-205) общие особенности, отражающие роль индивидных свойств человека в регуляции поведения, выделим следующие функциональные аспекты индивидного уровня безопасности человека: 1) определяет энергетический аспект достижения безопасности; 2) устанавливает диапазон возможностей выбора безопасного реагирования в границах природных возможностей человека; 3) обеспечивает резерв безопасности человека за счет централизации всех систем организма в нестандартно-опасных ситуациях.
В итоге, безопасность человека как индивида или индивидный уровень безопасности человека можно понимать как достаточно общий для представителей всего человеческого рода с точки зрения их защищенности от опасностей, наносящих ущерб, прежде всего, жизни и здоровью. Индивидный уровень безопасности человека регулируется его потребностью в безопасности или самосохранении и выступает в качестве резерва безопасности человека в ситуациях, в которых социально ориентированные способы достижения безопасности не находят в силу каких-либо обстоятельств должного применения. Так, в состоянии ярко выра-
женного аффекта регулирование поведенческой активности человека осуществляется на уровне его индивидных свойств. О безопасности индивида говорится в различных законодательных актах, определяющих меры защиты человека от стандартных для всех опасностей.
Человек как субъект выступает в качестве носителя предметно-практической деятельности. Свойства субъекта деятельности, по Б.Г. Ананьеву, проявляются в его способности быть распорядителем и организатором познания, общения и труда. В качестве субъекта человек представляет собой целостность душевной жизни, интеграцию психических процессов, функций, свойств (6, с. 253). Свойства субъекта представлены его когнитивными характеристиками, коммуникативными свойствами, трудоспособностью, способностями вообще, выступающими основой активности и, тем самым, своеобразным потенциалом безопасности, защищенности. Так, в познавательной сфере человека свойствами субъекта деятельности являются особенности его внимания, памяти, интеллекта и т.д. Интеграцией этих свойств (высшим уровнем в иерархии субъектных свойств человека) являются способности - общие или специальные. Данные психические явления обусловливают чувствительность субъекта к обнаружению сигналов опасности, его скоростные возможности по реагированию на такие сигналы, характеристики его эмоциональных реакций на опасность и т.п. Названные и подобные им показатели, обеспечивающие способность субъекта своевременно обнаруживать, идентифицировать опасности и адекватно реагировать на них, во многом связаны со свойствами организма, в частности, со свойствами нервной системы. Вместе с тем, психические свойства, влияющие на обеспечение безопасности субъекта, в каждом конкретном случае преломляются через его актуальные психические состояния, поддерживающие реагирование на опасность или создающие этому определенные помехи. Так, состояние тревоги (не достигающее, однако, патологического уровня), делая человека более бдительным, восприимчивым, облегчает обна-
ружение опасности, состояние утомления -снижает эффективность всех этапов реагирования на нее. В отличие рассмотренного первым индивидного, субъектное основание безопасности человека поддается определенному регулированию, например, посредством создания оптимальных для обеспечения безопасности условий, развитие субъектом внимания к своему актуальному состоянию, совершенствование навыков его «прочтения», целенаправленное совершенствование ряда психических свойств, позволяющих избегнуть или преодолеть опасность. Субъектный уровень безопасность актуализируясь в ходе общения, познания и трудовой деятельности, обеспечивается развитием таких качеств человека, которые дают ему возможность эффективно, с наименьшими для себя потерями реализовывать необходимые формы активности. Обеспечивая собственную жизнедеятельность, ориентируясь, планируя, организуя свои желания, чувства и разум, человек выступает в качестве субъекта безопасности в той или иной ее сфере. Качество безопасности человека как субъекта устанавливается путем сопоставления конкретных условий жизнедеятельности человека и его способности сохранить свою безопасность в них.
Личность - это особое качество или характеристика человека, отражающая собой принципиально новое психологическое измерение по сравнению с ранее рассмотренными. Так, индивид создает предпосылки особенностей личности, но не может существенно детерминировать тех ее качеств, влияющих на безопасность, которые социокультурны по своему происхождению. Как субъект, человек организовывает безопасность в какой-либо отдельной сфере своей жизнедеятельности, не влияя тем самым, по большому счету, на безопасность других. Личность же (согласно определению А.Н. Леонтьева) - это системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности. Понятие личности, по словам А.Н. Леонтьева, выражает целостность субъекта жизни (7, с. 196).
Не каждый индивид развивается в личность, а личность, в свою очередь, не всегда однозначно определяется своими анатомо-физиологическими предпосылками. Сущность человека как личности проявляется при изучении его позиции во взаимоотношениях с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях, стоящих перед ним мотивах и в способах действия (6, с. 345). В.С. Мерлин, рассматривая систему социально-психологических свойств человека, включил в нее подсистемы социальных ролей в группе или социально-исторической общности (8). Успешность реализации личностью тех или иных социальных ролей, в целом, основывается на усвоении установленных в обществе норм поведения его членов в различных сферах жизнедеятельности: трудовой, правовой, финансовой, образовательной, бытовой и т.д. Данные нормы в достаточной степени различаются как по своим объективным характеристикам, так и по субъективному восприятию, влияющему на процесс интериоризации социальных нормативов.
По происхождению, способам установления и средствам охраны их требований от нарушений социальные нормы в настоящее время делятся на следующие группы: нормы права, морали, общественных организаций, обычаев, традиций и ритуалов. В своем комплексе выделенные нормы образуют нормы человеческого общежития, ориентированные на обеспечение безопасности, как отдельного человека, так и общества в целом. Объективная способность конкретной нормы к обеспечению безопасности зависит от ее соответствия регулируемым в данный момент жизненным обстоятельствам и от ее «проработанности», т.е. детальности регламентации поведения субъекта в той или иной ситуации. Так, нарушение безопасности человека может произойти при подмене норм права нормами семейных традиций или при недостаточной продуманности норм охраны труда, выполнения определенной трудовой операции на том или ином предприятии. Наиболее часто неэффективность реализации социальных факторов обеспечения безопасности обусловлена дей-
ствием человеческого фактора, а точнее -особенностями собственного поведения человека. Человек не всегда обладает необходимым опытом реализации тех или иных нормативных действий по обеспечению безопасности, а также не всегда ориентирован на следование тем или иным нормам, чтобы ее достичь, поэтому уместно говорить о сформированности умений и навыков нормативного достижения личной безопасности, мотивированности их получения и применения.
Личностный уровень безопасности человека (или личная безопасность, или безопасность личности) основывается на освоении конкретным индивидом общественных и групповых ценностей и развитием у него таких личностных качеств как моральность, нравственность, личное достоинство, разумность, ответственность. В экстремальных ситуациях выбора личность реализует себя посредством свободного, самостоятельного и ответственного действия. Данный аспект безопасности в наибольшей степени поддается произвольному управлению и соответственно совершенствованию. Можно выделить два ракурса рассмотрения возможности его развития. В широком смысле слова развитие безопасности человека связано с процессом онтогенетического овладения им социально оптимальными подходами к ее обеспечению. На протяжении всей своей жизни он усваивает понятия, приемы и методы достижения безопасности, в значительной степени свойственные культуре, референтной ему, посредством интеграции в ней. В качестве немаловажного элемента в данном случае выступает общественное правосознание, нелинейность формирования которого объясняет возникновение асоциальных поступков. В узком смысле слова развитие безопасности человека как личности проявляется в усвоении им определенного набора представлений, умений, навыков, соответствующего потребностям безопасности актуального бытия.
Свойства личности по Б.Г. Ананьеву преобразуют и организуют индивидные и субъектные свойства. В силу этого, свойства личности рассматриваются им в качестве
системообразующих в структурной организации человека. Это в полной мере относится и к феноменологии безопасности человека. Личностный ракурс позволяет увидеть, чем должен овладеть человек, как сформироваться для того, чтобы обеспечить необходимый уровень безопасности в конкретном промежутке своего жизненного континуума. Чтобы следовать общей логике социальной безопасности и подниматься на ее новые ступени, человек как личность в некоторые моменты жизни должен отходить от привычных стилей безопасности (сохраняя созданное поле безопасности) с тем, чтобы выработать новый ее стиль, в большей степени свойственный его новому этапу социального становления. Если предыдущий этап становления безопасности прошел неудачно, то актуальное поле безопасности не является в достаточной степени удачным фоном для выработки им нового стиля личной безопасности.
В зависимости от способности человека отойти от личной безопасности с целью дальнейшего саморазвития можно выделить следующие группы: 1) допускающие любой риск ради развития - представители данной группы отказываются от стабильных, безопасных условий при высокой личностной значимости достижения цели развития; 2) допускающие риск на основе детального просчета высокой вероятности успеха -представители данной группы делают осознанный и свободный выбор в пользу развития при более или менее полном отказе от личной безопасности при условии наличия уверенности в положительном исходе достижения поставленной цели; 3) не допускающие отказ от личной безопасности для достижения целей развития: а) при стечении обстоятельств, приводящих к нарушению личной безопасности и развитию, подчиняются им; б) при стечении обстоятельств, приводящих к нарушению личной безопасности и развитию, предпринимают всяческие меры, чтобы вернуться к исходному уровню безопасности.
Еще в качестве одной проекции человека выступает индивидуальность. Б. Г. Ананьев отмечал, что «если личность -
«вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности» (8, с. 275). Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. В явлениях человеческой индивидуальности «как бы замыкается внутренний контур регулирования всех свойств человека как индивида, личности с ее множеством противоречивых ролей и субъекта различных деятельностей» (там же, с. 274).
Различение индивидуальных и личностных свойств в отечественной психологии проводится, начиная с работ С.Л. Рубинштейна. Он отмечал, что человек выступает в качестве индивидуальности в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств, в качестве личности - в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему (9, с. 131). Однако, по мнению психолога, свойства личности не сводятся к индивидуальным особенностям. Включая и общее, и особенное, и единичное, личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее (там же, с. 32). Индивидуальность фиксирует одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта, как личности во всех сферах его бытия, в том числе и в области его безопасности. Соответственно, рассмотрение личной безопасности человека связано с анализом выбора им различных способов ее обеспечения, а индивидуальной безопасности - с анализом их некоторых специфичных моментов, свойственных конкретному лицу. Становление личности представляет собой процесс социализации человека (6, с. 353). Соответственно, безопасность личности основана на усвоении опыта восприятия тех или иных экстремальных ситуаций и способов поведения в них. Становление индивидуальности происходит в контексте жизненного пути личности (Рубинштейн С.Л., Ананьев Б.Г.) и представляет собой процесс индивидуализации субъективной реальности (6). Не случайно
А.Г. Асмолов рассматривает индивидуальность личности «как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом...» (5, с. 311).
Мы придерживаемся позиции, согласно которой рассмотрение системы личной безопасности конкретного человека связано с изучением уникального, неповторимого, самобытного способа его реагирования на ту или иную экстремальную ситуацию. Безопасность человека как индивидуальности представляет собой состояние, интегрирующее в себе различные уровни психологической безопасности - безопасность человека как индивида, как субъекта и как личности - в контексте уникального для него жизненного пространства.
Возникает вопрос, что должно быть защищено, чтобы можно было говорить о личной безопасности человека. Сложность однозначного ответа на данный вопрос связана с тем, что носитель безопасности - человек представляет собой сложное биосоциальное образование, выступающее одновременно в трех ракурсах (во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо), интегрированных в единое целое. Рассмотрение личной безопасности как состояния защищенности подразумевает использование ряда смежных к защищенности характеристик, таких как сохранность, невредимость и других, имеющих в виду возможность обеспечения целостности искомого объекта. При анализе психологических аспектов личной безопасности субъекта, учитывая известный тезис о связи психического и физического планов, мы не можем отрицать важность физической защищенности субъекта. Многочисленные примеры из практики, фиксирующие возникновение психических отклонений при физических поражениях, и обратно, при определении
психологических основ личной безопасности субъекта диктуют необходимость говорить о состоянии его физической и психической защищенности. Наряду с этим, в определенных ситуациях субъект может отказаться от безопасности своей физической или психической жизни, отчуждая ее в пользу каких-то идей, ценностей (патриотизма, любви), «ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека» (5, с. 311). В итоге выделяются три аспекта человеческой индивидуальности, подлежащие защищенности: психический, физический и духовный. В наметившиеся контуры интересующего нас определения целесообразно включить понятие «адекватность», т.к. стремление к чрезмерной защищенности в какой-либо сфере может привести к возникновению психических заболеваний. Практика показывает, что нередки случаи, когда человек оказывается перед выбором: какой компонент собственной безопасности предпочесть при невозможности сохранить другие? Возможны разные варианты, но вершина человеческого начала, своеобразия личности проявляется в реализуемом ею духовном выборе. Утрачивая, быть может, в результате свободу или даже жизнь, личность экстраполирует свою безопасность на значимые для нее идеи, ценности, предпочитая, чтобы именно они остались сохранными, как наиболее ярко или надежно представляющие ее Я.
Итак, личная безопасность субъекта может быть определена как адекватное воздействующим факторам и его ведущим потребностям состояние защищенности и открытости, обеспечивающее ему, с одной стороны, физическую и психическую целостность, с другой, - возможность воспроизведения и продуцирования ряда ценностей, поддерживающих процесс личностного развития. В пространстве личной безопасности выделяются три пласта защищенности - физический, психический и духовный. Содержание личной безопасности субъекта проявляется в совокупности его смысловых отношений и установок относительно данного аспекта своей жизнедеятельности.
При взаимодействии с внешней средой для обеспечения личной безопасности субъект использует имеющиеся у него резервы защищенности. В связи с этим, возникает вопрос об их источниках. Выделяются два основных подхода к обеспечению безопасности человека, в определенной степени дополняющих друг друга. Согласно первому, состояние безопасности основывается на изначальном устранении самих источников опасности (естественно, когда они имеются, иначе - проблема снимается сама собой). В этом случае личная безопасность человека в значительной степени может обеспечиваться на основе воздействия определенных внешних сил, с минимальным участием его самого.
Согласно второму подходу, личная безопасность человека является результатом оперативной минимизации негативного воздействия и во многом обусловливается его собственными характеристиками. В таком случае личная безопасность представляет собой способность человека сохранять уже имеющееся (и представляющего ценность -физического, психического, материального, прочего благополучия) как при наличии, так и при отсутствии различных посягательств извне, а также возможность его дальнейшего развития без значительного для себя ущерба. При таком рассмотрении источник личной безопасности субъекта в значительной мере заключен в нем самом, обеспечивая мобильность реагирования на опасность в ситуациях запаздывания или полного отсутствия социальной помощи. Очевидно, что оптимальный уровень безопасности человека достигается при сочетании внешних и внутренних резервов безопасности человека. Мы исходим из того, что в обеспечении личной безопасности субъекта экстремальной ситуации систему факторов защищенности предпочтительно рассматривать как четырехуровневую структуру: 1) социальная составляющая - определяется включенностью субъекта в систему социально гарантированных мер защиты. Влияние данной составляющей на личную безопасность субъектов экстремальных ситуаций испытывает некоторые колебания в зависимости от занимаемого ими социального статуса, места
жительства, пространственно-временного промежутка реализации экстремальной ситуации и т.д.; 2) психофизиологическая составляющая - определяется природнообу-словленными механизмами приспособления к внешней среде. «Вклад» данной составляющей зависит от половой принадлежности субъекта, его конституциональных особенностей, свойств нервной системы. По сути дела, данный фактор защищенности складывается из индивидных характеристик человека; 3) психологическая составляющая - определяется уровнем социального развития психических параметров человека: познавательной, эмоционально-волевой, моти-вационной сфер, характерологическими параметрами; 4) составляющая опыта - включает в себя имеющиеся у субъекта на данный момент знания (в том числе и информированность), умения, навыки поведения, необходимые для успешного выхода из состояния опасного экстрема.
Таким образом, личная безопасность представляет собой интегральное психологическое образование, отражающее собой адекватное ситуации состояние, сочетающее защищенность и открытость человека как индивида, субъекта и личности среде на физиологическом, психическом и духовном уровне своей организации. В структуре факторов безопасности можно выделить социальную, психофизиологическую, психологическую составляющую и составляющую опыта. Ведущую роль в обеспечении личной безопасности человека играет его индивидуальность. Личностные характеристики задают ценностный контекст восприятия той или иной ситуации и влияют на поведение субъ-
екта в ней, в том числе, и в связи с обеспечением безопасности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Даль В.А. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1: А-З. - М.: Русский язык, 1998. - 699 с.
2. Берлов В.И. Психологический словарь: реалистическое миропонимание. - Краснодар: Советская Кубань, 2001. - 288 с.
3. Longman dictionary of contemporary English: The Complete Guide to Written and Spoken English. Third Edition. - L.: Longman dictionaries, 1995. -1668p.
4. Муравых А.И. Стратегическое управление экологической безопасностью // Безопасность Евразии. - 2001. - № 1.
5. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 367с.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 2. - М.: Педагогика, 1983. -318 с.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
9. Рубинштейн С.Л. Теоретические основы психологии и проблемы личности // Вопросы психологии. - 1957. - № 3.
Об авторе
Краснянская Татьяна Максимовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - юридическая психология, психология компьютеризации. Автор 61 научной публикации и 10 учебных пособий, в том числе монографии «Психология личной безопасности субъекта» (2002).