Д.В.Тимофеев
ЛИБЕРАЛИЗМ В РОССИИ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА: ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Девятнадцатое столетие вошло в историю России как время вызревания идей о необходимости проведения сознательного и целенаправленного процесса интенсификации во всех отраслях отечественной экономики Именно с этого времени в кругах ориентированного на Запад дворянства происходит осознание отсталости социально-экономического развития России и появляется уверенность в том, что для ускорения модернизации необходимо проведение реформ Многие представители образованного дворянства в начале XIX века стали задумываться о методе проведения столь важных для дальнейшего развития страны преобразований Должны ли реформы базироваться на традиционных, этатистских по своей сути методах управления экономикой и быть похожи на реформы Петра I, или осуществляться с опорой на апробированную в Западной Европе либеральную модель взаимоотношений между государством и гражданами9 В поисках ответа на этот вопрос многие прогрессивные представители общественного мнения критиковали реформы Петра I за их стихийный и жестокий характер В обществе постепенно формируется негативное отношение к насильственным методам проведения преобразований Более того в высших эшелонах власти уже стали понимать, что любое радикальное реформирование, даже отдаленно напоминающее по формам и методам реформы Петра Великого встретит упорное сопротивление большей части общества и настроит его тем самым против правительства и императора
Отрицание общественным мнением традиционной для России модели взаимоотношений между государством и гражданами во многом детерминировало повышение интереса к либеральным экономическим теориям Западной Европы
Что же представлял собой либерализм западного образца и насколько трансформировался он в российских условиях''
Прежде всего, либерализм западного образца - это идеологическая система, в которой первое место в иерархии ценностей занимает интерес отдельной личности, индивида Свобода и благополучие личности — системообразующие понятия либерализма Философским обоснованием такого антропоцентризма является представление об индивидуалистической природе общества формообразующим элементом и катализатором развития цивилизации считается не семья, сословие нация государство церковь или иные объединения, а индивид, то есть отдельный человек наделенный разумом и волей При этом либерализму свойственно оптимистическое понимание сущностной природы Homo sapiens все его намерения и стремления изначально добры Изменение поведения человека, появление враждебности по отношению к другим людям обусловлено, главным образом, разного рода ограничениями внешней среды В соответствии с либерализмом возвращение к "природному состоянию" возможно лишь посредством устранения внешних ограничений свободы человека Единственным ограничением для него должен быть запрет на нарушение свободы другого человека
Только в свободном соревновании с другими индивидами, как утверждал один из основоположников либерализма И Бентам, человек, не стесняемый ни общественным, ни государственным вмешательством, создает не только собственное благополучие, но и содействует процветанию всего общества
Именно исходя из такого понимания соотношения между частным интересом конкретного индивида и общества в целом, либерализм считает основой общественного порядка личную инициативу и предпринимательскую способность отдельного человека При этом подразумевается, что наибольшую пользу обществу приносит человек, обладающий собственностью Посягательство на собственность со стороны кого бы то ни
было, рассматривается как грубейшее нарушение свободы человека что неизбежно влечет за собой снижение его деловой активности, а следовательно, замедляет движение всего общества к процветанию Именно поэтому либерализм провозглашает принцип незыблемости частной собственности и добивается устранения всех ограничений частной инициативе Устранению в первую очередь должны подлежать неограниченные полномочия государственной власти, в силу которых эта власть может стоять над правом и произвольно менять существующий порядок Однако предполагается, что такое устранение должно проходить не в форме насильственного переворота или разрушения, а посредством проведения постепенных, на эволюционной основе преобразований
Либерализм признает, что все его экономические и социальные принципы уже в силу своей природы не могут быть реализованы вне правового государства, без четко разработанных правовых норм, регулирующих отношения собственности, производства и отношения индивидов между собой Кроме того законы призваны регулировать взаимоотношения личности и государства, четко регламентируя права и обязанности обеих сторон государство обязано защищать граждан от насилия в любой форме сс стороны кого бы то ни было и активным образом стимулировать их предпринимательскую способность а гражданин со своей стороны обязан путем строгого соблюдения законов не ущемлять интересы других индивидов и регулярно выплачивать налоги государству При этом государство должно постоянно следить за тем, чтобы возлагаемые на граждан налоги не ухудшали их материального положения, а следовательно, не снижали бы тем самым предпринимательскую способность налогоплательщиков Вообще, законы, являясь прежде всего гарантом безопасности человека и его собственности, должны составлять, по словам одного из основателей либерализма И Бентама, "систему юридических отношений, которая могла бы доставить величайшее возможное счастье для величайшего возможного числа людей"2 Таковыми являются основы либерализма западноевропейского образца
По мнению некоторых исследователей3, элементы либеральной идеологии в Россию стали проникать в конце XVIII века в период правления Екатерины II Действительно некоторые высказывания императрицы позволяют сделать такой вывод Благодаря знакомству Екатерины II с работами Монтескье, она часто говорила о необходимости развития частной инициативы Так, например, в "Рассуждениях о мануфактурах" императрица решительно выступала против тотального контроля за деятельностью человека " нету ничего опаснее как захотеть на все сделать регламенты"4 По словам Екатерины II, государство может для стимулирования экономики пользоваться только двумя методами — разъяснением и поощрением Более того, в полном соответствии с либерализмом императрица высказывалась за установление материальной ответственности государства перед гражданами в случае, если частное лицо терпит убытки по его вине " если власть захочет построить дорогу или какое-либо общественное здание, она обязана за это вознаградить пострадавших"5 Однако все либеральные по своей сути высказывания Екатерины II были скорее красивыми мечтами императрицы, позволявшими ей считать себя по-настоящему "просвещенным монархом", нежели показателем действительного осознания обществом сущности либерализма Именно поэтому говорить о распространении либерализма в России конца XVIII века следует с большой долей условности
Вторым периодом проникновения либеральных идей в Россию является первая треть XIX века В это время либерализм привлекает к себе внимание, прежде всего, в связи с осознанием необходимости реформирования в экономической сфере Начинает особенно активно осуществляться перевод работ либеральных западноевропейских экономистов и публикация их как отдельными книгами, так и в периодической печати Так, например, в "Санкт-Петербургском журнале" и в "Статистическом журнале', издававшихся в 1805-1806 гг регулярно печатались произведения Бэкона, Фергюсона, А Сми-
та, И Бентама и других Особенной популярностью пользовались работы А Смита и И Бен-тама Показателен в этом смысле тот факт, что в 1805-1806 гг правительство финансировало перевод произведений А Смита (переводчик Политковский получил за это 5 тысяч рублей)6, а работы И Бентама были переведены по личному указанию императора Александра I Более того, в Негласном комитете разрабатывался даже вопрос о привлечении самого Бентама к работе над преобразованием российской экономики7
Об огромной популярности переводных книг экономического характера красноречиво говорит сообщение переводчика работ И Бентама, в котором он свидетельствует, что в 1808 году в Петербурге было продано его произведений столько же, сколько и в Лондоне Вообще, общий объем книг и статей, посвященных экономическим вопросам, значительно вырос с 1714-го по 1805 год вышло 271 наименование книг и статей, а с 1806-го по 1830-й - уже 399 8 Наиболее известными журналами, в которых печатались материалы экономического характера, были "Санкт-Петербургский журнал", "Северная звезда", "Дух журналов", "Статистический журнал" Кроме этого многие произведения современных европейских экономистов становились известными в образованных кругах русского общества благодаря личной переписке М М Сперанского и Н С Мордвинова Н С с Бентамом и Сэем
Идеи экономического либерализма пользовались большой популярностью в среде образованного русского дворянства Многие в то время читали труды иностранных экономистов, еще больше было людей слышавших от кого-либо об основных принципах либерализма, но далеко не многие представляли себе как реализовывать эти принципы на практике Такое положение четко просматривается в работе Непременного, а с 1810 года и Государственного совета
В Совете, являвшемся по сути законосовещательным органом при императоре, постоянно обсуждались проблемы выхода из финансового кризиса и модернизации экономики Российской империи Причем обсуждение этих жизненно важных для страны вопросов нередко сопровождалось рассмотрением сущности основных либеральных постулатов и возможности их реализации в российских условиях Практически все члены Совета в той или иной степени сходились во мнеиии, что благосостояние государства и общества напрямую зависит от экономического процветания каждого конкретного индивида В связи с этим многие сановники признавали либеральный принцип защиты личности от произвола и насилия со стороны кого бы то ни было Необходимость такой защиты в России, по мнению, например, Сперанского, очевидна, так как в стране "собственность и личность в реальной жизни не ограждены от произвола , а законности нет и в помине"9 Именно поэтому для обеспечения гарантии прав индивида на личную безопасность и неприкосновенность частной собственности некоторые члены Государственного совета нередко предлагали создать разного рода государственные учреждения, которые были бы обязаны осуществлять контроль за исполнением законов
Так, например, граф А Р Воронцов предлагал учредить "Вышний Совестной Суд", который должен был, по его мнению, служить ограждением личной безопасности и быть преградою для злоупотребления власти'40 Граф С П Румянцев в мнении "О правах Сената", высказанном на заседании Непременного совета 1 мая 1802 года11, предлагал преобразовать Сенат, разделив его на две относительно независимые друг от друга палаты первая из них (названная Сергеем Петровичем Вышней Палатой Правительства) должна была бы "ведать казенными доходами и прочими правительственными местами", а вторая, именуемая Вышней Палатой Правосудия, рассматривала бы дела о нарушении "безопасности и благосостояния граждан до их чести и самой жизни касающихся"1' При этом обе "палаты должны всегда основывать свои решения на известных уже законах в строгом их смысле"11 Именно законы должны были создать основу для процветания личности и государства Но многие члены Совета считали, что даже хороший закон станет реальным, а следовательно, и полезным для общества лишь с
того момента, когда его основные положения станут своего рода непререкаемой традицией Естественно, что такое "срастание" с традицией возможно только через некоторое и достаточно продолжительное время
Понимая, что сложность социально-экономической и внутриполитической обстановки в стране усугубленной < тому же нестабильностью на внешнеполитической арене, не дает времени на такое "срастание" с традицией, некоторые из сановников считали необходимым, не теряя времени, немедленно приступить к стимулированию развития отечественной экономики При этом предлагаемые методы стимулирования имели ярко выраженный либеральный характер В общем виде в предложениях такого рода, как правило, признавалась необходимость обязательного погашения государственных долгов перед частными лицами и создания полноценной системы кредитования частных предприятий С этой целью 27 мая 1816 года была сформирована комиссия по погашению долгов'2
Ярким примером существования в Совете либеральных настроений может служить проект H С Мордвинова 'О трудопоощрительном банке" (1801, 1803)13 Целью его создания по словам автора, является 'поощрение охоты к трудолюбию яко источнику, из которого происходит изобилие и благоденствие народное" для чего 'всякий, не имеющий довольно достатка к произведению умозрений своих, получает от банка руку помощи'"4, то есть кредит
По проекту лицо, желавшее получить пособие от банка, должно было представить план своего будущего предприятия засвидетельствованный губернатором и двумя-тре-мя дворянами своей губернии Причем ссудный процент на представляемый кредит устанавливается в зависимости от общественной полезности предприятия (так, например, предприятия, выпускающие предметы роскоши, не могли получать кредиты в этом банке) Кредит в трудопоощрительном банке, по проекту Мордвинова, давался без залога, но с условием дать квалифицированные навыки работы двум-трем ученикам из русских Такие условия были бы чрезвычайно выгодны предпринимателям Более того, предоставляя кредит, банк обязуется в случае необходимости (допустим, при расширении предприятия) предоставить квалифицированную помощь по организации производства, для чего в штат банка должны были входить физики, химики, агрономы мине-рологи и др Кроме этого банк должен иметь собственную типографию, в которой печатались бы периодические издания, посвященные новым открытиям и изобретениям в области производства Интересно, что по проекту Мордвинова трудопоощрительный банк должен был находиться под патронажем государства непосредственный контроль за его работой осуществляет император Более того, предполагалось ежегодное отчисление из государственного бюджета на счета этого банка суммы в размере 2 миллионов рублей Это придало бы банку особую устойчивость Необходимость подобного вмешательства государства в экономику, по мысли Мордвинова обусловлена, прежде всего, отсутствием в России развитой кредитно-банковской системы В таких условиях именно государство должно было стать инициатором создания в стране полноценной и в перспективе независимой от власти системы кредитования частного предпринимательства
Анализ заседаний Непременного совета позволяет выявить понимание сенаторами необходимости выработки действенного механизма защиты частного собственника от неправомерного посягательства со стороны государства Это особенно отчетливо проявилось при обсуждении "Предложения о Черноморской коммерции" (1802 г ) H С Мордвинова, являющегося проектом введения в России особых коммерческих судов15
Эти суды в соответствии с предложением Мордвинова должны были осуществлять защиту всякого гражданина от насилия со стороны государства или частных лиц разбирая на своих заседаниях гражданские и уголовные дела по преступлениям в сфере экономики, а также разрешая имущественные споры (по вопросам до 4 тысяч рублей), возникающие между государством и частными предпринимателями При этом суды дол-
жны были быть независимыми как от местной администрации, так и от обыкновенных судов Такая независимость достигается за счет выборности всех членов суда (выборы проводятся в городах по имущественному цензу), каждый из которых может занимать свою должность не более одного года подряд Все судьи имеют право прямого обращения к министрам Любое решение суда, по проекту Мордвинова, обязательно должно исполняться всеми органами государственной власти и может быть изменено лишь в ходе повторного рассмотрения дела в суде по предложению коммерц-коллегии или императора Николай Семенович был убежден, что создание в России коммерческих судов позволит всем гражданам "оказаться под защитою во всей мере законной свободы"16 Данное предложение было поддержано многими членами Совета
Очевидно, что реализация всех положений проекта о коммерческих судах, безусловно, укрепила бы социально-экономическое положение российских предпринимателей Но к сожалению, данный проект не был реализован в действительности По настоянию Мордвинова подобные суды (без права принимать обязательные к исполнению решения, что, по сути, превращало их существование в простую формальность) в экспериментальном порядке были введены лишь в Одессе, Феодосии и Таганроге17
Либеральные настроения в Совете нередко проявлялись и в ходе обсуждений по вопросу о формировании доходной части бюджета Отдельные члены Совета высказывались о целесообразности снижения налогового пресса в целях стимулирования экономического развития страны Так, например, при обсуждении финансового плана на 1811 год князь Адам Чарторыйский высказывал мнение о недопустимости увеличения налогов, так как это неизбежно приведет к постепенному свертыванию отечественного производства и "несомненно, возвысит цены на все продукты'"8
Но, несмотря на все вышеприведенные примеры либеральных по своему характеру обсуждений в Совете, реально принимаемые им решения имели, как правило, прямо противоположную направленность В связи с этим на мой взгляд можно констатировать существование противоречия между пониманием членами Государственного совета самоценности либеральных постулатов и принимаемыми в действительности антилиберальными по своей сути решениями
Эта двойственность в деятельности Непременного, а с 1810 года и Государственного совета наиболее отчетливо просматривается в протоколах заседаний, посвященных обсуждению порядка формирования бюджета Прежде всего следует отметить что данный вопрос составлял одну из наиболее острых проблем российской социально-экономической действительности, так как практически на протяжении всего царствования императоров Александра I и Николая I существовал постоянно возрастающий дефицит государственного бюджета в 1803 году он составлял примерно 2,2 млн р 19 в 1810 году — 80 млн р 20, а в 1816 - уже 112 млн р 21 Именно поэтому, на мой взгляд, большинство членов Совета, понимая важность принимаемых ими решений по этому вопросу, более руководствовались интересами государства (а особенно потребностью постоянно изыскивать средства на поддержание обороноспособности страны), нежели либеральными принципами, возможность реализации которых в России отодвигалась на неопределенное время В результате Непременный, а позднее и Государственный советы не раз поддерживали антилиберальные решения о введении новых и повышении старых налогов и сборов
Наиболее рельефно, на мой взгляд, процедура и аргументация необходимости введения подобных мер отражена в протоколе (журнале) заседания департамента Государственной экономии Государственного совета от 21 января 1810 года22 На этом заседании рассматривался финансовый план на 1810 год Участники обсуждения после констатации наметившейся в последние годы тенденции к увеличению дисбаланса в государственном бюджете (по представлению министра финансов он составлял уже 80 млн р ) и необходимости укрепления обороноспособности страны, одобрили предложение министра об увеличении подушной подати, торговых пошлин, а также о повышении цены на гербо-
вую, паспортную вексельную и заемную бумагу Причем и на этом заседании и на последующих (например, при обсуждении бюджета на 181123, 18 1 524, 181625, 1821 годы и др ) принятие подобных решений рассматривалось как вынужденная, но необходимая мера
Таким образом, вопреки распространившимся в высших кругах российского общества либеральным идеям, в реальности государственный интерес доминировал над интересами отдельной личности Более того, на фоне текущих государственных потребностей, главной из которых была задача стабилизации государственного бюджета и повышения боеспособности армии, реализация на практике основных принципов либерализма воспринималась как преждевременный и очень рискованный эксперимент Именно это обстоятельство определило умозрительный, интеллектуальный характер распространения либеральных идей в России
Практически никак не отражаясь в реальной правительственной политике, идеалы либерализма существовали лишь в сознании отдельных представителей европеизированной части дворянства хорошо знакомой с образом жизни Западной Европы и основными достижениями мировой философской, научной и политической мысли Либерализм в России был сугубо интеллигентским движением и не имел широкой социальной базы, что обусловлено характерными особенностями социальной структуры российского общества первой четверти XIX века
Для большинства населения страны представленного неграмотным крестьянством, либерализм был непонятен отражая своей интеллектуальностью господство помещиков Большинство дворянства не принимало либерализм как течение, провозглашавшее "равенство возможностей", а следовательно, выступающее за отмену сословных привилегий Поэтому для дворянства либерализм был слишком радикален Примерно по этим же соображениям либерализм не имел поддержки в среде мелкой и средней бюрократии, так как воплощение в жизнь требования ликвидировать все ограничения частной инициативы неизбежно ослабило бы зависимость граждан от чиновников, что фактически означало бы снижение социального статуса бюрократии Более того, как это ни парадоксально, либерализм в России не мог опереться даже на купечество и владельцев промышленных предприятий, чьи интересы, казалось бы, он выражал Для торгово-промышленных кругов России был неприемлем либеральный лозунг свободы рынка, так как отечественная промышленность не выдерживала конкуренции с иностранным капиталом и была зависима от государственных монополий и военных заказов
При такой расстановке социальных интересов либерализм в России был воспринят лишь в узком кругу проевропейски настроенной правительственной элиты Однако в сознании приверженцев либеральной идеи в России произошла определенная трансформация классической концепции либерализма Возникла уверенность, что инициатором и непосредственным руководителем процесса воплощения в жизнь либеральных постулатов должно стать государство, а не чрезвычайно слабые и не сформированные еще общественные структуры
Апелляция к государству как к организатору либеральных преобразований обусловлена сложностью переустройства традиционного социально-экономического уклада Осознавая то, что гетерогенность социальных интересов в период реформирования неизбежно раскалывает общество на сторонников и противников преобразований, адепты либерализма в России считали целесообразным сохранение сильного государства, способного воплотить либеральные принципы в жизнь, обеспечивая при этом социальный мир и порядок в обществе Сотрудничество с правительством а не бездумное противостояние с ним является, по мнению отечественных сторонников либеральной идеи, наиболее эффективной методикой движения к торжеству либеральных постулатов
Именно исходя из такого понимания своей роли и роли государства в изменении российской действительности, адепты либерализма считали несвоевременным корен-
ное изменение политического строя Их политическая программа, как правило, ограничивалась требованиями свободы совести и слова, гласности и независимости суда, постепенной отмены крепостного права Лишь отдельные сторонники либерализма такие как М М Сперанский, И С Мордвинов, Н Н Новосильцев считали необходимым введение в России органов сословного представительства при императоре Большинство же приверженцев либерализма высказывалось лишь за создание законодательной базы обеспечивающей безопасность и свободу хозяйственной деятельности Требование ограничения самодержавной власти посредством установления общественного контроля рассматривалось ими как желательное в отдаленной перспективе дополнение к комплексу гражданских прав, нежели как насущная необходимость современности.
Таким образом, стремление отечественных либералов к максимально объективному анализу современных им социально-экономических явлений обусловило смещение приоритетов в проблематике, что позволяет говорить о распространении в России первой четверти XIX века идеологии либерально-консервативного типа, ставшей результатом синтеза особенностей отечественной социокультурной среды и передовой западноевропейской мысли
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См Спекторский Е Либерализм//Опыт русского либерализма Антология М ,1997 С 334 - 336
2Цит по Иконников В С Граф Н С Мордвинов Спб , 1873 С 70
3См Леонтович В В История либерализма в России 1762 — 1914 М , 1995 Новикова Л , Сиземская И Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России// Свободная мысль 1993 № 15
4 См Леонтович В В Указ соч С 29
5 Там же С 31
6 См Там же С 56
7 См Предтечинский Л В Экономические журналы первой четверти XIX века//Об-щественная мысль в России XIX века Вып 18 Л , 1986
8 Там же С 18
9Цит по Давыдов М А Оппозиция Его Величества , М , 1994 , с 117
10 Цит по Сафонов М М Филиппова Э Н Журналы Непременного Совета//ВИД 1979 Т XI С 158 - 159
1См Архив Государственного Совета Т 3 Спб 1878 Стр 31 — 37 (далее Архив ГС)
12 См Архив ГС Т 4 Спб, 1881 Стр 279
13 См Архив графов Мордвиновых В 10 т Т 3 , 1902 док № 716 С 147 — 177 (далее
АМ)
"Там же С 147 - 148
'5 См АМ Док N»751 С 234 - 241
16 Там же С 239
17 См Иконников В С Указ соч С 48-49
13 См Архив ГС Т 4 С 17 - 19
19 См Клименко А Савельев А Первый глава минфина//Былое 1994 № 9 С 4
20 См Архив ГС 1 4 Указ изд Стр 2
21 Там же С 185 - 190
22 Там же С 1-9
23 Там же С 19
24 Там же С 6
2Ь Там же С 165, 176