ШСКурC*uW Энциклопедия «Дискурсология» Статьи
УДК 321
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ДИСКУРС ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
Институт философии и права
Уральского отделения Российской академии наук
ведущий научный сотрудник,
доктор политических наук, доцент,
Екатеринбург, Россия,
E-mail: [email protected]
Фан Ирина Борисовна,
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению либерального дискурса гражданственности, или политической культуры Модерна. Автор представляет основные моральные принципы и ценностные ориентации и установки, составляющие данный дискурс, а также демонстрирует разные его варианты.
Ключевые понятия:
гражданственность, гражданская политическая культура, добродетель гражданина, гражданский этос, индивидуальное и национальное самосознание, патриотизм, лояльность, доверие, американская национальная идентичность, легитимация власти.
Гражданственность (или гражданская политическая культура, добродетель гражданина, гражданский этос) выступает в качестве духовного источника легитимации власти в системе представительной демократии. Гражданственность включает следующие моральные принципы, ценностные ориентации и установки: 1. доверие гражданина к обществу, готовность к социальной кооперации, сотрудничеству и партнерству, формируемая традициями самоуправления и самоорганизации; 2. доверие граждан к государству, признание разумности законов государства и политико-правового порядка, законопослушность, лояльность; 3. постоянное предпочтение общего блага личному [3. с. 27], патриотизм и чувство справедливости. Эти принципы выступают в качестве оснований демократической политики Модерна.
1 тасоиавв-р жЛ
Жщрпи
Западноевропейский этос гражданственности - светская, или «гражданская религия», комплекс индивидуального и национального самосознания, который включает формально-рациональное и чувственно-эмоциональное восприятие гражданской нации и гражданина в качестве суверена, автономного субъекта политики, права, религии и морали. Разновидностью данного этоса является «американское кредо» («вера»). Основу американской национальной идентичности, по мнению С. Хантингтона, составляет англо-протестантская культура, включающая политические и социальные институты и практики, унаследованные от Англии, в том числе, английский язык, а также идеологию и ценности протестантов. Политическая идеология либерализма стала более поздним рациональным оформлением «американской души» - того эмоционального содержания национальной ментальности, которое порождается «кровью и почвой», «совокупностью ритуалов, гимнов, практик, этических заповедей и запретов, литургий и пророчеств» и которое определяется «общей историей, традицией, культурой, общими героями и злодеями, победами и поражениями, воплощенными в памяти», практическим опытом, привычками, обычаями участия в демократических институтах, и которое представляет собой смешение этнических и расовых признаков, общего языка, культуры и религии [5, с. 105, 529].
Ядром гражданственности является рациональное принятие (доверие к) государственной власти, признание ее легитимности, то есть политическая лояльность гражданина, подразумевающая его способность к деятельному участию в политической жизни общества. Гражданский этос немыслим без исторического опыта самоорганизации, солидарности и участия граждан в функционировании институтов местного самоуправления и представительства, присущего населению западных стран. Содержательным основанием этой «гражданской религии» выступают ценности индивидуализма, демократии, патриотизма и национального достоинства.
Гражданственность представляет собой внутренний, ментальный план института гражданства, а также культурно-содержательный, идеологический и социально-психологический механизм объединения граждан в политическую общность, их идентификации и мобилизации их деятельности в сходном, отчасти заданном верховной властью направлении. Это многоуровневый способ сплочения людей: его чувственный уровень порождает чувство принадлежности и сопричастности к определенной общности, рациональный - различные формы специализированного, политического, идеологического и теоретического сознания и самосознания нации; можно говорить и о бессознательном «инстинкте» общности. Гражданственность - практически-духовное комплексное качество политической культуры, присущее активной части гражданской нации, которое предполагает взаимосвязь политической ментальности и политического поведения. Это качество включает когнитивные, аффективные, оценочные и поведенческие компоненты.
Этос гражданина является продуктом развития культуры. Но в немалой степени он есть и результат господствующей идеологии. Наличие альтернативных политических сил и идеологий в Новое время порождало многообразие версий и дискурсов гражданственности - либеральной, консервативной, марксистской, социал-демократической и т. д. Содержание той или иной версии этоса обусловлено его историческим «возрастом» и социокультурным контекстом.
Либеральная политическая культура Модерна, или гражданский этос, культивируемый властью, был обращен к нации как общности граждан, идентифицируемой в качестве публики, и к отдельному гражданину - персоне. Первый вектор может быть выражен понятиями «дух нации», «национальная идентичность», «национальное самосознание», «культура гражданской нации», «политическая культура нации» (Г. Алмонд), «культура народа» (Ф. Фукуяма). Ценностные ориентации в составе либеральной политической культуры включают: 1) когнитивные ориентации, то есть знания и веру относительно политической системы, ее ролей и обязанности относительно этих ролей...; 2) «аффективные ориентации», или чувства, относительно политической системы, ее ролей, ее работы и вовлеченных в нее людей; 3) «оценочные ориентации», суждения и мнения о политических объектах, которые обычно представляют из себя комбинацию ценностных стандартов и критериев, информации и чувств [1, с. 561]. В этом же ключе данное понятие рассматривают и другие [2]. Второй вектор выражается понятиями «гражданская идентичность», «ментальность гражданина», «политическая культура гражданина», «гражданская культура» [1; 4]. Оба ряда понятий служат целям легитимации власти. Национальное самосознание - это чувство общности, идентичности гражданина и нации. Этос составляют исторический опыт самоорганизации и солидарности, обыденные стереотипы восприятия, оценок, мнений, типичные практики и схемы политического действия, или «габитусы» (П. Бурдье) морального, правового и политического действия; степень повседневной цивилизованности.
1. Алмонд Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций [Текст] / Г. Алмонд // Политология: хрестоматия / сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин. - М., 2000. - С. 559-567.
2. Кейзеров Н.М. О соотношении гражданской и политической культур // Социально-полит. журнал. 1991. № 7. С. 121-128.
3. Монтескье Ш. О духе законов [Текст] / Ш. Монтескье; сост., пер. А.В. Матешук. - М.: Мысль, 1999. - 672 с. С. 27.
4. Росалес Х.М. Воспитание гражданской идентичности: об отношениях между национализмом и патриотизмом // ПОЛИС. 1995. № 6. С. 93-104.
5. Хангтингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности [Текст] / С. Хантингтон; пер. с англ. А. Башкирова. - М.: ООО «Изд-во АСТ»; ООО «Транзиткнига», 2004. - 635 с.
References
1. Almond G. Grazhdanskaya kul'tura. Politicheskie ustanovki i demokratii pyati nacij [Tekst] / G. Almond // Politologiya: xrestomatiya / sost. M.A. Vasilik, M.S. Vershinin. - M., 2000. - S. 559-567.
2. Kejzerov N.M. O sootnoshenii grazhdanskoj i politicheskoj kul'tur // Social'no-polit. zhurnal. 1991. № 7. S. 121-128.
3. Montesk'e Sh. O duxe zakonov [Tekst] / Sh. Montesk'e; sost., per. A.V. Mateshuk. - M.: Mysl', 1999. - 672 s. S. 27.
4. Rosales X.M. Vospitanie grazhdanskoj identichnosti: ob otnosheniyax mezhdu nacionalizmom i patriotizmom // POLIS. 1995. № 6. S. 93-104.
1 oiacouRBB-p Я ft
Жщрпи
5. Xangtington S. Kto my? Vyzovy amerikanskoj nacional'noj identichnosti [Tekst] / S. Xantington; per. s angl. A. Bashkirova. - M.: OOO «Izd-vo AST»; OOO «Tranzitkniga», 2004. - 635 s.
UDC 321
THE LIBERAL DISCOURSE OF CITIZENSHIP
Fan Irina Borisovna,
The Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Senior Researcher at the Department of Philosophy, Doctor of Political Sciences, Associate Professor, Ekaterinburg, Russia, E-mail: [email protected]
Annotation
The article is devoted to the liberal discourse of citizenship, or political culture of modernity. The author presents the basic moral principles and value orientations and attitudes that make up the discourse, and also demonstrates its different variants.
Key concepts:
citizenship, civic political culture, the virtue of the citizen, civic ethos, individual and national consciousness, patriotism, loyalty, trust, American national identity, the legitimation of power.