Научная статья на тему 'ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПАРТИИ РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ'

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПАРТИИ РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российский либерализм / политические партии / вероисповедный вопрос / конфессии / Русская Православная церковь / историография / Russian liberalism / political parties / religious issues / confessions / Russian Orthodox Church / historiography

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрович Игорь Константинович

Статья посвящена историографии либеральных политических партий России начала ХХ века и проблем государственно-конфессиональных отношений в их идеологии и деятельности. Автор характеризует основные монографии, посвящённые истории основных либеральных политических партий империи – Конституционно-демократической партии («Партии Народной свободы»), «Союза 17 октября». Также в статье рассматриваются основные этапы исторического развития освещения данной проблемы в научных исследованиях. Отдельно рассматриваются проблемы исследования роли и места конфессионального вопроса в идеологии и деятельности отечественных либеральных партий начала ХХ века. Характеризуя историографию, автор приходит к выводу, что история российского либерализма активно изучается как в плане интенсивности исследований, так и по широте рассматриваемой тематики. Тем не менее, проблемы государственно-конфессиональных отношений в идеологии и деятельности российских либералов начала ХХ в. большинством исследователей отдельно не рассматривались. В научных трудах историков политических партий, общественных организаций и движений данная проблематика рассматривалась только в системе характеристики программных положений партий и их общей идеологии. Исследования историков церкви делают акцент на рассмотрении существовавшей в начале ХХ в. модели отношений православной церкви и государства, а также роли и места русской интеллигенции в системе общественно-церковных отношений, не заостряя особое внимание на представителях либеральных политических партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Петрович Игорь Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBERAL PARTIES OF RUSSIA AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY AND THE CONFESSIONAL ISSUE: HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM

The article is devoted to the historiography of liberal political parties in Russia at the beginning of the twentieth century and the problems of state-confessional relations in their ideology and activities. The author characterizes the main monographs devoted to the history of the key liberal political parties of the empire the Constitutional Democratic Party (People's Freedom Party), the Union of October 17. The article also discusses the main stages of the historical development of coverage of this problem in scientific research. Separately, the problems of studying the role and place of the confessional issue in the ideology and activities of domestic liberal parties of the early twentieth century are considered. Characterizing historiography, the author comes to the conclusion that the history of Russian liberalism is widely studied both in terms of quantitative indicators and research topics. However, the problems of stateconfessional relations in the ideology and activities of Russian liberals at the beginning of the twentieth century. most researchers have not considered them separately. In the scientific works of historians of political parties, public organizations and movements, this issue was considered only in the system of characterizing the program provisions of the parties and their general ideology. Research by church historians focuses on the consideration of the church that existed at the beginning of the twentieth century. models of relations between the Orthodox Church and the state, as well as the role and place of the Russian intelligentsia in the system of social-church relations, without focusing special attention on representatives of liberal political parties.

Текст научной работы на тему «ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПАРТИИ РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ»

21. Фильштинский И.М., ШидфарБ.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры. T.III. - М.: Наука, 1971.

22. Шарифли М.Х. Одноименные средневековые азербайджанские города-крепости// Доклады АН Азерб.ССР. Т. XVIII. № 3. - Баку, 1962. - С. 89-93.

References and Sources

1. Abul-Abbas Ahmad al-Kalkashandi. Subh al-A'sha. - I t. Dar kutub al-mysrijja. - Kair, 2006.

2. Alieva N.A. Azerbajdzhan i Kavkaz v sochinenii «Mudzham al-Buldan». - Baku: Elm va tahsil, 2020. (na azerb).

3. Alieva N.A. Sheuh as-Silafi i Azerbajdzhan. - Baku: Elm va tahsil, 2016.

4. Al-Mukaddasi. Ahsan at-Takasim fi m'arifat al-akalim. t. III. - Leyden, 1876.

5. Ahmed ibn Lyutfullah (Munadzhim bashi). «Dzhami ad -Duval» Ibn Al-Azraka Al-Fariki Iz «Istorii Mayafarrikina» // Trudy Instituta Istorii AN Azerb.SSR. T. XII. - Baku, 1957. - S. 205-251.

6. Ashurbejli S. Gosudarstvo Shirvanshahov VI-XVI vv. - Baku, 1983.

7. Buniyatov Z.M. Gosudarstvo atabekov Azerbajdzhana. - Baku: Elm, 1984. (na azerb.)

8. Velihanly N. Arabskie geograf-puteshestvenniki IX-XII vekov ob Azerbajdzhane. - Baku, 1974. (na azerb).

9. Velihanly N. Arabskij Halifat i Azerbajdzhan. - Baku: Azerbajdzhanskoe gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1993. (na azerb).

10. Velihanly N. Azerbajdzhan v VII-XII vekah: istoriya, istochniki, kommentarii. - Baku: Nauka i obrazovanie, 2016. (na azerb.).

11. Gejdarov M. Goroda i gorodskoe remeslo Azerbajdzhana HSh-HUP vv. - Baku: Elm, 1982.

12. Dzhalaladdin Abdurrahman ibn Abu Bakr as-Suyuti. Nuzum al-'ikjan fi a'jan il-a'jan // Fond Zahodera Biblioteki AN Azerbajdzhana. № 2134.

13. Zakarijja al-Kazvini. Asaru-l-bilad va ahbak al-'ibad. - Bejrut: izd-vo Dar sader, 1960.

14. Jakut al-Hamavi. Mudzham al-Buldan. t. III. - Bejrut, 1977.

15. Ibn al-Fakih al-Hamadani. "Kitab al-buldan" // BGA,V. s. 286-287.

16. Jakut al-Hamavi. Kitab al-Mushtarik vad'an va-l-Muftarik sak'an.( (Kniga imen, obshchih po forme, raznyh po mestu). Jakut's Moschtarik, das ist Lexicon geoqrafische Homoniym, Aus den Handschriften zu Wien und Götting, 1846.

17. Rozen V. Prolegomena k novomu izdaniyu Ibn Fadlana // Zapiski Vostochnogo Otd. Imp. Russkogo Arheologicheskogo Obshchestva. - t. XV. -1902. - S. 43-45.

18. Matveev V.V., Kubbel' L.E. (sost., per.) Arabskie istochniki XII-XIII vekov po etnografii i istorii Afriki yuzhnee Sahary. - L.: Nauka, 1985.

19. Mikluho-Maklaj. Geograficheskoe sochinenie XIII v. na persidskom yazyke // Uchenye zapiski Instituta Vostokovedeniya. T. IX. - M.-L.: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1954.

20. Mirzazade Ch.X. Toponimy Azerbajdzhana v srednevekovyh arabskih geograficheskih istochnikah. - Baku: Elm, 1988.

21. Fil'shtinskij I.M., Shidfar B.Ya. Ocherk arabo-musul'manskoj kul'tury. T.III. - M.: Nauka, 1971.

22. Sharifli M.H. Odnoimennye srednevekovye azerbajdzhanskie goroda-kreposti// Doklady AN Azerb.SSR. T. XVIII. № 3. - Baku, 1962. - S. 89-93.

АЛИЕВА НАРГИЗ АГАСАЛИМ ГЫЗЫ - доктор исторических наук, Национальный Музей Истории Азербайджана (nargiz.aliyeva.52@mail.ru) ORC1D 0000-0002-7899-5525

ALIYEVA, NARGIZ AGASALIM GYZY - Doctor of History, National Museum of History of Azerbaijan (nargiz.aliyeva.52@mail.ru) ORC1D 0000-0002-7899-5525

УДК 930(47)«19/20»:328.183 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-3-161-165

ПЕТРОВИЧ И.К. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПАРТИИ РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ

Ключевые слова: российский либерализм, политические партии, вероисповедный вопрос, конфессии, Русская Православная церковь, историография.

Статья посвящена историографии либеральных политических партий России начала ХХ века и проблем государственно-конфессиональных отношений в их идеологии и деятельности. Автор характеризует основные монографии, посвященные истории основных либеральных политических партий империи - Конституционно-демократической партии («Партии Народной свободы»), «Союза 17 октября». Также в статье рассматриваются основные этапы исторического развития освещения данной проблемы в научных исследованиях. Отдельно рассматриваются проблемы исследования роли и места конфессионального вопроса в идеологии и деятельности отечественных либеральных партий начала ХХ века. Характеризуя историографию, автор приходит к выводу, что история российского либерализма активно изучается как в плане интенсивности исследований, так и по широте рассматриваемой тематики. Тем не менее, проблемы государственно-конфессиональных отношений в идеологии и деятельности российских либералов начала ХХ в. большинством исследователей отдельно не рассматривались. В научных трудах историков политических партий, общественных организаций и движений данная проблематика рассматривалась только в системе характеристики программных положений партий и их общей идеологии. Исследования историков церкви делают акцент на рассмотрении существовавшей в начале ХХ в. модели отношений православной церкви и государства, а также роли и места русской интеллигенции в системе общественно-церковных отношений, не заостряя особое внимание на представителях либеральных политических партий.

PETROVICH, I.K.

LIBERAL PARTIES OF RUSSIA AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY AND THE CONFESSIONAL ISSUE:

HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM

Key words: Russian liberalism, political parties, religious issues, confessions, Russian Orthodox Church, historiography..

The article is devoted to the historiography of liberal political parties in Russia at the beginning of the twentieth century and the problems of state-confessional relations in their ideology and activities. The author characterizes the main monographs devoted to the history of the key liberal political parties of the empire - the Constitutional Democratic Party (People's Freedom Party), the Union of October 17. The article also discusses the main stages of the historical development of coverage of this problem in scientific research. Separately, the problems of studying the role and place of the confessional issue in the ideology and activities of domestic liberal parties of the early twentieth century are considered. Characterizing historiography, the author comes to the conclusion that the history of

Russian liberalism is widely studied both in terms of quantitative indicators and research topics. However, the problems of state-confessional relations in the ideology and activities of Russian liberals at the beginning of the twentieth century. most researchers have not considered them separately. In the scientific works of historians of political parties, public organizations and movements, this issue was considered only in the system of characterizing the program provisions of the parties and their general ideology. Research by church historians focuses on the consideration of the church that existed at the beginning of the twentieth century. models of relations between the Orthodox Church and the state, as well as the role and place of the Russian intelligentsia in the system of social-church relations, without focusing special attention on representatives of liberal political parties.

Отражение проблем государственно-конфессиональных отношений в идеологии и деятельности либеральных политических партий России начала ХХ в. неоднократно попадало в поле зрения исследователей. Причиной этого является большое историческое значение либерального спектра политической мысли нашей страны в обозначенный период. Кроме того, государственно-конфессиональные отношения традиционно являлись одним из наиболее важных направлений государственной политики в области идеологии и культуры, а в настоящее время их изучение является весьма актуальным в связи с формированием с рубежа 80-90-х гг. прошлого столетия и последующим развитием качественно новой модели взаимоотношений государства и различных религиозных объединений нашей страны.

Историографию проблем государственно-конфессиональных отношений в идеологии и деятельности политических партий России начала ХХ века либерального направления можно разделить на несколько периодов.

Первый период охватывает процесс изучения либеральных партий во время их политической деятельности - своего рода предпосылка формирования советской историографической парадигмы. Вторым периодом можно назвать 1920-е - начало 1930-х гг. В это время окончательно складывается так называемый «марксистско-ленинский» подход к изучению либеральных политических партий, их истории и идеологии. Третий период историографии рассматриваемой проблематики продолжался с начала 1930-х до середины 1950-х гг. В целом он представлял собой укрепление советских традиций интерпретации идеологии и деятельности отечественных политических партий либерального толка начала ХХ века. Четвёртый период (сер. 1950 - конец 1980 гг.) сформировался в условиях развенчания «культа личности» И.В. Сталина и несущественных изменений парадигмы исторических исследований. В целом первых четыре периода историографии проблем государственно-конфессиональных отношений в идеологии и деятельности либеральных политических партий России начала ХХ века можно рассматривать в рамках общего подхода к исследованию рассматриваемой проблематики, характерного для советского периода. Пятый этап истории развития представлений о роли и месте государственно-конфессиональных отношений в идеологии и деятельности российских либеральных политических партий начала ХХ века берёт начало в конце 1980 гг., и продолжается в наше время. Его отличают качественно новые подходы к исследованию проблематики.

В досоветский период изучение истории либеральных политических партий проводилось, как правило, в рамках одинаковой для разных политических направлений тематики: программные требования либералов и их деятельность в Государственной думе Российской империи (1906 -1917 гг.), в том числе в области проблем государственно-конфессиональных отношений. К наиболее серьезным работам по данному направлению исследований относится труд меньшевистских исследователей «Борьба общественных сил в русской революции» [1, с. 9]. Представители консервативного направления общественной мысли, либералы, неонароднические авторы серьезной роли в изучении отражения «конфессионального вопроса» в идеологии и деятельности российского либерализма не сыграли.

Второй период историографии либеральных политических партий (1920-е - начало 1930-х гг.) и «конфессионального вопроса» в их деятельности характеризуется наличием в научных исследованиях многочисленных черт публицистических и мемуарных произведений. Это объясняется недостаточной разработкой источниковой базы, а также существенной нехваткой квалифицированных кадров в силу того, что рассмотрение истории деятельности российских либералов в обозначенный период проходило строго в марксистско-ленинской научной парадигме. Первые советские публикации носили главным образом агитационно-пропагандистский характер и были направлены на разоблачение либералов как организаторов контрреволюции. Наиболее серьезно данной проблематикой занимались С.Е. Сеф [2, с. 3] и Б.Б. Граве [3, с. 23].

Тем не менее, их работы носят обобщённый характер - либеральным политическим партиям в них посвящены только отдельные главы или параграфы. Рассмотрению проблем государственно-конфессиональных отношений в идеологии и деятельности российских либералов начала ХХ в. посвящено буквально несколько абзацев. Тем не менее, они дают краткую характеристику программных положений кадетов и октябристов по вопросам свободы совести и положения религиозных организаций в государстве.

С начала 1930-х до середины 1950-х гг., во время третьего периода изучения либерального движения и рассмотрения проблем государственно-конфессиональных отношений его виднейшими представителями, идеологический контроль советской власти над наукой существенно усиливается. Первый том «Истории гражданской войны в СССР» [4, с. 5] стал символическим началом «сталинского» этапа советской историографии, который характеризовался узкими, директивно ограниченными рамками исследовательской проблематики. Доступ к архивным документам был существенно затруднен. Главную парадигму концептуального отношения к истории отношений государства и церкви и их отражения в идеологии и деятельности либеральных партий определял «Краткий курс истории ВКП(б)», согласно которому либеральные политические партии наряду с православной церковью определялись как «реакционные силы», оказывающие противодействие революционным преобразованиям на протяжении своей истории [5, с. 13]. В это время была издана фактически только одна фундаментальная работа по истории либеральных политических партий России, автором которой был Е.Д. Черменский [6, с. 18]. В данной монографии кадеты и октябристы характеризуются исключительно как «буржуазные» партии, препятствующие развитию революционного и освободительного движения в Российской империи. Вопросы, связанные с государственно-конфессиональными отношениями, отражаются в русле рассмотрения программных положений либеральных партий.

В четвёртый период развития историографии либеральных российских партий начала ХХ в. (сер. 1950 - конец 1980 гг.) история российского либерализма изучалась довольно интенсивно. Во второй половине 1950-х - 1960-е гг. происходит утверждение полноценных научных подходов к исследованию российского либерализма. К важнейшим работам этих лет можно отнести монографии А.Я. Авреха [7, с. 65] (в его работе была затронута тема положения церкви в государстве) и В.С. Дякина [8, с. 43] (в характеристике программ либеральных партий отмечалось их стремление преобразовать модель государственно-конфессиональных отношений).

Советский период историографии характеризуется серьезным изучением многих проблем истории российского либерализма. Его высшими достижения можно назвать работы Н.М. Пирумовой [9, с. 54] и К.Ф. Шацилло [10, с. 36], в центре внимания которых находится либеральное общественно-политическое движение конца ХГХ - начала ХХ в., а также В.В. Шелохаева [11, с. 86] и Н.Г. Думовой [12, с. 27] о кадетской партии. Своеобразным подведением итогов стал первый обобщающий труд по истории некоммунистических партий дореволюционной и советской России - «Непролетарские партии России. Урок истории» [13, с. 7]. В данном издании рассматривались основные аспекты формирования политических партий, их деятельности и обстоятельств её завершения. В рамках рассмотрения программных положений либеральных политических партий в монографии освещалось видение ими проблем отношения государства и церкви. Акцент делался на требовании либералов в будущем провести полное отделение церкви от государства и ограничить влияние общественных институтов на религиозные организации России.

Во второй половине 1980-х - 1991 гг. под влиянием процессов, происходящих в СССР во время проведения политики «перестройки» происходит формирование новой методологии исторической науки (марксистско-ленинский подход постепенно перестаёт быть единственным при проведении исследований), расширяется проблематика научных изысканий, создаются условия для объективного изучения проблем государственно-конфессиональных отношений во взглядах и деятельности российских либералов начала ХХ в. В это время выходит на новый уровень исследовательская деятельность Н.В. Думовой и В.В. Шелохаева. Изучению проблем государственно-конфессиональных отношений в идеологии и деятельности российских либералов уделяется по-прежнему крайне мало внимания. Практически во всех основных исследованиях данная тема упоминается лишь при рассмотрении программных положений партий и их

трансформации в исторической ретроспективе. К таковым можно отнести монографию Н.В. Думовой «Кадетская партия в годы первой мировой войны и Февральской революции» [14, с. 28], исследование В.В. Шелохаева «Партия октябристов в период первой российской революции» [15, с. 5].

В целом этот этап советского периода историографии стал в некоторой степени основой для формирования постсоветской школы изучения истории либеральных политических партий России начала ХХ в.

Ведущая роль в изучении российского либерализма в постсоветский период принадлежит В.В. Шелохаеву [16, с. 10] и его ученикам, таким как Д.В. Аронов, Н.И. Канищева, Л.В. Селезнева, К.А. Соловьёв, И.В. Нарский и др., которые вывели изучение данной проблематики на качественно новый уровень. При их участии было издано фундаментальное комплексное исследование российского либерализма «Российский либерализм: идеи и люди» [17, с. 91], в котором отражены биографии видных его представителей на протяжении ХХ в.

Комплексное описание истории формирования программы и осуществления практической деятельности ведущей либеральной партии России начала ХХ века нашло отражение в монографии В.В. Шелохаева «Конституционно-демократическая партия в России и эмиграции» [16, с. 78].

В целом, в настоящее время российский либерализм рассматривается историками как сложносоставное социокультурное явление, идет изучение процесса формирования и эволюции либерализма в контексте трансформирующейся исторической среды. Отражению взглядов либералов на проблемы государственно-конфессиональных отношений в современных исследованиях уделяется мало внимания, тем не менее, практически в каждой монографии упоминается позиция кадетов и октябристов по вопросам свободы вероисповеданий.

Так, в монографии Д.В. Аронова «Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе (1906 - 1917 гг.)» проблеме места и роли государственно-конфессиональных отношений в идеологии и деятельности либеральных политических партий России начала ХХ в. посвящён параграф «Свобода совести» главы IV «Права человека в законотворческой деятельности конституционно-демократической партии» [18, с. 90]. Исходя из названия можно увидеть, что исследователем преимущественно рассматривается позиция только одной либеральной политической партии по вопросам, связанных с отношениями Русской Православной Церкви, других религиозных организаций с государственной властью империи. Тем не менее Д.В. Аронов довольно подробно рассматривает связанные со «свободой совести» законопроекты, предлагаемые кадетами во время их работы в Государственной думе, комплексно анализируя и давая упоминаемым им документам объективную историко-правоведческую характеристику.

При рассмотрении историографии отражения проблем государственно-конфессиональных отношений в идеологии и деятельности либеральных политических партий России начала ХХ века нельзя обойти вниманием материалы монографий, посвящённых истории государственно-конфессиональных отношений России в обозначенный период. Их авторами являются такие историки церкви, как М.А. Бабкин [19, с. 35] (монография данного автора содержит информацию о положении православного духовенства во время революционных событий в России начала ХХ в., об отношении православной церкви к деятельности политических партий и к их программным установкам), В.А. Фёдоров [20, с. 11] (исследования посвящены рассмотрению аспектов отношений православной церкви и государства в предреволюционный период), О.А. Горянов [21, с. 15] (митрополит Петрозаводский и Карельский Константин, работы которого отражают взгляд представителей Русской Православной Церкви на политическую историю России начала ХХ в.), В.К. Пинкевич [22, с. 59] (его работа посвящена проведению вероисповедных реформ в Российской империи в начале ХХ в.).

Особый интерес представляют монография историка В.С. Рожкова «Церковные вопросы в Государственной думе» [23, с. 45], в которой рассматриваются в том числе некоторые законодательные проекты, разрабатываемые депутатами от либеральных партий (преимущественно октябристов).

Проведенный анализ историографии показал, что история российского либерализма широко изучается как по количественным показателям, так и по тематике исследований. За период

с 1992 г. вышло в свет более 60 монографий и значительное число статей по данной проблематике. Тем не менее, проблемы государственно-конфессиональных отношений в идеологии и деятельности российских либералов начала ХХ в. большинством исследователей отдельно не рассматривались. В научных трудах историков политических партий, общественных организаций и движений данная проблематика рассматривалась только в системе характеристики программных положений партий и их общей идеологии. Исследования историков церкви делают акцент на рассмотрении существовавшей в начале ХХ в. модели отношений православной церкви и государства, а также роли и места русской интеллигенции в системе общественно-церковных отношений, не заостряя особое внимание на представителях либеральных политических партий.

Литература и источники

1. Борьба общественных сил в русской революции [в 1905 и 1906 гг.]. Вып. 1. / Вл. Горн, В. Меч, Череванин. - М., 1907.

2. Сеф С.Е. Борьба за Октябрь в Закавказье. - Тифлис, 1932.

3. Граве Б.Б. К истории классовой борьбы в России в годы империалистической войны. Июль 1914 г. - февраль 1917 г. Пролетариат и буржуазия. - М., 1926.

4. История гражданской войны в СССР в пяти томах. Т. 1. Подготовка великой пролетарской революции (от начала войны до начала октября 1917 г.). - М., 1935.

5. История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс / Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б). - М., 1938.

6. Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в революции 1905-1907 гг. - М.-Л., 1939.

7. АврехА.Я. Царизм и третьеиюньская система. - М., 1966; Аврех А.Я. Столыпин и III Дума. - М., 1968.

8. Дякин В.С. Русская буржуазия и царизм в годы Первой Мировой войны 1914 - 1917 гг. - Л., 1967.

9. Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XX в. / Отв. ред. В. Я. Лаверычев; АН СССР. Ин-т истории СССР. - М., 1986.

10. Шацилло К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг. Организация, программы, тактика. - М., 1985.

11. ШелохаевВ.В. Кадеты - главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905-1907 гг. - М., 1983.

12. Думова Н.Г. Кадетская революция и её разгром. - М., 1982.

13. Непролетарские партии России. Урок истории. - М., 1984.

14. Думова Н.Г. Кадетская партия в годы первой мировой войны и Февральской революции - М., 1988.

15. Шелохаев В.В. Партия октябристов в период первой российской революции. - М., 1987.

16. Шелохаев В.В. Конституционно-демократическая партия в России и эмиграции. - М., 2015.

17. Российский либерализм: идеи и люди. Энциклопедия. - М., 2007.

18. Аронов Д.В. Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе (1906 - 1917 гг.): научное издание, монография. - М.: Издательская группа «Юрист», 2005.

19. БабкинМ.А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. - конец 1917 г.). - М., 2007.

20. ФёдоровВ.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700 - 1917. - М., 2003.

21. Митрополит Константин (Горянов). Апокалипсисы революций. - СПб., 2018.

22. Пинкевич В.К. Вероисповедные реформы в России в период думской монархии (1906-1917 гг.). - М., 2000.

23. Рожков В.С. Церковные вопросы в Государственной думе. - М., 2004.

References and Sources

1. Bor'ba obshchestvennyh sil v russkoj revolyucii [v 1905 i 1906 gg.]. Vyp. 1. / Vl. Gorn, V. Mech, Cherevanin. - M., 1907.

2. Sef S.E. Bor'ba za Oktyabr' v Zakavkaz'e. - Tiflis, 1932.

3. Grave B.B. K istorii klassovoj bor'by v Rossii v gody imperialisticheskoj vojny. Iyul' 1914 g. - fevral' 1917 g. Proletariat i burzhuaziya. - M., 1926.

4. Istoriya grazhdanskoj vojny v SSSR v pyati tomah. T. 1. Podgotovka velikoj proletarskoj revolyucii (ot nachala vojny do nachala oktyabrya 1917 g.). - M., 1935.

5. Istoriya Vsesoyuznoj kommunisticheskoj partii (bol'shevikov). Kratkij kurs / Pod red. Komissii CK VKP(b). - M., 1938.

6. Chermenskij E.D. Burzhuaziya i carizm v revolyucii 1905-1907 gg. - M.-L., 1939.

7. Avrekh A.Ya. Carizm i tret'eiyun'skaya sistema. - M., 1966; Avrekh A.Ya. Stolypin i III Duma. - M., 1968.

8. Dyakin V.S. Russkaya burzhuaziya i carizm v gody Pervoj Mirovoj vojny 1914 - 1917 gg. - L., 1967.

9. Pirumova N.M. Zemskaya intelligenciya i ee rol' v obshchestvennoj bor'be do nachala XX v. / Otv. red. V. Ya. Laverychev; AN SSSR. In-t istorii SSSR. - M., 1986.

10. Shacillo K.F. Russkij liberalizm nakanune revolyucii 1905-1907 gg. Organizaciya, programmy, taktika. - M., 1985.

11. Shelohaev V.V. Kadety - glavnaya partiya liberal'noj burzhuazii v bor'be s revolyuciej 1905-1907 gg. - M., 1983.

12. Dumova N.G. Kadetskaya revolyuciya i eyo razgrom. - M., 1982.

13. Neproletarskie partii Rossii. Urok istorii. - M., 1984.

14. Dumova N.G. Kadetskaya partiya v gody pervoj mirovoj vojny i Fevral'skoj revolyucii - M., 1988.

15. Shelohaev V.V. Partiya oktyabristov v period pervoj rossijskoj revolyucii. - M., 1987.

16. Shelohaev V.V. Konstitucionno-demokraticheskaya partiya v Rossii i emigracii. - M., 2015.

17. Rossijskij liberalizm: idei i lyudi. Enciklopediya. - M., 2007.

18. Aronov D.V. Zakonotvorcheskaya deyatel'nost' rossijskih liberalov v Gosudarstvennoj dume (1906 - 1917 gg.): nauchnoe izdanie, monografiya. -M.: Izdatel'skaya gruppa «Yurist», 2005.

19. Babkin M.A. Duhovenstvo Russkoj pravoslavnoj cerkvi i sverzhenie monarhii (nachalo XX v. - konec 1917 g.). - M., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Fyodorov V.A. Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' i gosudarstvo. Sinodal'nyj period. 1700 - 1917. - M., 2003.

21. Mitropolit Konstantin (Goryanov). Apokalipsisy revolyucij. - SPb., 2018.

22. Pinkevich V.K. Veroispovednye reformy v Rossii v period dumskoj monarhii (1906-1917 gg.). - M., 2000.

23. Rozhkov V.S. Cerkovnye voprosy v Gosudarstvennoj dume. - M., 2004.

ПЕТРОВИЧ ИГОРЬ КОНСТАНТИНОВИЧ - магистр, ассистент кафедры истории и культурологии, Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» (igor-petrovich-1995@mail.ru). PETROVICH, IGOR K. - master's degree, Assistant of the Department of History and Cultural Studies, National Research University "Moscow Energy Institute" (igor-petrovich-1995@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.