УДК 340.15
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ТИП СОСТЯЗАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО УСТАВУ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 1864 ГОДА
© 2014 О. И. Золотова
ассистент каф. конституционного и административного права, соискатель каф. теории и истории государства и права e-mail: olga17.10.1989@yandex. ru
Курский государственный университет
В статье дается характеристика гражданского судопроизводства в России по Уставу гражданского судопроизводства 1864 года. Обосновывается вывод о закреплении в нем состязательной модели и ее либерального типа. Анализируются основные признаки либерального типа.
Ключевые слова: история судопроизводства, гражданское судопроизводство, модели гражданского судопроизводства, либеральный тип.
Развитие гражданского судопроизводства связано с эволюционным развитием и поэтапной сменой двух его моделей: следственной и состязательной. Состязательная модель сформировалась первой.
На заре государственности состязательная модель отправления правосудия была наиболее оптимальной формой, поскольку основные действия по возбуждению дела и подготовке его к разбирательству осуществлялись сторонами, что минимизировало расходы государства на правосудие. На этапе становления и укрепления государственной власти это было важно.
Ф. М. Дмитриев справедливо заметил, что история везде начинается с господства частного права; человек переносит на зачинающееся общество уже готовые понятия и не делает различия между своими частными и общественными отношениями [Дмитриев 1899: 4]. Гражданский процесс является обслуживающей по отношению к гражданскому праву отраслью, последнее в свою очередь служит регулятором гражданского оборота, нормативным механизмом для экономического базиса. Основным принципом частного права выступает равенство сторон и диспозитивность. Эти постулаты находят свое отражение в качестве принципов состязательной модели гражданского судопроизводства.
Памятники древнерусского права указывают именно на состязательную модель гражданского судопроизводства, хотя в этот период он еще и не выделился из общего судебного процесса, поэтому обозначенные начала являются общими принципами судопроизводства. Русская Правда определяла, что охрана прав - это, прежде всего, дело самозащиты и самоуправства [Фокина 1999: 106]. Гражданско-правовое разбирательство возбуждалось по инициативе заинтересованного лица подачей иска или поклепа, причем истец должен был знать лицо, к которому предъявлял требование, а также обеспечивал его явку в суд. Стороны занимали равное положение в процессе. Они самостоятельно определяли предмет доказывания и доказательства,
подтверждающие их требования и возражения. Установление фактических обстоятельств дела полностью возлагалось на них. Суд занимал нейтральную позицию и выносил решение по тому, чьи доводы в процессе были убедительнее.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таким образом, основные принципы состязательной модели гражданского судопроизводства были выработаны еще в этот период истории государства и права и представляли собой такие начала, как диспозитивность, то есть право распоряжения сторон в процессе объектом процесса и средствами защиты, равноправие сторон, состязательность. Эти принципы эволюционировали, перечень их дополнялся, однако именно эти три основания являются столпами состязательной модели гражданского процесса.
Следующим этапом в развитии гражданского судопроизводства стало закрепление в нем следственной (инквизиционной) модели отправления правосудия. Основной его особенностью явилось закрепление возможности начала судопроизводства по инициативе самого суда. Как отмечал К. И. Малышев, «судебная власть приступает к исследованию юридических фактов и отношений по собственной инициативе или по донесениям других властей, в интересах общественного порядка и безопасности, и в самом исследовании старается раскрыть материальную истину всеми возможными способами, не стесняясь произволом и показаниями заинтересованных сторон» [Малышев 1876: 207]. Равноправие сторон и состязательность были
вытеснены. Основной задачей гражданского судопроизводства стало выяснение истины по делу, что привело к замедлению процесса разрешения споров. Кроме того, в этот период судебная власть во многом слилась с административной.
В XIX в. в гражданском процессе произошел коренной поворот к состязательной модели процесса как наиболее верному базису для разрешения гражданско-правовых конфликтов. Возрождение состязательной модели гражданского процесса было подготовлено исторически. Как отмечал И.Г. Щегловитов, крушение прежнего судоустройства и инквизиционного процесса произошло во времена французской революции [Щегловитов 1915: 16]. Поэтому неудивительно, что именно во Франции был принят гражданско-процессуальный кодекс нового образца, закрепивший в основе судопроизводства состязательность, диспозитивность, независимость суда,
минимизацию его роли в процессе. Французский кодекс стал эталоном гражданскопроцессуального закона на долгое время для многих государств. Как отмечают некоторые зарубежные исследователи, его популярность была обусловлена тем фактом, что он отвечал потребностям XIX в. и заключил в себе достаточно много общеевропейских традиций.
Коренное преобразование гражданского судопроизводства в нашей стране связано с принятием Устава гражданского судопроизводства 1864 г. (далее УГС). В ходе его разработки был изучен опыт многих стран. В итоге «при реформе гражданского процесса взяли за образец наиболее рациональную систему -французскую...» [Васьковский 1917: 162]. Приняв французскую систему, Россия приняла и либеральный тип состязательной модели процесса.
Таким образом, гражданское судопроизводство в России можно представить в виде эволюционной смены состязательной и следственной моделей судопроизводства. Особое значение имеет УГС 1864 г., поскольку в нем был закреплен ренессанс состязательного процесса в его либеральном проявлении.
В российской историко-правовой и гражданско-процессуальной науке вопрос либерального и социального процесса практически не изучен, поэтому при выделении основных признаков этих типов стоит обращаться к работам зарубежных исследователей [C.H. van Rhee 2005: 6]. Основные характеристики либерального типа состязательной модели - минимальная роль суда в процессе и предварительная защита ответчика в форме обязанности предоставления возражения на иск.
Либеральный тип состязательной модели исходит из понимания гражданского процесса как борьбы независимых граждан, которые самостоятельно выбирают путь Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2
Золотова О. И. Либеральный тип состязательной модели гражданского
судопроизводства по Уставу гражданского судопроизводства 1864 года решения их конфликта. Этим постулатом обусловливается и место суда как независимого и беспристрастного арбитра. Суду предоставляются минимальные полномочия в процессе. Соответственно, его главными героями являются стороны.
Особенностью либерального типа является устранение суда от участия в стадии подготовки дела. Главными героями здесь являются стороны. Французский кодекс гражданского судопроизводства закреплял, что «приготовление дела совершается посредством бумаг, сообщаемых взаимно защитниками тяжущихся через судебных приставов, без всякого участия суда» [Оскольский 1880: 29]. А. Оскольский поддерживал данную позицию и указывал, что посредничество суда отвлекает самих судей от их главной обязанности, то есть решения дел [Там же: 30]. Ему возражали проф. Малышев и проф. Анненков, которые разделяли позицию, что движение процесса должно совершаться в законных формах и на суде должна лежать обязанность по наблюдению за их законностью, суд не должен ждать указаний на их совершение или понуждения к ним от сторон [Анненков 1889: 69]. Суд как орган власти должен санкционировать стороны на совершение действий, а не наоборот. Таким образом, несмотря на отсутствие в российской науке деления состязательной модели гражданского процесса, еще в трудах дореволюционных исследователей присутствовала дискуссия, отразившая либеральный и социальный подходы к состязательности.
УГС в статьях 305 и 308 допускал два порядка обмена состязательными бумагами: через суд и самостоятельно. То есть сами стороны избирали путь процессуального «общения». Это позволяет заключить, что возникновение полномочий суда как субъекта подготовительной стадии зависело здесь от воли самих тяжущихся, что отражает либеральный подход.
При либеральном типе за соблюдением сроков следят сами стороны. Гражданско-процессуальный закон, безусловно, устанавливает процессуальные сроки, но следят за их соблюдением сами истцы и ответчики. Это приводит к тому, что сам по себе пропуск срока не является основанием для суда не производить дальнейших действий по движению процесса, если противная сторона не заявит об этом пропуске. УГС устанавливал сроки совершения процессуальных действий по подготовке дела, в частности срок явки в суд и представление к этому сроку состязательных бумаг. В статьях 320 и 321 УГС устанавливалось, что с пропуском стороной срока на представление объяснения, другая сторона может просить председателя суда о назначении слушания дела, а также, если срок на представление опровержения истек, то любая сторона может обратиться к председателю о назначении слушания. Эти положения указывают, что в общем порядке суд был устранен от контроля над сроками совершения процессуальных действий. Исключение составлял сокращенный порядок, где суд наделялся правом устанавливать для сторон сроки для явки в суд.
Рассмотренные положения УГС, регламентирующие полномочия суда в гражданском судопроизводстве, являются отражением принятого либерального типа состязательной модели. Действия суда как субъекта управления процессом подчинены воле сторон.
Второй важной характеристикой либерального типа состязательной модели является предварительная защита ответчика, выраженная в обязанности представить возражение на иск. Это положение нашло закрепление в статье 313 УГС, по которой ответчик обязан был представить ответ на иск. Обязанность представления возражения на иск отвечает принципу состязательности, поскольку позволяет истцу заранее подготовить контраргументы на возражения ответчика. Таким образом, обе стороны оказываются в равной степени информированными о позициях друг друга.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Либеральный тип состязательной модели гражданского судопроизводства можно охарактеризовать как процесс для профессионалов, поскольку от грамотной подготовки процессуальных документов и ведения процесса зависит во многом принятое решение. Не имея специализированных юридических знаний, сторонам, как представляется, весьма трудно участвовать в процессе и добиться в нем успеха. Поэтому развитие либерального типа сопровождается востребованностью адвокатов и поверенных по гражданским делам.
Таким образом, УГС 1864 г. кардинально изменил гражданское
судопроизводство в России, возвратив в него состязательное начало, что, в свою очередь, привело к смене модели процесса, а именно к установлению состязательной модели и ее либерального типа.
Библиографический список
Анненков К. Усмотрение суда в гражданском процессе // Журнал гражданского и уголовного права. 1889. Кн. TTT-TV. С. 54-116
Дмитриев Ф.М. История судебных инстанций и гражданского апелляционного судопроизводства от судебника до учреждения о губерниях. М.: Тип. А.И. Мамонтова и К, 1899. 591 с.
Малышев К.И. Курс гражданского судопроизводства. 2-е изд. СПб.: Тип.
М.М. Стасюлевича, 1876. 454 с.
Оскольский А. Состязательный процесс в Уставе гражданского
судопроизводства 20 ноября 1864 года // Журнал гражданского и уголовного права. 1880. Кн. TTT. С. 23-62.
C.H. van Rhee. European Traditions in Civil Procedure. Antwerp: Tntersentia, 2005. 344 р. Р. 3-23.
Фокина М.А. Состязательный гражданский процесс в феодальной России // Правоведение. 1999. № 1. С. 106-113.
Щегловитов И.Г. Влияние иностранных законодательств на составление Судебных уставов 20 ноября 1864 года. Петроград: Издание Товарищества
И.Д. Сытина, 1915. 70 с.
Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2